СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1. РАЗВИТИЕ МУЗЫКАЛЬНОГО ВКУСА НА УРОКАХМУЗЫКИ В ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЕ
1.1 Методическиеосновы формирования музыкальных предпочтений у учащихся
1.2 Джазкак направление в мировой музыке и его воспитательный потенциал
ГЛАВА 2. МЕТОДИКА ФОРМИРОВАНИЯ МУЗЫКАЛЬНОГО ВКУСАШКОЛЬНИКОВ ПРИ ПОМОЩИ ДЖАЗОВОЙ МУЗЫКИ
2.1 Особенности организации урока музыки в школе
2.2 План-конспект урока
2.3 Анализ урока
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
ЛИТЕРАТУРА
ВВЕДЕНИЕ
Подростковыйвозраст характеризуется стремлением к взрослению, к самоутверждению, поискусобственного места в жизни, к самооценке. Именно в этом возрасте происходитстановление определенных ценностных ориентаций, формируютсяхудожественно-эстетические предпочтения, в частности — музыкальные вкусы и пристрастия.
Внастоящее время, благодаря развитию музыкальной индустрии, ориентацииподростков в области музыки формируются, главным образом, под воздействиемсредств массовой коммуникации и общения со сверстниками, что приводит кпотреблению музыкальных образцов сомнительного эстетического качества,рассчитанных на невзыскательный вкус в силу легкости восприятия (незамысловатаямелодия, танцевальный ритм, элементарная простота гармонического языка,близость тематики содержания текстов).
В условияхсовременной социокультурной ситуации, характерными чертами которой являютсяпрагматизм, вышедшие на первый план экономические интересы, кризис духовности,потеря нравственных ориентиров, особым приоритетом школы должна стать забота одуховном развитии детей и подростков. Однако реальная школьная практикасвидетельствует о направленности современного общего образования в первуюочередь на развитие интеллектуальных способностей учащихся в ущерб ихдуховно-нравственному и художественно-эстетическому развитию.
Вместес тем, следует отметить, что музыка занимает лидирующее положение в сфередосуга и художественных предпочтений подростков. Являясь неотъемлемой частьюподростковой субкультуры и выполняя сразу несколько функций (эмоциональную,компенсаторную, функцию межличностного общения, самоутверждения,самоопределения личности), она оказывает значительное влияние на формированиеличностных качеств подростков, их эстетических и ценностных ориентаций. И этотпотенциал музыкального искусства должен использоваться педагогом ввоспитательных целях.
Обэтом уже неоднократно говорили ведущие педагоги и психологи, а такжепедагоги-практики. Научное осмысление вопросов воспитания и развития учащихсясредствами слушания музыки берет свое начало в российской педагогике в первойполовине прошлого столетия в трудах Б.Л. Яворского, Б.В. Асафьева, Л.А.Авербуха, Н.Я. Брюсовой, А.А. Шеншина и др., продолжено такими выдающимисяучеными и педагогами-исследователями, как В.Н. Шацкая, Н.Л. Гродзенская, Д.Б. Кабалевский,Т.Е. Вендрова, В.Д. Остроменский, Л.М. Кадцын, Ю.Б. Алиев, Э.Б. Абдуллин, Л.Г.Арчажникова и др., отражено в работах самых последних лет (Л.В. Школяр, Е.Д.Критская, М.С. Красильникова, Л.А. Ежова и др.).
Актуальностьнашего исследования заключается в том, что в настоящий момент, на наш взглядназрела необходимость сносить серьезные изменения в содержание уроков музыки вшколе. Оно должно, с одной стороны, отвечать запросам современных подростков, сдругой стороны, оказывать на них воспитательное воздействие, способствуя формированиюхудожественного вкуса. И джазовая музыка здесь подходит как нельзя лучше.
Джазовыйстиль, как одно из наиболее устойчивых музыкальных направлений XX века,являющееся по происхождению фольклорным творчеством, поднявшимся до уровняпрофессионального искусства, занимает в современной музыкальной культуре как быпромежуточное положение между развлекательной и академической музыкой.Благодаря этой своей особенности джаз может быть эффективно использован впроцессе музыкального воспитания, выступая в качестве обновляющего материала исвязующего звена между уже сформировавшимися интересами учащихся и темиинтересами, которые желательно воспитать в подрастающем поколении.
Такимобразом, объектом исследования в нашей работе является воспитательный процессна уроке музыки.
Предметисследования: влияние элементов джазового стиля на формирование музыкального вкусаучащихся.
Основная цельнашей работы заключается в том, чтобы разработать теоретические основания иметодику воспитания внимательного отношения к музыке и развития способностиглубокого осознания смысла музыки на основе внедрения в процессмузыкально-теоретического обучения на уроках музыки элементов джазового стиля.
Исходя изцели, были определены следующие задачи:
— рассмотретьтеоретические основы преподавания музыки в общеобразовательной школе;
— выявитьособенности джаза как музыкального стиля и определить его воспитательныйпотенциал;
— проследить,как происходит восприятие детьми джазовой музыки на уроке;
— проанализировать результативность такого урока.
Практическаязначимость нашей работы, заключается, на наш взгляд в теоретическом ипрактическом обосновании применения джазовой музыки на уроках как одного изсредств формирования общей художественной культуры у подростков.
ГЛАВА1. РАЗВИТИЕ МУЗЫКАЛЬНОГО ВКУСА НА УРОКАХ МУЗЫКИ В ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЕ
1.1 Методические основы формирования музыкальныхпредпочтений у учащихся
Важнуюроль в развитии личности подростков, старшеклассников играет взаимосвязьценностных ориентаций и музыкально-эстетического вкуса. Наверно не однойэстетической категории так не «повезло», как «вкусу», редко кто не знаетпоговорок и присловий с ним связанных: «О вкусах не спорят», «На вкус и цветтоварищей нет».
Самопонятие «Вкус» — сравнительно молодая эстетическая категория.
Привсех различиях взглядов ученых на понятие «вкус» общим у них является то, чтовкус связан с оценкой явления[1]. В своих значенияхон выступает как оценочная категория
Вкусылюдей чрезвычайно многообразны. Обычно, говоря о вкусе, имеют в виду того илииного человека, но в любом индивидуальном художественном вкусе всегдапроявляется общее. В свою очередь общее во вкусах всегда обусловленосоциально-экономическими условиями жизни того или иного человека, группы людей.Общее и индивидуальное в художественном вкусе человека неотделимы.
Художественныйвкус – это вкус, который проявляется в отношении к произведениям искусства.Музыка самый распространённый вид искусства в обществе. В отличие от живописи,и скульптуры, музыка нас окружает везде, дома, на работе, собственно повсюду.
Поэтомустановиться понятным, какое важное значение имеет музыка для подрастающегопоколения и для педагога, в качестве средства воспитания.
