Сущность и критерии малого предпринимательства

Министерство Образованияи Науки Российской Федерации
Федеральное Агентство пообразованию
ГОУ ВПО ВсероссийскийЗаочный
Финансово-экономический институт
 
Курсовая работа
Тема: «Сущность икритерии малого предпринимательства»
Омск 2007

Содержание
 
Введение
1. Сущность и критериималого предпринимательства
2. Организация финансовмалого предприятия
3. Способы государственнойподдержки малого предпринимательства
Заключение

Введение
Малоепредпринимательство – неотъемлемый элемент современной рыночной системы хозяйствования,без которого экономика и общество не могут нормально существовать иразвиваться.
Независимыепредприниматели представляют собой наиболее многочисленный слой частныхсобственников и в силу своей массовости играют значительную роль не только в социально-экономической,но и в политической жизни страны. Малое предпринимательство обеспечиваетукрепление рыночных отношений основанных на демократии и частной собственности.По своему экономическому положению и условиям жизни частные предпринимателиблизки к большей части населения и составляют основу среднего классаявляющегося гарантом социальной и политической стабильности общества.
В КонституцииРоссийской Федерации определено, что каждый гражданин имеет право на свободноеиспользование своих способностей и имущества для предпринимательской и иной незапрещённой законом экономической деятельности. Права и свободы человека и гражданина,а значит и право свободной предпринимательской деятельности осуществляются навсей территории Российской Федерации и распространяются на каждого гражданинастраны. Все органы государственной власти обязаны обеспечивать и защищать всвоей деятельности права предпринимателей и свободу малого предпринимательства,а их противодействие должно рассматриваться как нарушение КонституцииРоссийской Федерации.
Вэкономически развитых странах число малых и средних предприятий достигает 80–99%от общего числа предприятий в этом секторе экономики сосредоточены две третитрудоспособного населения производится более половины валового внутреннегопродукта. В этих странах проводится активная и последовательная политикаподдержки и развития малого предпринимательства. В России государствопредприняло определённые шаги по развитию малого предпринимательства:формируется законодательная база были приняты программы развития малогопредпринимательства на федеральном и региональном уровнях при содействиигосударства создана сеть сервисных организаций. Всё большее внимание вопросамразвития малого предпринимательства уделяют региональные и муниципальные органывласти.
В первойчасти работы даётся характеристика сущности и критериев малогопредпринимательства, показаны его преимущества и определённые недостатки, атакже роль малого предпринимательства в экономике страны.
Предпринимательскаядеятельность является самостоятельной инициативной и рисковой деятельностьюдееспособных граждан направленной на получение прибыли (дохода) законным путем,поэтому в работе показано кто может быть субъектом малого предпринимательства.
Во второйчасти работы говорится об особенностях организации финансов малогопредпринимательства, а именно об особенностях налогообложения субъектов малогобизнеса.
Способыгосударственной поддержки субъектов малого предпринимательства описаны взаключительной части курсовой работы.

1. Сущностьи критерии малого предпринимательства
 
Малымпредпринимательством признаётся деятельность, осуществляемая определёнными субъектамирыночной экономики, имеющими установленные законом признаки, определяющиесущность этого понятия. Основным критерием, на основе которого предприятия (организации)различных организационно-правовых форм относятся к субъектам малогопредпринимательства, является средняя численность работников, занятых заотчётный период на предприятии (в организации). В ряде научных работ под малымпредпринимательством понимается деятельность, осуществляемая относительнонебольшой группой лиц, или предприятия управляемые одним собственником.
Наряду сосредней численностью персонала, критериями отнесения предприятий к малым, выступаютобъём оборота (прибыли, дохода), величина активов, размер уставного капитала идр. По данным Всемирного банка общее число показателей, по которым предприятияпризнаются субъектами малого предпринимательства, превышает 50. Однако наиболеечасто применяются вышеназванные.
В ЕвропейскомСоюзе с 1 января 1995 г. к малым относятся предприятия, имеющие числозанятых работников до 50 человек, годовой оборот менее 4 млн. евро, суммубаланса менее 2 млн. евро. Комиссией ЕС (КЕС) предложены следующие критерииотнесения фирм к малым: число занятых работников не должно превышать 100человек, размер собственного основного капитала должен быть менее 75 млн. европри условии, что доля крупных компаний в уставном капитале фирмы не превышаетодну треть. КЕС выделяет микрофирмы с численностью занятых до 10 человек (вподавляющем большинстве это индивидуальные семейные и фермерские хозяйства) имелкие фирмы, численность занятых на которых колеблется от 10 до 99 человек.
В Японии втаких отраслях как горнорудная промышленность, транспорт, строительство, связь,обрабатывающая промышленность, кредит, коммунальное хозяйство, финансы истрахование, операции с недвижимостью, численность работающих не должнапревышать 300 человек. В оптовой торговле – менее 100 человек, в розничной – до50 человек. Производство и т.д. – 20 или менее занятых, коммерция, услуги-5и менее занятых.
В США поопределению Администрации малого бизнеса считается, что малый бизнес доминируетв отрасли, если объём среднегодовой численности рабочей силы приходится напредприятия с численностью занятых до 500 человек. Под это определениеподпадают розничная торговля, сфера услуг, жилищное строительство, а такжесельское хозяйство, лесная и рыбная промышленность.
В российскойпрактике существование малого предпринимательства было разрешено в 1988 году.В этот период к числу малых относили государственные предприятия, на которыхсреднее число ежегодно занятых не превышало 100 человек.
