Проблемы малого бизнеса в России

–PAGE_BREAK–

По таблице 2 видно, что оборот малых предприятий за 2007г. составил 15468,9 млрд.рублей. Наибольший доход принесла оптовая и розничная торговля 71,1% от итога.

Субъекты малого предпринимательства как субъекты рыночной экономики имеют как преимущества, так и недостатки.

Можно указать на следующие его преимущества:
ü     более быстрая адаптация к местным условиям хозяйствования;

ü     большая независимость действий субъектов малого предпринимательства;

ü     гибкость и оперативность в принятии и выполнении принимаемых решений; относительно невысокие расходы, особенно затраты на управление;

ü     большая возможность для индивидуума реализовать свои идеи, проявить свои способности;

ü     более низкая потребность в капитале и способность быстро вводить изменения в продукцию и производство в ответ на требования местных рынков;

ü     относительно более высокая оборачиваемость собственного капитала и др.                 

 Собственники малых предприятий более склонны к сбережениям и инвестированию, у них всегда высокий уровень личной мотивации в достижении успеха, что положительно сказывается в целом на деятельности предприятия. Субъекты малого предпринимательства лучше знают уровень спроса на местных (локальных) рынках, часто товары производят по заказу конкретных потребителей, дают средства к существованию большему количеству людей, чем крупные предприятия, тем самым содействуют подготовке профессиональных работников и распрос­транению практических знаний. Малые и средние предприятия по сравнению с крупными, в отдельных странах занимают доминирующее положение, как по числу, так и по удельному весу в производстве товаров, выполнении работ, оказании услуг.

В то же время субъектам малого предпринимательства свойственны и определенные недостатки, среди которых следует выделить самые существенные:

ü     более высок уровень риска, поэтому высокая степень неустойчивости положения на рынке;

ü     зависимость от крупных компаний;

ü     недостатки в управлении делом;

ü     слабая компетентность руководителей;

ü     повышенная чувствительность к изменениям условий хозяйствования;        

ü     трудности привлечении дополнительных финансовых средств и получении кредитов;

ü     неуверенность и осторожность хозяйствующих партнеров при заключении договоров (контрактов) и др.

Конечно, недостатки и неудачи в деятельности субъектов малого предпринимательства определяются как внутренними, так и внешними причинами, условиями функционирования малых предприятий.

Как показывает опыт, большинство неудач малых фирм связано с менеджерской неопытностью или профессиональной некомпетентностью собственников малых и средних предприятий.

В современном малом бизнесе крайне необходимы специальные знания. Обычно новый бизнес начинает либо коммерсант, почти ничего не знающий о производстве, либо инженер, который ничего не знает о коммерции. Нередко владелец малой фирмы имеет слишком мало опыта в управлении специфическими структурами бизнеса.

Шансы фирмы на успех повышаются по мере ее взросления. Фирмы, долго существующие при одном владельце, приносят более высокий и стабильный доход, чем фирмы, которые часто меняют владельцев. В ходе исследований отмечается, что преуспевают те малые предприниматели, которые много работают, но в то же время не переходят в своей деятельности рамки здравого смысла.

На неудачах малого бизнеса сказывается невысокая квалификация предпринимателей. Предприниматели, уже накопившие опыт ведения дел в маленьких фирмах, как правило, более удачливы. Если в управлении фирмы
участвует не один человек, а предпринимательская команда состоит из двух, трех или четырех лиц, шансы на выживание выше, поскольку коллективное принятие решения более профессионально. На «живучести» малых фирм

сказываются и размеры финансирования на первом этапе. Чем больше первоначальный капитал, вложенный в фирму, тем больше возможностей ее сохранения в кризисные периоды.

Постоянный поиск то появляющихся, то исчезающих общественных

потребностей и непрерывное приспособление к ним составляют основу стратегии малого бизнеса.

Для экономики в целом деятельность малых компаний оказывается важным фактором повышения ее гибкости. По уровню развития малого бизнеса специалисты даже судят о способности страны приспосабливаться к меняющейся экономической обстановке. Для России, находящейся на начальном этапе развития рыночных отношений, именно создание и развитие сектора малого предпринимательства должно стать основой социальной реструктуризации общества, обеспечивающей подготовку населения и переход всего хозяйства страны к рыночной экономике. Несмотря на трудности и неудачи, малое предпринимательство развивается, набирает темпы роста, решая экономические, социальные, научно-технические проблемы.

