Оценка эффективности финансовой политики ОАО ЮгАвто

3. Оценка эффективности финансовой политики ОАО «ЮгАвто». 3.1 Оценка эффективности финансовой политики.Основными показателями, характеризующими эффективность финансовой политики предприятия являются: 1) показатели финансовой устойчивости и платежеспособности предприятия; 2) показатели кредитоспособности и ликвидности баланса предприятия; 3) показатели финансовых результатов деятельности предприятия. Из данных таблицы 3.1 следует, что прибыль от продаж, рассчитываемая как разность между выручкой от продаж и себестоимостью продаж, составила в 2007 году 7490 тыс. руб. В 2008 году по сравнению с 2007 годом прибыль от продаж увеличилась на 7196 тыс. руб. или на 96,1% и составила 14686 тыс. руб. В 2009 году по сравнению с 2008 годом произошло снижение показателя до 13493 тыс. руб., снижение составило 1193 тыс. руб. или 8,1%. Аналогичная тенденция прослеживается и по показателю чистой прибыли: чистая прибыль составила в 2007 году 3350 тыс. руб. В 2008 году по сравнению с 2007 годом чистая прибыль увеличилась на 7193 тыс. руб. или в 3,1 раза и составила 10543 тыс. руб. В 2009 году по сравнению с 2008 годом произошло снижение показателя до 10293 тыс. руб., снижение составило 250 тыс. руб. или 2,4%.Таблица 3.1. Финансовые результаты деятельности ОАО "Чебоксарский хлебозавод №2" за 2007-2009 гг. Показатели Годы Изменение,(+,-) Темп изменения,% 2007 2008 2009 2008 г. к 2007 г. 2009 г .к 2008 г. 2008 г. к 2007 г. 2009 г. к 2008 г. 1 2 3 4 5 6 7 8 Выручка от продажи товаров, работ, услуг, тыс. руб. 168051 217498 258540 +49447 +41042 129,4 118,9 Себестоимость проданных товаров, работ, услуг, тыс. руб. 145369 202812 245147 +57443 +42335 139,5 120,9 Прибыль от продаж, тыс. руб. 7490 14686 13493 +7196 -1193 196,1 91,9 Чистая прибыль, тыс. руб. 3350 10543 10293 +7193 -250 310 97,6 Среднегодовая сто-имость внеобо-ротных активов, тыс. руб. 32038 34881,5 42990,5 +2843,5 +8109 108,9 123,2 Среднегодовая стоимость оборот-ных активов, тыс. руб. 15382 19229 23092,5 +3847 +3863,5 125,0 120,1 Среднегодовая стоимость совокуп-ных активов, тыс. руб. 47420 54110,5 66083 +6690,5 +11972,5 114,1 122,1 Рентабельность основной деятельности,% 2,3 5,2 4,2 +2,9 1,0 230. 80,8 Рентабельность продаж,% 4,5 6,8 5,2 +2,3 1,6 151,3 77,3 Рентабельность внеоборотных активов,% 10,5 30,2 23,9 +19,7 6,3 290. 79,1 Рентабельность оборотных активов,% 21,8 54,8 44,6 +33,0 -10,2 250. 81,4 Рентабельность совокупных активов% 7,1 19,5 15,6 +12,4 3,9 270 80,0 Рентабельность продаж составила 4,46% в 2007 году и увеличилась до 6,75% в 2008 году. В 2009 году рентабельность продаж по сравнению с 2008 годом снизилась на 1,53% и составила 5,22%. Рентабельность продаж отражает отношение прибыли от продаж к выручке, полученной организацией в отчетном году и характеризует эффективность рыночной деятельности предприятия. Определяет, сколько рублей прибыли получено организацией в результате продажи продукции (товаров, работ, услуг) на 1 рубль выручки. Рентабельность основной деятельности характеризует сумму прибыли от продаж, приходящиеся на каждый рубль затрат на производство и сбыт продукции. В 2007 году на 1 рубль затрат предприятие получало 2,3 коп. прибыли от продаж, в 2008 году – 5,2 коп. Рентабельность основной деятельности увеличилась в 2008 году по сравнению с 2009 годом на 2,9%, что свидетельствует о снижении эффективности основной деятельности предприятия. В 2009 году произошло снижение показателя до 4,2%, по сравнению с 2008 годом рентабельность основной деятельности снизилась на 1,0%. Рентабельность внеоборотных активов рассчитываем делением чистой прибыли на среднегодовую стоимость внеоборотных активов. Показатель отражает эффективность использования внеоборотного капитала организации. Определяет величину прибыли, приходящуюся на 1 рубль, вложенный во внеоборотные активы. Рентабельность внеоборотных активов в 2008 году по сравнению с 2007 годом увеличилась с 10,5% до 30,2%, т.