Федеральное Собрание Парламент Российской Федерации

–PAGE_BREAK–ВЦИК являлся высшим законодательным, распорядительным и контролирующим органом (ст. 31), давал общее направление деятельности рабоче-крестьянского правительства и всех органов Советской власти в стране, объединял и согласовывал работы по законодательству и управлению и наблюдал за проведением в жизнь постановлений органов власти. ВЦИК рассматривал и утверждал проекты декретов и иные предложения, вносимые Советом Народных Комиссаров или отдельными ведомствами, а также издавал собственные декреты и распоряжения. Таким образом, постоянно действующий ВЦИК сосредоточил в своих руках всю полноту законодательной и значительную часть исполнительной власти.
Глава девятая Конституции определяла предметы ведения Всероссийского съезда Советов и Всероссийского Центрального Исполнительного Комитета Советов, кроме того, их ведению подлежали все вопросы, которые они признают подлежащими их разрешению. Исключительному ведению Всероссийского съезда Советов подлежали установление, дополнение и изменение основных начал Советской Конституции и ратификация мирных договоров.
Конституция (Основной закон) РСФСР 1937 г. внесла значительные изменения в структуру и порядок формирования законодательных органов РСФСР. Высшим органом государственной власти стал Верховный Совет РСФСР – единственный законодательный орган, формирующийся посредством всеобщих, равных, прямых выборов при тайном голосовании. Подотчетными ему органами являлись Президиум Верховного Совета РСФСР, Совет Народных Комиссаров РСФСП – Правительство РСФСР и Народные Комиссариаты РСФСР. Ст. 26 Конституции (Основного закона) устанавливала, что закон считается утвержденным, если он принят Верховным Советом РСФСР простым большинством голосов. Изменение Конституции РСФСР производилось лишь по решению Верховного Совета РСФСР, принятому большинством не менее двух третей его голосов. Однако на практике роль законодательного органа от избираемого всем населением страны Верховного Совета РСФСР перешла к его Президиуму, сочетающему недемократический порядок формирования с отсутствием гласности в работе.
В Конституции РСФСР 1978 г. отразилось стремление наделить Советы качествами, возвращавшими их к статусу 20-х гг., что обусловило отход от попыток закрепления принципа разделения властей.
Более подробно в Конституции 1978 г. рассматривались вопросы законодательной деятельности.
Глава 13 Конституции 1978 г. определяла, что законы РСФСР принимаются Верховным Советом РСФСР или народным голосованием (референдумом), проводимым по решению Верховного Совета РСФСР (ст. 104). Право законодательной инициативы принадлежало Президиуму Верховного Совета РСФСР, Совету Министров РСФСР – Правительству РСФСР, автономным республикам в лице их высших органов государственной власти, постоянным и иным комиссиям Верховного Совета РСФСР, депутатам Верховного Совета РСФСР, Верховному Суду РСФСР, Прокурору РСФСР, общественным организациям в лице их общесоюзных и республиканских органов (ст. 108).
Проекты законов обсуждались на заседаниях Верховного Совета, принимались большинством голосов от общего числа его депутатов и публиковались за подписями Председателя и Секретаря Президиума Верховного Совета РСФСР.
Президиум Верховного Совета (постоянно действующий орган Верховного Совета, в период между сессиями осуществлявший его функции и полностью ему подотчетный) мог в случае необходимости вносить изменения в действующие законы в период между сессиями Верховного Совета с последующим представлением на его утверждение на очередной сессии, проходившее, как правило, без обсуждения и заканчивавшееся единогласным одобрением.
Однако на практике правительство издавало акты, имевшие большую силу, чем закон (особенно это относится к совместным постановлениям правительства и центрального органа правящей партии).
В Российской Федерации Федеральное Собрание как парламент республики пришло на смену «двухступенчатому» механизму высших органов государственной власти Российской Федерации, включавшему Съезд народных депутатов и формируемый им Верховный Совет.