Всоответствии с Федеральным законом «О государственной поддержке малого предпринимательствав Российской Федерации» от 14 июня 1995 года №88–43, под субъектами малогопредпринимательства понимаются коммерческие организации, в уставном капиталекоторых доля участия Российской Федерации, субъектов общественных и религиозныхорганизаций (объединений), благотворительных и иных фондов не превышает 25%,доля, принадлежащая одному или нескольким юридическим лицам, не являющимисясубъектами малого предпринимательства, не превышает 25% и в которых средняячисленность работников за отчётный период не превышает следующих предельныхуровней:
впромышленности на транспорте в строительстве-100 человек
в сельскомхозяйстве и научно – технической сфере-50 человек
в оптовойторговле-50 человек
в розничнойторговле и бытовом обслуживании населения-30 человек
в остальныхотраслях и при осуществлении других видов деятельности-50 человек
В случаепревышения малым предприятием вышеназванной численности работников оно лишаетсяльгот, предусмотренных действующим законодательством на период, в течениекоторого допущено указанное превышение, и на последующие три месяца. Малые предприятия,осуществляющие несколько видов деятельности, относятся к таковым по критериютого вида деятельности, доля которой является наибольшей в годовом объёмеоборота или в годовом объёме прибыли.
Анализируязарубежный и отечественный опыт развития малого предпринимательства, можноуказать на его следующие преимущества: более быстрая адаптация к местнымусловиям хозяйствования, большая независимость действий малых предприятий, гибкостьи оперативность в принятии и выполнении принимаемых решений, относительноневысокие расходы при осуществлении деятельности, особенно затраты науправление, большая возможность индивида реализовать свои идеи, проявить своиспособности, более низкая потребность в первоначальном капитале и способностьбыстро вводить изменения в продукцию и в процесс производства в ответ натребования местных рынков, относительно более высокая оборачиваемость капиталаи др.
Собственникималых предприятий более склонны к сбережению и инвестированию у них всегдавысокий уровень личной мотивации в достижении успеха, что положительносказывается в целом на деятельности предприятия. Малые предприятия лучшеинформированы об уровне спроса на местных рынках, часто товары производят по заказуконкретных потребителей, дают средства к существованию значительному числунаёмных работников. Малые и средние предприятия по сравнению с крупными, вотдельных странах занимают доминирующее положение, как по их числу, так и поудельному весу в производстве товаров (выполнению работ оказанию услуг).
Однако маломупредпринимательству присущи и определенные недостатки, среди которых:более высокий уровень риска, чем обусловлена высокая степень неустойчивостиположения на рынке, большая зависимость от крупных компаний, ошибки вуправлении собственным делом, слабая компетентность руководителей, повышенная чувствительностьк изменениям условий хозяйствования, трудности в заимствовании дополнительныхфинансовых средств и получении кредитов, неуверенность и осторожностьхозяйствующих партнёров при заключении договоров и др.
Шансы малыхфирм на успех повышаются по мере её взросления. Фирмы, долго существующие приодном владельце, приносят более стабильный и высокий доход, чем фирмы, которыечасто меняют владельцев. Предприниматели, уже накопившие опыт ведения дел вмалых фирмах, как правило, более удачливы в бизнесе. Если в управлении фирмыучаствует не один человек, а предпринимательская команда состоит из двух, трехи четырёх лиц, шансы на выживание выше, поскольку коллективное принятие решенийболее профессионально. На живучести малых фирм сказываются и размерыфинансирования на первом этапе существования фирмы. Чем больше первоначальныйкапитал, вложенный в фирму, тем больше у неё возможностей сохранения деятельностив кризисные периоды.
Рольмалого предпринимательства в экономике страны определяется следующими факторами:
· численностью малыхпредприятий и индивидуальных предпринимателей в общей численности субъектоврыночной экономики,
· вкладом малых предприятийв создание ВВП, в производство продукции (выполнение работ оказание услуг),
· вкладом субъектов малогопредпринимательства в формирование федерального и региональных бюджетов,
· ростом численности намалых предприятиях занятого трудоспособного населения, вкладом в сокращениечисла безработных,
· насыщением рынкапотребительскими товарами (работами услугами), лучшим удовлетворениемпотребностей населения,
· навыками дееспособныхграждан в создании собственного дела накопления опыта управления предприятиямии др.
К организационно-правовымформам предпринимательской деятельности относятся следующие видыкоммерческих организаций:
хозяйственныетоварищества и общества, производственные кооперативы, государственные имуниципальные унитарные предприятия. Индивидуальные предпринимателиосуществляют предпринимательскую деятельность без образования юридического лица,поэтому они не могут быть отнесены к какой-либо организационно-правовой форме,но они являются субъектами малого предпринимательства.
Хозяйственныетоварищества – коммерческие организации с разделённым на доли складочнымкапиталом. Хозяйственные товарищества могут создаваться в форме полноготоварищества и товарищества на вере (коммандитного товарищества). Учредителямиполных товариществ и полными товариществами в товариществах на вере могут бытьтолько индивидуальные предприниматели и (или) коммерческие организации.
Полнымтовариществом признаётся товарищество, участники которого (полные товарищи) всоответствии с заключённым учредительным договором занимаютсяпредпринимательской деятельностью от имени товарищества и несут ответственностьпо его обязательствам всем принадлежащим им имуществом.
Размерскладочного капитала должен быть не менее 100 минимальных размеров оплатытруда.
Управлениедеятельностью полного товарищества осуществляется по общему согласию всехучастников, но учредительным договором могут быть предусмотрены случаи, когдарешение принимается большинством голосов участников. Прибыль и убытки полноготоварищества распределяются между его участниками пропорционально их долям вскладочном капитале, если иное не предусмотрено учредительным договором илииным соглашением участников.
