Современные тенденции в развитии интернет-технологий

.

Почему возникла необходимость вводить изучение интернет-технологий в курсе информатики средней школы? Специальность вебмастера со временем теряет ореол таинственности, а технология сайтостроения выходит из стен лабораторий на просторы промышленного освоения. Верный признак этого – растущие инвестиции в Интернет-проекты и осознание того, что Веб-сайты пригодны не только для распространения on-line развлечений, но и для серьезной образовательной, научной и легальной коммерческой деятельности. А раз так, то и подход к изучению интернет-технологий должен быть серьезным.
Для начала необходимо разобраться, в каком направлении движутся Интернет-технологии и разобраться в той кухне, которую используют сегодня разработчики. Выделим несколько интересующих нас современных тенденций:
– в вебтехнологиях: какие грядут архитектурные подходы, программное обеспечение, специальная аппаратура, серверы и т.д. Описание (декларативный подход) вебсайтов против их программирования (объектно-ориентированный подход), как сделать из сайта – рекламного буклета нормальный вебсайт с внешней Интернет -, партнерской экстранет – и внутренней интранет – частью;
– экономике сайтостроительства: анализ рынков (кто, где и сколько платит за WEB development) и связанный с анализом рынков обзор инвестиционных перспектив отрасли;
– маркетинге вебдизайна и вебпрограмминга: какие аргументы и бизнес-модели используют лидеры отрасли, чтобы организовать поток заказов; – контент (содержание) – происхождение и потребление;
– людских ресурсах отрасли: откуда в отрасль приходят специалисты, куда они из отрасли уходят (если уходят), какие еще в отрасли есть профессии, кроме вебмастер, и кто учит профессионалов, и сколько времени нужно учиться), сколько платят в отрасли разным специалистам и т.д.;
– социальных аспектах: от проблем приватности до проблем соблюдения смежных прав (копирайта) на визуальный дизайн.
Технологии.

Вебсайты это любые программные комплексы, имеющие Интернет-интерфейс. В полном соответствии с названием: web site – место в паутине. Все труднее сообразить, какие программные комплексы не имеют (или в ближайшие годы не будут иметь) этот самый Интернет-интерфейс. Поэтому программы становятся вебсайтами, а сайтостроительство и собственно прикладное программирование становятся неразличимыми. Вебдизайнеры, наконец, займут свое законное место иллюстраторов программистской работы – как книжные художники заняли свое место иллюстраторов работы писательской. Гипертекстовых страниц – файлов уж практически нет (если и есть, то только для заводящих домашние странички любителей). На сегодняшний день наблюдается многоуровневый синтез вебстраниц.
– Первый уровень: сбор необходимой для страницы информации внутри многочисленных информационных систем организации (например, вытаскивание на страницу вебмагазина только тех товарных позиций, которые есть на складе, а также имеющихся цен на товары и необходимых фотографий из базы данных, ведущийся отделом маркетинга).
– Второй уровень – раскладка этой информации внутри шаблонов, фиксирующих текущий дизайн сайта.
– Третий уровень – браузер вытягивает из того же вебсайта картинки (в том числе flash – анимационные).
– Четвертый уровень – браузер вытягивает из других вебсайтов недостающие части страницы (например, банеры, счетчики, курсы валют). Собственно, если программы становятся вебсайтами, то все инструменты программирования становятся инструментами вебстроительства. Это вызов современному программированию, потому, что у этой отрасли по-прежнему нет ответа на вопрос о том, как многим желающим непрофессионалам построить свой сайт быстро и безошибочно писать сложные многопользовательские и многозадачные приложения с графическими интерфейсами. Наверняка, история повторится, и кончится все гипертекст-ориентриованным программированием. Но в этой истории будут написаны и новые главы. Так, например, мультимедиа и распознавание образов добавляют видео и голосовой интерфейсы, теперь вебсайтам необязательно иметь
Экономика.

