Анализ финансовых результатов реализации продукции растениеводства в ФГУП "Учхоз "Рамзай" ПГСХА

МИНИСТЕРСТВО СЕЛЬСКОГО ХОЗЯЙСТВА РОССИЙСКОЙФЕДЕРАЦИИ
ФГОУ ВПО «ПЕНЗЕНСКАЯ ГОСУДАРСТВЕННАЯСЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННАЯ
АКАДЕМИЯ»
КАФЕДРА ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА И ПРАВА
Курсовая работа
на тему:
«Анализ финансовых результатов реализациипродукции растениеводства в ФГУП «Учхоз «Рамзай» ПГСХА»

Пенза

Содержание
Введение
1. Организационно-экономическаяхарактеристика хозяйства
1.1 Оценкаорганизационно-правовых и природно-климатических условий деятельностиорганизации
1.2 Анализпроизводственных и экономических результатов деятельности организации
1.3 Анализ финансовогосостояния организации
1.4 Оценкарентабельности и деловой активности организации
2. Анализ финансовыхрезультатов реализации сельскохозяйственной продукции
2.1 Анализ динамики выполненияплана производства продукции растениеводства
2.2 Анализ прибыли(выявление убытков) от реализации сельскохозяйственной продукции (по видам) погодам
2.3 Определениевлияния на прибыль качества продукции, количества и цен реализации
2.4 Определениевлияния на прибыль изменений в структуре реализации по видам продукции
3 Разработка иобоснование решений по улучшению финансовых результатов от продажисельскохозяйственной продукции
Выводы и предложения
Список использованной литературы

Введение
По сравнению спроизводственными предприятиями продукция сельскохозяйственных предприятийотличается более разнообразным ассортиментом. Часть произведённой продукцииостаётся в хозяйстве и используется на производственные нужды – нетоварнаяпродукция. Товарная часть предназначена для реализации. Она равна выручке отреализации продукции и оценивается по фактическим ценам реализации.
В рыночных отношениях,получение прибыли является основной целью деятельности предприятий. Предприятияреализуют сельскохозяйственную продукцию и продукты её переработки посложившимся рыночным ценам. При этом используются различные каналы реализациипродукции: продажа государству на рынке, работникам хозяйства и другие.Отличаются друг от друга по структуре продаваемой продукции, ценам реализацииконкурентам, покупателям. Поэтому от имеющихся каналов сбыта продукции зависятвыручка и прибыль предприятия.
Основными задачамианализа реализации и финансовых результатов деятельности являются:
·  Изучение возможностей полученияприбыли в соответствии с имеющимся ресурсным потенциалом предприятия иконъюнктурой рынка;
·  Определение влияния внешних ивнутренних факторов на объём реализации продукции;
·  Выявление резервов увеличения суммыприбыли и повышения уровня доходности бизнеса.
Основными источникамиинформации при анализе реализации продукции и прибыли служат данные формы №2«Отчёт о прибылях и убытках», Форма №3 «Отчёт об изменениях капитала», форма №7«Реализация продукции», форма №16-АПК «Баланс продукции», также соответствующиетаблицы плана предприятия.
Цель курсовой работы –изучить процесс реализации продукции, выявить резервы повышения эффективностипроизводства, оценить финансовые результаты реализации сельскохозяйственнойпродукции.

1. Организационно-экономическаяхарактеристика ФГУП «Учхоз «Рамзай» ПГСХА
 
1.1 Оценкаорганизационно-правовых и природно-климатических условий деятельностиорганизации
Федеральноегосударственное унитарное предприятие «учхоз «Рамзай» ПГСХА» было организованов 1959 году и расположено в центральной части Пензенской области — вюго-восточной части Мокшанского района в 17 километрах от рабочего поселкаМокшан и в 25 километрах северо-западнее г.Пензы, связана с ним, как и срайонным центром асфальтированной автострадой Москва-Самара. Таким образом, учебноехозяйство близко расположено как от районного центра, так и от Пензенскойсельскохозяйственной академии, непосредственно которому она подчиняется. Оноявляется основной базой для производственной практики студентов инаучно-исследовательской работы кафедр академии.
Унитарным предприятиемпризнается коммерческая организация, не наделенная правом собственности назакрепленное за ней собственником имущество. Имущество унитарного предприятияявляется неделимым и не может быть распределено по вкладам (долям, паям), в томчисле между работниками предприятия. Федеральное государственное унитарноепредприятие «учхоз «Рамзай» ПГСХА» создано в соответствии с Гражданскимкодексом Российской федерации. Целью данного предприятия является объединениематериальных и финансовых ресурсов учреждения для организации производствасельскохозяйственной продукции, повышение конкурентоспособности и эффективностипроизводства, улучшения качества производимой продукции, внедрениепрогрессивных технологий и проектов и на этой основе получения прибыли.
Основными видамидеятельности предприятия являются:
· производствозерновых культур;
· производствомолока;
· производство мясакрупного рогатого скота;
· переработкасельскохозяйственной продукции;
· розничнаяторговля;
· оптовая торговляпродукцией собственного производства;
· другие видыдеятельности, не запрещенные действующим законодательством Российской Федерациитолько с согласия учредителя.
Все имущество предприятиянаходится в государственной собственности Пензенской области и отражается набалансе предприятия. Имущество закреплено за предприятием на правехозяйственного ведения. Предприятие не в праве продавать принадлежащее емуправо хозяйственного ведения недвижимого имущества или иным способомраспоряжаться этим имуществом без согласия собственника. Органом унитарногопредприятия является руководитель, который назначается собственником илиуполномоченным собственником органом и им подотчетен. Унитарное предприятиеотвечает по своим обязательствам всем принадлежащим ему имуществом.Учредительным документом предприятия, основанного на праве хозяйственноговедения, является Устав. Уставный капитал предприятия составляет 524 тыс. руб.,добавочный капитал составляет 50580 тыс. руб. Предприятие строит отношения сдругими предприятиями и гражданами во всех сферах хозяйственной деятельности наоснове договором, в своей деятельности учитывает интересы потребителей, ихтребования к качеству продукции, работ, услуг, и другие выполненияобязательств. Трудовой коллектив составляют все граждане, участвующие своимтрудом в его деятельности на основе трудового договора. Управление предприятиемосуществляется директором, назначенным учредителем по контракту.
Общая земельная площадьхозяйства — 5965 га, из которой 4925 га приходится на долю пашни. Большую частьтерритории учхоза занимают сельскохозяйственные угодья, которые характеризуютсявысокой степенью распаханности. Это присуще хозяйствам, идущим по интенсивномупути развития. Почвенный покров хозяйства разнообразен. Ведущее место занимают почвычерноземного типа — 76%, из которых: черноземы выщелоченные исильновыщелоченные – 59%; черноземы оподзоленные – 6%; типичные – 11%; серыелесные — 6%, луговые почвы – 9%.
По механическому составуданные почвы подразделяются на глинистые, тяжело и средне-суглинистые. Содержаниегумуса в верхнем пахотном горизонте почв преимущественно от 6 до 9% — среднегумусные чернозёмы (56%зугодий). Наибольшую долю занимают глинистыечерноземы – 3488га, а также тяжелосуглинистые чернозёмы — 934га исреднесуглинистые – 301га. Реакция почв в хозяйстве преимущественно слабокислая(рН 5,1–5,5)- 3405га, близкие к нейтральным (рН 5,6–6,0) — 1070га, среднекислые(рН 4,6–5,0) — 460га, нейтральные почвы – 64га. В учхозе около 22% почв имеютповышенную кислотность и нуждаются в известковании. По своему географическомуположению территория с.«Рамзай» относится к лесостепной зоне. Климатическиеусловия района расположения землепользования можно охарактеризовать какумеренно – континентальные. Для него характерно жаркое лето и относительнохолодная зима с наступлением ранних заморозков. Средняя годовая температура воздуха+ 3,9С. Средняя температура самого жаркого месяца составляет + 19,8С, а самогохолодного – 12С. В определенные годы минимальная температура зимой доходит до –43С, максимальная летом +38С. Климат хозяйства благоприятен для возделываниясельскохозяйственных культур. По условиям рельефа все пахотные земли пригодныдля механической обработки и уборки культур сложными машинами. На предприятиисуществует отраслевая структура управления производством.Организационно-производственная структура представлена: цехом растениеводства,цехом животноводства, цехом механизации и электрификации. В цех растениеводствавходят четыре тракторно-полеводческие бригады. В цех животноводства входят:комплекс по производству молока, ферма по выращиванию быков и семенная ферма.
 
