Организация и учет безналичных расчетов в РФ

Федеральное агентство пообразованию
Государственноеобразовательное учреждение высшего профессионального образования
«НИЖЕГОРОДСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙУНИВЕРСИТЕТ ИМ. Н.И.ЛОБАЧЕВСКОГО»ФИНАНСОВЫЙ ФАКУЛЬТЕТКУРСОВАЯ РАБОТА
По дисциплине:
«Бухгалтерский учет»
на тему:“Организацияи учет безналичных расчетов в РФ”
 
Проверила: Кемаева С.А.

Нижний Новгород 2008 г.

Содержание
 
Введение
1. Организациябезналичных расчетов
1.1 Сущностьи значение безналичных расчетов
1.2 Принципыорганизации безналичных расчетов
1.3 Очередностьплатежей
1.4 Видыбезналичных расчетов
2. Порядокбухгалтерского учета безналичных расчетов
2.1 Учетбезналичных расчетов платежными поручениями
2.2 Учетбезналичных расчетов аккредитивами
2.3 Учетбезналичных расчетов чеками
2.4 Учетбезналичных расчетов по инкассо
2.5 Выпискабанка
Заключение
Списокиспользованной литературы

Введение
В рыночных условиях особуюактуальность приобретают вопросы четкой организации денежных расчетов,поскольку денежная стадия кругооборота капитала играет огромную роль вдеятельности экономических субъектов.
Качественные изменения ворганизационных формах проведения денежных расчетов произошли вследствиевозрастания экономической активности всех субъектов рынка, расширения числа иобъемов сделок. Появилось огромное количество новых коммерческих структур, чтосказалось на резком росте документооборота, связанного с обслуживаниемплатежной системы в целом. Перестройка платежной системы потребовалаизменения принципов организации безналичных расчетов, использования новых форми способов осуществления платежей. Любое предприятие ежедневно осуществляетогромное количество расчетных операций со своими контрагентами, бюджетом,работниками, собственниками. Безусловно, доминирующую роль в расчетныхоперациях составляют расчеты: за приобретенные сырье и материалы и запроданную продукцию. В первом случае на предприятии имеет место отток денежныхсредств, во втором — их приток. В зависимости от формы расчетов междупредприятием и его контрагентами потоки материальных ресурсов и соответствующиеим потоки денежных средств чаще всего не совпадают во времени.
В соответствии с Гражданским кодексомРФ платежи по территории России осуществляются путем наличных и безналичныхрасчетов. При наличных расчетах происходит передача денежных средствв форме банкнот и монет, а при безналичных — право на денежнуюсумму передается путем оформления соответствующих расчетных документов ипроведения записей по счетам.
В настоящее время осуществлениерасчетов наличными денежными средствами ограничено. Гражданский кодексустанавливает, что выбор наличной или безналичной формы расчетов напрямуюсвязан с характером производимой операции, а также с правовымстатусом участников. Расчеты юридических лиц, а также расчеты с участием граждан,связанные с осуществлением последними предпринимательской деятельности, пообщему правилу, осуществляются в безналичном порядке.[1]
Цель моей курсовой работы представитьи осветить вопросы использования безналичных расчетов в современныхэкономических условиях с точки зрения бухгалтерского учета.
Задачи данной курсовой работырассмотреть безналичные расчеты, их основные формы, принципы организации и учетбезналичных расчетов в бухгалтерском учете.

