–PAGE_BREAK–Глава 1. Социальная поддержка детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей
1.1 Дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, как особая социальная категория граждан
Сиротство — социальное явление, обусловленное наличием в обществе детей, родители которых умерли, а также детей, оставшихся без попечения родителей вследствие различных социальных факторов. К ним могут быть отнесены: лишение родительских прав обоих родителей либо единственного родителя, признание в установленном порядке родителей недееспособными, безвестно отсутствующими и т.д. Сюда также относят детей, родители которых не лишены родительских прав, но фактически не осуществляют какой-либо заботы о своих детях и в установленном законом порядке дали согласие на их усыновление (удочерение).
Сиротство, как социальное явление существует столько же, сколько существует человечество, и является неотъемлемым элементом цивилизации. Во все времена войны, эпидемии, стихийные бедствия, другие причины приводили к гибели родителей, вследствие чего дети становились сиротами. Но лишь в последние годы число социальных сирот значительно превысило количество так называемых биологических сирот, т.е. детей, родители которых умерли.
Дети-сироты — лица в возрасте до 18 лет, у которых умерли оба или единственный родитель.
Дети, оставшиеся без попечения родителей — дети в возрасте до 18 лет, которые остались без попечения единственного или обоих родителей в связи с отсутствием родителей или лишением их родительских прав, ограничением их в родительских правах, признанием родителей безвестно отсутствующими, недееспособными (ограниченно дееспособными), находящиеся в лечебных учреждениях, объявлением их умершими, отбывающими наказания в учреждениях исполняющих наказание в виде лишения свободы, нахождением в местах содержания под стражей, подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений, уклонением родителей от воспитания детей или от защиты их прав и интересов, отказом родителей взять своих детей из воспитательных, лечебных учреждений, учреждений социальной защиты населения и других аналогичных учреждений и в иных случаях признания ребёнка оставшимся без попечения родителей в установленном порядке.
Закон не проводит принципиального различия между этими категориями детей с точки зрения общих принципов, содержания и мер их государственной поддержки. В Семейном кодексе РФ, например, понятие «дети-сироты» отсутствует, они также считаются оставшимися без попечения родителей.
Наиболее грозным явлением в последние годы стало значительное увеличение размеров «социального» сиротства, появление его новых характеристик. Обнаруживается так называемое «скрытое» социальное сиротство, которое связано с ухудшением условий жизни семьи, падением её нравственных устоев и изменения отношения к детям, вплоть до их полного вытеснения из семей, вследствие чего растёт беспризорность огромного количества детей и подростков. Социальное сиротство — явление устранения или неучастия большого круга лиц в выполнении ими родительских обязанностей (искажение родительского поведения). В обязанности родителей входит: воспитывать детей, готовить их к общественно полезному труду, содержать несовершеннолетних детей, защищать их права и интересы во всех учреждениях и т.д.
В силу несовершенства системы учёта, высокой динамики роста численности детей, утративших попечение родителей, точно указать количество детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в нашей стране вряд ли возможно. По некоторым подсчётам, оно составляет от 500 до 700 тысяч, из них 95% социальные сироты, т.е. родители их живы, но лишены родительских прав либо сами отказались от ребенка. Причинами отказа от детей и помещения их в государственные учреждения являются: неполная семья, недостаточная материальная обеспеченность и плохие жилищные условия, алкоголизм матери или обоих родителей. Лишь небольшая часть детей была оставлена родителями из-за обнаружения у новорожденного того или иного физического дефекта, с диагнозом известных форм умственной отсталости с неблагоприятным прогнозом, или с незначительными врожденными пороками развития. Есть и категория матерей, о которых необходимо говорить особо — это матери — подростки, пытающиеся любыми способами избавиться от нежелательной беременности, в том числе с помощью вредных для здоровья будущего ребенка препаратов. В результате появляются на свет дети, которые не нужны своим родителям и воспитываются в учреждениях для сирот. Впоследствии после достижения совершеннолетия такие дети выходят из интернатных учреждений во «взрослую» жизнь со статусом «лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» и с рядом нерешенных проблем «за спиной».
Лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей — лица в возрасте от 18 до 23 лет, у которых, когда они находились в возрасте до 18 лет, умерли оба или единственный родитель, а также дети, которые остались без попечения единственного или обоих родителей.