Товариществона вере(коммандитное товарищество) – товарищество, в котором наряду с участниками,осуществляющими от имени товарищества предпринимательскую деятельность иотвечающими по обязательствам товарищества своим имуществом (полнымитоварищами), имеется один или несколько участников-вкладчиков (коммандитистов),которые несут риск убытков, связанных с деятельностью товарищества, в пределахсумм внесённых ими вкладов и не принимают участия в осуществлениипредпринимательской деятельности. Товарищество на вере создаётся и действует наосновании учредительного договора, который подписывается всеми полнымитоварищами. Размер складочного капитала товарищества на вере должен быть неменее 100 МРОТ.
Управлениедеятельностью товарищества осуществляется полными товарищами, а вкладчики неимеют права участвовать в управлении и ведении дел товарищества на вере,оспаривать действия полных товарищей по управлению и ведению дел товарищества.Вкладчик товарищества на вере имеет право получить часть прибыли товарищества,причитающуюся на его долю в складочном капитале, в порядке, предусмотренном учредительнымдоговором.
Обществомс ограниченной ответственностью (ООО) признаётся созданное одним или несколькими лицамихозяйственное общество, уставный капитал которого разделён на доли определённыхучредительными документами размеров. Участники общества не отвечают по егообязательствам и несут риск убытков, связанных с деятельностью общества впределах стоимости внесённых ими вкладов. ООО учреждается, функционирует иликвидируется в соответствии с положениями, установленными ГК РФ и Федеральнымзаконом РФ «Об обществах с ограниченной ответственностью» от 8 февраля 1998года №8-ФЗ.
Участникамиобщества могут быть граждане и юридические лица. Максимальное число участниковобщества не должно быть более 50. В случае превышения этого предела численности,общество в течение года должно быть преобразовано в открытое акционерноеобщество или в производственный кооператив.
Учредительнымидокументами общества являются учредительный договор и устав. Уставный капиталобщества должен быть не менее 100 МРОТ.
Федеральнымзаконом установлены права и обязанности участников общества, порядокформирования уставного капитала общества, порядок увеличения (уменьшения)размеров уставного капитала общества и др.
Размер долиучастника общества в уставном капитале общества определяется в процентах или ввиде дроби. Вкладом в уставный капитал могут быть деньги, ценные бумаги, другиевещи или имущественные права, имеющие денежную оценку.
Высшиморганом общества является общее собрание его участников.
Акционерныеобщества– субъекты малого предпринимательства.
Механизмсоздания, функционирования и управления акционерными обществами определён ГК РФФедеральным законом РФ. «Об акционерных обществах» от 25 декабря 1995 года №208-ФЗ(в ред. последующих изменений).
Всоответствии с федеральным законом акционерным обществом признаётсякоммерческая организация, уставный капитал которой разделён на определённоеколичество акций, удостоверяющих обязательственные права участников общества (акционеров)по отношению к акционерному обществу. Акционеры не отвечают по обязательствам обществаи несут риск убытков связанных с его деятельностью, в пределах стоимостипринадлежащих им акций.
Акционерноеобщество может быть открытым или закрытым.
Открытоеакционерное общество (ОАО) – это общество, которое вправе проводить открытую подписку навыпускаемые им акции и осуществлять их свободную продажу с учётом требованийфедерального законодательства. Минимальный размер уставного капитала ОАО долженбыть не менее 1000 МРОТ. Число учредителей ОАО не ограничено.
Закрытымакционерным обществом (ЗАО) является общество, акции которого распределяются толькосреди учредителей или иного, заранее установленного круга лиц. ЗАО не имеетправа проводить открытую подписку на выпускаемые им акции.
Если числоакционеров ЗАО превышает 50, оно должно преобразоваться в ОАО в течение года.
Статистическиеданные свидетельствуют о том, что малое предпринимательство стало заметнымявлением в экономике России. Сегодня в стране работает около 1 млн. малыхпредприятий с численностью постоянно занятых свыше 6 млн. человек,зарегистрировано около 3,5 млн. предпринимателей, занимающихся индивидуальнойтрудовой деятельностью.
С учётомработающих по договорам и по совместительству, а также предпринимателей,работающих без образования юридического лица, в малом предпринимательствезанято около 14 млн. человек. С учётом предприятий, которые фактическиявляются малыми, но не могут быть отнесены к таковым по тем или иным формальнымпризнакам, а также так называемых средних предприятий, можно говорить обудвоении представленных цифр.
Оборотмалых предприятий в январе-сентябре 2006 года вырос на 17,1% по сравнению саналогичным периодом предыдущего года, а инвестиции – на 25,9%. Более 106млрд. руб. инвестировали малые предприятия за 9 месяцев 2006 года.
Географияустойчивого развития малого предпринимательства постоянно расширяется, хотя исохраняется неравномерность его распространения: более половины работающих встране малых предприятий сосредоточено в восьми субъектах Российской Федерации,около четверти – в Москве. 40% всего малого предпринимательства Россиисконцентрированы в Москве, Санкт – Петербурге, Московской и Ленинградскойобластях. За пределами этих регионов уровень развития этого сектора резкопадает. Такая концентрация малого бизнеса в столичных городах приводит к тому,что 70% таких предприятий занимается предоставлением услуг и розничнойторговлей, тогда как только 30% заняты в сфере материальногопроизводства.
Новые малыепредприятия чаще всего появляются на Дальнем востоке и Урале. А самыми «быстрыми»по обороту и инвестициям оказались компании в Сибирском округе (рост на 34,9% и65,2% соответственно).
Нужнозаметить, что предприниматели за годы экономических преобразований приобрелиопыт ведения бизнеса. Повысился профессиональный уровень многихпредпринимателей и управленцев. В целом произошла сегментация рынков, появилосьмного предприятий, ориентированных на производственный сектор и сферу услуг,улучшается качество продукции пищевой и лёгкой промышленности. То же можносказать и о сфере услуг в крупных городах. Вместе с тем по-прежнему невеликадоля производственного сектора, слабо внедряются новые технологии. Отдельныепримеры выпуска высококачественных товаров до сих пор не решают проблему низкойконкурентоспособности продукции малых предприятий.