1. Организация безналичных расчетов
 
1.1 Сущностьи значение безналичных расчетов
 
Безналичные расчеты — это расчеты, осуществляемые без использования наличных денег, посредством перечисления денежных средств по счетам в кредитных учреждениях и зачетов взаимных требований.[9]
Безналичные расчеты — эторасчеты, совершаемые путем перевода банками средств по счетам клиентов, наоснове платежных документов, составленных по единым стандартам и правилам.Безналичные расчеты осуществляются через кредитные организации и (или) БанкРоссии по счетам, открытым на основании договоров банковского счета (субсчета),если иное не установлено законодательством и не обусловлено используемой формойрасчетов. [9]
Для осуществления безналичных расчетов необходимо открытьрасчетный счет в банке. Для оформления открытия расчетного счета предприятиепредставляет в банк следующие документы:
1. заявление на открытие счета;
2. документ о законности образованияпредприятия (решение учредителей о создании предприятия, заверенноенотариально);
3. подлинный экземпляр устава;
4. две карточки с нотариальнозаверенными образцами подписей распорядителей средств предприятия (руководителяи его первого заместителя, главного бухгалтера) с оттиском печати;
5. временное свидетельство о регистрациис последующей заменой на постоянное;
6. справку налоговой инспекции опостановки на учет;
7. копию приказа руководителяпредприятия о назначении главного бухгалтера и кассира.[11]
Через расчетный счет в банкеосуществляется большинство расчетных операций предприятия любойорганизационно-правовой формы:
операции, осуществляемые полностьюбезналичным путем, безналичные поступления средств на расчетный счет ибезналичные перечисления с расчетного счета; операции по зачислению наличных нар\с, по объявлению на взнос и получение наличных с р\с по чеку и т.д.
Основной частью денежного оборота (80– 90 %) является безналичный оборот. Безналичным путем осуществляется оплата зареализацию продукции, услуг, работ, бюджетные операции, получение и возвратбанковских кредитов, выплата денежных доходов населения. Участникамибезналичных отношений являются предприятия и объединения (акционерные общества,банки и финансовые органы, некоммерческие организации). [10]
Безналичная форма расчетов связана соформлением соответствующих документов единообразной формы и поэтому болеетрудоемка. Для обеспечения текущей деятельности организации расчеты понебольшим денежным суммам, в том числе и между юридическими лицами могутосуществляться наличными денежными средствами. С этой целью инструктивнымидокументами Банка России устанавливаются предельные размеры расчетов наличнымиденьгами по одному платежу.
Формы безналичных расчетов и ихкраткая характеристика приведены в Гражданском кодексе РФ. Непосредственнотехника расчетов устанавливается инструктивными документами Банка России, вчастности инструкцией от 3 октября 2002 г. № 2-п “Положение о безналичных расчетах в Российской Федерации”. В указанной инструкции сформулированыосновные принципы организации безналичных расчетов.
1.2 Принципыорганизации безналичных расчетов
Принципы организации безналичныхрасчетов:
Документальность. Платежи со счетов производятсябанковскими или другими расчетными учреждениями только по письменномураспоряжению клиента либо по приказу судебных или иных органов, которымзаконодательно предоставлено данное право. Распоряжение о списании средств сосчета может быть дано путем выписки документа единообразной формы, содержащегоприказ (поручение) о списании средств или в форме согласия оплатитьпредъявленное требование (акцепт).
В отдельных случаях банковскиеучреждения имеют право самостоятельно списывать средства со счетов организациив безакцептном порядке по требованию кредитора. Указанное право должно бытьпредусмотрено договором между клиентом и банком, а также основным договороморганизациями-контрагентами.
Срочность. Этот принцип относится в основном кпорядку и срокам обработки документов банковскими учреждениями, срокамисписания и зачисления средств на счета. Банк России устанавливает срокибезналичных расчетов. В частности, общий срок безналичных расчетов не долженпревышать двух операционных дней в пределах субъекта Российской Федерации ипяти операционных дней в пределах Российской Федерации.
Обеспеченность платежа. Этот принцип подразумеваетосуществление платежей со счета в пределах имеющихся на нем сумм. Вседокументальные поручения о списании средств со счета исполняются банком всоответствии с очередностью списания денежных средств.
Свобода выбора форм безналичныхрасчетов.Действующим законодательством установлены несколько форм расчетов и видовплатежей, которые организации-контрагенты могут выбирать по своему усмотрению:расчеты платежными поручениями, расчеты по аккредитиву, расчеты чеками, расчетыпо инкассо. Каких либо ограничений со стороны банка по выбору форм расчетов недопускается.
Унификация платежных документов. Законодательно установлено, чторасчетные документы оформляются на бланках единообразной формы в бумажномили электронном видах.
Расчетные документы должны содержатьследующие реквизиты:
ü   наименование расчетного документа;
ü   номер расчетного документа, число,месяц, год его выписки;
ü   вид платежа;
ü   наименование плательщика, номер егосчета, идентификационный номер налогоплательщика (ИНН), наименование иместонахождение банка плательщика, его банковский идентификационный код (БИК),номер корреспондентского счета или субсчета;
ü   наименование получателя средств,номер его счета, ИНН, наименование и местонахождение банка получателя средств,его БИК, номер корреспондентского счета или субсчета;
ü   назначение платежа;
ü   сумма платежа (цифрами и прописью);
ü   очередность платежа;
ü   подписи уполномоченных лиц и оттискпечати (в установленных случаях).
Исправления, помарки и подчистки, атакже использование корректирующей жидкости в расчетных документах недопускаются. Расчетные документы действительны к предъявлению в течение 10календарных дней, не считая дня их выписки. [2]
Таким образом, можно добавить ещенесколько из положений:
— обязательное хранение денег насчетах в банке всех предприятий и проведение всех операций через банк;
-платежи должны совершаться в точномсоответствии с условиями договоров;
-платежи осуществляются при наличиисредств на счете и праве на кредит;
-обязательное уведомление плательщикаобо всех передвижениях средств на его счетах.
Соблюдение этих принципов позволяетиспользовать безналичные расчеты в качестве важного инструмента развитиярыночной экономики.
Пока расчеты происходят безналично, вбанках оседают денежные средства, становящиеся кредитными ресурсами.
Безналичные расчеты способствуютуменьшению издержек обращения в виде дополнительных затрат на печать, хранение,перевозку, пересчет огромного количества денежных знаков, которые потребовалисьбы при расчетах наличными деньгами. В то же время безналичные расчеты при четкойработе банков позволяют лучше регулировать платежный оборот и, в конечномсчете, ускорять оборачиваемость оборотных средств и совершение платежей.
Расчетные операции по перечислениюденежных средств через кредитные организации могут осуществляться с использованием:
o    корреспондентскихсчетов (субсчетов), открытых в Банке России; корреспондентских счетов, открытыхв других кредитных организациях;
o    счетов участниковрасчетов, открытых в небанковских кредитных организациях, осуществляющихрасчетные операции;
o    счетовмежфилиальных расчетов, открытых внутри одной кредитной организации. [2]
В соответствии с действующимзаконодательством безналичные расчеты между организациями осуществляют банки инебанковские кредитные учреждения. В свою очередь банки взаимодействуют друг сдругом через корреспондентские счета, открытые у банков-контрагентов.
 
1.3Очередность платежей
 
При наличии на счете денежныхсредств, сумма которых достаточна для удовлетворения всех требований,предъявленных к счету, расчетные документы должны оплачиваться в порядкекалендарной очереди подписей (т. е. в порядке поступления в банкплательщика).
При недостаточности денежных средствна счете их списание осуществляется следующим образом:
В первую очередь — списание по исполнительнымдокументам, предусматривающим перечисление или выдачу денежных средств со счетадля удовлетворения требований о возмещении вреда, причиненного жизни издоровью, а также требований о взыскании алиментов.
Во вторую очередь — списание по исполнительнымдокументам, предусматривающим перечисление или выдачу денежных средств длярасчетов по выплате выходных пособий и оплате труда с лицами, работающими потрудовому договору (контракту), по выплате вознаграждений по авторскомудоговору.
В третью очередь производится списание по платежнымдокументам, для расчетов по оплате труда по трудовому договору (контракту), атакже по отчислению в государственные внебюджетные фонды.
В четвертую очередь — платежи в бюджет ивнебюджетные фонды, отчисления в которые, не предусмотрены в третьей очереди.
В пятую очередь — по исполнительным документам,предусматривающим удовлетворение других денежных требований.
В шестую очередь — по другим платежнымдокументам в порядке календарной очередности.
Списание средств со счета потребованиям, относящимся к одной очереди, производится в порядке календарнойочередности поступления документов.
 
