Налоговая политика в России. Реформирование налоговой политики

Государственноеобразовательное учреждение высшего профессионального образования
Московскаямедицинская академия И. М. Сеченова
Кафедраорганизации и экономики фармации
Реферат
по экономике
Тема: Налоговаяполитика в России. Реформирование налоговой политики.
Москва
2009

Содержание
Введение. 3
Понятие налога и сбора. 7
Признаки налога. 7
Функции налогов. 8
Классификация налогов. 12
Определение плательщиков налогов и сборов в соответствии сНК РФ… 12
Права и обязанности плательщиков налогов и сборов,налоговых агентов и сборщиков налогов и сборов. 13
Налоговая политика государственных органов на валютномрынке. 18
Налоговая политика. 19
Налоговая политика и цены… 25
Вывод. 27
Используемая литература. 28

Введение
Параметры налоговой системы во многом зависят отпроводимой государством налоговой политики, под которой понимается совокупностьосуществляемых государством (муниципальным образованием) мероприятий,направленных на обеспечение своевременной и полной уплаты налогов и сборов вобъемах, позволяющих доставить ему необходимое финансирование. Однаковзвешенная налоговая политика должна проводиться с учетом финансовых интересовне только государства, но и налогоплательщиков. Кроме того, налоговая политикадолжна быть целиком подчинена общепринятым принципам налогообложения.
Налоговую политику осуществляют президент РФ, ФедеральноеСобрание РФ, Правительство РФ и органы исполнительной власти, наделенныесоответствующей компетенцией. Органом, непосредственно ответственным запроведение единой налоговой политики на территории Российской Федерации,является Минфин РФ, а за е выработку и осуществление, — ФНС России. Налоговаяполитика проводится (осуществляется) ими посредством методов:
— управления;
— информирования (пропаганды);
— воспитания;
— консультирования;
— льготирования;
— контролирования;
— принуждения.
Современная налоговая система России берет свое начало с1 января 1992 г., когда стал действовать пакет из 15 законов о налогообложении.За прошедший с тех пор период времени законодательство претерпело множествоизменений, касающихся состава налогов, порядка определения налоговых баз,размера ставок, налоговых изъятий и скидок, сроков уплаты. Перечень нормативныхдокументов, регулирующих налогообложение в России, насчитывает сотнинаименований. Наличие громоздкой, сложной, во многом противоречивой нормативнойбазы по налогообложению привело к необходимости разработки Налогового кодексаРоссийской Федерации.
Первая часть Налогового кодекса, введенная в действие с 1января 1999 г. и представляющая основы налогообложения в России, частичноупорядочивает сложный процесс расчета и взимания налогов. С 1 января 2001 г. были введены в действие четыре главы части второй НК РФ, с 1 января 2002 г. стали действовать еще три главы, с 1 января 2003 г. – еще три главы. Однако отсутствие второйчасти в полном объеме, где должен быть представлен порядок налогообложения покаждому конкретному налогу, приводит к тому, что постоянно происходят изменениязаконодательства, связанные как с решением назревших проблем в области теорииналогообложения, так и с бюджетными проблемами. При этом и введенные в действиеглавы второй части НК РФ претерпевают существенные изменения.
Российская экономика развивается в сложных,противоречивых условиях, испытывая на себе действие ряда позитивных инегативных факторов. Это находит отражение в экономической политике в целом иеё важнейших составляющих – валютной и налоговой политике.
Особенность ситуации России состоит в том, что до конца1999 г. не было достаточно определённых приоритетов экономической политики. Вконце 1999 г. в статье В. Путина «Россия на рубеже тысячелетий» былиобозначены основные направления деятельности государства в области экономики. Вотношении внешнеэкономических связей в ней в качестве одного из приоритетовназвана «последовательная интеграция России в мировые хозяйственныеструктуры», прежде всего с помощью «активной поддержки государствомвнешнеэкономической деятельности российских предприятий, компаний,корпораций».
Совсем недавно, можно сказать, в России, экономическийрост был объявлен как основная государственная стратегия.
Возрастающая открытость экономики России и других странчленов СНГ в условиях либерализации их внешнеэкономической деятельностиувеличивает значение валютной политики как одного из важнейших инструментовмакроэкономического регулирования.
При выработке политики валютного курса того или иногогосударства, оценке её рациональности анализу должны подвергаться большое числофакторов и показателей, характеризующих воздействие того или иного вариантакурсовой политики на развитие национальной экономики.
В последние десятилетия наряду с доминирующей в системемирохозяйственных связей торговлей товарами и услугами всё большее значениеприобретает движение капитала в различных формах.
В отличие от мировой торговли, которая имеет устойчивуютенденцию к ежегодному росту, в движении прямых, портфельных и ссудныхинвестиций на общем фоне увеличения размеров экспорта и импорта капиталасуществуют значительные ежегодные колебания в зависимости от состояния иразвития мировой общехозяйственной конъюнктуры.
