Предложение услуг предприятиями отрасли

Федеральноеагентство по образованию
РОССИЙСКИЙГОСУДАРСТВЕННЫЙ
ТОРГОВО-ЭКОНОМИЧЕСКИЙ
УНИВЕРСИТЕТ
 
Факультетресторанно-гостиничного бизнеса и услуг
 
Кафедра«Экономика и управление в сфере услуг»
 
 
КОНТРОЛЬНАЯРАБОТА №7
Подисциплине «Экономикаотрасли»
 
Тема:« Предложение услуг предприятиями отрасли»
 
 
Выполнила:
Онищук О.Б.
Студентка 3 курса
Заоч. формы обучения
Группа №31
Тел: 8-909-927-75-65
 
Проверил:
Доц. Лепёшкин В.А.
 
Москва2007г.

Содержание
 
ВВЕДЕНИЕ
1.1. Особенности функционирования туристического рынка
1.2. Методы сегментации спроса на туристские услуги
2. Закон предложения
3. Эластичностьпредложения
Коэффициентыэластичности предложения
4. Структурарынка
5. Планированиядеятельности в туристической области.
6. Планированиегостиничных объектов
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Литература

ВВЕДЕНИЕ
 
В условиях рыночных отношений организация (предприятие) объективностановится основным звеном экономики. Дело в том, что именно на этомуровне производится нужная обществу продукция, оказываются услуги. Здесьсоздаются рабочие места, обеспечивается занятость населения, начисляетсязаработная плата. Здесь решаются вопросы эффективного использования ресурсов,применения техни­ки итехнологии.
Выплачивая федеральные и местные налоги, организациивносят вклад в формирование бюджетов различных уровней, в содержание государственныхорганов, в реализацию государственных программ, развитие образования,здравоохранения, культуры.
Обеспечение высокоэффективной работы организации(предприятия) требует глубоких экономических знаний. В условиях рыночной экономикиуспешной работы добивается лишь тот, кто наиболее грамотно определяет запросырынка, создает и организует эффективное производство продукции, пользующейсяспросом, обеспечивает прибыльную работу организации. Организовать такую работусможет лишь специалист, хорошо владеющий вопросами экономики предприятия.
По участию в создании совокупного общественного продуктаи национального дохода общественное производство подразделяется на две крупныесферы: материальное производство и непроизводственную сферу.
К материальному производству относятсяпромышленность, сельское и лесное хозяйство, грузовой транспорт, связь(обслуживающая материальное производство), строительство, торговля,общественное питание, информационно-вычислительное обслуживание и прочие видыдеятельности сферы материального производства.
К непроизводственной сфере относятсяжилищно-коммунальное хозяйство, пассажирский транспорт, связь (обслуживающаяорганизации непроизводственной сферы и население), здравоохранение, физическаякультура и социальное обеспечение, народное образование, культура и искусство,наука и научное обслуживание, кредитование и страхование, деятельность аппаратаорганов управления.
В свою очередь каждая из сфер экономики делится наотрасли.
 Отрасль — это совокупность предприятий иорганизаций, характеризующихся общностью выпускаемой продукции, технологиипроизводства, основных фондов, профессиональной подготовки работающих иудовлетворяемых потребностей.

