Автореферат разослан 2008 г

Работа выполнена на кафедре государственно-правовых дисциплин Чебоксарского кооперативного института (филиала) АНО ВПО ЦС РФ «Российский университет кооперации»Научный руководитель – доктор юридических наук, профессор Петренко Николай Иванович Официальные оппоненты: доктор юридических наук, профессор Малыгин Александр Яковлевич; доктор юридических наук, профессорИванов Виталий Алексеевич.Ведущая организация – ГОУ ВПО «Мордовский государственный университет имени Н. П. Огарева».Защита состоится «__» __________ 2008 г., в 14.30 час., на заседании диссертационного совета Д 203.002.06 в Академии управления МВД России по адресу: 125171, Москва, ул. З. и А. Космодемьянских, д. 8, в ауд. 404.С диссертацией можно ознакомиться в библиотеке Академии управления МВД России.Автореферат разослан «__» ________ 2008 г.Ученый секретарьдиссертационного совета Д 203.002.06кандидат юридических наук, доцент К. Л. Яковлев ^ ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ Актуальность разрабатываемой темы и ее значимость для науки и практики. В условиях реформирования основ социально-экономической и политической жизни российского общества такое важнейшее направление деятельности государства как укрепление правопорядка имеет первостепенное значение. Усложнение общей криминогенной ситуации, появление новых способов преступных посягательств, а также повышение уровня коррумпированности органов государственной власти и управления являются существенной угрозой интересам личности, общества и государства. В этой связи изучение истории становления, развития и деятельности дореволюционных правоохранительных органов России представляет научный интерес, а также имеет определенную практическую значимость. Особого внимания заслуживает деятельность полиции Российской империи, за двести лет накопившей богатый опыт работы. Также весьма актуальным представляется исследование деятельности местных полицейских учреждений, поскольку, во-первых, как в дореволюционной, так и в современной России исполнение принимаемых нормативных актов в различных регионах ее обширной территории ввиду местных особенностей (национальных, религиозных, уровня жизни населения, отдаленности от центра и пр.) всегда имело определенную специфику; во-вторых, изучение структуры, функций и методов деятельности уездных полицейских учреждений необходимо для составления общей картины функционирования государственного механизма дореволюционной России, поскольку достаточно трудно выявить всю последовательность действий, от принятия нормативных предписаний центральными органами власти до их исполнения на местном уровне, без полного анализа результатов деятельности местных полицейских учреждений; и, наконец, в-третьих, исследование деятельности полицейских учреждений на местах позволяет выявить проблемы, возникавшие в процессе деятельности органов местной полиции и проследить пути их решения, как органами центральной власти, так и губернскими и уездными органами. Большая часть проблем того времени не потеряла своей актуальности и в деятельности органов милиции современной России: невысокий уровень заработной платы служащих, недостаточное финансирование и ненадлежащее материально-техническое оснащение службы, низкий уровень подготовки сотрудников, коррупция в правоохранительной системе и пр. Исследование данной темы вызывает интерес и потому, что общая полиция была не только элементом государственного механизма Российской империи, главной задачей которой являлась борьба с преступностью, но и выполняла многочисленные административные и общесоциальные функции, в том числе, строительный надзор, наблюдение за производством и продажей спиртных напитков и за торговлей в целом, осуществляла профилактику распространения эпидемий и эпизоотий, взыскание недоимок и сборов, пожарный надзор, наблюдение за домами терпимости и др. Анализ организационно-правовых основ деятельности полиции по борьбе с преступностью также преследует цель выявления и использования полезного опыта работы правоохранительных органов дореволюционной России. Это особенно актуально в условиях проводимой в России реформы государственного аппарата. Одной из ключевых задач административной реформы является обновление правоохранительной системы, в частности, реформирование системы МВД России. В настоящее время активно ведутся работы по созданию новой законодательной базы организации