ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ РФ
ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГОПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
КАМСКАЯ ГОСУДАРСТВЕННАЯ ИНЖЕНЕРНО-ЭКОНОМИЧЕСКАЯ АКАДЕМИЯ
Кафедра Финансов и бухгалтерского учета
Курсовая работа
по дисциплине: «Иностранные инвестиции»
на тему: Региональные инвестиционныесоглашения в Северной Америке
Выполнил:
студентка гр. 4349
№ зач. книжки 4070962
___________Польская Е.В.
(подпись)
Проверил:
к.э.н., ст. преподаватель
кафедры ФиБУ
____________Мардамшин И.Г.
(подпись)
Набережные Челны – 2010
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ
1. КАНАДО-АМЕРИКАНСКАЯ ЗОНА СВОБОДНОЙ ТОРГОВЛИ
2. ИНВЕСТИЦОННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ В РАМКАХ НАФТА
3. ВЛИЯНИЕ УЧАСТИЯ НАФТА НА КАПИТАЛОПОТОКИ В КАНАДЕ И МЕКСИКЕ
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ
ВВЕДЕНИЕ
Международная экономическая интеграция –характерная особенность современного этапа развития мировой экономики. К началуXXI века она стала мощныминструментом ускоренного развития региональных экономик и повышенияконкурентоспособности на мировом рынке стран-членов интеграционных группировок.Слово «интеграция» происходит от лат. integratio – восполнение или integer – целый. Международнаяэкономическая интеграция – это процесс срастания экономик соседних стран вединый хозяйственный комплекс на основе устойчивых экономических связей междуих компаниями. Получившая наибольшее распространение региональная экономическаяинтеграция, возможно, в будущем станет начальной стадией глобальной интеграции,т.е. слияния региональных интеграционных объединений.
Движущей силой международной экономическойинтеграции выступают фирмы. Они заинтересованы в достижении оптимальногомасштаба деятельности, в том числе через сотрудничество и кооперирование синостранными компаниями в рамках региона без таможенных и других ограничений.Фирмы используют преимущества интеграции в следующей последовательности:расширение рынков сбыта создает предпосылки для оживления международнойторговли; это в свою очередь становится импульсом к реорганизации производстватоваров и услуг и оживлению в экономике. Последнее создает стимулы для ростаинвестиций и ведет в конечном счете к росту прибылей.
Существуют взаимосвязь и различия междумеждународной экономической интеграцией и процессом глобализации. Так, помнению Ю.В. Шишкова, если глобализация — это новое качество интернационализациина стадии предельно возможного развития ее вширь, то интеграция — наивысшаяступень развития ее вглубь.
Появление новых интеграционных объединенийсвязано со стратегическим, экономическим, политическим и географическиммотивами. Стратегически формирование объединения нацелено на определение новыхрамок сотрудничества в противовес возможным торговым спорам; с экономическойточки зрения призвано повысить благосостояние населения, что требует проведенияадекватных мер — создания общего рынка, сокращения издержек производства, ростазарубежных капиталовложений, реструктуризации экономики; наконец,географические мотивы интеграционных группировок исходят из расширения взаимныхторгово-инвестиционных связей в соседних странах. Так, например, взаимныйтоварооборот между США и Канадой был бы в 13 раз меньше, если бы они неграничили друг с другом.
Североамериканскиое соглашение о свободнойторговле (НАФТА) между Канадой, Соединенными Штатами Америки и Мексикой,созданное для поощрения увеличения торговли и инвестиций между партнерами поНАФТА. Соглашение содержит грандиозный план уничтожения тарифов и сокращениянетарифных барьеров наряду с обстоятельными положениями по ведению бизнеса взоне свбодной торговли. Это включает в себя правила, касающиеся инвестиций,услуг, интеллектуальной собственности, конкуeренции и передвижения деловыхлюдей через границы.
Международная экономическая интеграция расширяетстратегические возможности международных компаний в направлениях перехода отэкспорта к прямым иностранным инвестициям, повышения эффективности ПИИ в связис наличием «четырех свобод», расширением возможностей для объединения компанийстран-участниц интеграционной группировки.
Целью работы является рассмотрение тенденций кглобализации и интернационализации в Североамериканском регионе, основнымизадачами являются анализ механизма действия двух соглашений КУСФТА и НАФТА ирассмотрение результатов, достигнутых экономиками стран участниц в результатедействия данных соглашений.
1. КАНАДО-АМЕРИКАНСКАЯЗОНА СВОБОДНОЙ ТОРГОВЛИ
Одним из самых знаменательныхсобытий в канадо-американских отношениях является подготовка и подписаниеСевероамериканского соглашения о свободной торговле, которое явилось важнойвехой в процессе экономической интеграции в данном регионе.