1.1. Особенности функционированиятуристического рынка
 
Формирование у организации конкурентных преимуществневоз­можно без знания особенностей рынка, на котором она работает. Туристскийрынок — это рынок услуг, так как услуги выступают основ­ным предметом обмена исоставляют 80% всего объема продаж на раз­витых туристских рынках. Туристскаяуслуга — совокупность целе­направленных действий в сфере обслуживания, которыеориентиро­ваны на обеспечение и удовлетворение потребностей туриста илиэкскурсанта, отвечающих целям туризма, характеру и направленности туристскойуслуги, тура, туристского продукта и не противоречащих общечеловеческимпринципам морали и доброго порядка. Туристским услугам присущи четырехарактеристики, которые отличают услугу от товара: 1) неосязаемость; 2)неразрывность производства и потребления; 3) изменчивость; 4) неспособность кхранению. Однако туристским услугам наряду со специфическими характеристиками услугприсущи также и отличительные особенности:
■ выделение достаточно четко выраженных туристских зон (например, «солнце— море» — Кипр, Болгария, Турция; «отдых — лечение» — Карловы Вары, Ессентуки;«спорт» — Домбай, Чехия, Югославия, Швейцария и т.д.);
■ создание туристского пакета усилиями многих организаций, каждая изкоторых имеет собственные методы работы, специфические потребности и различныекоммерческие цели. Достижение успеха на рынке возможно лишь в том случае, есливсе участники туристского обслуживания выработают и будут придерживаться общихцелей;
■ преодоление покупателем расстояния, отделяющего его от туристскойуслуги и места ее потребления;
■ зависимость туристской услуги от таких переменных, как время ипространство. Большое значение имеет фактор сезонности. Маркетинговыемероприятия туристской организации будут различаться в пик сезона и вмежсезонье. В межсезонье необходимы дополнительные услуги т.д.;
■ значительное влияние на качество туристской услуги оказывают внешниефакторы, имеющие форс-мажорный характер, т.е. не зависящие от воли и действийпродавца и покупателя: погода, природные условия, политика, международные событияи др.
     Эти специфические особенности,присущие туристским услугам, отражаются и на деятельности организаций индустриитуризма.
При выявлении особенностей туристского рынка важноеместо должно отводиться не только категории «туристское предложение» ирассмотрению понятия «туристская услуга», но и понятию «туристский спрос», вконцепции которого приоритетное место отводится потребителю, чьи нужды ижелания туристские организации предполагают удовлетворять.
Сложности функционирования организаций индустрии туризмазаключаются в том, что оценка качества туристских услуг потребителем достаточносубъективна и зависит от различных факторов: обще экономических; культурного иобщественно-психологического характера; социально-демографических;личностно-поведенческих. Значительное влияние на спрос в сфере туристских услугоказывают такие изменения в общественной психологии потребления, какинформированность, уровень образованности; высокая требовательность к комфортуи качеству услуг; индивидуальность; экологизация мышления потребителя;мобильность; физическая и умственная активность на отдыхе; стремление получатьот жизни калейдоскоп впечатлений.
Совокупность всех этих факторов и определяетвозникновение и характер поведенческих особенностей потребителей туристскихуслуг, которые могут быть выражены такими показателями, как:
•частотность туризма (количество туристских поездок,совершаемых в исследуемый период, на душу населения);
•предпочтения в выборе дестинации;
•наиболее предпочтительная форма организации тура, категориягостиницы;
•представления туриста о. цене гостиничной услуги, тура;
•представления о торговой марке туристской организации;
•коммуникативное поведение туриста;
•роль внешних раздражителей в процессе принятия решенияо месте проживания (выборе гостиницы) и покупке тура и т.д.
Выбор туристской организацией наиболее эффективныхсредств по привлечению потребителя к туристскому продукту невозможен без четкойпроработки самого процесса принятия решения о покупке туристского продуктапотенциальным туристом.
Решение потребителя о покупке туристского продуктапредполагает оценку и выбор единственного туристского продукта изальтернативного ряда и выбор подходящего набора различных услуг, предлагаемыхорганизациями индустрии туризма.
Процесс покупки конкретного туристского продуктаначинается задолго до совершения акта купли-продажи. Принятие решенияпотребителем подвержено влиянию ряда факторов, оно решает проблемы различногомасштаба и сложности, однако имеет устойчивую структуру, включающую следующиестадии.
1.  Осознание потребности в путешествии, формированиецели поездки.
2. Поиск информации. Потребительобращается к источникам: личным (семья, друзья, знакомые), средствам массовойинформации и т.д. В результате сбора информации повышается осведомленность обимеющихся на туристском рынке производителях и предоставляемых ими туруслугах.Потребитель использует информацию, чтобы составить комплект альтернативныхвариантов.
3.  Предпокупочная оценка альтернатив. Потребительоценивает варианты, рассматривая туристское предложение как определенный наборсвойств (например, по средствам размещения для туриста может быть важно месторасположения, категория, стоимость, обслуживание, специализация, принадлежностьк известной торговой марке и другие характеристики). Каждый потребительвыделяет свои, отличные от других, приоритетные характеристики, на основанииличных нужд и мотивов.
4. Покупка и потребление. Оценкавариантов ведет к ранжированию объектов в комплекте выбора, формируя намерениесовершить покупку наиболее предпочтительного варианта, с учетом семейногодохода, цены тура и выгод от его приобретения. На принятие окончательногорешения о покупке могут оказать влияние два фактора:
а)      отношение других людей к выбранному направлениюпутешествия;
б)      отношение к репутации туристской организации,реализующей
турпродукт.
Потребление в индустрии туризма обычно откладывается нанекоторый срок. Традиционно потребление мало интересовало продавца,ориентированного в первую очередь на покупку, однако в условиях растущей конкуренциипроисходит переориентация туристских организаций на удовлетворение и сохранениепотребителей.
5. Послепокупочная оценкаальтернатив,т.е. оценка степени удовлетворения от опыта потребления. Потребитель получаетили не получает удовлетворение от  приобретенного тур продукта, степенькоторого измеряется соотношением между ожиданиями и конкретно воспринимаемымисвойствами турпродукта. Ожидания формируются на основе информации, получаемой потребителем от персонала туристической организации, друзей и из другихисточников. Если характеристики турпродукта завышаются, у потребителя могутсложиться слишком высокие требования, которые, вероятнее всего, обернутсяразочарованием. Чем больше разрыв между ожидаемыми и действительными свойствамитурпродукта, тем острее неудовлетворенность клиента. Степень удовлетворенностиклиента отражается на росте чувства доверия клиента к конкретной туристскойорганизации, формировании круга постоянных клиентов организации и позитивновлияет на создание положительного имиджа туристкой организации.[1]
1.2. Методысегментации спроса на туристские услуги
Одним из наиболее распространенных подходов к изучениютуристского спроса является сегментация.
Сегментация рынка (market segmentation) представляетсобой деле­ние рынка на группы покупателей, характеризующихся общими чертами,прежде всего примерно одинаковым взглядом на товар или услугу, благо­даря чемуможно применить единый комплекс воздействия на потребите­ля — маркетинг-микс.
В соответствии с делением рынков по виду реализуемыхтоваров ту­ристов следует считать индивидуальными потребителями, однако особен­ноституристских услуг как товара и особенности потребления туристских услуг в местахпребывания предполагают в меньшей степени индивиду­альное и в большей степениколлективное пользование туристскими бла­гами.
Туристы приобретают туры и услуги для личногопользования, по­этому в отношении них, как и вообще в отношении любогопотребителя, в полной мере действуют факторы, влияющие на принятие решения о по­купке:экономическое и социальное положение, пол, возраст, род занятий, образ жизни,система ценностей, национальные особенности и культура, географические,психологические факторы.
Необходимость коллективного потребления туристских благи услуг, когда индивидуум находится, например, в гостинице, ресторане, экскур­сионномавтобусе, поезде, самолете, предполагает определенное поведе­ние, соблюдениеэтических норм, при этом проявляются соответствую­щие эмоции. Такиеобстоятельства с трудом поддаются исследованию. Специалисты по маркетингупришли к выводу, что поведение этой груп­пы потребителей может существенноотличаться от поведения других групп потребителей товаров индивидуальногопользования.
Основой сегментации туристского рынка является выделениерыночных сегментов по потребительским признакам. К основным потребительскимпризнакам относятся социально-экономические, демографические и географическиепризнаки; к дополнительным — психографические и поведенческие признакисегментации. Наиболее распространенными в исследованиях международноготуристского спроса являются следующие признаки сегментации:
 по уровню доходов(income segmentation);
 по полу (sexsegmentation);
 по возрасту и жизненному циклусемьи (age and lifecycle segmentation);                                                                                     
 по географии — страны, области, города (geographical segmentation);
 по социально-экономическим и демографическимособенностям; число членов семьи, род занятий, образование, религия,национальность (socio-economic & demographic segmentation);
 по психографическим моментам — социальный классстиль жизни или личностные характеристики (psichographic segmentation);
  по степени информированности потребителей отоваре, отношения к нему и реакции на его использование (behaviour segmentation).[2]

