Программа к курсу «Общая социологиядля школьников»
1. Знакомство с социологией.
2. Возникновение и развитие социологии. Западноевропейскаясоциология (19 – начало 20 века).
3. Возникновение и развитие социологии. Западноевропейскаясоциология (19 – начало 20 века) (продолжение).
4. Возникновение и развитие социологии. Классическая зарубежнаясоциология.
5. Возникновение и развитие социологии. Классическая зарубежнаясоциология. (Продолжение)
6. Современная зарубежная социология.
7. Социология в России.
8. Советская и Российская социология.
9. Советская и Российская социология. (Продолжение).
10. Объект и предмет социологии.
11. Структура социологии.
12. Категории социологии.
13. Функции социологии.
14. Место социологии в системе общественных наук.
15. Научный метод в социологии. Виды социологических исследований.
16. Методы сбора информации.
17. Опрос
18. Анкетирование.
19. Наблюдение.
20. Интервьюирование.
21. Анализ документов.
22. Схема процесса исследования.
23. Методы обработки информации. Интерпретация выводов Социальныхисследований.
24. Специальные социологические дисциплины. Социология труда.
25. Специальные социологические дисциплины. Социальная структура.
26. Специальные социологические дисциплины. Социальная структуразападного общества.
27. Специальные социологические дисциплины. Этносоциология.
28. Специальные социологические дисциплины. Социология семьи.
29. Специальные социологические дисциплины. Социология молодежи.
30. Специальные социологические дисциплины. Девиантное поведение.
31. Специальные социологические дисциплины. Политическаясоциализация.
32. Специальные социологические дисциплины. Общественныеорганизации.
33. Специальные социологические дисциплины. Социология личности.
34. Специальные социологические дисциплины. Социологияобразования.
35. Специальные социологические дисциплины. Социология культуры.
36. Специальные социологические дисциплины. Социология религии.Знакомство с социологией.
Социология– это способ изучения людей. Социологи хотят знать, почему люди ведут себяименно так, а не иначе, почему они образуют группы, голосуют и тому подобное,то есть все, что происходит, когда люди взаимодействуют друг с другом. Можносказать, что социология – это научное изучение общества в егосоциально-человеческом обличии. На основе уже имеющегося знания (философского,психологического, политологического, исторического, культурологического)социология дает свою интерпретацию общественного сознания и поведения людей,формирует свой категориальный аппарат, свое видение объективного исубъективного в общественных процессах, свое представление о микро- имакроуровнях человеческой деятельности.
Но социология это не толькотеория, но и методология, то есть такой уровень теоретического знания, которыйинтерпретирован на языке социологии, позволяющем оперировать информацией,положенной на язык индикаторов, показателей 9пример: сознание может бытьпредставлено через набор следующих компонентов: знание, оценка, настроение,мотивы, ценности, установки, ориентации).
Кроме методологии для социологииочень важна методика познания социальной реальности, которая предполагаетиспользование статистико-математического аппарата и многообразных специфическихметодов познания.
Далее социология как наука должнаответить на вопрос о своих исходных началах.
И наконец, социология призванаоперировать не умозрительными схемами, а реальными проявлениями жизни, чтопрежде всего находит отражение в состоянии общественного сознания, в различныхформах и видах деятельности, в возможностях их проявления вконкретно-исторических условиях.Возникновение и развитие социологии. Западноевропейская социология (19 – начало 20 века).
Термин «социология» буквально означает «наука об обществе». Впервые его употребил О.Конт (1798-1857). Он высказал рациональную идею о том, что необходимвсесторонний анализ общественных явлений. Когда четко обозначилась тенденция кдифференциализации наук, в том числе и общественных, в социологии нашлавыражение объективная потребность определить место и роль человека в жизниобщества, его социальное положение, взаимодействие с другими людьми в рамкахобщностей, социальных групп, организаций в условиях гражданского общества.