и деятельности Министерства внутренних дел Российской Федерации с функциональными и структурными изменениями и заменой термина «милиция» на «полиция». ^ Степень разработанности темы исследования. Проблематика становления и деятельности правоохранительной системы России всегда являлась актуальной. Активные исследования в данной области велись с начала XX века. До этого времени история полиции отдельно не исследовалась. Несмотря на отсутствие крупномасштабных исследований, посвященных правовым основам деятельности полиции, в литературе того времени встречались отдельные работы, касающиеся становления и деятельности российской полиции. Среди них следует выделить вышедшее в 1827 г. исследование П.Гуляева «Права и обязанности градской и земской Полиции и всех вообще жителей Российского государства, по их состояниям в отношении к полиции». С начала XX в. и до 1917 г. в российской правовой науке оформляется особая отрасль права – полицейское право. В этой связи издается множество работ, освещающих проблему истории полицейского права и вопросы становления и развития полицейских учреждений. В частности, это сборник «Министерство внутренних дел 1802-1902 гг.» под редакцией С.А. Адрианова1, работа И.П. Высоцкого «Санкт-Петербургская полиция и градоначальство. Краткий исторический очерк», исследование Е. Белецкого и П. Руткевича «Образование и развитие полицейских учреждений в России. Исторический очерк». Фундаментальные исследования были проведены такими дореволюционными полицеистами, как И.Е. Андреевским2, В.Ф. Дерюжинским1, А.И. Елистратовым2, И.Т. Тарасовым3, и др., которые в своих трудах в рамках изучения определенного направления в то же время затрагивали и основы правового обеспечения функционирования полицейских учреждений дореволюционной России, а также достаточно широко осветили историю становления и развития правоохранительных органов, их правовое положение и деятельность на различных этапах истории Российской империи. Исследования вышеназванных российских ученых внесли значительный вклад в развитие отечественной историко-правовой науки. В них освещается опыт работы, приобретенный полицией, анализируется процесс становления и развития правоохранительной системы нашего государства, взаимодействие полиции с другими государственными учреждениями дореволюционной России. Однако их труды, как правило, раскрывали основы деятельности столичной полиции и мало касались специфики функционирования полиции на местах. С 1917 г. и до первой половины XX века не было работ по вопросам становления и развития полицейских учреждений. Изучение истории полиции Российской империи активизировалось лишь в начале 60-х гг. XX в. Необходимо подчеркнуть, что авторы публикаций данного периода раскрывали вопросы эволюции органов полиции через призму классовой направленности ее деятельности. В частности, среди таких работ выделяется исследование Н.П. Ерошкина «Очерки истории государственных учреждений дореволюционной России»4, в котором автор показывает изменения в организации и деятельности полиции в первой и второй четверти XIX в. Исследованием истории полиции дореволюционной России также занимается профессор Р.С. Мулукаев, которому принадлежит целый ряд научных трудов в данной области. В своей монографии «Полиция в России (IX – нач. XX в.)»5 Р.С. Мулукаев весьма подробно осветил историю становления и развития полицейских учреждений Российского государства. Заметную роль в исследовании вопросов возникновения и деятельности полицейских органов дореволюционной России сыграл М.И. Сизиков1. Его научные труды основываются на многочисленных архивных материалах, с помощью которых ученым освещены практически все направления полицейской деятельности дореволюционного периода. Особое место в изучении полицейской проблематики занимают работы современных ученых: А.В. Борисова, А.Н. Дугина, В.М. Курицина, А.Я. Малыгина, Р.В. Нарбутова, Ю.А. Реента, А.Е. Скрипилева, К.Г. Федорова, А.Н. Ярмыша, и др. В своих публикациях они дали достаточно полную характеристику эволюции правительственной политики по учреждению и усилению полицейских учреждений в России. Правовые основы становления и развития российской полиции отражены в кандидатских диссертациях О.Г. Александрова, Д.А. Ерина, А.В. Иванова, Е.А Ивановой, Б.Д. Исеева, В.Ю. Карпова, В.Н. Кручинина, С.А. Лукьянова, О.А. Мельничук, М.Г. Пинигина, Д.С. Рыжова, И.А. Тарасовой, А.Д. Тимошевской, А.