Цифровые фотоаппараты и видеокамеры во внеклассной работе со школьниками

Реферат
на тему:
«Цифровые фотоаппараты ивидеокамеры во внеклассной работе со школьниками»

Содержание
Введение
1.Проведение внеклассного урока по химии с применением видеокамеры
2.Варианты использования цифрового фотоаппарата во внеклассной работе по предмету«Естествознание»
Заключение
Литература
Введение
Вобразовательных учреждениях существовала и существует реальная потребность восвещении различных направлений их деятельности, накопления и распространенияпедагогического опыта средствами видео и фото материалов.
Это — открытые уроки, лекции и семинары, конференции, внеклассная работа — походы иэкскурсии, техническое творчество детей — список можно продолжить.
Применениевидеокамеры и цифрового аппарата на внеклассном занятии позволяет значительно расширитькругозор учащихся.
Используяматериал сделанный с помощью цифрового фотоаппарата, цифровой видеокамеры даетвозможность учащимся работать индивидуально, по группам или всем классом,используя готовую программу либо составляя ее самостоятельно на дополнительныхзанятиях.
1. Проведениевнеклассного урока по химии с применением видеокамеры
Припроведении внеклассного урока, с целью повышения познавательной активностиучащихся более эффективны и перспективны видеозаписи, сделанные видеокамерой.Они совмещают в себе звук и изображение, и их можно воспроизводить черезтелевизор. Видеозаписи позволяют расчленить учебный материал на отдельные этапы– действия, операции, которые могут быть более детально рассмотрены ипроанализированы учениками на внеклассном занятии.
Видеозаписидают возможность показывать демонстрационные и лабораторные опыты: массуисходных веществ, отдельные части приборов, необходимые для их сборки,устройство собранного прибора и его отдельных узлов, отдельные стадии опыта, полученныевещества и их свойства. Видеозаписи позволяют знакомить школьников с уникальнымоборудованием, опытами, необходимыми для понимания сущности явлений, носложными по технике выполнения или представляющими опасность, или протекающимидлительное время и по этой причине неосуществимыми в школьных условиях.Например, можно сделать видеозаписи устройств промышленных аппаратов,автоматизации и механизации химических производств, их технологий, процессов,протекающих внутри реакторов, аппаратов и др. Очень полезен показ натуральныхсъемок заводов, цехов, агрегатов и др.
С помощьювидеокамеры преподаватель может самостоятельно создавать видеозаписи, которыебудут способствовать формированию, закреплению и совершенствованиюэкспериментальных умений и навыков, а также усвоению материала полученного науроке.
В зависимостиот содержания учебного материала, дидактической цели урока, видов экспериментаи подготовки преподавателя видеозаписи могут применяться не только навнеклассном но и на обычном уроке.
По меренакопления видеозаписей в химическом кабинете создается видеотека. Притематическом и поурочном планировании преподаватель определяет роль, место иприемы использования видеозаписей при изучении конкретных тем на уроках.Использование видеоматериала во внеклассной работе повышает интерес учащихся науроке и помогает продуктивно изучать те или иные темы учебного материала.
В качествепримера можно привести план проведения внеклассного урока по химии сприменением видеокамеры.
Этот урокнетруден в подготовке, если есть достаточно исторического материла. Тему можнопреподнести путем разыгрывания маленьких сцен в течение 1–2 мин. Такой урокхорошо провести в 9-м классе по теме «Металлы», т. к. история металловизобилует многими интересными фактами и курьезами. Подготовить урок можно покниге С.И. Венецкого «Рассказы о металлах».
Учительотбирает группу (до 10 человек), которая будет разыгрывать сцены; задаватьвопросы по ходу действия будет преподаватель или ведущий – ученик 11-го класса.
Основная цельэтого урока – вызвать интерес к данной теме, обобщить уже имеющиесяразрозненные знания учащихся еще до ее изучения.
Предварительносняв видеокамерой небольшой ролик, рассказывающий о металлах, которые насокружают (акцент можно сделать на бытовые предметы и памятники).