Такие жестокие реалии современной российской жизни, как экономический кризис, безработица, обнищание широких слоев населения, проживание за чертой бедности, повсеместное ослабление семейных устоев, утрата старшими и младшим поколениями моральных ценностей, пьянство и алкоголизм, наркомания, распространение среди детей и взрослых психических заболеваний, бесспорно, сформировали благоприятную почву для многих негативных социальных явлений и социального сиротства в частности.
1.2 Основные проблемы детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей
Детство — это период, когда закладываются фундаментальные качества личности, обеспечивающие психологическую устойчивость, нравственные ориентации, жизнеспособность и целеустремленность. Эти духовные качества личности не развиваются спонтанно, а формируются в условиях выраженной родительской любви, когда семья создает у ребенка потребность быть преданным, способность сопереживать и радоваться другим людям, нести ответственность за себя и других, стремление научиться самому.
Чтобы ребенок комфортно себя чувствовал в эмоциональном плане, необходимы социальные условия, которые определяют его быт, его физическое здоровье, характер его общения с окружающими людьми, его личные успехи. К сожалению, почти во всех учреждениях, где воспитываются дети-сироты, среда обитания, как правило, сиротская, приютская, казарменная. Конечно, известен опыт лучших детских домов и интернатов, где детям хорошо, выпускники которых сравнительно успешно вступают во взрослую жизнь.
Но вместе с тем, никуда не уйти от фактов иного рода. Ни для кого не секрет, что большинство воспитанников детских домов не сироты, а дети, имеющие родителей, чаще всего лишенных родительских прав. Это означает, что с точки зрения соматического и психического здоровья с учетом тяжелой наследственности, развития, тяжелых условий жизни в раннем возрасте дети, родившиеся и выросшие в таких семьях, составляют «группу риска». Но специфика социально-психологического развития детей в учреждениях интернатного типа не определяется по критерию «норма и патология». Исследования, проведенные во многих странах мира, свидетельствуют о том, что вне семьи развитие ребенка идет по особому пути и у него формируется специфические черты характера, поведения, личности, про которые часто нельзя сказать, хорошие они или плохие, они просто другие.
Сегодня государство недостаточно стимулирует передачу детей, оставшихся без попечения родителей в другую семью, предпочитая тратить большие суммы на детские интернатные учреждения. Но и их не хватает. За последние годы число детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, приняло устрашающие размеры. Безразличие к ребенку в семье стало не столь редким явлением, о чем свидетельствует рост случаев лишения родителей родительских прав. Игнорирование самых насущных потребностей ребенка в таких семьях нередко сопровождается жестоким обращением с ними. По данным исследований, каждый второй ребенок, попавший в приют, подвергался телесным наказаниям. Дети убегают от жестокого с ними обращения, от сексуального насилия со стороны близких либо знакомых матери или отца, от издевательского отношения к их личности, от гиперопеки со стороны родителей, приобретающей форму тяжелой семейной тирании. Количество детей, по собственной воле ушедших из семьи, растет. За последнее время оно увеличилось на 15%. Углубленное психологическое обследование воспитанников одного из приютов позволило установить, что сексуальному насилию подверглись 21% приютских детей, причем только в 1/3 случаев имело место изнасилование посторонним лицом. В остальных случаях дети стали жертвами внутрисемейного сексуального насилия со стороны кровных родственников или фактических воспитателей. Жертвами инцеста становятся как маленькие дети (1,5 — 5лет), так и девушки 13-17 лет. В ряде случаев сексуальные посягательства со стороны родителей продолжались в течение нескольких месяцев и даже лет.
В настоящее время приходится констатировать, что ко всему психическому развитию дети, воспитывающиеся без попечения родителей, отличаются от ровесников, растущих в семье. Темп развития первых замедлен. Их развитие и здоровье имеют род качественных негативных особенностей, которые отличаются на всех ступенях детства — от младенчества до подросткового возраста и дальше. Особенности по-разному и в неодинаковой степени обнаруживают себя на каждом возрастном этапе. Но все они чреваты серьезными последствиями для формирования личности подрастающего человека.
Исследования показывают, что лишение детей материнской заботы с последующей психической депривацией в сиротских учреждениях, катастрофически сказываются на их социальном, психическом и физическом здоровье.