Интеграционные процессы в СевернойАмерике, естественно, начались задолго до подписания соглашения о свободнойторговле. К ним объективно подталкивала географическая близость в условияхинтернационализации хозяйственной жизни и расширения трансграничногопередвижения товаров, капиталов, услуг, людских ресурсов. Эта тенденция,естественно, должна была найти свое отражение в межгосударственных отношениях.США и Канада вели переговоры с конца XIX в., а в 1948 г. даже подписали проектпротокола о либерализации торговли, который так и не вошел в силу. Следующимшагом к интеграции стал американо-канадский «Автопакт» 1965 г.,способствующий либерализации и реструктуризации рынков автомобилей и комплектующихк ним. Однако с конца 60-х гг. стал наблюдаться раскол в позициях либералов иконсерваторов в Канаде к процессу канадо-американской экономической интеграции.Либеральное правительство Трюдо (1986 – 1984 гг.) считало, что процессдальнейшей интеграции приведет к усилению зависимости Канады от СоединенныхШтатов. Была принята, уже упоминавшаяся ранее, политика «третьей альтернативы»,которая предполагала «всестороннюю, долговременную стратегию развития иукрепления канадской экономики… при одновременном уменьшении… уязвимостиКанады»
Однако пришедшие к властиконсерваторы во главе с Б. Малруни, наоборот, видели решение главныхэкономических проблем Канады в решительном сближении с Соединенными Штатами[14, с.16].Правительство Малруни повернуло внешнеэкономическую политику на 180 градусов,взяв курс на всестороннее экономическое сближение с США. В результате долгихпереговоров было подписано соглашение о Канадо-Американскойзоне свободной торговли КУСФТА (Canada-USA Free Trade Agreement –CUSFTA), вступившее в силу с 1 января 1989 г и призванное обеспечитьканадским товарам гарантированный и привилегированный доступ на огромный рынокСША. После нескольких десятилетий постепенной и прогрессирующей либерализацииторговли между двумя странами растущий протекционизм США стал представлятьсобой серьезное препятствие канадскому экспорту, а, следовательно, иэкономическому благосостоянию страны. Поэтому заинтересованность Канады врасширении и большей безопасности доступа на американский рынок с целью внутреннегоэкономического роста стала основной причиной переговоров по свободной торговлев 1985-1988 гг. Вторая причина, тесно связанная с требованиями канадскихделовых кругов, состояла в том, что двустороннее соглашение ФТА должно былоспособствовать реструктуризации экономики Канады через ослабление вмешательствагосударства и предоставление свободы действия рыночным силам. Таким образом,ФТА определило политику в долгосрочной перспективе: обеспечивая свободныйдоступ к иностранным инвестициям и рыночному формированию цен на энергетическиересурсы, оно выражало и защищало интересы частного сектора. Поэтому любыедействия против данного соглашения означали сворачивание экономических реформ,недовольство и сопротивление частного бизнеса и представляли довольно значительныйриск для правительства[16].
Но подписаниюэтого соглашения предшествовали самые горячие дискуссии по поводу «за» и«против» соглашения ФТА, прогнозы сторонников и противников его заключения,естественно, сильно различались. Противники соглашения о свободной торговлесчитали, что ФТА усилит и без того очень большую зависимость канадскойэкономики от американской. Результатом будет повышение уязвимости, а неустойчивости. Углубится сырьевая ориентация хозяйства Канады, и очень вероятносокращение занятости в ряде отраслей обрабатывающей промышленности и сферыуслуг. Бремя тягот, связанных с интенсивной структурной перестройкой и резкимобострением конкурентной борьбы, ляжет, прежде всего, на работников наемноготруда. Поэтому в начале 1988 г. министерство финансов Канады опубликовалодокумент «Канадо-американское соглашение о свободной торговле. Экономическаяоценка», в котором приводило следующие главные аргументы в пользу заключениясоглашения: Во-первых, получив широкий и надежный доступ к огромномуамериканскому рынку, Канада сможет укрепить свои позиции в мировом хозяйстве,ее экономика станет более конкурентоспособной и сильной. Во-вторых, возможностьразвития оптимальных по масштабу производств будет способствовать росту ихэффективности и стимулировать технологические нововведения. В-третьих, болеесильная и эффективная экономика позволит наилучшим образом поддерживатьсоциальные программы и укреплять культурную самобытность Канады.