1.4Виды безналичных расчетов
 
Предприятия, как участники расчетов,самостоятельно определяют формы указанных документов с обязательнымиреквизитами.
Участники сделки имеют право выбратьодну форму безналичных расчетов с учетом конкретных операций. Вся системарасчетов строится так, чтобы создавались благоприятные условия для совершенияплатежей и ускорения кругооборота средств. Задержка в расчетах лишает поставщиковвыручки от реализации, затрудняет выполнение производственных и финансовыхзадач. [4].
В современных условиях рекомендуютсяследующие формы расчетов:
·         платежнымипоручениями;
·         аккредитивами;
·         чеками;
·         инкассовымипоручениями и платежными требованиями.[2]
Расчеты между организациямипроизводятся в безналичной форме путем перевода денежных средств с банковскихсчетов одного юридического лица на счета другого на основании расчетныхдокументов. Расчетный документ представляет собой оформленное в виде документана бумажном носителе или в установленных случаях электронного платежногодокумента:
• распоряжение плательщика (клиентаили банка) о списании денежных средств со своего счета и их перечислении насчет получателя средств;
• распоряжение получателя средств(взыскателя) на списание денежных средств со счета плательщика и перечислениена счет, указанный получателем средств (взыскателем). [2]

2. Порядокбухгалтерского учета безналичных расчетов
 
2.1 Учетбезналичных расчетов платежными поручениями
Платежным поручением является распоряжение владельцасчета (плательщика) обслуживающему его банку, оформленные расчетным документом,перевести определенную денежную сумму на счет получателя средств, открытыйв этом или другом банке. Платежное поручение исполняется банком в срок,предусмотренный законодательством, или в более короткий срок, установленныйдоговором банковского счета либо определяемый применяемыми в банковскойпрактике обычаями делового оборота [п. 3.1 Положения 2-П]. Платежные порученияпринимаются банком в течение 10 дней со дня их выписки, не считая дня выписки,без исправления даты, обозначенной на документе.
Платежное поручение составляется набланке формы № 0401060 в соответствии с приложением 1 к положению Банка России«О безналичных расчетах в РФ» от 03.10.2002 №2-П.
Учет безналичных расчетов платежнымипоручениями ведется на счете 51 «Расчетный счет».
При проведении расчетов платежнымипоручениями плательщик сдает поручение в трех экземплярах своему банку.Документы из банка плательщика направляются в банк, обслуживающий покупателя.При этом с расчетного счета плательщика списываются денежные средства,указанные в платежном поручении, и направляются в банк получателя длязачисления на его расчетный счет. При получении платежного поручения банкполучателя перечисляет полученные денежные средства на расчетный счетпокупателя.
Платежные поручения принимаются вбанк плательщика не зависимо от наличия денежных средств на счете плательщика.При отсутствии или недостаточности денежных средств на счете плательщика, атакже, если договором банковского счета не определены условия оплаты расчетныхдокументов сверх имеющихся на счете денежных средств, то платежные документыпомещаются в картотеку по внебалансовому счету №90902
«Расчетные документы, неоплаченные всрок» оплачиваются по мере поступления средств в очередности, установленной законодательством.
В случае неисполнения илиненадлежащего исполнения поручения клиента банк несет ответственность пооснованиям и в размерах, которые предусмотрены главой 25 части 1 Гражданскогокодекса РФ.
Поручение оплачивается с соблюдениемустановленной законодательством очередности платежей [ст. 855 ч. 2 ГК РФ].
Расчеты платежными поручениями могут быть срочными,долгосрочными и отсроченными. К срочным относятся платежи, осуществленные сразупосле отгрузки, т. е. путем прямого акцепта товара, а также частичныеплатежи при крупных сделках. Долгосрочный и отсроченный платежи возможны врамках договорных отношений без ущерба для финансового положения сторон.
Расчеты платежными поручениями имеютряд достоинств по сравнению с другими формами расчетов:
·         относительно простой и быстрый документооборот,
·         ускорение движения денежных средств,
·         возможность плательщика предварительной проверки качества оплачиваемыхтоваров или услуг,
·         возможность использовать данную форму расчетов при нетоварных платежах,что делает расчеты платежными поручениями наиболее перспективной формойрасчетов.
Пример
ОАО «Альфа» купила у ОАО «Бета»станок за 70000 руб.
Оплата производилась по безналичномурасчету с помощью платежного поручения по счету №123 от 25.05.2009г.

