Пространственно отраслевая структура и экономическая карта мира

–PAGE_BREAK–4. Металлургическая промышленность. Делится на цветную и черную. Географию отраслей черной металлургии определяет добыча железной руды и выплавка стали. Главными мировыми производителями железной руды являются Россия, Китай, Бразилия, Австралия. Мировая выплавка стали составляет около 750 млн. тонн в год. В последнее время предприятия этой отрасли растут замедленными темпами.
На географию отраслей цветной металлургии большое воздействие оказывают особенности сырьевой базы и технологии переработки сырья. Руды цветных металлов имеют низкое содержание металлов, поэтому перевозить их невыгодно. Цветная металлургия зародилась в колониальный и полуколониальный периоды в Чили, Перу, Индонезии и др., которые в настоящее время являются крупными поставщиками цветных металлов в экономически развитые страны.
5. Машиностроение. По числу занятых и по стоимости продукции занимает первое место среди всех отраслей мирового хозяйства. 9/10 всей машиностроительной продукции приходится на экономически развитые страны. В отраслевой структуре машиностроения особенно четко прослеживается подразделение всех отраслей на старые, новые и новейшие. Старые отрасли либо стабилизировались в своем развитии, либо находятся в упадке (судостроение). Новые отрасли обнаруживают некоторый рост производства (автомобилестроение). Новейшие отрасли демонстрируют быстрый и устойчивый рост (электронное машиностроение). В мире выделяют четыре машиностроительных региона: Северная Америка (все виды машиностроительной продукции), зарубежная Европа (массовая машиностроительная продукция), Восточная и Юго-Восточная Азия (массовое машиностроение в сочетании с продукцией высоких технологий), страны СНГ (главная отрасль международной специализации).
6. Химическая промышленность. Ее основу составляет нефтехимия и производство полимерных материалов. В мире выделяют четыре главных региона: США, Западная Европа, Япония, страны СНГ. В каждом из них получили развитие горно-химическая промышленность, производство минеральных удобрений, химия органического синтеза и полимерных материалов.
7. Лесная и деревообрабатывающая промышленность. География определяется двумя лесными поясами. В пределах Северного лесного пояса заготавливают древесину хвойных пород. Наиболее развита деревообрабатывающая промышленность в Канаде, Финляндии, России и Швеции. В пределах Южного лесного пояса заготавливают древесину лиственных пород. Лесная промышленность развита в тропической Африке, Бразилии и Юго-Восточной Азии.
8. Текстильная промышленность. Включает в себя производство тканей из натурального волокна и производство тканей из химического волокна. Текстильная промышленность представлена во всех странах мира. Выделяют пять центров: Восточная Азия, Южная Азия, страны СНГ, зарубежная Европа, США. В каждом из них преобладает производство хлопчатобумажных тканей  и тканей из химического волокна. В последнее время темпы роста текстильной промышленности в экономически развитых странах падают, а в развивающихся возрастают.
Сельское хозяйство относят к отраслям материального производства. В нем занято около 1,1 млрд. человек, оно отличается  большим разнообразием. Так, ученые выделяют примерно 50 различных его типов. Но все виды и типы сельского хозяйства объединяют в две большие группы:
1) товарное сельское хозяйство, которое включает как интенсивное земледелие с плодосеменными севооборотами, интенсивное животноводство с заготовкой кормов, садоводство и огородничество, так и экстенсивное земледелие парового и залежного типа и пастбищное животноводство;
2) потребительское сельское хозяйство, включающее более отсталое плужное и мотыжное земледелие, пастбищное животноводство, кочевое и полукочевое скотоводство, примитивное собирательство, охоту и рыболовство.
В экономически развитых странах преобладает высокотоварное сельское хозяйство, принимающее форму агробизнеса. В эпоху НТР оно достигло фактически предельно возможного уровня механизации и химизации. В настоящее время в его развитии главную роль играет внедрение микроэлектроники, автоматизации, новейших достижений селекции, генетики, биотехнологии.
