Психолого-педагогическое сопровождение детей дошкольного возраста на разных этапах развития

Психолого-педагогическоесопровождение детей дошкольного возраста на разных этапах развития
 
Ведущий методистотдела социально-педагогического сопровождения управления образованияадминистрации г. Омска Мозжерова Наталья Анатольевна.
Исходя из темыпсихолого-педагогических чтений, основные вопросы, которое мы сегодня с вамирассмотрим, являются – особенности психологического развития детей дошкольноговозраста на разных возрастных этапах, а так же система психолого-педагогическоесопровождение образовательного процесса.
Работа педагога-психологадошкольного образовательного учреждения невозможна без знаний теоретическихоснов и закономерностей развития ребенка дошкольного возраста.
В дошкольном возрастезакладываются основы развития детей, и от того, как мы (педагоги-психологи,воспитатели, родители) развиваем детей, во многом зависит их дальнейшая судьба.
Особенно важны знания возрастныхособенностей детей для выстраивания психолого-педагогического сопровождения образовательногопроцесса.
Вы, конечно, знаете, чтов основании периодизации лежат теоретические обоснования разных авторов,(кратко напомним некоторые из них) так например Л.С. Выготский определялвозрастные особенности как наиболее типичные для детей того или иноговозраста, указывающие на общие направления развития на том или иномэтапе жизни.
Формирование личностиребенка происходит в его активной деятельности. Автором данной теорииявляется А.Н. Леонтьев. Основанием данной теории является идея, заключающаяся втом, что на каждом возрастном этапе ведущей является определеннаядеятельность (общение, игра, учение, труд), обусловливающая основные измененияв личности.
Согласно теоретическимположениям, А.А. Бодалева, А.А. Ломова, А.М. Матюшкина органы, системы ипсихические функции ребенка развиваются с разной интенсивностью и непараллельно. Существуют периоды, в течение которых организм становится особенночувствителен к определенным воздействиям окружающей действительности. Такиепериоды называют сенситивными.
Учет вышеперечисленных теоретическихобоснований является главным критерием возрастной периодизации в отечественнойпсихологии.
•      Младенческийвозраст (0 – 1 года);
•      Ранний детскийвозраст (1 – 3 года);
•      Дошкольныйвозраст (3 – 7 лет).
(Как мы видим на слайде)
В соответствии спериодизацией, дошкольным детством считается период от 3-х до 7-ми лет. Предшествуетему период младенчества (от 0 до 1 –го года) и ранний возраст (от1-го года до 3-х лет). Мы не станем затрагивать период младенчества (от 0 до 1года), я думаю, причина этому ясна, это связано с тем, что дети данноговозраста не посещают детский сад.
В связи с тем, чтосистема дошкольного образования часто включает и ясельные группы, которыепосещают дети младшего возраста от 1,5 до 2,5 лет, коснемся особенностей их развития.Рассмотрим возрастные особенности детей раннего возраста.
От 1 года до 3-х лет
Важнейшим психическимновообразованием раннего возраста является возникновение речи и наглядно-действенногомышления. В этот период происходит формирование активной речи ребенка ипонимание речи взрослого в процессе совместной деятельности.
Есть одна известнаяпсихологическая сказка о мальчике, который заговорил в 5 лет. Родители с ногсбились, водя его по врачам и экстрасенсам, но все их усилия оставалисьтщетными. И вот однажды, когда вся семья села обедать, ребенок отчетливопроизнес: «Мне не чем есть!». В доме переполох, мама в обмороке, папа не помнитсебя от счастья. Когда эйфория прошла, у ребенка спросили, почему он молчал всеэто время. Малыш вполне резонно ответил: «А зачем мне было говорить? Вы и таквсе за меня говорили»…
Для успешного развитияречи ребенка необходимо стимулировать высказывания ребенка, побуждать егоговорить о своих желаниях. С развитием слушания и пониманиясообщений, происходит использование речи как средства познаниядействительности, как способ регуляции поведения со стороны взрослого.