1.2 Анализпроизводственных и экономических результатов деятельности организации
прибыль финансовый результат реализация
Прямым показателем размера и развития предприятия принято считатьобъем производства валовой продукции, зависящие от размера и качествасельскохозяйственных угодий, поголовья скота, объема производственных фондов,трудовых ресурсов и рационального их применения. Размеры хозяйственнойдеятельности и динамика развития хозяйства за 2004-2006 годы представлены втаблице 1.
Таблица 1 — Динамика развитияорганизации Показатели 2004г. 2005г. 2006г. Базисный темп роста, % Общая земельная площадь — всего, га 6202 6202 5965 96,2 в том числе: сельскохозяйственные угодия 5678 5678 5546 97,7 из них: пашня 5054 5054 4925 97,4 Среднегодовая численность работников, чел. 276 209 222 80,4 Энергетические мощности, л.с. 17218 13172 12119 70,4
Стоимость основных средств на
конец года, тыс. руб. 107650 105591 108799 101,1 Поголовье крупного рогатого скота на начало года, гол. 929 894 828 89,1 Выручка от продажи продукции (работ, услуг), тыс. руб. 19971 20293 24313 121,7 Прибыль от продаж, тыс. руб. -2613 -857 -88 – Прибыль до налогообложения, тыс. руб. -178 108 1012 – Рентабельность продаж, % -0,89 0,53 4,2 –
Исходя из данных таблицы 1,можно сказать, что в 2006г. по сравнению с 2004г. сократилась площадь пашни ивсего сельхозугодий, а также энергетические мощности и поголовье КРС, а стоимостьосновных средств незначительно возросла. Однако, не смотря на это, по всемосновным экономическим показателям, таким как выручка, прибыль от продаж ирентабельность на протяжении последних трёх лет наблюдается положительнаядинамика. Причём темпы роста прибыли от продаж являются очень значительными. Вомногом это объясняется снижением себестоимости основных видов продукции иувеличением объёмов производства.
Основным экономическим показателем, характеризующим специализациюсельскохозяйственного предприятия, является структура реализованной продукции,и, прежде всего, удельный вес продукции главной отрасли, отражающей уровеньспециализации. Рассмотрим существующий состав и сочетание отраслей в таблице 2.
Таблица 2 — Реализованная продукция и ее структура
Отрасли и виды
продукции 2004г. 2005г. 2006г. В среднем за 2004-2006 гг. тыс. руб. % к итогу тыс. руб. % к итогу тыс. руб. % к итогу тыс. руб. % к итогу Растениеводство-всего 4850 24,28 2965 14,6 2228 9,16 3347,6 16 Зерно 2948 14,76 2432 11,98 1644 6,76 2341,3 11,2 Подсолнечник – – 4 0,02 – – 1,33 0,007 Сахарная свекла – – – – – – – – Продукция растениеводства собственного производства, реализованная в переработанном виде 644 3,2 529 2,61 412 1,69 528,3 2,5 Прочая продукция растениеводства 91 0,46 – – 172 0,7 87,7 0,39 Животноводство-всего 14187 71,04 16796 82,8 21495 88,4 17492 80,7 Молоко 5387 26,97 7976 39,3 9781 40,23 7714,6 35,5 Крупный рогатый скот в живой массе 2043 10,23 2567 12,65 1699 6,98 2192 9,95 Лошади в живой массе 1 0,005 53 0,26 – – 18 0,09 Свиньи в живой массе 5700 28,54 4179 20,6 8697 35,77 6192 28,3 Продукция животноводства собственного производства, реализованная в переработанном виде 1056 5,29 2021 9,96 1318 5,42 1465 6,98 Прочая продукция животноводства – – – – – – – Товары 444 2,22 401 1,9 314 1,3 386,3 1,81 Работы и услуги 490 2,45 131 0,7 276 1,1 299 1,42 Всего по организации 19971 100 20293 100 24313 100 21525,6 100
По данным таблицы 2 можносделать следующие выводы, что хозяйство специализируется на выпуске иреализации продукции животноводства. Это можно объяснить увеличением ценреализации на продукцию животноводства. Удельный вес продукции животноводства вобщем объёме проданной продукции увеличивается за счёт увеличениям количествамолока и доли свиней соответственно 40,23% и 35,77%. За анализируемые 3 годанаибольший удельный вес в структуре проданной продукции занимает реализациямолока. На протяжении 3-х последних лет объёмы реализации молока значительновыросли и составили в 2006г.- 9781тыс.руб., что на 4394тыс.руб больше чем в2004г. Это явилось результатом повышения цен реализации и увеличения количествапроданной продукции. Также значительно выросли объёмы продаж свиней в живоймассе. Продукция растениеводства в структуре реализованной за 2004-2006гг. всреднем занимает – 16%. Основной продукцией отрасли являются зерновые изернобобовые, в среднем удельный вес данного вида продукции за 3 года составил– 11,2%. Однако, как и в общем по растениеводству, доля зерновых в общем объёмереализации продукции снижается с каждым годом. Это объясняется снижением объёмапроизводства продукции и цены реализации. Что касается продукции, такой как,сахарная свекла и подсолнечник, то в 2004 и 2006гг. их реализация ненаблюдается. Прочая продукция растениеводства в среднем за 3 года занимаетнебольшую долю – 0,39% среди всей продукции. Продукция растениеводствасобственного производства составляет – 2,5.
В целом, в хозяйственаблюдается положительная динамика увеличения выручки от продажи продукции.Так, в отчётном году выручка составила 24313 тыс.руб., что на 4342 больше чем в2004г. и на 4020 больше чем в прошлом году. Изменения выручки объясняетсявоздействием как внутренних (рост или снижение урожайности, продуктивности),так и внешних факторов (рост или падение цен на продукцию).