Большинству брошенных детей не хватает личного внимания и эмоционального стимулирования необходимого для развития. Наблюдая у таких детей тяжелые повреждения личности, самосознания и интеллектуального развития, ученые высказывали предположение о том, что эмоциональная депривация делает особенно актуальным сам «момент отторжения». Этот травмирующий комплекс сохраняется у ребенка на всю жизнь. Дети, изолированные с рождения до шести месяцев, навсегда остаются менее разговорчивы, чем их сверстники из семей. Изоляция ребенка от матери от 1 до 3 лет обычно приводит к тяжелым последствиям для интеллекта и личностных функций, которые не поддаются исправлению. Разлука с матерью, начиная со второго года жизни, также ведет к печальным последствиям, не поддающимся реабилитации, хотя их интеллектуальное развитие может нормализироваться.
Помимо психических, психологических и психо-эмоциональных проблем у воспитанников и выпускников сиротских учреждений и приютов существует еще множество нерешенных проблем: бытовая адаптация, наличие или отсутствие жилья, имущества, средств к существованию и т.д. В бытовом плане эти дети зачастую являются «вечными иждивенцами», т.к. привычка получать готовую пищу, чистую выглаженную одежду и постельные принадлежности, необходимые бытовые предметы (канцелярские товары, средства личной гигиены) у них вырабатывалась годами. Они с большим трудом адаптируются в обществе, где нужно ежедневно приобретать продукты питания и готовить из них пищу, самостоятельно следить за своим внешним видом и заниматься уборкой своего жилища, работать либо учиться без надзора воспитателей и педагогов и др. В момент выпуска из учреждения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, такой ребенок считает себя освободившимся от надзора учреждения и пытается вести самостоятельный образ жизни. И лишь немногие сиротские учреждения в последние годы начали вводить в процесс психологической адаптации бытовую адаптацию: подростки, воспитывающиеся в таких «передовых» интернатах, детских домах и приютах имеют возможность делать небольшие покупки, готовить пищу, стирать, убирать помещения, подготавливаясь, таким образом, к реальным условиям ежедневного быта.
После окончания пребывания ребенка в учреждении для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, ему зачастую некуда возвращаться: квартира, из которой его забирали много лет назад, принадлежит родителям-алкоголикам, родственникам или вообще посторонним людям; другого жилья у него нет, и помощи ждать неоткуда. Очень часто ребенок, оставшийся без попечения родителей и помещенный в государственное учреждение, имеет закрепленное за ним жилое помещение и не может быть зарегистрирован как нуждающийся в улучшении жилищных условий, т.е. он не может рассчитывать на получение какого-либо отдельного жилья, и вынужден через много лет вернуться к родителям, лишенным родительских прав. Либо жилья нет вообще.
И только в последние несколько лет у нашего государства появилась возможность частично начать реализовывать программы по обеспечению жильем детей, оставшихся без попечения родителей. Но это — колоссальная проблема, требующая немалых финансовых затрат со стороны федеральной и региональной властей.
Таким образом, проблема помощи детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей требует не только объединения усилий социальных работников, психологов и педагогов в разработке индивидуальных методик работы с каждым ребенком, оказавшимся в детском доме, приюте, социальной гостинице, после интерната. На современном этапе развития российского общества крайне необходимо принимать меры по совершенствованию отечественного законодательства на различных уровнях для оказания эффективной помощи указанной категории детей в различных отраслях жизнедеятельности. Ведь сиротство — это перманентная социальная проблема, решить ее раз и навсегда не возможно. Поэтому социальная политика государства должна осуществляться в двух направлениях: профилактика социального сиротства (эффективная семейная политика, оказание помощи одиноким матерям, половое просвещения и т.д.) и развитие системы социальной защиты и воспитания детей, оставшихся без попечения родителей.
продолжение
–PAGE_BREAK–Глава 2. Нормативно-правовые основы работы с детьми-сиротами и детьми, оставшимися без попечения родителей
2.1 Федеральное законодательство
Государство вынуждено брать на себя заботу о детях, оставшихся без попечения родителей, затрачивать немалые средства на их содержание, однако главной проблемой в данном случае является социализация детей как вне семьи, так и в новых семьях (опекунских, приемных — т.е. в тех, где отсутствует генетическая связь между детьми и родителями). Основное содержание социальной работы с детьми — сиротами и детьми, оставшимися без попечения родителей, заключается в защите их прав, устройстве, контроле за условиями их содержания, социальной реабилитации и адаптации, помощи в трудоустройстве и обеспечении жильем.