В развивающихся странах преобладает мелкотоварное сельское хозяйство. В последнее время говорят о «зеленой революции» – это преобразование сельского хозяйства на основе современной агротехники. «Зеленая революция» представляет собой одну из форм НТР. Она включает в себя выращивание новых скороспелых зерновых культур, расширение ирригации, широкое применение техники и удобрений. Наибольшее распространение «зеленая революция» получила в Мексике, ряде стран Южной и Юго-Восточной Азии.
В структуре сельского хозяйства выделяют две отрасли: растениеводство и животноводство. Растениеводство делят на производство зерновых культур и производство продовольственных и непродовольственных культур. Большую долю в структуре продовольственных культур занимают зерновые (пшеница, рис, кукуруза). Второе место занимают масличные культуры (соя, подсолнечник, олива, арахис). Третье место занимают сахароносные культуры (сахарный тростник, свекла). На четвертом месте находятся тонизирующие культуры (чай, кофе). На последнем месте овощные и плодовые культуры.
География отраслей животноводства определяется размещением скота и общим его поголовьем: крупнорогатый скот (Индия, Бразилия, США), свиноводство (Азия, Китай), овцеводство (Европа, Северная Америка), птицеводство.
Особую роль в структуре сельского хозяйства играет рыболовство. 9/10 мировой добычи рыбы и морепродуктов обеспечивает рыболовство в морях и океанах. В географии мирового рыболовства во второй половине ХХ в. произошли большие изменения. Если до и после второй мировой войны главным районом рыболовства была Северная Атлантика (Норвегия, Дания, Великобритания, Германия, США), то позднее центр этой отрасли переместился в северную часть Тихого океана. В настоящее время рыболовство распространено повсеместно, но выделяют шесть районов: Япония, Китай, Россия, США, Чили, Перу.
В последнее время широкое развитие получило искусственное рыборазведение (аквакультура).
3. География транспорта и экономических связей
Важнейшей чертой функционирования мировой экономики на протяжении XX века, и особенно во второй его половине, служит поступательное разви­тие мирохозяйственных связей. Специалисты отмечают постоянное нараста­ние масштабов и диверсификацию контактов меж­ду отдельными государствами, их группами, нацио­нальными и международными организациями, экономическими блоками и группировками и, нако­нец, отдельными фирмами, в хозяйственной сфере.
После явного спада в начале 90-х годов, объем мировой торговли вновь демонстрирует высокие устойчивые темпы роста. Суммарная стоимость мирового экспорта увеличилась в 1980–1998 годах примерно в 3 раза – с 2,0 трлн. долларов США до почти 6,0 трлн. долларов США.
Многостороннее регулирование международной торговли, прежде всего в плане снижения таможенных барьеров, осуществлялось в послевоенный период в первую очередь по линии Генерального соглашения по торговле и тарифам (ГАТТ) и его преемника – Всемирной торговой организации (ВТО).
Неравномерность динамики внешней торговли особенно отчетливо просле­живалась во второй половине текущего столетия, что повлияло на соотношение сил между странами на мировом рынке. США постепенно утрачивали свое до­минирующее положение в системе международного обмена. Так, если в 1950 г. на долю этой страны приходилась 1/3 всего мирового экспорта, то в 1995 г. – только менее 1/8.
Экспорт Германии, напротив, приблизился к американскому, а в отдельные годы даже превосходил его. Помимо Германии существенными темпами рос экс­порт и других западноевропейских стран. В 90-е годы Западная Европа превра­щается в главный центр современной международной торговли. Совокупный экспорт этого региона почти в 4 раза превышает экспорт США.
Кроме того, в 80-е годы значительный рывок в сфере международного обмена сделала и Япония. В 1983 г. эта страна впервые смогла выйти на первое место в ми­ре по вывозу машин и оборудования. Ныне Япония значительно опережает все страны по экспорту легковых и грузовых автомобилей, бытовой электроники и прочих товаров. Одна треть японского вывоза приходится на США. Дефицит США в торговле с Японией в 90-е годы находится примерно на уровне 50-60 млрд. долларов в год.
