ВПетербурге — около 200 музеев, 40 из которых являются крупными музейнымисобраниями. Еще в начале XVIII века Петр I начал собирать разные диковины иредкости, купленные им в Европе и Российской империи. Свою коллекцию русскийгосударь, на западноевропейский манер назвал Кунсткамерой, от немецкого слова«Kunstkammer» — кабинет редкостей, музей. Тогда в Европе кунсткамераминазывались исторические, естественнонаучные или художественные коллекции, которыев XVI–XVII вв. существовали при многих европейских дворах.
В 1714 г. Петр I перевез свою коллекцию из Москвы в новую столицуСанкт-Петербург, и разместил ее, поначалу, в Летнем дворце, а затем перевел вКикины палаты. Здесь с 1719 г. Кунсткамера была открыта для всеобщего обозрениякак первый в России естественнонаучный и исторический музей. Вход былбесплатным.
В 1718 г. по проекту архитектора Г. Маттарнови началось возведение отдельногоздания для Кунсткамеры на Васильевском острове. Строительство продолжалосьпочти шестнадцать лет, в нем приняли участие и другие архитекторы — Н. Гербель,Г. Киавери, М. Земцов. Петровская коллекция редкостей впервые разместилась вэтом здании в 1728 г.
Послесмерти Петра I в 1725 г. в Кунсткамеру поместили собрание его вещей. Коллекциимузея также пополнялись материалами различных экспедиций: Сибирской экспедиции,первой и второй Камчатских экспедиций и др. Собрание Кунсткамеры было включенов состав Академии наук, после чего начались научные описания и исследованияматериалов. В них принимали участие М.В. Ломоносов и В.Н. Татищев. К 1740-м гг.в музее были собраны материалы по флоре, фауне и этнографии всех частей света, кромеАвстралии. В результате Кунсткамера превратилась в комплексный музей, в которыйвходил физический кабинет, анатомический театр, обсерватория. В многояруснойбашне помещался громадный Готторпский глобус.
В 1747 г. в Кунсткамере случился пожар, в котором была утрачена и пострадалабольшая часть собрания. Для восстановления коллекций начали заново собиратьматериалы со всей России. В начале XIX в. в Кунсткамере разместили материалыкругосветных путешествий И.Ф. Крузенштерна, Ф.П. Литке, Ю.Ф. Лисянского, побывавшихв южном полушарии.
В 1836 г. материалы Кунсткамеры были систематизированы и размещены потематическим залам. Коллекций было так много, что пришлось создать несколькоотдельных музеев: анатомический, ботанический, этнографический, зоологический, минералогический,египетский. Постепенно эти музеи переехали в отдельные здания, а в помещенииКунсткамеры остались анатомический и этнографический музеи, а также КабинетПетра I.
ПетербургскийЭрмитаж — один из крупнейших музеев мира. Императрице Екатерине II необходимобыло показать, что Россия заслуживает того, чтобы называться европейскойдержавой. Еще в первые годы своего правления она начала собирать произведенияискусства. Императрица имела возможность общаться с людьми, горячо любившимиискусство, страстными коллекционерами А.С. Строгановым, И.И. Шуваловым.
Дляразмещения художественного собрания в 1760-е гг. по проекту Ж.Б.Валлен-Деламота рядом с Зимним дворцом возвели специальное здание — МалыйЭрмитаж. Но коллекция собиралась столь быстро, что уже вскоре потребовалисьновые помещения. Поэтому в 1770–1780-е гг. строятся здания Старого Эрмитажа попроекту Ю.М. Фельтена и Эрмитажного театра по проекту Д. Кваренги. Оба зданияобъединили Аркой над Зимней канавкой.
Первойколлекцией, положившей начало собранию Эрмитажа, была коллекция картинфранцузских художников, собранная берлинским купцом Гоцковским. Затем И.И.Шувалов начал приобретать для Эрмитажа картины итальянских и фламандскиххудожников. В дальнейшем покупка картин поручалась российским послам приевропейских дворах. Особенно много произведений искусства приобрел Д.М. Голицын,прекрасный знаток полотен искусства, который подолгу жил в Париже и Вене. Средиего покупок была картина Рембрандта «Возвращение блудного сына». В Римепроизведения искусства для Эрмитажа приобретал специальный комиссионерРейфенштейн, а также И.И. Шувалов.