Защита прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, возлагается на органы опеки и попечительства, которыми являются органы местного самоуправления. Их деятельность регламентируется рядом международных (см. приложение 1), федеральных и региональных нормативных актов, имеющих целью заботу государства о данной категории детей.
Исходя из главы 2 Федерального Закона № 48-ФЗ от 24.04.2008 года «Об опеке и попечительстве» органами опеки и попечительства являются органы исполнительной власти субъекта РФ и они осуществляют свои права и исполняют свои обязанности в соответствии с нормативными правовыми актами, определяющими статус этих органов (п.1 ст.6 указанного закона). Деятельность органов опеки и попечительства осуществляется во взаимодействии с другими органами исполнительной власти субъекта РФ. Контроль за деятельностью вышеуказанных органов осуществляет уполномоченный Правительством РФ федеральный орган исполнительной власти.
В ст.7 ФЗ «Об опеке и попечительстве» задачи органов опеки и попечительства определены таким образом:
1) защита прав и законных интересов граждан, нуждающихся в установлении над ними опеки или попечительства, и граждан, находящихся под опекой или попечительством;
2) надзор за деятельностью опекунов и попечителей, а также организаций, в которые помещены недееспособные или не полностью дееспособные граждане;
3) контроль за сохранностью имущества и управлением имуществом граждан, находящихся под опекой или попечительством либо помещенных под надзор в образовательные организации, медицинские организации, организации, оказывающие социальные услуги, или иные организации, в том числе для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей; а также иные задачи в соответствии с федеральными законами и законами субъектов РФ. Кроме того в указанном федеральном законе разъяснены полномочия органов опеки и попечительства по выявлению и учету граждан, нуждающихся в установлении над ними опеки и попечительства; представлению прав и законных интересов несовершеннолетних граждан, а также недееспособных граждан, находящихся под опекой или попечительством; выдаче разрешений на совершение сделок с имуществом подопечных; установлению опеки и попечительства, а также освобождению от исполнения этих обязанностей; подбору, учету и подготовке граждан, выразивших желание стать опекунами или попечителями либо принять детей, оставшихся без попечения родителей, в семью на воспитание в иных установленных семейным законодательством формах; а также иным полномочиям, определенным федеральными законами и законами субъектов РФ. По вопросам, возникающим в связи с установлением, осуществлением и прекращением опеки или попечительства, органы опеки и попечительства издают нормативные акты, которые могут быть оспорены заинтересованными лицами в судебном порядке.
Однако данный закон распространяется как на несовершеннолетних, так и на совершеннолетних граждан, нуждающихся в установлении над ними опеки или попечительства. Исключительно в отношении детей вышеуказанные (и иные) вопросы систематизирует Семейный Кодекс РФ.Раздел VIполностью посвящен воспитанию детей, оставшихся без попечения родителей. Исходя из положений ст.121 СК РФ, защита прав и интересов детей в случаях смерти родителей, лишения их родительских прав, ограничения их в родительских правах, признания родителей недееспособными, болезни родителей, длительного отсутствия родителей, уклонения родителей от воспитания детей или от защиты их прав и интересов, в том числе при отказе родителей взять своих детей из образовательных организаций, медицинских организаций, организаций, оказывающих социальные услуги, или аналогичных организаций, а также в других случаях отсутствия родительского попечения возлагается на органы опеки и попечительства. Помимо выявления, вышеуказанные органы ведут учет и устройство таких детей, а также ведут контроль за условиями их содержания, воспитания и образования. Должностные лица различных организаций и учреждений, а также иные граждане, располагающие сведениями о детях, оставшихся по тем или иным причинам без родительского попечения, обязаны сообщить об этом в органы опеки и попечительства по месту фактического нахождения детей (п.1 ст.122 СК РФ). Орган опеки и попечительства в течение трех дней со дня получения таких сведений обязанпровести обследование условий жизни ребенка и при установлении факта отсутствия попечения его родителей или родственников обеспечить защиту прав и интересов ребенка до решения вопроса о его дальнейшем устройстве. Орган опеки и попечительства в течение месяца со дня поступления сведений о ребенке, оставшемся без попечения родителей, обеспечивает его устройство и при невозможности передать ребенка на воспитание в семью в своем муниципальном образовании, по истечении указанного срока направляет сведения в соответствующий орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации для учета в региональном банке данных о детях, оставшихся без попечения родителей. В свою очередь, оператор регионального банка данных о детях, оставшихся без попечения родителей, в течение месяца со дня поступления сведений о ребенке, организует его устройство в семью граждан, проживающих на территории субъекта РФ, а при отсутствии такой возможности направляет указанные сведения в федеральный банк данных о детях, оставшихся без попечения родителей, для оказания содействия в последующем устройстве ребенка на воспитание в семью граждан РФ.
