Формированиелидерских качеств студентов колледжа физической культуры
Содержание
Введение
1. Теоретическое обоснование проблемыформирования лидерских качеств студентов колледжа физической культуры
1.1 Лидерские качества и ихпсихологическая характеристика
1.2 Системные, коммуникативные ивнутренние качества лидера
2. Лидерство у студентов колледжафизической культуры
Список использованной литературы
Введение
В настоящее время, когдаименно производственные условия определяют успехи науки, техники, возникаетострая необходимость в людях, владеющих искусством проявлять собственнуюактивность в производственном процессе. В любом профессиональном коллективекаждый его член может и должен влиять на успешность и эффективность труда. И проявлениеличностных качеств становится могучим средством формирования личности толькотогда, когда они являются значимыми не только для самой личности, но и для тех,кто ее окружает.
Управлять деятельностьюлюдей — значит оказывать на них влияние, побуждая работать на достижение целейорганизации.
Влияние — поведениеодного лица, которое вносит изменения в поведение другого. Влиять на другихлюдей можно через просьбу, пожелание, угрозу, шантаж, приказ, мнение, идею ит.д. Возможность влиять появляется в том случае, если одно лицо находится вопределённой зависимости от другого. Эти отношения зависимости определяются каквластные отношения.
Лидер эффективноосуществляет формальное и неформальное руководство. Лидерство — это способностьоказывать влияние на отдельные личности, группы, направляя их усилия надостижение целей организации.
Неформальные группы иорганизации возглавляются лидерами (неформальными), которые в отличие отформальных не назначаются, а завоёвывают признание работников. Формальный лидердействует в рамках делегируемых ему полномочий. Действия неформального лидераопределяются интересами группы или организации и могут выходить за рамкиформальных отношений.
Руководство (илилидерство) в формальной организации осуществляется субъектом, который наделёнопределённой властью.
Лидер во многом определяет успехорганизации, динамику развития фирмы. От него зависят мотивация работников, ихотношение к труду, взаимоотношения и многое другое. Таким образом, эта областьменеджмента имеет огромное значение в управлении и, на мой взгляд, обязательнаи полезна для изучения. Основываясь на эти теоретические данные можно отметить,что роль лидера в деятельности велика, и поэтому данная тема являетсяактуальной, несмотря на многочисленные разработки.[12;35]
Теоретическую иметодологическую основу работы составляют положениятеории социальной перцепции, разработанные в трудах отечественных ученых (К.А. Абульханова-Славская, Б.Г. Ананьев. Г.М. Андреева, А.А. Бодалев, И.П. Волков, Р.Б. Гительмахер, А.И.Донцов, А.Л. Журавлев, А.И. Китов, И.С. Кон, Е.С. Кузьмин, В.Н.Куликов, Б.Ф. Ломов, В.В. Новиков, Н.Н. Обозов, A.JL Свенцицкий и др.), идостижения зарубежных психологов в разработкетеории познания людьми друг друга (С. Аш, Д. Брунер, К. Девис, Д. Дженнингс, Г. Кэлли, Г. Линдсей, Г. Оллпорт, Л. Хайдер и др.).
Менее интенсивнопроводятся исследования лидерства у будущих специалистов. В последнем случае они чаще всего носят прикладной характер, в нихизучаются отдельные аспекты проблемы (Н.В. Бахарева, Р.Б. Гительмахер, Н.В.Гришина, Д.В. Демина, Ю.Н.Емельянов, А.Л. Журавлев, Ю.Д.Красовский, С.М. Михеева,А.А. Русалинова, Ю.Н. Степкин,В.А. Чикер и др.).
Эффективностьдеятельности во многомопределяет успех организации, динамику ее развития. От этого зависят мотивация,отношение к труду, взаимоотношения и многое другое. Таким образом, эта областьменеджмента имеет огромное значение в управлении и, на наш взгляд, обязательнаи полезна для изучения.
Актуальность инеобходимость рассмотрения данных вопросов определила выбор темы работы: «Формированиелидерских качеств студентов колледжа физической культуры».
Цель работы: теоретическиизучить и экспериментально проверить особенности формирования лидерских качествстудентов колледжа физической культуры.
Объект исследования: лидерскиекачества.
Предмет исследования: условияформирования лидерских качеств.
Для достиженияпоставленной цели нами были определены следующие задачи:
Проанализироватьлитературу по теме работы;
Определить сущностьлидерских качеств;
Охарактеризоватьособенности формирования лидерских качеств у студентов колледжа физическойкультуры;
Определить на практикеособенности формирования лидерских качеств студентов колледжа физическойкультуры;
Обобщить и сформулироватьвыводы по данной теме.
Методы исследования:теоретико-ориентированные – анализ литературы, обобщение материалов по темеработы; практико-ориентированные — тестирование, наблюдение.
Практическая значимостьисследования заключается в обобщении материала по теме работы, разработкерекомендаций по совершенствованию лидерских качеств у студентов колледжафизической культуры.
/>/>/>1. Теоретическое обоснование проблемы формирования лидерских
качеств студентовколледжа физической культуры/>
1.1 Лидерские качества и ихпсихологическая характеристика
Личность темзначительнее, чем больше в индивидуальном преломлении в ней представленовсеобщее. Индивидуальные свойства личности — это не одно и то же, чтоличностные свойства индивида, т. е. свойства, характеризующие его как личность.
В качестве собственноличностных свойств из всего многообразия свойств человека обычно выделяются те,которые обусловливают общественно значимое поведение или деятельность человека.Основное место в них, поэтому занимают система мотивов и задач, которые ставитсебе человек, свойства его характера, обусловливающие поступки людей (т. е. теих действия, которые реализуют или выражают отношения человека к другим людям)и способности человека (т. е. свойства, делающие его пригодным к историческисложившимся формам общественно полезной деятельности).
Индивидуально-психологическиеособенности личности — динамичная, меняющаяся в процессе жизни и деятельностисистема. Поэтому их изучение и анализ должны строиться с позиции раскрытияпотенциала личности для дальнейшего развития [12].
Определяя, что такоеэффективное лидерство, важно провести различия между лидером, лидерством иведением. Позиция лидера — это роль в определённой системе. Человек, формальноиграющий роль лидера, может обладать, а может и не обладать лидерскими навыкамии способностью руководить. Лидерство имеет прямое отношение к личным умениям,способностям и влиянию. Часто лидерство может принадлежать человеку, неявляющемуся формальным лидером. Ведение — это результат сочетаниясоответствующей роли и способности к лидерству, то есть умения каким-то образомвлиять на других людей [1;14].
В самом широком смыслелидерство можно определить, как способность влиять на других в направлениидостижения определённой цели. Таким образом, лидер ведет сотрудника или группусотрудников к определенной цели. В деловой сфере и в организациях лидерствочасто противопоставляется менеджменту. Менеджмент обычно определяют, как«умение выполнить задачу посредствам других людей». Лидерство же определяют,как «умение сделать так, чтобы другие люди захотели выполнить задачу». Такимобразом, лидерство тесно связано с созданием мотивации и влиянием на другихлюдей [6].
Лидерство — один издревнейших феноменов, психологию которого хотели бы познать люди. Ведь именнолидерство чаще всего связано с ключевыми фигурами на шахматной доске жизни. Иименно от этих фигур, в первую очередь, зависит исход любой партии, посколькуони являются центрами всей системы. Желание стать лидерами и самим управлятьсистемой есть у многих, ведь, становясь лидером, у нас открывается значительнобольше возможностей и перспектив, мы получаем доступ к большему числу ресурсови бонусов. Становясь лидером, мы делаем определённые инвестиции: сначала мыработаем на имидж лидера, а затем имидж лидера работает на нас.
Вот один из вопросов,который задавали себе многие исследователи: «Лидерами рождаются или становятся,и есть ли эффективные способы развития лидерского потенциала?» Большоеколичество исторических примеров показывает, что многие известные лидерыслепили себя своими собственными руками. Значит, лидерский потенциал можноформировать и развивать. Но с чего начать? Как известно, мы можем управлятьтеми системами, структуру которых мы знаем. Следовательно, необходимо понять изчего состоит лидерство — из каких винтиков и шестерёнок.
Самая большая проблема, скоторой столкнулись исследователи, изучающие лидерство, — это выбор подходов иязык описания лидерского феномена. В своей жизни и в истории мы можем встретитьлидеров, которые очень сильно отличаются друг от друга, но в то же время в нихопределённо есть общие черты. Но именно это общее кажется чем-то неуловимым ипостоянно ускользает. И даже в случае нахождения определённых закономерностей труднонайти инструменты, позволяющие эти закономерности измерить, описать, а затемсформулировать в виде простых, чётких рекомендаций и инструкций, которые моглибы помочь развить в себе лидерский потенциал [4].
Один из способов такогоописания — это так называемый качественный подход или описание качеств,которыми должен обладать лидер. По данным ряда исследователей, было определенооколо 70 качеств, так или иначе соответствующих критериям лидерства. Но этиданные зачастую между собой несогласованны, да и развитие в себе такого числакачеств — задача практически невозможная.