Ю. Фомичева, В.В. Фролова, К.Л. Яковлева и др., исследовавших те или иные периоды развития и направления деятельности органов полиции. Несмотря на достаточно большое количество работ, посвященных становлению и развитию полиции, историко-правовые исследования деятельности полиции по борьбе с преступностью в Казанской губернии отсутствуют. Авторы, изучавшие данную тематику, либо давали общую характеристику функционирования аппарата полиции, как правило, ее центральных органов и структуру в столичных городах, либо рассматривали отдельные аспекты ее деятельности, мало затрагивая особенности местной полиции. Имеется ряд работ, частично затрагивающих вопросы деятельности полиции в Казанской губернии. Среди них можно выделить публикацию В.В. Андреева2, показавшего структуру полицейских учреждений в Казанской губернии, работу Л.В. Расческовой3, раскрывшей общую картину полицейской системы Казани и Казанской губернии. Надзорная функция полиции Казанской губернии за польскими политическими ссыльными изучена В.А. Павловым1. Непосредственно полиция чувашских уездов (Чебоксарский, Цивильский, Ядринский) Казанской губернии рассмотрена в кандидатской диссертации Д.А. Ялтаева2. Однако, во-первых, территориальные рамки диссертации ограничены чувашскими уездами, а во-вторых, эта работа является историческим исследованием, где в основном освещаются источники и историография проблемы, устройство и деятельность уездной полиции, тогда как правовые аспекты организации и деятельности общей полиции в Казанской губернии, в том числе, в вопросах борьбы с преступностью, остались за рамками исследования. Таким образом, с позиции юридической науки, комплексное диссертационное исследование проблематики организационно-правовых основ деятельности полиции по борьбе с преступностью в Казанской губернии отсутствует. ^ Объектом исследования явились общественные отношения, связанные со становлением и развитием полномочий полицейских учреждений в сфере выявления и пресечения преступных посягательств в пределах территории Казанской губернии (1862 – 1917 гг.). ^ Предметом исследования выступают организационно-правовые и историко-правовые аспекты становления общей полиции в Казанской губернии, этапы развития их правового положения и изменения объема полномочий в сфере противодействия преступным деяниям, механизм организации и осуществления их деятельности по борьбе с преступностью. ^ Цель и задачи исследования. Основной целью исследования является анализ организации и деятельности органов общей полиции по борьбе с преступностью на территории Казанской губернии. Задачами исследования являются:- исследование проблем реформирования общей полиции в 60-70-х гг. XIX в. в Казанской губернии;- выявление особенностей правового регулирования деятельности общей полиции губернии во второй половине XIX – начале XX вв.;- определение места и роли полиции в системе государственных органов Российской империи, а также изучение основных функций полиции на местах;- исследование основных форм и методов деятельности общей полиции в Казанской губернии по предупреждению и раскрытию преступлений имущественного характера и посягательств на личность граждан;- выявление особенностей деятельности общей полиции Казанской губернии по разрешению социально-политических конфликтов и борьбе с преступлениями на религиозной почве;- анализ мер, принимавшихся полицией Казанской губернии по противодействию преступлениям, направленным против основ государственного строя и безопасности государства;- исследование комплекса мер, принимавшихся центральными и губернскими властями по повышению эффективности деятельности общей полиции Казанской губернии по борьбе с преступностью;- выявление причин совершения должностных правонарушений служащими полицейских управлений Казанской губернии;^ Хронологические рамки исследования. Исследование охватывает период с проведения крупномасштабных реформ полиции в соответствии с «Временными правилами об устройстве полиции в городах и уездах губерний, по общему учреждению управляемых» от 25 декабря 1862 г., до упразднения полиции в ходе Февральской революции 1917 г. Период деятельности Временного правительства остался за рамками диссертационного исследования. ^ Методологическая база исследования и методы, использованные в исследовании. В основе диссертационного исследования лежит общенаучный диалектический метод системного анализа и связанные