Созданные в годы советской власти в качестве представительных органов «нового, социалистического типа, коренным образом отличающихся от учреждений буржуазного парламентаризма», эти государственные органы по мере демократизации российского общества, отражения в Конституции принципа разделения законодательной, исполнительной и судебной властей и постепенного проведения его в жизнь все более обретали черты парламента. Однако стать подлинным парламентом страны они так и не смогли: во-первых, в силу возлагавшихся на них действовавшей тогда Конституцией полномочий, противоречивших принципу разделения властей (распорядительные и некоторые контрольные полномочия); во-вторых, в силу фактически существовавшего вертикального подчинения представительных органов страны, совершенно не свойственно парламентским представительным органам.

Вопрос 2. Конституционно-правовой статус Федерального Собрания РФ. Порядок формирования, организация деятельности и структура.
В ст. 94 Конституции Российской Федерации указывается, что. Федеральное Собрание является представительным органом Российской Федерации. Тем самым устанавливается, что формой государства является представительная, т.е. опосредованная выборами, парламентская демократия, в условиях которой формирование политической воли народа возлагается на народное представительство, самостоятельно принимающее наиболее ответственные решения.
В ст. 94 Конституции Российской Федерации Федеральное Собрание характеризуется и как законодательный орган Российской Федерации. В этой передаче парламенту законодательной власти реализуется принцип народного суверенитета как основы правопорядка.
Признание Федерального Собрания органом законодательной власти означает вместе с тем, что ни один закон Российской Федерации не может быть издан, если он не рассмотрен и не одобрен парламентом.
Согласно ст. 95 Конституции, Федеральное Собрание состоит из двух палат – Совета Федерации и Государственной Думы. Государственная Дума представляет все население Российской Федерации, а Совет Федерации, часто именуемый верхней палатой, состоит из членов, представляющих все субъекты Российской Федерации. Совет Федерации призван выражать интересы местностей, региональные мнения и чаяния. Вместе с тем, Совет Федерации – государственный орган всей Федерации. Его решения и другие волеизъявления адресуются не тем или иным субъектам Российской Федерации, а государству в целом,
В Федеральном Собрании палаты самостоятельно решают вопросы, относящиеся к их ведению, в соответствии с Конституцией. Она устанавливает в ст. 100, что палаты могут собираться совместно, лишь для заслушивания посланий Президента Российской Федерации, посланий Конституционного Суда Российской Федерации и выступлений руководителей иностранных государств.
Более того, Конституция предусматривает различную компетенцию для каждой из палат, обеспечивая тем самым систему «сдержек и противовесов» в деятельности Федерального Собрания. В этой системе Совету Федерации отводится роль своего рода тормоза по отношению к Государственной Думе, призванного предотвратить возможность установления в Российской Федерации «тирании большинства», завоеванного на выборах в Государственную Думу теми или иными политическими силами.
Выборы Государственной Думы проходят на основе пропорциональной системы.
В настоящее время выборы депутатов Государственной Думы регламентируются Федеральным законом от 18.05.2005 № 51-ФЗ «О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации». Данный закон вступил в силу с 7 декабря 2006 года. В соответствии с законом депутаты Государственной Думы избираются гражданами Российской Федерации на основе всеобщего, равного и прямого избирательного права при тайном голосовании. Участие в выборах является свободным и добровольным. Никто не вправе принуждать гражданина Российской Федерации к участию или неучастию в выборах, а также препятствовать его свободному волеизъявлению.
Активное избирательное право наступает в 18 лет, а пассивное – в 21 год. Законом предусмотрено только два ограничения избирательного права граждан: не имеют права избирать и быть избранными граждане РФ, признанные судом недееспособными, а также содержащиеся в местах лишения свободы по приговору суда. Гражданин Российской Федерации, в отношении которого вступило в силу решение суда о лишении его права занимать государственные должности в течение определенного срока, не может быть зарегистрирован в качестве кандидата в депутаты Государственной Думы, если голосование на выборах депутатов Государственной Думы состоится до истечения установленного судом срока.
В соответствии с Конституцией Российской Федерации в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации избирается 450 депутатов.