Проблемыформирования музыкальной культуры рассматривались в научных трудах Ю.Б. Алиева(формирование музыкальной культуры школьников-подростков), А.Г. Болгарского(формирование интереса к народной музыке у подростков на занятиях в ВИА), Н.В.Гузий (формирование музыкально-эстетической культуры в условиях внешкольногоначального музыкального образования), З.К. Кальниченко (формирование устаршеклассников потребности в музыкальном самообразовании с помощью школьныхдискотек), Л.Г. Коваль (взаимодействие учителя и учащихся в процессеформирования эстетических отношений средствами музыкального искусства), А.Н.Сохора (соотношение музыкальной культуры общества и личности), Л.А. Хлебниковой(составляющие музыкальной культуры).
Впедагогике музыкальное обучение и воспитание трактуются как процессорганизованного усвоения основных элементов социального опыта, превращенных вразличные формы музыкальной культуры. В исследовании Г.В. Шостак подмузыкальной культурой понимается сложное интегративное образование, включающеев себя умение ориентироваться в различных музыкальных жанрах, стилях инаправлениях, знания музыкально-теоретического и эстетического характера,высокий музыкальный вкус, способность эмоционально откликаться на содержаниетех или иных музыкальных произведений, а также творчески-исполнительские навыки— пения, игры на музыкальных инструментах и т.п.
Согласнодеятельностному подходу к культуре М.С. Кагана, культура, является проекциейчеловеческой деятельности (субъектом которой может быть индивидуум, группа илирод) и включает три модуса: культуру человечества, культуру социальной группы,культуру личности[2]. Музыкальнуюкультуру личности можно рассматривать как специфическую субкультуруопределённой социальной группы. В ней можно выделить два компонента:
· индивидуальнаямузыкальная культура, включающая музыкально-эстетическое сознание, музыкальныезнания, умения и навыки, сложившиеся в результате практической музыкальнойдеятельности;
· музыкальнаякультура определенной социальной возрастной группы, которая включает в себяпроизведения народного и профессионального музыкального искусства, применяемыев работе с детьми и разные институты, регулирующие музыкальную деятельностьдетей.
Понятиевозрастной музыкальной субкультуры может быть представлено как своебычный набормузыкальных ценностей, которым следуют представители данного возрастного слоя.Исследователи указывают на такие её составляющие, как: внутреннее приятие илинеприятие определённых жанров и видов музыкального искусства; направленностьмузыкальных интересов и вкусов; детский музыкально-литературный фольклор и пр.
Основойиндивидуальной музыкальной культуры ребёнка можно считать егомузыкально-эстетическое сознание, которое формируется в процессе музыкальнойдеятельности. Музыкально-эстетическое сознание — компонент музыкальнойкультуры, представляющий собой музыкальную деятельность, осуществляемую вовнутреннем идеальном плане.
Некоторыеаспекты эстетического сознания исследовались в педагогическом и психологическомаспектах С.Н. Беляевой-Экземплярской, Н.А. Ветлугиной, И.Л. Дзержинской, М. Нильсон,А. Катинене, О.П. Радыновой, С.М. Шоломович и др.
Элементымузыкально-эстетического сознания, выделяемые О.П. Радыновой[3]:
· потребностьв музыке — отправная точка формирования эстетического отношения ребёнка кмузыке; возникает рано наряду с потребностью общения со взрослым в насыщеннойположительными эмоциями музыкальной среде; развивается с приобретениеммузыкального опыта и уже к 6 годам может сформироваться устойчивый интерес кмузыке;
· эстетическиеэмоции, переживания — основа эстетического восприятия; объединяет эмоциональноеи интеллектуальное отношение к музыке. Развитые эстетические эмоции являютсяпоказателем развития индивидуальной музыкальной культуры;
· музыкальныйвкус — способность наслаждаться ценной в художественном отношении музыкой; неявляется врожденным, формируется в музыкальной деятельности;
· оценкамузыки — сознательное отношение к своим музыкальным запросам, переживаниям,установкам, вкусу, рассуждениям.
ЛюдмилаВалентиновна Школяр, говоря о музыкальной культуре как части всей духовнойкультуры, подчеркивает, что становление ребёнка, школьника как творца, какхудожника (а это и есть развитие духовной культуры) невозможно без развитияфундаментальных способностей — искусства слышать, искусства видеть, искусствачувствовать, искусства думать. Развитие человеческой личности вообще невозможновне гармонии его «индивидуального космоса» — вижу, слышу, чувствую, думаю,действую.[4]
Структурапонятия «музыкальная культура» весьма разнообразна, в ней можно выделитьмножество компонентов, параметров музыкального развития: уровень певческогоразвития, навыки восприятия современной музыки, уровень творческой активности ит.д. Но развитость, продвинутость детей в разных сторонах постижения музыки всёже в сумме не составляют музыкальной культуры. Компоненты должны бытьобобщенными, содержательно выражать самое существенное в ней, стать общими поотношению к частному. Таким основанием могут и должны выступать теновообразования в духовном мире ребёнка, которые развиваются благодаряпреломлению в его мыслях и чувствах нравственно-эстетического содержания музыкии которые позволяют выяснить, насколько музыкальная культура личности связанасо всей огромной материальной и духовной культурой человечества.
Вметодической литературе описываются следующие особенности формирования уподростков музыкальной культуры средствами музыки различных жанров, куда входити джаз[5]:
I.Поэтапность, постепенность.
Приобщениеподростков к любой музыке должно осуществляться в три этапа:
1)подготовительный, предполагающий использование образцов музыки (в нашем случае,джазовой). Образцы массовой музыки могут реализовываться в ходе разнообразныхформ организации обучения и досуга — от уроков до школьной дискотеки.Иллюстрацию музыкальных произведений целесообразно дополнять информацией оданном авторе, исполнителе, ансамбле и т.п., а также анализом (в ходе лектория)исторических, эстетических и социальных корней и основ возникновения, развитияи функционирования различных жанров, стилей и направлений музыки.
2)учебный (информационно-познавательный), предусматривающий использование науроках музыки, на факультативных занятиях и при проведении школьных дискотек итематических вечеров наряду с привлекательными образцами более сложныхпроизведений, требующих от слушателя более высокой музыкальнойподготовленности. На данном этапе считается целесообразным проведение тематическихбесед о джазовой музыке с включением музыкальных сложных примеров в жанреджаза.
3)развивающий (активно-творческий), предполагающий стимулирование у учащихсяинтереса к традиционному и модерн-джазу, формирование у подростков навыковсамостоятельно определять жанры, стили и направления прослушиваемыхпроизведений. При этом чрезвычайно важно вскрытие исторических, эстетических исоциальных корней джазовой музыки (как социокультурного явления), еевзаимосвязи с социальными явлениями, переживаемыми обществом.
II. Учет индивидуальных и возрастных особенностей подростков —стремления к самовыражению, к самооценке; зависимости от мнения сверстников;повышенной потребности в общении, развлечениях.