2.Организация финансов малого предпринимательства
 
Малыепредприятия имеют особенности в организации финансов, прежде всего в налогообложении.У них могут быть следующие виды налогообложения:
1.Общепринятая система налогообложения.
2.Специальный налоговый режим, включающий:
2.1. единыйсельскохозяйственный налог
2.2. упрощённаясистема налогообложения.
2.3. единыйналог на вменённый доход для отдельных видов деятельности.
1. Основнымивидами налогов общепринятой системы налогообложения являются:
налог надобавленную стоимость (глава 21 НК РФ);
налог надоходы физических лиц (глава 23 НК РФ);
единыйсоциальный налог (глава 24 НК РФ);
налог наприбыль организаций (глава 25 НК РФ);
налог наимущество предприятий (порядок исчисления и уплаты налога регулируетсяинструкцией, изданной МНС РФ по вопросу, касающемуся порядка уплаты филиалами ииными обособленными подразделениями российских организаций налогов и сборов.Объектом налогообложения являются основные средства, нематериальные активы,запасы и затраты, находящиеся на балансе плательщика. Для целей налогообложенияопределяется среднегодовая стоимость имущества предприятия (квартал, полугодие,9 месяцев и год)).
2.1. Плательщикамиединого сельскохозяйственного налога являются организации, крестьянские(фермерские) хозяйства и индивидуальные предприниматели, являющиесясельхотоварозпроизводителями. Не признаются сельхозтоваропроизводителямисельскохозяйственные организации индустриального типа (птицефабрики, тепличныекомбинаты, зверосовхозы и др.) (статья 346.2 НК РФ). Система налогообложениядля сельскохозяйственных товаропроизводителей регулируется гл. 26.1 НК РФ.
Большинствомалых предприятий, не относящихся к обслуживанию населения, могут добровольновыбирать общепринятую или упрощённую систему налогообложения.
Упрощённаясистема налогообложения, учёта и отчётности применяется малыми предприятиями ииндивидуальными предпринимателями в соответствии с Федеральным законом «Обупрощённой системе налогообложения учёта и отчётности для субъектов малогопредпринимательства» от 29 декабря 1995 года №222-ФЗ.
Преимуществомупрощённой системы является замена уплаты совокупности установленныхзаконодательством РФ федеральных, региональных и местных налогов и сборовуплатой единого налога, исчисляемого по результатом хозяйственной деятельностималого предприятия (индивидуального предпринимателя) за отчётный период.
Налогоплательщикамипризнаются организации и индивидуальные предприниматели, перешедшие наупрощенную систему налогообложения. Организация имеет право перейти наупрощённую систему налогообложения, если по итогам 9 месяцев того года, вкотором организация подаёт заявление о переходе на упрощённую системуналогообложения, доход от реализации определяемый в соответствии со статьёй 249НК РФ не превысил 11 млн. руб.
Не вправе применятьупрощенную систему налогообложения: организации имеющие филиалы илипредставительства; банки; страховщики; негосударственные пенсионные фонды;инвестиционные фонды; ломбарды и другие организации, в соответствии со статьёй346.12 НК РФ. Объектом налогообложения признаются доходы; доходы, уменьшенныена величину расходов (ст. 346.12 НК РФ).
Налоговаяставка устанавливается в размере (ст. 346.20 НК РФ):
а) 6% (вслучае если объектом налогообложения являются доходы);
б) 15%(вслучае если объектом налогообложения являются доходы, уменьшенные на величинурасходов).
Если упредприятия велика материалоёмкость продукции ему выгоден вариант Б, при низкойматериалоёмкости целесообразен вариант А.
Налоговымпериодом признаётся календарный год. Отчётными периодами являются первыйквартал, полугодие и девять месяцев календарного года (ст. 346.19 НК РФ).
Налогоплательщикиобязаны вести налоговый учёт показателей своей деятельности необходимых дляисчисления налоговой базы и суммы налога на основании книги учёта доходов ирасходов. В соответствии с федеральным законом субъектам малогопредпринимательства предоставляется право оформления первичных документов,бухгалтерской отчётности и ведения книги учёта доходов и расходов по упрощённойформе, в том числе без использования двойной записи, плана счетов и соблюденияиных требований, предусмотренных действующим Положением о ведениибухгалтерского учёта и отчётности в РФ.
Форма книгиучёта доходов и расходов и порядок отражения в ней хозяйственных операцийорганизациями и индивидуальными предпринимателями, применяющими упрощённуюсистему налогообложения утверждаются Министерством по налогам и сборам РФ посогласованию с Министерством финансов РФ (ст. 346.24 НК РФ).
Упрощённаясистема налогообложения регулируется главой 26.2 НК РФ.
Установлениеи введение в действие единого налога на вменённый доход для определённыхвидов деятельности осуществляется в соответствии с Федеральным законом «Оедином налоге на сменённый доход для определённых видов деятельности» от 31июля 1998 г. №148 – ФЗ (в редакции от31.03.1999 г. №63-ФЗ).
Системаналогообложения в виде единого налога на вменённый доход для отдельных видовдеятельности может применяться по решению субъекта РФ в отношении следующихвидов предпринимательской деятельности: оказания бытовых услуг (ремонт обуви,одежды, прачечных, химчисток, ателье, парикмахерских и др.); оказанияветеринарных услуг; оказание услуг по ремонту, обслуживанию, мойкеавтотранспортных средств; розничной торговли, общественного питания, оказаниеавтотранспортных услуг по перевозке пассажиров и грузов (ст. 346.26 НКРФ).