№ п/п Содержание операции Дебет Кредит Сумма 1 Акцептован счет ОАО «Бета» за поступивший станок: 1.1 Стоимость станка 08 60 70000 1.2 НДС 19 60 10678 2 Оплачен счет ОАО «Бета» за станок 60 51 70000 3 Станок принят к БУ по первоначальной стоимости 01 08 70000
2.2 Учетбезналичных расчетов аккредитивами
Расчеты аккредитивами относятся красчетным операциям по специальным счетам в банке. Бухгалтерский учет расчетоваккредитивами осуществляется на счете 55 «Специальные счета в банках» субсчет «аккредитив».
Аккредитивная форма расчётовприменяется в двух случаях: когда она установлена договором и когда поставщикпереводит покупателя на эту форму расчётов в соответствии с положениями опоставщиках продукции производственно-технического назначения и товаровнародного потребления.
Особенность аккредитивной формы расчётов состоит в том, чтооплату платёжных документов производят по месту нахождения поставщика сразупосле отгрузки им продукции. Для совершения платежа покупатель обращается вучреждение банка с заявлением, содержащим просьбу отложить со своего счетаденежные средства для платежа. Следовательно, при аккредитиве средства дляоплаты приобретаемых товаров готовятся заранее, депонируются обычно нааккредитивном счете. Банк, открывший аккредитив (банк-эмитент) по поручениюплательщика-покупателя, переводит средства в банк поставщика. Деньги на счетпоставщика зачисляются только при выполнении всех условий, предусмотренных ваккредитиве.
Исполнение аккредитива производится непосредственно банком,обслуживающим поставщика-получателя денег.
При расчетах внутри страны аккредитив предназначен только длярасчетов с одним поставщиком, его срок действия определяется в договоре междуплательщиком и поставщиком. [5]
Аккредитив представляет собой условное денежное обязательство,принимаемое банком (далее банк-эмитент) по поручению плательщика, произвестиплатежи в пользу получателя средств по предъявлении последним документов,соответствующих условиям аккредитива, или предоставить полномочия другому банку(далее исполняющий банк) произвести такие платежи [п. 4.1 Положения 2-П].
Банком могут открываться следующиевиды аккредитивов:
-Покрытые (депонированные) инепокрытые (гарантированные);
-Отзывные и безотзывные.
При открытии покрытого аккредитивабанк-эмитент перечисляет за счет средств плательщика или предоставленного емукредита сумму аккредитива (покрытие) в распоряжение исполняющего банка навесь срок действия аккредитива.
Бухгалтерские проводки:
1. депонированы средства нааккредитив
Дт 55/1
Кт.51
2. получены ТМЦ от поставщиков
Дт 10
Кт 60
3. оплата поставщику аккредитивом
Дт 60
Кт 55/1
4.возвращены остатки неиспользованныхденежных средств аккредитива на р/с
Дт 51
Кт 55/1
Пример
АО «Заря» открыло аккредитив длярасчетов с поставщиками на сумму 100000 руб. Во время срока действияаккредитива АО «Заря» приобрело у АО «Стрела» строительные материалы на сумму55000 руб.После окончания срока действия аккредитив был закрыт.№п/п Содержание операции Дебет Кредит Сумма 1 АО «Заря» депонировало денежные средства на аккредитив 55/1 51 100000 2 Получены на склад строительные материалы, приобретенные у АО «Стрела» 10/8 60 55000 3 Оплачен аккредитивом счет АО «Стрела» за поступившие строительные материалы 60 55/1 55000 4 Возвращены остатки неиспользованных денежных средств аккредитива 51 55/1 45000
При открытии непокрытого аккредитивабанк-эмитент предоставляет исполняющему банку право списывать средства сведущегося у него корсчета банка-эмитента по непокрытому аккредитиву, этоопределяется по соглашению между банками.
В данном варианте используетсязабалансовый счет 009 « Обеспечения обязательств и платежей выданные».Забалансовые счета – это счета, на которых отражаются активы временно находящиесяу предприятия, но не являющиеся его собственностью.
Счет 009 предназначен для обобщенияинформации о наличии и движении выданных гарантий в обеспечение выполненияобязательств и платежей. В случае если в гарантии не указанна сумма, то длябухгалтерского учета она определяется исходя из условий договора.[7]
Суммы обеспечений, учтенные на счете009, списываются по мере погашения задолженности.
Бухгалтерские проводки:
1.        принятиеобязательств
Кт 009
2. получены от поставщиков ТМЦ
Дт 10
Кт 60
3. оплата ТМЦ покупателем
Дт 60
Кт 55/1
4. Дт 009 закрытие аккредитива
Пример
АО «Марс» открыло непокрытыйаккредитив для расчета с поставщиками на сумму 50000 руб. АО «Марс» приобрело уАО «Меркурий» тару на 15000 руб. АО «Марс» погасило сумму аккредитива.
После истечения срока действияаккредитив был закрыт.№п/п Содержание операции Дебет Кредит Сумма 1 Принято обязательство на погашение выданного банком аккредитива 009 50000 2 Получена на склад тара от АО «Меркурий» 10/4 60 15000 3 Оплачен аккредитивом счет АО «Меркурий» за приобретенную тару 60 55/1 15000 4 Погашение суммы аккредитива, по мере поступления денежных средств 55/1 51 15000 5 Закрытие аккредитива 009 50000
Отзывным является аккредитив, которыйможет быть изменен или отменен банком-эмитентом на основании письменногораспоряжения плательщика без предварительного согласования с получателемсредств и без каких-либо обязательств банка-эмитента перед получателем средствпосле отзыва аккредитива.
Безотзывный аккредитив применяется довольно часто, онобеспечивает твердое обязательство банка осуществлять выплаты по аккредитивупри выполнении всех его условий. Безотзывный аккредитив не может быть измененили аннулирован без согласия поставщика, в пользу которого он открыт.Поставщик, правда, может досрочно отказаться от использования аккредитива, еслиэто предусмотрено в условии, на котором он предоставлялся.
Получатель средств может отказатьсяот использования аккредитива до истечения срока его действия, есливозможность такого отказа предусмотрена условиями аккредитива.
Порядок расчетов по аккредитивуустанавливается в основном договоре, в котором отражаются следующиеусловия:
v   Наименование банка-эмитента.
v   Наименование банка, обслуживающегополучателя средств.
v   Наименование получателя средств.
v   Сумма аккредитива.
v   Вид аккредитива.
v   Способ извещения плательщика о номересчета для депонирования средств, открытого исполняющим банком.
v   Полный перечень и точнаяхарактеристика документов, представляемых получателем средств.
v   Сроки действия аккредитива,представления документов, подтверждающих поставку товаров, и требования коформлению указанных документов.
v   Условие оплаты (с акцептом или без).
v   Ответственность за неисполнениеобязательств и другие условия, касающиеся порядка расчетов по аккредитиву.
Допускаются частичные платежи поаккредитиву.
За нарушения, допущенные приисполнении аккредитивной формы расчетов, банки несут ответственность всоответствии с действующим законодательством.
Порядок расчетов по документарномуаккредитиву
Самым надежным для продавца являетсябезотзывной подтвержденный документарный аккредитив, который дает продавцу(бенефициару) двойную гарантию платежа, поскольку он представляет собойобязательство банка- эмитента и обязательство подтверждающего банка. Второйгарант (подтверждающий банк) берет на себя обязательство в отношении того, чтовсе обязательства по акцепту или платежу по документарному аккредитиву будутсвоевременно выполнены в соответствии с условиями документарного аккредитива.
Документарный аккредитив — это товарный аккредитив,оплачиваемый банком при предъявлении товарораспорядительных документов наоплачиваемый товар (коносамента, накладных, сертификатов и т. д.)
Поставщик для получения денег представляет банку документы(реестры счетов и др.), подтверждающие выполнение всех условий аккредитивногозаявления. В случаях, когда условиями предусмотрен акцепт, т.е. предварительноесогласие уполномоченного покупателя, то проверяется наличие акцептной подписи.Не принимаются к оплате реестры счетов без указания номеров транспортныхдокументов, вида транспорта, на котором отправлен груз.