По прогнозам,разработанным исследовательскими центрами ряда университетов, экономическимсоветом Канады и Министерством финансов, в среднесрочной перспективе — черезпять лет после вступления в силу ФТА, то есть к 1993 г. — реальный прирост ВВПдолжен был составить от 3 до 6 процентов в среднем ежегодно. И действительно, кконцу 1993 г. ускорение роста канадо-американской торговли в результатедействия соглашения 1988 г. уже принесло осязаемые результаты экономике Канады.Формированиедвусторонней зоны свободной торговли осуществлялось на основе ликвидациитарифов в взаимной торговле, а также уменьшения дискриминации в отношениипрямых взаимных капиталопотоков, включая расширение права на создание компанийи применение национального режима. Исключение – сфера телекоммуникаций, неподпадающая под условия либерализации. Запрещены американские инвестиции вканадскую сферу культуры, а в отношении ограничений на собственность вэнергетике, транспорте и финансовой сфере Канады для инвестиций из США применяется«дедушкина оговорка»[9, с.231]. Также в Канаде сохраняется практика отборазарубежных инвестиционных проектов – в частности, могут пересматриватьсярешения о поглощениях канадских фирм стоимостьюболее 150 млн. долл. Зарубежными компаниями.
Важными условиями КУСФТАявляются расширение правовых рамок для прямых взаимных инвестиций и определениепроцедуры разрешения споров с целью уменьшения рисков как для правительств, таки для компаний стран-участниц.
Либерализация взаимной торговли была восновном проведена до подписания соглашения (в рамках ГАТТ и специальныхдвусторонних соглашений — Автопакт и Пакт о совместной обороне).
Реализацияположений КУСФТА закрепила и устранила дискриминационные ограничения вовзаимной торговле.
В целомсоздание Канадо-американской зоны свободной торговли не привело к радикальнымизменениям в динамике ПЗИ в Канаду. Во-первых, членство в группировке несодействовало существенному изменению национального инвестиционного климата таккак еще до вступления в силу соглашения КУСФТА доля взаимных ПЗИ была высокой.Во-вторых, высокий уровень экономического развития стран-участниц, и доподписания соглашения они имели сравнительно открытые торговые и инвестиционныережимы, а также интегрированные де-факто рынки.
Массовыйприток ПЗИ из третьих стран в экономику Канады наблюдался в 1988—1990 гг., т.е.сразу после начала функционирования группировки, что благоприятно сказалось напривлекательности данного государства для инвесторов из третьих стран.
Географическая структура экспортаканадских ПЗИ изменилась. До 1990 г. инвестиции направлялись главным образом вСША, однако позднее доля США в канадском экспорте ПЗИ снижалась, а доля странЕС возрастала (за исключением Великобритании — традиционно важногоинвестиционного партнера Канады). При этом изменение географической структурыканадских ПЗИ не было связано с функционированием двусторонней зоны свободнойторговли, хотя оно и гарантирует недискриминационный допуск канадских компанийна рынок США.
Таким образом, КУСФТА не оказаласущественного влияния на радикальные изменения в притоке ПЗИ в экономикуКанады, поскольку не наблюдалось значительных изменений в инвестиционномклимате Канады.2. ИНВЕСТИЦОННОЕРЕГУЛИРОВАНИЕ В РАМКАХ НАФТА
На базе Канадо-американской зоны свободнойторговли было подписано трехстороннее соглашение между США, Канадой и Мексикойо формировании Североамериканской зоны свободной торговли — НАФТА (NorthAmerican Free Trade Agreement — NAFTA) начиная с 1994 г. НАФТА представляет собой в настоящеевремя крупнейшую в мире региональную зону свободной торговли, с населением в406 млн… человек и совокупным валовым продуктом в размере 10,3 триллионадолларов. Основные цели НАФТА:
1. стимулирование взаимной торговли икапиталовложений стран членов на основе формирования зоны свободной торговли,
2. разработка согласованных условийпредпринимательской деятельности для компаний;
3.обеспечение справедливой конкуренции врегионе;
4.содействие защите прав интеллектуальнойсобственности;
5. стимулирование взаимного экономическогосотрудничества.
Договорно-правовую основу составляютСевероамериканское соглашение о зоне свободной торговли, Североамериканскоесоглашение по сотрудничеству в сфере трудовых отношений, Североамериканскоесоглашение по экологическому сотрудничеству и соглашения (в том числедвустороннего плана) по автомобилям, сельскому хозяйству, текстилю и одежде.
В сфере либерализации взаимной торговлипредусмотрено:
1. ликвидация пошлин в течение 10 лет вотношениях между Канадой и Мексикой, между США и Мексикой на большинствопромышленной и сельскохозяйственной продукции (за исключением молочнойпродукции, сахара, хлопка, срок либерализации в отношении которых – 15 лет);
2. гармонизация нетарифных ограничений, вчастности, таможенных процедур, отмена количественных ограничений;
3. либерализация взаимной торговли услугами,в том числе финансовыми и банковскими (исключение – воздушный транспорт,телефонная связь, некоторые виды телекоммуникационных услуг);
4. ликвидация ограничений в отношениивзаимных инвестиций, предоставление национального режима и РНБ инвесторам 20стран-партнеров;
5. создание механизма по разрешениюспоров;
6. проведение общей политики по защитеправ интеллектуальной собственности (патентов, торговых марок, копий).
