С. Г. Воркачев
Полузабытое и диалектное слово “быдло”, заимствованное в восточнославянские языки из польского в значении “крупный рогатый скот” [См.: Фасмер 2003, т. 1: 258] и зафиксированное в лексикографии прошлого века с пометами “устар.” [БАС 1951, т. 1: 718], “обл.” [МАС 1981, т. 1: 129; БАС 1991, т. 1: 846; Ушаков 2000, т. 1: 212] и обязательно “прост. презр.” [МАС 1981, т. 1: 129; Ожегов, Шведова 1998: 65] и “бран.” [МАС 1981, т. 1: 129; Ушаков 2000, т. 1: 212], “прогибернировав” в общем фонде русского языка в виде своего рода “дремлющей инфекции” до начала XXI в., внезапно проснулось и взмыло чуть ли не на вершины речевого употребления, воспользовавшись, видимо, ослаблением культурно-языкового иммунитета. Так, если по данным частотного словаря [См.: Шаров], составленного на основе корпуса современного русского языка, включающего тексты, большинство из которых написаны между 1980 и 1995 гг., частотность слова “быдло” относительно невелика – 2.53 ipm (вхождений на миллион слов) при 374.86 ipm для слова “народ” (т. е. соотношение 1:150), то в настоящий момент поисковая система “Яndex” уже дает для него 5.000.000 упоминаний при 135.000.000 упоминаний для слова “народ” (т. е. соотношение 1:27), а поисковая система “Google” – почти 10.000.000 упоминаний при 260.000.000 упоминаний для слова “народ” (т. е. соотношение 1:26). Можно сказать, что “быдло” становится одним из “ключевых слов” лингвокультуры Рунета.
В то же самое время эта лексема обладает, можно сказать, гиперактивной словообразовательной продуктивностью: от ее основы производны быдляк, быдл-класс, быдлятина, быдлистость, быдлизм, быдловский, быдлючий, быдлячество, быдляческий, быдлофикация, быдловедение, быдлология, обыдление, быдлизатор, обыдлизировать, быдлократия, быдлоид, зомбобыдло, небыдло, быдленок/быдлюк (студент ПТУ [Левикова 2003: 51]); она даже практически превращается в приставку: быдлодевайсы, быдломузыка, быдломобиль, быдлодром (дискотека), быдложитие (общежитие), быдлореклама, быдлонаезд, быдлоязык, быдлоящик (телевизор) и пр.
По большому счету, в общем и целом, “быдло” – это всего лишь пейоратив к одному из значений слова “народ”: “собственно народ” как часть этнического народа/нации, отделенная от элиты, – и стоит это слово в одном синонимическом ряду со словами “плебс”, “простонародье” и “чернь” (Слово “быдло” в применении к людям – это лишь негативно окрашенный синоним выражению “большинство народа”. Быдло называют быдлом, когда акцентируют порочные качества основной массы народа [Бурьяк]; Быдло – профаническая ипостась народа, а потому страшнее и недопустимее в произнесении, чем любая матерная брань [Пелипенко, Яковенко]), хотя в интернет-текстах можно встретить и эпатажное “Я быдло и горжусь этим”: Вот все говорят, например: “быдло”. А что, собственно, плохого в том, что наш, русский народ – является быдлом? Что плохого в том, что все мы, вышедшие из этого русского народа (не думаю, что процент настоящих аристократов в современной России – очень велик…) – как бы быдло и есть? Быдло – это и есть та современная движущая сила истории [Ода русскому быдлу]. О тесной ассоциативной связи “быдла” и “народа” говорят данные “Русского ассоциативного словаря”, где в число ассоциатов “народа” включено “быдло” вместе с “толпой” и “стадом” и, наоборот, “народ” присутствует в числе реакций на “быдло” вместе с “лохом” и “хамом” [См.: РАС 2002, т. 1: 351; т. 2: 57].
Как свидетельствует история, в частности история французского языка, в свое время (с XIV по XIX в.) в семантике лексемы peuple 'народ' доминировали отрицательные оценочные коннотации: это был по преимуществу плебс, который стал этническим народом лишь с окончанием формирования нации [См.: Абрамович, Бартминьский 2011: 224, 232]. Кстати, английское people 'народ' в русской транскрипции в выражении “Пипл схавает” употребляется сейчас в качестве иронического комментария к проявлению убогого, невзыскательного, примитивного вкуса потребителей массовой культуры: Телеканалы снова и снова делают ставку на проверенные беспроигрышные форматы и жанры, то есть на такие, которые “пипл хавает” (Полуэхтова); Энциклопедия – это звучит гордо, так что долой стыд, раз пипл хавает (Марголин); Как говорят в тусовочной среде, “пипл все схавает” (Кучерена).
Да, utilitas expressit nomina rerum: слова появляются в языке и используются в силу возникающей в них потребности, и слово “быдло”, очевидно, здесь не составляет исключения. Востребованность эта в данном случае, как представляется, не столько языковая, сколько социально-историческая, возникшая в результате распада национальной системы ценностей, роста агрессивности в обществе, классового расслоения последнего и “корпоративизации” морали.
Агрессивность у человека, к счастью, проявляется прежде всего как вербальная агрессия, в инструментальный набор которой входит лексема “быдло” – бранное слово.
В начале 90-х гг. прошлого века единая система национальных ценностей, составлявшая ядро морали, распалась на “понятия” [См.: Воркачев 2011]: мораль корпоративную, партикулярную и относительную, мораль “для своих”, спокойно допускающую “нравственные исключения” для “чужих”, в число которых попадают все “не свои”; в таком случае слово “быдло” приобретает чисто ругательный и сегрегационный смысл: быдло – это все “не-мы” и все те, кто хуже нас. Здесь, кстати, можно отметить хронологическое совпадение появления инвективы “быдло” с другой, не менее социально значимой инвективой “лох”.
