Обслуживание потребителей и фирм автомобильным транспортом

–PAGE_BREAK–
3.1.Маятниковый маршрут с обратным холостым пробегом.

График работы автомобиля на маршруте приведен на рис. 5

Рис. 5. График работы автомобиля на маятниковом маршруте с обратным холостым пробегом (а) и его схема (б).
Технико-экономические показатели для этого маршрута рассчи­тываются по следующим формулам:

При условии:     

Пример 1.

Определить необходимое количество автомобилей для перевозки 320 т груза второго класса. Автомобили работают на маятниковом маршруте с обратным холостым пробегом: грузоподъемность автомобиля q=4т; длина груженой ездки и расстояние ездки без груза leг=15 км; статистический коэффициент использования грузоподъемности =0,8, время простоя под разгрузкой и разгрузкой t
п
p
=
30 мин, техническая скорость vt= 25 км/ч; время рабо­ты автомобиля на маршруте TM=8,5 ч.
Решение.
Определяем время оборота автомобиля на маршруте, ч:

Определяем количество оборотов за время работы автомобиля на маршруте, т:

3. Определяем возможную массу груза, перевезенную автомобилем за день, т:

      4.Определяем необходимое количество автомобилей для перевозки 320 т груза:

5. Определяем коэффициент использования пробега:

3.2. Маятниковый маршрут с обратным неполностью груженым пробегом.

Схема и график работы автомобиля на маршруте показаны на рис. 6.

Основные показатели для решения задач:

При перевозке одного груза:

Рис. 6.  График работы автомобиля на маятниковом маршруте с неполностью груженным пробегом (а) и его схема (б).

               

Пример 2.

Автомобили должны перевезти грузы массой 300 т на маятнико­вом маршруте с обратным не полностью груженым пробегом q
= 5 т; l’ег= 25км; l”ЕГ= 15 км; =1,0; lх=10 км; tп=15 мин, tp= 18мин, vt= 25 км/ч; Tм= 9,3 ч.  Определить необходимое количество автомо­билей для перевозки продукции и коэффициент использования про­бега автомобиля за 1 оборот.

Решение.
Определяем время оборота автомобиля, ч

Определяем количество оборотов:

3.  Определяем количество ездок:

                

4. Определяем производительность автомобиля, т:

5Определяем необходимое количество автомобилей

6Определяем коэффициент использования пробега за 1 оборот

3.3. Маятниковый маршрут с обратным полностью груженым про­бегом.

Схема и график работы приведены на рис. 7.

Рис.  7. График работы автомобиля на маятниковом маршруте с обратным полностью груженым пробегом (а) и его схема (б).
Основные показатели для решения задач:

при перевозке однородного груза:

Пример 3.

Автомобиль-самосвал работал на маятниковом маршруте с груженым пробегом и обоих направлениях: q
= 3,5 т; lег= 5км; lH= 5 км; tпр=12 мин. ,=1,0; vt= 25 км/ч; Tм= 9,3 ч Определить количество автомобилей при объеме перевозок 385 т и коэф­фициент использования пробега за день.

Решение.

1.      Определяем время оборота автомобиля, ч:

2- Определяем количество оборотов и ездок:

3.Объем перевозки груза, т;

4.Необходимое количество автомобилей для перевозки грузов

 5. Коэффициент использования пробега автомобиля за один день

3.4. Кольцевой маршрут.

Схема и график приведены на рис. 8.

Рис. 8. График работы автомобиля на кольцевом маршруте (а) и его схема (б).
Расчет основных показателей для решения задач:
 время оборота подвижного состава на кольцевом маршруте

 количество оборотов автомобиля за время работы на маршруте

где Тм — время работы автомобиля на маршруте, ч;

где    nГР— количество груженых ездок за оборот;
дневная выработка автомобиля, т; ткм

где 1ег — средняя длина груженой ездки за оборот, км:

среднее расстояние перевозки за оборот, км

среднее время простоя под погрузкой-разгрузкой за каждую ездку  
за
оборот,
ч

средний коэффициент статического использования грузоподъемности за оборот
               

Или

Где qфi—  масса погружаемого в каждом пункте груза, т;
время оборота автомобиля на развозочном маршруте, ч

где      t
3
— время на каждый заезд, ч;

n3-количество заездов.

Пример
4.

Произвести расчет показателей кольцевого маршрута (схему и график его работы см. рис. 8). Исходные данные для расчета: нулевой про­бег lH= 4 км, время погрузки tп=0,4 ч, время разгрузки tp=0,2 ч, грузоподъ­емность автомобиля q
= 5 т, время в наряде T
н
=10 ч, продолжительность работы автохозяйства — 305 дней.    Другие данные представлены в табл. 2.

Решение.

При расчете кольцевых маршрутов определяем число оборотов автомо­биля на маршруте, а затем производительность и другие технико-эксплуата­ционные показатели.

1. Определяем время работы автомобиля на маршруте, ч:

                   

Данные для расчета.

Участки маршрутов

Расстояние между грузопунктами, км

Объем перевозок, тыс. т

Коэффициент использования грузоподъемности,

Техническая скорость, ед. изм.