Далее необходиморассмотреть как изменяется производство различных видов сельскохозяйственнойпродукции на протяжении 3-х последних лет. Для этого воспользуемся таблицей 3.
Таблица 3 – Динамика производстваосновных видов продукции, цВид продукции 2004 г. 2005 г. 2006 г. Базисный темп роста, % план факт Зерно 35322 33226 43350 40400 114,4 Озимые зерновые 12600 19103 27550 28342 224,9 Яровые зерновые 18458 10481 12440 9735 52,7 зернобобовые 4264 3642 3360 2323 54,5 Молоко 12674 14011 16250 17616 139
Прирост живой массы
крупного рогатого скота 800 633 670 647 80,9 Прирост живой массы свиней 939 602 980 1133 120,7
Исходя из данных таблицы 3, можно сказать,что темпы производства основных видов продукции за 2004-2006гг. существенноизменилось. В структуре продукции растениеводства наибольшее место занимаетпроизводство зерновых. В 2006г. было произведено 40400ц. зерна, что на 5078ц.больше, чем в 2004г. Однако план по производству всё же не был выполнен. Наибольшиетемпы роста наблюдаются в производстве озимых зерновых, т.к. это являетсяперспективным направлением и в хозяйстве имеются хорошие условия дляпроизводства этой продукции. В связи с этим сократилось производство яровых изернобобовых культур, т.к. сокращаются площади под эти культуры и отдают их подозимые. Производство молока постепенно увеличивается, поскольку эта продукцияявляется рентабельной. В 2006г. план производства молока был перевыполнен на1366ц. Снижение прироста живой массы КРС и свиней в 2005г. было обусловленоснижением продуктивности животных, что связано с плохим состоянием кормовойбазы. В 2006г. по сравнению с 2005г. по этим показателям наблюдаетсяположительная тенденция.
Таблица 4 – Состав и динамикаприбылей, тыс. руб.Наименование показателя 2004 г. 2005 г. 2006 г. Базисный темп роста, % Выручка от продажи продукции (работ, услуг) 19971 20293 24313 121,7 Себестоимость проданной продукции (работ, услуг) 22584 21150 24401 108,1 Валовая прибыль -2613 -857 -88 – Проценты к уплате -849 -314 – 387,6 Прочие операционные доходы 185 2923 6633 3247 Прочие операционные расходы 42 -1644 -5533 – Прибыль от продаж -2613 -857 -88 – Чистая прибыль 105 108 1012 963,8
По данным таблицы 4 можносделать вывод, что за период 2004-2006г. в хозяйстве существует положительнаядинамика увеличения выручки от продажи продукции. Причём необходимо отметить,что этот рост происходит большими темпами, чем увеличение себестоимостипродукции (работ, услуг) 121,7% и 108,1% соответственно. Чистая прибыль в2006г. увеличилась почти в 10 раз по сравнению с предыдущими годами. Этомупослужило увеличение прочих операционных доходов — сдачи помещений в аренду иреализации прочего имущества и погашение процентов.
1.3 Анализ финансовогосостояния организации
Финансовое состояниеорганизации характеризуется системой показателей, отражающих состояние капиталав процессе его кругооборота и способность субъекта хозяйствования финансироватьсвою деятельность на фиксированный момент времени. Финансовое состояние организации,его устойчивость и стабильность зависят от результатов его производственной,коммерческой и финансовой деятельности. Если производственный и финансовыйпланы успешно выполняются, то это положительно влияет на финансовое положениеорганизации. Ликвидность баланса – возможность организации обратить активы вналичность и погасить свои платёжные обязательства. Ликвидность балансапредполагает изыскание платёжных средств только за счёт внутренних источников(реализации активов).
Таблица 5 – Оценка ликвидностибаланса, тыс. руб. Группа активов На начало 2006 года На конец 2006 года Группа пассивов На начало 2006 года На конец 2006 года Платежный излишек (+), недостаток (–) На начало года На конец года 1 2 3 4 5 6 7=(гр. 2–гр. 5) 8= (гр. 3- гр. 6) А1 62 549 П1 4565 1976 -4503 -1427 А2 550 649 П2 214 286 336 363 А3 23516 24011 П3 6062 8482 17454 15529 А4 40758 42308 П4 54045 56773 -13287 -14465 Баланс 64886 67517 Баланс 64886 67517
Из таблицы 4 видно, чтобаланс предприятия неликвиден. Так как не выполняются следующие условияликвидности: А1≥П1; А2≥П2; А3≥П3 и А4≤П4. В хозяйствевыполняются 3 необходимых условия ликвидности. В учхозе наиболее срочныеобязательства намного превышают наиболее ликвидные активы. И хотя остальныеусловия выполняются, всё же менее ликвидные активы не могут заменить болееликвидные.
Далее рассмотримкоэффициенты платежеспособности организации.
Таблица 6 – Коэффициентыплатежеспособности
организации (на конец года)Показатели Граничные значения коэффициентов 2004г. 2005г. 2006г. Абсолютный прирост Коэффициент абсолютной ликвидности
/>0,05 0,004 0,01 0,24 0,236 Коэффициент быстрой ликвидности (промежуточного покрытия)
/>0,7 0,058 0,13 0,53 0,472 Коэффициент текущей ликвидности (общего покрытия)
/>2 3,044 5,04 11,14 8,096
Коэффициент абсолютнойликвидности в 2006 году составил 0,24, что говорит о его увеличении на 0,236 посравнению с 2005 годом, т.е. наблюдается положительная динамика, и в 2006г.этот показатель превысил нормативное значение. Следовательно предприятие можетмоментально рассчитаться с кредиторами. Коэффициент текущей ликвидности в 2006году также увеличился, но не достиг норматива. Коэффициент быстрой ликвидностис каждым годом повышается. Это говорит о том, что организация может покрыватьсвои промежуточные обязательства.
Рассмотрим коэффициентыфинансовой устойчивости организации.