2. Закон предложения
 
Предложение —количество (объем) благ, предлагаемых для продажи на рынке в определенныймомент или период времени. В стоимостном выражении предложение представляетсумму рыночных цен этих благ. Основными факторами предложения являются ценаблага и нецено­вые факторы. Цена предложения — это минимальная цена, по которойпродавец согласен продать определенное количество данного блага.
Связь между ценой блага и объемом его предложениянаходит отра­жение в законе предложения.
Закон предложения выражает прямую зависимостьмежду ценой и величиной предложения блага в течение определенного периода вре­мени.
Закон предложения гласит: с повышением ценсоответственно воз­растает и величина предложения; со снижением цен сокращаетсятак­же и предложение. На величину предложения оказывают влияние как ценовые,так и неценовые факторы.
Зависимость между ценами и количеством благ, котороепроизво­дители готовы выпустить и продать, называется графиком или кривойпредложения. Чем выше цена, тем при прочих равных условиях боль­ше предложениеблаг, ибо производитель стремится увеличить свой доход. Однако при оченьвысокой цене достаточно большой доход мож­но получить и без увеличенияпроизводства. В этом случае предложе­ние может сократиться.
Взаимодействие спроса и предложения — процесс,порождающий формирование рыночной цены, которая удовлетворяет одновременно ипродавца, и покупателя.
Рыночная цена отражает такую ситуацию, когда планыпокупате­лей и продавцов на рынке полностью совпадают, а объем благ, кото­рыйнамерены купить покупатели, абсолютно равен объему благ, ко­торый намереныпредложить производители. В результате возникает равновесная цена, т. е.цена такого уровня, когда объем предложения равен объему спроса.
При рыночном равновесии спроса и предложения отсутствуютфакторы, как для повышения, так и для понижения цены до тех пор, пока всепрочие условия сохраняются равными.
Рыночная цена зависит как от спроса, так и отпредложения. При этом одни экономисты преувеличивают роль спроса, другие — рольпредложения. [3]

