Реферат: Развитие капитализма в России и Германии

Влияние внешних факторов на экономику Германии. Внутренние противоречия накладывали свой отпечаток и на политику Германии во внешнеэкономической сфере. Поскольку имеющиеся сырьевые запасы (даже с учетом их добычи в Эльзасе, Лотарингии, Саарском бассейне и Рейнской области) не обеспечивали полностью потребности германской промышленности, спрос на сырье в основном удовлетворялся за счет внешнего рынка.

В связи с этим немецкие монополии стремились заключать различные международные соглашения в самых различных сферах деятельности. Так, в 1907 году был заключен договор между немецкой фирмой АЭГ и американским трестом «Дженерал электрик»; создан международный картель торгового судоходства, куда входил англо-американский трест «Международная компания морской торговли» под контролем семейства Морганов, а также «Северогерманский Ллойд» и «Гамбург—Америка».

Были организованы между-народный рельсовый картель, цинковый синдикат и др. Перед Первой мировой войной германский капитал участвовал в создании около 100 международных компаний.
И хотя в 1900—1913 годах заметно увеличился вывоз капитала (с 12,5 млрд до 44 млрд марок), Германия тем не менее испытывала потребность скорее в вывозе промышленных товаров, так как промышленность переросла масштабы внутреннего рынка.

Во второй половине XIX века страна превратилась в крупнейшего мирового экспортера станков, машин, химикатов и другой промышленной продукции, которая составляла примерно 73% всего германского экспорта.

Но на рубеже веков стои-мость импортных операций стала превышать стоимость экспортных. Значительные средства направлялись на закупки продовольствия, и прежде всего хлеба. Кроме того, примерно 60% импорта составляло промышленное сырье. Железную руду Германия ввозила из Испании и Швеции, лесоматериалы и нефтепродукты—из России, шерсть и хлопок — из других стран мира.

Увеличение объемов внешней торговли вызвало рост немецкого торгового флота, тоннаж которого перед Первой мировой войной составляли 21 млн т. Однако внешнеторговые позиции Германии осложнялись тем, что у нее практически не было колоний, откуда можно было бы получать сырье по монопольно низким ценам и куда беспошлинно поставлять немецкие товары.

Чтобы побеждать в конкурентной борьбе на мировых рынках, требовалось повышать качество товаров, что и делали немецкие производители. Таким образом они сумели в конце XIX века пробить себе дорогу даже на английский рынок.
Список использованной литературы:

1. Bee Г. История мировой экономики. — М., БЕК, 1994.
2. История мировой экономики /под ред. А.Н Марковой. – М., ПРИОР, 1999.
3. Конотопов М.В. История мировой экономики. — М., Дело, 1999.
4. Тимошина Т.М. Экономическая история России. – М. ЮСТИЦИНФОРМ, 2001
5. Тимошина Т.М. Экономическая история зарубежных стран. – М. ЮСТИЦИНФОРМ, 2002
Бесплатно скачать реферат “Развитие капитализма в России и Германии” в полном объеме