с ним такие частнонаучные методы, как формально-юридический, нормативно-логический, сравнительно-правовой, структурно-функциональный и пр. Применение указанных методов дало диссертанту возможность исследовать рассматриваемые объекты во взаимосвязи и взаимозависимости. ^ Источниковая база исследования. Источниками диссертационного исследования явились официальные сборники законодательных актов Российской империи: Полное собрание законов Российской империи, Свод законов Российской империи. В исследовании в большом количестве приводятся документы из фондов Национального архива Республики Татарстан и Государственного исторического архива Чувашской Республики. В работе использовано: Манифестов и Указов Императора – 5; Указов Правительствующему Сенату – 15; циркуляров Министерства внутренних дел – 47; Указов Казанского губернского правления – 28; циркуляров Казанского губернского правления – 14; циркуляров Казанского губернатора – 121; отчетов уездных исправников, становых приставов и полицейских надзирателей Казанской губернии о деятельности полиции – 86; прочих ведомственных документов, адресованных полиции – 129. Всего более 440 архивных документов. Особое внимание уделено изучению отчетов уездных исправников Казанской губернии о состоянии преступности во вверенных им уездах, циркуляров и инструкций губернатора, губернского правления и местных полицейских учреждений, регламентировавших деятельность полиции по предупреждению и пресечению преступлений. Кроме того, автором были изучены стенографические отчеты Государственной Думы 1906-1917 гг. Многие из архивных материалов впервые вводятся в научный оборот. ^ Научная новизна исследования состоит в том, что в нем впервые в историко-правовой науке на основе всестороннего анализа нормативно-правовых и правоприменительных актов дореволюционной России предпринята попытка комплексного исследования деятельности общей полиции в борьбе с преступлениями в пределах такого крупного, многонационального и поликонфессионального региона Российской империи, как Казанская губерния. Научная новизна исследования заключается также в выборе проблемы и постановке круга вопросов, разрешение которых представляет особый научный интерес. В работе проведен анализ социально-экономических и общественно-политических факторов, оказавших влияние на деятельность общей полиции по предупреждению и пресечению преступлений в Казанской губернии с 1862 г. по 1917 г. Это дало возможность показать достоинства и недостатки в организации деятельности провинциальной полиции по борьбе с преступностью в рассматриваемый период. Элемент новизны обусловлен характером использованных в работе источников. Ввиду отсутствия специальной литературы, освещающей исследуемую проблематику, основное содержание диссертационного исследования базируется на большом объеме архивного материала, многие документы которого впервые вводятся в научный оборот. Это позволило выявить особенности деятельности полиции Казанской губернии по борьбе с преступлениями имущественного характера и посягательствами на личность граждан, по предупреждению и пресечению преступных деяний на религиозной почве, по борьбе с преступлениями, направленными против основ государственного строя и безопасности государства. Проведенное исследование представляет собой монографическую, теоретико-прикладную работу, освещающую организационно-правовые основы правоохранительной деятельности общей полиции дореволюционной России в Казанской губернии.^ Положения, выносимые на защиту. 1. Отсутствие в законодательстве второй половины XIX в. кодифицированного нормативного акта, регламентировавшего правовой статус полицейских учреждений, сосредоточение норм, регулировавших организацию деятельности общей полиции в ведомственных актах и актах, принимавшихся на губернском уровне, и носивших, зачастую, больше морализирующий, нежели правовой характер, затрудняют классификацию полицейского законодательства по юридической силе. Здесь уместно говорить лишь о совокупности правовых норм, лишенных системности и согласованности, представлявших собой некое подобие юридического прецедента, что существенно влияло на эффективность применяемых полицией мер по борьбе с преступностью. Несовершенство законодательства, регулировавшего деятельность общей полиции, привело к определенной самостоятельности и обособленности губернской полиции от центральных органов власти. 