Таблица 7 – Коэффициент финансовой устойчивостиорганизации Показатели Граничные значения коэффициентов 2004г. 2005г. 2006г. Абсолютный прирост Коэффициент автономии (финансовой независимости, концентрации собственного капитала) ≥0,5 0,77 0,83 0,84 0,07 Коэффициент соотношения заемных и собственных средств (задолженности, финансового левиджа или риска) 0,1 0,45 0,54 0,56 0,11
Коэффициент автономииподпадает под нормативное значение, что объясняется общим состоянием хозяйстваи означает, что предприятие не нуждается в дополнительных финансовых вложениях.Коэффициент соотношения заемных и собственных средств не соответствуетнормативу. Т.к коэффициент обеспеченности собственными оборотными средствамисоответствует нормативу, следовательно, необходимо сокращать заёмные средства,погашать задолженности.
1.4 Оценка рентабельности иделовой активности организации
Экономическуюэффективность агропромышленного производства характеризует рентабельность – этоэкономическая категория, выражающая доходность (прибыльность) предприятия илиотрасли в целом. Уровень рентабельности представляет собой отношение прибыли кполной себестоимости продукции, выраженное в процентах.

Таблица 8 – Динамика показателейрентабельности Показатели 2004 г. 2005 г. 2006 г. Абсолютный прирост Рентабельность активов 0,13 0,16 1,53 1,4 Рентабельность собственного капитала 0.2 0.2 1.83 1.63 Рентабельность продаж 2.1 -4.23 -0.362 2.06 Рентабельность затрат 0.46 -4.06 -0.36 3.69 Рентабельность основных средств 0.25 0.26 2.44 2.19 Рентабельность оборотных активов 0.37 0.41 4.1 3.73 Рентабельность заемного капитала 0.66 0.8 9.16 8.5
Проанализировав данныетаблицы 8 сделаем следующий вывод, что абсолютный прирост данных показателейявляется положительным, а сами показатели положительную динамику. хозяйствоявляется рентабельным, Это характеризует хозяйство как достаточно эффективное иразвивающееся предприятие.
Дальнейшим этапом работыбудет рассмотрение показателей деловой активности. Деловая активностьпроявляется в динамичности развития предприятия, достижении им поставленныхцелей, что отражают натуральные и стоимостные показатели.
Таблица 9 – Динамика показателейделовой активностиПоказатели 2004г. 2005г. 2006г. Базисный абсолютный прирост Выручка от продажи товаров (работ, услуг), тыс. руб. 19971 20293 24313 4342 Валовая прибыль, тыс. руб. -2613 -853 -88 2525 Средняя стоимость активов, тыс. руб. 70543.5 67364 66233.5 -4310 Средняя стоимость оборотных активов, тыс. руб. 28455.5 26320.5 24700.5 -3755 Средняя стоимость собственного капитала, тыс. руб. 54701 53932.5 55183 482 Средняя стоимость запасов, тыс. руб. 27439.5 25470.5 23510.5 -3929 Средняя величина краткосрочной дебиторской задолженности, тыс. руб. 646 528.5 599.5 -46.5 Средняя величина краткосрочной кредиторской задолженности, тыс. руб. 7660 4537 3520.5 -4139.5 Коэффициент общей оборачиваемости капитала, обороты 0.28 0.3 0.37 0.09 Коэффициент оборачиваемости мобильных средств, обороты 0.7 0.77 0.98 0.28 Коэффициент оборачиваемости собственного капитала, обороты 0.37 0.38 0.44 0.07 Период оборачиваемости запасов, дни 494.6 451.8 348.1 -146.5 Средний срок погашения дебиторской задолженности, дни 11.64 9.38 8.88 -2.76 Средний срок погашения кредиторской задолженности, дни 138.1 80.48 52.13 -85.97 Длительность операционного цикла, дни 506.24 461.18 356.98 -149.26 Длительность финансового цикла, дни 368.14 380.7 304.85 -63.29
Оценка деловой активностина качественном уровне может быть получена в результате сравнения деятельностиданного предприятия и родственных по сфере приложения капитала компаний. Здесьоценка была произведена сравнением лет. Из таблицы видно, что базисныйабсолютный прирост по многим показателям имеет положительный результат. Этоговорит о том, что хозяйство постепенно наращивает свой потенциал, расширяетсвои возможности и увеличивает свои показатели.

2. Анализ финансовых результатовреализации сельскохозяйственной продукции
 
2.1 Анализ динамики выполнения плана производства продукции растениеводства
Длятого чтобы проанализировать динамику выполнения плана производства продукциирастениеводства и более наглядно оценить эту ситуацию необходимо изначальнорассмотреть положение в выполнении плана по производству. Для этого в таблицу10 занесем данные по производству продукции растениеводства в организации.
Таблица 10 — Выполнение планапроизводства молока, цГоды Производство продукции, ц Выполнение плана производства, % план факт 2004 39216 35322 90,1 2005 40425 39625 98,02 2006 41213 42832 103,9
Рассматривая таблицу 10, можно сказать, что план производствапродукции растениеводства за анализируемый период постоянно возрастал, чтоговорит об улучшении производства. В 2006г. план всё же был выполнен. Производствопродукции также растёт неплохими темпами, несмотря даже на то, что хозяйстводелает упор на продукции животноводства. Это может свидетельствовать о том, чтоу хозяйства есть все предпосылки к удачному существованию.
Теперь, пронаблюдав завыполнением плана производства продукции растениеводства, рассмотримнепосредственно её динамику. Для этого воспользуемся подстановкой базисного ицепного индексов. Данные представим в таблице 11.