Дети, по различным причинам оставшиеся без попечения родителей, подлежат передаче в семью на воспитание (усыновление/удочерение, под опеку (попечительство), в приемную или патронатную семью), а при отсутствии такой возможности — в организации для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, всех типов (п.1 ст.123 СК РФ).
Как видно из Семейного Кодекса РФ, усыновление или удочерение (далее — усыновление) является приоритетной формой устройства детей, оставшихся без попечения родителей. Статьи 124 — 144 СК РФ полно, детально и четко формулируют порядок усыновления, критерии отбора усыновителей, порядок изменения усыновленному ребенку фамилии, имени, отчества, даты и места рождения, обеспечение тайны усыновления, правовые последствия усыновления, порядок и основания для отмены усыновления, и другое. Кроме того, ст.138 СК РФ в целях защиты материальных и имущественных прав усыновляемого ребенка, сохраняет за ним право на пенсии и пособия, полагающиеся ему в связи со смертью родителей, сохраняет это право и после усыновления (п.8 ст.9 закона от 17.12.2001 года № 173-ФЗ).
Иной формой устройства детей в замещающие семьи является опека (попечительство). Опека устанавливается над детьми, оставшимися без попечения родителей, не достигшими возраста 14 лет в целях их содержания, воспитания и образования, а также для защиты их прав и интересов. Над детьми от 14 до 18 лет устанавливается попечительство. Ст.145-148 СК РФ, а также федеральный закон № 48-ФЗ от 24.04.2008 года «Об опеке и попечительстве», а также иные законодательные акты РФ регулируют порядок установления опеки (попечительства) над детьми, оставшимися без попечения родителей; возможность граждан быть кандидатами в опекуны (попечители); права и обязанности опекунов (попечителей); прекращение опеки (попечительства); а также все вопросы, возникающие при передаче несовершеннолетних граждан на различные формы семейного устройства.
Исходя из положений Главы 21 СК РФ, одной из форм опеки (попечительства) над ребенком (детьми), признается приемная семья, осуществляющая свою деятельность по договору о приемной семье, заключаемому между органом опеки и попечительства и приемными родителями или приемным родителем, на срок, указанный в этом договоре (см. приложение 2). Согласно Положению о приемной семье, утвержденному Правительством РФ в 1996 г., в такой семье должно быть не более 8 детей. Приемные родители выполняют функции воспитателей и получают оплату за свой труд. Между ними и приемными детьми нет алиментных, наследственных и других правоотношений, подобных отношениям между родителями и детьми, которые могут возникнуть в случае усыновления приемных детей. Государство и органы местного самоуправления выделяют денежные средства на содержание каждого приемного ребенка и предоставляют соответствующие льготы, установленные законодательством. Органы опеки и попечительства обязаны оказывать приемной семье необходимую помощь, способствовать созданию нормальных условий для жизни и воспитания детей, а также вправе осуществлять контроль за выполнением возложенных на приемных родителей обязанностей по содержанию, воспитанию и образованию детей.
Передача ребенка в приемную семью в возрасте старше 10 лет требует его согласия. Запрещается, как и при усыновлении, разъединять братьев и сестер за исключением случаев, когда разъединение допустимо в интересах ребенка.
И только в случае отсутствия возможности передачи ребенка, оставшегося без попечения родителей, на одну из вышеуказанных форм семейного устройства, сотрудники органов опеки и попечительства могут применить положения Главы 22 СК РФ, разъясняющую устройство детей, оставшихся без попечения родителей, в организации для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Устройство детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в вышеуказанные организации, их деятельность, а также права воспитанников отражены в ст.155.1 — 155.3 СК РФ. Кроме того, в законодательстве подчеркивается, что при устройстве ребенка, оставшегося без попечения родителей, должны учитываться его этническое происхождение, принадлежность к определенной религии и культуре, родной язык, возможность преемственности в воспитании и образовании.