Однако в целом динамика роста объёма зарубежныхкапиталовложений опережает динамику развития внутренней экономики большинствастран мира. Так, начиная с середины 80-х годов темп прироста прямых инвестицийв 4 раза превышал рост стоимости мирового ВВП.
Характерной особенностью движения капитала на современномэтапе является включение всё большего числа стран в процесс ввоза в вывоза прямых,портфельных и ссудных капиталовложений. Если раньше отдельные страны, какправило, являлись либо экспортёрами, либо импортёрами капитала, то в настоящеевремя большинство из них одновременно ввозит и вывозит капитал.
С начала 90-х годов стремление привлечь иностранныхинвесторов становится одной из важнейших тенденций в международной политике.Завершение «Уругвайского раунда» переговоров в рамках ГАТТ, созданиеВсемирной торговой организации (ВТО), подписание соглашения НАФТА (Зонасвободной торговли стран Северной Америки), создание единого европейскогорынка, а также увеличение числа двусторонних переговоров по инвестициямспособствовали росту импорта иностранного капитала.

Понятие налога и сбора
К определению понятия «налог» можно подходить с различныхпозиций: правовой, экономической, социальной и т.д. Налог следует рассматриватькак средство упорядочивания финансовых отношений налогоплательщика игосударства. Налогоплательщику он указывает меру его обязанности (должностногоповедения), а государственному налоговому органу – меру дозволенных действий. Сэтой позиции можно предложить следующее определение налога.
Налог – единственно законная (устанавливаемая законом)форма отчуждения собственности физических и юридических лиц на началахобязанности, индивидуальной безвозмездности, безвозвратности, обеспеченнаягосударственным принуждением, не носящая характер наказания или контрибуции, сцелью обеспечения платежеспособности субъектов публичной власти.
Законодательное определение налога дано в ст. 8 части 1НК РФ. Под налогом понимается обязанный, индивидуально безвозмездный платеж,взимаемый с организаций и физических лиц в форме отчуждения принадлежавших имна праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного введенияхозяйственных средств, в целях финансового обеспечения деятельности государстваи (или) муниципальных образований.
В своем определении понятия «налог» Конституционный судРоссийской Федерации указал, что налоговый платеж – это основанная на законеденежная форма отчуждения собственности с целью обеспечения расходов публичнойвласти, осуществляемая в том числе на началах обязанности, безвозвратности,индивидуальной безвозмездности.
Признаки налога
Односторонний характер его установления.
Налог является индивидуально безвозмездным.
Налог взыскивается на условиях безвозвратности.
Денежная форма.
Императивно-обязательный характер.
Пошлина и сбор – это плата, взыскиваемая государством иего органами в обязательном порядке за оказание определенных услуг. Пошлины исборы не имеют финансового значения, присущего налогам.
Виды пошлин различны. Выделяют пошлины, взимаемые в связис предоставлением административных услуг (например, рассмотрение ходатайства ополучении или прекращении гражданства); пошлины, взимаемые за предоставлениекакого-либо права (например, за выдачу разрешения на право охоты); пошлины,взимаемые как компенсация за определенные расходы общества с интересахконкретных лиц (например, пошлины с владельцев крупнотоннажных транспортныхсредств, оказывающих повышенное раздражающее действие на автодороги). Выделяюттакже пошлины, взимаемые в определенных сферах государственной деятельности:судебные, нотариальные и др.
В соответствии с НК РФ «под сбором понимается обязательныйвзнос, взимаемый с организаций и физических лиц, уплата которого является одномиз условий совершения плательщиков сборов государственными органами, органамиместного самоуправления, иными уполномоченными органами и должностными лицамиюридически значимых действий, включая предоставление определенных прав иливыдачу разрешений (лицензий)» (п.2 ст.8).
Функции налогов
Выделяют, как правило, три основные функции налогов:фискальную, регулирующую и контрольную, а также две подфункции: стимулирующую ивоспроизводственного назначения.
Фискальная (или бюджетная) функция вытекает из самойприроды налогов и проявляется в обеспечении государства финансовыми ресурсами,необходимыми для осуществления его деятельности. С ее помощью образуетсяцентрализованный денежный фонд государства, производится изъятие части доходовфизических и юридических лиц для содержания государственного аппарата, обороныстраны и той части непроизводственной сферы, которая либо не имеет собственныхисточников доходов (учреждения культуры — библиотеки, архивы и др.), либо имеетих в недостаточном объеме для обеспечения должного уровня развития(фундаментальная наука, учебные заведения, учреждения здравоохранения и др.).Значение фискальной функции растет с повышением экономического уровня развитияобщества, ростом налоговых доходов государства, что связано с расширением егофункций и определенной политикой социальных групп, находящихся у власти.Государству требуется все больше средств на проведение экономических, социальныхмероприятий, на содержание управленческого аппарата. Благодаря использованиювозможностей государства взимать налоги и расходовать средства государственногобюджета происходит регулирование уровня деловой активности и решение различныхсоциальных задач.