В ответна поставленные жизнью вопросы в 19 веке родились различные концепции,стремящиеся объяснить суть происходящего с тех или иных методологическихпозиций. На разных этапах развития социологической мысли на первый планвыходило то одно, то другое направление.
Социологическая теория О. Контасостояла из «социальной статики» и «социальной динамики». Его замысел состоял втом, чтобы уподобить науку об обществе «социальной физике», чтобыисследователь мог также оперировать конкретными данными, фактами, ихвзаимосвязями, как это делает естествоиспытатель. Возникновение и развитие социологии. Западноевропейская социология (19 – начало 20 века) (продолжение).
Другаяконцепция этого времени – биологическая. Связана с именем Г. Спенсера(1820-1903), который рассматривал общество по аналогии с биологическимиорганизмами. Он поддерживал идею «естественного отбора».
Данная концепция была подвергнутакритике со стороны А. Гумпловича (1838-1909)г. Тарда (1843-1904), Ф. Тенниса(1855-1936) – сторонников социально-психологической концепции социологии. Гдеанализировались социально-психологические явления и были сделаны попыткиобъяснить роль субъективного фактора в историческом процессе.
Географическое направление всоциологии представлено Э. Реклю (1830-1905), ф. Ратцелем (1844-1904). Егопредставителям удалось выявить закономерности влияния природных условий наразвитие народов и их культур в различных географических условиях.
В 19 веке возникла марксистскаяветвь социологии. К. Маркс (1818-1883) и ф. Энгельс (1820-1895) выдвинули идеюо формационном (стадийном) развитии общества. Особое значение они придавалиструктурному строению каждого общества: базису и надстройке. Кроме того, ониразработали концепцию социального конфликта в виде грядущих социалистических революций,изучили классы современного им общества, дали научно-обоснованную картинукапиталистического общества и прогресса.Возникновение и развитие социологии. Классическая зарубежная социология.
Несмотряна все разнообразие теорий, концепций, школ в 19 веке, они все были едины водном – объектом и предметом социологии является общество, вся общественнаяжизнь.
Начало 20 века внеслосущественные поправки в эти представления. Все больше слышалось замечаний, стосоциология претендует на некую роль метанауки, которая стремится вобрать вседанные других наук об обществе и на этой основе делать глобальные выводы.
Первым, кто в этом усомнился, былЭ. Дюркгейм (1851917). Он полагал, что социология, имея объектом изученияобщество, не должна претендовать на роль «всезнайки» — предметом ее интересадолжны быть только те социальные факты, которые и образуют социальнуюреальность. Кроме того, он обратился к социальным группам, высоко оценивай рольколлективного сознания, благодаря которому и существует социальная интеграция.
Г. Зиммель (1858-1918) считал,что социология должна изучать чистые формы «социации» (общения), то есть тезакономерности, которые недоступны другим наукам.Возникновение и развитие социологии. Классическая зарубежная социология. (Продолжение)
Труды М.Вебера (1864-1920) – уникальный сплав исторического и социологического знания.Он рассматривал личность как основу социологического анализа, считал, что такиесложные понятия как «государство», «религия», «капитализм» могут быть осмысленытолько на основе анализа поведения индивидов. Он признавал огромную рольценностей, считая их мощной силой, влияющей на социальные процессы.
Нужно отметить социологическуюсистему В. Паретто (1848-1923). Уподобляя социологию точным наукам, онпредлагает пользоваться только эмпирически обоснованными измерениями, строгособлюдая логические правила при переходе от наблюдений к обобщениям. По сути,он сформулировал основные требования эмпирической социологии. Значительны егозаслуги также и в разработке проблем политической элиты.
Таким образом, серьезным вкладом представителей классической социологии начала 20 века было то, что они доказалинесостоятельность претензий на изучение всего общества и пытались объяснить,что в основе науки должна лежать деятельность социальных групп и общностей (Э.Дюркгейм), личность во всем ее многообразии ее социальных действий (Вебер) ичто критерием социологии должны стать эмпирические особым образомклассифицированные и объясненные факты (В. Паретто).Современная зарубежная социология.