Мировую транспортную систему образуют все пути сообщения, транспортные предприятия и транспортные средства. На мировом транспорте занято более 100 млн. человек. Ежегодно всеми видами транспорта перевозится более 100 млрд. тонн грузов и более 1 трлн. пассажиров. Мировые грузовые и транспортные перевозки географически распределены очень неравномерно. Транспорт экономически развитых стран отличается высоким уровнем и взаимодействием различных подотраслей. В развивающихся странах транспорт – это отстающая отрасль экономики.
В структуре мирового транспорта выделяют сухопутный, водный и воздушный.
К сухопутному транспорту относят автомобильный, железнодорожный и трубопроводный. Протяженность автомобильных дорог составляет 24 млн. км. Самый высокий уровень развития автомобильного транспорта отмечен в США. Самые протяженные автодороги в США, Индии, России, Японии и Китае. По густоте дорог выделяют Западную Европу и Японию.
Мировая железнодорожная сеть сформировалась еще в начале ХХ века. Общая протяженность железных дорог составляет около 1 млн.км., причем максимальные длины железных дорог приходится на США, Россию, Канаду, Австралию, Францию, Германию и Бразилию.
Трубопроводный транспорт получил развитие благодаря быстрому росту добычи нефти и природного газа. Наибольшее развитие получил  в США и России.
К водному транспорту относят морской, внутренний водный транспорт и озерное судоходство. Морской транспорт обслуживает 4/5 оборота мировой торговли. Морские перевозки обслуживает морской торговый флот, общий тоннаж которого составляет 420 млн. тонн. Общее число морских портов составляет около 2,5 тыс., из них около 40 являются портами мирового масштаба. Порты могут быть универсальными и специализированными. Большое влияние на географию морского транспорта оказывают каналы: Панамский и Суэцкий. Начиная с эпохи великих географических открытий, первенство в мировом судоходстве принадлежит Атлантическому океану, второе место принадлежит Тихому океану, третье – Индийскому.
География внутреннего водного транспорта определяется природными предпосылками (наличием рек и озер), а также наличием судоходных каналов. По количеству грузооборота внутренних водных путей выделяют США, Россию, Канаду, Германию, Нидерланды и Китай. Примерно 1/10 общей длины используемых внутренних водных путей составляют искусственные пути (шлюзованные реки и каналы).
Озерное судоходство развито в основном в США и Канаде.
К самым крупным воздушным державам относят США, Японию, Великобританию, Францию, Германию, Канаду и Россию.
Согласно официальным данным, за период с 1914 г. до конца второй мировой войны заграничные капиталовложения увеличились на 1/3. Потом они удваива­лись за 10 лет, затем – за 6–7 лет. За четверть века (с середины 50-х годов) они вы­росли в 4 раза, и в 80-е годы мир вступил примерно с 450 млрд. долларов подобных вложений. В 1990 г. был достигнут рубеж в 1,7 трлн. долларов, то есть произош­ло почти 4-кратное их возрастание только за одно десятилетие. В 1996 г. общая сумма накопленных прямых зарубежных инвестиций приблизилась к 3 трлн. долла­ров США.
Столь высокие темпы роста прямых инвестиций связаны, прежде всего, со сдвигами в мировом хозяйстве, когда транснациональные корпорации начали вывозить за рубеж не капитал в прежних формах, а производство, причем при­оритет отдается не только возможности получения прибыли, но и длительному (постоянному) характеру такого получения (до тех пор, пока существует само производство).
На современном этапе примерно 9/10 прямых инвестиций в мире контролируются международными корпорациями.