3.Эластичность предложения
Коэффициенты эластичности предложения
 
Чувствительность объема предложения к изменениюрыночной цены показывает эластичность предложения, которую можно определить какстепень изменения количества предлагаемых к продаже товаров и услуг в ответ наизменение рыночной цены.
Измерение эластичности предложения также производится спомощью коэффи­циента эластичности, который рассчиты­вается как отношениепроцентного изменения количества предлагаемой продукции к процентному изме­нениюцены.
Различные варианты интенсивности подобныхизменений так­же могут быть отнесены к одному из трех основных случаев:
•     эластичное предложение;
•     неэластичное предложение;
•     предложение единичной эластичности.
Кроме того, эластичность предложения такжеможет прини­мать крайние значения — абсолютно эластичное и абсолютно не­эластичноепредложение.
Степень эластичности предложения может иметьи графическую интерпретацию.
На эластичность предложения оказыва­ют влияние различныефакторы: цены на сырье и уровень заработной платы, став­ка процента, наличиерезервных производственных мощностей, ха­рактер продукции, например,предложение промышленной продук­ции более эластично, чем сельскохозяйственной идр.
Важнейшее значение для эластичности предложения имеет,однако фактор вре­мени, т.е. период, в течение которого производители имеютвозмож­ность приспосабливать объем предложение к изменению цены. Различают тривременных интервала:
1)   кратчайший рыночный период, которыйнастолько мал, что производители не успевают отреагировать на изменение спросаи цены. В этом периоде все факторы производства постоянны, а значит и объемпредложения фактически фиксирован;
2)краткосрочный период, когдапроизводственные мощности ос­таются неизменными, однако может менятьсяинтенсивность их использования, т.е. переменными становятся некоторые фак­торыпроизводства — сырье, рабочая сила и др.;
3) долгосрочный период, достаточный для измененияпроизвод­ственных мощностей, организации новых предприятии, когда переменнымистановятся все факторы производства.
Представим коэффициент эластичности (           )ввиде формулы
_ Изменение        в %
   Изменение        в %
В случае эластичного спроса, когда прирост количестваболь­ше уменьшения цены, величина коэффициента превышает единицу (         );при неэластичном спросе, напротив,        ; а в случае спроса единичнойэластичности, когда процентное изменение цены строго равно процентномуизменению количества, устанавливает­ся равенство            (от которого,собственно, и пошло название «единичная эластичность»).
Примером эластичного спроса может служить спрос напредме­ты роскоши: драгоценности, меха, черную икру и др. Это же харак­тернодля достаточно дорогих предметов потребления, таких как автомобили, телевизоры,стиральные машины, аудио- и видеотехника, персональные компьютеры. Неэластиченспрос на товары первой необходимости с относительно низкими ценами — на хлеб,картофель, одежду, обувь, белье, поездки на общественном транспорте и пр.
Давая графическую интерпретацию эластичности, обратимвнимание на то, что в первом приближении  чем больше коэффициентэластичности, тем более пологой будет кривая спро­са, а чем он меньше, темкруче падает кривая.
Кроме трех рассмотренных степеней эластичности спроса поцене можно указать еще два особых случая: абсолютно эластичный спрос иабсолютно неэластичный спрос.
В случае абсолютно эластичного спроса – это горизонтальнаякривая спроса: потребители платят одну и ту же цену за товар, невзирая навеличину спроса  В случае абсолют­но неэластичного спроса – они же покупаютодно и то же количество товара при любых уровнях цен, т.е. изменение цены невызывает никакого изменения спроса  (        ), а кривая  вырождается в вер­тикальнуюпрямую. Примером спроса, приближающегося к абсолютно неэластич­ному, можетслужить ситуация с некоторыми медикаментами. Так, спрос на инсулин для больныхсахарным диабетом (без него чело­век погибает, а при правильном приеме можетдесятилетиями жить в относительном здравии). Неэластичность спроса на наркотикиэксплуатирует в своих целях преступный наркобизнес. Абсолютно эластичный спросхарактерен для самой разнообразной продукции фирм, действующих в условияхсовершенной конкуренции.
Особенно же важны экстремальные случаи эластичности какполезные абстракции, позволяющие понять суть многих экономи­ческих процессов.
Подчеркнем еще один важный момент: в подавляющем боль­шинствеслучаев эластичность непостоянна. При одном уровне иен эластичность спросана данный товар может быть существенно выше или ниже, чем при других. Этоделает особенно сложной проблему ее измерения. При конкретных подсчетахразличают два способа измерения эластичности: определение точечной и дуговойэластичности. В принципе идеальным было бы измерение точечной эластичности,т.е. вычисление коэффициента эластичности для каждой конкрет­ной точки кривойспроса. Такой коэффициент прямо отвечал бы на вопрос о размерах изменения спросав ответ на планируемое фирмой изменение цен. Однако для проведениясоответствующих вы­числений необходимо, чтобы была известна функция спроса. [4]
4. Структурарынка
 