Мир утягивается в сеть, причудливо отражаясь миллионами (очень скоро – миллиардами) вебсайтов, и не только отражаясь, но и прирастая ими. Более того, в Сеть не хуже утягиваются и выдуманные миры. Поэтому не хочется приводить отдельные цифры для рынка сайтостроительства: они удовлетворят самых требовательных инвесторов. Да. В сайтостроительство можно вкладываться, только вложения эти не обязательно будут в студии вебдизайна. С одной стороны, программное обеспечение для создания и аппаратура для поддержки сайтов дешевеет на изумленных глазах. С другой стороны, каждый вебсайт становится дешевле, но число сайтов увеличивается стремительней. В эту сайтостроительную лихорадку втягивается все больше и больше людей – и вот уже нельзя отличить сайтостроителя от простого сотрудника. Все больше и больше разработкой вебсайтов будут заниматься просто сотрудники фирмы, получающие за это зарплату. Кроме того, следует отметить, что стоимость годового сопровождения вебсайта и стоимость его начальной разработки примерно равны. А это еще больший кусок рынка. В общем, деньги в отрасли будут.
Маркетинг.

Маркетинг в отрасли продолжает развиваться бурными темпами. Все чаще и чаще на рынке услуги производства и "раскрутки" вебсайта объединяются. Если вы знаете, что вы построили, то и прорекламировать это будет легче. Эти высказывания относятся и к Интернет и к экстранет сайтам, только называется внутренняя реклама внедрением. Сам маркетинг, как гибкая дисциплина, уже начал свою перестройку, и в случае Интернет-ресурсов мы чаще слышим об управлении отношениями при помощи вебсайта, об опосредованных вебсайтом человеческих коммуникациях.
Контент.

Читатели (покупатели, участники, партнеры, посетители, зрители и т.д.) вебсайта вовсе не ожидают получить на вебсайте контент. Если вебсайт – это программа, то они ожидают, что вебсайт выполнит для них ту или иную функцию (услугу): развеет тоску, ответит на вопрос или обработает их данные. Понятно, что на все случаи жизни информации в памяти не напасешься. Представить себе сайт, который тиражировал бы плоды умственной деятельности гениальных в обыденной жизни людей практически невозможно, прежде всего, из экономических соображений. Вебсайты, фильтрующие письма посетителей, провоцирующие авторов на выступления, обойдутся гораздо дешевле, чем вебсайты, публикующие только специально заказанные статьи. Чтобы обеспечивать коммуникационную роль, вебсайту нужны уже не столько редакторы, сколько модераторы (ведущие). Это значит, что литературная компетентность околосайтовых людей будет падать, а коммуникационная (умение общаться с людьми) растет. В процесс сайтостроительства начинает включаться новая составляющая weteare (человеческое обеспечение). Нет людей – нет контента.
Люди.

Вебсайт – это маленькая модель мира. Если раньше кирпичики мира творили авторы, а обжигал эти кирпичики и укладывал их в кадку вебсайта один человек – вебмастер, то сейчас промышленный подход к миростроению привел к тому, что вебдизайнер задает стиль, бригада программистов функциональность, системный администратор и бизнес-консультант – общую концепцию, директор по маркетингу – блок партнерских ссылок. Менеджер обеспечивает общую организацию работы. Вероятнее всего, такая структура коллектива в будущем претерпит сильные изменения. Вебсайты будут готовить при помощи программного обеспечения, которое под давлением рынка предоставят программисты. При этом одни программы будут проверять грамматические ошибки, другие проследят за наличием корпоративного художественного стиля, третьи проверят, нет ли утечки коммерческих тайн. Неизменно важным при этом остается только контент (содержание) сайта. Для строительства вебсайтов в ближайшем будущем нужны будут обычные сотрудники обычных фирм, а сайтостроительную работу этих сотрудников помогут объединить программисты. А приходящие раз в год дизайнеры будут им делать красиво.