В теории менеджментасуществует не один подход к проблеме лидерства:
Подход с позиции личныхкачеств. Согласно личностной теории лидерства, лучшие из руководителей обладаютопределённым набором общих для всех личных качеств. Развивая эту мысль, можноутверждать, что если бы эти качества могли быть выявлены, люди могли бынаучиться воспитывать их в себе и тем самым становиться эффективнымируководителями. Некоторые из этих изученных черт — это уровень интеллекта изнания, впечатляющая внешность, честность, здравый смысл, инициативность,социальное и экономическое образование и высокая степень уверенности в себе.Однако изучение личных качеств продолжает давать противоречивые результаты. Лидеры,как правило, отличаются интеллектом, стремлением к знаниям, надежностью,ответственностью, активностью, социальным участием и социально-экономическимстатусом. Но в разных ситуациях эффективные руководители обнаруживали разныеличные качества. Учеными был сделан вывод, что «человек не становитсяруководителем только благодаря тому, что он обладает некоторым набором личныхсвойств». [15; 203]
Поведенческий подход.Поведенческий подход создал основу для классификации стилей руководства илистилей поведения. Это стало серьезным вкладом и полезным инструментом пониманиясложностей лидерства. Этот подход к изучению лидерства сосредоточил своевнимание на поведении руководителя. Согласно поведенческому подходу,эффективность определяется не личными качествами руководителя, а скорее егоманерой поведения по отношению к подчинённым.
Ситуационный подход. Ниподход с позиций личных качеств, ни поведенческий подход не смогли выявитьлогического соотношения между личными качествами или поведением руководителя, содной стороны, и эффективностью, с другой. Это не означает, что личные качестваи поведение не имеют значения для руководства. Наоборот, они являютсясущественными компонентами успеха. Однако более поздние исследования показали,что в эффективности руководства решающую роль могут сыграть дополнительныефакторы. Эти ситуационные факторы включают потребности и личные качестваподчиненных, характер задания, требования и воздействия среды, а такжеимеющуюся у руководителя информацию [10].
Таким образом, рассматриваялидера как активного организатора и координатора деятельности, мы соглашаемся смнением многих авторов о его ведущей роли в организации взаимодействия людей,повышении их работоспособности и срабатывамости[15]
В настоящее времясуществует несколько концепций лидерства. Проведем краткий анализ существующихконцепций.
Концепция атрибутивноголидерства опирается на теорию атрибуции, объясняющую причинно-следственнуюсвязь между тем, что произошло, и тем, что люди считают причиной происшедшего.Атрибутивный подход к лидерству исходит из того, что выводы лидера в равноймере, как и поведение подчинённых, обусловлено реакцией лидера на поведениепоследних. Наблюдая за работой подчинённых, лидер получает информацию о том,как она выполняется. В зависимости от этого он делает свои выводы о поведениикаждого из работников и выбирает стиль своего поведения таким образом, чтобыадекватно реагировать на поведение подчиненного. Например, если лидерприписывает плохие результаты работы подчинённого его лени, то за этим можетпоследовать выговор. Если же лидер считает, что виной являются внешние поотношению к подчиненному факторы, например, резко возросший объем работы, толидер постарается решить проблему по-другому [7].
Рассматриваемый подходпредполагает, что знание причин, создавших ситуацию, усиливает лидерскоепонимание и способность предсказать реакцию людей на ситуацию. Концепции имодели, разработанные на этой основе, пытаются ответить на вопрос, почему людиведут себя так, а не иначе. При этом учитывается то, что в большинстве случаевлидер не имеет возможности непосредственно наблюдать за работой подчиненного.
В рамках данного подходалидер главным образом выполняет работу информационного процессора. Он ведетпоиск информационных подсказок, помогающих ему ответить на вопрос, почему — тоили иное происходит. Найденное таким образом объяснение причин направляет еголидерское поведение.
Определение лидеромпричин поведения подчиненного базируется на трех составляющих: личность, самаработа, организационное окружение или обстоятельства.
В поиске причин лидерпытается получить три различных вида информации о поведении подчиненного,степень отличия, последовательность и степень уникальности. Первое — связано сжеланием руководителя, понять связь между поведением и работой с той точкизрения, насколько данное поведение можно приписать отличительным особенностямзадания. Во-вторых, лидера интересует то, насколько подчиненный последователенв проявлении данного поведения или как часто такое поведение у негопроявляется. И, наконец, лидер учитывает, насколько другие подчиненные ведутсебя таким же образом. То есть, является ли данное поведение уникальным,характерным для одного подчиненного или наблюдается у многих [8].
На описанный выше процессопределения лидером причин случившегося влияют атрибутивные регуляторы илипомехи, искажающие его восприятие и заставляющие лидера быть непоследовательнымв своем поведении. Чем больше поведение подчиненного видится лидеру, какрезультат его личностных характеристик «внутренние причины», тем больше лидервозлагает на подчиненного ответственности за результаты. В этом случаеотдельные черты личности подчиненного становятся атрибутивными помехами.
Исследованиясвидетельствуют, что руководителям свойственно приписывать успех в работе у женщинвнешним причинам, а неудачи внутренним. По-другому рассуждают руководители вотношении работников мужского пола.
Данная модельатрибутивного лидерства имеет существенные отличия от традиционных моделей,являющихся излишне описательными и, главное, не отвечающих на вопрос, почему [15].
В модели имеются двеважные связки. Первая связка отражает стремление лидера определить причиныплохой работы. Этот поиск регулируется тремя типами информации о поведенииподчинённого: отличительные особенности, последовательность и степеньуникальности. Вторая связка отражает ответное лидерское поведение, являющеесяследствием того, что, по мнению лидера, является причиной плохой работы.Взаимосвязь между установленными лидером причинами результатов работы и егопоследующим поведением определяется тем, кто, по мнению лидера должен нестиответственность за происшедшее. Если лидер считает, что причины носятвнутренний характер, то ответственность, по его мнению, должен, нестиподчиненный, и к нему принимаются соответствующие меры.
Исследования показали,что в рамках данной модели, скорее всего, происходит не воздействие лидера наповедение подчинённого, а взаимодействие между лидером и подчиненным, то естьподчинённый своей реакцией на меры руководителя оказывает влияние напоследующее его поведение.
Концепцияхаризматического лидерства предполагает, что имеются две противоположныепозиции формирования имиджа лидера. Одна отрицает вообще какое-либо влияниелидера на организационную эффективность, а другая – ведет к лидерской харизме ипопытке подчинённых приписать лидеру почти магические, а в отдельных случаях ибожественные качества.
Харизма является формойвлияния на других по средствам личностной привлекательности, вызывающейподдержку и признание лидерства, что обеспечивает обладателю харизмы власть надподчинёнными. Как источник лидерской власти харизма относится к власти примера,связанной со способностью руководителя влиять на подчиненных в силу своихличных качеств и стиля руководства. Харизма дает руководителю преимуществаэффективнее оказывать свое влияние на подчиненных. Многие считают, чтополучение харизмы связано со способностью лидера, находить своих обожателей ипочитателей и даже менять их состав в зависимости от ситуации. Другиеопределяют харизму как набор специфических лидерских качеств. Последнее легло воснову рассматриваемой ниже концепции харизматического лидерства, являющейся,по сути, продолжением концепции атрибутивного лидерства и строящейся накомбинации качеств и поведения лидера [8].
Харизматическим считаетсятот лидер, который в силу своих личностных качеств способен оказывать глубокоевоздействие на подчинённых. Лидеры этого типа испытывают высокую потребность вовласти, имеют сильную потребность в деятельности и убеждены в моральной правотетого, во что они верят. Потребность во власти мотивирует их в стремлении статьлидерами. Их вера в свою правоту передает людям чувство того, что он способенбыть лидером. Эти качества развивают такие черты харизматического поведения,как моделирование роли, создание образа, упрощение целей «фокуса простого идраматического характера цели», упор на большие ожидания, проявлениедоверительности у подчинённых, импульса к действиям. [13].
Исследованиясвидетельствуют, что у харизмы есть негативная сторона, связанная с узурпациейличной власти или полным фокусом лидера на самого себя, и позитивная –связанная с упором на разделяемую власть и тенденцией к делегированию части еёподчинённым. Это помогает объяснить разницу между такими лидерами, как Гитлер,Ленин, Сталин и такими, как Сахаров, Мартин Лютер Кинг и им подобным. В целомхаризматическому лидеру приписывают наличие уверенности в себе, высокойчувствительности к внешнему окружению, видения решения проблемы, умения свестиэто видение до уровня, понятного подчинённым и побуждающего их к действиям;неординарного поведения в реализации своего видения.
Модели харизматическоголидерства различаются количеством стадий развития самой харизмы и отношений сподчинёнными. Считается, что вначале необходимо развить чувствительность кобнаружению проблемы, на которую можно было бы обрушиться с критикой. Затемнеобходимо развить в себе видение идеализированных путей решения этой проблемы.В видение должно быть включено что-то новое, ранее ни кем не предлагавшееся иотносительно которого кажется, что оно может немедленно продвинуть решениепроблемы [20].
