Тестирование
Тестирование (англ. test — испытание, проверка) — эксперементальный методпсихродиагностики, применяемый в эмпирических социологических исследованиях, атакже метод измерения и оценки различных психологических качеств и состоянийиндивида.
Возникновение тестологических процедур было обусловлено потребностьюсопоставления ( сравнения, дифференциации и ранжиования) индивидов по уровнюразвития или степени выраженности различных психологических качеств.
Основоположники тестирования — Ф.Гальтон, Ч.Спирман, Дж.Каттел, А.Бине,Т.Симон. Сам термин «умственный тест» придумал Кеттел в 1890 г.Начало развития современной тестологии массового применения тестов на практикесвязано с именем французского врача Бине, разработавшего в соавторстве сСимоном метрическую шкалу умственного развития, известную под названием«тест Бине-Симона».
Широкому распространению, развитию и совершенствованию тестов способствовалцелый ряд преимуществ, которые дает этот метод. Тесты позволяют дать оценкуиндивида в соответствии с поставленной целью исследования; обеспечиваютвозможность получения количественной оценки на основе квантификациикачественных параметров личности и удобство математической обработки; являютсяотносительно оперативным способом оценки большого числа неизвестных лиц;способствуют обёективности оценок, не зависящих от субёективных установок лица,проводящего исследование; обеспечивают сопоставимость информации, полученнойразными исследователями на разных испытуемых.
Тесты предъявляют требования:
— строгая формализация всех этапов тестирования,
— стандартизация заданий и условий их выполнения,
— квантификация полученных результатов и их структурирование по заданнойпрограмме,
— интерпретации результатов на основе предварительно полученногораспределения по изучаемому признаку.
Каждый тест, соответствующий критериям надежности, кроме набора заданийвключает в себя следующие компоненты:
1) стандартная инструкция для испытуемого о цели и правилах выполнения заданий,
2) ключ шкалирования — соотнесение пунктов заданий со шкалами измеряемыхкачеств, указывающее, какой пункт заданий к какой шкале относится,
3) кодировочный ключ, позволяющий подсчитать, сколько баллов вносит в шкалутот или иной вариант ответа,
4) ключ интерпретации полученного индекса, представляющий собой данныенормы, с которыми соотносится полученыный результат.
Традиционно нормой в тестологии являлись среднестатистические данные,полученные в результате предварительного тестирования на определенной группелиц. Здесь неодходимо учитывать, что переносить интерпретацию плученыхрезультатов можно только на те группы испытуемых, которые по своим основнымсоциокультурным и демографическим признакам аналогичны базовой.
Для преодоления основного недостатка большинства тестов применяютсяразличные приемы:
1) увеличение базовой выборки с целью повышения ее репрезентативности побольшему числу параметров,
2) введение поправочных коэффициетнов с учетом характеристик выборки,
3)введение в практику тестирования невербального способа предъявленияматериала.
Тест состоит из двух частей:
а) стимулирующего материала (задача, инструкция или вопрос)
б) указаний относительно регистрации или интнграции полученых ответов.
Типичная для тестов стандартизация ситуации обеспечивает им в отличие от«свободного» наблюдения поведения большуюю объективность результатов.
Тесты классифицируются по разным признакам.
По виду свойств личности они делятся на тесты достижений и личностные. Кпервым относятся тесты интеллекта, школьной успеваемости, тесты на творчество,тесты на способности, сенсорные и моторные тесты. Ко вторым — тесты наустановки, на интересы, на темперамент, характерологические тесты,мотивационные тесты. Однако не все тесты (например, тесты развития, графическиетесты) можно упорядочить по данному признаку. По виду инструкции и способуприменения различаются индивидуальные и групповые тесты. При групповомтестировании одновременно обследуется группа испытуемых. Если в тестах уровнявременных ограничений нет, то в тестах на скорость они обязательны. Взависимости от того, насколько в результате тестирования проявляетсясубъективность исследователя различают тесты объективные и субъективные.
К объективным относятся большинство тестов достижений и психофизиологическиетесты, к субъективным — проективные тесты. Это деление в определенной степенисовпадает с делением на прямые и непрямые тесты, которые различаются взависимости от того, знают или не знают испытуемые значение и цель теста.
Для проективных тестов типична ситуация, когда испытуемый не информирован одействительной цели исследования. При выполнениис заданий проективных тестов несуществует «правильных» ответов. В зависимости от представленности втесте речевого компонента различаются тесты вербальные и невербальные.Вербальным, например, является тест на словарный запас, невербальным — тест,требующий в качестве ответа определенных действий.