В 1769 г. в коллекцию Эрмитажа вошло собрание голландской и фламандской живописи,принадлежавшее графу Брюлю, саксонскому министру. Там были портреты Рембрандта,пейзажи Я. ван Рейсдаля, картины Г. Терборха, П. П. Рубенса, А. Ватто. ВБрюсселе Д. М. Голицын приобрел картины А. ван Дейка.
В 1770 г. Д.М. Голицын покупает коллекцию Пьера Кроза, лучшую во всей Франции.Там было около 400 картин, 19 тыс. рисунков, 1, 5 тыс. резных камней. Средиполотен «Святое семейство» Рафаэля, «Снятие с креста» П. Веронезе, «Юдифь»Джорджоне, «Даная» Тициана, «Неверие Фомы» ван Дейка. Некоторые картины дляЭрмитажа приобрел и Д. Дидро, который некоторое время жил у Д.М. Голицына вГааге.
В 1779 г. в Эрмитаж из Англии доставили коллекцию лорда Р. Уолпола, английскогоминистра. В ней были картины итальянских мастеров XVII в. и голландскиххудожников Ф. Снейдерса и Я. Йорданса. Последней коллекцией, приобретенной вXVIII в., было собрание английского коллекционера Бодуэна — 119 картин, срединих полотна Рембрандта, ван Дейка, Рейсдаля.
Эрмитажпополняли и коллекции русских вельмож, которые попадали туда после их смерти —это собрания А.Д. Ланского, фаворита Екатерины II, князя Г.А. Потемкина.Картины для продажи в Эрмитаж везли торговцы произведениями искусств: итальянецРослини, немцы Вейтбрехт и Клостерман. В конце XVIII в. общее число картинсоставляло 3996, а собрание монет, медалей ювелирных изделий — около 1300предметов, а также книг (библиотека Вольтера).
Впервые же годы правления Александра I Эрмитаж из коллекции русских императоровпревратился в самостоятельный музей. Допуск посетителей в Эрмитаж начался в1820-х гг.
В 1815 г., после вступления русских войск в Париж, Александр I лично приобрелдля Эрмитажа 38 картин из дворца Мальмезон, принадлежавшего Жозефине, супругеБонапарта. Среди них были «Снятие с креста» Рубенса, «Бокал лимонада» Терборха.Через 14 лет Николай I приобрел еще 34 картины из Мальмезонского дворца. Вконце 1830-х — начале 1840-х гг. в Эрмитаже появились картины итальянской школы,например «Святое семейство» Гирландайо.
Вначале XIX в. для Эрмитажа стали покупать картины и русских художников: А.Лосенко, А. Венецианова, О. Кипренского. Тогда же появилась мысль создать залрусской живописи. Из Таврического, Царскосельского, Петергофского иКремлевского дворцов в одну из верхних комнат Эрмитажа собирают полотна русскихмастеров: «Чудесный улов рыбы» А. Лосенко, «Гумно» А. Венецианова, «Садовник»О. Кипренского, «Каменный мост в Москве» и «Биржа в Петербурге» Ф. Алексеева идр. Многие картины для Эрмитажа поступали из Академии художеств, в т. ч.«Последний день Помпеи» К. Брюллова.
В1830-х гг. появился тематический план размещения коллекций, который вдальнейшем неоднократно менялся. Тогда в «Лоджиях Рафаэля» стояли шкафы срезными камнями и размещалось собрание драгоценностей. В 1838 г. под руководством графа П.И. Кутайсова был составлен первый официальный каталог сокровищЭрмитажа. В 1838 г. в Картинной галерее Эрмитажа было 1692 картины.
Послепожара Зимнего дворца в 1837 г. Николай I решил строить здание Нового Эрмитажа.Для разработки проекта пригласили Л. фон Кленца, строителя музеев в Мюнхене.Новое здание было возведено к 1851 г. Но коллекция Эрмитажа пополнялась и вгоды строительства.
В 1850 г. русский консул в Венеции Хвостов купил галерею Барбарино, собраннуюеще в XVI в., в которой были картины Тициана, Т. Веронезе, Ридольфи. Весной 1852 г. в Париже была приобретена коллекция испанской живописи, которую собрал маршал Сульта во времянаполеоновского похода в Испанию. Среди полотен были картины Б. Мурильо, в ч.ч. «Отдых на пути в Египет».