Исследование практикиделовых организаций показало, что в обычной ситуации харизматическое лидерствоне всегда требуется для достижения в бизнесе высоких результатов. Чаще оно подходитк тем случаям, когда подчиненные сильно идеализируют свои желания и пути ихвыполнения. Это во многом объясняет более частое наличие харизмы у лидеров,проявляющих себя в политике, религии, военных действиях. Для бизнеса важностьхаризматического лидерства возрастает по мере необходимости проведения ворганизации радикальных изменений в связи с критичностью ситуации. Однако вэтих обстоятельствах возникает другая концепция лидерства: концепциялидера-преобразователя или лидера реформатора [16].
Понятие преобразующегоили реформаторского лидерства в концепции преобразующего лидерства имеет многообщего с харизматическим лидерством, но трактуется существенно.Лидер-реформатор мотивирует подчинённых путем повышения уровня ихсознательности в восприятии важности и ценности поставленной цели,предоставление им возможности совместить свои личные интересы с общей целью,создания атмосферы доверительности и убеждения, подчинённых в необходимостисаморазвития. Лидер-реформатор — это преобразователь, а не спаситель, онпроявляет творчество, а не кудесничество, за ним стоят реалии, а не мифы, онведёт подчинённых от результата к результату, а не от обещания к обещанию,ориентирует людей на труд, а не на дивиденды, его цель не изменить мир, аизмениться в мире через развитие.
Модель преобразующего илиреформаторского лидерства предполагает наличие у лидера и подчинённыхопределённого поведения, пригодного, по мнению разработчиков модели, длятворческого решения проблемы в кризисной ситуации.
Модель имеет ряд отличительныхмоментов. Во-первых, признаётся необходимым для лидера влиять на подчинённыхчерез привлечение их к участию в управлении, быть самому частью группыорганизации, а не «стоять над ней», с энтузиазмом поддерживать совместныеусилия. От подчинённых требуется не слепое следование за лидером, а критическаяоценка предоставляемых возможностей и осознанный подход к своим действиям,уменьшение влияния эмоций и увеличение значимости и рациональности в поведении.Во-вторых, поскольку атмосфера доверия развивает сильную взаимозависимостьмежду лидером и подчинёнными, то возникает серьезная опасность того, чторуководитель окружит себя соглашателями, либо же наоборот, руководитель пойдётна поводу у подчинённых. Эти два традиционных подхода не пригодны для лидера-преобразователя[14].
Проанализированные намиконцепции не представляют собой полной картины имеющихся теорий лидерства, но,тем не менее, отмечаются многими психологами в качестве основных. Отмечая рольлидеров в организации деятельности людей, основным фактором исследователиназывают личностные качества лидеров, их индивидуальность.
Лидер должен бытьоптимистом. Оптимист всегда охотно выслушивает других и их идеи, потому что онвсегда ждет хороших новостей. Пессимист слушает как можно меньше потому, чтоожидает плохих новостей. Оптимист думает, что люди по преимуществу готовыприйти на помощь, обладают творческим началом, стремятся к созиданию. Пессимистсчитает, что они ленивы, строптивы и от их мало прока. Интересно, что обаподхода обычно оказываются правильными.
Лучшие лидеры заботятся освоих сотрудниках. Их интересует, что делают другие. Хороший лидер доступен ине прячется за дверью кабинета. Лучшие менеджеры человечны, они отдают себеотчёт в собственных слабостях, что делает их терпимее к слабостям других.
Лидер должен быть смелым.Он всегда попытается найти новый способ выполнить задачу только потому, чтоэтот способ лучше. Но он никогда не делает это необоснованным. Если он разрешиткому-то провести эксперимент и тот окончится неудачей, то он не возложит винуна него и не потеряет в него веру [7].
Он обладает широтойвзглядов. Он никогда не скажет: «Это не моё дело». Если он ожидает, что группасотрудников энергично включится в работу, когда возникнут какие-либо необычныеситуации, нужно продемонстрировать им, что он сам готов взяться за новое дело,когда его об этом попросят. Лидер проявляет большой интерес ко всем аспектамдеятельности фирмы, должен быть решительным. Когда есть вся необходимаяинформация, правильное решение лежит на поверхности. Труднее, когда известны невсе исходные данные, а решение все равно необходимо принять [12].
Требуется настоящаясмелость, чтобы принять решение и осознавать при этом, что оно может бытьошибочным.
Лидер тактичен ивнимателен. Основной принцип: критиковать работу, а не человека, еёвыполняющего.
Справедливость — тожеважная черта. Когда подчинённый совершает ошибку, ему нужно указать на неё, ондолжен её признать, а потом надо забыть об этом.
Лидер должен быть всегдачестен. Быть честным по отношению к руководству — это говорить то, что,возможно, не всегда приятно слышать. Быть честным по отношению к подчинённым; этоговорить, когда правы и когда неправы. Быть честным — это умение признаватьсвои ошибки. Не всегда легко сказать правду, не ущемив чувства других и непоказавшись бестактным, но честность в интересах общего блага фирмы и еёсотрудников всегда должна быть превыше всего [21].
Лидер должен бытьчестолюбивым. Он радуется не только за себя, но и за достижения сотрудников иразделяет их успех. Таким образом, он вдохновляет других своим энтузиазмом иэнергией. Должен быть последовательным и скромным. Он не нуждается в лестиокружающих, к тому же ему не надо скрывать свои ошибки, должен бытьнаставником. Он помогает своим подчиненным развивать в себе уверенность, любовьк людям, честолюбие, энтузиазм, честность, уравновешенность и решительность [21].
Лидер всегда должен бытьуверенным в себе. Уверенность в себе без заносчивости, вера в свои силы беззаносчивости, вера в свои силы без высокомерия — вот отличительные чертысильного человека.
По мнению зарубежныхэкспертов, поведение лидера должно отличаться: некоторой агрессивностью,настойчивостью, готовностью к восприятию и передаче информации,рациональностью, групповой работой юмором, стремлением к установлению контакта,самоконтролем, уверенностью в манере поведения, положительным отношением ксостязательности, но естественно ориентированностью на достижение поставленныхцелей.
Итак, в число наиболееважных способностей лидера входят: умение реализовать, делегировать полномочияи ответственность. Способности к организации и мотивации групповой работы,установлению приоритетов, самопознанию и самооценки, убеждению, аналитическомумышлению, распознаванию наиболее существенных факторов, системности, обработкии формирование информации, разработке программ, выявление тенденций,распределение усилий и времени. Он должен ясно осознавать, что такие чертыповедения как вежливость, тактичность, деликатность, абсолютно необходимы для“умения вести себя в обществе”. Нельзя забывать о культуре общения, чувствемеры, доброжелательности, нужно полностью управлять своими эмоциями, стрессами.Необходимо иметь свой, но непременно цивилизованный стиль поведения, свой, нонепременно благородный образ, тот самый имидж лидера, который гарантирует нетолько половину успеха, но и постоянное удовлетворение от деятельности [14].
Качества лидера,представленные в психологии, можно объединить в следующие группы:
1) Воля. Способностьпреодолевать препятствия на своем пути.
Воля — это то, чтопомогает человеку идти вперед и не сворачивать. Это то, что каждый деньподнимает его с постели, потому так надо. Воля хорошо развита у спортсменов,поэтому спортсмены добиваются высоких результатов в бизнесе и, наоборот.
2) Настойчивость.
На пути бизнесмена,спортсмена, да и любого другого человека часто возникают препятствия. Уобычного человека есть выбор — либо остановиться, либо пойти дальше, разрушаяэто препятствие. У Лидера выбора нет! Он просто идет напролом и не важно, чтобудет препятствием. Важно то, что будет за ним. Это и есть настойчивость.
3) Независимость иинициативность
Инициатива сроднилидерству. Без инициативы не будет лидера. Независимость — тоже важное качестволидера. Под этим словом подразумевается свобода во всем: деньги, жилье, машина.Никакого курения, алкоголя и наркотиков! Эти факторы гасят вашу независимость!
4)Адаптивность — умениеприспосабливаться к новым условиям. Это очень важное качество. В свое времяЧарльз Дарвин говорил по этому поводу следующее:
Выживают вовсе не самыесильные виды, и даже не самые разумные. Выживают те, кто быстрее другихприспосабливается к перемена
Именно такие людивыживают после эпидемий, мировых войн и массовых стихийных бедствий — потомучто они могут быстро адаптироваться к данным условиям.
5) Самокритичность
Если вы не будете трезвооценивать себя, свои поступки, то вы либо погрязните в самолюбии, либо утонетев своей неуверенности. Самокритичность — это тот баланс, который необходимкаждому лидеру для оценки своего собственного я.
6) Требовательность ксебе и другим
Тут работает правило:«Относись к людям так, как ты бы хотел, чтобы относились к тебе».Если вы спрашиваете с других, то нужно то же самое спрашивать с себя. Если вытренер и требуете с учеников 50 отжиманий, вы обязаны сделать 50 отжиманийтоже. Надеюсь, мысль понятна.
7) Психическаяустойчивость
Если вы — лидер, то у васбудут стрессовые ситуации всегда. Нужно быть к этому готовым и нужно уметьдержать себя в руках.
8) Надежность. Умениедержать слово.
Люди, работающие с вами,должны знать, что на вас можно положиться, поэтому нужно уметь держать своеслово.
9) Выносливость. Умениеработать даже в условиях перегрузок.