Североамериканское соглашение поэкологическому сотрудничеству нацелено на ужесточение требований по защитеокружающей среды и проведение общей политики. Проблема связана с опасениямиперевода производственных мощностей из США и Канады в Мексику, имеющей болеемягкие экологические нормы.
Создан Североамериканский банк развития,финансирующий инвестиционные проекты по снижению уровня загрязнения окружающейсреды, в частности, Мексике выделены средства на реализацию 37 инвестиционныхпроектов, в основном в сфере водоснабжения.
Североамериканское соглашение посотрудничеству в сфере трудовых отношений призвано содействовать разрешениютрудовых проблем, расширению сотрудничества по улучшению условий труда,сближению национальных стандартов в сфере труда.
Она является крупнейшей зоной свободнойторговли в мире, а по экономическому потенциалу занимает 1 место в мире ссовокупным ВВП в 12,9 трлн.долл. (что равно 1/3 мирового ВВП) (см.табл.1 ).
Таблица 1. Макроэкономические показателистран НАФТА, 2004.Площадь, тыс.кв.км
Население,
Млн… чел ВВП, млрд… долл. Среднедушевой ВВП, долл. 21588,7 430,5 12899,9 29942
Источник. CIA World Factbook 2005. IMF WEO Database 2005.
Каковы результаты функционирования НАФТА?Один из главных результатов – достижение эффекта создания торговли. Долявзаимного экспорта возросла с 41,4% в 1990г. до 55,8% в 2005 г., совокупныйэкспорт увеличился с 561,9 млрд… долл. до 1477 млрд… долл., или в 2,6 раза, авзаимный экспорт – с 225,3 млрд… долл. до 823,9 млрд… долл., или в 3,7 разасоответственно.
Еще один важный результат — повышениеинвестиционной привлекательности региона и стимулирование притока взаимных ивнерегиональных ПЗИ. За 10 лет объем взаимных прямых инвестиций увеличился в 2раза[25].
Максимальные преимущества от интеграцииполучают США благодаря более емкому внутреннему рынку, объем которого более чемв 8 раз превышает совокупную емкость канадского и мексиканского рынков. Немалыепреимущества имеет и Мексика. Главной причиной является закрытость национальнойэкономики на момент подписания соглашения. Под влиянием США правительствоМексики провело либерализацию и дерегулирование национальной экономики, чтонамного повысило ее привлекательность для зарубежных инвестиций, товаров иуслуг.
Одновременно возрослаконкурентоспособность мексиканской экономики в целом и для США. Так, страназанимает 6-ое место в мире и 1-ое место в США по объему экспорта автомобилей.
Экспорт Мексики в 2004 г. вырос на 423% посравнению с 1990 г., тогда как экспорт в другие страны вырос на 128%, экспортКанады вырос почти в три раза со странами — партнерами НАФТА, рост составил182,2%, с другими странами—45,4%(таблица2).
Таблица2. Динамика роста экспорта товаровстран НАФТА, 1990—2004 гг. (в млрд. $)
/>
Источник: WTO, International trade statistics, 2005.
Один из негативных моментовфункционирования НАФТА связан с ассиметричностью интеграционных процессов,наиболее сильно развитых между Мексикой и США, Канадой и США, тогда как междуМексикой и Канадой связи сохраняются на низком уровне (в 2005 г., доля Мексикив экспорте Канады несколько выросла до 0,7%, для сравнения в экспорте США –13,3%). Среди других издержек функционирования НАФТА следует выделить проблемусубсидирования сельскохозяйственного экспорта США, что негативно сказывается науровне конкурентоспособности аналогичной мексиканской продукции и ведет ксокращению числа занятых в сельском хозяйстве Мексики. Есть и негативныесоциальные последствия для Мексики от членства в НАФТА – углубление разрыва вуровнях доходов населения, снижение уровня оплаты труда на 20% в отдельныхсекторах, рост безработицы, разорение малых и средних компаний, не выдержавшихконкуренции со стороны более конкурентоспособных компании США и Канады.
Одной из острых сохраняется проблеманелегальной миграции мексиканцев в США. В 2000г. президент Мексики предложилпостепенно перейти к свободному перемещению лиц в НАФТА в течение 10 лет.Состоялись переговоры, которые были сорваны из-за сентябрьских событий в США 2001г. В 2006 г. конгресс США принял решение о строительстве зоны протяженностью в400-700 миль вдоль американо-мексиканской границы для упрощения легальноймиграции между двумя странами.
Несмотря на сохраняющиеся проблемы, всетри страны положительно оценивают итоги членства в НАФТА и стремятся расширитьчленство в других интеграционных группировках, тем более, что формат ЗСТ этопозволяет.