Регулирующая функция налогов предполагает, что налогиактивно влияют на экономику: стимулируют или сдерживают темпы воспроизводства,усиливают или ослабляют процесс накопления капитала, расширяют или уменьшаютплатежеспособный спрос населения. Налоги активно используются для сглаживанияэкономического цикла. Таким образом, регулирующая функция налогов связана свмешательством государства посредством налогов в процесс воспроизводства, чтообусловлено ростом производительных сил в условиях НТР, поднявшим на новуюступень налоговое регулирование. Развитие рыночной экономики регулируетсяфинансово-экономическими методами — путем применения, отлаженной системыналогообложения, выделения дотаций из бюджета, маневрирования ссудным капиталоми процентными ставками. Центральное место в этом комплексе экономических мерпринадлежит налогам.
Государство, маневрируя налоговыми ставками, льготами иштрафами, вводя одни и отменяя другие налоги, изменяя условия налогообложения,способствует решению актуальных для общества проблем: стимулируетнаучно-технический прогресс, регулирует уровень безработицы, перераспределяетдоходы своих граждан, направляя финансовые ресурсы на развитие производственнойи социальной инфраструктуры, на инвестиции в капиталоемкие и фондоемкие отраслис длительными сроками окупаемости затрат. Регулирующая функция налогов носитсоциально-экономический характер. Это достигается путем установленияпрогрессивных ставок налогообложения, направления значительной части бюджетныхсредств на социальные нужды населения, полного или частичного освобождения отналогов граждан, нуждающихся в социальной защите.
Регулирующая и фискальная функция налогов находятся втесной взаимосвязи. Фискальная функция налогов, с помощью которой происходитогосударствление части новой стоимости в денежной форме, создает объективныеусловия для вмешательства государства в экономику. Расширение налогового методамобилизации государством части стоимости национального дохода происходит припостоянном соприкосновении с участниками — агентами процесса производства, чтообеспечивает органам государственной власти реальные возможности влиять наэкономику страны, на все стадии производственного процесса. Обусловленнаявнутренними потребностями развития производства регулирующая функция, как ифискальная, выражает сущностную сторону налогов и является объективным ихсвойством.
Итак, налоги: 1) влияют на уровень и структурусовокупного спроса, а через механизм рыночного спроса могут содействоватьпроизводству или тормозить его; 2) размер налогов определяет уровень оплатытруда, так как она включает налоговые платежи; 3) от налогов зависитсоотношение между издержками производства и ценой товаров и услуг (оно являетсяопределяющим в процессе использования или реализации производственных мощностейдля предпринимателей); 4) налоги влияют на инвестиционные решенияпредпринимателей. На уровне корпораций важное значение имеют правила исчисленияоблагаемых налогом прибылей. Дивиденды выплачиваются из суммы прибыли послеуплату налогов, а затем облагаются налогом на уровне акаунеров.
Следовательно, необходимо предусмотреть освобождение отдвойного налогообложения инвестиций, финансируемых за счет собственногокапитала; снижение налогов с основного капитала, играющее важную роль вопределении прибыли инвесторов после уплаты налогов; инвестиционные субсидии иразличные методы отсрочки налоговых платежей через инвестиционные фонды. Науровне акционеров встает проблема стимулирования инвестиционной активности приобложений налогом на процентный доход и дивиденды, а также налогом на приросткапитала. На уровне международных инвестиционных потоков обращают внимание наналоги, которыми облагаются иностранные инвесторы.
Контрольная функция налогов как экономической категориисостоит в том, что появляется возможность качественного отражения налоговыхпоступлений и их сопоставления с потребностями государства в финансовыхресурсах. Благодаря этой функции оценивается эффективность налоговогомеханизма, обеспечивается контроль за движением финансовых ресурсов, выявляетсянеобходимость внесения изменений в налоговую систему государства. Контрольнаяфункция определяет эффективность налоговр-финансовых отношений и бюджетнойполитики государства. Осуществление контрольной функции налогов, ее полнота иглубина зависят от налоговой дисциплины. Суть ее заключается в том, чтобыналогоплательщики (юридические и физические лица) своевременно и в полномобъеме уплачивали установленные законодательством налоги.
Классификация налогов
Наиболее распространенным является деление налогов напрямые и косвенные. Кроме того, налоги подразделяются по источникам ихвозмещения и делятся на следующие группы:
— налоги, относимые на себестоимость продукции (работ,услуг);
— налоги, учитываемые в составе внереализационныхрасходов;
— налоги, выплачиваемые из прибыли;
— налоги, включаемые в цену продукции (работ) или тарифына услуги.