Чтобыувековечить победы русской армии, в 1819–1827 гг. была устроена Галерея 1812 г. по образу зала Ватерлоо в Виндзорском замке. Около 300 портретов для нее написал английскийхудожник Дж. Доу.
В1880-х гг. в Эрмитаже был устроен музей фарфора и серебра из дворцовых кладовыхи придворно-конюшенный музей, где наряду с картинами оказались и гобелены.Тогда же в Эрмитаж было передано богатейшее собрание оружия из царскосельскогоАрсенала. Там было много трофейного восточного оружия, собранногогенерал-фельдмаршалом П.С. Салтыковым в персидских и турецких походах.
С1880-х гг. картины Эрмитажа стали включать в обзоры западноевропейскогоискусства. Коллекция Эрмитажа заняла прочное место в ряду крупнейших музеевмира.
После 1917 г. Эрмитаж был национализирован. В 1940-е гг. в состав собрания музеявошли работы французских импрессионистов и постимпрессионистов из коллекциймосковских Щукина и Морозова. К сожалению, в 1920-е гг. советское правительствонеоднократно распродавало картины из собрания музея, многие из них осели вчастных коллекциях, ряд полотен можно ныне видеть в Национальной галерее вВашингтоне.
Темне менее, Эрмитаж остается одним из крупнейших художественных мира. Среди трехмиллионов его экспонатов можно провести не один день. Ныне в комплекс Эрмитажавходят Зимний дворец, Малый Эрмитаж, Старый Эрмитаж, Эрмитажный театр и НовыйЭрмитаж. Недавно музею был предоставлен восточный корпус здания Главного штабана Дворцовой площади. В залах и кабинетах бывшего Министерства иностранных делразместились выставки французского искусства начала XX в. и произведениярусских и французских мастеров эпохи ампира.
Крупнейшимсобранием произведений отечественного искусства в Петербурге является Русскиймузей. Он был основан в 1895 г. как Русский музей имени императора АлександраIII. Первоначально музей был задуман как дворец памяти Александра III сэкспозицией его личных вещей, в том числе и художественных коллекций, принадлежавшихимператору. К этому времени уже существовали общедоступные музеи — Эрмитаж вПетербурге, Исторический и Румянцевский музеи в Москве. В 1892 г. московская Третьяковская галерея была передана в дар городу, что ускорило решение сделатьРусский музей общенациональным.
Дляорганизации Русского музея казна приобрела Михайловский дворец, построенный в1819–1825 гг. К. Росси. Архитектор В. Свиньин разделил покои дворца на 37 заловдля удобства размещения экспозиции.
Основуколлекции музея составили картины, переданные из Эрмитажа, Академии художеств, Александровскогои Зимнего дворцов. Особенно полна коллекция искусства XVIII — первой половиныXIX вв. Это полотна И. Никитина, А. Матвеева, Ф. Рокотова, А. Лосенко, Д.Левицкого, И. Мартоса, А. Венецианова, а работы выпускников Академии художеств,в т. ч. «Последний день Помпеи» К. Брюллова, «Девятый вал» И. Айвазовского, «Медныйзмий» Ф. Бруни и др., а также приобретения императорской семьи последних 15–20лет, в т.ч. картины передвижников «Грешница» В. Поленова, «Садко» и «Запорожцы»,И. Репина, «Покорение Сибири Ермаком» В. Сурикова, пейзажи И. Шишкина и др.
Кмоменту открытия в собрании Русского музея насчитывалось 445 картин, 111скульптур, 981 лист рисунков и акварелей. Из небольшого числа икон, переданныхАкадемией, был организован отдел христианских древностей. В музее был такжеотдел этнографии Российской империи, славян и народов сопредельных стран.
Первоначальноэкспозиция музея не носила научного характера. Предметы, представлявшиехудожественную ценность, соседствовали с второстепенными вещами. ИскусствоведП. Нерадовский в 1909–1910 гг. упорядочил коллекцию. В 1913 г. была приобретена первоклассная коллекция икон из коллекции Н. Лихачева (ок. 1, 5 тыс.), ставшаяосновой отдела древнерусского искусства.
КоллекцияРусского музея быстро разрасталась, поэтому в 1911 г. было открыто новое здание, построенное по проекту архитектора В. Свиньина, дляэтнографического отдела между Михайловским дворцом и Большой Садовой улицей. Вэтом монументальном здании архитектор удачно воспроизвел стиль архитектуры К.Росси. Ныне здесь находится Музей этнографии народов России.