Внимание, восприятие ипамять детей раннеговозраста носят непроизвольный характер. Развитие восприятия происходит наоснове внешне-ориентированного действия (по форме, величине, цвету), принепосредственном соотношении и сравнении предметов. Узнать и запомнить ребенокможет только то, что ему понравилось или заинтересовало.
Основной способпознания ребенком окружающего мира в данном возрасте — это метод проб иошибок.
Свидетельством переходаот периода младенчества к периоду раннего детства является развитие новогоотношения к предмету. Который начинает восприниматься как вещь,имеющая определенное назначение и способ употребления. Игроваядеятельность носит предметно-манипулятивный характер.
К трем годам появляется первичнаясамооценка, осознание не только собственного «Я», но и того, что «я хороший»,«я очень хороший», «я хороший и больше никакой», сознание этого и появлениеличностных действий подвигает ребенка на новый уровень развития. Начинаетсякризис трех лет – граница между ранним и дошкольным детством. Это разрушение,пересмотр старой системы социальных отношений. По выражению Д.Б.Эльконина, кризис выделения своего «Я».
Л.С. Выготский описал 7характеристик кризиса 3-х лет: негативизм, упрямство, строптивость,протест-бунт, деспотизм, ревность, своеволие.
Формирование личностиребенка во время кризиса 3-х лет происходит во взаимодействии со взрослыми и сверстниками.Кризис 3-х лет напоминает маленькую революцию. Если вспомнить признакиреволюции можно отметить, что одни не хотят жить по-старому, а другие не могутпринять происходящие изменения. Очень большая роль в данный период отводитсявзрослому, т. к. во многом от него зависят успехи развития ребенка. Именновзрослый определяет характер взаимодействия, руководит актом коммуникации,стимулирует понимание друг друга. И от того, как он реагирует на формирование«самости» зависит формирование самосознания ребенка.
Реакции на «Я сам»бывают двух видов:
первая – когда взрослый поощряетсамостоятельность ребенка и как следствие происходит сглаживание трудностейво взаимоотношениях.
Во втором случае если взрослый, несмотря накачественные изменения в личности ребенка продолжает сохранять прежний типвзаимоотношений, то происходит обострение отношений, проявление негативизма.
Следующий период, накотором мы остановимся – дошкольное детство. Дошкольное детство –большой период в жизни ребенка: он продолжается с 3 до 7 лет. В этом возрасте поотношению к окружающим у ребенка формируется собственная позиция. Активность инеутомимость малышей проявляется в постоянной готовности к деятельности.
Рассмотрим особенностиразвития детей 3-4-х лет.
В этом возрасте ребеноквоспринимает предмет без попытки его обследования. На основе наглядно-действенногомышления к 4 — м годам у детей формируется наглядно-образное мышление.Постепенно происходит отрыв действий ребенка от конкретного предмета. Речьстановится связной, словарный запас обогащен прилагательными. Преобладает воссоздающеевоображение. Память носят непроизвольный характер, и характеризуетсяобразностью. Преобладает узнавание, а не запоминание. Хорошозапоминается то, что интересно и эмоционально окрашено. Тем не менее, все, чтозапомнилось, сохраняется надолго.
Ребенок не способен долгоудерживать свое внимание на каком-то одном предмете, он быстро переключается содного вида деятельности на другой.
Способ познания – экспериментирование,конструирование.
В 3-4 года дети начинаютусваивать правила взаимоотношений в группе сверстников.
Психическое развитиедетей 4-5 лет характеризуется использованием речи, как средства общения истимуляции, расширением кругозора ребенка, открытием им новых гранейокружающего мира. Ребенка начинает интересовать не просто какое-либо явлениесамо по себе, а причины и следствия его возникновения.
Поэтому главный вопросребенка данного возраста «Почему?». Активно развивается потребность вновых знаниях. Мышление – наглядно-образное. Большим шагом вперед являетсяразвитие способности выстраивать умозаключения, что является свидетельствомотрыва мышления от непосредственной ситуации. В этот возрастной период заканчиваетсяформирование активной речи детей.