Рынок — это саморегулируемая,основанная на экономической свободе система отношений междупродавцом ипокупателем по поводу обмена, купли-продажи товаров (услуг), при которойобеспечивается необходимый спрос на товар.
Как функционирующая система рынокпредполагает наличие соответствующего механизма (организации). Основнымиэлемента­ми рыночного механизма являются цена, спрос и предложение. Со­отношениеспроса и предложения определяет цену товара на рын­ке путем реализации законаспроса.
Закон спроса отражает зависимость междуотносительной це­ной на товар и величиной спроса на него: рост спроса влияет наснижение цены, а сокращение спроса способствует росту цен на рынке.
Составной частью рыночной экономики являетсяконкурен­ция — основной механизм формирования хозяйственных пропор­ций,направленный на создание наиболее благоприятных усло­вий сбыта продукции имаксимальное удовлетворение потребностей.
Рынок обладает сложной структурой, являясь,по сути, систе­мой множества разнообразных специализированных рынков. Суще­ствуетнесколько различных методов их классификации в зависи­мости от выбранногокритерия.
Основными преимуществами рыночной экономикиявляются:
•эффективное распределение и использование ресурсов дляпроизводства необходимых обществу товаров и услуг;
•высокая степень гибкости и адаптивности к изменяющим­сяусловиям производства;
•быстрое использование достижений науки и техники;
•свобода выбора и действий предпринимателей и потреби­телей;
•способность к удовлетворению разнообразныхпотребностей, повышению качества продукции;
•относительно быстрое восстановление нарушенного равно­весия.
Основными недостатками рынка являются:
•отсутствие стимулов для производства товаров и услугкол­лективного и общественного пользования;
•отсутствие механизма защиты окружающей среды от про­изводственнойи иных видов деятельности;
•неспособность сохранения невоспроизводимых ресурсов;
•отсутствие гарантий на труд;
•неспособность содействовать развитию фундаментальных иприкладных исследований в науке;
•нестабильность развития и подверженность рецессивным иинфляционным процессам.
Существование проблем, решение которых в рамкахстихийных рыночных отношений маловероятно, обусловливает значимостьгосударственных институтов в развитии национальных экономик. Государствопризвано всемерно содействовать созданию нормаль­ных условий дляфункционирования рыночных механизмов и до­полнять их элементами, позволяющимирешать те задачи, с кото­рыми рынок не справляется.
Современный рынок характеризуется, с одной стороны, кон­центрациейкапиталов и развитием корпоративных форм организа­ции бизнеса, а с другой —сохранением множества мелких товаро­производителей с присущим им духомпредпринимательства, гиб­костью и адаптивностью. Однако рынок еще не исчерпалполно­стью своих возможностей, интенсивно развивается его важнейшаясоставляющая — рынок информации.[5]