/>
Определение плательщиков налогови сборов в соответствии с НК РФ
Налогоплательщиками и плательщиками сборов признаютсяорганизации и физические лица, на которых возложена обязанность уплачиватьналоги и сборы. Филиалы и иные обособленные подразделения российскихорганизаций исполняют обязанности этих организаций по уплате налогов и сборовпо месту их нахождения. Следует отметить, что до введения НК РФ уплату налоговосуществляла как головная организация, так и ее подразделения, имеющиеотдельный баланс. Подобная практика игнорировала гражданское законодательство.Так, согласно ст. 55 ГК РФ обособленные подразделения юридического лица сами неявляются юридическими лицами, следовательно, не могут быть участникаминалоговых правоотношений.
Практика налогообложения показывает, что уклонения отналогов и другие налоговые правонарушения часто вызваны отношениями,складывающимися между юридическими и физическими лицами. В этой связи НК РФвводит такое понятие, как взаимозависимые лица. Между взаимозависимыми лицамимогут складываться имущественные, семейные отношения, а также отношенияадминистративной подчиненности.
Права и обязанности плательщиковналогов и сборов, налоговых агентов и сборщиков налогов и сборов
Права налогоплательщиков
Налогоплательщики имеют право:
Получать от налоговых органов по месту учета бесплатнуюинформацию о действующих налогах и сборах, законодательстве о налогах и сборахи об иных актах, содержащих нормы законодательства о налогах и сборах иобязанностях налогоплательщиков, полномочиях и их должностных лиц;
Получать от налоговых органов и других уполномоченныхгосударственных органов письменные разъяснения по вопросам применениязаконодательства о налогах и сборах;
Использовать налоговые льготы при наличии оснований и впорядке, установленном законодательством о налогах и сборах;
Получать отсрочку, рассрочку, налоговый кредит илиинвестиционный налоговый кредит в порядке и на условиях, установленных НК РФ;
На своевременный зачет или возврат сумм излишнеуплаченных либо излишне взысканных налогов, пани, штрафов;
Предоставлять свои интересы в налоговых правоотношенияхлично через своего представителя;
Предоставлять налоговым органам и их должностным лицампояснения по исчислениям и уплате налогов, а также по актам проведения налговыхпроверок;
Присутствовать при проведении выездной налоговойпроверки;
Получить копии акта налоговой проверки и решенииналоговых органов, а также налоговые уведомления и требования об уплатеналогов;
Требовать от должностных лиц налоговых органов соблюдениязаконодательства о налогах и сборах при совершении ими действий в отношенииналогоплательщиков;
Не выполнять неправомерны акты и требования налоговыхорганов и их должностных лиц, не соответствующие НК РФ или иным федеральнымзаконам;
Обжаловать в установленном порядке акты налоговых органови действия (бездействия) их должностных лиц;
Требовать соблюдение налоговой тайны;
Требовать в установленном порядке возмещать в полномобъему убытков, причинными незаконными решениями налоговых органов илинезаконными действиями (бездействием) их должностных лиц.
Налогоплательщики имеют также иные права, установленныенастоящим Кодексом и другими актами законодательства о налогах и сборах.
Плательщики сборов имеют те же права, что иналогоплательщики.
Обязанности налогоплательщиков
Налогоплательщики обязаны:
уплачивать законно установленные налоги;
вставать на учет в налоговых органах, если такаяобязанность предусмотрена НК РФ;
вести в установленном порядке учет своих доходов(расходов) и объектов налогообложения, если такая обязанность предусмотреназаконодательством о налогах и сборах;
предоставлять в налоговый орган по месту учета вустановленном порядке налоговые декларации по тем налогам, которые они обязаныуплатить, если такая обязанность предусмотрена законодательством о налогах исборах, а также бухгалтерскую отчетность в соответствии с Федеральным законом«О бухгалтерском учете».
Предоставлять налоговым органам и их должностным лицам вслучае, предусмотренных НК РФ, документы, необзодимые для исчисления и уплатыналогов;
Выполнять законные требования налогового органа обустранении выявленных нарушений законодательства о налогах и сборах, а также непрепятствовать законной деятельности должностных лиц налоговых органов приисполнении ими своим служебных обязанностей;
Предоставлять налоговому органу необходимую информацию идокументы в случаях и порядке, предусмотренных НК РФ;
В течение четырех лет обеспечивать сохранность данныхбухгалтерского учета и других документов, необходимых для исчисления и уплатыналогов, а также документов, подтверждающих полученные доходы (для организаций– также и производственные расходы) и уплаченные (удержанные) налоги;
Нести иные обязанности, предусмотренные законодательствомо налогах и сборах.