К 2004 г. распределение стран по сумме размещаемых за рубежом и получаемых инвестиций было следующим:
Импортеры
Млн. долларов
Экпортеры
Млн. долларов
1. США
564637
1. США
705570
2. Великобритания
244141
2. Великобритания
319009
3. Франция
162423
3. Япония
305545
4. Германия
134002
4. Германия
235003
5. Китай
128959
5. Франция
200902
6. Испания
128859
6. Нидерланды
158615
7. Канада
116788
7. Канада
110388
8. Австралия
104176
8. Швейцария
108253
9. Нидерланды
102598
9. Италия
86672
10. Бельгия/Люксембург
84605
10. Гонконг
85156
В настоящее время есть основания говорить о трехполосной глобальной структуре прямых иностранных инвестиций: США, Европейский Союз, Япония.
Так, на «триаду» приходится приблизительно 4/5 общего объема вывоза и ввоза инвестиций, что существенно больше их доли в мировой торговле. США стали крупным участником движения капитала; возрос уровень интеграции в ЕС на основе перекрестных прямых инвестиций, а весь регион стал выступать в качестве крупнейшего экспортера капитала. Отмечаются высокие темпы роста вывоза инвестиций Японией, которая может серьезно укрепить свои позиции в мире по размерам «внешней экономики».
Наиболее развитые туристические регионы мира: Европа, Америка, Азиатско-Тихоокеанский регион, Ближневосточный регион, Южная Азия.
4. Социально-экономическая характеристика регионов мира
Территория зарубежной Европы имеет протяженность с севера на юг около 5 тыс. км, с запада на восток – 3 тыс. км. По размерам страны зарубежной Европы относительно невелики. Их экономико-географическое положение определяется двумя факторами: во-первых, соседским положением стран по отношению друг к другу; во-вторых, приморским положением большинства стран.
В Западной Европе присутствуют как страны с конституционной монархией, так и республики. В основном преобладают унитарные государства, но существуют и федеративные.
Природные условия и ресурсы создают благоприятные условия для развития промышленности, сельского хозяйства, транспорта, рекреации и туризма.
Среди полезных ископаемых особенно выделяют запасы каменного угля, железной руды, бокситов и калийных солей.
Агроклиматические ресурсы позволяют выращивать сельскохозяйственные культуры умеренного и субтропического поясов. Наилучшими предпосылками для ведения лесного хозяйства обладают Швеция и Финляндия. Испания, Италия, Франция и др. обладают большими природно-рекреационными ресурсами.
В странах Западной Европы преобладает первый тип воспроизводства населения. По национальному составу население Западной Европы однородно. Подавляющее большинство народов относится к индоевропейской семье, в основном – к славянской, германской и романской группам. На размещение населения большое влияние оказывает урбанизация. Характерной чертой урбанизации является очень высокая концентрация населения в городах и городских агломерациях.
Хозяйство региона занимает первое место в мире по экспорту и импорту товаров. Зарубежная Европа занимает первое место по запасам золота и валюты и по развитию международного туризма.
Экономическую мощь региона определяют четыре страны: Германия, Франция, Великобритания и Италия.
Место Западной Европы в международном разделении труда определяется развитием промышленности. В ее структуре выделяют машиностроение, химическую промышленность, топливно-энергетическое хозяйство, металлургическую промышленность и легкую промышленность.
В структуре сельского хозяйства выделяют крупное специализированное высокотоварное производство. Под воздействием природных и исторических условий в регионе сформировалось три типа сельского хозяйства: северо-европейский тип с преобладанием мясо-молочного животноводства, среднеевропейский тип, основанный на растениеводстве и животноводстве и южно-европейский тип, основанный на растениеводстве.
Каркас транспортной сети зарубежной Европы составляют международные магистрали меридианного и широтного направления.
В Западной Европе насчитывается около 400 городских агломераций. Самые значительные из них находятся в пределах центральной оси и простираются по территории 8 стран более чем на 15 тыс. км. В границах этой оси живут более 120 млн. человек и сосредоточено более половины экономического потенциала региона.
    продолжение
–PAGE_BREAK–