На территории Российской Федерации в целях оказания содействия в устройстве детей, оставшихся без попечения родителей, на воспитание в семьи граждан РФ и создания условий для реализации права граждан, желающих принять этих детей на воспитание в свои семьи, был принят Федеральный закон от 16.04.2001 г. № 44-ФЗ «О государственном банке данных о детях, оставшихся без попечения родителей». В первой статье первой главы данного закона формулируются понятия «государственный банк данных о детях, оставшихся без попечения родителей», «региональный банк данных о детях», «федеральный банк данных о детях», «федеральный оператор государственного банка данных о детях», «региональный оператор государственного банка данных о детях» и «граждане, желающие принять детей на воспитание в свои семьи».
Под государственным банком данных о детях, оставшихся без попечения родителей, понимается совокупность информационных ресурсов, а также процессы сбора, обработки, накопления и хранения документированной информации о детях, оставшихся без попечения родителей и подлежащих устройству на воспитание в семьи. Он складывается из регионального и федерального банков данных о детях, оставшихся без попечения родителей. На региональном уровне банком данных занимается орган исполнительной власти субъекта РФ, который в случаях выявления детей, оставшихся без попечения родителей, организует их устройство в семьи. В Калужской области таким оператором является Министерство по делам семьи, демографической и социальной политике Калужской области.
Государственный банк данных о детях был сформирован с целью осуществления учета детей, оставшихся без попечения родителей; оказания содействия в их устройстве на воспитание в семьи; создания условий для реализации права граждан, желающих принять детей на воспитание в свои семьи, на получение полной и достоверной информации о детях, оставшихся без попечения родителей. Он имеет единые требования: наличие стандартной анкеты, фотографии ребенка, копий документов. Первым и главным из них является анкета ребенка (см. приложение 3), в которую включается вся личная информация о ребенке, его приметы, этнические особенности, состояние здоровья, черты характера, данные родителей и причины отсутствия родительского попечения. Кроме того, органами опеки и попечительства в соответствующие графы вносится информация о несовершеннолетних братьях и сестрах ребенка, а также о совершеннолетних родственниках. Специальные графы анкеты отведены для информации о мерах, предпринятых органами опеки и попечительства, региональным оператором и федеральным оператором соответственно по устройству и оказанию содействия в устройстве ребенка, оставшегося без попечения родителей, на воспитание в семью. К анкете ребенка прилагается фотография, обновляемая один раз в три года — для детей от 3 до 18 лет, и ежегодно — для детей до трех лет.
Если ребенок, оставшийся без попечения родителей, по истечении одного месяца со дня его первичной регистрации не был устроен на воспитание в семью по месту его фактического нахождения, орган опеки и попечительства заполняет на него анкету, которую в 7-дневный срок вместе с фотографией и копиями личных документов ребенка передает соответствующему региональному оператору государственного банка данных о детях для занесения сведений в региональный банк данных о детях. Копия анкеты хранится в органе опеки и попечительства и в личном деле ребенка в учреждении, в котором он находится. При изменении любых сведений, содержащихся в анкете ребенка, орган опеки и попечительства и региональный оператор в 3-дневный срок информируют об этом соответственно регионального и федерального операторов.
В соответствии с законодательством Российской Федерации в области информации, информатизации и защиты информации, анкета ребенка, оставшегося без попечения родителей, относится к конфиденциальной информации. На основе анкеты может быть составлена производная информация с целью распространения ее в средствах массовой информации или иным способом для информирования населения о детях, оставшихся без попечения родителей и подлежащих устройству на воспитание в семьи. При создании и распространении указанной информации должна быть исключена возможность идентификации личности ребенка, его родителей и других родственников (см. приложение 4).
Основанием для прекращения учета сведений о ребенке, оставшемся без попечения родителей, в государственном банке данных о детях является: устройство ребенка на воспитание в семью; возвращение ребенка его родителям или единственному родителю; достижение ребенком совершеннолетия или приобретение им полной дееспособности до достижения совершеннолетия; смерть ребенка.
В связи с исполнением федерального законодательства в отношении детей, оставшихся без попечения родителей, многие функции по выявлению, учету и непосредственной работе с этой категорией детей переданы на региональный уровень. И на современном этапе развития законодательства тот или иной регион РФ самостоятельно старается решить вопросы, связанные с проблемами детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
продолжение
–PAGE_BREAK–