Нужно сказать, что “обыдливание” общества не в последнюю очередь связано с утратой целей, достижение которых выходит за пределы личного и узкокорыстного бытия – целей, создающих для человека смысл его жизни [См. подробнее: Воркачев 2011а: 363-541].
В то же время речевое использование лексемы “быдло”, которая, как уже отмечалось, имеет словарную помету “презр.”, представляет собой один из элементов механизма психологической защиты в ситуациях, когда человеку необходимо чувствовать себя сильнее, умнее, лучше того, кого презирают, особенно в том случае, когда человеку нечего больше противопоставить обстоятельствам и лицам, которые сильнее его [См.: Воркачев 2011б: 117]. Действительно, как писал Юрий Трифонов, “если мы откажемся от презрения, мы лишим себя последнего оружия. Пусть это чувство будет внутри нас и абсолютно невидимо со стороны, но оно должно быть”. Если когда-то народным девизом был девиз “Мы – не рабы”, то ему на смену пришел другой: “Мы не быдло”.
Наконец, есть, очевидно, еще одна причина активизации слова “быдло”, на этот раз вполне лингвистическая: серьезный “моральный износ” другой лексической единицы – слова “народ”, – успешно использовавшейся на протяжении как минимум двух веков в манипулятивных и пропагандистских целях всеми желающими и в современных конструктивистских теориях национализма принявшей статус “мифологемы” – imagined community.
В русских толковых словарях у лексемы “быдло” выделяется несколько лексико-семантических вариантов. Первый, с пометой “обл.”, – прямое и этимологическое значение: “рабочий (рогатый) скот” [См.: БАС 1951, т. 1: 718; МАС 1981, т. 1: 129; БАС 1991, т. 1: 846; Ефремова 2001, т. 1: 139]: Крепaки захотели посылать в Питер справедливого человека, который мог бы доступить до царицы и доказать ей или ее великим российским панам, что в селе Перегудах было настоящее казацкое лыцарство, а не крепaки, которых можно продавать и покупать, как крымских невольников или как “быдло” (Лесков). Второе, переносное значение, – “презрительное название крестьян помещиками-(крепостниками)” [БАС 1951, т. 1: 718; БАС 1991, т. 1: 846], “в устах помещиков-крепостников – презрительное обозначение крестьянской массы, как безвольного, бессловесного и покорного стада, опекаемого помещиком” [Ушаков 2000, т. 1: 212]: Привык пан считать нас за скотину, так и зовет – “быдло” (Н. Островский); …В Польше же этот аристократизм обратил высшие сословия в ясновельможное панство и шляхетство, а низшие – в быдло (Данилевский); Быдло пахало землю, а знатные господа пили вино и разбойничали по большим дорогам, грабя проезжих купцов (Жаботинский). Третье, также переносное значение: “о людях, которые бессловесно (и покорно) выполняют на кого-л. тяжелую работу” [МАС 1981, т. 1: 129; Ожегов, Шведова 1998: 65], “о людях, которые покорно, безропотно подчиняются чьей-л. воле, позволяя эксплуатировать себя” [БАС 1991, т. 1: 846], “о тупых, безвольных людях, покорных насилию” [Ушаков 2000, т. 1: 212], “о людях, духовно неразвитых, тупых, покорно подчиняющихся чужой воле и проводящих жизнь в тяжелом, изнурительном труде на кого-либо”; “символ покорности, тупости, ограниченности, стадности мышления, поведения” [БТСРЯ 1998: 107].
Таким образом, в словарной статье “быдло” фиксируется одно прямое и устаревшее значение этой лексемы и два метафорических: социально-статусное, отправляющее к низшему сословию или классу, и морально-оценочное, связанное с отрицательной оценкой чьих-либо личностных свойств. Если сопоставить переносные значения лексемы “быдло” со значениями другого пейоративного синонима к “народу” – лексемы “чернь”, ныне вышедшей или выходящей из употребления, – то можно сразу же увидеть почти полное совпадение семантического состава этих слов; ср.: 1) чернь – “устap. обычно пpезр. Простой народ, люди, принадлежащие к низшим слоям общества” [МАС 1981, т. 4: 668]; “Устар. Черный люд, простой народ, низы общества (с оттенком пренебрежения) [БАС 1951, т. 17: 932]; 2) “Духовно ограниченная, невежественная среда, толпа” [МАС 1981, т. 4: 668]; “О духовно ограниченной, недалекой среде, о толпе, чуждой высоких помыслов, побуждений” [БАС 1951, т. 17: 932]: Чернь петербургская глазела / Подобострастно на царя (Блок); Люблю меж этих старых плит / Прогуливаться в час вечерний. / Довольно смешанно здесь общество лежит, / Между вельмож есть много черни (А. К. Толстой); Пора презреть мне ропот знатной черни / И гибельный обычай уничтожить (Пушкин); Он с юных лет очаровывал светскую чернь блистательным салонным разговором (Чуковский). По большому счету, по принципу “свято место пусто не бывает” на смену “черни” в веке XXI пришло “быдло”.
Наблюдения над речевым использованием лексемы “быдло” показывают, что она зачастую употребляется как обычное ругательное слово, передает чистую оценку: как “подлец”, “мерзавец”, “негодяй” – любой нехороший человек, а “дурак – всякий инакомыслящий” (Флобер), так и “быдло” в приложении к отдельной личности – любой человек, отличающийся от говорящего в худшую сторону и достойный презрения [1]: Для тех, кто живет на Рублевке, быдло – те, кто живет в Томилине. Для обладателей собственных коттеджей – жители квартир. Владельцы иномарок считают, что только быдляки могут покупать отечественные машины. Те, кто научился пить хорошие вина, зачисляют в быдл-класс всех”пивняков” и “водочников”. Богатые называют быдлом бедных, бедные – богатых, интеллектуалы – технарей, атеисты – “мракобесов”, православные – безбожников и так до бесконечности [Соколов-Митрич]; Элиты считают за быдло всю Россию, точнее людей, у которых нет мобилы Vertu, которые “одеваются на рынке” и которые ни разу не пробовали Chateau Petrus 97-го года. Интеллигенция же считает быдлом также весь русский народ с его холопской душой, поклоняющегося “своему тирану Сталину” и не читавшего Ансельма Кентерберийского в оригинале [Калашников]. “Быдло” тем самым предстает как конечный, “холический” результат оценочной деятельности субъекта, а сам процесс вынесения оценки и ее логическая формула, обязательным структурным элементом которой выступает обоснование – причины, мотивы и признаки, лежащие в основе оценки, – остаются “за кадром”. Поэтому, как представляется, любопытно исследовать контексты, в которых обоснование оценки представлено эксплицитно, выявить признаки, по которым тот или иной субъект квалифицирует другого человека или группу людей как “быдло”.