В 1912 г. между Михайловском дворцом и Екатерининским каналом архитектор Л.Бенуа возвел выставочный корпус, который теперь так и называется — КорпусБенуа. И сегодня в этом корпусе постоянно проводятся различные выставки. Крометого, в комплекс Русского музея входят ныне Строгановский, Михайловский(Инженерный) и Мраморный дворцы.
ВГосударственном Русском музее ныне хранится более 320 тыс. экспонатов, значительнаячасть которых находится в фондах и выставляется лишь на временных выставках. Вотличие от Третьяковской галереи, в которой значительное место занимаетдревнерусская иконопись и картины передвижников, в Русском музее более полнопредставлено русское искусство XVIII в., русская академическая школа, произведениячленов общества «Мир искусств» и русский авангард XX в.
Живописьи скульптура XVIII в. представлены работами Ф. Рокотова, Д. Левицкого, В.Боровиковского, Ф. Шубина, И. Мартоса, М. Козловского. В коллекции живописи XIXв. — картины В. Тропинина, П. Федотова, В. Перова, Н. Ге, И. Крамского, И.Шишкина, А. Куинджи, В. Верещагина, В. Васнецова. В Корпусе Бенуа развернутафундаментальная экспозиция художников Серебряного века, входивших в творческиеобъединения «Мир искусств», «Голубая роза», «Бубновый валет», «Союз молодежи».Здесь можно увидеть работы М. Врубеля, К. Сомова, В. Борисова-Мусатова, С.Судейкина, Н. Рериха, Б. Кустодиева, Ф. Малявина, В. Серова, П. Кончаловского.Авангардную живопись XX столетия хорошо демонстрируют картины К. Малевича, В.Татлина, М. Шагала, П. Филонова, К. Петрова-Водкина, Н. Гончаровой. В этой жеэкспозиции выставлены скульптурные работы П. Трубецкого, А. Матвеева, С.Коненкова, А. Голубкиной.
Вуникальный архитектурный ансамбль Стрелки Васильевского острова, созданныйархитектором А.Д. Захаровым и сам по себе являющийся музеем под открытым небом,входят здания Северного и Южного пакгаузов, Кунсткамеры, Музейного флигеляАкадемии наук, Таможни, Новобиржевого гостиного двора и, наконец, Главноездание Академии наук. Центральное место всего ансамбля принадлежит зданию Биржи,которое строилось в начале XIX в. по проекту архитектора Т. де Томона. Оноустроено по типу античного периптера — здания, окруженного со всех сторонколоннами. На главном восточном фасаде была установлена скульптура «Нептун среками Невой и Волховом» работы И. Прокофьева, а на западном фасаде находитсякомпозиция «Навигация с Меркурием и двумя реками» скульптора Ф. Щедрина. Припланировке Стрелки, восточную часть на 120 м выдвинули в акваторию Невы, благодаря чему образовалась Биржевая площадь. По сторонам этой площади у спуска кНеве архитектор Т. де Томон в 1810 г. поставил две монументальные Ростральныеколонны, у подножия которых расположены четыре аллегорические изваяния, символизирующие,по легенде, четыре главные русские реки — Волгу, Днепр, Неву и Волхов. Аполукруглые гранитные спуски к Неве завершаются поразительными по совершенствукаменными шарами на постаментах.
Именнов здании Биржи разместился с 1939 г. Центральный военно-морской музей. Однакосвое начало музей ведет с 1709 г., когда по распоряжению Петра I приАдмиралтействе была основана «модель-камора», в которой собирались чертежи имодели кораблей Российского флота. Это постоянно пополнявшееся собрание втечение 230 лет, до перевода в здание Биржи, находилось в Адмиралтействе и с 1805 г. называлось Морским музеем.
Нынев Центральном военно-морском музее хранится более 800 тыс. экспонатов. На самомпочетном месте — легендарный ботик Петра I, на котором основатель русскогофлота постигал основы кораблевождения. Около 2 тыс. моделей старинных исовременных кораблей, 5 тыс. живописных полотен с изображением морских баталийи пейзажей, внушительные коллекции оружия, флагов и знамен, морских приборов икарт — все это неизменно привлекает внимание посетителей музея.
Истокиколлекции Военно-исторического музея артиллерии восходят к 1703 г. В XVIII–XIX вв. это собрание постоянно пополнялось. В 1850–1860 гг. за кронверкомПетропавловской крепостью на другой стороне Кронверкского пролива вАлександровском саду архитектор П.И. Томанский возвел здание арсенала, вкотором с 1868 г. и разместили богатейшее собрание оружия, знамен, боевыхреликвий.