Современная зарубежная социологияпредставлена различными направлениями, такими как структурный функционализм (Т.Парсонс (1902-1979)), теории социального конфликта (Ч. Миллс (1916-1962)),бихевиоризм, теории социального обмена (Дж. Хоманс (р. 1910) и П. Блау (р.1918)), символический интеракционизм (Дж. Г. Мид (1863-1931)),феноменологическая социология (А. Шюц (1899-1959)), этнометодология (Г.Гарфинкель (р. 1917)) и другие. Кроме того, следует сказать, что в социологиив 90-е годы в целом главный процесс состоит в изменении предмета исследования иисследовательских ориентаций, идя от понятия социальной системы (60-е годы) кпонятию действия и деятеля (актора) соответственно изменился и категориальныйаппарат. Понятия социального института, социализации, интеграции не являютсяболее центральными социологическими понятиями. Гораздо большее значениеприобретает понятие кризиса и близкие к нему категории – деформация, насилие,беспорядок.
Лицосоциологии определяют теории, которые восходят к человеку, его роли иактивности в современном мире.
Социология в России.
Социологическая мысль России начала складываться в рамках других наук, и долгое время ее было трудновычленить из них, не говоря о том, чтобы ее представить в качествесамостоятельной дисциплины. Собственно социологические школы в Россииразвивались в рамках нескольких направлений, таких как:
· Географическое (Л. Мечников (1843-1915));
· Органическая школа (А. Стронин (1827-1889));
· Социолого-юридическое (Н. Коркунов (1853-1904));
· Марксистская школа (В. Ленин (1870-1924), Г.Плеханов(1856-1918));
· Субъективная школа (П. Лавров (1823-1900), Н. Михайловский(1842-1904).
Практически все социологи Россиив 19-начале 20 века в прямой или косвенной форме выходили на проблемы человека,индивида как социального существа (субъективная школа), считая его сознание иповедение основным критерием общественного прогресса, а в ряде случаеврассматривая этот феномен в качестве одного из основных составляющихкомпонентов, являющихся объектом социологического изучения. Именногуманистическая направленность, человеческое измерение общественной наукиявляется важнейшей характеристикой состояния и развития социологии в этотпериод времени.Советская и Российская социология.
Первое 10-тилетие советскойвласти в целом характеризовалось продолжением тех традиций социологическоймысли, которые сложились на предшествующем этапе развития, с той лишьпоправкой, что марксистская школа стала постепенно претендовать на ведущуюроль. Исторический материализм стал отождествляться с социологией. В 20-е годысерьезное развитие получили отдельные отрасли социологического знания(экономическая социология и социология труда – С. Струмилин, А. Гастеев,социология села – П. Анисимова, социология молодежи – А. Колодной). Носоциология в этот период была представлена не только марксистами, труды П.Сорокина, В. Чаянова, н. Кареева и других развивали социологию в другихракурсах и на других основах.Советская и Российская социология. (Продолжение).
С конца 20-х годов – перерыв вразвитии социологической мысли. До конца 50-х социологию игнорировали ипричисляли к «буржуазным наукам», к ложным теориям. Конкретные методы изучениядействительности были запрещены, так как данные этих исследований «портили» или«могли испортить» картину официальной идеологии. Начиная с конца 50-х годовсоциология стала возрождаться. Разрабатывались теоретические и методическиепроблемы социологии. Уже в конце 60-х – начале 70-х годов появились работы Г.Андреевой, Ю. Левады, В. Ядова, посвященные программе, инструментарию, процедуре,организации социологического исследования. Одновременно шел трудный и сложныйпоиск ответов на фундаментальные вопросы социологической науки, ее связи сдругими научными дисциплинами. Разрабатывались методы социологическогоисследования, а также сбору, обработке и использованию социологическойинформации. Этот этап подготовил новое видение проблем этой отрасли знания, чтонашло отражение в работе социологов в конце 80-х – начале 90-х годов,направленных на поиск альтернатив развития в нашей стране. Таким образом,становление социологии как науки в нашей стране прошло сложный путь.