Часто бывают ситуации,когда думаешь, что больше не можешь, что больше нет сил и ничего нельзясделать. Выносливость — это то чувство, которое помогает разбить вдребезги всеслова «нет»
10) Оптимистичность
Надейся на лучшее, аожидай худшего
Это правило работаетздесь. Всегда нужно быть оптимистом по жизни, но при этом не забывать, что естьи негативные стороны жизни. Нужно просто об этом помнить.
11) Решительность.Способность самостоятельно принимать решения.
Это важный пункт вразвитии лидерских качеств. Это способность просто делать [12].
За последнее времянаметилось значительное возрастание интереса к проблеме лидерства. Лидерство — это искусство влияния на людей, вдохновения их на то, чтобы они по своей волестремились достичь неких целей. Лидер-это человек, который объединяет,направляет действия группы. Это наиболее авторитетная личность, реально играющаяцентральную роль в организации совместной деятельности и регулированиивзаимоотношений в группе. />
1.2 Системные,коммуникативные и внутренние качества лидера
В психологии выделеныкачества, которые, являются ключевыми и наиболее полно определяют лидерство.Для этого был сформирован ряд критериев, которым должны соответствовать этикачества. Во-первых, качество лидера должно быть разделяемо большим числомисследователей, то есть быть достаточно референтным. Во-вторых, качество должнобыть ключевым или хотя бы значимым. Без этого качества не мог бы обойтись ниодин из общепризнанных лидеров прошлого и современности. Ну и, наконец,в-третьих, качество должно иметь оформленную внутреннюю структуру, чтобы былавозможность указать способы его развития, разложив на составные части.
Таким образом, исходя изэтих критериев, выделилось 12 основных лидерских качеств.
Для удобства работы слидерскими качествами они были разделены на три группы: системные навыки,коммуникативные навыки и внутренние качества.Группы навыков Лидерские качества Системные навыки. Видение. Целеполагание. Чувствительность к изменениям. Гибкость. Целеустремлённость, настойчивость. Коммуникативные навыки. Умение мотивировать, вдохновлять, убеждать. Коммуникабельность. Внутренние качества. Уверенность в себе. Дерзновенность. Проактивность. Самообладание. Внутренняя целостность.
Ниже подробно описанокаждое из этих качеств и даны рекомендации по их развитию. Поскольку недостаточно просто поставить себе цель стать лидером или усовершенствовать своилидерские навыки, необходимо перейти к действию, т.е. к развитию. А для этогонужно наметить стратегии продвижения. Ряд таких стратегий даны в описаниикаждого качества.
Системные навыки.
Видение. С этого навыканачинается лидерство, поскольку видение позволяет создавать образ нового, ещёне реализованного будущего и показывать его последователям. Оно отвечает навопрос: «А что будет через 5, 10, 15 лет?» Видение помогает рисовать картины ивыстраивать перспективы. Оно даёт возможность заглянуть туда, куда заглядываютединицы, а может быть, и никто. И именно оно даёт первый толчок к движению иразвитию, ведь, обладая этим качеством, можно ставить значительно болеезначимые, глобальные и дерзкие цели. Умение создавать видение сплачивает, вдохновляетлюдей и возбуждает у них желание следовать за лидером, обладающим даннымталантом. И конечно, отличие лидера от фантазёра или фантаста состоит в том,что лидер умеет задать себе вопросы: «А как это будущее сделать реальностью?Что из этого можно воплотить в действии? А какую часть мечты могу воплотитьлично я и моя команда?» И здесь мы уже переходим к следующему лидерскому навыку— умению ставить цели, о котором речь пойдёт дальше [10].
Развивать навык виденияможно путём достраивания будущего. Видение начинается с прогнозов, которыми мызанимаемся постоянно, но часто не отслеживаем этого: «Сегодня точно пойдётдождь», «Партнёры с вероятностью 70% могут сорвать поставки товара» и т.д.Начинаем прогнозировать с малых временных промежутков: день, неделя, месяц, ипостепенно переходя к более продолжительным временным отрезкам: полгода, год,пять лет, десять лет. При этом мы стараемся постоянно удерживать перед собойобраз будущего. Если вначале наше видение будет основываться на достаточноочевидных прогнозах, опирающихся на экономические и прочие показатели:«Реализация в этом месяце должна составить 1500000 рублей», — то, постепенноувеличивая интервал времени, прогнозы будут становиться не столь очевидными. Отпростых математических выкладок мы будем перемещаться в более сенсорнуюобласть, всё меньше поддающуюся статистической обработке. При этом образбудущего может становиться всё более размытым. Более того, будут появлятьсяальтернативные прогнозы развития событий. В этом случае сохраняем самыйжелаемый, но поддерживаем достаточно реалистичный образ, ни в коем случае неуничтожая альтернативные варианты. Затем желаемый образ делаем более ярким ичётким, продолжая простраивать будущее всё дальше и дальше. Наиболее успешныелидеры бизнеса всегда имеют основной вариант будущего и ряд альтернативныхвариантов. Поэтому они готовы практически к любым сюрпризам, переходя от однойстратегии развития будущего к другой.
Ещё одним способомразвития видения является обратный перепросмотр, когда формируется образжелаемого будущего, например через 5 лет. (Будущее должно быть по-прежнемуярким, светлым и привлекательным). Затем вы задаёте себе вопрос: «Чтобы этобудущее состоялось, что должно быть за один шаг до того, как это свершиться?» —и далее рисуете целый набор событий, предвосхищающих это будущее. Делаете ещёшаг назад: «Что должно быть предвестником следующего шага, чтобы ваше будущеереализовалось?» И так вы двигаетесь до сегодняшнего момента, простраивая своё будущееиз конечной точки в настоящее. Как только этот путь будет проделан, видение,которое недавно казалось абсурдным и недосягаемым, становится реальным понятными близким [5].
Целеполагание (навыкпостановки цели). Целеполагание позволяет сформулировать видение в совершенноконкретный осязаемый результат. Выстроить дорожки-стратегии, по которым можнодостичь желаемых целей кратчайшим путём. Целеполагание позволяет ясно видетьцель, а не только отдалённые перспективы и манящие маяки на горизонте. Хорошо сформулированныйрезультат позволяет цели стать чёткой, ясной, понятной. Лидер не просто ставитцели (как правило, эти цели обладают определенным ощущением, вкусом, запахом иимеют особую окраску). Цель лидера амбициозна, она содержит в себе вызов! Этоне просто очередной холм в пространстве достижений — это вершина. Такой подходдаёт определённое состояние — состояние страстности, когда цель делает вызов:«А в этот раз сможешь?» Именно поэтому лидер часто достигает значительнобольшего! Но при этом такой подход к постановке цели — это не безрассуднаятрата ресурсов на борьбу с ветреными мельницами, а вполне рациональные ипродуманные решения, подпитанные изнутри особым состоянием. И конечно, это неотменяет важных правил, при которых цель с большей вероятностью сможетреализоваться. Эти правила достаточно просты и прагматичны, при этом ихнарушение может привести к печальным последствиям.
Чувствительность кизменениям. Ещё до того как увидеть цель, необходимо постоянно сканироватьпространство вокруг себя и быть готовым к малейшим изменениям. Лидер долженобладать необходимым набором сенсоров, которые постоянно в действии. Лидердолжен видеть, слышать и чувствовать всё, что находится в отдалённом доступе, атем более в зоне ближайшей досягаемости. Несмотря на то, что информационноепространство современного мира загружено терабайтами и терабайтами информации,лидер должен уметь отличать и выбирать золотые крупицы нужной информации,которая касается непосредственно его, его команды, компании, рынка. Если вы небудете первым, кто среагирует на новый сигнал о важных изменениях, то этосделают другие, и вы рискуете проиграть уже на старте. Любые новые тенденции вмире, даже взмах крыла бабочки, может вызвать бурю на другой стороне океанавозможностей. В прошлом события, происходившие на другом материке, даже вдругой соседней стране, мало касались кого-то лично и тем более вели ккаким-либо ключевым изменениям у себя дома. То теперь реальностью настоящеговремени является глобализация, в свете которой стоит только на одном концесвета поднять на цент стоимость нефти, моментально начинает резонировать весьмир. Поэтому лидеру стоит быть особенно чувствительным и улавливать любые, дажеочень слабые сигналы, приходящие извне [13].
Гибкость (выход зарамки). Лидер в каждый момент времени должен обладать большим набором стратегийи выборов. Это позволяет для каждой конкретной ситуации иметь возможностьпоступить наиболее эффективно, подобрав к её решению необходимый ключик. Когдадля выхода из ситуации есть только одна стратегия, то это шаблон; когда две —это дилемма. Выбор начинается, когда в запасе есть три и больше альтернативныхвариантов действия. Как правило, у человека есть совершенно ограниченный наборстратегий, что не позволяет поступать ему гибко, а значит, его эффективностьснижается. Если человек привык толкать дверь от себя, то, даже несмотря напредупреждение, висящее на двери большими красными буквами «открывается насебя», он будет толкать дверь сильнее и сильнее, пока не решит, что дверьзакрыта. Лидер, обладающий ограниченным набором стратегий, становится легкочитаемым и предсказуемым, а следовательно, легко управляемым.