Внимание и память продолжают носить непроизвольныйхарактер. Сохраняется зависимость внимания от эмоциональной насыщенности иинтереса. Активно развивается фантазирование. Способом познанияокружающего мира являются рассказы взрослого, экспериментирование. Игроваядеятельность носит коллективный характер. Сверстники становится интереснымикак партнеры по сюжетной игре, складываются предпочтения по половомупризнаку. Игровые объединения становятся более устойчивыми.
В пяти, шестилетнемвозрасте интерес ребенка направлен на сферу взаимоотношений между людьми.Оценки взрослого подвергаются критическому анализу и сравнению со своимисобственными. К этому периоду у ребенка накапливается довольно таки большойбагаж знаний, который продолжает интенсивно пополнятся. Происходит дальнейшееразвитие познавательной сферы ребенка-дошкольника. Начинается формироваться образно-схематическоемышление, планирующая функция речи, происходит развитие целенаправленногозапоминания. Основной способ познания – общение со сверстниками, самостоятельнаядеятельность и экспериментирование. Происходит дальнейшее углубление интересак партнеру по игре, усложняется замысел в игровой деятельности. Происходитразвитие волевых качеств, которые позволяют ребенку заранее организовать своевнимание на предстоящей деятельности.
Слайд 13. Рассмотримвозрастные особенности детей 6-7 лет
Итак, к концу дошкольноговозраста ребенок знает что такое «хорошо» и что такое «плохо», а так же можетоценить не только чужое, но и свое поведение. Формируется крайне важныймеханизм соподчинения мотивов. Наиболее сильный мотив для дошкольника — поощрение,получение награды. Более слабый – наказание, еще более слабый – собственноеобещание. Еще одна важная линия развития личности – становление самосознания. Уребенка к 7-ми годам появляется самоконтроль и произвольное поведение,самооценка становится более адекватной.
На основенаглядно-образного мышления у детей формируются элементы логическогомышления. Происходит развитие внутренней речи. Способ познания– самостоятельная деятельность, познавательное общение со взрослыми и сверстниками.Сверстник воспринимается как собеседник, партнер по деятельности. Кконцу дошкольного возраста мальчики и девочки играют не во все игры вместе, уних появляются специфические игры – только для мальчиков и только для девочек.Самый главный результат дошкольного периода – это готовность детей к обучению вшколе.
На основе обобщениятеоретических подходов в решении проблем готовности к школе можно выделить рядего признаков.
1.        Сильное желаниеучиться и посещать школу (созревание учебного мотива).
2.        Достаточноширокий круг знаний об окружающем мире.
3.        Способность квыполнению основных мыслительных операций.
4.        Достижениеопределенного уровня психической и физической выносливости.
5.        Развитиеинтеллектуальных, моральных и эстетических чувств.
6.        Определенныйуровень речевого и коммуникативного развития.
Таким образом,психологическая готовность к школьному обучению формируется у ребенка напротяжении всего дошкольного детства, т.е. с 3 до 7 лет и является комплекснымструктурным образованием, включающим интеллектуальную, личностную,социально-психологическую и эмоционально-волевую готовность.
Таким образом, в основепсихолого-педагогического сопровождения детей дошкольного возраста лежитпсихологические особенности детей на каждом возрастном этапе развития,кризисные периоды, а так же психологические новообразования. Проблемуосуществления развивающего обучения можно решить через четкое осознаниезакономерностей развития личности ребенка, его источников и движение.
В методическихрекомендациях по психолого-педагогическому сопровождению обучающихся вучебно-воспитательном процессе в условиях модернизации образования (письмоМинистерства образования РФ от 27.06.2003 № 28-51-513\16) говорится о том,что:
Объектом психолого-педагогическогосопровождения является образовательный процесс (учебно-воспитательный процесс);
Предметом деятельности- ситуация развитияребенка, как система отношений ребенка:
n   с миром;
n   с окружающими (взрослые, сверстники);
n   с самим собой.