Объект и предмет социологии.
Долгоевремя вопрос об объекте социологии специально не выделялся. В русскойсоциологии в течение длительного времени в качестве ее объекта рассматривалосьобществ в целом, (Н. Кареев – «социология ставит своей целью изучение обществавообще, то есть взятого отвлеченного и, так сказать, вне данных мест и данноговремени»).
В истории научной мысли известен подход,направленный на более четкое выделение объекта социологии – гражданскогообщества, в котором общее находится в органическом единстве с особым,специфическим.
Социологи, исследуя общественные процессы иявления, в центр своего внимания все чаще ставят человека, его сознание,отношение к общественным изменениям не только как индивида, но и как членаопределенной общественной группы, социального слоя, института. Черездеятельность человека мы выходим на институциональный, стратификационный,управленческий и другие уровни организации общественной жизни.Структура социологии.
/>
Категории социологии.
Категории, которые характеризуютсущность и содержание социологической науки, можно подразделить на несколькогрупп:Связана с анализом объекта социологии, а также с характеристикой взаимосвязей социологии с общенаучными представлениями о мире; Охватывают большую совокупность понятий, трактующих и объясняющих предмет социологии; Условия, в которых реализуются (не реализуются) сознание и поведение людей, то есть касается субъектов реального сознания и поведения: индивида, социальной группы или класса; Касается инструментов социологического познания; Категории и понятия, которые углубляют наше представление о функциях социологии.
Функции социологии.
Как общественная наукасоциология выполняет: Теоретико-познавательную; Управленческую функцию.
В свою очередь они могут образовывать производные функции:Мировоззренческую; Просветительскую; Прогностическую; Профилактическую; Практическую.
Место социологии в системе общественных наук.
До недавнего времени местосоциологии среди других общественных дисциплин выяснялось главным образом приобсуждении ее отношений с истматом и теорией научного коммунизма. Однако, какпоказала практика социологической науки, такие споры были опровергнуты.
Актуальным стал вопрос осоотношении социологии с другими науками.
Социология
Философия Используя знания этих общих закономерностей, осуществляет анализ роли и места человека в жизни общества, его взаимодействия с другими членами общества в рамках различных социальных институтов. Концентрирует внимание на крупномасштабных общественных явлениях, нацелена на установку закономерностей развития человеческого общества.
Социология
Политология Выявить место, роль, позицию людей, социальных групп и слоев в сфере политических отношений. Анализ проблем власти
Социология
Экономика Изучает процесс воспроизводства общества Изучает и анализирует экономические отношения.
Социология
Психология Изучает личность и малые социальные группы. Интересует проблемы мотивации, мотивов, установок и процессов взаимодействия личности с окружающей действительностью.
Социология
Право Роль права в обществе, функционирование права как социального института, его взаимодействие с другими социальными институтами, правовое поведение, девиантное поведение Структура норм, юридических законов, прав; поведение личности в этих правах, нормах.
Научный метод в социологии. Виды социологических исследований.
Социологическое исследование –система логически последовательных методологических, методических иорганизационно-технических процедур, связанных между собой единой целью:получить достоверные данные об изучаемом явлении, процессах, о тенденциях ипротиворечиях их развития, чтобы эти данные могли быть использованы дляприращения научного знания или в практике управления общественной жизнью.
Конкретный вид СИ обусловленхарактером поставленных в нем целей и задач. 3 вида СИ:Разведывательное; Описательное; Аналитическое.
16. Методы сбора информации.
При выбореметода социологического исследования учитываются условия, время и место, цели изадачи исследования, а также его вид. Существуют три основных метода сборасоциологической информации:
1) Опрос,который делится на два подкласса:
· анкетный опрос
· интервью
2) анализ документов
3) наблюдения.17.Опрос
Опрос– метод сбора первичной информации посредством обращения с вопросами копределенной группе людей.