Теоретические рассуждения о “быдлости” и ее экземплификация на сегодняшний день представлены главным образом в Рунете (Наибольшее применение и использование слова быдло можно найти на страницах сайтов и блогов в сети Интернет. Быдло здесь практически на каждой странице [Быдло – это кто?]; А уж если залезть в интернет, то там этого добра столько, что яблоку негде упасть [Соколов-Митрич]), и там же логичнее всего искать характеристики “быдла”. (См.: http://www.apn.ru http://rnns.ru; http://lurkmore.ru; http://www.analysisclub.ru; http://bouriac.narod.ru; http://kaschepuzia.kaschenko.ru; http://orlec.ru; www.fanbio.ru; http://www.hegel.ru; http://www.izvestia.ru; http://slovob.org; http://budyon.org; http://chitalnya.ru; http://ru.wikipedia.org; http://www.krugozormagazine.com; http://www.facebook.com; http://livejournal.com; http://www.gidepark.ru; http://videopozitiv.ru и др.)
Считается, что у быдла имеется 9000 (!) определений – видимо, сюда включаются толкования всех уничижительных имен народа, начиная с “охлоса” и “плебса”. Тем не менее утверждается, что классического родо-видового точного (“конкретного”) определения быдла не существует, и предлагаются его “инструментальные” определения (“Быдло – это те, кто используют подобную лексику по отношению к другим и себе”; “Быдлом стать достаточно легко. Начните регулярно употреблять в обычной речи слово “быдло””; “Быдло – это люди, которым нравится жить в дерьме”; “У быдла есть особенность: оно – всегда не ты”), а также предлагается постичь суть “быдла” интуитивно, через различные прецедентные образы (Шарикова из книги Булгакова “Собачье сердце”, Белякова из сериала “Наша Раша”, который любит разговаривать с телевизором, проводника Андрея из фильма “Вокзал на двоих”, Букина из сериала “Счастливы вместе” и пр.), а также через бытовые типажи (“чиновника, считающего себя пупом Земли; мелкого клерка, срывающего свою злость на народе; неграмотной, грязной торгашки в палатке на рынке” и пр. [См.: Быдло, тунеядцы и пьяницы; Быдло]). В любом случае, “быдло” – это “некая формула социального высокомерия” [Соколов-Митрич]”.
Приводится этимология слова “быдло”, в основном “народная”, можно сказать “самопальная”, в духе Михаила Задорного: “Возьмем примеры: мыдло – мыло, шыдло – шило, рыдло – рыло, ядловец – яловец, т. е. трансформация dl > l, то есть все основания полагать, что быдло позже стало былом. А “было” в полесских говорах означает то, чем бьют. Значит “быдло” имеет отношение к битью. Вот она низость. Например: Было кровати (это трубчатая металическая перекладина)”; “Быдло: От слова “быт” и слова “быть”. Может быть слова “бык”. Рабочее население обеспечивающее “бытие” и “быт” господ. Точнее “раб”” [Народный словарь современного русского языка]; “Вообще быдло происходит от какого-то тюрского корня “бычь”, “быть”, “быдло”, “быче”, “добыча”; имело значение жизни бытия, видимо в старину жизнь была связана со скотом, я это читал в книжке по нумизматике можно докопаться если что” [Имя врага – “быдло”].
Подчеркивается внеклассовый и внесословный характер понятия “быдло” (Быдло может иметь высшее образование и хорошо оплачиваемую работу, может даже быть неплохим специалистом в какой-то узкой области – и все равно при этом оставаться быдлом [Нестеренко]; Быдло нельзя отнести к сословному или классовому понятию. С ним можно встретиться в различных слоях общества [Соколов-Митрич]; Быдло ведь может быть разным и часто это понятие не коррелирует с годовым доходом и уровнем интеллекта, поэтому быдло есть даже в телевизоре [Калашников]; Уровень быдлячества мало зависит от уровня образования или дохода – такие есть во всех социальных слоях [О быдле]), утверждается существование катахрезного “элитарного быдла” – “тех, кого в прошлые века было принято называть светской чернью, которая, стоя “жадною толпой у трона”, лизала пятки власти, проигрывала войны, душила свободу, травила гениев, купала шлюх в шампанском, разоряла Россию многомиллионными займами и по-черному ее разворовывала” [Ростовцев]. Признается даже существование быдла в животном мире: Кто сказал, что быдлом бывают только человеческие особи? Вполне настоящим быдлом может быть и животное [Кот-быдло].
Что касается представленных эксплицитно в 14 интернет-текстах (использовались следующие тексты: [Быдло2; Быдло3; Быдло, тунеядцы и пьяницы…; Быдло – это кто?; Быдло4; Кот-быдло; Народный словарь современного русского языка; Нестеренко; Быдло1; Пелипенко, Яковенко; Ростовцев; Русский народ – это быдло; Соколов-Митрич; Что такое быдло]) конкретных признаков, положенных в основу вынесения уничижительной оценки, то они также представлены во множестве – их более полусотни: они касаются интеллектуальных и психологических особенностей быдла, его вкусов, поведенческих стереотипов и жизненных установок.