е. на 19,7 пункта, в 2009 году по сравнению с 2008 годом показатель снизился на 6,3% и составил 23,9%. Рентабельность оборотных активов отражает эффективность и прибыльность использования оборотного капитала. Определяет величину прибыли, приходящуюся на 1 рубль, вложенную в оборотные активы. Рентабельность оборотных активов за 2007 – 2009 гг. увеличивается с 21,8% до 54,8%, т.е. на 33,0%. В 2009 году по сравнению с 2008 годом показатель снизился на 10,2% и составил 44,6%. Рентабельность совокупных активов предприятия показывает, сколько чистой прибыли приходится на 1 рубль капитала предприятия (основного и оборотного). Рентабельность капитала составила: в 2007 году – 7,1%, в 2008 году – 19,5%, в 2009 году – 15,6%. Графически динамика финансовых результатов деятельности ОАО «ЮгАвто» за 2007 – 2009 гг. представлена на рис.3.1Рис.3.1 Динамика финансовых результатов деятельности ОАО «ЮгАвто» за 2007 – 2009 гг., в Коэффициенты деловой активности позволяют проанализировать, насколько эффективно предприятие использует свои средства. Как правило, к этой группе относятся различные показатели оборачиваемости. Показатели оборачиваемости имеют большое значение для оценки финансового положения компании, поскольку скорость оборота средств, т.е. скорость превращения их в денежную форму, оказывает непосредственное влияние на платежеспособность предприятия. Кроме того, увеличение скорости оборота средств при прочих равных условиях отражает повышение производственно-технического потенциала предприятия. Деловая активность в финансовом аспекте проявляется прежде всего в скорости оборота его средств. Анализ деловой активности заключается в исследовании уровней и динамики разнообразных финансовых коэффициентов – показателей оборачиваемости. Они очень важны для организации. Во-первых, от скорости оборота средств зависит размер годового оборота. Во-вторых, с размерами оборота, а следовательно, и с оборачиваемостью связана относительная величина условно-постоянных расходов: чем быстрее оборот, тем меньше на каждый оборот приходится этих расходов. В-третьих, ускорение оборота на той или иной стадии кругооборота средств влечет за собой ускорение оборота и на других стадиях. То есть, финансовое положение организации, ее платежеспособность зависят от того, насколько быстро средства, вложенные в активы, превращаются в реальные деньги. Оборачиваемость средств, вложенных в имущество предприятия, может оцениваться: а) скоростью оборота – количество оборотов, которое делают за анализируемый период капитал предприятия или его составляющие; б) периодом оборота – средний срок, за который возвращаются в хозяйственную деятельность предприятия денежные средства, вложенные в производственно-коммерческие операции. Коэффициент оборачиваемости дебиторской задолженности рассчитывается делением выручки от реализации на среднегодовую величину дебиторской задолженности. В 2007 году он составлял 45,0 оборота, в 2008 году – 38,3 оборота, в 2009 году – 31,8 оборота. Аналогично рассчитываются и другие показатели оборачиваемости. Коэффициент оборачиваемости кредиторской задолженности обнаруживает тенденцию к повышению, его значение увеличивается за анализируемый период с 17,4 оборота до 23,1 оборота. Обращает на себя внимание то, что коэффициент оборачиваемости кредиторской задолженности значительно ниже коэффициента оборачиваемости дебиторской задолженности. На ОАО «ЮгАвто» за 2007-2009 гг. наблюдается увеличение коэффициента оборачиваемости оборотных средств. Коэффициент оборачиваемости капитала предприятия вырос за анализируемый период с 3,5 оборота до 3,9 оборота. Таким образом, анализ показателей деловой активности позволяет сделать вывод о ее повышении за анализируемый период, что подтверждает рост коэффициентов оборачиваемости.