Акробатика и физическое воспитание

СОДЕРЖАНИЕ Введение 1. Возникновение и развитие акробатики 1. История возникновения акробатики 2. Развитие акробатики в России 2. Акробатические упражнения 1. Виды упражнений 2. Группы упражнений 2. Значение акробатических упражнений 7 Заключение 11 Список литературы 12 Введение Физические упражнения, которые в дальнейшем стали называться
ак-робатическими, возникли в глубокой древности. Название «акробат» произошло от греческого слова «акробатес», что в переводе означает «подымающийся вверх», «подымающийся ввысь». От это-го слова в дальнейшем образовалось понятие «акробатика». В наше время слова «акробатика», «акробат» зачастую употребляют в общем смысле, что-бы подчеркнуть высокую степень проявления ловкости и смелости. Быстрое развитие акробатики и широкое её использование
представи-телями других видов спорта объясняются следующим: акробатические уп-ражнения являются эффективным средством воспитания и совершенствова-ния физических и морально-волевых качеств, необходимых в быту, спорте и трудовой деятельности; акробатические упражнения необычны и зрелищны. Профессиональное направление развивалось по пути все более узкой специализации. Происходило это потому, что артисты могли длительное время выступать с одним номером, разъезжая по
различным городам и стра-нам. Вместо универсальных, разносторонних артистов прошлого, появляются виртуозы в одном жанре и даже в одном трюке. Выделяются относительно самостоятельные виды цирковой акробати-ки: акробатика на лошадях, силовая акробатика, вольтижная (плечевая) акро-батика, «карийские игры» и прыжковая акробатика (со снарядами и без них). Эти основные виды культивируются в цирке и по сей день. Второе направление в развитии акробатики – спортивное – связано с включением акробатических элементов в гимнастику и с возникновением кружков любителей акробатики (в особенности в России). С пола акробати-ческие упражнения переносятся на снаряды. 1. Возникновение и развитие акробатики 1. История возникновения акробатики Слово «акробат» произошло от греческого «акробатэс», что означает «хожу на цыпочках, лезу вверх». Акробатика, как вид физических упражне-ний, возникла в глубокой древности.
Изображения на сохранившихся памят-никах, сосудах, фресках и других изделиях свидетельствуют о том, что этот вид спорта был известен в Древнем Египте за 2300 лет до н. э. Занимались акробатическими упражнениями и в Древней Греции. На Крите наряду с театрализованными процессиями, связанными с уборкой урожая и различными церемониями, проводились игры с быками, составной частью которых были акробатические упражнения.
Акробатические упражнения с быками в XIX в. встречались также у африканского племени фульбе в северной Нигерии (западная Африка), у племени мораван в южной Индии. Такие игры с быками русский профессор Ефименко видел даже в 1913 г. у басков в Пиринейских горах. Подобные игры с быками, по-видимому, существовали в древности и у народов нашей страны: до сих пор в таджикской борьбе сохранилось назва-ние «бычий перекат».
В Древнем Риме акробатические упражнения демонстрировали стран-ствующие артисты – «циркуляторы», которые наряду с этими упражнениями показывали и другие виды искусства: хождение по канату, дрессировку и т. п. В 420 г. до н. э. была распространена пляска на вертящемся гончарном круге, сочетаемая с акробатическими упражнениями. Некоторые богатые римляне содержали при себе «акробатов и разного рода фокусников». Име-ются сведения об акробатах, выполнявших различные упражнения на шесте, который держался на лбу. Упоминается об акробатах, которые выполняли сложные упражнения на гибкость. В эпоху Возрождения в Италии Венецианская республика устраивала «конкурсы живой архитектуры», т. е. построения акробатических пирамид. Сенат присуждал приз той группе, которая построит наиболее высокую пи-рамиду. Известны случаи построения пирамид высотой около 9 метров. Впервые технику акробатических упражнений попытался описать в специальном руководстве для акробатов-
профессионалов Тюккаро. В конце XIX в. Стрели написал книгу «Акробатика и акробаты», в которой охаракте-ризовал различные жанры профессиональных артистов и описал технику ря-да акробатических упражнений. 2. Развитие акробатики в России На Руси акробатика развивалась самостоятельно. Она пользовалась большим успехом у широких масс населения и составляла обязательную часть увеселительных зрелищ. Древнерусские скоморохи были плясунами, фокусниками, жонглерами и акробатами.