2. Специфика деятельности полиции Казанской губернии определялась тем, что она действовала в многонациональном и поликонфессиональном социуме. Полиция играла ключевую роль в предупреждении и пресечении преступлений на религиозной почве и в предотвращении межэтнических конфликтов между татарами-мусульманами и татарами-христианами, чувашами-язычниками и крещеными чувашами, а также в недопущении распространения раскола (сектантства) и противоправных действий раскольников по отношению к Православной церкви и основам государственного строя. К специфическим чертам деятельности полиции Казанской губернии можно отнести использование в 60-х гг. XIX века неполицейских формирований – казачьих отрядов, что привело к заметному сокращению преступных посягательств на территории губернии. Полицейская служба казаков, не имевших социальных связей с местным населением, была более эффективной в борьбе с такими распространенными в Казанской губернии преступлениям, как вооруженные крестьянские бунты, лесоистребление, конокрадство. 3. Активное распространение идей панисламизма и пантюркизма на территории Казанской губернии во второй половине XIX в., направленных на разжигание межнациональной розни в татарско-чувашской национальной среде и на подрыв основ государственного строя Российского государства, показали полную неготовность местной полиции к борьбе против данных преступных проявлений. Проблема заключалась не только в некомпетентности полицейских служащих в борьбе с исламско-тюркским радикализмом, но и в недостаточном внимании центральных властей к данной угрозе, исходившей со стороны турецких эмиссаров, а также, в несовершенстве законодательства, регламентировавшего деятельность полиции на местах. 4. Отмена крепостного права, бурное развитие капиталистических отношений и связанные с этим социальные последствия, в том числе, рост преступности, не оказали существенного влияния на деятельность полиции Казанской губернии, по сравнению с другими регионами империи, так как до проведения буржуазных реформ 60-70-х гг. XIX в. около 70% местных крестьян были государственными. Наблюдавшийся определенный рост преступности был обусловлен, в большей степени не экономическими, а иными причинами, в частности, национальными особенностями и проблемами поликонфессиональности губернии. В отличие от промышленных регионов империи, где вследствие бурного развития буржуазных отношений для охраны крупных промышленных предприятий активно вводилась ведомственная полиция и частная полицейская стража, указанные полицейские структуры для Казанской губернии были скорее исключением, так как ввиду аграрного характера экономики региона здесь практически отсутствовали крупные предприятия, а число дворянских имений было незначительным. 5. Неполное освобождение общей полиции от административно-хозяйственных и распорядительных функций после проведения буржуазных реформ 60-70-х гг. XIX в. вплоть до 1917 г. и нечеткая законодательная регламентация пределов полицейской власти, привели к самым негативным последствиям в правоохранительной деятельности местных полицейских учреждений: излишней перегруженности и формалистскому подходу в раскрытии преступлений, взяточничеству и иным правонарушениям полицейских чинов. 6. Несмотря на непоследовательность правительства в проведении полицейских реформ, со второй половины XIX в. и до 1917 г. так или иначе происходило перманентное реформирование общей полиции России. В 1870 г. Казанская губерния выступила своего рода «полигоном» для апробации полицейских реформ, результатом которых в 1903 г. повсеместно для охраны земельной собственности был введен институт полицейской стражи. Служба вновь введенного полицейского подразделения принесла положительные результаты и показала высокую эффективность в борьбе с разбойными нападениями, вооруженными бунтами, хулиганством, преступлениями, посягавшими на основы государственного устройства. С введением в 1878 г. института полицейского урядника, полицейская стража в местностях, где она существовала, подлежала упразднению. Однако для полицейской стражи Казанской губернии было сделано исключение. Она существовала в прежнем составе наряду с полицейскими урядниками по причине сложной этноконфессиональной политической обстановки на территории Казанской губернии, в том числе для эффективной борьбы с панисламизмом и пантюркизмом. 