Впервые официальные опросы появились в Англии вконце XVIII века, а в начале XIX века в США. Во Франции и Германии первыеопросы были проведены в 1848 году, Бельгии — 1868-1869 гг. И далее началиактивно распространятся.
Искусство опросасостоит в правильной формулировке и расположении вопросов. Опросным методомкроме социологов пользуются врачи, журналисты, следователи.
Социологическийопрос имеет три отличительные черты:
1) Количество опрошенных.
2) Достоверность и объективность
3) Цель опроса.
18. Анкетирование.
Анкета (Франц. –расследование)– опросный лист, самостоятельно заполняемый опрашиваемымпо указанным в нем правилам. Респонденты рассматриваются в качестве объектаисследования.
Анкетой нельзя назвать любойперечень вопросов. Ей называется только то, что обращено к множеству людей,которых опрашивают стандартным образом.
Вопросы анкеты различаются по:содержанию; форме.
По форме вопросы делятся на:
· Открытые вопросы
· Полузакрытые вопросы.
· Шкальные вопросы.
· Вопросы-меню
· Альтернативные вопросы
· Вопрос с преамбулой.
· Вопросы таблицы
По предметному содержаниювопросы можно разделить на:Вопросы о фактах. Вопросы о знании. Вопросы о мнении. Вопросы о мотивах.
По способу распространенияанкет опросы подразделяются на:раздаточные почтовые прессовые телетайпные
По типу исследовательскихзадач опросы бывают :глубинный фокусированный стандартизированный социометрический
По уровню компетентностиреспондентов различают :массовый опрос массовый опрос в сотрудничестве с исследователем симптоматический опрос экспертный опрос.19.Наблюдение
Классификациявидов социологического наблюденияОснование классификации Виды наблюдения
Наличие системы контроля
при проведении наблюдения
Контролируемое
Неконтролируемое Положение наблюдателя относительно наблюдаемых
Включенное
Не включенное Степень формализованности
Структурированное
Неструктурированное Условия организации
Полевое
Лабораторное
Степень осведомленности наблюдаемых
о наблюдении
Открытое
Инкогнито
Регламентированность
времени проведения
Систематическое
Эпизодическое
Случайное
20. Интервью.
Интервью — проводимая по определенному плану беседа, предполагающая прямой контактинтервьюера с респондентом (опрашиваемом), причем запись ответов последнеговедется либо интервьюером (его ассистентом), либо механически (на пленку).
Имеетсямножество разновидностей интервью.
1)По содержанию беседы различают документальные интервью (изучение событийпрошлого, уточнение фактов) и интервью мнений, цель которого — выявлениеоценок, взглядов, суждений; особо выделяются интервью соспециалистами-экспертами, причем организация и структура интервью соспециалистами существенно отличается от обычной системы опроса.
2)По технике проведения — делятся на свободные, нестандартизованные иформализованные (а также полустандартизованные) интервью.
Свободные- длительная беседа (несколько часов) без строгой детализации вопросов, но пообщей программе (“путеводитель интервью”). Такие интервью уместны на стадииразведки в формулятивном плане исследования.
Стандартизованныеинтервью предполагают, как и формализованное наблюдение, детальную разработкувсей процедуры, включая общий план беседы, последовательность и конструкциювопросов, варианты возможных ответов.
3)В зависимости от особенностей процедуры интервью может быть интенсивным(“клиническим” т.е. глубоким, длящимся иногда часами) и фокусированным навыявление достаточно узкого круга реакций опрашиваемого. Цель клиническогоинтервью — получить информацию о внутренних мотивах, побуждениях, склонностяхопрашиваемого, а фокусированного — извлечь информацию о реакциях субъекта назаданное воздействие. С его помощью изучают, например, в какой мере человекреагирует на отдельные компоненты информации (из массовой печати, лекции ит.п.). Причем текст информации предварительно обрабатывают контент-анализом. Вфокусированном интервью стремятся определить, какие именно смысловые единицыанализа текста оказываются в центре внимания опрошенных, какие — на периферии,и что вовсе не осталось в памяти.
