Реальная угроза отпадения русских земель побудила аукштайтскую знать обратить свои взоры в сторону быстро крепнувшего западного соседа – Польского королевства. Польские феодалы к XIV в.
Захватили Галицко-Волынскую Русь – этническое ядро будущей Украины, и лелеяли планы дальнейшей экспансии на русские земли. В этом их интересы сталкивались с амбициями Великого Княжества Литовского. Однако общая угроза со стороны немецких крестоносцев толкала обе стороны к сближению.
Немецкие крестоносцы под флагом католического миссионерства, с благословления римской курии, не стесняясь в средствах, стремились расширить свои прибалтийские владения. Они жестоко опустошали соседние польские, литовские и русские земли.
Однако всесторонний исторический анализ показывает, что крестоносцы никогда не располагали такими силами и средствами, чтобы могли всерьез угрожать существованию таких больших государств как Польша, Литва или Русь. Крестоносная угроза не шла ни в какое сравнение с татарской, не раз ставившей под вопрос само бытие народов, оказавшихся жертвой вторжения кочевых орд.
Таким образом, крестоносная угроза содействовала польско-литовской унии, но отнюдь не была ее основной причиной. Главной причиной было стремление литовских феодалов, опираясь на помощь Польши, удержать и расширить русские владения. Польские же феодалы, в свою очередь, надеялись инкорпорировать в состав Польши саму Литву вместе с ее русскими владениями.
Сближение Литвы с Польшей имело еще один чрезвычайно важный аспект. Литва оставалась последним в Европе языческим государством, где языческое меньшинство доминировало над христианским большинством. К тому же это христианское большинство уже принадлежало к соперничавшему с западным католицизмом греческому православию.
Такая ситуация ставила литовское государство в изолированное и весьма уязвимое положение. Христианизация Литвы была неизбежным условием включения ее в систему европейской цивилизации, а выбор между Польшей и Русью означал для литовской знати не только отказ от язычества. Он означал выбор между западным католицизмом и восточным православием. Это был не только политический, но и цивилизационный выбор, выбор этнокультурной ориентации.
В начале лета 1385г. три больших посольства – Великого княжества, Польши и Венгрии – собрались в Крево. Переговоры велись без торопливости, и к 14 августа были выработаны обязательства Ягайло, которые он должен был выполнить за получение королевской короны.
Великий князь обещал принять католичество и обратить в эту веру своих родственников и подданных, покрыть нанесенный Польше ущерб, отвоевать все захваченные другими странами польские земли и «страны свои Литву и Русь навечно присоединить к короне королевства Польского».
Была среди договоренностей еще одна. В 1378 г. при подписании договора о женитьбе Вильгельма Габсбурга на Ядвиге стороны условились о выплате компенсации в 200 тысяч флоринов (это более 700 кг золота) стороной, отказавшейся от брака. В Крево и эту огромную сумму Ягайло обязался заплатить за польскую сторону.
На съезде в Волковыске в 1385г. были одобрены такие условия унии: объединенными государствами должен управлять один человек, сочетающий функции короля и великого князя, сначала таковым будет Ягайло, а затем – прямой потомок его и Ядвиги, ведение внешнеполитических дел, касающихся обеих держав, а также защита территории должны быть совместными, внутреннее управление в каждой из стран – раздельное, и в Польше, и в Великом княжестве – свои войска, правительства и отдельная казна. Белорусскому населению была оставлена свобода исповедания восточно-христианской веры.
Список использованной литературы:
1. Ковкель И.И., Ярмусик Э.С. История Беларуси с древнейших времен до нашего времени. – Мн., 2002.
2. Чигринов П.Г. Очерки Истории Беларуси. – Мн., 2000.
3. Трещенок Я.И. История Беларуси. Ч. 1. Досоветский период: Учебное пособие. – Могилев: МГУ им. А.А.Кулешова, 2003.
Бесплатно скачать реферат “Кревская уния и ее последствия” в полном объеме