Реестры счетов, подлежащие оплате в банке поставщика,представляются в трех экземплярах, из которых один используется в качествемемориального ордера при совершении бухгалтерских проводок, другой даетсяпоставщику в качестве расписки, а третий с отметкой банка отсылаетсябанку-эмитенту для вручения плательщику.
Аккредитив, открытый в банке поставщика, закрывается поистечении срока, о чем уведомляет банк — эмитент. Если возникают претензии кпоставщику, то они рассматриваются участниками расчетной операции безвмешательства банка.
Преимущество такой формы расчетов — в отсутствии задержкиоплаты продукции и услуг, деньги заранее приготовлены, и получатель средствуверен, что сразу, даже в день отгрузки, может получить полагавшиеся емуденьги.
Однако в расчетах непокрытымиаккредитивами существуют некоторые особенности — в исполняющем банке оплатапродукции поставщику производится не за счет средств, забронированных заранее,а лишь в случае, если между банком-исполнителем и банком-эмитентом установленыкорреспондентские отношения
2.3 Учет безналичных расчетов чеками
Удобной формой расчетовдля получателей средств являются расчеты по чекам из лимитированной чековойкнижки. Преимущество этой формы расчетов заключается в том, что практическиотгрузка продукции или товарно-материальных ценностей совпадает по времени с ееоплатой.
Расчеты чеками излимитированных чековых книжек относятся к расчетным операциям по специальнымсчетам в банке. Бухгалтерский учет расчетов чеками из лимитированных чековыхкнижек осуществляется на счете 55 «Специальные счета в банках» субсчет 2«чековая книжка».[7]
Как только банк принимаетрешение о выдаче чековой книжке и определяет сумму лимита чековой книжки на депозит,так предприятие делает в бухгалтерском учете следующую запись
Дт 55/2
депонированы денежныесредства для расчетов чеками
Кт 51
после того как поставщиквыполнит свои обязательства, будет сделана проводка:
Дт 10
получены от поставщикаТМЦ, услуги и т. д.
Кт 60
после того как банкомпокупателя будет оплачен чек, на сумму чека будет сделана проводка:
Дт 60
оплачен чек поставщика
Кт 55/2
Если после окончаниядействия чековой книжки на депозите остаются неизрасходованные денежныесредства, то они возвращаются на р. /с следующей проводкой:
Дт 51
возвращена сумманеизрасходованных средств
Кт 55/2
Чек — это ценная бумага, содержащаяничем не обусловленное распоряжение чекодателя банку произвести платежуказанной в нем суммы чекодержателю. Чекодателем является лицо (юридическое илифизическое), имеющее денежные средства в банке, которыми он вправе распоряжатьсяпутем выставления чеков. Чекодержателем — лицо (юридическое или физическое), впользу которого выдан чек, плательщиком — банк, в котором находятся денежныесредства чекодателя.[12]
Порядок и условияиспользования чеков в платежном обороте регулируются Гражданским кодексомРоссийской Федерации, а в части, им неурегулированной, другими законами иустанавливаемыми в соответствии с ними банковскими правилами.
Прежде, чем получить чековую книжку, предприятие вместе сзаявлением о выдаче чековой книжки представляет платежное поручение на суммулимита, и в нижней части поручения делается надпись: «За чековую книжку длярасчетов с предприятиями».
Чеки из лимитированныхкнижек подписываются руководителем учреждения и главным бухгалтером. Привыборке товаров на месте разрешается подписывать чеки должностному лицуучреждения, которому выдается доверенность на получение товаров. В доверенностидолжны быть оговорены право на подписание чека должностным лицом и сумма, накоторую разрешается приобрести товары. Если чек подписывается на основаниидоверенности должностным лицом учреждения, то оно должно на чеке перед подписьюсделать надпись «По доверенности».
Чек из лимитированнойкнижки выдается поставщику одновременно с отпуском товаров или предоставлениемуслуг. В чеке обязательно указывается, какой организации и в уплату по какомусчету или другому заменяющему его документу должна быть перечислена сумма почеку.
Представление чека в банк, обслуживающий чекодержателя, дляполучения платежа считается предъявлением чека к оплате. Чекодатель не вправеотозвать чек до истечения установленного срока для его предъявления коплате. Чеки действительны в течение 10 дней, не считая дня их выписки.
По окончании срокадействия чековые книжки сдаются в банк. Чек должен содержать следующиеобязательные реквизиты, установленные Гражданским кодексом РоссийскойФедерации:
• наименование «чек»,включенное в текст документа;
• поручение плательщику выплатитьопределенную денежную сумму;
• наименованиеплательщика и указание счета, с которого должен быть произведен платеж;
• указание валютыплатежа;
• указание даты и местасоставления чека;
• подпись лица,выписавшего чек, — чекодателя.[2]
Чек, не содержащийуказание места его составления, рассматривается как подписанный в местенахождения чекодателя.
Отсутствие в документекакого-либо из указанных реквизитов лишает его силы чека.
Чек может содержатьдополнительные реквизиты, определяемые спецификой банковской деятельности иналоговым законодательством.
Форма чека и порядок егозаполнения определяются законом и установленными в соответствии с нимбанковскими правилами.
Документооборот при расчетах чекамисводится в целом к следующему.
Чекодатель при приобретении товаров,работ, услуг выписывает расчетный чек, проставляя в нем следующие данные:
o    сумму платежа (цифрами и прописью);
o    наименование получателя платежа;
o    место выписки чека;
o    дату совершения платежа (при этом месяц указывается прописью).
Выписанный чек заверяется подписьючекодателя непосредственно в момент совершения оплаты (вручения чека получателюплатежа).
Предприятие, принимающее в оплатурасчетный чек (чекодержатель), должно убедиться в следующем:
v   сумма чека непревышает предельной суммы, обозначенной на его оборотной стороне и в чековойкарточке;
v   номер счетачекодателя, проставленный в чеке, соответствует обозначенному в чековойкарточке;
v   подписьчекодателя, проставленная в чеке, идентична подписи, проставленной в чековой карточке.
Убыток, произошедший в результатенеправильной проверки чека, несет само предприятие, принявшее чек в оплату(поставщик). Представитель последнего расписывается на обороте чека ипроставляет оттиск штампа. Далее поставщик как чекодержатель может предъявлятьэтот чек в свой банк для получения платежа. Срок предъявления чека в банк — 10календарных дней (не считая дня выписки).
Чекодержатель сдает чеки в банк приреестре в 4 экземплярах, который должен содержать полную информацию о чеках:номера чеков, счетов чекодателя и чекодержателя, а также обслуживающих ихбанков, сумму чеков. Реестр заверяется подписями двух первых лиц чекодержателяи печатью.
Наряду с использованием в расчетахчеков с грифом «Россия» на территории России сохраняется применение в качестверасчетов за товары.
Лимитированная чековая книжкапредставляет собой сброшюрованные в виде книжки расчетные чеки (по 10, 20. 25либо 50 листов), которые могут быть выписаны предприятием на общую сумму, непревышающую установленный по этой книжке лимит. Лимит чековой книжки ограниченсуммой предварительно депонированных в банке средств на отдельном банковскомсчете.
Пример
ОАО «Заря» получилочековую книжку для расчета с поставщиками, депонировав для этого 50000руб.
ОАО «Заря» приобрело уЗАО «Александрия» материалы на 30000 руб. Расчет производился с помощью чека.
По истечению срокадействия чековая книжка была сдана в банк.№ п/п Содержание операции Дебет Кредит Сумма 1 Депонированы денежные средства для расчетов чеками 55/2 51 50000 2 Получены на склад материалы 10 60 30000 3 Оплачен чек ЗАО «Александрия» за полученные материалы 60 55/2 30000 4 Банком возвращена сумма неизрасходованных средств 51 55/2 20000
2.4 Учет безналичных расчетов по инкассо
 