Каковы перспективы североамериканскойэкономической интеграции? Не раз высказывались предложения о формировании Североамериканскогосообщества, но сохраняющиеся дезинтегрирующие факторы объективного исубъективного порядка мешают этому. Из их числа следует выделить:
1. дифференциацию в уровнях экономическогоразвития между США и Канадой, с одной стороны, и Мексикой, с другой стороны;
2. разрыв в объеме ВВП, когда американскийВВП в восемь раз превышает совокупный ВВП Канады и Мексики;
3. разрыв в среднедушевых доходах междуСША и Канадой, с одной стороны, и Мексикой, с другой стороны;
4. ассиметричность интеграционноговзаимодействия в рамках НАФТА.
В рамках НАФТА Канада,США и Мексика сохраняют свое внешнеторговое законодательство, и созданиетаможенного союза не предусмотрено, хотя, как мы видим, содержание договорасущественно превосходит цели формирования зоны свободной торговли товарами.
В соответствии с нормами международногоправа НАФТА запрещает экспроприацию инвестиций, за исключением ряда случаев. Кним относятся: удовлетворение общественных целей в соответствии с законом наоснове выплаты компенсации и недискриминации, а также справедливого иравноправного режима, полной защиты и безопасности. Компенсация должна бытьэквивалентна справедливой рыночной стоимости экспроприируемой собственности,считая на дату экспроприации. При этом учитывается критерий стоимости активов,определяемой как декларируемая налоговая стоимость материальных активов ивключающей процентные выплаты по коммерческой ставке в валюте стран — членов«семерки», считая с даты проведения экспроприации на дату фактического платежа.
Одним из принципиальных элементов НАФТАявляется определение порядка разрешения споров, в том числе в инвестиционнойсфере, на основе создания четких правил. Споры разрешаются в рамкахконсультации и в случае неудачи передаются на решение специально созданнойгруппы специалистов или в арбитраж. В последнем случае действуют правилаарбитражных процедур, принятые в Комиссии ООН по международному торговому правуЮНСИТРАЛ и Международном центре по разрешению инвестиционных споров МЦРИС. Поразработанной схеме были разрешены 50 споров.
Первая жалоба рассматривалась в апреле1998 г. Претензия была выдвинута американской компанией «Этил Корпорейшн, Инк.»к канадскому правительству. Суть жалобы заключалась в том, что положенияФедерального закона Канады о топливных добавках, основанных на использованиимарганца, нарушают канадские обязательства, записанные в главе XI Соглашения осоздании НАФТА, и это негативно сказывается на привлечении капиталовложений в экономикуКанады. Для рассмотрения жалобы американской компании был создан специальныйорган, который выявил несовместимость положений Закона с Соглашением овнутренней торговле от 20 июля 1998 г. и обязал Правительство Канадыпересмотреть законодательные акты и административные правила в данной сфере, атакже выплатить штраф компании «Этил» в качестве компенсации понесенных убыткови утраченной возможной прибыли на общую сумму 13 млн… долл.3. ВЛИЯНИЕУЧАСТИЯ НАФТА НА КАПИТАЛОПОТОКИ В КАНАДЕ И МЕКСИКЕ
Североамериканская зона свободной торговлиявляется стимулом для увеличения притока капиталов как из стран-партнеров, таки из третьих стран. Это видно на примерах Канады и особенно Мексики. Таблица 3свидетельствует о четком динамическом эффекте участия трех стран в НАФТА наобъем и темпы прироста ПЗИ (исключением является 2001 г., когда объеминвестиций сократился в два раза, что связано с сокращением сделок по слияниями поглощениям).
Таблица 3 Динамика импорта ПЗИ в экономикустран НАФТА, 1990-2000 гг, млн… долл.Страны 1995г 1996г 1997г 1998г 1999г 2000г 2001г Канада 5692 9257 11527 22809 24453 66617 27465 Мексика 9526 9902 14044 11933 12534 14706 24731 США 58772 84455 103398 17443 283376 300912 124435 Всего 73990 103614 128969 209176 320363 382335 176631
Источник: World Investment Report: 2002. Transnational Corporationsand Export Competitiveness. UN; New York; Geneva, 2002. Р.291-294.
В 1995—2001 гг. приток ПЗИ в канадскуюэкономику увеличился в 11 раз — с 5,7 млрд… долл. до 63,3 млрд… долл., но в2001 г.сократился до 27,5 млрд… долл., что стало отражением общемировойтенденции сокращения потоков ПЗИ. Функционирование НАФТА повысилопривлекательность Канады для зарубежных инвесторов, создав большие возможностидля канадцев по вложению капиталов из двух других стран — участниц НАФТА.Условия соглашения обеспечили большую предсказуемость и стабильностьинвестиционных режимов на основе гарантирования справедливого,недискриминационного и прозрачного режима для инвесторов в рамках зонысвободной торговли. НАФТА содействовала и росту конкурентоспособности экономикистран-участниц, и расширению объема притока иностранных капиталов из третьихгосударств.