4)Так называемые ненаправленные интервью носят “терапевтический” характер.Инициатива течения беседы принадлежит здесь самому респонденту, интервьюер лишьпомогает ему “излить душу”.
4) Наконец, по способу организации интервью делятся на групповые ииндивидуальные. Первые применяются относительно редко, это планируемая беседа,в процессе которой исследователь стремиться вызвать дискуссию в группе.Методика проведения читательских конференций напоминает данную процедуру.Телефонные интервью используются для быстрого зондажа мнений.21. Анализ документов
Анализдокументов(от лат. Documentum – доказательство,свидетельство) – метод сбора первичных данных, при котором документыиспользуются в качестве главного источника информации.
Анализдокументов открывает социологу возможность увидеть в отраженном виде многиестороны социальной действительности.
Однако чтобыиспользовать возможности, предоставляемые документами, следует в свою очередьполучить системное представление о всем их многообразии. Ориентироваться вмногообразии документов в наибольшей степени помогает классификация, основаниемкоторой служит фиксация в том или ином документе содержащейся в нем информации.
По формефиксации информация делится на:
– письменные документы (сведения изложены в форме текста);
– статистические данные (цифровая форма изложения);
– иконографическая документация (кино-, фотодокументация);
– фонетические документы.
Существуютсамые разнообразные методы анализа документов. Самыми распространенными, прочноутвердившимися в практике социологических исследований является традиционный(классический) и формализованный (количественный).
22. Схема процессаисследования.
/>
23. Методы обработкиинформации. Интерпретация выводов Социальных исследований.
Основная проблема: как измеритьсоциальные процессы? Как проанализировать причинно-следственные факторы. 1-йизмерительный инструментарий – социологические метолы, каждый метод используетту или иную измерительную шкалу. В социологии существует 4 вида шкал:
· Шкала наименований;
· Обыкновенная порядковая шкала;
· Интервальная шкала;
· Специальная шкала.
Существуют математические методыстатистической обработки информации, которые позволяют проводить:
i. Одномерный анализ.
ii. Корреляционный анализ.
iii. Регрессионный анализ.
iv. Факторный анализ
Кроме того, существует 10 видов анализа, а общее количествонеограниченно.
24. Специальные социологическиедисциплины. Социология труда.
Социология труда возникает рядомс общей социологией, как специальная социологическая дисциплина начинается с20-х годов 20 века.
Трудовая деятельность – базовыйсоциальный процесс.
Труд – процесс в котором человеки общество связаны с окружающим миром, с природой. Способ существования обществазаключается в цели производства условий для своего существования.
Трудовая деятельность – всякаяположительная деятельность по созданию условий существования.
25. Специальные социологическиедисциплины. Социальная структура.
В социологии социальная структуратрактуется в широком и узком смыслах. В широком смысле под ней понимаетсявсевозможное деление общества на сферы жизни людей: экономическую,социально-политическую, духовную, на производство, обмен, распределение ипотребление.
При узком рассмотрении анализируется социальнаястратификация и социальная дифференциация, под которой понимаются все значимыеразличия между людьми в процессах их жизнедеятельности.
Для характеристики социальной структуры большоезначение имеет теория стратификации. Страта включает в себя множество людей,общим признаком которых могут являться производственные, политические,демографические и другие характеристики. Кроме того, страты оперируют понятиями« социальное положение», «социальный статус», «престиж», которые ранжируют людейвыше или ниже, характеризуют различные уровни доходов и соответственно образ истиль жизни, причастность к различным образцам поведения.
26. Специальные социологическиедисциплины. Социальная структура западного общества.
Считается, что для современного западногообщества социальное расслоение имеет луковичную форму (см. приложение №2), длякоторой характерно выделение следующих слоев:Высший слой – 2%; Верхний средний – 5%; Средний – 14%; Низший средний – 29% Высший низший слой – 29% Низший слой – 17% Социально отверженные – 4%
Цифры довольно относительные и могут варьироваться.