Экспозицияначинается прямо у стен и продолжается в огромном парадном дворе музея, где установленыобразцы тяжелой артиллерии, самоходные орудия, танки и бронемашины, ракеты, техникаинженерных войск и войск связи. К раритетным экспонатам, находящимся в залахмузея, относятся русские пушки XIV–XVI вв. — первая русская пушка пищаль, изготовленнаяна рубеже XIV–XV вв., бронзовая пушка мастера Якова, отлитая в 1491 г., пушки знаменитого московского литейщика Андрея Чохова. Из оружия XVIII в. немалый интереспредставляют гаубицы, изобретенные генерал-фельдцехмейстером П.И. Шуваловым.
НаПетроградской стороне у набережной Большой Невки напротив Нахимовского училищана вечной стоянке стоит крейсер «Аврора» — корабль-музей. Этот крейсерБалтийского флота имеет славную военную биографию. Он был спущен на воду вСанкт-Петербурге в мае 1900 г. Крейсер принял участие в Цусимском морскомсражении и был в числе тех немногих кораблей, которые избежали гибели илиплена. В годы Первой мировой войны «Аврора» несла дозорную службу в Финскомзаливе. В ночь на 25 октября 1917 г. корабль по приказу Военно-революционногокомитета подошел к Николаевскому мосту. Отряд матросов с «Авроры» подкомандованием комиссара А.В. Белышева захватил этот мост, обеспечив продвижениекрасногвардейцев с Васильевского о-ва к центру города. Утром 25 октября 1917 г. радиостанция крейсера передала сообщение о переходе власти в Петрограде к ВРК. В 21 ч. 45мин. холостым выстрелом бакового (носового) орудия «Аврора» подала сигнал кначалу штурма Зимнего дворца. Моряки крейсера участвовали в революционных бояхв Петрограде и Москве, Гражданской войне.
В 1923 г. крейсер был включен в состав учебного отряда Балтийского флота. Вовремя Великой Отечественной войны орудия, снятые с «Авроры» использовались приобороне Ленинграда, а сам крейсер, получивший пробоину, был полузатоплен. В 1944 г. «Аврору» подняли и с 17 ноября 1948 г. корабль встал на вечную стоянку, превратившись вучебный корабль Нахимовского училища. В 1961 г. на крейсере открыли музей. После реконструкции, проведенной в 1985 — 1987 гг., корабль-музей принимает до 1 млнпосетителей в год.
Всероссийскиймузей А.С. Пушкина расположился в печально знаменитом доме по адресу НабережнаяМойки, 12. Именно здесь, в квартире этого дома, принадлежавшего тогда княгинеС. Волконской, поселилась в сентябре 1836 г. семья поэта. Именно в эту квартиру в студеный январский день 27 января 1837 г. привезли смертельно раненого на дуэли Александра Сергеевича. И именно в этой квартире, в библиотеке, двумя днямипозже, 29 января 1837 г. Пушкин скончался… Позже дом был продан другомувладельцу, который перестроил здание и всё, что было связано с памятью поэтапогибло, лишь отдельные реликвии разошлись по частным коллекциям.
В 1925 г. по инициативе общества «Старый Петербург» в квартире Пушкина былсоздан Мемориальный музей, в который начали собирать вещи поэта и его родных. Вколлекции оказался письменный стол и кресло Пушкина, его посмертная маска, жилет,в котором он стрелялся на дуэли, медальон с прядью волос. Постепенно собралиоколо 4 тыс. книг на четырнадцати языках, которые были или могли быть впушкинской библиотеке. К столетию со дня смерти А.С. Пушкина удалосьвосстановить семь комнат пушкинской квартиры, в чем значительную помощь оказалисохранившиеся рисунки В.А. Жуковского. В 1982 г. в музее началась реставрация, а к 1987 г., к 150-летию со дня смерти поэта, весь дом и часть соседних помещенийна Набережной Мойке были переданы музею. Так, в бывшей конюшне — так называемые«Бироновы конюшни» — разместился научно-просветительский центр с кинозалом.