Вопросы нужнопостроить по принципу: что можно сказать о металлах, еще их не изучая.Памятники были выбраны из-за возможности легко произвести съемку и интереснойистории их создания (памятник покорителям космоса, скульптурная группа «Рабочийи колхозница», чугунная решетка особняка Демидовых (ныне педагогическаябиблиотека им. К.Д.Ушинского), памятник Минину и Пожарскому, царь-пушка).
Другой ролик можетрассказывать о коррозии (автомобили, заборы, трубы и т. п.).
Если нетвозможности снимать видеокамерой, используется фотоаппарат, и урок строится потой же схеме. 2. Вариантыиспользования цифрового фотоаппарата во внеклассной работе по предмету«Естествознание»
Детизначительно лучше усваивают содержание любого, даже самого сложного предметногоматериала, если получают информацию не только из учебника, но и из окружающейих жизни. Однако, прибегая к помощи простых экскурсий в лес, парк или нашкольный двор сегодня уже нельзя рассчитывать на достаточно эффективный результат,если не изменить и роль уроков в классе. Они должны стать средством применения,обобщения и систематизации представлений, полученных чувственным путем.Соответственно, значительно возрастет роль проектной деятельности учащихся. Однимиз вариантов, является создание вместе с детьми коллекций изображений с помощьюцифрового фотоаппарата и использование ее во внеклассном уроке. Предлагаемыйматериал может быть успешно использован при работе по любой программе начальнойшколы, соответствующей образовательной области «Естествознание».
Вариантыиспользования:
— Созданиефото материалов, которые могут использоваться учителем, как иллюстративныйматериал к внеклассному уроку;
— Создание коллекциифотографий, которая может быть использована для самостоятельного изучения илииспользоваться в детских работах;
— Изготовлениешаблонов фотожурнала, которые можно заполнять вместе с детьми на внеклассных урокахестествознания, используя материалы собственных наблюдений и фотографии изколлекции;
Разработкавстраивается в курс естествознания и информатики и предполагает первоначальноезнакомство с окружающим миром и представление своих наблюдений и исследований ввиде компьютерного проекта.
Использованиецифрового фотоаппарата в рамках внеклассных уроков естествознания предполагаетсобственное участие детей в создании аналогичных альбомов, а, следовательно,связана с выходом детей в школьный двор, организацией экскурсий в лесополосу,другие места произрастания растений. В процессе работы над проектом, учащиесяучатся находить вокруг себя изучаемые объекты, сохранять их в виде цифровогофото и дополнять или заменять, имеющийся материал собственным. Таким образомони научатся анализировать и сравнивать результаты своих наблюдений с тем, чтопредложено в разработке.
Заключение
В настоящеевремя учреждения образования, как правило, имеют достаточно технических средствдля осуществления видеосъёмок и демонстрации фильмов — видеокамера(цифровая),цифровой фотоаппарат и видеомагнитофон, а теперь уже и видео проектор,перестали быть экзотикой.
Тем не менее,работники образования в большинстве своём не имеют элементарных представлений отехнологии видеопроизводства, не владеют «азбукой» съёмки и монтажа,не способны реализовать средствами видео простейшей задачи. Говорить ополноценном воплощении учителем на экране своего творческого замысла — зачастуювесьма актуального и оригинального — в этих условиях не имеет смысла.
Привлечениепрофессиональных производителей видео для решения указанных задач нерациональнопо двум причинам:
а) крупныефинансовые затраты б) «профессионалы» не владеют нюансами, спецификойучебного процесса.
Имеядостаточные техническую базу и творческий потенциал для создания насущнонеобходимой видео и фото продукции работник образования не способен оптимальноих использовать.
Своевременноерешение этой проблемы позволит повысить качество образования на весьмазначительный уровень.
Литература
1. Майоров П.В. Цифровыетехнологии во внеклассной работе учителя и учащихся//Педагогика 2002 № 1.
2. Поляков Н.А.Внеклассная работа по химии//Образование в школе 2001, № 4.
3. Семенов А.А.Использование фото материалов на внеклассном занятии по предмету«Естествознание»// Образование в школе 2000, № 7.