Инвестиции стимулировали увеличениеколичества рабочих мест и способствовали передаче высоких технологий. Другой эффектчленства Канады в НАФТА связан с ростом доли взаимных капиталопотоков всовокупных ПЗИ. По данным за 1998 г., 68% ПЗИ из общей суммы в 218 млрд. долл.были вложены партнерами по НАФТА — США и Мексикой. Не вызывает сомнения, чтоосновные вложения были сделаны американскими компаниями, стоимостной объемкоторых за пять лет увеличился с 90,6 млрд. долл. в 1993 г. до 139 млрд. долл.в 2001 г., или на 63%. Надолго США приходится 2/3 всех зарубежных инвестиций вКанаде. Возросли и канадские вложения в США с 87,7 млрд. долл. до 126,0 млрд.долл. за 1993—1998 гг., но в 2001 г. снизились до 108,6 млрд. долл.
Реализация положений Соглашениястимулировала инвестиционные потоки между Канадой и Мексикой, которыеотличались низким уровнем взаимозависимости до подписания Соглашения.Мексиканские капиталы в Канаде увеличились в 4 раза с 154 млн. долл. до 464 млн.долл., а канадские инвестиции в Мексике — с 530 млн. долл. до 2246 млн. долл.за 1993—1998 гг.
Максимальными инвестиционные выгоды дляКанады оказались в сфере финансовых услуг, транспортного оборудования,автомобилестроения, химической индустрии, производстве электроэнергии,коммуникациях, производстве напитков и продовольствия.
Самым заметным было влияниеСевероамериканской зоны свободной торговли на мексиканскую экономику. Это былосвязано, во-первых, с географическим положением Мексики благодаря ее близости кСША. Стоимостной объем национального экспорта возрос более чем в четыре раза врезультате роста продаж в Северную Америку, причем самые крупные продажинаблюдались в 1992— 1995 гг. Доля стран-партнеров в импорте Мексикеувеличилась, но несущественно. В целом доля США и Канады в мексиканскомэкспорте возросла с 5,8 до 12,5% за 1990—2001 гг. Во-вторых, это было связаносо значительными изменениями инвестиционного климата страны. ТрадиционноМексика считалась закрытой экономикой. В середине 80-х гг. были проведенырыночные преобразования в некоторых отраслях, что послужило отправной точкойпостепенного формирования открытой экономики. Реализация положений НАФТАпозволила расширить реформирование других отраслей, в том числеавтомобилестроения, текстильной индустрии, финансов, телекоммуникаций,наземного транспорта.
Национальные сравнительные преимущества вформе дешевой рабочей силы, свободного доступа на значительную часть канадскогои американского рынков содействовали экономическому подъему Мексики. Отмеченныефакторы оказали значительное воздействие на приток ПЗИ, объем которыхувеличился с 2,785 млрд. долл. в 1989 г. и 7,978 млрд. долл. в 1994 г. до 24,7 млрд.долл. в 2001 г. Заметим интересную закономерность: американские ТНК сталирасширять свое присутствие в мексиканской экономике до начала переговоров оНАФТА. ПЗИ США возросли с 4,9 млрд. долл. в 1987 г. до 13,73 млрд. долл. в 1992г. Впоследствии такой динамики не наблюдалось, так как американские инвестицииувеличились лишь до 14,037 млрд. долл. в 1995 г., в 2001 г. накопленные ПЗИ СШАсоставили 52,2 млрд. долл. Вместе с тем Соглашение гарантировало свободныйдоступ товаров НАФТА на мексиканский рынок, т.е. позволило закрепить ранееполученные преимущества. При этом доля Мексики в ПЗИ США в конце 90-х гг. дажеуменьшилась. Капиталовложения направлялись на внутренний рынок благодаряулучшению экономического и правового климата, но динамика инвестиционныхпотоков связана со статическим эффектом стимулирования притока и оттокакапиталов. В целом Мексика расширила свое присутствие в американской экономике,а зарубежные ТНК увеличили производственные мощности в Мексике.
Формирование НАФТА не стало основным стимуломпритока американских вложений в Мексику, хотя благодаря реформированиюправового режима начиная с середины 80-х гг. инвестиционный климат кардинальноизменился. Прежде действовали жесткие ограничения на зарубежные инвестиции, нопод влиянием долгового кризиса ситуация стала меняться. Это произошло сначалана национальном уровне, затем в рамках формирования Североамериканской зонысвободной торговли. НАФТА оказала большое влияние на приток инвестиций изтретьих стран благодаря росту привлекательности мексиканской экономики. ТНКсыграли важную роль в достижении открытости мексиканской экономики для товаров,услуг и капиталов США и Канады на основе трансформации импортозамещающихотраслей в экспортоориентированные.