Из общего числа признаков быдла 24 упоминаются более одного раза, а все прочие – по одному разу. Как несложно предположить, наиболее частотные из них – “управляемость” (9 упоминаний) и “стадность” (7 упоминаний) – выводимы непосредственно из прямого значения слова (рабочий (рогатый) скот); эти же признаки представляются существенными: при их отсутствии человека вряд ли можно назвать “быдлом”. Все прочие признаки носят “добавочный” характер, из прямого значения не выводятся и представляются скорее случайными: носители этих признаков вполне спокойно могут и не быть “быдлом”.
Приведем синонимичные варианты номинации наиболее частотного признака быдла в интернет-текстах:
– управляемость: О, горе нам, кто будет нами править?;
– авторитарная субмиссивность (сильное желание подчиняться властям, установленным в обществе легитимно): хорошо иметь строгого авторитарного лидера;
– подъяремность (даже “субмиссивный/ подъяремный энтузиазм”): “Быдло” – это те, кому требуется терапия кнута и оглобли, иначе он не способен быть нормальным человеком; Быдло, как и положено хорошему стаду, искренне любит своего пастуха. Причем, чем более жесток пастух (в терминологии быдла – “крут”), тем большую любовь он заслуживает; Рабство, подъяремность, тотальная зависимость от социального абсолюта составляют существо миросозерцания быдла; Для быдла важно, чтоб кто-то сверху им командовал, а быдло полностью и покорно будет выполнять эти команды; Неискоренимое желание быдла – набросить на себя ярмо, выбрать себе царя; Быдло – это тот, кто бездумно поддерживает власть, по традиции, по обычаю, по привычке. Без мотивации.
Вторым по частоте появления в интернет-текстах идет признак “стадности” (“отрицания личности/индивидуальности”, “коллективизма”): Быдло не может признать, что в другом человеке может быть своя индивидуальность; Принадлежность к коллективу является для быдла высшей ценностью. Ценности коллектива принимаются быдлом аксиоматически, а сама идея о том, что их можно подвергнуть сомнению, вызывает либо ярость, либо смех (порою – то и другое разом); Быдло – всегда часть некоторого “мы”, при уничижительном отношении к “я”. Своему и особенно чужому. Уничижительное отношение к чужому “я” – фундаментальная черта быдла; Быдло отрицает личность во всех ее проявлениях. И, прежде всего, такие черты как свобода, собственность и достоинство; Основная характеристика быдла – принадлежность к коллективу, к той или иной социальной общности, принимаемая в качестве единственной позитивной ценности; Быдло отрицает личность во всех ее проявлениях.
Третий по частоте появления (он встречается шесть раз) в интернет-текстах признак – низкий социальный статус быдла: Пренебрежительное отношение к плебсу, выражаемое в слове “быдло”, есть часть предмета исследования быдловедения; В широком смысле – круг значений, связанных с толпой, охлосом, плебсом. Когда-то для выражения сходных сущностей было хорошее слово – чернь; Общий термин для сотрудников неначальствующего состава; Быдло, обычно довольно бедный человек (хотя есть довольно много исключений).
“Локус контроля” у быдла вынесен вовне – у него во всем виноваты другие (пять появлений): Все свои неприятности быдло объясняет происками Врагов; Во всех своих бедах быдло обвиняет судьбу, правительство, жену, но только не себя; Быдло неспособно трезво оценивать события и часто ищет виновных в своих бедах на стороне, вместо того, чтобы посмотреть на себя, разбираться и исправлять свои ошибки.
Пять раз в характеристиках быдла упоминаются национализм и ура-патриотизм: Быдло патриотично. Чаще всего это национально-государственный патриотизм, но может быть и религиозный, и корпоративный, и т. д. При этом быдло, естественно, не имеет понятия о завете не путать начальство с отечеством; Быдлу нужна идеология или другая форма веры, заменяющая необходимость принятия собственных решений тупым исполнением готовых, спущенных сверху. В большинстве случаев оно придерживается консервативных позиций, патриотизма или национализма; Быдло дико, бешено гордится тем, что родилось в России, и практически всегда является ура-патриотом ввиду самого примативного, но могучего стадного инстинкта.
Четырежды упоминается склонность быдла к насилию, обожание грубой силы, общая агрессивность: Быдло агрессивно. Ему просто необходимо кого-то ненавидеть. Быдло считает насилие, вербальное или физическое, не только допустимым, но и самым правильным ответом на аргументы оппонентов; Быдло не уважает интеллигенцию, не интересуется литературой и искусством, и авторитетом для него является грубая сила; Признак быдла – авторитарная агрессия – общая агрессивность, сильно выражающаяся по отношению к различным группам или индивидуумам, и якобы санкционированная властями: “полезно быть жестокими к тем, кто не следует правилам”.
Четыре раза упоминается бездуховность (физиологичность, “примативность”) быдла: У быдла, как правило, сильно развит культ алкоголя. “Пить – надо, пить – почетно. Не пьют – слабаки и трусы”. Питие укрепляет коллективизм быдла, сближает их и нивелирует различия между ними; Кого можно считать быдлом? Людей, у которых ценности – пое…ться, набухаться, посмотреть телевизор, и всё.
Так же четыре раза отмечается, что представители быдла, считая себя носителями высокой морали, живут “по понятиям”: Быдло считает себя носителем высокой морали. Таковая, в зависимости от культурного уровня и социального статуса быдла, может именоваться понятиями правильных пацанов, моральным кодексом строителя коммунизма, православной духовностью, корпоративной этикой и т. п.; в любом случае, быдло, даже с трудом приходя в себя после недельного запоя, считает себя нравственным эталоном, свысока взирающим на погрязший в пороке остальной мир; Так как быдло не может существовать в одиночестве вместе у них есть некий устав правил поведения, разговора, заменяющего им мораль, культуру, образование. Есть понятия, по котором надо жить, потому что они есть истина; Порядочность заменяется Законопослушанием быдла. Нравственность – установленными властями правилами и моральными принципами (понятиями паханов на зоне).