III. Учет интересов подростков может служить стимулирующим факторомпри восприятии учащимися джазовой музыки. При этом важно проводить с учащимисядиспуты, дискуссии по поводу тех или иных явлений, происходящих в музыкальнойжизни, радио- и телепередач, публикаций в прессе, прослушанных пластинок,компакт-дисков и концертных программ, что способствует пробуждению у учащихсяспособности к аналитической, критической и теоретической деятельности.
Таким образомскладывается слушательская культура подростков. Ее содержание состоит изнескольких компонентов[6]:
1. мотивационныйкомпонент — потребности, мотивы, установки, ценностные ориентации в областимузыкального искусства;
2. эмоциональныйкомпонент — способность к эмоциональному восприятию иэмоционально-эстетическому переживанию музыки;
3. познавательно-интеллектуальныйкомпонент/> – способность космыслению музыки, комплекс музыкальных знаний;
4. оценочныйкомпонент — способность к оценке музыки с точки зренияхудожественно-эстетических критериев;
5. деятельностныйкомпонент — самостоятельное использование и приобретение знаний (мнений,суждений) в учебной и досуговой музыкальной деятельности.
Педагогами-музыкантамине раз поднимался вопрос о важности того, чтобы каждый школьник могпочувствовать уверенность в возможности постичь смысл музыки, вступить с ней вдуховный диалог. С нашей точки зрения, приблизить учащихся к пониманию сложных музыкальныхсочинений возможно посредством формирования у них опыта способов осмыслениямузыки, выявления заключенных в ней смыслов. Учитывая уникальность каждого джазовогопроизведения и каждого его восприятия, в самом общем плане способамислушательского постижения музыкального произведения, на наш взгляд, являются:осознание слушателем ощущения окружающего мира, которым делится автор,раскрытие ценностной позиции, переданной в музыке, осознание обобщенной мыслипроизведения.
Средимногообразия существующих педагогических технологий, выработанных в последниенесколько десятилетий, наиболее опитмальной нам представляется технологияпродуктивного обучения (А.Н. Тубельский, А.В. Хуторской и др.)[7].Она представляет собой личностно-ориентированную педагогическую технологию,главный ориентир которой состоит в личном образовательном приращении ученика,складывающемся из внешних (идея, версия, текст) и внутренних (умения,личностные качества) продуктов его учебной деятельности. Ключевыми позициямипродуктивного обучения, на которые может опираться процесс формированияслушательской музыкальной культуры подростков в общеобразовательной школе,являются: создание условий для сотрудничества учителя и учащихся, при которомкаждая из сторон выступает как равноправный носитель разного, но необходимогоопыта; учет личных влечений школьников; нацеленность учебно-воспитательногопроцесса на создание учащимися собственных субъективно новых образовательныхпродуктов; обеспечение образовательной рефлексии. Данная технология применимапри изучении любого музыкального направления, в том числе и джаза.
1.2Джаз как направление в мировой музыке и его воспитательный потенциал
Джаз– уникальное музыкальное направление, которое сформировалось в США на рубеже19-20 веков и дало толчок к развитию целой плеяды различных музыкальных жанров.Из джаза вышли бибоп, рок-н-ролл, ритм-енд-блюз, джаз-рок, фьюжн, фанк. Джазможно назвать прадедушкой практически всех современных музыкальных жанров. Ачто же такое джаз?
Истокиджаза следует искать в смешении, или, как говорят, в синтезе европейской иафриканской музыкальных культур. Как это ни странно, джаз начался с ХристофораКолумба. Разумеется, великий первооткрыватель не был первым исполнителемджазовой музыки. Но, открыв Америку для европейцев, Колумб положил началовзаимопроникновению европейской и африканской музыкальных традиций. Выспросите: а при чем здесь Африка? Дело в том, что, осваивая американскийконтинент, европейцы стали привозить сюда чернокожих рабов, переправляя ихчерез Атлантику с западного побережья Африки. В период с 1600 по 1700 годыколичество рабов на американском континенте перевалило далеко за сотни тысяч.
Европейцыдаже не догадывались о том, что вместе с рабами, переправленными наамериканский континент, они привезли туда африканскую музыкальную культуру,которая отличается потрясающим вниманием к музыкальному ритму. На родинеафриканцев музыка являлась непременным компонентом различных обрядов. Ритм имелздесь колоссальное значение, являясь основой коллективного танца, коллективноймолитвы, иными словами, коллективного обряда. Характерными чертами африканскойнародной музыки являются полиритмия, ритмическое многоголосие и перекрестнаяритмика. Мелодика и гармония здесь находятся практически в зачаточномсостоянии. Этим определяется то, что африканская музыка более свободна, в нейимеется большее пространство для импровизации. Итак, вместе с чернокожимирабами европейцы привезли на американский континент то, что стало ритмическойосновой джазовой музыки.
Акакова же роль европейской музыкальной культуры в формировании джаза? Европапривнесла в джаз мелодику и гармонию, минорные и мажорные стандарты, солирующеемелодическое начало.
Итак,родиной джаза стали Соединенные Штаты Америки. Историки джаза до сих пор спорято том, где именно впервые стали исполнять джазовую музыку. На этот счет существуютдва противоположных мнения. Одни полагают, что джаз появился на севере США, гдеуже в 18 веке английские и французские протестанты-миссионеры стали обращатьнегров в христианскую веру. Именно здесь возник совершенно особый музыкальныйжанр «спиричуэлс» — это духовные песнопения, которые стали исполнятьсевероамериканские негры. Песнопения отличались предельной эмоциональностью иво многом импровизационным характером. Из этих песнопений впоследствии и возникджаз.
Сторонникидругой точки зрения утверждают, что джаз появился на юге Соединенных Штатов,где подавляющее большинство европейцев были католиками.[8]Они относились к африканцам и их культуре с особым презрением и пренебрежением,что сыграло положительную роль в сохранении самобытности африканскогомузыкального фольклора. Афроамериканская музыкальная культура темнокожих рабовотвергалась европейцами, что сохраняло ее аутентичность. На основе аутентичнойафриканской ритмики и сформировался джаз.
ДиректорНью-Йоркского Института джазовых исследований Маршалл Стернс – автор монографии«История джаза» (1956 г.) — показал, что дело обстоит гораздо сложнее[9].Он указал, что в основе джазовой музыки лежит взаимопроникновениезападноафриканских ритмов, рабочих песен, религиозных песнопений американскихнегров, блюза, африканского фольклора прошлого, музыкальных композиций бродячихмузыкантов и уличных духовых оркестров. Вы спросите, при чем здесь духовыеоркестры? После окончания Гражданской войны в США многие духовые оркестры былирасформированы, а инструменты распроданы. На распродажах духовые инструментыможно было приобрести практически даром. На улицах появилось множествомузыкантов, играющих на духовых инструментах. Именно с распродажами духовыхинструментов связан тот факт, что в джаз-бэндах присутствует их традиционныйнабор: саксофон, труба, кларнет, тромбон, контрабас. Основу представляют,конечно же, ударные.