Депутаты Государственной Думы избираются по федеральному избирательному округу пропорционально числу голосов, поданных за федеральные списки кандидатов в депутаты Государственной Думы.
Федеральный избирательный округ, по которому избираются депутаты Государственной Думы, включает в себя всю территорию Российской Федерации. Избиратели, проживающие за пределами территории Российской Федерации, считаются приписанными к федеральному избирательному округу.
В соответствии с Конституцией Российской Федерации выборы депутатов Государственной Думы нового созыва назначает Президент Российской Федерации. Если Президент Российской Федерации не назначит выборы депутатов Государственной Думы в установленный срок, выборы депутатов Государственной Думы назначаются и проводятся Центральной избирательной комиссией Российской Федерации.
При роспуске Государственной Думы Президент Российской Федерации одновременно назначает досрочные выборы депутатов Государственной Думы нового созыва. Если Президент Российской Федерации не сделает этого, выборы депутатов Государственной Думы назначаются и проводятся Центральной избирательной комиссией Российской Федерации.
Подготовка и проведение выборов депутатов Государственной Думы, обеспечение реализации и защиты, избирательных прав граждан и контроль за соблюдением указанных прав возлагаются на избирательные комиссии.
Кандидаты в депутаты Государственной Думы выдвигаются в составе федеральных списков кандидатов.
Выдвижение кандидатов в составе федеральных списков кандидатов осуществляется политическими партиями, имеющими в соответствии с Федеральным законом «О политических партиях» право принимать участие в выборах, в том числе выдвигать списки кандидатов.
Решение о выдвижении федерального списка кандидатов принимается тайным голосованием на съезде политической партии.
Политическая партия вправе включать в федеральный список кандидатов лиц, не являющихся членами данной политической партии. Указанные лица могут составлять не более 50 процентов от числа кандидатов, включенных в федеральный список кандидатов.
Федеральный список кандидатов должен быть разбит (полностью или частично) на региональные группы кандидатов, соответствующие субъекту Российской Федерации, группе субъектов Российской Федерации, части территории субъекта Российской Федерации, которые составляют региональную часть федерального списка кандидатов.
Каждая региональная группа кандидатов должна иметь свое наименование, состоящее не более чем из пяти слов, при этом в федеральном списке кандидатов указывается, какому субъекту, группе субъектов, группе частей территории субъекта РФ она соответствует.
Число региональных групп кандидатов не может составлять менее ста. Региональная часть федерального списка кандидатов должна охватывать все субъекты Российской Федерации.
В общефедеральную часть федерального списка кандидатов может быть включено не более трех кандидатов.
Общее число кандидатов, включенных в федеральный список кандидатов, не может превышать пятьсот человек.
Выдвижение федерального списка кандидатов должно быть поддержано избирателями путем внесения ими своих подписей в подписные листы либо обеспечено избирательным залогом, внесенным политической партией. Это требование не соблюдается лишь той политической партией, федеральный список кандидатов которой допущен к распределению депутатских мандатов на последних, предшествующих данным выборах депутатов Государственной Думы.
Количество подписей в поддержку политической партии должно быть не менее 200 тысяч, при этом на один субъект РФ должно приходиться не более 10 тысяч подписей избирателей. Если сбор подписей осуществляется среди избирателей, проживающих за пределами территории Российской Федерации, общее количество этих подписей не может составлять более 10 тысяч. Требование о количестве подписей сокращается вдвое в случае проведения досрочных выборов депутатов Государственной Думы.
Политическая партия в поддержку выдвинутого ею федерального списка кандидатов вправе внести на специальный счет Центральной избирательной комиссии РФ избирательный залог. Размер избирательного залога составляет 15 процентов от предельной суммы всех расходов из средств избирательного фонда.
Для проведения голосования и подсчета голосов избирателей на выборах депутатов Государственной Думы образуются избирательные участки на основании данных о числе избирателей, зарегистрированных на территориях муниципальных образований. Избирательные участки образуются по согласованию с соответствующей территориальной избирательной комиссией главой муниципального образования. Избирательные участки образуются с соблюдением следующих требований: на территории каждого избирательного участка должно быть зарегистрировано не более 3000 избирателей; недопустимо пересечение границ избирательных округов границами избирательных участков.