Целью психолого-педагогическогосопровождения развития ребенка в учебно-воспитательном процессе являетсяобеспечение нормального развития ребенка (в соответствии с нормой развития всоответствующем возрасте).
Задачи психолого-педагогическогосопровождения.
n   предупреждение возникновения проблемразвития ребенка;
n   помощь (содействие) ребенку в решенииактуальных задач развития, обучения, социализации: учебные трудности, проблемыс выбором образовательного и профессионального маршрута, нарушенияэмоционально-волевой сферы, проблемы взаимоотношений со сверстниками,учителями, родителями;
n   психологическое обеспечениеобразовательных программ;
n   развитие психолого-педагогическойкомпетентности (психологической культуры) учащихся, родителей, педагогов.
Позволю себе напомнитьосновные направления психолого-педагогической работы.
Направления работы попсихолого-педагогическому сопровождению
n   Профилактика – это одно из основных направленийдеятельности, которое позволяет предупредить возникновение тех или иныхпроблем. Особенность профилактики в дошкольном возрасте заключается вопосредованности воздействия на ребенка через родителей и воспитателей.
n   Диагностика (индивидуальная, групповая(скрининг)). Учитывая возрастные особенности, а так же цели и задачипсихолого-педагогического сопровождения образовательного процесса в дошкольномучреждении можно выделить основные направления, которые необходимо сопровождатьв дошкольном учреждении, а значит и диагностировать их: во – первых, так как мыотслеживаем норму развития ребенка, и знаем кризисные периоды и новообразованияразных возрастных этапов, можно выделить проблемные зоны, такие как адаптационныйпериод к дошкольному образовательному учреждению (от 1,5 лет и старше),т.к. дети приходят в детский сад в разном возрасте. Сопровождение кризиса3-х лет. Мы о нем уже говорили подробно. Отслеживание возрастныхновообразований по основным критериям на каждом возрастном периоде, которыеуже перечислялись. А так же сопровождать готовность к обучению в школе. Хочетсяотметить, что у вас есть помощники педагоги, которые так же отслеживаютрезультативность педагогической деятельности.
Анализ отчетов педагогов-психологовпоказывает, что на самом деле всего лишь 9% специалистов отслеживают развитие иадаптацию детей младшей и средней группы, 68% педагогов-психологов отслеживаюнорму развития детей старшей группы и все -100% специалистов – диагностируютготовность к обучению в школе.
n   Консультирование (индивидуальная, групповая),осуществляется как правило по заявленным проблемам как с педагогами, так и сродителями.
n   Развивающая работа (индивидуальная, групповая).
n   Коррекционная работа (индивидуальная, групповая).
Если вкоррекционно-развивающей работе специалист системы сопровождения имеетопределенный эталон психического развития, к которому стремится приблизитьребенка, то в развивающей работе он ориентируется на средневозрастные нормыразвития для создания таких условий, в которых ребенок сможет подняться наоптимальный для него уровень развития. Последний, может быть как выше, таки ниже среднестатистического. За коррекционной работой закрепляется смысл«исправления» отклонений, а за развивающей – смысл раскрытия потенциальныхвозможностей ребенка. При этом развивающая работа выступает не просто тренингомопределенной способности, но ориентирована на работу с другими факторами,определяющими продвижение в учебной работе.
n   Психологическое просвещение иобразование:формирование психологической культуры, развитие психолого-педагогическойкомпетентности детей, администрации образовательных учреждений, педагогов,родителей.
Утверждение парадигмыразвивающего, личностно-ориентированного образования (а у вас у всех написаныименно развивающие программы), задачи повышения профессионализма педагогическихкадров требуют перехода от традиционной модели психологического просвещенияк модели развития психологической компетентности педагогов. (на нашвзгляд речь идет о методической функции педагога-психолога) Необходимо отходитьот модели, когда педагог-психолог действует в одиночку, следует объединитьусилия всего педагогического коллектива, а для этого важно оснащение педагоговантропо- и психотехниками, позволяющими решать актуальные задачи развития ивоспитания ребенка, его обучения. Следующее направление работы — это
n   Экспертиза (образовательных и учебных программ,проектов, пособий, образовательной среды, профессиональной деятельностиспециалистов образовательных учреждений).