Центромджазовой музыки в США стал город Новый Орлеан. Его населяли оченьсвободомыслящие люди, не чуждые авантюризма. Кроме этого, город имеет выгодноегеографическое положение. Это благоприятные условия для синтеза музыкальныхкультур. Сформировался даже особый джазовый стиль, который носит название Новоорлеанскогоджаза. 26 февраля 1917 года здесь в студии «Victor» была записана перваягрампластинка, на которой звучала джазовая музыка. Это был джазовый коллектив«Original Dixieland Jazz Band». Кстати, музыканты коллектива не былитемнокожими. Это были белые американцы.
Впоследующие годы джаз превратился из маргинального музыкального направления вдостаточно серьезное музыкальное течение, которое овладело умами и сердцамиширокой публики на американском континенте. Распространение джаза началосьпосле закрытия в Новом Орлеане развлекательного квартала Сторивилла. Но это незначит, что джаз был только новоорлеанским явлением. Островками джазовой музыкибыли Сент-Луис, Канзас-Сити, Мемфис – родина регтайма, который оказал заметноевлияние на формирование джаза. Интересно, что многие впоследствии выдающиесяджазовые музыканты и оркестры были обычными менестрелями, участвовавшими вспециальных передвижных концертах: например, известный музыкант Джелли РоллМортон, оркестр Тома Брауна, «Креол Бэнд» Фредди Кеппарда. Оркестры даваликонцерты на пароходах, которые совершали рейсы по Миссисипи. Это, безусловно,способствовало популяризации джазовой музыки. Из таких оркестров вышлиблистательные джазмены Бикс Бейдербейк, Джесс Стейси. В джазовом оркестреиграла на фортепиано будущая супруга Луи Армстронга Лил Хардин.
В20-30-е годы прошлого века центром джаза стал город Чикаго, а затем и Нью-Йорк.Связано это с именами великих мастеров джаза Луи Армстронга, Эдди Кондона,Джимми Мак Партланда, Арта Ходеса, Барретта Димса и, конечно же, Бенни Гудмана,которые сделали очень многое для популяризации джазовой музыки. Основой джаза в30-40-е годы 20 века стали биг-бенды. Оркестры возглавляли Дюк Эллингтон, КаунтБэйси, Чик Уэбб, Бенни Гудман, Чарли Барнет, Джимми Лансфорд, Гленн Миллер,Вуди Герман, Стэн Кентон. Потрясающим зрелищем были «сражения оркестров».Солисты оркестров своими импровизациями доводили зрителя до исступления. Этобыло захватывающе. С тех пор биг-бенды в джазе – это традиция. В настоящеевремя выдающимися джазовыми оркестрами являются Джазовый оркестрЛинкольн-Центра, Джазовый оркестр Карнеги Холл, Чикагский джазовый ансамбль имногие другие.
Почему жеименно джаз может выступать в роли «воспитателя» подрастающего поколения в чемего воспитательный потенциал, позитивное влияние на личность? Попробуемразобраться в этом вопросе.
Джаз — великая культура. Здесь не при чем Африка или Америка, потому что джаз — культура всемирная. Явление «джаза» включает в себя гораздо больше, чем мыпривыкли думать. Можно назвать джазом искусство стиля, но это не будет вполневерно. Скорее, джаз — это искусство безупречно выдержать заданный стиль отначала до конца, и без выхода во что-либо большее. Границы стиля раздвигаютсяперед бодрым натиском джаза, сам стиль в джазе становится индивидуален,создавая видимость содержательности. Джаз — это индивидуальность внешнего ибезличность внутреннего. Посему «джаз» — не только музыка; «джаз» — это стильтанца, стиль общения, стиль литературы и даже стиль жизни.
В России джазвсегда был на «особом положении»: сначала он считался музыкой маргинальной,андеграундной, а в настоящее время стал музыкой ценителей этой музыкидостаточно много, но массовым направлением он так и не стал. В связи с этим,джаз приобрел черты «элитарности», музыки не для всех. Поэтому он не пользуетсяпопулярностью в подростковой среде, о нем вообще мало что знают. А ведь этоцелая эпоха не только в музыке, но и в общественной жизни – «джазовая эпоха». Иэто также необходимо учесть при использовании данного направления на уроках.Потому что сам «дух» джаза, дух той эпохи, когда зарождалась и популяризироваласьэта музыка, может оказывать определенное эмоциональное воздействие наподростков, приобщать их к чему-то большему, чего нет в их повседневной жизни.И это также будет давать положительный воспитательный эффект, стимулироватьпознавательную активность детей, ведь им захочется узнать про это музыкальноенаправление больше, постичь, что скрывается за мелодиями джаза, понять, чтовыражено в этой музыке. Помочь в этом и призваны музыкальные уроки по даннойтематике.
ГЛАВА2. МЕТОДИКА ФОРМИРОВАНИЯ МУЗЫКАЛЬНОГО ВКУСА ШКОЛЬНИКОВ ПРИ ПОМОЩИ ДЖАЗОВОЙМУЗЫКИ
2.1Особенности организации урока музыки в школе
Как мы ужеотметили, в современном обществе музыка занимает особое, далеко не последнееместо. Еще древние философы описывали положительное терапевтическое влияниемузыки на человека. Платон утверждал, что это посланный нам небесами союзник внашем стремлении приводить в порядок и гармонию любую дисгармонию ума. ПоследователиПифагора разработали методику музыкальной психотерапии, включавшую в себяежедневную программу песен и музыкальных пьес для лиры, которые придавали людямбодрость по утрам, а потом снимали напряжение прошедшего дня. подготавливаячеловека к спокойному сну с приятными и вещими сновидениями. Музыка обладала впредставлении древних тонизирующим и восстановительным эффектом, потому чтобыла способна воссоединить отчужденного индивида с гармонией Космоса.
С античныхвремен, когда музыка играла увеселительную или успокоительную роль, её место вобществе заметно изменилось. С изобретением звукозаписи музыка превратилась втовар, который можно купить или продать. Появление такого товара сформировалосвой рынок, который за последние полвека развился до гигантских размеров иначал приносить огромные прибыли (начиная с 70-ых годов доходы от музыкальнойиндустрии в Великобритании превысил ежегодный доход страны от несколькихотраслей промышленности). Такой поворот событий потребовал развития и самоймузыкальной индустрии — появлении огромного количества радиостанций, передающихисключительно музыку, а в 1981 году а США появилось MTV музыкальноетелевидение, вещающее 24 часа в сутки. Таким образом, музыка вошла вповседневную жизнь человека, сейчас, наверное, найдется не много людей, которыев течение суток не испытывали бы влияние этой индустрии.