5. Планирования деятельности в туристической области
Процесс планирования основывается на зна­ниии использовании экономических законов. Наиболее рас­пространенными из нихявляются: закон возвышения потреб­ностей, закон экономии времени; товарногопроизводства (за­кон стоимости); рыночной экономики.
Ведущие экономисты определяют процесспланирования следующим образом. Р. Акофф считает, что планирование — это«процесс заблаговременного принятия и оценки взаимо­связанной совокупностирешений» ситуации, когда желаемое состояние в будущем вряд ли наступит, если непринять специ­альных мер, приняв которые, можно увеличить вероятностьблагоприятного исхода. По мнению Г. Эмерсона и Ф.Тейлора, планирование — это процесс, представляющий одновременно и предвидимыйре­зультат, и направление действий, которому надо следовать, а также этапы,которые надо пройти, и методы, которые следует применять. В. Хойер полагает,что в понятие «планирование» входит «определение целей и путей их достижения».
Таким образом, планирование представляетсобой не просто деятельность, а процесс, в рам­ках которого происходитразвитие. В целом планирование — это непрерывный процесс,ориентированный на адаптацию вре­менных решений, относящихся к будущему, сучетом постоян­ного обновления информации о состоянии дел предприятия.Планирование содержит систему мер, предусматривающих определение конкретныхцелей его развития, способов и мето­дов их достижения, установление порядка исроков выполне­ния необходимых для этого работ, контроль за их выполне­нием.
Любой механизм планирования деятельностикоммерче­ской организации, в том числе работающей на рынке туризма, содержит:принципы планирования; определение приоритет­ных целей; обеспечение взаимосвязимежду показателями; учет факторов и конъюнктуры развития рынка; рассмотрениепроблем; выбор наилучшего варианта развития; контроль за реализацией планов.
Все цели должны отвечать следующимтребованиям:
  ♦ порядок — упорядоченность целей поиерархии с указанием высших, низших и равноправных целей и принятых приори­тетов;
♦ реальность — возможность достиженияцелей при заданных ус­ловиях;
♦ состоятельность —взаимосопоставимость и непротиворечи­вость;
♦ актуальность;
♦ целостность — система целей должнасодержать все важные це­ли и быть совокупной;
♦ полезность — все работники должнычувствовать ответствен­ность за достижение целей и их полезность;
♦ прозрачность и подконтрольность(единая структура системы целей, поддающаяся контролю).
В процессе планирования деятельностигостиничного и ресторанного хозяйства, как и всех других видов деятельности,при формулировании целей создаются основы мотивации и пробуждаетсязаинтересованность работников предприятия в их достижении.
Для предприятий всех отраслей, в том числетуристской от­расли, существуют следующие виды целей:
• конечные — победа в конкурентной борьбе,увеличение доли предприятия на рынке;
• высшие — получение прибыли, рост прибыли ирентабельно­сти, увеличение объема услуг;
промежуточные — увеличение пропускной способности гости­ницы,ресторана, оптимизация номерного фонда гостиницы; о подцели — увеличениеколичества услуг.
По возможности измерения выделяют экономические це­ли:
• количественные — рост прибыли ирентабельности, увеличе­ние дол и предприятия на рынке, рост объема услуг,минимиза­ция издержек, увеличение платежеспособности и ликвидно­сти, увеличениеразмеров резервных фондов и др.;
•    качественные — повышение качества обслуживания,сервиса.
По срокам достижения цели подразделяются на долгосроч­ные(стратегические), среднесрочные и кратковременные (оперативные). Постановкадолгосрочных целей является пер­вым этапом стратегического планирования.
Процесс планирования на предприятиях разных отраслей, вчастности гостиничного и ресторанного хозяйства, состоит из трех этапов: анализстратегических проблем; прогноз буду­щих условий деятельности и определенияцелей; нахождение средств для развития предприятия. Иногда процесс планированияможет быть расширен до шести этапов: анализ ситуаций; планирование целей(результатов); планирование средств, не­обходимых для достижения целей;принятие решений (выбор альтернативы); планирование реализации; контроль (покри­терию успеха).
Планирование деятельности чаще всего производится наосновании данных прошедших периодов и определяет направ­ление развитияпредприятия в перспективе, следовательно, надежность планирования зависит отточности фактических показателей прошедших периодов. Высокую надежностьпланирования невозможно обеспечить без данных бухгалтерского учета истатистических данных. В процессе планирования не­обходимо учитывать, чтоэкономические кризисы и другие форс-мажорные обстоятельства вообще не поддаютсяплани­рованию, т.е. планирование базируется на неполных данных.
Предприятие должно подвергнуть планирование своейдеятельности такой формализации, чтобы разработка планов базировалась на всехимеющихся показателях. В целом система планирования гостиничных и ресторанныхпредприятий со­стоит из отдельных планов по конкретным направлениям деятельностиструктурных подразделений. Предприятиям необ­ходимо устранять несоответствия,выявленные в процессе раз­работки планов по отдельным видам деятельности.
В крупных гостиничных и ресторанных комплексах высшееруководство, как правило, определяет генеральные и текущие це­ли, стратегии,общее направление развития (объем и структуру инвестиций, потребности вфинансовых ресурсах, долю рынка, организационную структуру, прибыль и т.п.).Работа по планированию на таких предприятиях сосредоточена в специальныхслужбах (экономическом, финансовом, планово-экономиче­ском отделах). В свою очередьслужбы планирования доводят ру­ководящие команды, допущения, прогнозы доруководителей подразделений, которые и разрабатывают планы.[6]
Туристское планирование является весьма трудоемким ислож­ным делом, поэтому в планировании и реализации любой дея­тельности втуризме принимают участие люди и организации, спо­собные оказывать реальноевоздействие на направления и резуль­таты туристской деятельности. К ним, какправило, относятся:
•  местное население;
•  сфера бизнеса (иногда даже не связанная с туризмом);
•  политические и другие официальные лица;
• профессиональные объединения и общественныеорганизации работников сферы туризма;
• официальные представители правительства илиадминистрации любого уровня, связанные с туристским законодательством иразвитием.
Представители каждой из перечисленных категорий вносятсвой особый вклад, собственные знания и предложения на общий стол для принятиярешений. Следует еще раз подчеркнуть, что их уча­стие особенно важно на раннейстадии процесса планирования для общей поддержки и придания стабильности этомупроцессу и, таким образом, уменьшает вероятность возникновения про­блем вбудущем со стороны лиц и организаций, по разным причи­нам не участвовавших впланировании туризма на первом этапе.
Туристское планирование — комплексный процесс, вовлека­ющийв сферу своего влияния множество людей и организаций из различных областейдеятельности. В связи с этим оно может быть подвержено влиянию факторов,оказывающих негативное воздей­ствие на процесс планирования. Это наиболее частопроисходит в тех случаях, когда общество ожидает, что туризм сможет разре­шитьбольшинство экономических и социальных проблем. К со­жалению, такие ожиданиячаще всего наблюдаются в странах и регионах, находящихся в стадии экономическойдепрессии и ско­ванных бюджетными ограничениями, сокращающими возможно­стиправительства финансировать и поддерживать развитие инду­стрии туризма. В такихстранах правительства, не имеющие возможности пол­ноценно финансироватьразвитие туристской индустрии, чаще всего направляют свою деятельность наустранение планового развития и регулирования туризма и возлагают эти вопросына част­ный сектор. При этом туристский бизнес, как правило, опасаетсяконсолидации частного сектора в отрасли из-за боязни снижения собственнойконкурентоспособности в нестабильной ситуации на рынке. Очень часто процесстуристского планирования останавлива­ется из-за общественных выступлений взащиту окружающей сре­ды и (особенно) действий со стороны различныхинициативных групп по этой защите. При этом сложность и цена пройденного путипланирования могут быть к этому времени достаточно высо­кими. Кроме этого припланировании туризма приходится иметь дело с различными видами воздействий,основанных на рыночной конкуренции и являющихся результатом постоянно меняющих­сятехнологий, появления новых дестинаций и перемен в предпочтениях туристов. Однако,как показывает международный опыт, при отсутствии предварительного комплексногопланирования туризма в турист­ских центрах со временем возникают проблемы (восновном эко­логического и социального свойства), становящиеся очевиднымипрежде всего для туристов. Понятно, что на современном турист­ском рынке,находящемся под жесточайшим прессом конкурен­ции, туристы немедленно изберутдля себя другие дестинации. Планирование туризма так же, как и планированиелюбого дру­гого вида деятельности, преследует цель достижения успеха и не­допущенияили устранения проблем.[7]
6. Планирование гостиничных объектов
 