Таблица 11- Динамика производства продукцииГоды Валовое производство, ц Базисный индекс Цепной индекс рост в % к 2004г прирост производства продукции к уровню 2004г в % к предыдущему году прирост производства прод-ии к предыдущему году 2004 35322 – – – – 2005 39625 98,02 4303 98,02 4303 2006 42832 103,9 7510 108,1 3207
Из выше приведенной таблицы можно сделать вывод, что динамикапроизводства продукции имеет положительную тенденцию. С каждым годоморганизация повышает свои показатели. Хозяйство начинает прибавлять понекоторым показателям в отрасли растениеводства. И в совокупности это даетнеплохие результаты.
2.2 Анализ прибыли (выявлениеубытков) от реализации сельскохозяйственной продукции (по видам) по годам
Финансовые результатыдеятельности предприятия характеризуют сумма прибыли и уровень рентабельности.Прибыль предприятия получают от реализации продукции и услуг. Прибыль отреализации продукции в целом по предприятию зависит от 4 факторов: объёмареализации продукции, её структуры, себестоимости и уровня среднереализационныхцен. Увеличение объёма продаж рентабельной продукции приводит кпропорциональному увеличению прибыли и наоборот себестоимость и прибыльнаходится в обратно пропорциональной зависимости: снижение себестоимостиприводит к росту суммы прибыли, и наоборот. При увеличении уровня цен суммаприбыли возрастает, и наоборот. Расчёт влияния этих факторов на сумму прибылирассмотрим в таблице 10.

Таблица 10 – Исходные данные дляфакторного анализа прибыли от реализации продукции, тыс.руб.Показатели 2004г (базис) Отчётный год в ценах и затратах базисного года 2006г (факт) Выручка от реализации 19971 17372 24313 Полная себестоимость реализованной продукции 22584 18385 24401 Прибыль от реализации продукции -2613 -1013 -88
По данным таблицы можносделать следующий вывод, что убыток от реализации продукции в 2006г снизился на2525 тыс.руб.
Прибыль от реализациипродукции зависит от двух основных факторов первого порядка: выручки отреализации и себестоимости реализованной продукции. Факторная модель прибыль отреализации продукции имеет вид:
Пр=Вр-Ср,
где Пр — прибыль от реализации продукции,
Вр — выручка от реализации продукции,
Ср — полная себестоимость реализованной продукции.
Оценка воздействияфакторов на прибыль от реализации может быть выполнена способом цепных подстановок.Методика расчета следующая:
0 — уровень показателя вбазисном году,
1 — уровень показателя вотчетном году.
– определяется базисныйуровень анализируемого показателя.
Пр0=Вр0-Ср0;
– проводитсяэлиминирование, т. е. последовательная замена базисного уровня фактора наотчетный

Прусл=Вр1-Ср0;
Пр1=Вр1-Ср1;
– определяется уровеньвлияния каждого фактора на анализируемый показатель.
∆ Првр = Прусл – Пр0;
∆Прср = Пр1– Прусл ;
– проверка влиянияфакторов на изменение обобщающего показателя.
∆Пр = ∆ Првр + ∆ Прср
Подставим числовыезначения показателей:
Пр0=19971-22584= -2613
Прусл=24313-22584=1729
Пр1 = 24313-24401= -88
∆ Првр = 1729-(-2613)=4342
∆Прср = -88-1729= -1817
∆Пр = 4342+(-1817)=2525
По результатам анализаможно сделать вывод, что наибольшее влияние на изменение прибыли от реализациипродукции имеет изменение выручки от продаж. Причём это влияние являетсяположительным, следовательно, хозяйству необходимо и в дальнейшем повышатьуровень выручки. Изменение себестоимость реализованной продукции оказываетменьшее влияние, но всё же значительное. Это влияние является отрицательным,т.е. организация должна стремиться к снижению затрат на производство иреализацию продукции.