Налогоплательщики – организации и индивидуальныепредприниматели обязаны письменно сообщать в налоговый орган по месту учета:
Об открытии и закрытии счетов – в десятидневный срок;
Обо всех случаях участия в российских и иностранныхорганизациях – в срок не позднее одного месяца со дня начала такого участия;
Обо всех обособленных подразделениях, создаваемых натерритории Российской Федерации – в срок не позднее одного месяца со дня ихсоздания, реорганизации или ликвидации;
Об объявлении несостоятельности – в срок не позднее трехдней принятия такого решения;
Об изменении своего местонахождения или места жительства– в срок не позднее десяти дней с момента такого изменения.
Плательщики сборов обязаны уплачивать законноустановленные сборы, а также нести иные обязанности, установленныезаконодательством о налогах и сборах.
За невыполнение или ненадлежащее выполнение возложенныхна него обязанностей налогоплательщик несет ответственность в соответствии сзаконодательством Российской Федерации.
Налогоплательщики, уплачивающие налоги и сборы в связи сперемещением товаров через таможенную границу Российской Федерации, также несутобязанности, предусмотренные таможенным законодательством Российской Федерации.
Рассматривая обязанности налогоплательщиков, следуетотметить, что в ст. 23 выделяются обязанности, выполнение которых обязательно ссоблюдением определенных сроков.
Права налоговых органов
Налоговые органы вправе:
требовать от налогоплательщика или налогового агентадокументы по формам, установленным государственными органами и органамиместного самоуправления, служащие основаниями для исчисления и уплаты налогов;
проводить налоговые проверки в порядке, установленном НКРФ4
проводить выемку документов при проведении налоговыхпроверок у налогоплательщика или налогового агента, свидетельствующие осовершении правонарушений, в случае, когда есть достаточные основания полагать,что эти документы будут уничтожены, сокрыты, изменены или заменены;
вызывать на основании письменного уведомления в налоговыеорганы налогоплательщиков для дачи пояснений в связи с уплатой ими налогов либов связи с налоговой проверкой, а также в других случаях;
приостанавливать операции по счетам налогоплательщиков вбанках и налагать арест на имущество налогоплательщиков в порядке,предусмотренном НК РФ;
осматривать любые используемые налогоплательщиком дляизвлечения дохода либо связанные с содержанием объектов налогообложениянезависимо от места их нахождения производственные. Складские, торговые и иныепомещения и территории, проводить инвентаризацию принадлежащегоналогоплательщику имущества;
определять суммы налогов, подлежащие внесениюналогоплательщика в бюджет, расчетным путем на основании имеющейся у нихинформации о налогоплательщике в случаях отказа его допустить должностных лицналогового органа к осмотру производственных и иных помещений, используемыхналогоплательщиком, непредставления в течение более двух месяцев налоговомуоргану необходимых для расчета налогов документов, отсутствия учета доходов ирасходов, учета объектов налогообложения или ведения учета с нарушениемустановленного порядка, приведшего к невозможности исчислить налоги;
требовать от налогоплательщиков устранения выявленныхнарушений законодательства о налогах и сборах и контролировать выполнениетребований4
Взыскивать недоимки по налогам и сборам, а такжевзыскивать пени в порядке, установленном НК Р;
Контролировать соответствие крупных расходов физическихлиц их доходам;
Требовать от банков документы, подтверждающие исполнениеплатежных поручений налогоплательщиков;
Привлекать для проведения налогового контроляспециалистов, экспертов, переводчиков;
Предъявлять в суды общей юрисдикции или арбитражные судыиски;
Налоговые органы осуществляют также другие права,предусмотренные НК РФ.
В соответствии со ст. 24 НК, налоговыми агентамипризнаются лица, на которых возложены обязанности по исчислению, удержанию уналогоплательщика и перечислению в соответствующий бюджет (внебюджетный фонд)налогов. Следует отметить, что налоговые агенты имеют те же права, что иналогоплательщики.
Прием средств в уплату налогов и перечисление их в бюджетмогут осуществлять не только налоговые агенты, но и государственные органы,органы местного самоуправления и другие уполномоченные органы и должностныелица – сборщики налогов и (или) сборов.
Налоговая политика государственныхорганов на валютном рынке
Традиционными ориентирами действий государственныхорганов по управлению валютным рынком выступают: уровень и динамика курсанациональной денежной единицы; структура и сальдо внешнеторгового баланса;состояние основных сегментов финансового рынка, прежде всего движениекапиталов; борьба с отмыванием денег, неуплатой налогов и т.д. Но каждый из вышеупомянутыхориентиров, как правило, не используется как самоцель.
В практике используемых странами рыночной экономикисистем валютного регулирования можно найти самые разнообразные сочетанияразличных инструментов и целей воздействия на рынок.
Схемы действий государственных органов находятся вдиапазоне между двумя крайними режимами: система фиксированных валютного курсови режим свободного флоатинга.