СегодняВсероссийский музей А.С. Пушкина — это крупнейшее в стране собрание реликвийпушкинской поры, рассказывающее о жизни поэта и его современников. Кромепостоянных экспозиций, здесь проводятся выставки, концерты, устраиваютсявечера. Работники музею принимали участие в создании музейных экспозиций вЦарском Селе, Пушкинском музее-заповеднике в Псковской области, Музее АриныРодионовны в деревне Кобрино.
Музейуже давно стал одним из символов Петербурга, который обязательно посещаютмногочисленные экскурсии. Здесь уже давно сложилась традиция, в соответствие скоторой, в день смерти поэта на Мойке собираются почитатели таланта А.С.Пушкина и читают стихи — как пушкинские, так и посвященные его памяти.
Литературныемузеи Петербурга — это, чаще всего, музеи-квартиры, связанные с памятью техписателей, которые жили в них, создавали здесь свои произведения.
Кквартире №5/2 по Кузнечному переулку разместился музей Ф.М. Достоевского. Вэтой квартире великий русский писатель жил последние годы. Здесь в ноябре 1880 г. им был завершен один из величайших романов в истории мировой литературы — «БратьяКарамазовы». Здесь Ф.М. Достоевский скончался 28 января 1881 г. 1 февраля 1881 г., в день проводов писателя в последний путь из дома в Кузнечном переулке наТихвинское кладбище Александро-Невской лавры, здесь собрались десятки тысячлюдей, а сами похороны вылились едва ли не во всенародное шествие. Какая-тостарушка, узнав что с такими почестями хоронят не генерала, а писателя, сказала,перекрестившись: «Значит, большой и хороший был учитель. Царство ему Небесное…»
МузейФ.М. Достоевского существует уже более тридцати лет. Пять восстановленныхкомнат квартиры разместили в своих пределах много подлинных вещей, принадлежавшихписателю и сохранившихся у его потомков. В ноябре месяце каждого года музейпроводит научные конференции, собирающие знатоков творчества Достоевского совсего мира.
Музей-квартираА.А. Блока находится в доме №57 на ул. Декабристов (бывшая ул. Офицерская), вкотором поэт поселился в 1912 г. и прожил здесь до самой смерти в 1921 г. С этим домом последний период творчества Блока, когда он написал поэмы «Скифы» и«Двенадцать». Музей Анны Ахматовой размещен во флигеле Шереметевского дворца вбывшей коммунальной квартире на третьем этаже, где А.А. Ахматова прожила почтитридцать лет. В музее, открытом в 1989 г., две комнаты восстановлены как мемориальные, а в остальных находится музейная экспозиция. С 1993 г. действует небольшой музей В.В. Набокова, устроенный в доме №47 на Большой Морской улице, гдеписатель родился и провел первые свои восемнадцать лет жизни. Неизменныйинтерес у посетителей музея вызывает коллекция бабочек, собранная Набоковым ипереданная в Петербург Гарвардским университетом. А в доме №4/2 по МалойКонюшенной улице расположился музей-квартира М.М. Зощенко, в которомвосстановлен мемориальный кабинет писателя, представлены его рукописи, книги ипредметы советского быта 20–40 гг. XX столетия.
Зоологическиймузей Российской Академии наук — один из старейших в России, ведущий своеначало от петровской Кунсткамеры. Он и находится неподалеку от Кунсткамеры — вЮжном пакгаузе Стрелки Васильевского острова, где размещается с 1896 г. А из состава Кунсткамеры в отдельный музей он был выделен в 1832 г. по инициативе академика Ф.Ф. Брандта и открылся для посещений в 1838 г. Зоологический музей — третий по величине в мире. Сейчас на трех этажах музея представленосвыше 40 тыс. видов животных — от простейших до приматов. А всего музейныефонды насчитывают около 15 млн представителей фауны, включая огромную коллекциюнасекомых. В первом зале музея — два огромных скелета китов. Самый уникальныйэкспонат — чучело и скелет обнаруженного в вечной мерзлоте в 1799 г. березовского мамонта. Неподалеку находится и мамонтенок, найденный в Магаданской области в 1979 г. Здесь хранятся также скелет вымершей морской коровы, чучела редчайшей рыбы латимерии иглубоководных рыб, добытых со дна Тихого океана, скелет вымершего южного слона,чучела дикого верблюда, снежного барса и гигантского варана с острова Комодо.