Конкретныйперечень малых предприятий из ставки базовой доходности для ЕНВД устанавливаетзаконодательное собрание РФ субъектов Федерации. Правительством устанавливаютсямаксимальные ставки базовой доходности на единицу физического показателя. Например,общественное питание 1000 руб. в месяц с 1мІ зала обслуживания, в розничнойторговле 9000 руб. в месяц с одного торгового места, с автотранспортныхперевозок 6000 руб. с одного транспортного средства, автостоянки с 1м2.
Ставка ЕНВД 15%от базовой доходности. Базовая доходность корректируется на три коэффициента:
1) коэффициент,учитывающий местоположение малого предприятия;
2) коэффициент,учитывающий тип товаров;
3) коэффициент-дефлятор,учитывающий инфляцию. (В 2006 году он равнялся 1,09.в2007 может равняться 1,24).
Системаналогообложения в виде единого налога на вменённый доход для отдельных видовдеятельности отражена в главе 26.3 НК РФ.
3. Способыгосударственной поддержки малого предпринимательства
 
Какпоказывает мировая и отечественная практика, малое предпринимательство,учитывая его характерные особенности, нуждается в постоянной поддержке состороны государственной власти и местного самоуправления. Этот процесс началсяс принятия законодательных и нормативных актов, регулирующих малоепредпринимательство. Ведущее место в системе правового обеспечения предпринимательствазанимает принятие новой Конституции РФ. В ней изложены условия и принципыразвития законного предпринимательства, установлены права и даны гарантии гражданам,занимающимся предпринимательской и иной, не запрещённой законом экономической деятельностью.
Гражданскийкодекс с определёнными оговорками можно назвать экономической конституцией. ГКРФ устанавливает гражданские права и свободы, регулирует отношения между лицами,осуществляющими предпринимательскую деятельность, упорядочиваеторганизационно-правовые формы предпринимательской деятельности.
Для развитиямалого предпринимательства особое значение имеет реализация Федерального закона«О государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации «от18 июня 1995 года №88-ФЗ. В федеральном законе говорится, что он направлен нареализацию установленного Конституцией РФ права граждан на свободное использованиесвоих способностей и имущества для осуществления предпринимательской и иной, незапрещённой законом деятельности. Федеральный закон определяет общие положенияв области государственной поддержки и развития малого предпринимательства в РФ,устанавливает формы и методы государственного стимулирования и регулированиядеятельности субъектов малого предпринимательства. Закон действует на всейтерритории РФ в отношении всех субъектов малого предпринимательства, независимоот предмета и целей их деятельности и организационно-правовых форм и формсобственности.
17 апреля вГосдуму депутатами внесён давно ожидаемый законопроект о развитии малого исреднего предпринимательства. Новый закон имеет определяющее значение дляразвития в стране малого и среднего бизнеса, признанного одним из приоритетовгосударственной политики. Действующий же федеральный закон, регулирующий даннуюсферу, принятый в 1995 году, на сегодня практически недееспособен. С 1 января2005 года из него исключена почти половина статей, кроме того, он регулируеттолько малое предпринимательство, оставляя за скобками более крупные объектыпредпринимательской деятельности. Внесённый закон впервые вносит понятие нетолько малого, но и микро -, а также среднего предприятия. Законопроектопределяет возможность введения финансовых, налоговых, имущественныхпреференций для субъектов малого и среднего бизнеса, а также мер поддержкивнешнеэкономической деятельности и информационной поддержки. Закономпредусматривается создание при органах исполнительной власти разных уровнейсоветов по поддержке малого и среднего бизнеса, которые наделены широкимивозможностями. Документ стоит в числе приоритетных законопроектов партии «ЕдинаяРоссия», готовящихся к принятию до весенней сессии. Закон может вступить в силууже с 1 июля 2007 года.
По этомузакону впервые малый и средний бизнес будет учитываться как единый сектор:предприятия свыше 100 человек и до 250 человек так же, как в Европейском Союзе(ЕС) будут попадать в программы поддержки малого и среднего бизнеса. Второйновацией в законодательстве явится закон о приватизации муниципального игосударственного имущества, решающий проблему доступа к нежилым помещениям.Проблема доступа к нежилым помещениям является одной из ключевых не только дляначинающих предпринимателей, но и для вполне успешного бизнеса. В этом законепредусматривается возможность оплаты приобретаемого имущества в рассрочку насрок до трёх лет. В качестве третьего важного направления поддержки малогобизнеса можно назвать создание венчурных фондов, которых по стране создается 12,а 6,5 млрд. руб. которыми будут располагать фонды, позволят им профинансироватьболее 200 инновационных проектов.
Создание развитойинфраструктуры поддержки и регулирования деятельности субъектов малогопредпринимательства имеет важное значение, что подтверждается практикойвысокоразвитых стран. Например, в США в 1953 году создана Администрация малогобизнеса (АМБ), функции которой охватывают весь комплекс мероприятий поподдержке малого бизнеса (финансовая помощь, технические и консультационныеуслуги, содействие в получении государственных заказов и др.). Структура АМБвключает три уровня: штаб-квартира в столице США, 10 региональных объединений иболее 100 местных отделений, расположенных по всей стране и работающих в тесномконтакте с местными органами государственной власти колледжами, университетами,предприятиями и общественными организациями. Поддержка малого бизнеса в СШАосуществляется и другими федеральными ведомствами: Министерством внутренних дел,Министерством жилищного строительства и городского развития, Национальнымнаучным фондом, Администрацией по фермерскому хозяйству, институтами и центрамиразвития малого бизнеса, торгово-промышленными палатами, которых насчитываетсяболее 2700 и т.д.