Вначале они выступали по одному, а затем объединялись по двое, по трое и группами. В первой половине XVII в. в России уже были свои мастера-акробаты различных специальностей, которые обучали акробатическим упражнениям. В конце XVIII в. в европейских стационарных столичных цирках появ-ляются акробатические упражнения, которые быстро становятся неотъемле-мой частью профессиональных цирковых представлений. А в XIX в. акроба-тические упражнения начинают включаться в буржуазные национальные системы
гимнастики. Таким образом, наметились две линии в дальнейшем развитии акробатики: профессионально-цирковая и спортивно-любительская. В 1900 г. в Петербурге появились самодеятельные акробатические кружки, а в 1901 г. состоялось первое выступление акробатов-любителей. Вплоть до империалистической войны 1914 г. такими выступлениями акро-батов-любителей сопровождается большинство крупных спортивных вече-ров. Большую роль в популяризации этого вида спорта сыграли Всесоюзные физкультурные парады, которые проходили регулярно с 1936 года. Но лишь в 1938 году А.К. Бондарев, руководитель Всесоюзной секции, разработал первую классификационную программу и правила соревнований по акроба-тике. В 1939 году в Москве прошли первые Всесоюзные соревнования по ак-робатике, которые стали и первыми в мире. С 1940 в соревнованиях по акробатике участвуют женщины.
С 1951 проводятся юношеские соревнования. С 1967 Федерация спортивной акроба-тики СССР организует международные матчи по телевидению, с 1972 – меж-дународные соревнования на приз памяти лётчика-космонавта СССР, почёт-ного президента федерации В. Н. Волкова. В 1974 в Москве состоялся 1-й личный чемпионат мира (участвовали спортсмены Болгарии, Великобритании, Венгрии, Польши, СССР, США,
ФРГ и Швейцарии). Чемпионами стали 13 советских спортсменов. В 1975 в Швейцарии проведены первые соревнования на Кубок мира по спортивной акробатике. 2. Акробатические упражнения 2.1. Виды упражнений Акробатические упражнения являются одним из наиболее эффектив-ных средств координационной подготовки. Среди них выделяются: — перекаты — вращательные движения (напоминающие раскачивания на качелях)
с последовательным касанием опоры различными частями тела без переворачивания через голову (например, перекаты на спине в группи-ровке); — кувырки — вращательные движения типа перекатов, но с перевора-чиванием через голову вперед или назад в группировке, согнувшись и про-гнувшись из разных и.п. в различные конечные положения; — перевороты без фазы полета — движения тела вперед, назад или в сторону с переворачиванием тела через голову (переворот в сторону — «ко-лесо»); — перевороты с фазой полета — прыжковые движения с переворачи-ванием тела вперед или назад через голову с отталкиванием руками и ногами (переворот с места и с разбега, рондат, фляк и др.) Акробатические упражнения применяются в различных частях занятия в зависимости от поставленных задач. Чаще всего используются в разминке, так как способствуют подготовке суставов к выполнению сложных ТТД. При разучивании сложных кувырков и переворотов необходимо использовать до-полнительные маты, обязательную помощь и страховку.