Расчёты по инкассо — это банковская операция,посредством которой банк по поручению и за счёт клиента на основаниирасчётных документов осуществляет действия по получению от плательщика платежа.Расчёты по инкассо производятся на основании платёжных требований и инкассовыхпоручений.
Платежные требования и инкассовыепоручения предъявляются получателем средств (взыскателем) к счету плательщикачерез банк, обслуживающий взыскателя.
Банк – эмитент принявший на инкассорасчетные документы, принимает на себя обязательство доставить их поназначению. Данное обязательство, а также порядок и сроки возмещения затрат подоставке расчетных документов отражаются в договоре банковского счета склиентом.[2]
Ответственный исполнительисполняющего банка осуществляет контроль полноты и правильности заполненияреквизитов платежных требований и инкассовых поручений. Расчетные документы,оформленные с нарушением требований, подлежат возврату.
Если на счете плательщиканедостаточно денежных средств, то платежные требования или инкассовые порученияпомещаются в банковскую картотеку не оплаченных в срок расчетных документов.Оплата их производится по мере поступления денежных средств на счет плательщикав очередности установленной законодательством .
Платёжные требования применяются прирасчётах за товары (работы, услуги), а также в иных случаях, предусмотренныхдоговором плательщика с его контрагентом.
Платёжное требование является расчётным документом,содержащим требования кредитора (получателя средств) по основному договору кдолжнику (плательщику) об уплате определённой денежной суммы через банк. [6]
Расчеты посредствомплатежных требований могут осуществляться с предварительным акцептом и безакцепта плательщика. Срок акцепта определяется сторонами по основному договору.При этом срок для акцепта должен быть не менее пяти рабочих дней.
Платежное требованиесоставляется на бланке формы 0401061. Кроме реквизитов, которые должнысодержать все расчетные документы, в платежном требовании указываются:
• условие оплаты;
• срок для акцепта;
• дата отсылки (вручения)плательщику предусмотренных договором документов в случае, если эти документыбыли отосланы (вручены) им плательщику;
• наименование товара(выполненных работ, оказанных услуг), номер и дата договора, номера документов,подтверждающих поставкутовара (выполнение работ, оказание услуг), датапоставки товара (выполнения работ, оказания услуг), способ поставки товараидругие реквизиты — в поле «Назначение платежа».[2]
Последний экземпляр платежноготребования используется для извещения плательщика о поступлении платежноготребования. Этот экземпляр платежного требования передается плательщику дляакцепта не позже следующего рабочего дня со дня поступления в банк платежноготребования. Передача платежных требований плательщику исполняющим банкомосуществляется в порядке, предусмотренном договором банковского счета.
Без акцепта платежными требованиямирасчеты осуществляются:
o    в случаях,установленных законодательством,
o    в случаях,предусмотренных сторонами по основному договору, при условии предоставлениибанку, обслуживающему плательщика, право на списание денежных средств со счетаплательщика без его распоряжения.
Для того необходимо предоставить вбанк заявления, составленного в произвольной форме и оформленного подписямидолжностных лиц, имеющих право подписи расчетных документов, и оттиском печати.
Плательщик обязан предоставить вобслуживающий банк сведения о кредиторе (получателе средств), который имеетправо выставлять платежные требования на списания денежных средств вбезакцепном порядке, наименование работ, товаров и услуг, за которые будутпроизводиться платежи, а также об основном договоре (дата, № и соответствующийпункт, предусматривающий право безакцепного списания).
Отсутствие условия о безакцепномсписании денежных средств в договоре банковского счета или дополнительногосоглашения к договору банк. счета, а также отсутствие сведений о кредиторе ииных вышеуказанных сведений является основанием для отказа банком в оплате платежноготребования без акцепта. Данное платежное требование оплачивается в порядке предварительногоакцепта со сроком для акцепта пять рабочих дней.
Все возникшие между плательщиком иполучателем средств разногласия разрешаются в порядке, предусмотренномзаконодательством.
Инкассовое поручение является расчётным документом, наосновании которого производится списание денежных средств со счетов плательщикав бесспорном порядке.
Инкассовые поручения применяются:
·         В случаях, когдабесспорный порядок взыскания денежных средств установлен законодательством, втом числе органами, выполняющими контрольные функции.
·         Для взыскания поисполнительным документам.
·         В случаях,предусмотренных сторонами по основному договору, при условии предоставлениябанку, обслуживающему плательщика, права на списание денежных средств со счетаплательщика без его распоряжения.
При взыскании денежных средств со счетов в бесспорном порядкев случаях, установленных законом, в инкассовом поручении в поле «Назначениеплатежа» должна быть сделана ссылка на соответствующий закон (с указанием егономера, даты принятия).
При взыскании денежныхсредств на основании исполнительных документов инкассовое поручение должносодержать ссылку на дату и номер исполнительного документа, а такженаименование органа, вынесшего решение, подлежащее принудительному исполнению.[6]
Инкассовые поручения на взыскание денежных средств со счетов,выставленные на основании исполнительных документов, принимаются банкомвзыскателя с приложением подлинника исполнительного документа либо егодубликата.
Документооборот при инкассовой форме расчетов полностьюсовпадает с расчетами платежными требованиями в безакцепной форме
Пример
АО «Север» постоянно сотрудничает с АО «Победа». В связи сэтим между АО был заключен договор о расчетах по инкассо по предъявлениюплатежного требования с акцептом. После заключения договора АО «Север»приобрело у АО «Победа» станок на сумму 25000 руб. с НДС. Оплата производиласьпо безналичному расчету с помощью платежного требования № 11 от 25.05.09г.№п/п Содержание операции Дебет Кредит Сумма 1 Акцептовано платежное требование АО «Победа» за приобретенный станок: 1.1 Стоимость станка 08 60 25000 1.2 НДС 19 60 3814 2 Оплачено платежное требование АО «Победа» за приобретенный станок 60 51 25000 3 Приобретенный станок принят к бухгалтерскому учету в оценке по первоначальной стоимости 01 08 25000
 