По три раза упоминаются агрессивность и ненависть к “чужим”, “небыдлу” (Ненаших надо ненавидеть и презирать за то, что они Ненаши; Быдло люто, бешено ненавидит всех успешных, образованных, богатых, известных и что-то умеющих. В общем, ненавидит всё небыдло), неспособность к рефлексии и критическому мышлению (Быдло – это те, кто не способен отрефлексировать свои действия с нескольких разных точек зрения; Быдло – это категория людей, толпа, у которых отсутствует способность к самостоятельному критическому мышлению), глупость и тупость (Ну, а главным свойством быдла является, конечно же, глупость, каковой не противоречат даже наличие престижного диплома и профессиональные успехи в какой-нибудь интеллектуальной сфере; Быдло: тупые, легкоуправляемые авторитетом, часто крепкие физически, скотоподобные, агрессивные люди), убожество языка (Разговор между двумя быдлами может повергнуть нормального человека в сон, так как обширный словарный запас в 200 слов будет повторятся уже после третьего предложения; Еще один отличительный признак быдла – словесный понос) и жестокость (Наибольший восторг быдла, конечно, вызывает жестокость по отношению к Ненашим, но и жестокость по отношению к своим встречает, как минимум, понимание, а часто и одобрение; Быдло, в большинстве своем, всегда выступает за смертную казнь. В особо тяжелых случаях, еще за публичную казнь или пытки).
По два раза упоминаются стандартность и шаблонность мышления (Быдло – это существо, которое не способно к индивидуальному мышлению; В среде быдла цветут различные психические заболевания, которые проявляются в неоригинальном мышлении, прятанием за общими словами, словами без сути, шаблонными фразами и мировоззрением, что является признаком их безынтеллектуальности), хитрость (Как правило, быдлу свойственен тот тип поведения, который в обыденном лексиконе определяется как “хитрож…ость”. Хитрож…ость – кратчайшая дистанция для достижения эгоистических целей с минимальными нарушениями заданных извне правил игры), хамство и наглость (Быдло не может без хамства; Человек, воспринимаемый нами как быдло, как правило, нагл и наплевательски относится к чужим интересам и мнениям), тупое чувство юмора, предпочтение шуток на темы “ниже пояса” (Быдло обожает юмор ниже пояса, что объясняется местечковостью его корней, и лицедейство на подмостках или перед телекамерами. Тут быдло “отрывается” по полной программе, поря пошлятину со сцены или в эфир; У быдла совершенно тупое чувство юмора. Например, оно смеется над своими шутками, даже если они стремные), воровитость (Быдло хитрож…ое всегда стремится к воровству. Для него все люди, кто лучше живет – это такие же, как и он, только более наглые и удачливые. Старается все украсть и стырить; Быдло – враг собственности. Для него существует свое кровное и ситуационно чужое. Границы между своим и чужим внешни, контекстуальны и сиюминутны), разговор матом (Быдло любит материться, причем не только в гневе, но и в спокойном разговоре; Быдло чрезмерно активно использует мат), слепая вера всему, что говорится в средствах массовой информации (Быдло – люди, слепо верящие всему, что вещают СМИ; Быдло верит всему, что говорится по телевизору, особенно хорошо оно ведется на различные паранормальные темы), деструктивность (Быдло деструктивно (некрофильно – в терминах Э. Фромма). Оно не способно к конструктивной деятельности; Быдло неспособно к созиданию, зато обожает бессмысленно ломать, крушить, уничтожать. Мечта быдла – устроить погромъ), отсутствие совести, заменяемой страхом наказания (Быдло не имеет совести, они живут по своим правилам поэтому обложить матом старушку в автобусе можно ради понта; Быдло не имеет особых нравственных устоев и регулятором его поведения является не совесть, а страх перед наказанием), и малообразованность (Быдло – это в первую очередь мало образованный (читай малознающий) без каких либо ярких проявлений индивидуальности с воспаленным стадным инстинктом, истеричен; Быдло: малообразованный и глупый человек).
По одному разу упоминаются такие признаки, как отсутствие собственного мнения (Собственного мнения быдло не имеет, принимая за таковое воспринятый им набор готовых штампов, в принципе не подлежащий анализу и пересмотру), неспособность к принятию собственных, самостоятельных решений (Произрастает это всё из неспособности и, соответственно, боязни принятия собственных решений; даже сама мысль о необходимости что-то сделать самому, а не получить в виде указаний (приказов, линии партии и т. п.) от кого-либо вводит в ужас), отсутствие инициативы (Отсутствие, как правило инициативы, в сложной ситуации, требуется поддержка – психологическая), склонность к упрощению, примитивизации (Генеральной для быдла является интенция к упрощению), нетерпимость к чужому мнению (Кого можно считать быдлом? Людей, которые считают свое мнение единственно верным), кумиротворчество (Жестокое попирание заповеди “не сотвори себе кумира”. Кумиры сотворяются на ура из чего угодно – политиков, певцов, журналистов, футбольных игроков, денег, вещей…), любовь к несвободе (Быдлу необходима несвобода. Недаром значительный процент быдла считает, что необходимо побывать в армии и тюрьме, там можно обучиться многому полезному в жизни. Получить те самые готовые модели поведения, особенно в стае таких же, которые потом можно применять всю оставшуюся жизнь, ни на секунду не утруждая голову мыслями), конформизм, стремление следовать традициям (Конвенционализм – высокий уровень приверженности традиционным конвенциям, якобы разделяемым всем обществом и властями), плохое знание истории своей страны и требование уважать ее (Быдло плохо знает свою историю, но убеждено, что ее надо уважать), отрицание человеческого достоинства (Для быдла не существует человеческого достоинства. Оно не просто не понимает, но активно отрицает дистанцию, privacy, всю ту сферу культурного пространства, которая вызревала и укреплялась со становлением человеческой личности. Происходит это потому, что быдло не признает за отдельным человеком самостоятельного смысла существования. Для него человек всегда средство), безграмотность (Универсальный отличительный признак быдла – незнание правил правописания, даже самых примитивных), неспособность к изучению иностранных языков (Иностранные языки для быдла недоступны), стрессоустойчивость к рутине (В связи с безынтеллектуальностью стрессоустойчивы к рутине), подгребание под себя, хватательный инстинкт (Для быдла свежеуворованное воспринимается как свое кровное. Его социальный лейтмотив – подгребать под себя), отсутствие четких жизненных целей, ценностей и принципов (Быдло не имеет четких целей в жизни и четкой системы ценностей и принципов. Трудно представить, что быдло совершает какой-нибудь подвиг ради определенных ценностей), деление мира на “своих” и “чужих” (Быдло делит мир на Наших и Ненаших. Наши всегда правы, потому что они Наши).