За времясуществования АМБ 20 млн. малых предприятий США получили прямую, либо косвеннуюподдержку за счёт её программ. Текущий портфель составляет 340000 ссудсубъектам малого предпринимательства на сумму более 49 млрд. долларов. При этомряду предприятий будет отказано в получении гарантий АМБ. Это предприятия,работающие в банковской сфере, казино и бары.
Главнаязадача структуры – выступать в роли гаранта кредита малым предприятиям передбанком. Как правило, такие гарантии необходимы в трёх случаях: если предприятиеберёт кредит на старте и не имеет кредитной истории; если заёмщик нуждается вдолгосрочной ссуде, срок которой превышает внутренние кредитные требованиябанка; при условии выдачи ссуды на вид деятельности, неизвестной для кредитора.При этом в структуре действуют три разные программы кредитования: дляпополнения оборотного капитала малых предприятий – программа 7 (а), для покупкиземли, имущества и оборудования – программа 504, и программа микрокредитования.По первым двум программам предприятие получает ссуду в банке. Со своей стороныАМБ выступает гарантом кредита. В программе микрокредитования схема иная – ссудав объёме не более 750 тыс. долларов федеральных средств выдаётся структуройпосреднику, распределяющему более мелкие суммы на кредитование малых предприятий.Главные требования к посреднику следующие: это должна быть некоммерческая, нопрофессиональная в области финансирования организация с опытом работыкредитования не менее года, организация должна оказывать не только финансовую,но и консалтинговую помощь предприятиям. Число неплательщиков составляет неболее 6% от общего числа заёмщиков. В программе микрокредитования этипоказатели ещё лучше – менее 6% малых предприятий не платят посредникам и менее2% посредников не платят АМБ. Структура АМБ предполагает строгую финансовуюотчётность и контроль за эффективным использованием выделяемых средств изамериканского бюджета. Все реализуемые в рамках программы решенияконтролируются независимыми инспекторами, которые формально работают в АМБ, нонезависимы от структуры администрации. Поэтому, обнаружив любое нарушение, онимогут незамедлительно направить запрос непосредственно в Конгресс США илипрезиденту Америки.
В Японии насредние и малые предприятия приходится около 60% объёма производствапромышленной продукции. Для малого бизнеса Японии характерна широкоразвитая субподряднаясистема, где малые и мельчайшие предприятия получают и выполняют заказы открупных фирм – машиностроительных, авиационных и др.
В Япониисуществуют четыре центра регулирования и стимулирования малых и среднихпредприятий:
· центральное правительство;
· местные органы власти;
· крупный бизнес;
· самостоятельныеобъединения малого бизнеса.
По линиицентрального правительства делами малого бизнеса занимается Управление малыхпредприятий в составе Министерства внешней торговли и промышленности. Как центральные,так и местные органы власти стимулируют становление и развитие малого бизнесапри помощи займов, кредитных гарантий, налоговых льгот, обучения кадров иоблегчения доступа к информации. Кроме того малым предприятиям предоставляетсябезвозвратная финансовая помощь только на осуществление некоторыхнаучно-технических программ (например, повышение технического уровняпроизводства). Значительно шире под льготный процент предоставляются займы наосуществление следующих проектов:
· разработка новых видовпродукции и новой технологии (финансирование по линии местных органов власти);
· разработка новых видовпроизводств и техники (по линии центрального правительства);
· возрождение мелкихпредприятий для развития экономики отдельных регионов (по линии центральногоправительства);
· содействиепроизводственной и технической кооперации между предприятиями малого бизнеса (полинии центрального правительства)
Большую рольв оказании финансовой помощи малым и средним предприятиям играет Финансоваякорпорация малого бизнеса Японии. Она предоставляет таким предприятиямдолгосрочные займы (на срок более года на льготных условиях на увеличениеосновного и оборотного капитала).
Накредитовании мелких и мельчайших компаний специализируется Национальнаяфинансовая корпорация Японии. Обладая огромной сетью торгово-промышленных палат(свыше 500 по стране), она ежегодно выдаёт займы на сумму свыше500 млрд. иен.
В Японии естьещё одно специализированное учреждение – банк Соко-Чукин, финансирующийдеятельность кооперативов, малых и средних предприятий охраны окружающей среды,развития энергосберегающих производств. Упомянутые выше Финансовая корпорациямалого бизнеса и Национальная финансовая корпорация выдают кредиты на ещё болеельготных условиях. Следует отметить, что государство обеспечиваетгарантирование и страхование кредитов, предоставляемых малым и среднимпредприятиям через так называемую «систему дополнительного общественногокредитования». С помощью этой системы обеспечивается перелив капитала откоммерческих финансовых институтов к компаниям малого и среднего бизнеса.Важным звеном финансовой поддержки малых и средних предприятий служат займы икредиты, предоставляемые для конкретной помощи предприятиям, попавшим взатруднительное финансовое положение, вследствие объективных факторов. Таким образом,в Японии создана и функционирует всесторонняя поддержка малогопредпринимательства на разных уровнях.
В России существуют различныенаправления поддержки и развития малого предпринимательства со стороныгосударственных (и негосударственных) структур: финансово-кредитная,имущественная, информационная, консультационная, поддержка инновационнойдеятельности, поддержка в области подготовки и подбора кадров, а также поддержкав области налогообложения и бухгалтерского учёта для малого предпринимательства(рассмотренная во второй главе работы).
В Россиисоздана на федеральном уровне и на уровне субъектов РФ инфраструктура развитияи поддержки малого предпринимательства и предпринимательства вообще. Нафедеральном уровне проблемами поддержки и развития малого предпринимательствазанимаются такие министерства и государственные комитеты как: Министерство поантимонопольной политике и поддержке предпринимательства; Министерствоэкономического развития и торговли; Министерство труда и социального развития;Министерство финансов; Министерство по налогам и сборам; Государственныйтаможенный комитет; Государственный комитет по статистике; Государственный фондсодействия развитию малых форм предприятий в научно-технической сфере.