В настоящеевремя нельзя определить какой-либо доминирующий жанр музыки — именно развитиеиндустрии и коммерциализация музыки стерли границы самих музыкальныхнаправлений, да и, соответственно, различия в их популярности. Следовательно,различия находятся не в самой музыке, а в её слушателе, а если сказать точнее,то скорее в его слушании этой самой музыки[10].
В жизнисовременного человека музыка играет не просто развлекательную роль — онаявляется средством для самовыражения, служит барьером для отделениясобственного стиля жизни от всеобще признанного, помогает определить и найтисебе подобных в общей массе людей. На это должен быть направлении и урок музыкив школе.
Теоретическаязначимость современного урока музыки состоит в дополнении музыкальнойпедагогики новыми подходами к интерпретации понятия и структуры музыкальнойкультуры через создание этапов музыкальной технологии; в определении механизмаформирования у подростков музыкальной культуры средствами музыки[11].
Практическая значимостьсовременного урока заключается в:
изучении и учете интересов учащихся для создания ситуации, вкоторой ученик является соавтором урока;
использовании адресных приемов музыкального воспитания,построенных на принципах развивающего обучения, при помощи музыкальныхтехнических средств (компьютеры, CD-плееры, музыкальные центры и др.).
В педагогикемузыкальное обучение и воспитание трактуются как процесс организованногоусвоения основных элементов социального опыта, превращенных в различные формымузыкальной культуры, где под музыкальной культурой понимается сложноеинтегративное образование, включающее в себя умение ориентироваться в различныхмузыкальных жанрах, стилях и направлениях, знания музыкально-теоретического иэстетического характера, высокий музыкальный вкус, способность эмоциональнооткликаться на содержание тех или иных музыкальных произведений, а такжетворчески-исполнительские навыки – пения, игры на музыкальных инструментах ит.п.
Современное образованиепоставило задачу — более полно использовать нравственный потенциал искусства,как средства формирования и развития этических принципов и идеалов в целяхдуховного развития личности, создать условия для самореализации исамоопределения личности учащегося, существенно изменив качество образования.Раньше воспитательный процесс урока музыки осуществлялся по алгоритму цель →результат. Современный урок ориентирует на другую модель: результат →цель. Учитель должен явно видеть результат, а затем ставить цель, представлятьперед собой модель личности на каждом возрастном этапе, а потом выстраиватьадресные творческие цели и задачи (пример: использование CD-плееров для индивидуальногослушания музыки).
Одной из ключевыхпроблем современного музыкального образования является отношение к уроку музыкикак к уроку искусства, построенному на принципах развивающего обучения. Этоурок, возвышающий школьника над обыденностью, представляющий неограниченныйвыход детскому творчеству, формирующий нравственный стержень личности, в основекоторого лежит стремление к красоте, добру, правде.
В частности, вмузыкальной педагогике недостаточно отражена проблема формирования музыкальнойкультуры у подростков средствами музыки массовых жанров, которая пользуетсяширокой популярностью в подростковой среде и выполняет следующие функции[12]:
1)коммуникативная, связаннаяс общением по поводу музыки;
2)аффилиативная,предполагающая включенность в определенную группу или общность (фан-клубисполнителя или группы, различные неформальные объединения — панки, хиппи ит.п.);
3)суггестивная,связанная с внушением;
4)пронологическая,предполагающая закрепление определенного стереотипа поведения;
5)физиологической ипсихологической разрядки (крик, топанье и т.п.);
6)идентификации с себеподобными, что приводит к утрате индивидуально-личностной определенности;
7)рекреативно-гедонистическая,связанная с получением удовольствия от слушания музыки;
8)эстетическая,предполагающая получение эстетического наслаждения.
Учет интересовподростков может служить стимулирующим фактором при восприятии музыки учащимися.При этом важно проводить с учащимися диспуты, дискуссии по поводу тех или иныхявлений, происходящих в музыкальной жизни, радио- и телепередач, публикаций впрессе, прослушанных пластинок, компакт-дисков, магнитоальбомов и концертныхпрограмм, что способствует пробуждению у учащихся способности к аналитической,критической и теоретической деятельности.
И хотя джаз в настоящеевремя не считается в точном смысле музыкой массового жанра, к нему может бытьприменено все, отмеченное выше. Если заинтересовать детей джазовой музыкой, онона станет выполнять все указанные функции.
джаз урок музыкальныйвоспитание
Говоря о современномуроке музыке, нужно говорить о музыкальной технологии, которая должна опиратьсяна этапы[13]:
1) подготовительный –предполагает создание у учащихся установки на восприятие музыки, сиспользованием знакомого музыкального материала;
2) обучающий(информационно-познавательный) – предполагает ознакомление учащихся с основнымимузыкальными жанрами, стилями и направлениями в рамках урока музыки;формирование у учащихся установки на восприятие содержания произведенийакадемической, народной массовой музыки; формирование у учащихсяэмоционально-оценочного отношения к музыкальным ценностям и организациюмузыкально-просветительской деятельности на уроках музыки и во внеурочноевремя;
3) развивающий(активно-творческий) – направлен на приобщение учащихся к активной музыкальнойдеятельности на уроке и вне урока.
Комплекс компонентовмузыкально-образовательного процесса, направленный на формированиеслушательской музыкальной культуры школьников подросткового возраста можноописать так:
1. опыт эмоционально-ценностного отношения — развитиекоммуникативных, духовно-нравственных и художественно-эстетических потребностейи мотивов в области музыкального искусства, эстетически ориентированныхустановок и ценностных ориентаций учащихся, развитие эмоционального восприятияи эмоционально-эстетического переживания музыки;
2. опыт учебно-творческой деятельности — творческая активностьшкольников при осмыслении музыкальных произведений, приобретение способовпостижения духовного («душевного») смысла музыки, самыми общими из которых являются:«слышание» переданного музыкой мироощущения, согласие или несогласие сценностной позицией автора, осознание выраженного в музыке отношения к миру иего ценностям;
3. знания — о духовно-смысловом потенциале музыки как формыхудожественного познания мира, как наиболее обобщенного искусства, о спецификеязыка музыки и выразительных особенностях его элементов, о специфике разнообразныхжанров и стилей, об особенностях лирического, эпического, драматического,героического, трагического, комического в музыкальном искусстве, озакономерностях музыкального движения, знание специальных музыкальных терминов,способствующих пониманию музыки (кульминация, аранжировка, консонанс, диссонанси др.);
4. умения — слышать рельефные, «говорящие» интонации извукокомплексы, осознавать их семантическое значение, дифференцировать элементымузыкального языка в конкретном произведении и определять их выразительнуюроль, фиксировать узловые моменты музыкального движения (смены звучания,контрасты, разного рода subito, появления новых тем, кульминационные моменты), умениеанализировать и давать оценку произведению с точки зрения его содержательно-смысловойзначимости и эстетических характеристик, формулировать свое отношение к музыке,находить информацию, связанную с музыкой, использовать и добывать музыкальныезнания и умения в самостоятельной учебной и досуговой деятельности
5. Методы— метод формирования и оценки «глобальной» мыслипроизведения, метод музыкального «алфавита значений», метод семантической«картины» стиля/рода, метод образного видения линии музыкального движения,метод смыслового видения;
6. Формы коммуникативные (уроки с групповой и парной работой),креативные (урок с «открытым заданием», урок перекодирования), эвристические(урок-рецензирование, урок работы с первоисточниками, урок творческогообобщения);
7. Средства — персональные аудиокассеты и CD-диски, образовательныепродукты учащихся (аннотация к произведению, песня, музыкальная презентация идр.).