AB

lAB=10

QAB=250

1,0

VАВ= 20,0

ВС

lBC=5

VВС= 15,0

СД

lCD=12

QCD=2

0,8

VСD= 25,0

ДЕ

lDE=9

QDE=150

0,6

VDE= 20,0

ЕА

lEA=9

VEA= 15,0

Нулевой пробег

VH= 20,0

Таблица 2.

2. Устанавливаем время оборота автомобиля, ч

Время, которое затрачивает автомобиль за оборот, равно 4,36 ч.

3. Определяем число оборотов автомобиля на маршруте за время ра­боты:

принимаем число оборотов п0=2

4. Пересчитываем время работы автомобиля на маршруте и в наряде в связи с округлением числа оборотов, ч;

5. Определяем дневную выработку автомобиля в тоннах и тонно-кило­метрах:

а) масса привезенных грузов, т:

б) транспортная работа, т-км

6. Определяем необходимое количество автомобилей для работы на маршруте

7.Определяем суточный пробег автомобиля, км

8.Коэффициент использования пробега на маршруте

4.
Применение математических методов для организации материалопотока.

Применение математических методов и моделей в логистике не­обходимо в тех случаях, когда проблема сложна и решить ее простей­шими методами на основе опыта работы невозможно. В этом случае непродуманное и научно не обоснованное решение может привести к серьезным последствиям. Примеров этому в нашей жизни имеется не мало, в частности, в логистике и экономике. Использование мате­матических методов и моделей позволяет логисту осуществить вы­бор оптимальных или близких к ним вариантов решений по опреде­ленным критериям. Естественно, эти решения научно обоснованы, и логист, принимающий решения, может руководствоваться ими при выборе окончательного решения.

В этом разделе будут рассмотрены некоторые математические моде­ли, которые могут быть использованы логистом при принятии логистических решений при продвижении материалопотока автомобиль­ным транспортом.

На автомобильном транспорте методом линейного программиро­вания решают такие задачи:
 отыскание оптимального числа ездок автомобилей на маршру­тах при установленном времени пребывания в наряде (задача
на минимальные потери рабочего времени);  отыскание оптимального варианта закрепления получателей за поставщиками однородной продукции (задача на минимум пу­левых пробегов);  составление рациональных маршрутов работы подвижного со­става — увязка ездок (задача на минимум холостых пробегов); организация развозочных и сборочных маршрутов (задача па определение минимального пробега при объезде грузопунктов); распределение подвижного состава и погрузочно-разгрузочиых средств по маршрутам работы (задача па максимальное исполь­зование рабочего времени автомобилей и погрузочно-разгрузоч­иых механизмов и др.).
Все перечисленные задачи базируются на математическом моде­лировании изучаемого процесса, т. е. на описании количественных закономерностей этого процесса, с помощью математических выра­жений (математической модели). Математическая модель, как уже было сказано, является абстрактным изображением реального про­цесса и в меру своей абстрактности может его характеризовать более или менее точно.

Одной из задач в логистической системе является разработка стратегии и логистической концепции построения модели транс­портного обслуживания потребителей и фирм. Эта стратегия осно­вывается на расчете рациональных маршрутов перевозки и составле­нии оптимальных графиков (расписаний) доставки продукции по­требителям, т. е. отвечает на вопросы, когда, сколько и в какое время должны быть доставлены грузы.

Вариантами организации движения автомобиля могут быть: ма­ятниковый маршрут с обратным порожним пробегом или развозоч-ный маршрут при перевозке мелкопартиониых грузов потребителям. Подробно рассмотрим организацию этих маршрутов.
4.1. Маятниковый маршрут с обратным порожним пробегом.

На практике при планировании работы автомобилей по маятни­ковым маршрутам с обратным холостым пробегом руководствуются единственным правилом: последний пункт разгрузки автомобилей должен быть как можно ближе к автохозяйству. При соблюдении этой основанной на здравом смысле рекомендации обес­печивается минимум пробега без груза. Анализ рассматриваемой за­дачи методом линейного программирования показал, что такое реше­ние совсем неочевидно. Для доказательства рассмотрим пример.

Пример 5.

Допустим, что с базы А необходимо доставить продукцию потребителям Б1и Б2. К обоим потребителям автомобиль может сделать за время в наряде две ездки. Необходимо составить маршрут движения автомобиля, обеспечи­вающий минимум порожнего пробега.

Условия задачи, схема размещения потребителей, на примере решения которой составляется маршрут движения, приведены на рис.9.

Рис. 9. Схемы размещения потребителей

Решение.

При решении этой задачи могут возникнуть два случая:

1)продукция поставляется в пункт Б2, а затем в Б1, из Б1 автомобиль по­ступает в АТП (пункт Г);

2)продукция поставляется в пункт Б2, а потом в Б1, из Б1 автомобиль возвращается в АТП (пункт Г).

Для выбора варианта перевозки продукции произведем расчет коэффи­циента использования пробега автомобиля и полученные значения сведем в табл. 3.

Показатель

Вариант I

Вариант II

Пробег, км:

общий

103,0

97,5

порожний

57,0

51,5

груженый

46,0

46,0

Коэффициент использования пробега

0,44

0,47
    продолжение
–PAGE_BREAK–