2.2. Группы упражнений Акробатические упражнения делятся на три группы: 1. Акробатические прыжки — перекаты, кувырки, перевороты, сальто. В различных соединениях они выполняются на акробатической дорожке, на снарядах (батут, качели) и с трамплина. 2. Балансирования. К ним относятся упражнения в равновесии или уравновешивании: парные и групповые — стойки, стояния, седы, поддержки. 3. Бросковые упражнения, связанные с подбрасыванием и
ловлей парт-неров. Далеко не все, кто присутствует на соревнованиях по гимнастике, представляют себе, как долог и сложен путь спортсмена от тренировочного зала до арены крупных соревнований, какой кропотливый и нелегкий труд стоит за краткими секундами выступлений на арене. Сотни, тысячи раз по-вторяются на тренировках одни и те же движения, одни и те же комбинации. Причем тренируются не только мышцы, но и воля, воспитывается у спорт-сменов умение свободно держаться
и не робеть перед трудностями, публикой и судьями. Непрерывное развитие науки, техники и производства предъявляет по-вышенные требования к подготовке специалистов высшей квалификации. Современные выпускники ВУЗов должны не только в совершенстве владеть своей профессией, но и обладать хорошим здоровьем, быть физически креп-кими, готовыми к продуктивному труду и защите Родины. В нашей стране действует и совершенствуется стойкая система студенческого спорта, на ко-торой в основном базируется спорт высших достижений. 2.2. Значение акробатических упражнений Физическое воспитание специфично. Наряду с оздоровительными и прикладными целями оно решает также задачи подготовки высококвалифи-цированных спортсменов. Разнообразны увлечения студентов, но особой по-пулярностью пользуются спортивные игры. Волейбол увлекательная игра пользуется большой популярностью у людей различных возрастов и профессий.
Она служит хорошим средством активного отдыха, способствует укреплению здоровья и разностороннему физическому развитию. Во время игры приходится наклоняться, приседать, прыгать, падать. Находясь в постоянном движении, игрок должен уметь в самых разнообразных положениях тела выполнять нацеленную передачу или точный удар по мячу. Для этого нужна сила, ловкость и хорошая ориентация в пространстве. Высокий уровень развития современного волейбола как вида спорта делает его одним из эффективных средств,
всестороннего физического раз-вития. Известно, что современный волейбол предъявляет высокие требова-ния к функциональному состоянию организма, к физическим качествам че-ловека. Нагрузки у игроков весьма высоки. Так, при интенсивной игре сердце волейболиста сокращается до 200 и более ударов в минуту. Разнообразие двигательных навыков и игровых действий, отличаю-щихся не только по интенсивности усилий, но и по координационной струк-туре, способствуют развитию всех качеств человека:
силы, выносливости, быстроты, ловкости в гармонических сочетаниях. Способность волейболиста быстро ориентироваться в постоянно изме-няющейся ситуации, выбирать из богатого арсенала разнообразных техниче-ских средств наиболее рациональные, быстро переходить от одних действий к другим приводит к достижению высокой подвижности нервных процессов. Чтобы добиться мастерства, недостаточно играть только через сетку. Необходимо регулярные тренировки с мячом сочетать с занятиями другими видами спорта: легкой атлетикой, штангой, плаванием и, особенно, акроба-тикой. Акробатическая подготовка сделает волейболиста подвижным и лов-ким, научит не бояться скорости перемещения, мягко приземляться в паде-ниях и бросках, свободно ориентироваться и выполнять нужные движения на земле и в воздухе. Другими словами, занятия акробатикой позволят быстро овладеть техникой игры с мячом и в дальнейшем
успешно ее совершенство-вать. Особенно возросло значение акробатической подготовки волейболиста на современном этапе развития этого вида спорта. Акробатические упражнения помогут занимающимся овладеть про-стейшими видами движений, наиболее рациональными и быстрыми способа-ми вставания, с элементами самостраховки. Выполняя их, волейболисты бу-дут развивать основные физические качества, такие, как ловкость, сила, гиб-кость и подвижность в суставах, координация движений и способность ори-ентироваться в пространстве.
Прочное усвоение подводящих и подготови-тельных упражнений позволит в дальнейшем быстро и правильно овладеть более сложными движениями. Волейболистов необходимо обучать всем разновидностям само- стра-ховки, а игровая ситуация и практический опыт подскажут им, какие падения и броски следует предпочесть. Начинать изучение упражнений, следует только после прочного усвое-ния начального материала, строго учитывая индивидуальную физическую подготовленность каждого занимающегося.