Для создания повой гостиницы необходим проект,процесс создания которого подразумевает изучение многих областей экспертных зна­нийи многих взаимосвязанных видов деятельности. Любой такой  новый проект (какстроительства нового отеля, так и реконструкции существующего) — это оченьсложный инвестиционно-строитель­ный процесс. Разработчик гостиничного проектауправляет процессом его соз­дания и доведения до логического завершения (тоесть выступает в качестве лидера группы в период реализации проекта);впоследствии он может принять па себя ответственность за функционированиепредприятия (если является гостиничным менеджером). При создании крупныхгостиничных комплексов па определенном этапе необходимо привлечениеспециалистов в специфических областях гостиничной деятельности (дизайнеровинтерьеров, внешней инфра­структуры, финансистов, аналитиков рынка,специалистов по РК., юри­стов и т. д.), так как разработчик не может бытьэкспертом во всех об­ластях.
Менеджер отвечает за принятие повседневныхрешений, и когда проект переходит на следующую стадию, он может продолжить рабо­туили быть заменен другим специалистом. Окончательное решение по возникающим впроцессе реализации проекта вопросам владель­цы и инвесторы принимают наосновании мнений всех членов рабо­чей группы.
Успех проекта во многом зависит отэффективного управления всеми участвующими в нем специалистами.
В общем виде проектирование гостиничногопредприятия состо­ит из:
♦   анализа возможностей ипланирования;
♦   строительства.
Анализ возможностей и планирование длягостиничного предпри­ятия связаны со следующими действиями:
♦ предварительным планированием ирасчетом (определение объе­ма рыночных исследований, составление плана действийи бюд­жета);
♦  определением требований рынка(детальный анализ клиентской базы и рынка с учетом позиции конкурентов,делового и турист­ского потенциала местности и т. д.);
♦ оценкой объекта и кратким обзороминфраструктуры (полевыми исследованиями): места предполагаемой застройки,возможности доступа к объекту, расположения организаций и учреждений, наличиятранспортной инфраструктуры, ландшафта вокруг предпо­лагаемого места застройки,ограничений и потенциала строитель­ства;
♦ планированием концепции будущегопредприятия (определение окончательного места строительства, производственноймощно­сти, доступности, выбор команды, топ-менеджмента и т. п.);
♦ программированием продукта ипроизводства (определение про­грамм гостеприимства, наборов постоянныхпродуктов и их ком­бинаций, фаз разработки);
♦   проведением экспертизыэкономической целесообразности про­екта;
♦   анализом финансовых возможностейреализации проекта;
♦   согласованием разрешительнойдокументации с различными струк­турами (с федеральными и местными властями,квазиобщественными организациями и т. д.);
♦   подготовкой заключительного плана;
♦   получением финансирования;
♦   началом строительства.
По завершении каждого этана анализавозможностей и планирования производится обсуждение и координация всехпоказателей. Ина­че бизнес-план может пойти по неверному пути.[8]