Таблица 3.2. Показатели деловой активности ОАО "Чебоксарский хлебозавод № 2" за 2007-2009 гг. Показатели Годы Изменение (+,-) Темп изменения,% 2007 2008 2009 2008 г. к 2007 г. 2009 г. к 2007 г. 2008 г. к 2007 г. 2009 г. к 2007 г. Выручка от продажи товаров, продукции, работ, услуг, тыс. руб. 168051 217498 258540 +49447 +41042 129,4 118,9 Среднегодовая величина (тыс. руб): – внеоборотных активов 32038 34881,5 42990,5 +2843,5 +8109 108,9 123,2 – оборотных средств 15382,0 19229,0 23092,5 +3847 +3863,5 125,0 120,1 – дебиторской задолженности 3738,5 5683,0 8133,0 +1944,5 +2450 152,0 143,1 – кредиторской задолженности, 9639,5 9648,0 11174,5 +8,5 +1526,5 100,1 115,8 – материальных оборотных средств 10862,5 11999,0 12953,5 +1136,5 +954,5 110,5 108,0 – капитала предприятия 47420 54110,5 66083 +6690,5 +11972,5 114,1 122,1 Коэффициент оборачиваемости (в числе оборотов): – внеоборотных активов 5,2 6,2 6,0 +1,0 -0,2 119,2 96,8 – оборотного капитала 10,9 11,3 11,2 +0,4 -0,1 103,7 99,1 – дебиторской задолженности 45,0 38,3 31,8 -6,7 -6,5 85,1 83,0 – кредиторской задолженности 17,4 22,5 23,1 +5,1 +0,6 129,3 102,7 – материальных оборотных средств 15,5 18,1 20,0 +2,6 +1,9 116,8 110,5 – капитала предприятия 3,5 4,0 3,9 +0,5 -0,1 114,3 97,5 3.2 Показатели финансовой деятельности ОАО «ЮгАвто».Среднегодовая стоимость основных средств ОАО «ЮгАвто» в 2007 году составляла 31909,5 тыс. руб., в 2008 году – 32332,5 тыс. руб. В 2008 году по сравнению с 2007 годом увеличение составило 1423 тыс. руб. или 1,3%. В 2009 году стоимость основных средств ОАО «ЮгАвто» увеличилась по сравнению с 2008 годом на 7930 тыс. руб. или 24,5% и составила 40262,5 тыс. руб. Прослеживается тенденция основных показателей эффективности использования основных средств за 2007 – 2009 гг. к росту. В 2009 году по сравнению с 2007 годом произошло увеличение стоимости основных средств на 26,2%, фондоотдачи – на 20,7%, рентабельности основных средств – более чем в 2,4 раза. В 2007 году стоимость оборотных средств предприятия составляла 15382 тыс. руб., в 2008 году – 19229 тыс. руб. В 2008 году по сравнению с 2007 годом стоимость оборотных средств предприятия увеличивается на 3847 тыс. руб. или на 25%. В 2009 году предприятие дополнительно вовлекает в оборот оборотный капитал и сумма оборотных средств увеличивается до 23092,5 тыс. руб. В 2009 году по сравнению с 2008 годом стоимость оборотных средств увеличивается на 3863,5 тыс. руб. или 20,1%, что обусловлено увеличением стоимости сырья, материалов и других аналогичных ценностей, а также ростом стоимости готовой продукции и товаров для перепродажи. Увеличение выручки от продаж за 2007 – 2009 гг. обусловило рост коэффициента оборачиваемости. В 2007году оборотный капитал совершал 10,9 оборота за год, в 2007 году – 11,2 оборота. Численность персонала предприятия за период 2007-2009 гг. обнаруживает устойчивую тенденцию к росту. В 2007 году численность промышленно-производственного персонала составляла 952 чел., в 2008 году она увеличилась до 967 чел. и в 2009 году составила 994 чел. В целом численность персонала за анализируемый период увеличилась на 27 чел., что обусловлено расширением деятельности предприятия. Производительность труда на предприятии в 2008 году по сравнению с 2007 годом увеличилась на 48,4 тыс. руб. /чел. и составила 224,9 тыс. руб. /чел. В 2009 году производительность труда составила 260,1 тыс. руб. /чел. и превысила уровень 2008 года на 35,2 тыс. руб. /чел. или 15,7%. Однако темпы роста производительности труда на ОАО «ЮгАвто» ниже темпов роста заработной платы, что свидетельствует о преобладании экстенсивного типа развития. Чистая прибыль составила в 2007 году 3350 тыс. руб., в 2009 году – 10293 тыс. руб. Увеличение показателей рентабельности говорит о том, что эффективность использования капитала предприятия повышается.Содержание: 2. Анализ финансового состояния предприятия ОАО «ЮгАвто»__________33 2.1 Общая характеристика предприятия______________________________33 2.2 Характеристики использования ресурсов предприятия_______________34 2.3 Анализ финансового состояния ОАО «ЮгАвто»____________________42 3. Оценка эффективности финансовой политики ОАО «ЮгАвто»________48 3.1 Оценка эффективности финансовой политики______________________48 3.2 Показатели финансовой деятельности ОАО «ЮгАвто»______________55