Пример
ЗАО «Мечта» сотрудничает с ОАО «Пульс». В связи с этим междуЗАО и ОАО был заключен договор о расчете по инкассо с помощью инкассовыхпоручений. После заключения договора ЗАО «Мечта» приобрело у ОАО «Пульс»материалы на сумму 15000 руб. Оплата производилась по безналичному расчету спомощью инкассового поручения.№п/п Содержание операции Дебет Кредит Сумма 1 Оплачено инкассовое поручение ОАО «Пульс» за приобретенные материалы: 60 51 15000 2 Приобретенные материалы поступили на склад 10 60 15000
2.5Выписка банка
Предприятие периодически(ежедневно или в другие установленные банком сроки) получает от банка выпискуиз расчетного счета, т.е. перечень произведенных им за отчетный периодопераций. К выписке банка прилагаются документы, полученные от другихпредприятий и организаций, на основании которых зачислены или списаны средства,а также документы, выписанные предприятием. Она отражает движение денежныхсредств на расчетном счете предприятия.
В выписке указывается:
— номер расчетного счетаклиента;
— дата предыдущей выпискии ее исходящий остаток (он же является входящим остатком для последующейвыписки);
— номера документов, наосновании которых зачислены или списаны денежные средства;
— корреспондирующийсчет-шифр бухгалтерии банка, которым закодированы финансовые операциипредприятия;
— суммы по дебету икредиту;
— остаток наличия средствна дату выписки;
— выписка с приложением оправдательных документов передаетсяпредприятию ежедневно или в другие установленные сроки.
Выписка из расчетного счета является вторым экземпляром лицевогосчета предприятия, открытого ему банком. Сохраняя денежные средствапредприятий, банк считает себя должником предприятия (его кредиторскаязадолженность), поэтому остатки средств и поступления на расчетный счетзаписывает по кредиту расчетного счета, а уменьшение своего долга (списания,выдача наличными) — по дебету. Обрабатывая выписки, бухгалтер должен помнить обэтой особенности и записывать зачисленные суммы и остаток по дебету расчетного счета,а списания — по кредиту. Выписка из расчетного счета имеет определенныепоказатели, часть которых кодируется банком, и эти же коды используютсяпредприятием.Условные кодовые обозначения операций Содержание операции, заменяемое условным шифром по дебету расчетного счета по кредиту расчетного счета 01 Списано согласно вашему поручению Зачислено согласно прилагаемой копии платежного поручения 02 Оплачены платежные требования Зачислено по оплаченным платежным требованиям 03 Оплачен наличными деньгами ваш чек Поступило наличными деньгами 04 Оплачен ваш расчетный чек Поступило согласно вашему реестру расчетных чеков 05 Списано за выставленные аккредитивы или специальные счета согласно вашему заявлению
Зачислен остаток неиспользованногоаккредитива или специального счета 06 Списано согласно приложениям к выписке из лицевого счета Зачислено согласно приложениям к выписке из лицевого счета 07 Списано в погашение ссуды Зачислена сумма ссуды согласно вашего заявления 08 Выдана лимитированная книжка согласно вашего заявления Зачислен неиспользованный остаток суммы лимитированной чековой книжки 09 Произведено регулирование специальных ссудных счетов и счетов под расчетные документы в пути Произведено регулирование специальных ссудных счетов и счетов иод расчетные документы в пути 10 Списаны проценты за полученные ссуды
Выписка банка заменяет собой регистраналитического учета по расчетному счету и одновременно служит основанием длябухгалтерских записей. Все приложенные к выписке документы гасятся штампом”погашено”. Ошибочно зачисленные или списанные с расчетного счета суммыпринимаются на счет 63 ” Расчеты по претензиям”, а банку немедленно сообщаетсяо таких суммах для внесения исправлений. В последующих выписках банк вноситисправления, а в бухгалтерском учете предприятия задолженность списывается.
На полях проверенной выписки противсумм операций и в документах проставляются коды счетов, корреспондирующих сосчетом 51 ” Расчетный счет”, а на документах указывается еще и порядковый номерего записи в выписке. Эти данные необходимы для контроля движения денежныхсредств, автоматизации учетных работ, справок, проверок и последующего хранениядокументов. Проверка и обработка выписок должны производиться в день ихпоступления.
Полученная из банка выпискапроверяется и обрабатывается: подбираются все оправдательные документы,проставляются корреспондирующие счета (коды), а по расходам на содержание иэксплуатацию машин и оборудования, общепроизводственным и общехозяйственнымиздержкам обращения, расчетам с бюджетом и другим, кроме того, проставляются икоды статей.
Это необходимо потому, чтоаналитический учет по многим счетам организуется в разрезе статей. Группировкасумм по статьям осуществляется в листах-расшифровках, которые открываютсяежемесячно в разрезе счетов, цехов и заполняются по данным документов ксоответствующим журналам-ордерам.
Синтетический учет операций порасчетному счету бухгалтерия предприятия ведет на счете 51 «Расчетныйсчет”. Это активный счет, по дебету которого, записываются остаток свободныхденежных средств предприятия на начало месяца, поступления наличных денег изкассы предприятия, денежные средства, зачисленные от покупателей продукции,заказчиков, дебиторов, полученные ссуды. По кредиту этого счета отражаютсяденежные средства в погашение задолженности предприятия поставщикамматериальных ценностей (услуг), подрядчикам за выполненные работы, бюджету,банку за полученные ссуды, органам социального страхования и прочим кредиторам,а также суммы, выданные предприятию наличными в кассу.
Пример
Для отражения оборотов по кредитусчету 51 служит журнал-ордер №2.
Обороты по дебету этого счетазаписываются в разных журналах-ордерах и, кроме того, контролируются ведомостью№2.
Основанием для заполнения этихрегистров являются проверенные и обработанные выписки из расчетного счета.
Суммы с одинаковымикорреспондирующими счетами каждой выписки складываются и записываются вжурнал-ордер и в ведомость итогами.
Обязательное условие для заполнениярегистров использование одной строки для каждой выписки независимо от того, закакой период она составлена. Количество занятых строк журнала-ордера №2 иведомости №2 за каждый месяц должно быть одинаковым и равно количествуполученных за этот период выписок из банка. Как в журнале ордере №2, так и введомости №2 суммы записываются в разрезе корреспондирующих счетов с дебетом икредитом счета 51.
Наличие этих показателей за каждыйотчетный день и месяц позволяет счетным работникам анализировать источникипоступления денежных средств на расчетный счет предприятия, контролироватьцелевое использование средств, исполнение обязательств перед бюджетом и прочимихозяйственными органами согласно утвержденному календарному графику финансовыхплатежей.