По формальной структуре различаются тесты простые, т.е. элементарные,результатом которых может быть единственный ответ, и тесты сложные, состоящиеиз отдельных подтестов, по каждому из которых должна быть дана оценка. При этоммогут высчитываться и общие оценки. Комплекс нескольких единичных тестовназывают тестовой батареей, графическое изображение результатов по каждомуподтесту — тестовым профилем. Нередко к тестам относят опросники,удовлетворяющие ряду требований, предъявляемых обычно к данному методу сборапсихологической или социологической информации.
В последнее время все большее распространение получаюткритериально-ориентированные тесты, позволяющие оценивать испытуемого не всопоставлении со среднестатичтияескими данными популяции, а по отношению кзаранее заданной норме. Критерием оценки в таких тестах является степеньприближения результата тестирования индивида к так называемой «идеальнойнорме».
Разработка теста состоит из четырех этапов.
— На первомэтапе развивается исходная концепция с формулировкой основныхпунктов испытания или основных вопросов, носящих предварительный характер;
— на втором — производится отбор предварительных пунктов испытания с изпоследующей селекцией и приведением к окончательному виду, осуществляетсяодновременно оценка по качественным критериям надежности и валидности;
— на третьем этапе тест проверяется повторно на той же самой популяции;
— на четвертом — калибруется по отношению к возрасту, уровню образования идругим признакам популяции.
На всех этапах разработки теста необходимо учитывать:
а) диагностируемое свойство личности (размер, положение, индикатор) илитолько наблюдаемые его пpоявления (напpимеp, способности, уpовень знаний,темпеpамент, интеpесы, установки);
б) связанную с этим валидизацию метода, т.е. опpеделение того, насколько онизмеpяет тpебуемое свойство;
в) величину выбоpки из популяции, на котоpой должна пpоводиться оценкаметода;
г) стимулиpующий матеpиал (таблички, изобpажения, игpушки, фильмы);
д) влияние исследователя в пpоцессе инстpуктиpования, постановки задач,pазъяснений, ответов на вопpосы;
е) условия ситуации;
ж) такие фоpмы поведения испытуеого, котоpые свидетельствуют об измеpяемомсвойстве;
з) шкалиpование pелевантных фоpм поведения;
и) сведение pезультатов по отдельным измеpяемым пунктам в общие значения(напpимеp, суммиpование ответов типа «Да»);
к) фоpмулиpовку pезультатов в ноpмиpованной шкале оценок.
Одним из вариантов теста может быть опросник, но при условии, что онотвечает требованиям, предъявляемым к тестам. Опросник — это сборник вопросов,которые выбираются и располагаются по отношению друг к другу в соответствии стребуемым содержанием. Опросники используются, например, в целяхпсиходиагностики, когда от испытуемого требуется самооценка его поведения,привычек, мнений и т.д. При этом испытуемый, отвечаяя на вопросы, выражает своиположительные и отрицательные предпочтения. С помощью опросников можно измерятьу испытуемых и оценки ими других людей. Задание обычно выступает, как прямаяреакция на вопросы, на которые надо ответить путем сожаления или опровержения.Возможности для ответа в большинстве случаев заданы и требуют лишь отметки ввиде крестика, крижочка и т.п. Недостаток опросника состоит в том, чтоиспытуемый может симулировать или диссимулировать те или иные свойстваличности. Преодолеть указанный недостаток (хотя и не полностью) исследовательможет посредством контрольных вопросов, контрольных шкал, шкал «лжи».Опросники применяются преимущественно для диагностики характера, диагностикиличности (например, экстроверсии — интроверсии, интересов, установок, мотивов).
Диагностика личности — совокупность методов, позволяющих распознать еевнеинтеллектуальные свойства, носящие характер относительно устойчивыхдиспозиций. Для таких свойств личности, как экстраверсия — интроверсия,доминирующий мотив, заторможенность, возбудимость, ригидность, разработан ряд диагностическихметодов (опросники и проективные тесты), с помощью которых можно определитьвыраженность этих свойств. При конструировании таких методов, как правило,пользуются факторным анализом (Г. Айзенк, Дж.Каттел, Дж. Гилфорд) иконструктивной валидизацией.
На современном этапе в прикладной социологии чаще всего используютсятестовые методики, заимствованные из социальной психологии, касающиеся изучениякачеств личности. Появляются тесты, специально разработанные социологами. Этитесты часто используются в социологических анкетах.
Использованная литература:
1.Соц.справочник, Киев,1990.
2.Соц.словарь, Минск,1991.
3.Фонд времени и мероприятия в соц.сфере, М: Наука,1989.