У быдла отсутствует вкус (Вне зависимости от классового и материального положения для быдла характерно отсутствие художественного и музыкального вкуса, и даже вкуса к еде – быдло добровольно предпочитает специально разработанный для него корм), какая-либо культура поведения (Быдло есть субъект, лишенный понятия об элементарной этике. Именно быдло мочится на углу и в подъездах, хамит кондуктору и пишет на стенах). Оно выбирает одежду с логотипами и брендами (Быдло выбирает одежду с логотипами брендов и всевозможными надписями), ему нравятся световые и шумовые эффекты (Сверкание и шумовые эффекты неизменно привлекают быдло. Это делает данную породу людей похожей на детей или на некоторых животных), одевается оно спортивно и дешево (Орлецкое быдло не сильно отличается от любого другого быдла. Одевается спортивно и дешево, ведет падший образ жизни, при этом считает себя венцом творения эволюции), любит смотреть телевизор (Самое любимое времяпрепровождение быдла – просмотр телевизора. На телевидении об этом знают и поэтому стараются почаще показывать передачи, которые предназначены именно для быдла), ненавидит американцев, хотя обожает их товары (Вообще, быдло демонстрирует бешеную ненависть к американцам, при этом у быдла любимая одежда – американские джинсы, любимый напиток – американская Кока-Кола, любимая забегаловка – американский Макжлобс), эгоистично (Быдлу не свойственен альтруизм).
Быдло – сторонники уравнительной справедливости (Понятия, с которыми быдло связывает слово “справедливость”, очень часто прямо и неразрывно связаны с мнением о том, что надо кого-то расстрелять, развесить на фонарных столбах, а также с принципом “всё отнять и поделить”), любители массовых мероприятий (Быдло очень любит массовые акции, например митинги, марши, демонстрации, флешмобы и народные гуляния) и хорошо пахнущих жидкостей (Быдло любит “использовать” всякие хорошо пахнущие жидкости – одеколоны и т. д.).
Если взглянуть на логическую структуру толкований признаков быдла, то можно увидеть своего рода “апофатичность” – почти половина из них (22) передается через лексическое отрицание, когда в характеристики быдла включаются отсутствие (совести, нравственных устоев, собственного мнения, способности к самостоятельному критическому мышлению, инициативы, четких жизненных целей, ценностей, принципов, вкуса), отрицание (личности во всех ее проявлениях, человеческого достоинства), неспособность (трезво оценивать события, к рефлексии и критическому мышлению, индивидуальному мышлению, созиданию, принятию собственных решений, изучению иностранных языков), бездуховность, безынтеллектуальность, безграмотность, деструктивность, нетерпимость к чужому мнению, любовь к несвободе, непризнание за отдельным человеком самостоятельного смысла существования.
Естественно, возникает вопрос, какой же позитивный образ будет получен в результате отрицания отрицания этих признаков. И если быдло – результат “негативной селекции”, отрицательного нравственно и культурного отбора, то что же является результатом “позитивной селекции” – положительного отбора? Если в аксиологическом плане быдло – это “антиэлита”, то какова “элита”?
О персонаже, противостоящем быдлу практически по всем параметрам, смутно догадываются сами авторы интернет-текстов: Быдло как явление повсеместно оно есть в любой стране, но в разном процентном соотношении с более интеллигентными людьми [Быдло1]; Бедный, но интеллигентный школьный учитель – не быдло, потому что он учит наших детей не быть быдлом [Соколов-Митрич]; Утверждение образа быдла знаменует собой смерть российского интеллигента [Пелипенко, Яковенко]; Переполненный троллейбус. Интеллигент трогает соседа за плечо: – Будьте любезны, пожалуйста, не затруднит ли вас передать мой билетик на компостер? – Ты чё, ё… твою мать, интеллигент?!! – Что вы! Что вы! Отнюдь! Такое же быдло, как и вы… [Краснохолмский]. Действительно, интеллигент воплощает отрицание практически всех (за исключением одного, и то с оговоркой) признаков быдла, он предстает “оттиснутым, как точный негатив” последнего: На месте утвержденья – отрицанье, / Идеи, чувства – все наоборот [Волошин 1991: 196]. На месте “субмиссивного энтузиазма” у него стоит оппозиция всякой власти, ущемляющей интересы народа [См.: Савицкий 2007: 193] (Русская интеллигенция всегда была в оппозиции к власти, ибо идеальной власти для всех не бывает, а наша интеллигенция воплощала в себе ум, честь и совесть нации [Краснохолмский]); на месте отрицания личности и личного достоинства – уважение к ним (“Интеллигенция” – это не столько сословие, сколько духовное состояние. И суть этого состояния очень проста, определяется понятием “уважение к личности” [Чхартишвили]). К этой “вымирающей породе”, по словам Д. С. Лихачева, причисляются люди, “свободные в своем убеждении, не зависящие от экономических, партийных и государственных принуждений и не подчиняющиеся идеологическим обязательствам” [Цит. по: Костиков 2009].