На основании данногокомплекса и с учетом всего вышесказанного, нами был разработан конспект урокамузыки на джазовую тематику. Нами был выбран первый из серии уроков знакомствас джазовой музыкой, так как здесь в полной мере можно показать использованиеразличных приемов и форм работы на уроке. А также, это позволяет в анализеурока отметить первоначальное восприятие подростками данного музыкальногонаправления, их интерес к этой теме.
2.2План-конспект урокаТЕМА:«Истоки возникновения джаза»
Цели:
1)познакомить со стилем «джаз»; историей возникновения этого музыкальногонаправления; с характерными особенностями стиля; со знаменитыми исполнителямиджазовой музыки; выделить средства музыкальной выразительности, характерные дляджаза: синкопированный ритм, преобладание духовых и ударных музыкальныхинструментов и др.;
2)развивать вокально-хоровые навыки: дикцию, артикуляцию, интонационный слух наматериале песни Г.Гладкова «Мистер Жук»;
3)воспитывать вдумчивого слушателя, прививать интерес к музыкальному искусству,эстетический вкус.
Типурока:формирование новых знаний
Формаурока:комбинированный урок
Наглядность:
· стилизованноеизображение Мистера Жука;
· атрибутыдля создания образа Джаза: вешалка, цилиндр, трость, фрак, ботинки, бабочка;
· картаСША (желательно на кон. 19 века);
· изображенияобразов Спиричуэлса, Регтайма, Блюза;
· картинкис музыкальными инструментами;
· сигнальныекарточки с изображением Мистера Джаза;
· текстыпесни;
· фотографиипервого джаз-бэнда под руководством Кинга Оливера, первых исполнителей — Луи Армстронга,Эллы Фитцджеральд, Дюка Эллингтона и др.;
· нотныйтекст песни.
ТСО:
· музцентр,
· записис фонограммами,
· видеокараоке.
ДМИ:
· маракасы,
· тарелки,
· треугольники.1.ОРГМОМЕНТ
Музыкальноеприветствие учителя.
Сегодняна урок я пришла не одна. Со мной – таинственный господин, имени которого мы незнаем. Кто он? Откуда явился к нам? Каков его характер? Для нас это показагадка. Но я предлагаю по музыкальному письму, которое он адресовал Вам,определить его имя. (Звучит ярко выраженный джазовый музыкальный фрагмент)
Помогитеотгадать имя таинственного незнакомца.
Дети: Джаз.
Учитель:Чтонатолкнуло Вас на эту мысль? С помощью каких средств музыкальнойвыразительности Вы определили, что этот господин Джаз?
Дети (с помощью учителя): Характерныйсбивчивый (синкопированный) ритм, акцент не на сильную, а на слабую долю,преобладание ударных и духовых музыкальных инструментов.2.ФОРМИРОВАНИЕ НОВЫХ ЗНАНИЙ
Учитель:Но чтобылучше представить образ Джаза, попробуем проследить историю его жизни.
Перенесёмсяв 20-е г.г. XX столетия. Тогда Новый и Старый Свет (так тогда любили называтьАмерику и Европу) (показать на карте) бурлил разговорами о каком-то джаз-банде.
— Какое странное имя?
— Кличка какая-то?
— Кто он? – возмущались одни.
— Кто он!!! – восхищались другие.
— Этот дикарь с бандитским именем не знает правил приличия! – кипятились первые.
— Вы слышали, какой шум от него?
— Вы видели, как он развязен в движениях?
— И потом, он же неуч, читать по нотам не умеет!!!
— Он парень что надо! – больше первых горячились другие. – А ведёт себя такпотому, что притворяться не умеет! Зато говорит, что чувствует. И ужпоинтереснее иных грамотеев!
Друзьяи враги Джаза сходились в одном: все знать хотели, откуда взялась этаскандальная личность.
Абыло Джазу в ту пору лет 20, не больше. Родился он на юге США и любовно звалсвой край Диксиленд. Особенно тепло вспоминал Новый Орлеан – город, где великаярека Миссисипи впадает в океан (работа с картой).
Здесь,как и по всему югу Америки, жило много негров, бывших рабов с плантаций.
Вопрос:Как Вы думаете, трудно ли жилось неграм в ту пору?
— Небольшие оркестры разъезжали на грузовиках и устраивали настоящие музыкальныесражения. Судила собравшаяся толпа.
Вопрос:А знаете ли Вы, какая участь ожидала побеждённый оркестр?
— С шумным весельем толпа привязывала один грузовик к другому – побеждённыетащили победителей. Вот такое уличное воспитание получил в детстве наш Джаз.
Сорванецс улицы подрос, и лет приблизительно в 15 отправился из родного города на людейпосмотреть и себя показать. Да к тому же время пришло и о заработке подумать.Больше всего работы оказалось в двух городах Америки – Чикаго и Нью-Йорке.Работа пришлась ему по вкусу – развлекать публику музыкой и танцами в клубах иувеселительных заведениях.
Такпрошла ранняя юность нашего Джаза…
Ачерез несколько лет у Джаза уже была мировая слава. Джаз разъезжал по Америке иЕвропе. Побывал и в нашей стране. И везде умудрился завести верных друзей.Талантливые люди в разных странах не просто подражали Джазу, а делали это по-своему.
КогдаДжаз сделался совсем знаменитым, все вокруг стали спрашивать, откуда он своиталанты унаследовал. И убедились – от серьёзного дядюшки Спиричуэлса, грустногодядюшки Блюза, весёлого дядюшки Регтайма.3. СЛУШАНИЕ
Учитель:Попробуйтеопределить, какие черты характера унаследовал Джаз от каждого из своих дядюшек?(После прослушивания ярких образцов стилей джаза дети описывают характер Джаза.От Спириучелса – учтивость, религиозность, важность, горделивость и др., отБлюза – романтичность, мечтательность, чувственность, нежность, от Регтайма –весёлый нрав, жизнерадостность, живость характера, экспрессивность и др.)
РАБОТАВ ТЕРМИНОЛОГИЧЕСКИХ СЛОВАРЯХ
Спириучелс– песни северо-американских негров религиозного содержания. Их пели хором ещёрабы плантаций, подражая духовным гимнам белых переселенцев.
Блюз– народная песня американских негров с грустным, печальным оттенком.