2.3 Определение влияния на прибылькачества продукции, количества и цен реализации продукции
Цель каждого предприятия– это получение прибыли, доходности. На основе спроса и предложения и другихфакторов предприятие реализует произведённую сельскохозяйственную продукцию порыночным ценам и получают от неё выручку. Выручка определяется как произведениеобъёма проданной продукции на цену её продажи.
В таблице 11 дадим оценкувлияния количества проданной продукции и цен на выручку.
Таблица 11 – Влияние количествапроданной продукции и цен реализации на выручку от продажи продукцииВид продукции Количество проданной продукции, ц Цена реализации, руб. Выручка, тыс.руб. Отклонение план факт план факт план факт При фактич.кол-ве и план. ценах
Все
го В т.ч. за счёт изменения количества цен Зерно 11600 6175 225 404 5570 1644 1389.3 -3926
-4180,
7 254,7 Живая масса крс 550 253 3200 2560 2849 1699 809.6 -1150
-2039,
4 889,4 Живая масса свиней 1340 1053 3200 4043 8030 8697 3369.6 667
-4660,
4 5327,4 Молоко 12650 15865 500 512 8521 9781 7932.5 1260 -588,5
1848,
5 Всего: Х Х Х Х 24970 21821 13501 Х Х Х
На основании данныхтаблицы 11 можно сделать вывод, что выручка от продажи продукции за отчётныйгод составила 21821 тыс.руб., или на 3149 тыс.руб. меньше плана. Выручка отпродажи зерна в 2006г меньше плана на 3926 тыс.руб., это произошло за счетуменьшение количества проданной продукции на 5425ц. Выручка от реализации живоймассы КРС также сократилась за счет уменьшение количества проданной продукции иснижения цен реализации. По реализации молока и живой массы свиней план былвыполнен.
Качество товарнойпродукции – один из основных факторов, от которого зависит уровень средней ценыреализации. За более высокое качество продукции устанавливаются более высокиецены, и наоборот. При определении влияния качества продукции на изменениесреднереализационной цены нужно учитывать порядок установления цен взависимости от качества. Для расчёта влияния качества зерна на цену реализациииспользуем таблицу 12.
Таблица 12 – Расчёт влияния качествазерна на среднюю цену реализацииСорт продукции Цена за 1ц, руб Объём продажи, ц Удельный вес сортов, % Фактический объём продажи при плановой сортности Выручка, тыс.руб. план факт план факт +,– При фактич. сортности При план. сортности Элита 796,5 450 200 5,8 3,2 -2,6 360 159,3 358,4 Продовольственное 318,6 7300 6001 94,2 96,8 2,6 5841 1912 2326 Всего: 7750 6201 100 100 – 6201 2071 2684
По зерновым ценыустанавливаются в зависимости от сорта, расчет влияния качества зерна наизменение средней цены можно рассчитать способом цепной подстановки, т.е.сравнивается сумма выручки за общий объём фактически реализованной продукциипри её фактическом и базовом сортовом составе. Полученную разность разделим наобщее количество фактически реализованной продукции, и узнаем, как измениласьсредняя цена за счете качества. Алгоритм этого расчёта можно записать:
Δ/>
Полученные данныесвидетельствуют о том, что в результате снижения качества зерна (повышениеудельного веса продовольственного зерна на 2,6% и уменьшение элитного зерна на2,6%) выручка от её реализации уменьшилась на 613 тыс.руб., а средняя цена за1ц – на 98,9 руб.
По такой же методикерассчитаем изменение средней цены реализации 1ц зерна в зависимости от рынковсбыта продукции на примере таблицы 13.
Таблица 13 – Влияние рынков сбыта на изменениесредней
цены 1ц зернаРынки сбыта Цена за 1ц, руб Объём продажи, ц Структура продажи, % Изменение средней цены, руб. план факт план факт +,– Реализовано работникам организации 300,00 1899 2954 4,7 5,0 +0,3 104 На семена 581,90 5760 5642 24,7 25,1 +0,4 -177 На переработку 288,00 21441 20554 70,6 69,9 -0,7 116 Всего: 404,00 29100 29150 100 100 – 43
В связи с изменениемрынков сбыта, т.е. увеличением доли продаж по более низким ценам, напереработку на 0,7% уменьшились продажи. Повышение доли продаж наблюдается вреализации работникам организации на 0,3% и на семена +0,4%. Цены за 1ц зернаувеличились на 43 руб. За последние годы на зерновом рынке произошлисущественные изменения, резко сократились обязательные закупки зернагосударством, и наше хозяйство в т.ч. их тоже не производило.
С целью сокращения убыткав хозяйстве следует выявить внутренние резервы увеличения производствапродукции и снижения её себестоимости. Особое внимание следует уделитьсистематическому контролю выполнения плана продажи продукции, улучшениюструктуры товарной продукции, повышению её качества, новых рынков сбыта, такжеобеспеченность хозяйства высококвалифицированными кадрами и соблюдениетехнологической дисциплины.
2.4 Определение влияния на прибыльизменений в структуре реализации по видам продукции
Влияние структурногофактора на изменение суммы прибыли можно рассчитать с помощью приёма абсолютныхразниц.
/>, где
УДi – удельный вес i-го вида продукции в общем объёмереализации, %;
Ri пл – плановая рентабельность i-х видов продукции (отношение суммыприбыли к полной себестоимости реализованной продукции);
VРП общ.ф.– фактический общий объёмреализованной продукции в оценке по плановой себестоимости.
Проведём расчёт влиянияструктуры товарной продукции на сумму прибыли от её реализации в таблице 14.
Таблица 14 – Расчёт влияния структурытоварной продукции на сумму прибыли от её реализации в 2006г.Вид продукции Объём реализации по базовой себестоимости, тыс.руб. Структура товарной продукции, % Базовый уровень рента-бельности, % Изменение среднего уровня рента-бельности, % план факт план факт +,– Зерновые 1291 2039 10,25 15,35 5,1 37,6 -8,54 Живая масса крс 2532 2314 20,11 17,42 -2,69 -29,1 -4,4 Живая масса свиней 4637 3666 36,82 27,60 -9,22 0,9 9,6 Молоко 4133 5264 32,82 39,63 6,81 -14,8 -13,8 Итого: 12593 13283 100 100 – -5,4 -17,1
По данным таблицы 14можно сказать, что в связи с увеличением удельного веса в общем объёмереализации зерна, который имеет более высокий уровень рентабельности посравнению с остальными видами продукции (37,6%), средняя величина последнейпонизилась на 17,1024%, а сумма убытка на 2271 тыс.руб. (-17,1024 · 13283/100),что соответствует предыдущим расчётам.