Интеллигентность – это прежде всего нравственное свойство, в основе принадлежности к интеллигенции лежит моральный критерий [См.: Степанов 1997: 627]: На Руси слово интеллигент означало человека высоконравственного, обладающего высокой духовной культурой, а не профессиональными навыками [Шигарева 2005]; Интеллигентом нельзя стать, получив дюжину дипломов. Для России это – категория нравственная и совершенно не мера образовательного ценза. Она востребована историей для святой цели: выявить личность в человеке, укрепить нравственно, вооружить мужеством индивидуальности (Борис Васильев).
Семантика “интеллигента” в значительной части своего объема пересекается с семантикой “порядочного человека”, с этикой которого, по утверждению Ю. С. Степанова, “ближе всего совпадает основной нравственный закон” [Степанов 1997: 644]. Порядочные и интеллигентные люди соблюдают элементарные моральные нормы, изложенные вкратце в письме А. П. Чехова брату Николаю: уважают чужое и собственное достоинство, добры, не скандалят, не лгут, не воруют, не юродствуют, не суетны… [См.: Чехов 1956, т. 11: 83-85].
Cегодняшние СМИ и Рунет не устают хоронить интеллигенцию как сословие, связывая ее смерть с засилием быдла: И когда на месте образа великого, беспредельного в своих качествах, объемлющей все и вся субстанции, заключающей в себе все концы и все начала, неизреченного Народа появляется быдло – можно свидетельствовать: интеллигенция кончилась [Пелипенко, Яковенко]; Узкий социальный слой интеллигенции почти исчез в России [Краснохолмский]; Интеллигенция в России утрачивает свою роль [Костиков 2009]; Но что мы точно потеряли с тех пор – это соль нашего народа, его наиболее просвещенную и ответственную часть – интеллигенцию [Чухрай 2011]; Сегодня в России преобладает не интеллигентность (то есть, прежде всего, неприятие лжи), а, говоря словами А. Солженицына, “образованщина” [Костиков 2012].
Как на смену “порядочному человеку” пришло из “фени” словечко “лох” [См.: Воркачев 2011в: 321-322], так оно же пришло на смену “интеллигенту”, и тем самым последний не исчез, но претерпел вербальную метаморфозу. Времена, конечно, меняются, но нравы, похоже, нет: полвека назад на деревянном заборе родительского дома автора этих строк углем было нацарапано “Интеллигенты”, а сейчас на том же заборе (уже кирпичном) красуется надпись (уже аэрозольной краской) “Лохи”.
Можно отметить определенный параллелизм в словарных значениях “быдла” и “интеллигента” – в русской лексикографии у этих лексем выделяются:
1) этимологическое, “прямое” значение – “рабочий скот” для “быдла” и intelligens 'умный, понимающий, знающий' для “интеллигента” [См.: БТСРЯ 1998: 395];
2) “сословное”, социальное определение: “низшее сословие” для “быдла” и “представитель интеллигенции” для “интеллигента” [См.: Ефремова 2001, т. 1: 600];
3) оценочное значение: “люди, покорно подчиняющиеся чьей-либо воле, позволяющие эксплуатировать себя” [Ефремова 2001, т. 1: 139] для “быдла” и “образованный, воспитанный, культурный человек” (связанное с прилагательным “интеллигентный”), а также “человек, чье социальное поведение отличается безволием, бездействием, сомнениями” [Ефремова 2001, т. 1: 600] (связанное с прилагательным “интеллигентский”) для “интеллигента”.
Как уже говорилось, интеллигент представляет собой почти полный антипод быдлу, противостоит ему по всем выделенным признакам, кроме одного, номинально совпадающего: и быдло, и интеллигент патриотичны, они оба любят Родину. Действительно, в число отличительных признаков интеллигента входит “озабоченность судьбами своего отечества (гражданская ответственность)” [Интеллигенция], а само слово “интеллигент” обозначает группу людей, которые болеют душой за Родину и ставили целью своей жизни борьбу за процветание своей земли и за счастье своего народа [См.: Краснохолмский]. Однако совпадение это, скорее всего, кажущееся, поскольку и любовь, и родина здесь разные. Прежде всего, патриотизм и любовь к родине отличаются друг от друга, о чем свидетельствуют результаты опроса современных русских информантов: любовь к родине ориентирована на природу и культуру родной страны, в то время как патриотизм – на государство [См.: Воркачев 2011а: 134-137]. Кроме того, патриотизм быдла – это, как правило, “ура-патриотизм” и “квасной патриотизм”: наше – самое лучшее уже потому, что оно наше; он не предполагает критики и допускает любовь к родине “с закрытыми глазами” (Чаадаев).
Наблюдения над речевым употреблением лексемы “быдло” в Рунете, а также семантический анализ рассуждений на тему быдлости “интернет-быдловедов” позволяют, как представляется, прийти к определенным заключениям.
Практически на наших глазах реанимируется полузабытое и диалектное слово “быдло”, его словообразовательная продуктивность становится гиперактивной, а “быдлость” становится чуть ли не “ключевой идеей” лингвокультуры Рунета и СМИ.
Причины, вернувшие это слово к активной жизни, носят преимущественно социально-исторический характер: это и распад национальной системы ценностей, и рост агрессивности в обществе, и классовое расслоение последнего, и “корпоративизация” морали. Однако есть и еще одна причина речевой экспансии слова “быдло”, вполне лингвистическая: серьезный “моральный износ” слова “народ”, утрачивающего ныне свой традиционный манипулятивный потенциал.
В современной речи “быдло” употребляется в двух основных функциях: 1) чисто инвективной для психологической защиты путем поднятия говорящим собственного социально-культурного статуса и понижения этого статуса получателя речи или третьего лица и 2) инвективно-квалифицирующей, устанавливающей признаки, по которым номинат – отдельная личность или социальная группа – может быть назван быдлом. Сущностными, определяющими признаками быдла выступают два (оба связаны с этимологией этого слова и выводимы из его прямого значения): управляемость/покорность и коллективизм/стадность. Все прочие признаки имеют “добавленный” характер, из прямого значения не выводятся и представляются скорее случайными: носители этих признаков на самом деле могут “быдлом” и не быть.