Основная задача начального обучения – добиться мягкого приземле-ния. Это достигается максимальным снижением общего центра тяжести за-нимающегося. При совершенствовании падений и бросков после предварительного перемещения мягкость приземления обеспечивается использованием посту-пательного движения, которое гасится перекатом, кувырком или скольжени-ем. Поэтому упражнения следует разучивать из статических исходных поло-жений, а затем совершенствовать с разбега, постепенно увеличивая его длину и скорость. В заключении необходимо напомнить, что ловкость, как и другие фи-зические качества, развивается, совершенствуется и поддерживается в ре-зультате систематической тренировки. Акробатическая подготовка должна прочно войти в учебно-тренировочный процесс волейболистов как одно из основных средств инди-видуального физического совершенствования и повышения спортивного мастерства.
Значение акробатической подготовки в то же время не исчерпывается только совершенствованием физических качеств. Она в известной мере со-действует морально-волевой и психологической подготовке спортсменов. Заключение Использование средств акробатики в подготовке высококвалифициро-ванных спортсменов различных специализаций приобретает всё более широ-кий размах. Это объясняется тем, что установлена зависимость между акро-батической подготовкой спортсменов и повышением
спортивного мастерства в тех видах спорта, которые предъявляют повышенные требования к ловко-сти, смелости и решительности, ориентировке в пространстве, вестибулярной устойчивости и навыкам самостраховки. Спортсмены акробаты отличаются правильной осанкой, рельефной и гармонично развитой мускулатурой. Действия их характеризуются высокой координированностью, смелостью, красотой движений; диапазон сложности и разнообразия акробатических упражнений чрезвычайно велик: простейшие из них доступны лицам различного
возраста и подготовленности, а для ос-воения сложнейших не хватает, подчас, всего периода спортивной деятель-ности человека. Новизна и разнообразие упражнений гарантируют высокую заинтересованность занимающихся; навыки, приобретённые на занятиях ак-робатикой, отличаются большой пластичностью и могут быть использованы в самых неожиданных спортивных и жизненных ситуациях; разнообразие видов (прыжковая, парная, групповая) позволяет заниматься юношам и де-вушкам с различными физическими данными. Спортивная акробатика – соревнования в выполнении комплексов спе-циальных физических упражнений (прыжковых, силовых и др.), связанных с сохранением равновесия (балансирование) и вращением тела с опорой и без опоры. Список литературы 1. Бойко В.В. Целенаправленное развитие двигательных способностей чело-века М.: Физкультура и спорт, 1987 208 с. 2. Вайцеховски С.М. Книга тренера М.: Физкультура и спорт, 1971 278 с.
3. Волков В.М. К проблеме развития двигательных способностей // Теория и практика физической культуры 1993 №5-6 С.41. 4. Выготский Л.С. Собрание сочинений: В 6-ти т. / Гл. ред. А.В. Запорожец Т.3. Проблемы развития психики / Под. ред. М. Матюшкина М.: Педагоги-ка, 1983 367 с. 5. Гужаловский
А.А. Развитие двигательных качеств у школьников Мн.: Народная асвета, 1978 88 с. 6. Зациорский В.М. Физические качества спортсмена М.: Физкультура и спорт, 1970 200 с. 7. Коренберг В.Б. Основы качественного биомеханического анализа М.: Физкультура и спорт, 1979 146 с. 8. Коренберг В.Б.
Проблема физических и двигательных качеств // Теория и практика физической культуры 1996 №7 С. 2-5. 9. Кузнецова З.И. Критические периоды развития двигательных качеств школьников // Физическая культура в школе 1975 №1 С. 7-9. 10. Лях В.И. Двигательные способности // Физическая культура в школе 1996 №2 С.2. 11. Озолин Н.Г. Молодому коллеге М.: Физкультура и спорт,
1988 288 с. 12. Теория и методика физического воспитания: Учеб. для институтов физ. культуры / Под общ. ред. Л.П. Матвеева, А.Д. Новикова Т.1. Общие основы теории и методики физического воспитания М.: Физкультура и спорт, 1976 304 с.