Быстрый рост макиладорес — свободных экономическихзон, в которых сильны позиции зарубежных компаний (в основном американских),ускорил процесс либерализации экономики. Но основной вклад зарубежных компанийбыл связан с передачей технологий. Мексиканская экономика достигла довольновысокого уровня, когда местные фирмы могут абсорбировать новые технологии, ужеввезенные и использованные ТНК. Последние, действуя в Мексике, способнызначительно стимулировать поддержание устойчивого экономического роста.
Таким образом, участие Мексики в НАФТАстимулировало приток ПЗИ в экономику страны благодаря реформированию илиберализации национальной экономики в связи с выполнением обязательств врамках интеграционной группировки. При этом в случае отсутствия соглашения озоне свободной торговли реформирование и прочие улучшения инвестиционногоклимата страны не оказались бы столь значительными. Благодаря формированиюрыночной экономики, географической близости к США и наличию дешевой рабочейсилы Мексика получила наиболее высокие сравнительные преимущества за счетучастия в интеграционной группировке. Отсюда можно сделать вывод, чторегиональная интеграция создает новые конкурентные преимущества длянациональных и зарубежных инвесторов на внутреннем мексиканском, а такжеамериканском и канадском рынках. В результате значительно вырос объемпривлеченных ПЗИ, особенно из стран, не входящих в НАФТА.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В нашей работе мы попытались рассмотретьсущность и определить всю значимость и важность региональных инвестиционныхсоглашений в Северной Америке.
Создание соглашения оКанадо-Американской зоне свободной торговли КУСФТА не оказала существенного влияния на радикальные изменения впритоке ПЗИ в экономику Канады, поскольку не наблюдалось значительных измененийв инвестиционном климате Канады.
Наиболее значимая и динамичнаяинтеграционная группировка на американском континенте – НАФТА. Подписав НАФТА,Канада, США и Мексика сделали выбор в пользу региональной интеграционноймодели, который следовал из их экономических интересов и опирался на тотнепреложный факт, что при общей тенденции укрепления мировых связей, ихнаращение в границах регионов происходит опережающими темпами. На основе этойтенденции и в качестве ее политико-юридического оформления происходитобразование региональных интеграционных группировок, которое даетдополнительный импульс для нового прыжка в плане интенсификациивнутрирегиональных экономических связей. Вместе с тем, подобные региональныегруппировки имеют потенциал преобразования в замкнутые экономические блоки, чтоможет отрицательно повлиять на мировую торговлю.
НАФТА ужедействует более десяти лет, но довольно рано делать определенные выводы, исходяисключительно из статистических данных. Влияние НАФТА сложно разграничить свлиянием других факторов. Но все же можно утверждать, что сторонникитрехстороннего Соглашения имеют основания быть удовлетворенными первымирезультатами его действия. Лишь за первые годы действия Соглашения увеличениеобъемов торговли США с Канадой и Мексикой почти в два раза превысило рост объемовторговли со странами, которые не являются участницами НАФТА. Американскийэкспорт в Мексику возрос на 22 %, а импорт из Мексики — на 23 %. Торговыйоборот между странами НАФТА в настоящее время составляет 1 миллиард 800миллионов долларов.
Рост экспортаприводит, в свою очередь, к созданию новых рабочих мест. Кроме этого, важностьи ценность НАФТА определяется еще и тем, что многие вопросы, например, омеханизме разрешения споров и некоторые другие, урегулированы здесь лучше чем,скажем, в документах ГАТТ.
«Наоснове НАФТА образовывается мощнейшее в современном мире экономическоеобъединение. С течением времени на его основе состоится поэтапная интеграциястран континента, но в любом случае в сферу влияния НАФТА попадут другие страныЗападного полушария», — так оценивает значение этого союза ЗбигневБжезинский. Иначе говоря, НАФТА это лишь первый шаг США к созданию под ихэгидой единой мощной группировки от Аляски до Огненной Земли.
Наибольшуювыгоду от заключенного соглашения должны получить потребители торгового блока,поскольку в результате усиления конкуренции и снижения тарифов снизятся цены наширокий круг товаров. В выгодном положении должны оказаться и американскиепромышленники, поскольку возрастет приток дешевой рабочей силах, гарантированныйрост доходов ожидается в таких секторах Американской экономики, какпроизводство электроники, компьютерного обеспечения, стройматериалов,автозапчастей и др. В то же время убытки понесут американские фермеры,производящие сахар, цитрусовые, зимние овощи. Что касается Мексики, то она спомощью НАФТА планирует ускорить темпы своего экономического развития, примерно1,6-2,6% годового прироста ВВП. В итоге Мексика сможет сократить периодреформирования своей экономики и приобщения к клубу промышленно развитых странс полувека до 10-15 лет.