Одной из разновидностейгибкости ума и поступков является умение выйти за рамки системы. Например, опытгениальных полководцев показывает, что на первый взгляд совершеннонеблагоразумный поступок, противоречащий всем правилам боевого искусства,приводит к желаемому результату. В 1812 году отдать Москву французам для всехбыло очевидным поражением Русской армии перед войсками Наполеона. Кутузовперевернул эту парадигму, при помощи своей внутренней гибкости создавсовершенно неожиданную, новую стратегию, где сдача Москвы как раз оказаласьпоражением Наполеона.
В качестве рекомендациипо развитию этого навыка полезно, ставя перед собой цель, представить несколькопутей её достижения и выбрать из минимум трёх альтернативных путей, на вашвзгляд, самый оптимальный. Помните, что самый прямой путь не всегда самыйкороткий. Может оказаться так, что даже, казалось бы, в самой понятной ситуациинайдется такая тропинка, которая окажется более интересной, чем уже много разхоженая.
Целеустремлённость,настойчивость. Качество, которое позволяет, столкнувшись с трудностями, неостанавливаться, а двигаться дальше, используя весь свой лидерский потенциал.Это не значит, что, обладая навыком целеустремлённости, мы перестаём бытьгибкими. Настойчивость и целеустремлённость позволяет, постоянно удерживаяперед глазами цель, выбирать для её достижения различные маршруты, такимобразом, проявляя гибкость на уровне достижения цели, но не отказываясь от неё.Конечно, на пути достижения цели могут неизбежно возникнуть препятствия исложности, но известно, что непреодолимых преград не существует, а естьнедостаточное количество ресурсов на данный момент. А это значит, чтодостаточно собрать необходимые ресурсы и, проявляя настойчивость, двигатьсядальше, пока результат не будет достигнут. Ведь перепрыгнуть пропасть на 98% ина 100% — не одно и то же [6].
Важно не путатьцелеустремлённость с упрямством или упёртостью. Упрямство — это достижение целилюбой ценой, во что бы то ни стало. Например, бывают ситуации, когда прощеотказаться от своей цели, поскольку цель стала уже не актуальна. Выпродолжительное время вкладываете силы и средства в разработку новейшего продукта,который хотите выпустить на рынок, но ваши прямые конкуренты опередили вас нанесколько месяцев и выпустили альтернативный продукт. При этом их продуктоказался на порядок качественнее и по цене ниже, чем предлагаемая вами. Вашидействия? Конечно, можно вложить остаток сил и средств на завершение работы поданному продукту и выпустить на рынок товар, уступающий вашим конкурентам повсем параметрам, предварительно создав вашему новому бренду замечательнуюрекламу и раскрутив его по всем каналам телевидения. Но возможен и другой путь:на основе ваших разработок переориентироваться на разработку ещё болеесовременного продукта, которого нет у конкурентов, тем самым отказавшись отстарой цели и сориентировавшись на новую. Выбор за вами, но в этом и будет разницамежду упрямством и целеустремленностью.
Для выработки этогокачества очень важно принять убеждение, которым обладают все лидеры, и помнитьо нём на протяжении всего пути: «Не бывает поражений — есть только обратнаясвязь, нет неудач — есть опыт!» Следуя этой идее, столкнувшись с любойситуацией, мы воспринимаем её как некоторый этап, как ступеньку к достижениюцели, а не как негативное событие. А значит, приближаемся к ней ещё на один шагс новыми знаниями, идеями, опытом [13].
Следующая группа навыков,которые помогают эффективно взаимодействовать с другими людьми и без которыхлидер просто не мыслим, — это коммуникация. Она является той субстанцией,которая склеивает воедино лидера и команду. Это навыки, которые из окружающихделают приверженцев, из приверженцев — последователей, а из последователей —членов команды.
Умение мотивировать,вдохновлять, убеждать. Все три проявления являются важнейшей составляющейлидерства и определяют различные методы воздействия на окружающих. При всейобщности этих понятий каждое из них несёт свой уникальный смысл. Умениемотивировать заключается в создании импульса, стимулирующего как самого себя(если мотивация направлена внутрь), так и других, если лидер мотивируеткоманду, группу, окружение. Обычно выделяют два типа мотивации: мотивацияприближения и мотивация избегания или, другими словами, мотивация «К» имотивация «ОТ». Оба способа мотивации весьма эффективны в разных ситуациях и сразными типами людей. Одни стараются избежать наказания или других неприятных последствий,другие стараются приблизить момент получения бонуса, результата, премии. Дляболее эффективной мотивации группы эти типы полезно чередовать, создавая вместемощную комбинацию из двух сил: притяжения и подталкивания.
Убеждение — это навык,позволяющий при помощи слов, эмоций, аргументов или поступков убедить человекав своей правоте, переместив его из собственной позиции в позицию, нужнуюлидеру. Можно выделить два основных стиля убеждения — это логическаяаргументация и эмоциональное давление. И тот, и другой способы весьмаэффективны, а их комбинация даёт потрясающие результаты! Навык логическогоубеждения строится на разрушении аргументов оппонента, которые, как правило,конструируются при помощи различных речевых связок. Например: «Если А, следовательно,В» или «А — то же самое, как В». Для работы с такими убеждениями используютсятакие приёмы, как возможность поставить под сомнение ту или иную частьубеждения А или В, придать им иной смысл и т.д. Либо же ставить под сомнениесаму связку: «из А вовсе не следует В», «В совершенно не значит А» и т.д.Разрушив старую связку оппонента, мы создаём новую, сделав её болееубедительной [5].
Эмоциональный способработы с возражениями — это работа с высокой степенью собственной убеждённости,когда собственными эмоциями и проявлениями мы показываем, что наша позицияабсолютно верна, и по-другому просто не может быть. «Это так просто потому, чтоэто так». Обычно такой стиль убеждения даже не требует серьёзного подкрепленияаргументацией, скорее, это стиль психологического давления. Например,объяснение может быть таким: «Я в это верю — значит, это правда» или «Я таквижу, слышу, чувствую и всё». Для противостояния такой убеждённости со своейстороны полезнее собственная включённость, чем любые рассудительные аргументы.Конечно, стоит отметить, что так же, как и с мотивацией, каждый стиль убеждениялучше или хуже работает с соответствующим типом людей [4].
Слова «вдохновление» врусском языке не существует, но семантика этого нового слова очень точноотражает суть. Вдохновение — это особый способ мотивации, позволяющий не простозадать импульс и вызвать у людей желание к действию. Это отдельный навык,который создаёт устойчивую и долгосрочную мотивацию. Так происходит за счётсоздания красочного образа будущего, в котором хочется оказаться каждому.Будущее должно быть настолько красочным и притягательным, что хочется попасть внего и погрузиться туда с головой. И конечно, люди могут хотеть принять в егосоздании непосредственное участие, чтобы быть в этом мире активным творцом,ведь мотивация сопричастности к чему-либо одна из самых мощных. Способ, которыймощнейшим образом позволяет вдохновлять людей, — это вдохновление черезвидение. Лидер, обладающий хорошим видением, с большей лёгкостью сможетвдохновлять людей, двигаться к его образу будущего, поскольку оно находитсяперед глазами и столь же осязаемо, как то, что находится в непосредственнойблизости от нас.
Развитию каждого из этихкачеств посвящено огромное количество литературы, поскольку они являются движущейсилой любого процесса. Коротко остановимся на описании некоторых приёмов. Чтобыэффективно замотивировать человека на какое-либо действие, важно определить,какой тип мотивации «От» или «К» для него более подходящий. В нашей культуречаще встречается мотивация избегания. Но это не значит, что её нужноиспользовать в первую очередь. Некоторые люди, чаще мотивируемые «К», очень нелюбят противоположный стиль. И если его начать мотивировать при помощи угроз исанкций, то человек может вообще потерять к вам и вашему делу интерес. Ели жевы как лидер имеете дело с группой, то здесь полезно использовать разнообразныеспособы мотивации. Причём полезно начинать и заканчивать с позитивноймотивации, а в середине давать мотивацию «ОТ». Тогда те, кто ориентируется намотивацию «+», воспримут мотивацию «–» менее болезненно, так как сработаетэффект краёв. При этом важно понимать, какие ценности наиболее разделяемычеловеком: деньги, статус, позитивная поддержка, время, внимание и т.д. Иконечно, важно использовать их в речи [7].
Помимо этого, длямотивации, убеждения и вдохновления очень важно состояние самого лидера. Большеполовины информации считывается через невербальные послания. Если лидер самубеждён в том, о чём он говорит, его голос и тело это подчёркивают, то уровеньдоверия и значимости слов такого лидера сильно возрастает. Если лидер самвдохновлён тем, что он говорит, то и люди начнут вдохновляться и присоединятьсяко всему выше сказанному. Если внутри есть состояние уверенности иубеждённости, то первый шаг к успеху уже сделан. Поэтому одна из важнейшихтренировок, просто необходимая лидеру, — это освоение ораторских навыков, т.е.умение красиво и складно говорить и доносить свои мысли до собеседника илиаудитории.