7. Штат общей полиции Казанской губернии конца XIX – начала XX вв., как правило, комплектовался отставными военными и бывшими чиновниками гражданских ведомств из русскоязычного населения, составлявшего около 40 % всего населения губернии. Ввиду слабого знания полицейскими чинами менталитета чувашского, татарского, марийского, мордовского населения и невладения их языками, к концу XIX в. между полицией в Казанской губернии и простыми обывателями сложились антагонистические отношения. Это создавало существенные проблемы для чинов полиции в розыске преступников из числа коренных народов и правоохранительной деятельности вообще. 8. Из всех населенных пунктов Казанской губернии, города Цивильск и Ядрин имели свои отличительные особенности комплектования городской полицейской стражи. В расположенных в них тюремных замках содержались участники польского восстания 1863 года, а в годы первой мировой войны – австро-германские и другие военнопленные. В этой связи, в указанных городах Чувашского края общая полиция имела усиленный состав в целях предупреждения и пресечения побегов и других противоправных проявлений арестантов. ^ Теоретическая и практическая значимость исследования состоит в том, что сформулированные в работе выводы имеют определенное значение для науки истории государства и права России, углубляют знания в этой области, прежде всего, в вопросах освещения организации деятельности общей полиции Российской империи. Социально-политические проблемы, возникающие на основе межэтнических и межконфессиональных отношений, представляют угрозу государственному строю и в современной России. Поэтому положения диссертационного исследования, характеризующие специфику деятельности общей полиции в Казанской губернии именно в таких условиях, представляют интерес не только для науки истории государства и права России, но и для использования опыта ее деятельности современными правоохранительными органами. Опыт деятельности общей полиции в многонациональном, поликонфессиональном социуме для функционирования и результативной работы современных правоохранительных органов имеет не только теоретическое, но и практическое, прикладное значение. Содержащиеся в работе научные положения и выводы могут быть использованы и учтены: при разработке в органах внутренних дел программных мероприятий по борьбе с преступностью и взаимодействию с другими правоохранительными органами в этом вопросе; при совершенствовании механизма государственного регулирования отношений национально-религиозного характера и выработке мер, приводящих к эффективному взаимодействию органов милиции с населением; в решении кадровых, социальных и материально-технических проблем сотрудников органов внутренних дел; при подготовке учебных программ и учебно-методических материалов в высших образовательных учреждениях соответствующего профиля.^ Обоснованность и достоверность полученных результатов определяется комплексным характером исследования, выбором и применением различных научных методов. Обоснованность и достоверность результатов диссертационного исследования обусловлены массивом нормативных источников, архивных материалов, большая часть которых впервые введена в научный оборот. Кроме того, в работе были использованы работы дореволюционных авторов, а также монографии, учебная литература, периодические издания, авторефераты и диссертации и иные работы по истории России, истории права и государства, истории правоохранительных органов России. ^ Апробация исследования и внедрение результатов исследования. Диссертация подготовлена и обсуждена на кафедре государственно-правовых дисциплин Чебоксарского кооперативного института. Основные положения исследования отражены в десяти опубликованных работах и докладывались автором на научно практических конференциях, в том числе, на международной научно-практической конференции «Актуальные проблемы современной экономики России» (Казань, 2 февраля 2007 г.); Всероссийской научно-практической конференции «Права человека и система их защиты в России» (Чебоксары, 2007), Всероссийской научно-технической конференции «Приоритетные направления развития науки и технологий» (Тула, 2006 г.), Межвузовской научно-практической конференции «Социогуманитарные и правовые проблемы современного общества» (Чебоксары, 20 марта 2007 г.). Основные результаты исследования внедрены в учебный процесс и научную деятельность ФГОУ ВПО «Чувашский государственный университет имени И. Н. Ульянова», – при