Соглашение о создании НАФТА признаетсяобразцом многостороннего инвестиционного регулирования. В нем определены триинвестиционных режима — национальный, режим наибольшего благоприятствования инедискриминации, а также высокий стандарт защиты зарубежных инвесторов наоснове свободного перевода доходов и прибыли за рубеж, гарантии от возможнойэкспроприации или иных форм утраты собственности и компенсации в связи с этим.Нормы соглашения распространяются на прямые и портфельные инвестиции благодаряширокому определению инвестиций.
Соглашение НАФТА определяетунифицированные правила допуска и функционирования инвесторов из стран-участници предусматривает дальнейшую либерализацию инвестиционных режимов США, Канады иМексики на основе предоставления национального режима. Условия соглашения даютвозможность инвесторам стран-участниц применять режим, не менее благоприятный,чем предоставляемый собственным предпринимателям в отношении создания,приобретения, расширения, управления и ликвидации капиталовложений.Соответствующие статьи НАФТА обязуют власти штатов США и провинций Канадыраспространить национальный режим в отношении инвесторов из стран — участницгруппировки.
Членство в НАФТА позитивно сказалось надинамике притока зарубежных инвестиций в экономику Канады и Мексики.Максимальный эффект на ПЗИ экономическая интеграция оказала в Мексике. Опытэтой страны показывает, что развитие интеграции между развитыми иразвивающимися странами стимулирует приток зарубежных инвестиций на рынокразвивающихся стран благодаря реформированию и либерализации национальнойэкономики.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ
1. БулатовА.С. Мировая экономика: Учебник для вузов.- М.: Экономист, 2007.
2. Международныеэкономические отношения: Учебник / под ред. Б, М, Смитиенко. — М.: ИНФРА-М,2007.
3. Мироваяэкономика и международный бизнес: Учебник / кол.авт.; под общей ред. д-ра экон.наук, проф. В.В. Полякова и д-ра экон. наук, проф. Р, К, Щенина. — 4 изд.;перераб. И доп. — М.: Крокус, 2007.
4. Североамериканскаязона свободной торговли (НАФТА): проблемы и перспективы. Научные конференции.// США: экономика, политика, идеология. М., 1995. № 4 и 5.
5. СударевВ.П. Взаимозависимость и конфликт интересов. США и Латинская Америка (втораяполовина XX века).-М.: ИЛА РАН, 2002.
6. ФомишинС.В. Международные экономические отношения: Учебник. — Ростов-на-Дону.: Феникс,2006.
7. ВасилевскийЭ. Структурные сдвиги, динамики и эффектность роста экономики.//Мироваяэкономика и международные отношения.-2006.-
№ 11.
8. КараевБ.М. Ускоренный рост торговли между Китаем и странами ЛатинскойАмерики.//Бюллетень иностранной коммерческой информации.-2007.- № 84.
9. Костюнина Г.М. Интеграционныеобъединения мира / Г.М. Костюнина, Н.Н. Ливенцев // Мировая экономика имеждународные экономические отношения: учебник / под ред. А.С. Булатова и Н.Н.Ливенцева. – М., Магистр, 2008. – С. 164-187.
10. Ливенцев Н.Н. Международное движениекапитала: (инвестиционная политика зарубежных стран): учебник для вузов /Н.Н.Ливенцев, Г.М. Костюнина.-М.: Экономистъ, 2004.-367с.
11. МайданикК. «Четвёртая волна».//Мировая экономика и международные отношения. -2006.- №11.
12. МайданикК. «Четвёртая волна». Продолжение.//Мировая экономика и международные отношения.-2006.- № 12.
13. МолочковС.Ф. Внешняя политика Канады: факторы, особенности, проблемы // США – Канада:экономика, политика, культура. 2000. №10.
14. МолочковС.Ф. Канадо-американские отношения сегодня // США – Канада: экономика,политика, идеология. 1998..№9.
15. МурадовК. Региональные и двусторонние соглашения о свободной торговле.//Мироваяэкономика и международные отношения.-2007.№7.
16. НАФТА:новый континентализм в экономике // Экономика и управление в зарубежныхстранах. Информационный бюллетень. М., 2002.№4 .
17. СилаевК.Н. В биотехнологической промышленности США.//Бюллетень иностраннойкоммерческой информации.-2007.- № 93.
18. ТонареваО.А. МВФ о положении в экономике США и Канады.//Бюллетень иностраннойэкономической информации. -2007.- № 87.
19. ШишковЮ.В. Теория региональных интеграций.//Мировая экономика и международныеотношения. -2006.- № 4.
20. AsiaTimes. Tokyo. -2004. -№ 56.
21. World Bank. Global Economic Prospects 2005: Trade, Regional-ismand Development. Washington, 2005.
22. www.analitik.ru
23. www.ereport.ru
24. www.krugosvet.ru
25. www.news.ru
26. http://www.kisi.kz/site.html?id=3936