Коммуникабельность. Всовременном мире ценность этого качества бесспорна. Быть коммуникабельным важноне только в контексте лидерства, но и в любых других контекстах. Человек —существо социальное, и умение эффективно общаться с себе подобными — залогуспеха. В последнее время всё большее распространение получают социальные сети,развитию которых активно способствует Интернет со всеми входящими туда службамизнакомств, чатами, форумами и другими «коммуникативными» приложениями. Но,несмотря на это, умение лично выстраивать коммуникацию и устанавливать контактыс другими людьми требует отдельных навыков, необходимых лидеру. Выделимнесколько значимых элементов, без владения которых считать человекакоммуникабельным практически невозможно. Это умение быстро устанавливатьконтакт, располагать собеседника к себе, слушать и слышать, умение задаватьвопросы и получать информацию [11].
Самый эффективный способбыстрого установления контакта — это подстройка. Подстройка под собеседникапозволяет это делать легко и изящно, это его копирование или создание большейпохожести, ведь так приятно пообщаться с человеком, близким вам по духу, вчем-то похожим на вас. Как доказали психологи, бессознательно до 90% информациио человеке передаётся невербально и только 10% уделяется содержанию. Поэтомуневербальной составляющей коммуникации полезно уделить особое внимание. Однойиз мощнейших подстроек является подстройка по внутреннему ритму. Достаточноотследить по ряду невербальных признаков, в каком ритме находится человек илигруппа людей (ритм человека проявляется во всём: в лёгком покачивании головой,дыхании, постукивании пальцев), и затем, определив этот ритм, начать повторятьего сначала внутри себя, а после при помощи внешних проявлений. Таким образом,даже не сказав ещё и нескольких слов, вы можете заметь, что контакт ужеустановлен.
Создание доверия.Продолжая расширять поле невербального контакта, дальнейшая подстройка можетпроисходить по большему числу параметров (темп, интонации голоса, поза,жестикуляция и т.д.), что позволяет ещё больше расположить к вам собеседника иуглубить состояние бессознательного доверия. Критерием того, что хорошийконтакт установлен, будет феномен двойного ведения, когда уже сложно сказать,кто под кого подстраивается: то ли вы под собеседника, то ли он под вас. Простовы начинаете синхронно выполнять некоторые действия. В процессе такой состройкипоявляется ощущение большего расположения друг к другу, быстро находится общаятема для разговора [12].
Умение слушать и слышать.На первый взгляд, может показаться, что это два идентичных понятия, но это нетак. Впрочем, в эффективной коммуникации полезны оба навыка. Нет лучшегособеседника, чем благодарный слушатель. Лидер умеет не только говорить сам, нои слушать. Нет молчаливых людей — есть неправильно выбранная тема дляразговора! Лидер умеет подобрать тему, интересную собеседнику, заинтересоватьего, и тогда рассказчика может оказаться сложно остановить. Парадокс состоит втом, что даже если в разговоре вы произнесли всего несколько реплик, усобеседника о вас может сложиться впечатление, как об очень разговорчивом,коммуникабельном человеке и, конечно, интересном собеседнике. Но для этоговажно не только слушать или делать вид, что слушаете, но и слышать, что говоритваш собеседник. Ведь разговор можно поддерживать, используя только приёмактивного слушания, просто периодически кивая головой и употребляя такиемеждометия, как «ага», «угу», «да», «похоже», «согласен», или даже иногдадословно повторяя некоторые ключевые фразы.
Слышание же подразумеваетпод собой ещё и умение постоянно сохранять нить разговора, при необходимостиперехватывая инициативу, подводить разговор к тому, что вам необходимо узнать,постоянно удерживая в фокусе внимания цель вашего общения. Тогда общениепереходит в интересную игру совместного взаимообогащения и получения полезнойинформации.
Умение задавать вопросы.Как говорил один из известнейших лидеров, создатель теории современногоменеджмента Питер Друкер: «Лидер прошлого знал, что и как сказать, лидербудущего знает, что и как спросить». Умение задавать вопросы демонстрирует вашличный интерес к персоне собеседника, при этом позволяет быстро и качественнособрать необходимую информацию. Навык искренне интересоваться делами вашихколлег, партнёров, подчинённых, заказчиков, начальства основан на задавании вопросов.И, конечно, не мало важно уметь выслушивать ответы, даже если в них содержитсяточка зрения, альтернативная вашей [21].
Внутренние качествачеловека не так просто заметить, как, например, поведенческие навыки, лежащиена поверхности. Но это именно тот базис, на котором строится всё остальное. Этоте механизмы, которые формируют лидерство. Ведь лидерство, в первую очередь,проявляется изнутри наружу. Можно сколько угодно казаться быть лидером,пытаться демонстрировать свои лидерские задатки, но если человек не чувствуетсебя таковым, если в нём нет убеждённости в том, что он готов вести за собой,ему просто не поверят. Поэтому следующие 5 качеств посвящены способностямидущим изнутри.
Уверенность в себе. Уверенностьобычно определяется как некоторое базовое состояние, с которым ассоциируетсялидер. Человек, демонстрирующий состояние уверенности, внушает доверие.Поскольку состояние уверенности связано с надёжностью, кажется, что на такогочеловека можно положиться, ему можно доверять, за ним хочется идти.
Один из способов того,как можно вызвать у себя состояние уверенности, — это начать работать ссобственным телом. Для этого стоит разобраться, как обычно выглядит уверенный всебе человек. Давайте опишем уверенность в деталях. Говорят, что уверенногочеловека можно заметить по расправленным плечам и стройной осанке. Дыханиеуверенного в себе человека ровное, размеренное. Уверенность сопровождаетсязаконченными жестами, четкой, внятной речью, чаще звучащей на пониженных тонах,наличием пауз, которые делают речь ещё более точной и внушительной. Помимоэтого, уверенность характеризуется способностью продолжительное времяудерживать взгляд на собеседнике. Мы описали некоторые из наиболее ярковыраженных признаков уверенности. Просканируйте своё тело: насколько оносоответствует вышеописанным характеристикам? Если не в полной мере, то,проделав с собой соответствующие процедуры, мы сконструируем нужное намсостояние уверенности. А умение создать в теле нужный мышечный баланснепосредственно влечёт за собой появление состояния [7].
Ещё один способ созданияуверенности — это использование собственного опыта. Каждый из нас в разныхконтекстах был в чём-то уверен. Однажды пережив это состояние, его можноиспытывать снова и снова. Для этого нужно достаточно подробно вспомнитьситуацию, в которой вы испытывали уверенность, а затем погрузиться в этот опыти начать переживать его снова, усиливая и подпитывая изнутри. Таким образом,можно тренировать вхождение в состояние уверенности и каждый раз фиксироватьего внутри себя. Помимо этого, можно тренировать вхождение в состояниеуверенности через опыт другого. Например, выбрать из своего окружениянескольких человек, которые, на ваш взгляд, имеют доступ к этому состояниюнаиболее часто и полно, а затем войти в роль этого человека, представив, что вы— это он, и попробовать действовать из состояния уверенности этого человека,фиксируя внутреннюю кинестетику, тембр голоса и прочие физиологическиепараметры.
Дерзновенность. Дерзновенность— это всегда вызов, частью которого являются решительность и смелость. Вотличие от состояния уверенности, дерзновенность позволяет не толькочувствовать, но и действовать. Лидер всегда впереди, и часто его окружаетнеизвестность пути, лежащего перед ним. Лидеру необходимо вступить на путь, накоторый до него никто не ступал, и это вызов. Для этого нужна смелость, ведьнеизвестность пугает. Поэтому лидеру необходимо это качество, чтобы сделатьпервый шаг к мечте через неизвестность. Труднее всего начать движение, поверивв свои силы, поборов страх и сомнения, действовать несмотря ни на что. Болеетого, многие лидеры мотивируются вызовом, они испытывают себя, как будтоспрашивают: «А на что большее я ещё готов прямо сейчас?» — как альпинисты послеочередного восхождения ищут на карте следующую вершину, которую хотят покорить.Лидеры ставят перед собой такие цели и задачи, которые не решал никто; ищутдороги, которых ещё не существует [20].
Проактивность. Человекактивный — это человек действующий. Но действие может быть и следствиемпоступка другого человека или возникшей ситуации. Тогда такое действиеназывается реактивностью, т.е. реагированием на стимул, приходящий извне. Какправило, настоящий лидер предпочитает не реагировать, а упреждать, самсоздавать события. Как раз такое качество и называется проактивностью. Оносвязано с мотивацией приближения (мотивацией «К»), когда человек зажигаетсяцелями, планами, мечтами, а не возможностью избежать неприятных ситуаций. Лидерпостоянно действует на опережение, т.е. начинает действовать первым. Онинициирует процесс, проявляет инициативу. И это тесно связано с качествами,обсуждаемыми ранее: видением, дерзновенностью, уверенностью. Лидер стараетсябыть всегда на полшага впереди. Поэтому ему просто необходимо обладать новейшейинформацией и быть в центре потоков событий, с тем чтобы начать действоватьпервым. Ведь в современном мире информационных технологий и огромных скоростейлюбое промедление грозит огромным проигрышем как в моральном, так и финансовомэквиваленте, что в итоге превращается в упущенную выгоду.