Списки избирателей составляются соответствующими избирательными комиссиями отдельно по каждому избирательному участку. Все граждане Российской Федерации, обладающие активным избирательным правом, включаются в списки избирателей. Основанием для включения гражданина Российской Федерации в список избирателей на конкретном избирательном участке является факт нахождения его места жительства на территории этого избирательного участка. Избиратель может быть включен в список избирателей только на одном избирательном участке. Список избирателей представляется участковой избирательной комиссией для ознакомления избирателей.
Подготовку и проведение выборов депутатов Государственной Думы осуществляют: Центральная избирательная комиссия Российской Федерации; избирательные комиссии субъектов Российской Федерации; окружные избирательные комиссии; территориальные (районные, городские и другие) избирательные комиссии; участковые избирательные комиссии.
Со дня выдвижения кандидата, федерального списка кандидатов начинается агитационный период. Предвыборной агитацией признаются:
1) призывы голосовать за федеральный список кандидатов или против него, либо за кандидата (кандидатов) или против него (них), либо против всех федеральных списков кандидатов;
2) выражение предпочтения какой-либо политической партии, выдвинувшей федеральный список кандидатов, какому-либо кандидату (кандидатам), в частности указание на то, за какую политическую партию, какой федеральный список кандидатов, какого кандидата (кандидатов) будет голосовать избиратель (за исключением случая опубликования результатов опроса общественного мнения);
3) описание возможных последствий допуска того или иного федерального списка кандидатов к распределению депутатских мандатов;
4) распространение информации, в которой явно преобладают сведения о какой-либо политической партии, выдвинувшей федеральный список кандидатов, каком-либо кандидате (кандидатах) в сочетании с позитивными либо негативными комментариями;
5) распространение информации о деятельности кандидатов, не связанной с их профессиональной деятельностью или исполнением ими своих служебных (должностных) обязанностей;
6) деятельность, способствующая формированию положительного или отрицательного отношения избирателей к политической партии, выдвинувшей федеральный список кандидатов, кандидату (кандидатам).
Политическая партия, выдвинувшая федеральный список кандидатов, обязана создать собственный избирательный фонд для финансирования своей избирательной кампании. Кандидаты, включенные в федеральный список кандидатов, собственные избирательные фонды не создают. Предельная сумма всех расходов из средств избирательного фонда политической партии не может превышать 400 миллионов рублей. В указанную сумму не включаются расходы из средств избирательных фондов региональных отделений политической партии.
    продолжение
–PAGE_BREAK–Центральная избирательная комиссия Российской Федерации не позднее чем через две недели после дня голосования определяет результаты выборов депутатов Государственной Думы.
На основании протокола о результатах выборов депутатов Государственной Думы ЦИК РФ принимает решение о результатах выборов.
Выборы депутатов Государственной Думы признаются несостоявшимися:
1) если в выборах приняло участие менее 25 процентов избирателей, включенных в списки избирателей;
2) если ни один федеральный список кандидатов не получил 7 и более процентов голосов избирателей, принявших участие в голосовании;
3) если все федеральные списки кандидатов получили в совокупности 60 и менее процентов голосов избирателей, принявших участие в голосовании.
Выборы депутатов Государственной Думы признаются недействительными:
1) если допущенные при проведении голосования или установлении итогов голосования нарушения не позволяют с достоверностью определить результаты волеизъявления избирателей;
2) если итоги голосования признаны недействительными на части избирательных участков, списки избирателей на которых на момент окончания голосования в совокупности включали не менее 25 процентов от общего числа избирателей, включенных в списки избирателей на момент окончания голосования;
3) по решению суда.
К распределению депутатских мандатов допускаются федеральные списки кандидатов, каждый из которых получил 7 и более процентов голосов избирателей, принявших участие в голосовании, при условии, что таких списков было не менее двух и что за эти списки подано в совокупности более 60 % голосов избирателей, принявших участие в голосовании.