Режим фиксированных валютных курсов. Основная идея такогорегулирования заключается в проведении политики курсообразования, недопускающей отклонение от заранее выбранных приоритетов, которая обеспечиваетсяограничениями по операциям физических и юридических лиц, т.е. государствожестко фиксирует обменные курсы валют. В данном случае Центральный банк должен располагатьадекватными резервами иностранной валюты — для смягчения колебаний на валютномрынке.
Режим свободного флоатинга. Здесь государство можетполностью оставаться вне пределов валютного рынка, полагается на эффективностьрыночных механизмов перераспределения финансовых ресурсов, снимая прямыеограничения. Центральные банки управляют в основном конъюнктурными колебаниямиспроса и предложения, полагая, что свобода рыночных отношений выводит курс наоптимальный уровень.
Государственное регулирование валютного курса направленона его повышение либо понижение исходя из валютно-экономической политики. Сэтой целью проводится определенная валютная политика.
Так называемый преобразованный валютный режим и присущийему порядок установления валютного курса, в значительной степени способствовали«долларизации» российской экономики, бегству капиталов за границу,наплыву низкосортных и низкопробных импортных товаров и т.д.
Налоговая политика
Когда говорят о неблагоприятном инвестиционном климате вРоссии, то чаще всего упоминают чрезмерность налогового бремени. На самом делеоно существенное, но немногим тяжелее, чем в большинстве европейских стран.
Применение российского режима налогообложения, известногоиностранным инвесторам своей неурегулированностью и постоянной изменчивостью,является одним из факторов, сдерживающим иностранные фирмы от прямых инвестицийв Россию, связанных с реальным осуществлением деятельности в России илизаставляет использовать хитроумные схемы, позволяющие оптимизировать затраты,связанные с налогами в России.
Сравнивая относительную предпочтительность привлечениякапитала в различных формах, следует подчеркнуть, что прямые инвестиции имеютряд преимуществ. Прежде всего активизируется деятельность частного сектора,расширяется выход на внешние рынки и облегчается доступ к новым технологиям иметодам управления. В этом случае больше вероятность реинвестирования прибыливнутри страны, чем вывоза в страну базирования. Кроме того, притокпредпринимательского капитала не увеличивает размер внешней задолженности.
Следует отметить ещё, что развитие нормативной базы поналогообложению иностранных юридических лиц проходит в основном за счётпринятия большого числа подзаконных актов, которые по сути не являютсянормативными документами, а носят рекомендательный характер. Их множественностьи постоянное изменение создаёт у иностранных партнёров, кроме того, ощущениехронической нестабильности налогового регулирования.
Между тем, применение существующих норм законодательстваи международных договоров на практике затруднено, ввиду недостаточного уровняобразования налоговых инспекторов на местах по этим вопросам.
Пока экспортёры страдают, как и вся экономика от плохогоналогового режима и высоких страховых рисков, но всё же в состоянииблагополучно существовать благодаря включённости в мировую экономику ифинансовую систему. Условно, они могут продолжать жить при нынешней системе,успешно лоббируя свои налоговые интересы в законодательной и исполнительнойвласти.
Высказываются более пессимистические мнения. Сожалеют отом, что Россия значительно отстала в своём понимании вопросов международногоналогообложения. И что весь положительный опыт, накопленный российскойналоговой системой на данном этапе, сводится лишь к одной из сторон международногоналогообложения – к налогообложению нерезидентов России. Сама же налоговаясистема России не интегрирована в совокупность мировых налоговых систем. Аналичие значительного числа соглашений само по себе не означает готовностьналоговой системы существовать на равных с налоговыми системами других стран.
Налоговая полиция вернула в бюджет за 2000 год 45миллиардов рублей. На один вложенный рубль налогоплательщика на содержаниеналоговой полиции как бы отработано 24 рубля.
В целом характеризуя законодательство в областиналогообложения иностранных компаний, можно сказать, что с каждым годом оностановится всё более приближённым к западным стандартам. Однако при всёмприближении к западным стандартам в российском законодательстве существуютуникальные моменты, не имеющие аналогов в других странах (как, например,положение о необложении доходов иностранных юридических лиц по внешнеторговымконтрактам, по которым право собственности переходит за территорию России).
В прессе встретил такой интересный вопрос и не менееинтересный ответ на него:
Не связано ли бегство капитала с ослаблением налогов нафизические и юридические лица?
— Деятелю инвестиционной сферы положено читать налоговоезаконодательство и знать, что программа Правительства предусматривает серьезноеснижение налогового давления именно на юридические лица. Во-первых, этоизменение системы расчета себестоимости. Раньше многие жизненно важные дляпроизводства расходы принудительно загонялись в прибыль. Сейчас государствосделало очень большой шаг к тому, чтобы относить их на себестоимость и темсамым снижать налогообложение предприятий. Во-вторых, социальный налог попониженной ставке очень серьезно снижает налогообложение предприятий.В-третьих, отмена налогов с оборота очень серьезно снижает налогообложениеочень большой массы предприятий, которые потребляют мало бензина. Поэтомубегство капитала связано с общей неразумностью политики. В этом автор вопросаправ, потому что не от инфляции и бюджетного дефицита, а от глупости они бегутв первую очередь.