В своей книге«Альфа-лидерство» один из современных законодателей НЛП Роберт Дилтс описалстратегию, хорошо иллюстрирующую качество проактивности: готовьсь, пли, целься.Сейчас технологии развиваются так быстро, что нужно постоянно держать руку напульсе перемен. Раньше, как только на горизонте появлялась цель, стандартнойстратегией была такая: вначале прицелиться (собрать информацию), подготовитьсяк выстрелу (досконально продумать стратегию достижения цели), принятьокончательное решение о выстреле и только потом действовать. Но на всё этотребуется время. А любое промедление и затягивание времени — это подарокконкурентам. Ведь в этот момент лидер другой команды может успеть сделатьбольшее, перехватить инициативу, начать быстрее разработку нового продукта… [11]
Современныесамонаводящиеся ракеты действуют по другому принципу. Как только на горизонтепоявляется цель, ракета вылетает в сторону цели, и только затем производитсядоводка ракеты с пульта управления, корректируется её траектория. Так и вбизнесе: чтобы не упустить момент, как только на горизонте появилась нужная намцель, начинаем движение в направлении цели, а затем доводим технологию ипростройку её реализации до нужного нам результата, что позволит нам быть всёвремя на полшага впереди.
Самообладание.Самообладание включает в себя целый ряд таких качеств, как стрессоустойчивость,умение держать удар, выдержанность, которые, так или иначе, связаны скритическими ситуациями, что, в свою очередь, сопряжено с проявлением сильныхнегативных эмоций. Понятно, что в ситуации стресса, усиленного давления извне,временного цейтнота, плохого самочувствия внутри может возникнуть целый спектрэмоций — от полной апатии до раздражительности и гнева. Иногда эти эмоции могутбыть даже очень полезны, поскольку эмоции позволяют выплеснуть энергию,скапливающуюся внутри. Но стоит помнить, что часто приходится сожалеть оспонтанно проявленной эмоции. Один эмоциональный срыв — и как следствиесорванная сделка, разорванный контракт, уволившийся сотрудник. Апатия жеруководителя, наоборот, может считываться как проявление слабости. Естественно,лидер может позволить себе проявление разнообразных эмоций, вопрос только втом, кто кем управляет: эмоции человеком или человек эмоциями, т.е., другимисловами, кто в доме хозяин? Как только лидер перестаёт контролировать своиэмоции, он становится управляемым и зависимым от действий других людей иситуации. Поэтому истории и легенды чаще повествуют именно о людях, умеющихпроявлять в нужные моменты самообладание и выдержку [24].
Конечно, появляетсясоблазн просто подавлять в себе эмоции. Но рано или поздно скопившаяся внутринегативная энергия начнёт прорываться наружу, причём в самые неподходящиемоменты, и, в первую очередь, это может отразиться на родных и близких. Что жеделать? Для профилактики подобных ситуаций полезно понимать, что служитпричиной стресса, того, что вызывает эмоции, и научиться упреждать подобныеситуации. Самое простое — стараться в них не попадать.
Но если стресс неизбежен,что делать в этом случае? Ведь существуют люди, которым всё нипочём,складывается такое ощущение, что их ничто не берёт. Про одних говорят «железныелюди», про других — «как с гуся вода». Секрет и тех, и других — в навыкеуправления состояниями. Есть несколько простых упражнений на визуализацию ивнутреннее чувствование, которые позволяют быстро и эффективно работать сострессом. В состоянии сильного напряжения полезно сделать три глубоких вдоха ивыдоха, ещё сильнее, максимально напрячь всё тело, каждую мышцу, а затем сброситьнапряжение и полностью расслабиться и сделать так несколько раз. Ещё одинспособ связан с чувственными визуализациями. Например, если вы чувствуетесильное давление со стороны других людей, то полезно представить это давление ввиде некоторой субстанции, а себя прозрачным, и что это давление проходитсквозь вас и никак вас не касается. Другой метафорой может служитьпредставление внутри себя гибкого стержня или шара. Желательно рассмотреть егополучше: из чего он состоит, какого цвета? И когда возникает любая ситуация,способная вывести вас из состояния равновесия, вы представляете, чтоодновременно в вас проявляются два ваших качества: твёрдость и гибкость.Стержень или шар на некоторое время отклоняются под воздействием внешних сил(если ему оставаться в статичном состоянии, под воздействием напряжения этасила будет расти, а значит, увеличится расход энергии и неизбежно возникнетнапряжение), проявляя гибкость, но при этом сохраняя форму — твёрдость. Вмомент максимального отклонения он возвращается на исходные позиции и т.д.Такие метафоры очень помогают не давать излишней энергии или стрессу «зацепить»вас, а только укрепляют вас в ваших качествах [13].
Внутренняя целостность. Внутренняяцелостность — навык, который вбирает в себя и интегрирует все вышеперечисленныекачества. Главная его особенность — создание баланса всех частей и проявленийчеловека. Целостность создаётся за счёт соответствия и состройки целей,замыслов, верований лидера с его внутренними состояниями и проявлениями.Личность является целостной, когда вся сущность человека направлена как поток водном направлении, как будто подчинена единому замыслу, миссии. Когда лидер нераздираем изнутри постоянными противоречиями и сомнениями, он просто действуетисходя из своих убеждений и видения. Ну и, конечно, когда его действия ипоступки зачастую соответствуют ожиданиям окружающих, его последователей. Залидером хочется идти в том случае, когда он не просто знает, куда идёт, но итранслирует это всем своей сущностью.
Шагом к обретению такогорода целостности является осознание лидером своей миссии или собственнойуникальности. Миссия воплощается в сверхцели, сверхидее, в которой посвященыдействия и поступки. Человек, обладающий осознанием своей миссии, знает иличувствует, что хочет, он получает удовольствие от работы, от собственнойдеятельности, от жизни [11].
Весь вышеперечисленныйперечень качеств и рекомендаций по их развитию и использованию помогут собратьвоедино основные элементы лидерства и быстрее развивать свой лидерский потенциалв нужном направлении. Стоит помнить, что основополагающим, вбирающим в себя всеостальные качества лидера является лидер как личность, обладающая всеминавыками, возможностями и ресурсами для достижения наивысшего результата. />
психологическийлидерство харизма студент
2. Лидерство у студентовколледжа физической культуры
Лидерство в спортивных организацияхследует рассматривать как социально необходимый, естественный процесссамоуправления и координации взаимодействий и взаимоотношений междуспортсменами в связи с целями и задачами деятельности.
Любой команде необходимлидер, который будет брать на себя ответственность за деятельность команды,направлять ее энергию в нужное русло. В роли лидера в спорте, как показываетпрактика, выступает обычно наиболее авторитетный, опытный спортсмен.Встречаются, однако, команды, которые имеют в роли лидеров не самыхавторитетных и опытных членов коллектива. В спорте высших достижений лидеромявляется почти всегда один из сильнейших спортсменов команды. Возможностьучаствовать в управлении спортивной командой у лидеров достаточно широка.Причем если лидер действует в соответствии с планом и задачами тренера, тодостигается, как правило, максимальный положительный эффект в организации икоординации совместных усилий членов команды. Иногда между официальнымруководителем и лидером не возникает полного согласия, не устанавливаетсявзаимопонимание. Это может привести к определенной дезорганизации, к нарушениюпроцессов управления в команде.
По мнению А.Р. Фонарева,«структура профессиональной деятельности и ее содержание не остаютсянеизменными, они изменяются с личностным ростом специалиста. Развитие личностистимулирует развитие профессиональной деятельности, а ее новый качественныйуровень, в свою очередь, приводит к дальнейшему личностному росту» [А.Р.Фонарев, 1997]. Исходя из вышесказанного, можно сделать следующие выводы:
— в процессе обучения вучреждениях профессионального образования, ориентируясь на получившиеопределенное развитие задатки, целесообразно формировать новые психическиеструктуры личности лидера (мотивационные, смысловые, интеллектуальные и пр.);
— личностный роствозможен при условии ориентации на успешную профессиональную деятельность, т.е.предполагает развитие сильной профессиональной мотивации.
Если личностный ростстимулирует развитие профессиональной деятельности, то в системе обучениянеобходимо создать условия для этого роста. Проблема специальнойпрофессиональной подготовки лидеров относительно новая и малоизученная, но впсихолого-педагогической теории и практике существуют возможности дляпроектирования педагогической системы, нацеленной на развитие способностей клидерству. Формирование в воспитательно-образовательном процессе готовности студентовколледжа физической культуры к лидерству мы понимаем как целенаправленныйпедагогический процесс, в ходе и результате которого:
— создается устойчиваяположительная мотивация развития лидерских качеств личности(мотивационно-личностный компонент);
— приобретаются и применяютсязнания о профессионально значимых лидерских качествах(операционно-деятельностный компонент);
— происходит соотнесениеличностных качеств и требований к будущей профессиональной деятельности(операционно-контрольный компонент).
Сегодня признается, чтоконцептуальной основой процесса развития лидерских качеств являетсяпрактикующее (опытное) учение, исходящее из предположения, что умения в целомнаиболее эффективно формируются в ходе приобретения опыта с последующим егоосмыслением, теоретизацией и проверкой на практике [К. Рудестам, 1990] [7].