Данная модель достаточно условна, равно как и само выделениеслоев, так и отнесение к той или иной группе различных личностей. Кроме тогодля современного общества является характерным и то, что существует не такмного условий, которые приводили бы к жесткому закреплению слоев и однородностислоевых образований.
Считается, что социальное неравенство сегодня оченьтрудно измерить по вертикальным критериям, что дает повод переосмыслитьимеющиеся модели расслоения. Более рационально рассматривать расслоение с точкизрения «периферия – центр» на уровне концентрических кругов (см. приложение№3). Различаются центральные и краевые сферы, в чем и усматривается сущностьсоциального неравенства.
Центральная сфераопределяется как сфера высшей квалификации и относительно высокого истабильного статуса. Во внешней сфере находятся низшие статусы и во многомнестабильные. Для них характерно: высокая текучесть, низкая квалификация,ограниченные шансы на труд, низкая социальная безопасность и низкий уровеньсоциальной организации.
27. Специальные социологическиедисциплины. Этносоциология.
Предметом этносоциологии являетсянациональное самосознание и этническое поведение, опосредованные конкретно-историческимиусловиями их существования.
В компетенцию этносоциологии входит:
· Изучение состояния общественного сознания и поведения основныхрас: белой, желтой, черной (европеоидной, монголоидной, негроидной);
· Изучения национального самосознания и поведения народов;
· Феномен диаспор, то есть национальных групп, живущих в отрыве отисторической родины, но поддерживающих контакты между собой и сохраняющиекультуру, язык, традиции.
28. Специальные социологическиедисциплины. Социология семьи.
Семья как социальная группа исоциальный институт.
Семья как социальныйинститут:
i. семья имеет социальные функции, которые удовлетворяют потребностиобщества;
ii. семья имеет нормы (правовые, традиционные);
iii. влияние общества на социальный институт.
Семья как социальнаягруппа:
Здесь важным моментом являютсямежличностные отношения.
Коммуникации в семье: «муж — жена», «муж — дети», «жена –дети», «дети — дети».
Основные направления изучения семьи в социологии:
в Древней Греции семья понималась как – составляющаягосударства, прообраз. Затем ракурс меняется (Гегель, Маркс) и появление семьисвязывается с появлением частной собственности. С этого времени начинаютформироваться 2 пути изучения семьи:
1)происхождение семьи (характернодля 19 века);
2) изучение семьи в различныхсоциальных условиях
кроме того, существует функциональный подход: семья –организация для выполнения определенных функций в обществе.Функция/> /> /> /> /> /> />
Социальные Личные, индивидуальные
(функцииобщества (функции личности по
по отношению ксемье) отношению к семье)
– репродуктивная; -статусная;
– воспитательная; – эмоциональная;
– первичного социального — сексуальная.
контроля;
– экономическая.
Интеракционный подход – проблема взаимодействия, адаптации всемье.
Основные составляющие семьи:отношения родительства; отношения родства; отношения супружества;
Если они есть, то это полная семья.
29. Специальные социологическиедисциплины. Социология молодежи.
Социология молодежи –специальная социологическая теория, изучающая сознание и поведение даннойсоциальной общности, особенности социализации, вступающих в жизнь молодыхлюдей, процесс преемственности и взаимоотношения со старшим поколением,степень, уровень и формы новаторства при решении общественных проблем.
Классификациюсоциальных проблем молодежи можно проводить по разным основаниям:По территориальному признаку; — проблемы, присущие индустриальным странам, отдельны м регионам; По временному признаку – проблема поколений; По системному признаку – общие и частные проблемы молодежи.
Специальныеобщественные функции.Воспроизводственная; Трансляционная; Инновационная.
30. Специальные социологическиедисциплины. Девиантное поведение.
Девиация – отклонение.