Заключение
 
В курсовой работе я рассмотрелаосновные формы безналичных расчетов и методы отражения данных расчетов вбухгалтерском учете.
Таким образом, из выше изложенногоматериала видно, что безналичные расчеты в бухгалтерском учете учитываются спомощью счетов: 51 «Расчетный счет», 52 «Валютные счета», 55 «Специальные счетав банках».
Для различных видов безналичныхрасчетов порядок учета и отражения в бухгалтерской документации различный (например,расчеты по платежным поручениям учитываются на счете 51 «Расчетный счет», арасчеты по аккредитиву и чекам учитываются на счете 55 «Специальные счета вбанках»).
Также, для осуществления безналичныхрасчетов различных видов, требуется оформление различных расчетных документов(платежное поручение, аккредитив, чек, инкассовое или платежное тре6бование).
На всех стадиях использованиябезналичных расчетов в бухгалтерском учете возможен полный контроль заденежными средствами предприятия, их движением, сохранностью и целевымиспользованием.

Список использованной литературы
 
1.Гражданский кодекс Российской федерации. Часть вторая.
2.Положение № 2-П “О безналичных расчетах в РоссийскойФедерации” от 03 октября 2002
3. План счетов бухгалтерского учета, финансово –хозяйственной деятельности организации// Под ред. А.С.Бакаева – М.: ЮРАЙТ, 2008
4.Финансы, денежное обращение и кредит: Учебник. // Под ред.Самсонова Н. Ф. — М.: ИНФРА-М, 2006
5.Денежное обращение. Кредит: Учебник для вузов. // Под ред.Поляка Г. Б. — М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2005
6.Финансы. // Под ред. Романовского М. В., ВрублевскойО. В., Сабанти Б. М. — М: ЮРАЙНТ_М, 20077.Теория бухгалтерского учета//Захарьин В.Р. — М.: ИНФРА-М: ФОРУМ, 2005
8.Компьтернаяпрограмма «Консультант: Плюс»
9.www.wikipedia.org.ru
10.www.faito.ru
11.www.akdi.ru
12.www.audit-it.ru