Значительнуюроль в поддержке малого предпринимательства играют Торгово-промышленная палатаРФ и торгово-промышленные палаты, действующие в регионах; Российское агентствоподдержки малого предпринимательства и его региональные отделения, общественныеобъединения предпринимательства и др. Определяющее значение в структурефедеральных органов регулирования и поддержки малого предпринимательствазанимают высшие законодательные и исполнительные органы власти: Президент РФГосударственная Дума и Совет Федерации Правительство РФ и др.
В целяхгосударственной поддержки и развития в стране инновационной деятельности внаучно-технической сфере, постановлением Правительства РФ от 3 февраля 1994года №65 создан Фонд содействия развитию малых форм предприятий внаучно-технической сфере.
Основныезадачи фонда:
· содействие проведениюгосударственной политики реформирования рыночных отношений в научно-техническойсфере путём поддержки содействия и развития инфраструктуры малогоинновационного предпринимательства, поощрение конкуренции через привлечениефинансовых ресурсов и их целевое и эффективное использование для реализациипрограмм и проектов по созданию производства наукоемких продуктов;
· участие в разработке,проведении экспертизы, конкурсном отборе и реализации федеральных, региональных,отраслевых программ и проектов, обеспечивающих демонополизацию процессасоздания и освоения новых технологий насыщения рынка произведёнными на ихоснове конкурентоспособными товарами;
· содействие созданию новыхрабочих мест для эффективного использования имеющегося в РФ научно-техническогопотенциала;
· поддержка освоения ивнедрения новых технологий и ноу-хау с использованием патентов и лицензий;
· привлечение на конкурснойоснове субъектов малого предпринимательства отечественных и иностранныхинвесторов к реализации государственных научно-технических программ и заказов.
Источникиформирования средств фонда: бюджетные ассигнования в размере 1% средств,предусматриваемых ежегодно в федеральном бюджете на финансирование науки;добровольные взносы предприятий, учреждений, организаций и граждан, в том числеиностранных юридических и физических лиц, иные поступления от деятельностифонда.
Фонд проводитразличные открытые конкурсы на выполнение научно-исследовательских иопытно-конструкторских работ по приоритетным направлениям развития науки итехники.
Торгово-промышленнаяпалата РФ (ТПП) содействует развитию национальной экономики, опираясь набогатые отечественные традиции и мировой опыт предпринимательства.
Основнымизадачами ТПП РФ являются:
· представление интересовроссийских предпринимателей в отношениях с органами власти;
· создание условий, необходимыхдля становления социально-ориентированной рыночной экономики;
· помощь в формированииправовой среды и инфраструктуры предпринимательства.
Такжеприоритетным направлением ТПП РФ является оказание практической помощироссийским предпринимателям в установлении деловых связей с иностраннымипартнёрами. Тем самым палата содействует развитию экспорта товаров и услуг,привлечению иностранных инвестиций в российскую экономику.
Объединяя 32тысячи предприятий и общественных организаций, ТПП РФ способствует формированиюблагоприятного климата для предпринимательства в России.
В системуПалаты входят 173 территориальные торгово-промышленные палаты, 183 объединенияпредпринимателей и 61 коммерческая организация федерального уровня, около 350предприятий и фирм, созданных с участием торгово-промышленных палат иобразующих инфраструктуру предпринимательства на региональном уровне, 16зарубежных представительств в 15 странах мира, 5 смешанных палат, образованныхс другими странами.
В своейработе ТПП РФ опирается на активную позицию Департаментов и Комитетов ТПП РФ, атакже на развитие основных видов деятельности: законотворческой,выставочно-ярмарочной, оценочной, экспертной, информационной и другие видыдеятельности. Также палата проводит сертификацию продукции и систем качества,оформляет сертификаты происхождения товаров, осуществляет юридическое консультирование,организует обучение предпринимателей.
На заседанияхКомитетов ТПП РФ, тематических круглых столах, обсуждаются актуальные проблемыразвития отраслей, а также аспекты взаимодействия бизнеса и власти. Способствуяэтому диалогу, ТПП РФ проводит экспертизу правовых актов, разрабатывает ивносит для обсуждения и принятия предложения по развитию предпринимательства.
При Палатедействует международный коммерческий арбитражный суд, Морская арбитражнаякомиссия, третейский суд. В ТПП РФ ведётся Реестр российских предприятий ипредпринимателей, финансовое и экономическое положение которых свидетельствуетоб их надёжности как партнёров для коммерческой деятельности в России и зарубежом, проводится также аккредитация иностранных фирм.
Порезультатам этой работы Палата ежегодно направляет Президенту РФ, Федеральномусобранию и Правительству послание с предложениями по развитию экономики ипредпринимательства.
Консолидированнаяпозиция около 183 объединений предпринимателей, входящих в ТПП РФ, влияет на созданиеболее благоприятного правового, инвестиционного и экономического климата встране.
Наподдержку малого бизнеса из федерального бюджета из федерального бюджета в 2005году было выделено 1,5 млрд. руб., в 2006 году сумма удвоилась-3 млрд. руб. В2007 году эта сумма составляет 4 млрд. руб.
В 2008–2010 гг.на финансирование программы государственной поддержки малогопредпринимательства из бюджета Российской Федерации будет направляться 4млрд. руб. ежегодно. Об этом говорится в Прогнозе социально-экономическогоразвития Российской Федерации на 2008–2010 года подготовленном Министерствомэкономического развития и торговли РФ, опубликованном на официальном сайтеэтого ведомства. В МЭРТ напоминают, что средства федерального бюджета,предусмотренные на реализацию государственной поддержки малогопредпринимательства, предоставляются субъектам РФ на конкурсной основе приусловии софинансирования расходов по их реализации из региональных бюджетов.Такой подход позволяет в дополнение к средствам федерального бюджета привлекатьфинансовые средства регионов, а также стимулировать регионы к принятию новыхболее эффективных программ поддержки и развития малого предпринимательства.