Как правило, развитие малого предпринимательства является условием решения следующих проблем:

ü     формирование   конкурентных,    цивилизованных   рыночных   отношений, способствующих лучшему удовлетворению потребностей населения и общества;

ü     расширение ассортимента и повышение качества товаров, работ, услуг. Стремясь к удовлетворению запросов потребителей, малый бизнес способствует повышению качества товаров, работ, услуг и культуры обслуживания;
ü     приближение производства товаров и услуг к конкретным потребителям;

ü     содействие структурной перестройке экономики.

ü     Малое предпринимательство придает экономике гибкость, мобильность, маневренность;

ü     привлечение личных средств населения на развитие производства.

Партнеры в малых предприятиях вкладывают свои капиталы в дело с большей заинтересованностью, чем в крупных, например:

ü     создание дополнительных рабочих мест, сокращение уровня безработицы;

ü     способствование более эффективному использованию творческих возможностей людей, раскрытию их талантов, развитию различных видов ремесел, народных промыслов;

ü     вовлечение в трудовую деятельность отдельных групп населения, для которых крупное производство налагает определенные ограничения (домохозяйки, пенсионеры, инвалиды, учащиеся);

ü     формирование социального слоя собственников, владельцев, предпринимателей;

ü     активизация научно-технического прогресса;

ü     освоение и использование местных источников сырья, отходов крупных производств;

ü     содействие крупным предприятиям путем изготовления и поставки комплектующих изделий и оснастки, создание вспомогательных и обслуживающих производств;

ü     освобождение государства от низкорентабельных и убыточных предприятий за счет их аренды и выкупа.

Все эти и другие, экономические и социальные функции малого
предпринимательства ставят его развитие в разряд важнейших государственных задач, делают его неотъемлемой частою реформирования экономики России.

Практика показывает, что технический прогресс, наиболее полное удовлетворение потребительского спроса сегодня во многом определяются эффективностью работы небольших предприятий. Высокие темпы внедрения нововведении, мобильность технологических изменений, внедрение изобретений, быстрый рост сферы услуг и занятости, острая ценовая и неценовая конкуренция, ведущая, с одной стороны, к снижению цен, а с другой — к тому, что потребитель получает продукцию и услуги высокого качества, возможность для государства получать большие средства в форме налоговых поступлений, и все это и составляет вклад малых предприятий в экономику страны.

Как явствует из самого определения, «малое предпринимательство» — это предпринимательская деятельность, осуществляемая субъектами рыночной экономики при определенных, установленных законами, государственными органами или другими представительными организациями критериях (показателях), конституциирующих сущность этого понятия.

Как показывает мировая и отечественная практика, основным критериальным показателем, на основе которого предприятия (организации) различных организационно-правовых форм относятся к субъектам малого предпринимательства, является в первую очередь средняя численность работников, занятых за отчетный период на предприятии (организации). В ряде научных работ под малым предпринимательством понимается деятельность, осуществляемая относительно небольшой группой лиц, или предприятия, управляемые одним собственником. Как правило, наиболее общими критериальными показателями, на основе которых субъекты хозяйственной    деятельности       относятся      к     субъектам      малого
предпринимательства, является численность персонала (занятых работников), размер уставного капитала, величина активов, объем оборота (прибыли, дохода).

Однако почти во всех развитых странах первым критерием отнесения предприятий к субъектам малого предпринимательства является численность работающих.

В таблице 3  численность работавших на малых предприятиях по видам экономической деятельности в 2007г..

Таблица 3

Численность работавших на малых предприятиях по видам экономической деятельности в 2007г.

Мы видим, чтонаибольшее количество работников занято в оптовой и розничной торговле, в обрабатывающем производстве,   в строительстве, а также в сфере, связанной с операциями с недвижимым имуществом, арендой и предоставление услуг.