Вот ещё одно из многочисленных чиновничьих высказываний,показавшееся мне заслуживающим внимания.
Что нужно сделать? Я хотел поддержать Георгия Бооса поналоговой реформе. Налоговый кодекс — это венец, это финальная часть налоговойреформы. Кодифицировать нужно только то, что совершенно. А мы занимаемся, внекотором смысле, профанацией, кодифицируя несовершенное налоговоезаконодательство, которое требуется тут же менять и потребуется менять уже вближайшие месяцы. Пожалуй, единственное свидетельство решительностиправительства в экономике, заметное всем — и бизнесу, и гражданам, и мировомусообществу — это действительно резкое сокращение налогов. Под это можнообращаться и к Международному валютному фонду, поскольку в программекредитования на эти благородные цели трудно отказывать России. Только при этомусловии можно добиться и возврата капиталов, бегущих из страны. Только при этомможно решить и проблему бедности.
На Западе сейчас интенсивно обсуждается ряд интересныхпроектов упрощения системы налогообложения, вплоть до перехода к системеединого налога на расходы, при которой обложению будут подвергаться толькопотребительские расходы граждан, а все виды накоплений и инвестиций (и граждани предприятий) получат полную свободу от налогов как общественно-полезные иподдерживаемые государством.
Что касается снижения налоговых ставок, то эти процессыидут практически во всех странах (может быть за исключением России), и страны,наиболее продвинувшиеся в этом направлении, добиваются наибольших успехов вэкономическом и социальном развитии. Если же говорить об условиях международнойконкуренции, то сейчас на мировом рынке особые преимущества имеют те страны,которые проводят рациональную сдержанную налоговую политику. Эти страныпривлекают значительную долю иностранных инвестиций, поскольку инвесторыпринимают решения, не в последнюю очередь ориентируясь на размер налоговыхставок; в них ускоренно формируется широкая прослойка состоятельныхсобственников, что является основой благосостояния страны, её политической иэкономической стабильности. Анализ по этому показателю приводит к заключению,что большинство из них решило или решает следующие основные задачи:
¦ установление налоговых ставок на уровне нижесреднемировых, отказ от прогрессивной системы налогообложения для основноймассы получателей доходов;
¦ установление таких правил расчёта налогооблагаемоймассы, при которых инвестиции в производство и производительное накоплениеграждан и предприятий фактически полностью освобождается от налогообложения.
Налоговые стимулы могут создаваться центральными,региональными или местными органами власти. Они представляют собой специальныеставки, налоговые каникулы или освобождение от налогов для новых инвестиций.
Ставка налога с корпораций. Некоторые правительствапредлагают снижение ставки корпоративного налога для иностранных инвесторов.Снижение ставки корпоративного налога может применятся ко всем инвестициямиз-за границы или только по вкладам в конкретных регионах или отраслях.
Отдельные отрасли. С целью ускорения развития илиукрепления позиций отдельных отраслей правительства могут предлагать налоговыестимулы для инвестиций в этой отрасли.
Содействие экспорту. Налоговое поощрение экспорта, какправило, связано с обложением пониженными ставками или освобождением отналогов, получаемых от экспорта прибылей корпораций.
Кроме этого, я думаю, что важную роль в стимулированииэкспорта может стать, скажем, создание федерального агентства по предоставлениюгарантий под экспортные контракты российских фирм, а также института пострахованию экспортных кредитов.
Налоговые каникулы. Так называются периоды времени, втечение которых компания освобождена от тех или иных налогов.
Международные расчётно-кредитные отношения РФ сзарубежными государствами осуществляются в российских рублях, национальныхвалютах ряда стран, международных денежных единицах и клиринговых валютах.
Рубли, использовавшиеся ранее в международныхэкономических связях с рядом стран дальнего зарубежья (их принято называтьинвалютные рубли) применялись для выражения размера предоставляемых нашейстраной долгосрочных кредитов иностранным государствам, установления цен напоставляемые товары и в других случаях, а в настоящее время являются«основой» для пересчёта причитающегося долго со стороны этих стран Россиив американские доллары.
Во внешнеэкономических связях России с рядом странближнего зарубежья в расчётно-кредитных отношениях используются российскиерубли, находящиеся во внутреннем обороте страны, а также по договорённостисторон применяются национальные валюты этих государств.
Помимо долларовых инвестиций, иностранные компании началиосуществлять капиталовложения в российских рублях, что свидетельствует, с однойстороны, об укреплении курса национальной валюты, а с другой — о началепроцесса реинвестирования прибыли, полученной иностранными инвесторами отпредпринимательской деятельности на территории России.