Отклоняющее поведение –социальное явление, выраженное в массовых формах человеческой деятельности,несоответствующих официально установленным или фактически сложившимися в данномобществе нормами, стандартом, шаблоном.
Носителями рассматриваемого явления являютсяопределенные лица, некоторые социальные группы, вступившие осознанно илистихийно в конфликт с существующими в обществе требованиями и нормамиповедения.
Существует «первичная девиация» и«вторичная девиация».
Индивидуальные и коллективныеформы девиации.
Основные группы отклоняющегосяповедения:
· Алкоголизм и алкоголики;
· Наркомания и наркоманы;
· Преступность и преступники и так далее.
31. Специальные социологическиедисциплины. Политическая социализация.
Появление этого направления всоциологической науке связывается с именем немецкого социолога М. Вебера(1864-1920). Политическая социализация вводит человека в политическую жизнь,помогает овладевать политической культурой. Этапы социализации:
6-7 лет – внушение патриотизма и чувства гордости;
8-9 до 13 лет – персонификация, как следствие – степеньдоверия к личности руководителя, к стране;
13-14 лет – складывается представление о политической жизни,власти, государстве.
18 лет – полноправное участие человека в политической жизни.
Политическая социализация – сложный, ступенчатыйпроцесс усвоения соответствующей информации, ее интерпретации и приспособленияк своим интересам и потребностям, а также реализация их в реальной жизни, впроцессе взаимоотношений с обществом и государством.
32. Специальные социологическиедисциплины. Общественные организации.
В 90-е годы в политической жизни России участвуютразличные силы, различные по своему количеству и составу. Особое место срединих занимают политические партии, общественные движения, объединения поинтересам. Тупик в развитии властных отношений всегда в истории преодолеваетсяпри помощи новых субъектов политического действия. Таковыми являлисьполитические партии, общественные движения и инициативы. Во почему общественныеорганизации рассматриваются как один из важнейших субъектов, при помощи которыхосуществляется процесс демократизации политической жизни.
33. Специальные социологическиедисциплины. Социология личности.
Социология личности какспециальная социологическая теория появилась на грани 19-20 веков. В этойтеории нашли отражение роль общественного, группового и индивидуальногосознания, формы, пути и методы реализации их в социальном поведении и влияниемакро —, мезо – и микроусловий на процесс их функционирования.
Социология личности оперирует категориями,которые нередко рассматриваются как синонимы – формирование, развитие,воспитание, социализация.
34. Специальные социологическиедисциплины. Социология образования.
Сформировалась на рубеже 19-20веков. Изучение образования имеет свои специфические задачи:Изучение потребностей в образовании, оценка его роли в жизни людей; Оценка уровня и количества знаний в контексте социальной значимости; Отношение общества и обучающихся к образованию; Выявление роли образования как фактора социального статуса; Определение степени его влияния на динамику духовных потребностей и интересов.
35. Специальные социологическиедисциплины. Социология культуры.
Исследуя культуру социологияисходит из того, что значение ее многообразно. Потому социология культурырассматривает множество проблем:Приобщение к эстетичным ценностям; Оценка того, как формируются вкусы, предпочтения; Сочетание мировой и национальной культуры и так далее.
36. Специальные социологическиедисциплины. Социология религии.
Как научная дисциплина онасделала свои первые шаги в середине 19 века. Социологию религии интересуетсоциальные явления как важный структурный компонент гражданского общества всамых разных его социальных проявлениях и на самых различных уровнях. Предметомсоциологии религии является религиозное сознание, поведение; религиозныеотношения, религиозные организации – в их взаимосвязи между собой так и сдругими компонентами общества.
На 1-й план в социологии религии выходят 3 круга вопросов:
1) отношениек религии, понимание ее роли в истории и современном мире;
2) мировоззренческаяпроблематика, этика, культура, философское учение о человеке;
спектрнравственно-правовых проблем (атеисты и верующие, их совместные усилия в делесохранения и приумножения культурных ценностей).