Сегодня в системепсихолого-педагогического сопровождения наряду с традиционными видамидеятельности реализуется такое комплексное направление как участие в разработке(проектирование) программ развития образовательных учреждений, а так же их психолого-педагогическоесопровождение. У нас в городе во всех дошкольных образовательных учрежденияхразработаны и защищены программы развития, в которых, педагоги-психологи играютне последнюю, а ведущую роль.
Во-первых, они описываютблок психолого-педагогического сопровождения программы развития.
Во-вторых, выполняютэкспертизу содержания других блоков программы с психологической точкизрения.
Программа – это нормативная модель совместнойдеятельности людей, определяющих последовательность действий для достиженияпоставленной цели. Следовательно, для ее реализации необходима командаединомышленников, специалистов в своей области. В дошкольном образовательномучреждении таковыми являются: старший воспитатель, педагог-психолог, педагоги,работающие на группах детей, мед. работники (логопеды, дефектологи, еслитаковые имеются). «Один в поле не воин».
Слайд 19. Вметодических рекомендациях уточнены задачи психолого-педагогическогосопровождения в дошкольных учреждениях:
n   ранняя диагностика и коррекциянарушений в развитии;
n   обеспечение готовности к школе
На уровне учреждения задачей психолого-педагогическогосопровождения образовательного процесса является совместная деятельность всехспециалистов (в оптимальном варианте объединенными в службу, консилиум ит.д.) по выявлению проблем в развитии детей и оказанию первичнойпомощи в преодолении трудностей в усвоении знаний, взаимодействии с педагогами,родителями, сверстниками. На данном уровне так же реализуются профилактическиепрограммы, охватывающая значительные группы учащихся, осуществляетсяэкспертная, консультативная, просветительская работа с администрацией иучителями.
В основании системыпсихолого-педагогического сопровождения лежит:
·         во-первых,возрастные особенности детей на разных периодах развития;
·         во-вторых,психолого-педагогические направления деятельности.
Психолого-педагогическоесопровождение сегодня является не просто суммой разнообразных методовкоррекционно-развивающей работы с детьми, но выступает как комплексная технология,особая культура поддержки и помощи ребенку в решении задач развития,обучения, воспитания, социализации.
Это предполагает, чтоспециалист по психолого-педагогическом сопровождению не только владеетметодиками диагностики, консультирования, коррекции, но и обладает способностьюк системному анализу проблемных ситуаций, программированию и планированиюдеятельности, направленной на их разрешение, соорганизацию в этих целяхучастников образовательного процесса (ребенок, сверстники, родители, педагоги,администрация) (по сути, быть управленцем).
Построение эффективнойсистемы сопровождения позволит решать проблемы развития и обучения детей внутриобразовательной среды учреждения, избежать необоснованной переадресации проблемыребенка внешним службам.
Таким образом, следуетсделать вывод о том, что интенсивное развитие теории и практикипсихолого-педагогического сопровождения в последние годы связано срасширением представлений о целях образования, в число которых включены целиразвития, воспитания, обеспечения физического, психического, психологического,нравственного и социального здоровья детей. При таком подходепсихолого-педагогическое сопровождение уже не может рассматриваться как «сфераобслуживания», «сервисная служба», а выступает как неотъемлемый элементсистемы образования, равноправный партнер структур и специалистов иного профиляв решении задач обучения, воспитании и развития нового поколения.
Сегодня напсихолого-педагогических чтениях посвященных проблеме выстраивания системыдеятельности с учетом возрастных особенностей у нас есть возможностьпознакомиться с опытом работы по психолого-педагогическому сопровождению детейдошкольного возраста с учетом возрастных особенностей.