В логической структуре толкований признаков быдла почти половина передается “апофатически” – через отрицание, негативные характеристики. Отрицание отрицания этих признаков дает позитивный образ – русского интеллигента, персонажа, противостоящего быдлу практически по всем параметрам и смыкающегося с образом порядочного человека, получившего сегодня имя “лоха”.
Создатель этого термина, П. Д. Боборыкин интеллигенцией называл людей “высшей умственной и этической культуры”, результат положительно культурного и нравственного отбора; в число быдла, по данным современного словоупотребления, попадают люди в результате подобного отбора, но с отрицательным знаком – носители низшей умственной и этической культуры.
Список литературы
1. Абрамович М., Бартминьский Е. Народ (на материале польской и французской лингвокультур) // Славянская концептосфера в сопоставительном освещении: лексикон. – Самара, 2011. С. 222-234.
2. БАС 1951 = Словарь современного русского литературного языка : в 17 т. – М. ; Л., 1951-1965.
3. БАС 1991 = Словарь современного русского литературного языка : в 20 т. – М., 1991-1994.
4. БТСРЯ = Большой толковый словарь русского языка / С. А. Кузнецов. – СПб., 1998.
5. Бурьяк А. Теория быдла – http://bouriac.narod.ru/Bydlo.htm.
6. Быдло1. URL: openysheva-sv.livejournal.com/303395.html.
7. Быдло2. URL: http://orlec.ru/mediawiki/index.php/быдло.
8. Быдло3. URL: kaschepuzia.kaschenko.ru/index.php/Быдло.
9. Быдло4.URL: http://lurkmore.to/Быдло.
10. Быдло, тунеядцы и пьяницы в кино и жизни. URL: www.fanbio.ru/vidzlodei/311-2011-07-21-12-43-48.html.
11. Быдло – это кто? URL: http://rnns.ru/191712-bydlo-kto-yeto.html.
12. Волошин М. А. Стихотворения. Статьи. Воспоминания современников. – М., 1991.
13. Воркачев С. Г. Корпоративная справедливость по-русски: “понятия” и “беспредел” как лексические инновации // Филологические науки. 2011. № 4. С. 85-96.
14. Воркачев С. Г. Родина, правда, смысл жизни: опыт русской лингвоидеологии. – Saarbr?cken, 2011а.
15. Воркачев С. Г. Базовая семантика и лингвоконцептология: на стыке парадигм гуманитарного знания. – Saarbr?cken, 2011б.
16. Ефремова Т. Ф. Новый словарь русского языка. Толково-словообразовательный : в 2 т. – М., 2001.
17. Имя врага – “быдло”. URL: http://lj.rossia.org/~tiphareth/835876.htm.
18. Интеллигенция. URL: http://ru.wikipedia.org/wiki.
19. Калашников Д. Про быдло. URL: http://warrax.net/91-92/bydlo.html.
20. Карасик В. И. Языковая матрица культуры. – Волгоград, 2012.
21. Костиков В. Безмозглая Россия // Аргументы и факты. 2012. 25 апр. № 17.
22. Костиков В. Интеллигенция в России утрачивает свою роль // Аргументы и факты. 2009. 24 июня. № 26.
23. Кот-быдло. URL: http://videopozitiv.ru/2011/01/24/kot-bydlo.
24. Краснохолмский А. Интеллигенты. URL: http://www.chitalnya.ru/work/359385.
25. Левикова С. И. Большой словарь молодежного слэнга. – М., 2003.
26. МАС 1981 = Словарь русского языка : в 4 т. – М., 1981.
27. Народный словарь современного русского языка. URL: www.slovoborg.ru/definition/быдло.
28. Национальный корпус русского языка. URL: www.ruscorpora.ru.
29. Нестеренко Ю. О быдле. URL: http://www.krugo-zormagazine.com/show/Bydlo.709.
30. Обыдле. URL: gidepark.ru/user/1228016733/content/1353660.
31. Ода русскому быдлу. URL: http://maaddi.livejournal.com/117731.html.
32. Ожегов С. И., Шведова Н. Ю. Толковый словарь русского языка. – М., 1998.
33. Пелипенко А. А., Яковенко И. Г. Быдло. URL: http://pelipenko.h1.ru/doklad5.htm.
34. Ростовцев А. Быдло. URL: http://zavtra.ru/denlit/181/11.html.
35. РАС 2002 = Русский ассоциативный словарь : в 2 т. – М., 2002.
36. Русский народ – это быдло. URL: gidepark.ru/user/2764368688/content/659905.
37. Савицкий В. М. Интеллигенция и интеллигентность // Vita in lingua: к юбилею . С. Г. Воркачева. – Краснодар, 2007. С. 191-202.
38. Соколов-Митрич Д. Про быдло. URL: http://www.izvestia.ru/news/324545.
39. Степанов Ю. С. Константы. Словарь русской культуры. Опыт исследования. – М., 1997.
40. Ушаков Д. Н. Толковый словарь русского языка : в 4 т. – М., 2000.
41. Фасмер М. Этимологический словарь русского языка : в 4 т. – М., 2003.
42. Чехов А. П. Собрание сочинений : в 12 т. – М., 1956.
43. Что такое быдло. URL: http://analysisclub.ru/index.php?page=miscell&art=2634.
44. Чухрай П.: “Наше общество начинает дичать” // Аргументы и факты. 2011. 12 окт. № 41.
45. Чхартишвили Г. Ш. Писатель и самоубийство : (электронная версия). URL: http/:lib.aldebaran.ru.
46. Шаров С. А. Частотный словарь русского языка / Рос. НИИ искусств. интеллекта. Электронная версия.
47. Шигарева Ю. Писатель Б. Васильев: “Мы вечно в поисках врага” // Аргументы и факты. 2005. 16 марта. № 11 (1272).
Для подготовки данной работы были использованы материалы с сайта http://www.philology.ru/
Дата добавления: 25.06.2013