Заключение
Экономика любой страны представляет собой единыйкомплекс взаимосвязанных отраслей. Каждое государство в зависимости от своихнациональных и исторических традиций, географических и геополити­ческих условийи трудовых навыков населения создает уникальный комплекс отраслей народногохозяйства, на формирование которого все большее влияние оказывает международноесотрудничество с другими странами.
Отраслевое деление экономики является результатомисторического процесса развития общественного разделения труда. Развитиеобщества и экономики, дальнейшее углубление специализации производства приводитк формированию новых отраслей. Одновременно со специализацией и дифференциациейидут процессы кооперации, интеграции производства, приводящие к развитиюустойчивых производственных связей между отраслями, к созданию смешанныхпроизводств и межотраслевых комплексов.
Эффективной признается такая структура экономики,которая способна гарантировать устойчивый экономический рост, выходнациональной экономики на передовые рубежи научно-технического прогресса и наэтой основе обеспечить высокий уровень жизни населения.
Следует подчеркнуть, что малые предприятия — это непобочная сфера экономики. Малый бизнес органично включается в хозяйствен­нуюструктуру, в конкурентную среду и в общественное разделение труда. Причем рольего в современной динамичной жизни неуклонно возрастает.[9]
Механизм функционирования организации в условиях рынкаобусловлен системой рыночных отношений. Основным требованием, котороепредъявляет рынок к организации (предприятию), — работать так, чтобырезультатом деятельности был не только выпуск нужной обществу продукции(услуг), но и получение прибыли, т.е. всегда долж­но быть превышение доходовнад расходами ресурсов. Чем больше это превышение, тем прибыльнее работаетпредприятие.
Исходя из этого, каждое предприятие самостоятельнопринимает решение, каким образом, сколько и каких производить товаров (оказы­ватьуслуг), где и как их реализовывать и, наконец, как распределять полученныйдоход (фонды возмещения, оплаты труда, накопления). По всем этим вопросам онопринимает решения в соответствии со сво­ими интересами, отвечая своимимуществом за ошибки или неправиль­но выбранные действия.
В конечном итоге функционирование предприятий в условияхрынка предполагает поиск и разработку каждым из них собственного пути развития.

Литература
 
1. Боголюбов В.С., Орловская В.П. Экономика туризма / учебноепособие – 2-е изд., стер. – М.: Издательский центр «Академия», 2007г.
2. Вечканов Г.С., Вечканова Г.Р. Микроэкономика – СПб.:Питер, 2007г.
3. Волков О.И., Скляренко В.К. Экономика предприятия: Курслекций. – М.: ИНФРА-М, 2007г.
4. Грибов В.Д., Грузинов В.П., Кузьменко В.А. Экономикаорганизации (предприятия) / учебное пособие – М.: КНОРУС, 2008 г.
5. Драчева Е.Л., Забаев Ю.В., Исмаев Д.К. Экономика иорганизация туризма: международный туризм / учебное пособие – 3-е изд., испр. идоп. – М.: КНОРУС, 2007г.
6. Земедлина Е.А., Козырева О.Н. Экономика отрасли: туризм /учебное пособие – М.: Альфа-М: ИНФРА-М, 2007г.
7. Микроэкономика. Теория и российская практика: учебник /кол. авт.; под ред. проф. Грязновой А.Г. и проф. Юданова А.Ю. Финансоваяакадемия при Правительстве РФ. – 7-е изд., стер. – М.: КНОРУС, 2007г.
8. Саак А.Е., Якименко М.В. Менеджмент в индустриигостеприимства (гостиницы и рестораны) / учебное пособие – СПб.: Питер, 2007г.
9. Чудновский А.Д., Жукова М.А., Сенин В.С. Управлениеиндустрией туризма / учебное пособие – 4-е изд., испр. и доп. – М.: КНОРУС,2007г.