проведении лекционных и семинарских занятий по учебным дисциплинам «Правоохранительные органы», «Оперативно-розыскная деятельность», Чебоксарского кооперативного института (филиала) автономной некоммерческой организации высшего профессионального образования Центросоюза Российской Федерации «Российский университет кооперации», – при проведении лекционных и семинарских занятий по учебным дисциплинам «История отечественного государства и права», «Отечественная история», «Правоохранительные органы», а также в практическую деятельность МВД России по Чувашии, – при использовании в системе профессиональной и служебной подготовки сотрудников органов внутренних дел, для подготовки курсантов и слушателей Чебоксарского филиала Нижегородской академии МВД России и Учебного центра МВД РФ по Чувашии.^ Структура и объем диссертации. Диссертационное исследование состоит из введения, двух глав, включающих шесть параграфов, заключения и списка использованной литературы.^ СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫВо введении обосновывается актуальность темы исследования, показана степень разработанности темы исследования, сформулированы объект и предмет исследования, хронологические рамки исследования, цель и задачи исследования, методология и методы исследования, научная новизна диссертационного исследования, положения, выносимые на защиту, обоснованность и достоверность результатов исследования, практическая и теоретическая значимость исследования, апробация и внедрение результатов исследования, структура и объем диссертации. Первая глава «Правовое регулирование и организация деятельности общей полиции Казанской губернии после проведения полицейских реформ 60 – 70-х гг. XIX в.» состоит из трех параграфов. В первом параграфе рассматриваются вопросы реформирования общей полиции и становления новой полицейской системы в Казанской губернии. 25 декабря 1862 г. императором был издан Указ Правительствующему Сенату, к которому прилагались «Временные правила об устройстве полиции в городах и уездах губерний по общему учреждению управляемых». По новому закону «до издания общего учреждения полиции» земская и городская полиция были объединены в уездное полицейское управление под руководством уездного исправника. Уезды был разделены на станы во главе со становыми приставами. В соответствии с «Временными правилами», земские исправники были переименованы в уездных исправников. Исправник признавался начальником уездной полиции, а полицмейстер – городской. В тех местностях, где городская и земская полиции подлежали объединению, городничие и полицмейстеры упразднялись, обязанности последних возлагались на уездных исправников, а обязанности городских полиций были возложены на уездные полицейские управления. Земские суды подлежали переименованию в уездные полицейские управления. В Казанской губернии земские суды были преобразованы в уездные полицейские управления в мае-июне 1863 г. В целях дальнейшего укрепления полиции на местах министр внутренних дел 9 июня 1878 г. с одобрения императора утвердил «Временное положение о полицейских урядниках в 46-ти губерниях, по Общему Учреждению управляемых». Штаты уездных полицейских управлений пополнились новой должностью – полицейским урядником, который занимал среднее положение между становым приставом и сотским. Должность полицейского урядника характеризовалась узким кругом полномочий. В его функции прежде всего входило предупреждение и пресечение преступлений, производство дознаний по уголовным делам. В Казанской губернии новые полицейские служащие приступили к исполнению возложенных на них обязанностей лишь в начале 1879 г. Уникальным для Казанской губернии было введение в соответствии с указом от 6 апреля 1870 г. института полицейской стражи. В этом смысле Казанская губерния являлась своего рода полигоном для апробирования полицейской стражи, которая стала ключевым низовым звеном полицейской системы империи лишь в 1903 г. В соответствии с законом от 15 декабря 1862 г. министр внутренних дел получил право «ввести повсеместно уездные полицейские команды из нижних чинов военного ведомства»1, что и было реализовано на территории Казанской губернии. Предпосылками введения полицейской стражи именно в Казанской губернии являлись обширность территории, поликонфессиональность и полиэтничность населения. С введением в 1878 г. института полицейского урядника, полицейская стража в