Ещеодин из старейших музеев Петербурга — Музей железнодорожного транспорта. Онвозник одновременно с Институтом корпуса инженеров путей сообщения, который былсоздан в 1809 г. по плану А.А. Бетанкура. Родившийся в Испании, А.А. Бетанкур с 1808 г. поступил на русскую службу и внес неоценимый вклад в развитие русскогоинженерного дела. По его проектам строились заводы, здания, дороги, водныесистемы, мосты. С 1819 г. до самой смерти в 1824 г. Бетанкур возглавлял Главное управление путей сообщения. Первоначально, созданный А.А.Бетанкуром музей имел служебное назначение, но с 1862 г. музей стал открытым. В 1901–1902 гг. специально для него архитектор П. Купинский построилздание на Садовой улице. Ныне в музее представлена вся история российскихжелезных дорог, кроме того, хранится коллекция моделей петербургских мостовначала XIX в.
МузейАрктики и Антарктики, основанный в 1930-е гг., посвящен освоению Россией этих заповедныхмест земного шара. Известно, что экспонаты в музей поступали прямо по следамсобытий — палатка легендарных папанинцев, открывших станцию «Северный полюс-1»на дрейфующей льдине, ледовый самолет-разведчик Ш-2 и другие. Позднее в залахмузея была открыта экспозиция, которая освещает историю русских высокоширотныхэкспедиций XVII–XX вв.
***
Историяпетербургских памятников начинается в петровские времена — в 1712 г. по случаю заключения Прутского мира и в 1714 г. в ознаменование победы в морском сражении приГангуте строились триумфальные ворота, обильно украшенные «эмблематами, скульптурамии картинами». В 1714 г. построили и Петровские ворота Петропавловской крепостив честь освобождения Нарвы в 1704 г., единственные сохранившиеся вСанкт-Петербурге от того времени. Позднее триумфальные ворота и арки вПетербурге возводились неоднократно по случаю различных праздников, коронаций, победв войнах.
Однимиз символов города стала арка «Новой Голландии» — места, где хранилсязаготовленный для строительства судов корабельный лес. В 1760-х гг. НоваяГолландия превратилась в остров, обнесенный со всех сторон кирпичными зданиями,а внутри имеющий вырытый бассейн для захода судов. В 1770-х гг. над протоком, ведущимиз бассейна Новой Голландии в Крюков канал по проекту Ж.Б. Валлена-Деламота ивозвели величественную арку.
В 1828 г. была торжественно открыта арка Главного штаба, построенная К. Росси вчесть победы в Отечественной войны 1812 г. А несколькими годами позже, в августе 1834 г. состоялось открытие Нарвских триумфальных ворот, выполненных попроекту архитектора В.П. Стасова и возведенных на месте деревянных ворот, черезкоторые в 1814 г. в Петербург возвращались воинские части с полей сраженийОтечественной войны. На вершине новых каменных ворот разместилась триумфальнаяколесница, исполненная скульпторами П.К. Клодтом, С.С. Пименовым и В.И.Демут-Малиновским. В 1945 г. через Нарвские ворота прошли воины-победители вВеликой Отечественной войне.
НаМосковском проспекте стоят Московские Триумфальные ворота, построенные в1834–1838 гг. по проекту архитектора В.П. Стасова в честь победы врусско-турецкой войне 1828–1829 гг. и подавления польского мятежа 1831 г. Тогда в этом месте заканчивался город и находилась Московская застава. Вид Триумфальных воротмонументален — двенадцать пятнадцатиметровых колонн поддерживают фриз, накотором размещены гербы 29 губерний Российской империи. Части ворот были отлитыиз чугуна и меди на петербургском Литейном заводе. В 1878 г. под воротами победоносным маршем прошли части императорской гвардии, принявшие участие врусско-турецкой войне 1877–1878 гг. В 1936 г. ворота разобрали, но в 1961 г. они были возвращены на свое историческое место.
В 1765 г. императрица Екатерина II пригласила в Россию французского скульптораЭтьена-Мориса Фальконе, который должен был изваять памятник Петру I. Оченьдолго скульптор придумывал, как изобразить Петра. В конце концов, он решилпоказать, что император восседает на коне не в богатом седле, а на зверинойшкуре (символ покоренной «медвежьей» Руси) и облачен в русскую рубаху иантичный плащ. На голове воина-победителя лавровый венок, а у пояса — короткиймеч.