Выбор методов обучения всуществующей профессиональной школе в системе повышения квалификациимногообразен. Методы обучения, как известно, используются с учетом требований,которые предъявляются к выпускнику вуза, т.е. исходя из модели специалиста. Впроцессе обучения используются как традиционные методы (лекции, семинары), таки активные, причем доля последних в учебном процессе постоянно возрастает.Среди активных методов обучения важное место занимают деловые игры, учения,групповые упражнения, тренинги. Они позволяют интенсифицировать процессобучения, максимально подчинить его целям повышения профессиональногомастерства, стимулировать активную познавательную деятельность слушателей, вчастности самопознание.
Процесс развитиялидерских качеств у студентов колледжа физической культуры представляетсявозможным при условии создания системы учебно-практических ситуаций, нацеленныхна развитие у них способности самостоятельно осваивать новый опыт,анализировать свою деятельность, принимать решения, приближенные к реальнойпрофессиональной деятельности. Все это можно реализовать в процессе примененияактивных личностно-ориентированных форм обучения [14].
Однако следует отметить,что к концу обучения в студенческих группах уже есть сформировавшиеся лидеры,которые берут на себя ответственность за принятые решения, более активны назанятиях, часто выступают с ответами при выполнении заданий преподавателя, в товремя как остальная часть группы более пассивна. Преподавателю следуетучитывать сложившиеся группы и применять такие методы, которые позволяли быстудентам проявлять свои знания. Для эффективного развития лидерских качествстудентов необходимо определить общие и специфические условия. Опираясь наработы, изучающие развитие человека как личности, его личностных качеств, надиссертационные исследования, в которых рассматривается развитие лидерскихкачеств учащихся, установлено, что создание поливариантной творческой средыпозволяет актуализировать творческий потенциал учащихся и студентов. Можновыделить общие условия развития лидерских качеств [Д.Л. Казаков, 2002; В.Карлоф, 1996; Р.С. Немов, 1999]:
1. Создание коллективавысокого уровня развития. Лидерство представляет собой групповое явление:лидера вне группы, вне коллектива не существует. Коллектив оказывает огромноевлияние на развитие личностных качеств. Ученые отмечают, что развитие качествличности, в том числе и лидерских, зависит от развития коллектива, структурысложившихся в нем деловых и межличностных отношений [Н.П. Аникеева, 2000; Р.Артуг, 2000].
2. Специальнаяорганизация деятельности, ее творческий характер. Как показали исследованияпсихологов, протекание и развитие различных психических процессов существеннозависит от содержания и структуры деятельности, ее мотивов, целей и средствосуществления. Однако развитию лидерских качеств учащихся будет способствоватьлишь такая деятельность, которая наполнена специальным содержанием исоответствующим образом организованная.
В процессе обученияпреподаватель должен создавать особые условия для проявления необходимыхкачеств. Этого можно добиться, изменяя характер деятельности в коллективе,тогда «появляются новые лидеры, которые занимают в силу своей компетентностиведущее положение, тем самым сразу и намного повышая свой престиж» [Р. Артуг,2000] [5].
3. Личностьпреподавателя, главными качествами которого являются профессионализм, эрудиция,личное мастерство, творчество в работе. На занятиях преподаватель долженсоздавать среду для благоприятного развития лидерских качеств студентов. Этоможет быть осуществлено комплексом методов и средств (установлениесоответствующих отношений в коллективе, целенаправленная организация учебнойдеятельности с учетом индивидуальных, возрастных и социально-психологических особенностейкаждого обучаемого, проявление лидерских качеств преподавателем).
4. Активная деятельностьсамого учащегося. Учащимся необходимо иметь знания о сущности лидерства вгруппе, внутреннее осознание важности наличия лидерских качеств в жизни каждогочеловека, внутреннюю мотивацию их развития у себя.
5. Применениепсихолого-педагогической диагностики, позволяющей выявлять наличие лидерскихкачеств у студентов, управлять их развитием, определять уровень данногоразвития. На основе полученных результатов преподаватель может строитькоррекционно-развивающую работу со студентами [8]. Анализпсихолого-педагогической литературы позволил выделить специфические условия,влияющие на развитие лидерских качеств учащихся в процессе физкультурногообразования:
В качестве первогоспецифического условия выступает содержание занятий, их практическаянаправленность, сочетающая выполнение различных практических упражнений,исследовательских, творческих работ. Специфика занятий наиболее приближена креальным процессам. Те отношения, в которые студент колледжа физическойкультуры будет вовлечен в реальных условиях, могут быть смоделированы ипроиграны на занятиях в процессе проектной деятельности. Все это возможно приорганизации коллективной проектной деятельности.
Второе условие –выполнение учащимися групповых творческих проектов. Результаты исследований иопыт показывают, что лидерские качества развиваются в группе, коллективе. Назанятиях возможна организация таких коллективных творческих проектов, которыемогут быть реально приближены к будущей профессиональной деятельности.Выполнение творческого проекта осуществляется поэтапно. На каждом этапепреподаватель может включать в процесс проектирования деловые и ролевые игры,творческие задачи и задания, создавать ситуации, которые бы обеспечиваликаждому студенту пребывание в роли лидера хотя бы на некоторое время, вопределенной ситуации [14].
Третье условие –соблюдение определенных правил при разделении группы на подгруппы дляреализации проектной деятельности. Анализ исследований, в которыхрассматриваются особенности группового обучения, дает возможность выделитьправила организации групп для развития лидерских качеств учащихся в процессепроектной деятельности. Отметим, что необходимо учитывать психологическуюсовместимость, желания студентов, а также их потенциальные возможности длясовместной деятельности, качества, которыми обладает каждый в отдельности,наличие лидеров в группе. Занятия по госпитальной терапии позволяют соблюдатьне только определенные правила при формировании групп учащихся для работы надпроектом, но и моделировать различные жизненные ситуации, в которых каждыйстудент окажется после окончания учебного заведения. Этого можно достичь,создавая группы не только с учетом их желаний и психологической совместимости,но и группы, в которых определенный процент состава студентов сформирован поволе руководителя или группы без учета их желания.
Четвертое условие –использование на занятиях активных методов обучения (ролевые, деловые игры),методик активизации поиска решений творческих задач (морфологический анализ,мозговой штурм и другие) при решении реальных задач [14].
Комплекс названных общихи специфических условий, на наш взгляд, может эффективно содействовать процессуразвития лидерских качеств у студентов.
/>Список использованной литературы
1. Альтманн. Х.Звёздные часы лидерства. Лучшие стратегии управления в мировой истории. – Пер.с нем. – М.: АО «Интерэкспорт», 1999.
2. Брайент Дж.Кретти Психология в современном спорте. — М.: ФиС, 1978
3. Винокуров В.А.Организация стратегического управления на предприятии. – М.: Центр экономики имаркетинга. – 1996.
4. Виханский О.С.,Наумов А.И. Менеджмент. — М.: Гардарика. – 1999.
5. Водачек Л,Водачкова О. Стратегия управления инновациями на предприятии.: — М.: Экономика.–1999.
6. Герчикова И.Н.Менеджмент: учебник для вузов. М.: ЮНИТИ «Банки и биржи», 1994. – С.68-69.
7. Горбунов Г.Д.Психопедагогика спорта. — М.: ФиС, 1986. — 208 с.
8. Деркач А.А., А.А.Исаев. Творчество тренера. — М.: ФиС, 1982.
9. Джон Ф. Берджес,Дэн Штайнхофф. Основы управления малым бизнесом. Москва 1997. – С. 26-27.
10. Друкер П.Эффективное управление. – Пер. с англ. – М.: ФАИР-ПРЕСС, 1998.
11. Емельянов Е.Н,Поварницына С.Е. Психология бизнеса. – М.: АРМАДА, 1998.
12. Зуб А.Т, СмирновС. Лидерство в менеджменте // Воскресенье. ЗАО «Принт – Ателье». М,1999.
13. Конти Т.Самооценка в организациях. – Пер. с англ. – М.: РИА «Стандарты икачество», 2000.
14. Льюис. Менеджер –наставник. Стратегия раскрытия таланта и распространения знаний. – Пер. с англ.– Минск: Амалфея, 1998.
15. Любинова Н.Г.Менеджмент — путь к успеху. М.: ВО Агропромиздат, 1992. – С. 65-66.
16. Менегетти А.Психология лидера. — Пер. с итальянского. – М.: Славянская АссоциацияОнтопсихологии, 1999.
17. Мескон М, АльбертМ, Хедоури Ф. Основы менеджмента. – М.: Дело. – 1999.
18. Нив. Р.Пространство доктора Деминга. – Книга 1. — Пер. с англ. //Тольятти.: Городскойобщественный фонд «Развитие через качество», 1998.
19. Организация,планирование, управление деятельностью промышленных предприятий: учебник длявузов. / С.Е. Каменипера, Ф.М. Русинова — М.: Высшая школа, 1994. С. 112-115.
20. Сенге П. Пятаядисциплина: искусство и практика самообучающейся организации // Пер. с англ. –М.: ЗАО «Олимп – Бизнес», 1999.
21. Уткин Э.А.Управление фирмой. М. — 1996. – С. 77-79.
22. Филанович С.Р.Лидерство и практические навыки менеджеров: 17 – модульная программа дляменеджеров «Управление развитием организации». Модуль 9 //«ИНФРА – М», М, 1999.