3. Разработка и обоснование решенийпо улучшению финансовых результатов от продажи сельскохозяйственной продукции
Резервы улучшенияфинансовых результатов от продажи сельскохозяйственной продукции определим потем её видам, на производстве которых специализируется хозяйство. Основнымиисточниками увеличения суммы прибыли являются увеличение объёма реализациипродукции, снижение её себестоимости, повышение качества товарной продукции,реализация её на более выгодных рынках сбыта.
Увеличение объёмареализации продукции напрямую зависит от увеличения объёма производства.Выявление резервов увеличения продукции растениеводства может осуществляться последующим направлениям: расширение посевных площадей, улучшение их структуры иповышение урожайности сельскохозяйственных культур, внедрение болеепродуктивных сортов. Так, для получения дополнительного валового сбора зернацелесообразно вовлечь новые посевные площади. Для подсчёта резерва увеличенияпроизводства зерна, за счёт расширения посевной площади, воспользуемся таблицей15.
Таблица 15 – Подсчёт резерваувеличения производства зерна за счёт расширения посевной площади (озимая пшеница)Показатели фактически проект Отклонение (+,-) Посевная площадь, га 700 750 +50 Урожайность, ц/га 17,3 17,3 – Валовой сбор, ц 12110 12975 +865 Цена продажи 1ц, руб 475 475 – Выручено, всего тыс.руб. 5752 6163 +411
Если хозяйство увеличитпосевную площадь под озимой пшеницей на 7%, за счёт уменьшения посевной площадипод ячмень, то при фактической урожайности в 17,3ц с 1га получит дополнительно865ц. В итоге, от наших преобразований мы получим выручку в размере 411тыс.руб.
Для выявления резервовроста прибыли за счёт увеличения объёма продажи сортного зерна рассчитаемтаблицу 16.
Таблица 16 – Резервы роста прибыли засчёт увеличения объёма продажи озимой пшеницыКультура Резерв увеличения объёма продажи, ц Фактическая сумма прибыли на 1ц продукции, руб. Резерв увеличения суммы прибыли, тыс.руб. Озимая пшеница 250 139 34,8
По данным таблицы можносделать следующий вывод, т.к. хозяйство, кроме продовольственного зерна,выращивает элиту, цена реализации которой выше в 2,5 раза, предлагается увеличитьобъём реализации элитного зерна до 450ц с 1 га. Хозяйство дополнительно можетполучить 34,8 тыс.руб. прибыли. Существенного снижения затрат на единицупродукции, повышение урожайности и качества зерна можно достичь при внедренииинтенсивных технологий. Выращивание зерновых культур по интенсивным технологиямпредусматривает размещение их по лучшим предшественникам, внесение органическихи минеральных удобрений. Применение интегрированной системы защиты растений отсорняков, вредителей и болезней, комплексную механизацию всех технологическихпроцессов. Дополнительным источником питания при выращивании растений являетсяминеральные удобрения. Однако чрезмерное увлечение ими, в особенности азотными,имеет ряд негативных последствий. Нужны альтернативные приёмы и средства,которые с одной стороны, не уступали бы пестицидам, а с другой стороны, непричиняли бы вреда природе и человеку. В связи с этим можно было бы предложитьиспользовать азот атмосферы, фиксируемый микроорганизмами. Для увеличенияколичества азотофиксирующих микроорганизмов в почве используются штаммыклубеньковых бактерий, которые содержатся в бактериальном удобрении «Агрика».Этот препарат представляет собой жидкую или торфяную форму. Препарат обладаетбольшой ферментативной способностью, что усиливает обмен веществ, повышаетустойчивость растений к микроорганизмам, повышает урожайностьсельскохозяйственных культур.
С помощью таблицы 17подсчитаем резерв производства зерна яровой пшеницы за счёт внесениябиологического удобрения «Агрика».Показатели Величина Прибавка урожая от внесения удобрения, ц/га 5 Площадь, на которую не вносились удобрения, га 493
Урожайность, ц/га
с удобренных площадей
с неудобренных площадей
21
16
Резерв увеличения производства, ц:
со всех площади 2465 Цена реализации 1ц, руб 380 Общая сумма резервов, тыс.руб. 936,7
Данные таблицыпоказывают, что обработка препаратом «Агрика» даёт прибавку урожая с 1га – 5ц.Дополнительный выход пшеницы к валовому сбору за счёт выявленных резервовсоставляет 2465 ц, от реализации которого выручка составит 936,7 тыс.руб.
Необходимо отметить, чтопри совместимости препарата «Агрика» с микроэлементом «Селен» эффективность егов 2–3 раза увеличивается. Таким образом, посевная всхожесть семян становитсявыше в 1,5–2 раза. Посев такими семенами приводит к понижению норм высева, чтоэкономически выгодно для хозяйства.
Одним из биологическихприёмов является замена чистых паров на сидеральные. Чистый пар – наилучшийпредшественник для всех возделываемых культур, т.к. он способствует накоплениюэлементов питания и влаги в слое почвы, также является хорошим средством борьбыс сорняками, болезнями и вредителями, также есть недостаток: отсутствие посевовна поле в течение года, а значит недобор продукции. При определенииэффективности замены части чистых паров на сидеральные, в качествепарозанимающей культуры, может использоваться любая трава, например двулетнийдонник желтый. Он может использоваться как кормовое пастбищное растение, длязаготовки сенажа, а также возможно его комплексное использование. В Пензенскойобласти, исходя из погодных условий, а также биологических особенностейсельскохозяйственных культур по паровым полям размещают озимые культуры. Резервовроста прибыли за счёт увеличения объёма продажи сортного зерна. Рассмотримэкономическую эффективность от замены чистого пара на сидеральный в таблице 18.
Таблица 18 – Экономическаяэффективность замены чистого пара на сидеральныйПоказатели Величина Прибавка урожая озимой пшеницы от сидерации, ц/га 7 Выход дополнительной продукции со всей площади, ц 200
Урожайность, ц/га
сидеральные
пашня
26
19
Резерв увеличения производства, ц:
со всей площади 1400 Цена реализации 1ц, руб 475 Общая сумма резервов, тыс.руб. 665
Данные таблицы 18показывают, за счёт посева на сидеральных парах озимой пшеницы, полученаприбавка к урожаю 7ц/га. Дополнительный выход озимой пшеницы к валовому сборусоставляет 1400ц и выручка 665 тыс.руб.
Преимущества сидеральныхпаров перед чистыми очевидны. В первые два года зелёное удобрение по влиянию наструктуру почвы превосходит действие навоза и соломы, обеспечивая высокуюурожайность не только озимой пшеницы, но и следующей за ней культуры.
Кроме положительныхсторон сидеральные пары имеют и некоторые недостатки, это увеличение количествасорняков в посевах и повышение совокупных затрат над затратами в чистом пару.Однако, действие сидерации на плодородие почвы несравненно ни с чем.
Таким образом,использование сидеральных паров приводит к уменьшению коррозии и потерьорганического вещества почвы, созданию оптимального питательного режима длясельскохозяйственных культур, а также повышению урожайности последних.
Рапс – высокопродуктивнаякормовая культура, отличающаяся высокой кормовой ценностью. В 1 кг зеленоймассы содержится 0,11-0,21 кормовых единиц (увеличивается по мере развитиярастений), в каждой кормовой единице – 125-224 г перевариваемого протеина.Много в ней каротина, витамина С, серы, кальция. По содержанию протеина зеленаямасса рапса превышает подсолнечник, кормовую капусту, кормовую свеклу,кукурузу, ячмень и горох. Зеленая масса рапса имеет более высокую питательностьпо сравнению с другими культурами. В 1 ц ее содержится 2-3,5 кг перевариваемогопротеина, 11-21 кормовых единиц, 40-81 г каротина, 0,5-1,1 кг аскорбиновой кислоты.Преимуществом его перед викоовсяной смесью является меньшее содержаниеклетчатки, более высокая урожайность и продолжительный период использования.Рапс можно успешно выращивать для производства разнообразных кормов (зеленаямасса, силос, сенаж, травяная мука). Силос из рапса отличается от силоса другихкультур повышенным содержанием протеина и пониженным клетчатки. Рапс являетсяхорошим предшественником для других культур, особенно для зерновых.
Проведем сравнительнуюхарактеристику травосмеси вика-овес и ярового рапса в таблице 19.
Таблица 19 – Сравнительнаяхарактеристика продуктивности однолетних культур в ФГУП «Учхоз «Рамзай» ПГСХА»,цКультура Урожайность зеленой массы Содержание Абсолютного сухого вещества корм. Ед. Переваримого протеина Вика-овес 150 29,7 0,18 2,9 Рапс 300 32,2 16,0 4,5
Из данной таблицы видно,что вика-овес уступает яровому рапсу по ряду показателей, в том числе посодержанию кормовых единиц в 1 ц на 15,82 корм.ед., переваримому протеину на1,6.
В данном проектепредполагается заменить менее эффективную культуру на яровой рапс.
Учитывая питательностькорма (16 корм.ед. в 1 ц зеленой массы рапса) и при проектируемой урожайности(300 ц/га) найдем площадь, необходимую для возделывания рапса: 12733 / 16 =795,8 / 300 = 2,65 га. Для удобства расчетов плановую площадь примем равной 2,5га.
Семена рапса сорта Эввинпланируется закупать в НИИСХ города Ярославль по цене 80 руб./ц. Норма высевасемян этого сорта – 0,1 ц/га. Валовой сбор составит 750 ц (300 ц/га х 2,5 га).
Финансирование проектабудет осуществляться за счет собственных средств (нераспределенная прибыль,отраженная в отчете о прибылях и убытках за 2004 год составила 105 тыс. руб.).
Проведем факторный анализ– рассчитаем влияние затрат и питательности зеленой массы на отклонениесебестоимости рапса в первом плановом году (таблица 20).