Так называемый заградительный пункт (процентный барьер), означающий некоторое ограничение пропорциональности представительства, пре­дусмотрен в законодательстве ряда стран. Такое ограничение позволяет избежать раздробления депутатского корпуса на множество мелких групп, к образованию которых может привести пропорциональная избирательная система при отсутствии процентного барьера, с тем, чтобы обеспечить нормальное функционирование парламента, стабильность законодательной власти и конституционного строя в целом.
Ст. 96 Конституции РФ предусматривает, что порядок формирования Совета Федерации устанавливается федеральным законом.
Федеральный закон от 5 августа 2000 № 113-ФЗ (ред. от 16.12.2004) «О порядке формирования Совета Федераций Федерального Собрания Российской Федерации»[4] развил и дополнил основополагающие нормы Конституции РФ о порядке формирования Совета Федерации.
Законом предусмотрено, что:
В Совет Федерации Федерального Собрания Российской Федерации входят по два представителя от каждого субъекта Российской Федерации: по одному от законодательного (представительного) и исполнительного органов государственной власти субъекта Российской Федерации.
Членом Совета Федерации может быть избран (назначен) гражданин Российской Федерации не моложе 30 лет, обладающий в соответствии правом избирать и быть избранным в органы государственной власти.
Член Совета Федерации – представитель от законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта Российской Федерации избирается законодательным (представительным) органом государственной власти субъекта Российской Федерации на срок полномочий этого органа, а при формировании законодательного (представительного) органа субъекта Российской Федерации путем ротации – на срок полномочий однократно избранных депутатов этого органа.
Член Совета Федерации – представитель от двухпалатного законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта Российской Федерации избирается поочередно от каждой палаты на половину срока полномочий соответствующей палаты.
Представитель в Совете Федерации от исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации назначается высшим должностным лицом субъекта Российской Федерации (руководителем высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) на срок его полномочий.
Ст. 101 (ч. 3) Конституции РФ гласит: «Совет Федерации и Государственная Дума образуют комитеты и комиссии, проводят по вопросам своего ведения парламентские слушания». Более подробные и развернутые положения и нормы относительно статуса, в частности, порядка образования и системы комитетов и комиссий Государственной Думы и Совета Федерации содержатся в регламентах указанных палат.
Комитеты Государственной Думы по вопросам, отнесенным к их ведению:
а) вносят предложения по формированию проекта примерной программы законопроектной работы Государственной Думы на очередную сессию и проекта календаря рассмотрения вопросов Государственной Думой на очередной месяц, а также вносят предложения о включении законопроектов в примерную программу законопроектной работы Государственной Думы на текущую сессию;
б) осуществляют предварительное рассмотрение законопроектов и их подготовку к рассмотрению Государственной Думой;
в) осуществляют подготовку проектов постановлений Государственной Думы и проектов документов, которые принимаются или утверждаются постановлениями Государственной Думы;
г) осуществляют подготовку заключений по законопроектам и проектам постановлений, поступившим на рассмотрение Государственной Думы;
д) рассматривают и исполняют поручения Совета Государственной Думы;
е) в соответствии с решением палаты подготавливают запросы в Конституционный Суд Российской Федерации;
ж) в соответствии с решением Совета Государственной Думы, поручением Председателя Государственной Думы осуществляют подготовку проектов постановлений Государственной Думы о направлении представителей Государственной Думы в Конституционный Суд Российской Федерации;
з) организуют проводимые Государственной Думой парламентские слушания;
и) дают заключения и предложения по соответствующим разделам проекта федерального бюджета;
к) проводят анализ практики применения законодательства;
л) вносят предложения о проведении мероприятий в Государственной Думе;
м) решают вопросы организации своей деятельности.