Врезультате конкурсного отбора бюджетам субъектов РФ в 2006–2007 гг.субсидии из федерального бюджета предоставляются для финансирования следующих мероприятий:создание и развитие инфраструктуры поддержки субъектов малогопредпринимательства (бизнес-инкубаторов), поддержка субъектов малогопредпринимательства, производящих и реализующих товары работы и услуги,предназначенные для экспорта, развитие системы кредитования малого бизнеса,создание и развитие инфраструктуры поддержки малых предприятий внаучно-технической сфере.
Приоритетныминаправлениями в сфере развития малого предпринимательства на период 2008–2010 гг.станут: реализация законодательства, определяющего участие субъектовмалого предпринимательства в реализации государственного заказа, содействиесозданию инфраструктурных объектов поддержки малого предпринимательства,ориентированных на поддержку вновь создаваемых объектов малогопредпринимательства, специальные программы поддержки конкурентоспособныхэкспортно-ориентированных проектов, формирование благоприятных условий иподдержка институтов микрофинансирования (микрофинансирование — деятельность попредоставлению займов субъектам малого предпринимательства, в том числе и индивидуальнымпредпринимателям, которые не имеют доступа к банковским услугам, не имеютдостаточного залогового обеспечения и соответствующей кредитной истории); формированиеинституциональных условий для развития кредитования предпринимательствабанковскими учреждениями, развитие системы бизнес – инкубаторов для начинающихпредпринимателей, совершенствование нормативно-правовой базы в целях сокращенияадминистративных ограничений и барьеров для предпринимательской деятельности;обеспечение доступа субъектов малого предпринимательства к недвижимомуимуществу, находящемуся в государственной и муниципальной собственности.
Согласноумеренно-оптимистичному прогнозу развития экономики количество малыхпредприятий в 2010 году по отношению к 2006 году увеличится на 26% и составит1300 тысяч единиц. Наиболее высокие темпы роста количества малых предприятийбудут наблюдаться к 2010 году в сельском хозяйстве (на 37%) и транспорте (на 29%).

Заключение
 
Малый бизнесРоссии в последние годы развивается опережающими темпами. Но, несмотря на это,малые предприятия по-прежнему не оказывают существенного влияния на развитиероссийской экономики в целом. Численность малых предприятий в России непревышает 1 миллион. К малому бизнесу относится каждое пятое российскоепредприятие. В общем числе зарегистрированных малых предприятий доминируютпредприятия оптовой и розничной торговли, затем следуют предприятиязанимающиеся операциями с недвижимостью, малые предприятия обрабатывающегосектора и строительные организации. Практически не развит малый бизнес врыболовстве, добыче полезных ископаемых, производстве и распределенииэлектроэнергии, газа и воды, в соцобеспечении, образовании, здравоохранении исоциальных услугах.
Большинствоинвестиций, поступающих в основной капитал малых предприятий направляются вобрабатывающий сектор (23,6% всей суммы); оптовую и розничную торговлю (21,3%);операции с недвижимостью (20,9%), а также в строительство (19,6%).
Несмотря наотносительно слабые производственные показатели малого бизнеса в России вмасштабах всей страны, он имеет большое значение для формирования устойчивостирынка труда.
По статистике90% малых предприятий нуждаются в привлечении кредитов для начала своейдеятельности и общая потребность сектора в финансах составляет около 1 трлн.руб. В 2007 году на поддержку малого предпринимательства из федеральногобюджета выделено 4 млрд. руб. (в 2006 г. – 1,5 млрд. руб.) Это менее0,5% от общей потребности.
В результатеконкурсного отбора, бюджетам субъектов Российской Федерации субсидии изфедерального бюджета предоставляются для финансирования следующих мероприятий:
· создание и развитиеинфраструктуры поддержки субъектов малого предпринимательства(бизнес-инкубаторов);
· поддержка субъектовмалого предпринимательства, производящих товары работы и услуги,предназначенные для экспорта;
· развитие системыкредитования субъектов малого предпринимательства;
· создание и развитиеинфраструктуры поддержки малых предприятий в научно-технической сфере.

Списоклитературы
 
1. Конституция РоссийскойФедерации;
2. Налоговый кодекс РФ(официальный текст от 1 января 2003 г.);
3. Гражданский кодекс РФ.Часть 1,2. – М., 1998 г.;
4. Малоепредпринимательство: Учебное пособие/под ред. М.Г. Лапуста, Ю.Л. Старостина;Москва, Инфра – М 2002 г.;
5. Финансы предприятий:Учебник для вузов; под ред. Н.В. Колчиной. М: Финансы, ЮНИТИ, 1998 г.;
6. Финансы: Учебник/подред. В.В. Ковалёва. Москва – 2003.;
7. Справочник по маломупредпринимательству. Пустозёрова В.М., Соловьёв А.А. – М.: Приор,1999.
8. Шеремет А.Д., Сайфулин Р.С. Финансыпредприятий. – М.: ИНФРА-М, 2002.;
9. Малые предприятия.Организация, экономика, учёт. Под ред. В.Я. Горфинкеля, В.А. Швандара;Москва-ЮНИТИ 2001.;
10. Малый бизнес. Опытзарубежных стран. Под ред. В.А. Швандара. Москва, ЮНИТИ 2004.;
11. Сайт в Интернете: www/ biznesspress.ru;
12. Сайт в Интернете: www/ ruseconomy.ru;
13. Сайт в Интернете: www/ russtat.ru