Таблица 20 – Влияние факторов наотклонение себестоимости рапса в ФГУП «Учхоз «Рамзай» ПГСХА»Затраты на 1 ц зеленой массы, руб. Содержание корм. ед. в 1 ц зеленой массы Себестоимость 1 ц корм.ед., руб Экономия (–), перерасход (+) факт проект факт проект факт проект При плановых затратах и фактической питательности всего В т.ч. за счет затрат Питательности 33,96 8,59 0,18 16,0 175,25 0,5 40,15 -174,75 -135,65 -39,10
Из таблицы видно, что привнедрении ярового рапса в качестве зеленого корма экономия на каждый центнерсоставит 174,75 руб., в том числе за счет увеличения питательности зеленоймассы – 39,10 руб., за счет сокращения затрат (снижения стоимости кормовойединицы) – 135,65 руб.
Рассчитаем эффективность,получаемую хозяйством при замене травосмеси вика-овес на яровой рапс.
Таблица 21 – Экономическаяэффективность замены травосмеси вика-овес на рапс в рационе животных в ФГУП«Учхоз «Рамзай» ПГСХА»Показатели 2006 г. Проект Отклонение +,– Урожайность зеленой массы, ц/га 150 300 150 Расход зеленых кормов однолетних трав, ц корм.ед. 2291,94 2291,94 – Полная себестоимость 1 ц зеленой массы травосмеси вика-овес, руб. 33,96 – – Полная себестоимость 1 ц корм.ед. зеленой массы рапса, руб. – 8,59 – Стоимость зеленых кормов, руб. 77834,28 19687,76 58146,52

В рационе животных ФГУП«Учхоз «Рамзай» ПГСХА» зеленая масса однолетних трав составляет 2291,94 цкорм.ед. (12733 ц х 0,18 корм.ед. в 1 ц). Найдем разницу в стоимости рапса и травосмесивика-овес в рационе животных в таблице 6. Она составит 58146,52 руб. (77834,28руб./ц корм.ед. вика-овес минус 19687,76 руб./ц корм.ед. рапс).

Выводы и предложения
 
В организации климат весьмаблагоприятен для развития сельскохозяйственного производства. Значительнаячасть территории хозяйства занята сельскохозяйственными угодьями с высокойстепенью распаханности. Это характерно для хозяйств, в основу которых положенинтенсивный путь развития. Наибольший удельный вес в структуре посевов с 2003по 2005 год занимает озимая пшеница и многолетние травы, и по площади,соответственно, 1243, 684 и 700 га, 560, 700 и 1011 га, соответственно. В 2005году уменьшился удельный вес зерновых. Хозяйство полностью обеспечиваетнеобходимую потребность в грубых кормах для поголовья крупного рогатого скота. Специализацияхозяйства – мясо-молочное направление с развитым производством зерна. Т.к.наибольший удельный вес занимают: молоко – 24,7%, свиньи – 21,3% и зерновые изернобобовые – 19,8%.
Животноводство представленомолочным и мясным скотоводством. Среднегодовое поголовье коров — 400 голов.Надой молока на одну корову в среднем 3181кг, при этом происходит увеличениенадоя молока на одну корову с 2673 кг в 2003 году до 3242 кг в 2005 году.
Для улучшения производстваможно предложить изменение структуры посевов, что приведет к получениюдополнительной продукции, а следовательно и дополнительного дохода. Такженеобходимо внедрять новые высокоурожайные сорта. Для увеличения урожайностинеобходимо вносить минеральные удобрения. Можно заменить чистые пары сидеральными,т.к. чистых паров в хозяйстве более 20 %, а это не рационально. Также можнозаменить вику-овес на яровой рапс.
 

Списокиспользованной литературы:
1. Абрютина М.С., Грачев А.В. Анализ финансово-экономическойдеятельности предприятия: Учебно-практическое пособие. – 3-е изд., перераб. Идоп. –М.: Издательство «Дело и сервис», 2001.–272с.
2. Анализ хозяйственной деятельности предприятий АПК:Учебник/ Г.В. Савицкая. – 3-е изд. –М: Новое знание, 2003. –696с. –(Экономическоеобразование).
3. Игнатова Е.А., Пущкарева Г.Н. Анализ финансовогорезультата деятнльности предприятия. –М: Финансы и статистика, 1990.–96с.
4. Костерина И.М. Комплексный экономический анализхозяйственной деятельности (Часть 1 – управленческий анализ): Методическиеуказания и рабочие таблицы – Пенза: РИО ПГСХА, 2003.–113с.
5. Костерина И.М. Комплексный экономический анализхозяйственной деятельности (Часть 2 – финансовый анализ): Методические указанияи рабочие таблицы – Пенза: РИО ПГСХА, 2003.–64с.
6. Костерина И.М. Комплексный экономический анализхозяйственной деятельности – Пенза, 2003.–40с.
7. Костерин Е.М. Экономика сельскохозяйственного предприятия/Учебное пособие.–Пенза, РИО ПГСХА, 2001.–282с.
8. Прыкин Б.В. Экономический анализ предприятия: Учебник длястудентов.–М: Юнити – Дана, 2000–360с.
9. Савицкая Г.В. Анализ хозяйственной деятельностипредприятий АПК. Учебник. –МН: ИП «Экоперспектива», 1998.–494с.
10. Савицкая Г.В. Анализ хозяйственной деятельности: Учебноепособие –М: Инфра-М, 2003.– 256с.
11. Смекалов П.В., Ораевская Г.А. Анализ хозяйственнойдеятельности сельскохозяйственных предприятий, Учебник –М.: Финансы истатистика, 1991.–304с.