Регтайм– танцевальная музыка особого ритмического склада. Первоначально создаваласькак фортепианное произведение.
Учитель:И ещё.Когда Джаз сделался совсем знаменитым, настоящим героем дня, многие пыталисьзапечатлеть его необыкновенный облик. «Похож, — соглашались люди, глядя на егопортреты, — но что-то очень важное никак “схватить” не удаётся. В жизни онгораздо интереснее. Попробуйте передать, о чём и как он говорит, его взгляд,походку. Может быть, тогда поймёте, в чём тайна этой удивительной личности».
Джазповзрослел. Надоела ему слава неугомонного весельчака и танцора. Он хотел,чтобы к нему относились внимательно и серьёзно, чтобы любили его не только вминуты шумных развлечений. Характер его становился переменчивым. Прежде егохвалили за горячий нрав, теперь его видели чересчур уж спокойным, порой дажехолодным. А бывало каким-то дёрганым, нервным. И благородного общества пересталчураться – его стали видеть в филармонии и оперном театре.
НоДжаз оставался Джазом, и преданные друзья узнавали его во всяком виде, любиливо всяком настроении.
Джаз– ровесник XX века и одна из самых больших его знаменитостей. Ему уже более 100лет. По человеческим понятиям – старик. А по музыкальным, его возраст – сущийпустяк. Ведь очень многое в музыке живет столетиями и даже тысячелетиями.4.ЗАКРЕПЛЕНИЕ
ИГРА«Выбери инструменты»
Учитель:Итак,попробуем нарисовать психологический портрет Джаза. Какими чертами характера онобладает?
Атеперь попробуем создать образ Джаза с помощью музыкальных красок. Для этогонам нужно отобрать инструменты, характерные лишь для него. ( Учитель показываетинструменты, дети сигнализируют карточками о наличие инструмента в джаз-бэнде).
Вывод:излюбленные инструменты Джаза: труба, тромбон, кларнет, рояль, контрабас,саксофон, гитара, ударные – барабаны, тарелки.5.ВОКАЛЬНО-ХОРОВАЯ РАБОТА
Учитель:Сегодняя познакомлю Вас с новой песней. Ваша задача – определить стиль, в котором онанаписана.
Разучиваниепесни «Мистер Жук»
Муз.Г.Гладкова, сл. Дж. Чиарди
1. Былкогда-то я знаком с рыжим мистером Жуком.
Познакомилисьмы так: мистер Жук – большой чудак!
Прямочестно и открыто вечером упал в корыто.
МистерЖук – большой чудак.
2. Яспросил его: «Куда Вы? Вот так милые забавы!
Вы,наверное, хотите пароходом стать в корыте?»
Жуксказал, идя ко дну: «Отвяжитесь, я тону!
Отвяжитесь,я тону!»
3. Тутпри помощи сука мне пришлось достать Жука.
Выползон, ворча сердито: «Кто просил Вас лезть в корыто?
Плыля курсом вест-вест-норд, обожаю водный спорт,
Обожаюводный спорт!
4. Ясказал бы Вам спасибо, но, простите, слишком горд
С детскихлет, признаюсь Вам, всё привык я делать сам:
Ползать сам исам кусаться, сам тонуть и сам спасаться.
Всё привык яделать сам.
Ползать сам исам кусаться, сам тонуть и сам спасаться.
Всё привык яделать сам».
1)Исполнение учителем (перевоплощение – шляпа с тростью – игра с Жуком)
Анализ:
Учитель:Итак, вкаком стиле прозвучала песня?
Дети: Джазовом.
Учитель:Спомощью каких музыкальных средств Вы так быстро определили музыкальный стиль?
Дети (с помощью учителя): Ритмсинкопированный, акцент на слабую долю, преобладание духовых, ударныхмузыкальных инструментов.
2)Игра «Музыкальное эхо»
Цельигры: активизацияпроцесса разучивания песни, развитие динамического и тембрового слухаобучающихся.
Ходигры: учительиграет на инструменте и поет небольшую фразу из песни, дети должны повторитьэту фразу, пытаясь изобразить точно так же, как это делает учитель. Причемможно умышленно менять при исполнении темп, динамику, тембр, что способствуетразвитию музыкального внимания при разучивании. В процессе игры детям ненаскучивает многократное повторение одной и той же фразы, куплета в целом.
— разучивание по фразам;
— пение по нотам;
— первый куплет со словами;
3)пение по видеокараоке;
4)пение с ДМИ (стоя, с движениями, с хлопками, музыкальные инструменты передаютсяпо цепочке.
Послеисполнения – похвала:
Учитель:Яувидела в Вас будущих исполнителей джаза. Настоящий джаз-бэнд получился. Яслышу среди Ваших голосов голова звёзд джаза – Луи Армстронга, Майла Девиса,Бэсси Смит, Леонида Утёсова – одного из первых исполнителей джаза в Россия,Ларисы Долиной и Ирины Отиевой, которые начинали как джазовые певицы.6.СЛУШАНИЕ
Итак,образ таинственного господина вырисовывается.
ДомаВы попытаетесь написать портрет Джаза, используя краски. Я уверена, что укаждого получится он разный, у кого-то импульсивный, у кого-то – холодный,весёлый, задумчивый, ласковый, педантичный. А чтобы портреты у Вас получилисьболее достоверными, я познакомлю Вас с «золотым голосом» Америки. Закройтеглаза. Перенесёмся в старое кафе на 5 Авеню Нью-Йорка. Гаснет свет, посетителизаведения остановили беседу и устремили взоры на освещённую неоновым светомсцену. Низкий бархатный голос разливается по кафе, окутывая, словно туман,своими пьянящими звуками посетителей.
Да,на сцене она – сама Элла Фитцджеральд, грузная негритянка, но обворожительная иокружённая бесчисленными поклонниками. (Звучит музыка)
В заключениеурока в качестве домашнего задания я хочу предложить вам изобразить на рисункахвами впечатления, которые вы получили от прослушивания джазовой музыки. Всеработы мы внимательно рассмотрим и разберемся, понравилась вам эта музыка или нет.
2.3Анализ урока
По итогамобозначенного выше урока можно сделать выводы о его эффективности, о реакцииучащихся на уроке. Для этого сделаем анализ данного урока.
1. Урокпредставлял собой комплексное занятие с применением различных технических средстви наглядности. По направленности: урок подачи нового материала.
2. Структураурока: состоял из шести этапов, на каждом из которых проводиласьиндивидуальная, групповая и совместная работа класса. Повторение и закреплениематериала проводилось в форме игры.
3. Целиурока были достигнуты полностью.
4. Оценкасодержания урока с точки зрения обще дидактических принципов:
o информативность– на уроке было дано достаточно много материала и сведений о джазовой музыке,исполнителях, а также отработана терминология по данной теме;
o наглядность — использованиеразличных иллюстрации и портретов;
o последовательность — логическая стройностьизлагаемого материала, отсутствие пропусков в изложении, цикличность изучениясложных понятий;
o связьс практикой –теоретические сведения закреплялись при прослушивании музыки, при разучиваниипесни в джазовом стиле.