местностях, где она существовала, подлежала упразднению. Однако для полицейской стражи Казанской губернии, введенной в 1870 г., было сделано исключение. Она существовала в прежнем составе наряду с полицейскими урядниками. Это объясняется тем, что в конце 70-х – начале 80-х гг. XIX в. в Казанской губернии появилась неизвестная другим регионам угроза панисламизма и пантюркизма, что потребовало усиленного состава полиции для охраны правопорядка, обеспечения безопасности и территориальной целостности Российской империи. Указанная проблема была спровоцирована русско-турецкой войной 1877 г. Спецификой деятельности полиции Казанской губернии являлось использование в 60-х гг. казачьих отрядов Оренбургского и Уральского казачьих войск для обеспечения правопорядка в губернии. Необходимость привлечения неполицейских формирований к правоохранительной деятельности объяснялась двумя основными причинами. Во-первых, казаки не являлись жителями Казанской губернии, а потому не были связаны с местным населением. Классные чины полиции губернии неоднократно докладывали о бездеятельности сотских и десятских, имевших прямую заинтересованность в неисполнении полицейских обязанностей, так как сами являлись представителями сельского населения. В целях частичного восполнения указанного пробела в Казанскую губернию были направлены казаки. К примеру, конокрадство, наиболее распространенное преступление среди чувашей и татар, было одним из самых труднораскрываемых преступлений ввиду частого укрывательства сотскими и десятскими известных им преступников. С размещением казачьих формирований в уездах количество таких преступлений существенно сократилось. Во-вторых, по территории Казанской губернии проходил Сибирский тракт, вследствие чего здесь нередко обнаруживались беглые арестанты из Сибири. Розыскные мероприятия сотских и десятских не приносили желаемого успеха, а становые приставы занимались лишь формальной отпиской об отсутствии в их станах беглых и дезертиров. Ввиду мобильности и оперативности казачьих отрядов результаты их полицейской деятельности губернскими властями были признаны довольно высокими. В 1870 г. с момента введения в Казанской губернии института полицейской стражи, казачьи отряды были отозваны, но при Казанском губернаторе отряд казаков был сохранен. В результате проведения полицейских реформ и принятия в 1862 г. «Временных правил об устройстве полиции в городах и уездах губернии» произошли существенные структурные и качественные изменения в системе органов полиции Российской империи. Однако реформы оказались половинчатыми и не получили своего логического завершения вопреки планам российского правительства. Название вышеуказанного полицейского нормативного акта не было случайностью. Правила в замыслах правящих кругов действительно имели временный характер. Предполагалось после проведения судебной и городской реформ поставить точку в преобразованиях общей полиции. Так или иначе, Временные правила об устройстве полиции в целом оставались фундаментом организации деятельности полицейских учреждений вплоть до упразднения полиции в 1917 г. В деятельности местных полицейских учреждений четко прослеживается потребность в комплексном, системообразующем нормативном акте, определявшем не только структурно-кадровые вопросы организации полиции на местах, но и четкое закрепление полицейских обязанностей за теми или иными чинами полиции. Несовершенство общеимперского законодательства, регулировавшего деятельность чинов общей полиции, вызвало необходимость применения в полицейской деятельности множества локальных и внутриведомственных нормативных актов и актов официального толкования, а также предоставления губернаторам права издания специальных нормативных актов, обязательных для исполнения чинами полиции на местах, с учетом особенностей того или иного региона (к примеру, Обязательное постановление Казанского губернатора о борьбе с хулиганством от 19 февраля 1913 г.). Можно с уверенностью констатировать, что полиция Казанской губернии, прежде всего уездная, в процессе выполнения своих функциональных обязанностей была оторвана и от губернских властей, и от Департамента полиции МВД. Несмотря на то, что за полицией был установлен общий контроль губернатора, заключавшийся, в проведении ревизий, предоставлении дополнительных полицейских сил для подавления беспорядков, ведении многочисленной переписки, тем не менее, из всех его