Продолжающийся незаконный отток капиталов из страны,достигающий 15-20 млрд. долл. в год, обусловливает необходимость расширениянаправлений государственного регулирования и контроля за расходованиеминостранной валюты российскими предприятиями и организациями. В этих целяхЦентральный Банк РФ утвердил 30 декабря 1999 г. инструктивный документ — Указание № 721-У «О покупке юридическими лицами-резидентами иностраннойвалюты для осуществления платежей за выполнение работ, оказание услуг илипередачу результатов интеллектуальной деятельности».
Согласно этому Указанию, покупка юридическимилицами-резидентами иностранной валюты за рубли на внутреннем валютном рынкеРоссии для осуществления платежей в пользу нерезидентов за выполнение работ,оказание услуг или передачу результатов интеллектуальной деятельности,перечисленных в приложении к этому Указанию, осуществляется при условиипредоставления юридическим лицом-резидентом в исполняющий коммерческий банкзаключения Федеральной службы России по валютному и экспортному контролю (ВЭК)об обоснованности платежей в иностранной валюте за работы, услуги, результатыинтеллектуальной деятельности.
Неуклонное выполнение требований указанных инструктивныхдокументов будет содействовать рациональному расходованию иностранной валютыроссийскими предприятиями, фирмами и организациями.
Объявление правительством в одностороннем порядкеотсрочки погашения иностранных кредитов коммерческим структурам России имелокрайне отрицательные последствия. Хотя не все банки потеряли ликвидность, оноподорвало доверие населения и инвесторов ко всей финансовой системе России изатруднило проведение инвестиционных проектов, имеющих определяющее значениедля развития народного хозяйства, сделало невозможным участие российскихфинансовых структур в совместных проектах в области развития малого и среднегобизнеса, ипотеки и высокотехнологических инвестиционных проектов.
Налоговая политика и цены
Налоговая политика напрямую влияет на уровень цен налекарственные препараты. Сегодня налоговое законодательство на федеральномуровне не учитывает особенности фармацевтической деятельности и социальнойнаправленности аптек, что ставит государственные аптеки в неравныеэкономические условия по сравнению с коммерческими аптеками и организациямирозничной торговли. Кроме того, система налогообложения нестабильна, постоянноменяется, невозможно спрогнозировать деятельность на текущий год, не говоря ужео долгосрочных прогнозах. К классическим принципам налогового законодательстваотносятся: — принцип справедливости, согласно которому каждый подданный обязанпринимать участие в финансировании расходов государства соразмерно своимдоходам и возможностям; — принцип экономической обоснованности, который гласит,что при установлении налога должны учитываться макро- и микроэкономическиепоследствия, т.е. последствия как для бюджета, так и для определенной отраслиэкономики, а также и для конкретного налогоплательщика. Эти принципы поотношению к нашей отрасли ни в одном налоге не отражаются, и только на уровнерегионов, в рамках данных им прав по установлению налоговых льгот, можнодобиться ряда льгот и преференций для субъектов фармацевтического рынка. Аптечныеучреждения Омской области в 2002 г. работали в особых экономических режимах:произошло введение НДС, аптеки были переведены на уплату единого налога навмененный доход (ЕНВД), изменилась система ценообразования. Перевод аптек нановый налог упростил существующую систему налогообложения, так как данный налогобъединяет ряд существующих налогов (на прибыль, единый социальный налог, НДС идр.). Аптеки не платят НДС, что в конечном итоге упрощает порядокценообразования, способствует сдерживанию роста цен и в какой-то мере облегчаетналоговое бремя государственных аптек.

Вывод
Действующая в России налоговая система вызывает множествонареканий со стороны предпринимателей, экономистов, депутатов, государственныхчиновников, журналистов и рядовых налогоплательщиков. С каждыми очереднымивыборами создается впечатление, что первым шагом новых людей пришедшие ввыборочные органы власти, станут коренные изменения в области налогов. Проходитнекоторое время, ожидания не оправдываются, надежды на улучшение системырассеиваются, поскольку новые законодательные акты в этой области чаще ухудшаютее, чем совершенствуют, а критика остается – постоянный и неизбежный спутникроссийских налогов.

Используемая литература
1. Налоговоеправо: Курс лекций. – 2-е изд., стер. – М.: «Ось-89», 2007. – 176 с.
2. Основыналоговой системы: Учеб. пособие для вузов/под ред. Д. Г. Черника. – М.:Финансы, ЮНИТИ, 1998. – 422 с.
3. www.rusconsult.ru/glossary/?word=%D4%F3%ED%EA%F6%E8%E8+%ED%E0%EB%EE%E3%EE%E2
4. nalog.akcentplus.ru/politika.html
5.www.rosapteki.ru/arhiv/detail.php?ID=1453