5. Работаучащихся на уроке.
Детям былаочень интересна данная тема. Это объясняется прежде всего тем, что о такоймузыке почти все слышали, но почти никто ее не слушал. Луи Армстронгапонаслышке знают многие, но слушать его музыку приходилось единицам. Поэтомупервоначальный интерес у детей уже есть. Важно было стимулировать иподдерживать его в ходе урока. И кроме того, важным представлялось, вызвать удетей эмоциональный отклик на произведения данного стиля. Отношение детей кджазу просматривалось как в ходе урока, так на стадии домашнего задания –рисунков.
На уроке детиработают очень активно, нет равнодушных взглядов. Никто не отвлекается напосторонние дела. Все отрывки прослушиваются с большим вниманием, чувствуется,что детям нравиться эта музыка. Несмотря на казалось бы «детскость» заучиваемойпесенки «Жук» подростки поют ее с удовольствием из-за слегка пародийногохарактера композиции, а также необычного джазового оформления. Большую рольздесь играет и учитель – его музыкальные и актерские способности, как онпредставит эту песню, как обыграет ее. Учитель должен стараться донести додетей не фрагментарные знания об истории становления джаза, а передать тот «духджазовой эпохи», который собственно и составляет главную ценность.
На этапедомашнего задания дети выполняли рисунки по итогам урока. Здесь можно отметитьследующее: чаще всего дети предпочитают предметное изображение своих эмоций, тоесть в их рисунках обязательно присутствует какой-то отдельных предмет,связанный с джазовой тематикой, вокруг которого строится вся композициярисунка. Например, саксофон в середине рисунка и вокруг ноты, гамма — желто-зелено-коричневая, о совеем рисунке мальчик рассказывал, что это еговпечатления о джазовой музыке – теплая гамма цветов говорит о том, что онавызывает у него положительные эмоции, больше всего ему нравиться, как играетсаксофон, поэтому он в середине рисунка. Очень многие изобразили на рисункахпортреты джазовых исполнителей или даже целые джаз-банды.
В целом,можно сделать вывод о том, что урок был очень интересен и полезен для детей, онне только закрепил их представления о джазовой музыке, но и вызвалположительные эмоции, побудил выплеснуть их на бумаге.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Подводя итогнашего исследования, мы можем сделать следующие выводы:
1.Музыкальная культура подростков формируется под влиянием двух факторов —средств массовой коммуникации и общения со сверстниками, что в конечном итогеприводит к потреблению музыкальной продукции низкого эстетического качества,далекой от национальных корней. Главная задача музыкальной педагогики сегоднясостоит в обеспечении целенаправленного характера процесса формирования уподростков высокой музыкальной культуры. Сформировать высокую музыкальнуюкультуру означает:
—воспитать музыкальный вкус, способность к эстетической оценке музыкальныхценностей;
—дать учащимся знания музыкально-теоретического и эстетического характера,научить их самостоятельно ориентироваться в основных музыкальных жанрах, стиляхи направлениях;
—сформировать у учащихся навыки к активно-творческой деятельности.
2.Уровень музыкальной культуры учащегося определяется уровнем его общего развития— его интеллектуальными способностями, интересом к художественной литературе идругим видам искусства. С другой стороны, музыкальная культура имеет обратноевлияние на общее развитие учащегося.
3.Слушательская музыкальная культура школьников-подростков является интегративныммногоуровневым качеством личности, которое проявляется в способности кдуховному обогащению посредством воспринимаемой и исполняемой музыки в учебнойи досуговой деятельности и содержит ряд взаимозависимых компонентов:мотивационный, эмоциональный, познавательно-интеллектуальный, оценочный,деятельностный.
4.Эффективность формирования слушательской музыкальной культурышкольников-подростков достигается, в нашем случае, при следующих условиях:
включение всодержание музыкального обучения таких компонентов, как а) знания означительном духовно-смысловом потенциале музыкального искусства как формыхудожественного познания жизни и окружающего мира; б) освоение школьникамиспособов постижения смысла музыкальных произведений; в) широкое привлечение вкачестве художественного материала джазовой музыки как эпохального явления вмировой музыкальной культуре.
5. Джазовыйстиль, сочетающий в себе свойства развлекательной и академической музыки,является одним из возможных средств в современном обучении, которое можетиспользоваться для выведения музыкальных интересов, вкуса и качества восприятиямузыки на более высокий уровень развития, средством достижения осознанногоотношения детей к произведениям классико-романтического наследия.
6. Джазоваямузыка может быть использована в качестве фактора формирования у подростковмузыкальной культуры лишь при условии целенаправленного педагогическоговлияния.
ЛИТЕРАТУРА
1. АбдуллинЭ.Б. Теория и практика музыкального обучения в общеобразовательной школе. — М.,1983.
2. БезбородоваЛ.А., Алиев Ю.Б. Методика преподавания музыки в общеобразовательныхучреждениях: Учебное пособие для студентов музыкальных факультетов педвузов. –М.: Академя, 2002.
3. ГорвартИ., Вассерберг И. Основы джазовой интерпретации. – Киев: Музична Укра i на,1980.
4. КоганЛ.Н. Художественный вкус. – М.: Просвещение, 1981.
5. КоненВ.Ц. Рождениеджаза.- М., 1984.
6. ЛомакинаН.С. Слушательская культура как многокомпонентное качество личности подростка// Культура. Образование. Педагогика искусства. Сборник научных трудов. Выпуск3 / Отв. ред.: докт. пед. наук, проф. Л.Г. Арчажникова, докт. пед. наук. Л.А.Рапацкая. – М., РИЦ МГОПУ им. М.А. Шолохова, 2006.
7. ЛомакинаН.С. Формирование слушательской музыкальной культуры школьников-подростков.Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата педагогическихнаук. – М., 2006.
8. МархасевЛ. В легкомжанре: Очерки и заметки. — Л., 1986.
9. МозготВ.Г. Формирование художественного вкуса личности. – Ростов-на-Дону: Р.Г.У.,1992.
10. ШколярЛ.В., Красильникова М.С., Критская Е.Д., Усачева В.О., Медушевский В.В. ШколярВ.А. Теория и методика музыкального образования детей. — М., ФЛИНТА — НАУКА,1998.
11. Шостак Г.В. Музыка массовых жанров какфактор формирования музыкальной культуры подростков. Автореферат диссертации насоискание ученой степени кандидата педагогических наук. – Киев: Национальныйпедагогический университет им. М.П. Драгоманова, 1996.
12. ШубинскийВ.С. Педагогика творчества учащихся. М., 1988.
13. Энциклопедиядля юныхмузыкантов. — СПб., 1997.
14. http://nietzsche.ru