Посколькув скульптуре конь, поднявшийся на дыбы, опирается только на задние ноги, тосаму скульптуру нельзя было делать тяжелой: конь не удержится в таком положениии рухнет. Чтобы облегчить памятник, Фальконе отлил ее полой внутри. Но и втаком виде удержать на пьедестале вздыбленного коня, имеющего всего две точкиопоры, было очень трудно. После долгих размышлений скульптор нашел, наконец, ихудожественное, и техническое решение — передними копытами конь стал топтатьзмею, которая стала символом всего что мешало преобразованиям Петра и, одновременно,третьей точкой опоры памятника, ибо змея соединялась с хвостом коня.
Нои пустой внутри памятник весил немало. Для него нужен был тяжелый и прочныйпостамент, который скульптор представлял себе в виде скалы, на которую навздыбленном коне поднимается всадник. После долгих поисков огромный камень, расщепленныймолнией, крестьяне нашли в 12 верстах от города. Местные жители прозвали его«Гром-камень» — он весил 1600 тонн, сто тысяч пудов!
Потрясающеезрелище начала доставки камня привлекло внимание самой императрицы, приехавшейвзглянуть на это уникальное инженерное чудо. В присутствие высочайших особ имногочисленных зрителей, Гром-камень осторожно опрокинули на специальноизготовленную платформу. Затем камень-великан начали медленно передвигать позаранее выровненному грунту. Сначала путь шел к реке, там будущий постаментпогрузили на огромную баржу, чтобы отправиться к набережной Сенатской площади.Доставка скалы к месту назначения заняла почти полгода.
Торжественноеоткрытие памятника Петру I состоялось в 1782 г. Так на Сенатской площади появилась знаменитая скульптура «Медный всадник», ставшая одним из символовСанкт-Петербурга.
Напостаменте этой конной статуи была сделана надпись на русском и латинскомязыках: «Петру Первому — Екатерина Вторая. Лета 1782». Памятник Петру Iнепоколебимо стоит на своем постаменте уже более 200 лет.
Памятникгенералиссимусу А.В. Суворову, работы скульптора М. Козловского, был открыт 5мая 1801 г. в первую годовщину со дня смерти великого полководца. Первоначальнопамятник стоял на берегу реки Мойки у Михайловского (Инженерного) замка, а в 1818 г. его перенесли на площадь перед Марсовым полем. И вскоре этот памятник, не имеющий портретногосходства с Суворовым, стали сравнивать с богом войны Марсом, напоминающим омужестве и славе русских воинов.
Достопримечательностьюгорода стали два гранитных сфинкса из древнеегипетских Фив, привезенные вПетербург в 1832 г. и установленные на набережной Невы возле Академии художествв апреле 1834 г. Эти изваяния, каждое из которых весит 46 т, были созданы вовремена фараона Аменхотепа III на рубеже XV — XIV вв. до нашей эры. Рядом сосфинксами стоят высокие античные светильники, а ниже, у гранитных скамей, причудливыеморды грифонов.
Ещеодним незабываемым петербургским памятником можно считать знаменитых и дажевоспетых в песнях атлантов, подпирающих портик Нового Эрмитажа. Авторомскульптур атлантов был А. Теребенев, удостоившейся за эту свою работу званияакадемика. Скульптор, под руководством которого работало еще 150 мастеров, изготовилдесять фигур атлантов из гранита, добытого на северном побережье Ладожскогоозера.
Памятникимператору Николаю I на Исаакиевской площади, выполненный скульптором П.К.Клодтом и архитектором А. Монферраном, был установлен в 1859 г. Император изображен сидящим на вздыбленном коне в полной парадной форме Кавалергардскогополка. На мраморном пьедестале — фигуры Правосудия, Силы, Веры и Мудрости, различноевооружение. По бокам постамента расположены горельефы, изображающие важнейшиесобытия николаевского царствования. Этот памятник является уникальныминженерным сооружением, ибо это единственная в мире конная скульптура, имеющаятолько две точки опоры.
Наплощади Островского, в Екатерининском сквере в 1873 г. был установлен великолепный памятник императрице Екатерине II работы скульптора М. Микешина.Монумент необычно подробен, ибо у подножия статуи скульптор расположил главныхдеятелей екатерининской эпохи — П. Румянцев, Г. Потемкин, А. Суворов, А.Орлов-Чесменский, Е. Дашкова, И. Бецкой, Г. Державин, А. Безбородко, В.Чичагов.
Список литературы
Дляподготовки данной работы были использованы материалы с сайта www.portal-slovo.ru