        В соответствии с постановлением Российской Федерации по статистике от  04.10.1994г.  №192  «Об  утверждении  единовременной  государственной

статистической отчетности о деятельности малых предприятий» малыми считаться, предприятия всех отраслей экономики независимо от организационно-правовой формы и формы собственности,  имеющие среднесписочную численность работников:  в промышленности, строительстве и на транспорте — 50 чел.; в сельском хозяйстве и в инновационной деятельности — 30 чел.; в науке и научном обслуживании — 15 чел.; в розничной торговле, общественном питании и бытовом обслуживании — 15 чел.; в оптовой торговле, остальных отраслях и других видах деятельности — до 25 чел..

В соответствии с Федеральным законом Российской Федерации «О государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации» от 24.07.2007г. № 209-ФЗ необходимым условием, которому должны соответствовать юридические лица, — ограничение участия в их уставном (складочном) капитале (паевом фонде). То есть суммарная доля участия РФ, субъектов РФ, муниципальных образований, иностранных юридических лиц, иностранных граждан, общественных и религиозных организаций (объединений), благотворительных и иных фондов не должна превышать 25%. Исключение — активы акционерных инвестиционных фондов и закрытых паевых инвестиционных фондов. Кроме того, доля участия, принадлежащая одному или нескольким юридическим лицам, не являющимся субъектами малого и среднего предпринимательства, не может превышать 25% (данное  ограничение  не распространяется на  хозяйственные общества,   деятельность   которых заключается в практическом применении (внедрении) результатов      интеллектуальной деятельности (программ для электронных вычислительных машин, баз данных, изобретений, полезных моделей, промышленных образцов, селекционных достижений, топологий интегральных  микросхем, секретов 
производства  (ноу-хау),исключительные  права  на  которые принадлежат учредителям  (участникам)  таких  хозяйственных обществ- бюджетным

научнымучреждениям или созданным государственными академиями наук научным учреждениям либо бюджетным образовательным учреждениям                высшего профессионального образования или созданным государственными академиями наук образовательным учреждениям высшего профессионального образования) в которых средняя численность работников за отчетный период не превышает предельных уровней:

— в промышленности -100 чел.;

— в строительстве — 100 чел.;

— на транспорте -100 чел.;

— в сельском хозяйстве — 60 чел;

— в научно-технической сфере — 60 чел.;

— в оптовой торговле — 50 чел.;

— в розничной торговле и бытовом обслуживании населения — 30 чел.;

— в остальных отраслях и при осуществлении других видов деятельности — 50 человек.

Субъектами малого предпринимательства могут быть граждане (физические) и юридические лица.

Физические лица(граждане) могут бытьучастниками малого предпринимательства как непосредственнофизические лица,участвующие в создании хозяйственных обществ, и как физические лица, занимающиеся предпринимательской деятельностьюбез образования юридического лица,являющиеся учредителями хозяйственныхтовариществ и обществ.

Права индивидуального предпринимателя в соответствии с гражданским законодательством значительно расширены, так как к предпринимательской деятельности граждан, осуществляемой без образования юридического лица, применяются правила ГК РФ, которые регулируют деятельность   юридических лиц,   являющихся   коммерческими
организациями, если иное не вытекает из закона, иных правовых актов или существа  пра­воотношения.  Это   означает,   что   все  прав а и  обязанности,

которые имеют и несут коммерческие организации, приобретает и индивидуальный предприниматель. Например, он может осуществлять наем работников на основе договоров гражданско-правового характера (договора подряда, комиссии, поручения и др.); заниматься всеми видами деятельности, которые не запрещены законом; а также при получении соответствующей лицензии, как уже говорилось выше, в соответствии с Федеральным законом

«О государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации» может получать все виды поддержки и льгот, установленные законодательством для субъектов малого предпринимательства. Чтобы  гражданин (физическое лицо) стал  по закону индивидуальным предпринимателем, он должен в этом качестве зарегистрироваться и получить соответствующее свидетельство.

В соответствии с законодательными и нормативными актами, индивидуальный предприниматель должен стать на учет в налоговом органе по месту своей регистрации — месту своего постоянного жительства, а также зарегистрироваться у уполномоченных Пенсионного ФондаРФ, Фондов обязательного медицинского страхования, социального страхования, а также для отчисления средств в Фонд занятости при условии, что индивидуальный предприниматель будет использовать наемных работников.    продолжение
–PAGE_BREAK–