Государственная Дума образует следующие комитеты:
а) Комитет Государственной Думы по конституционному законодательству и государственному строительству;
б) Комитет Государственной Думы по гражданскому, уголовному, арбитражному и процессуальному законодательству;
в) Комитет Государственной Думы по труду и социальной политике;
г) Комитет Государственной Думы по бюджету и налогам;
д) Комитет Государственной Думы по кредитным организациям и финансовым рынкам;
е) Комитет Государственной Думы по экономической политике, предпринимательству и туризму;
ж) Комитет Государственной Думы по собственности;
з) Комитет Государственной Думы по промышленности, строительству и наукоемким технологиям;
и) Комитет Государственной Думы по энергетике, транспорту и связи;
к) Комитет Государственной Думы по обороне;
л) Комитет Государственной Думы по безопасности;
м) Комитет Государственной Думы по международным делам;
н) Комитет Государственной Думы по делам Содружества Независимых Государств и связям с соотечественниками;
о) Комитет Государственной Думы по делам Федерации и региональной политике;
п) Комитет Государственной Думы по вопросам местного самоуправления;
р) Комитет Государственной Думы по Регламенту и организации работы Государственной Думы;
с) Комитет Государственной Думы по информационной политике;
т) Комитет Государственной Думы по охране здоровья;
у) Комитет Государственной Думы по образованию и науке;
ф) Комитет Государственной Думы по делам женщин, семьи и детей;
х) Комитет Государственной Думы по аграрным вопросам;
ц) Комитет Государственной Думы по природным ресурсам и природопользованию;
ч) Комитет Государственной Думы по экологии;
ш) Комитет Государственной Думы по культуре;
щ) Комитет Государственной Думы по делам общественных объединений и религиозных организаций;
э) Комитет Государственной Думы по делам национальностей;
ю) Комитет Государственной Думы по физической культуре, спорту и делам молодежи;
я) Комитет Государственной Думы по проблемам Севера и Дальнего Востока;
я.1) Комитет Государственной Думы по делам ветеранов.
Для подготовки к рассмотрению палатой вопросов о досрочном прекращении полномочий депутатов Государственной Думы, вопросов о лишении депутата Государственной Думы неприкосновенности по представлению Генерального прокурора Российской Федерации и вопросов, связанных с нарушениями депутатской этики, Государственная Дума образует Комиссию Государственной Думы по мандатным вопросам и вопросам депутатской этики, имеющую статус комитета Государственной Думы.
Государственная Дума образует Комиссию Государственной Думы по мандатным вопросам и вопросам депутатской этики, как правило, на основе принципа пропорционального представительства депутатских объединений.
На своем первом заседании Государственная Дума открытым голосованием большинством голосов от общего числа депутатов избирает:
а) Счетную комиссию Государственной Думы;
б) Временную комиссию Государственной Думы по Регламенту и организации работы Государственной Думы;
Как и во многих парламентах мира, при формировании комитетов и комиссий Государственной Думой учитывается принцип пропорционального представительства депутатских объединений.
Численный состав каждого комитета и каждой комиссии определяется Государственной Думой, но не может быть, как правило, менее 12 и более 35 депутатов палаты. Комитеты могут создавать подкомитеты по основным направлениям своей деятельности. Председатели комитетов и их заместители избираются палатой, при этом голосование может проводиться по единому списку кандидатур.
Заседание комитета, комиссии правомочно, если на нем присутствует более половины от общего числа членов комитета, комиссии. Заседания проводятся по мере необходимости, но не реже двух раз в месяц.
Совет Федерации в соответствии со своим Регламентом также образует комитеты, комиссии из числа членов палаты. В Регламенте Совета Федерации достаточно подробно регламентируются вопросы статуса, перечня, задач, функций, полномочий, порядка образования данной палатой комитетов и комиссий.
Совет Федерации образует:
Комитет Совета Федерации по конституционному законодательству;
Комитет Совета Федерации по правовым и судебным вопросам;
Комитет Совета Федерации по делам Федерации и региональной политике;
Комитет Совета Федерации по вопросам местного самоуправления;
Комитет Совета Федерации по обороне и безопасности;
Комитет Совета Федерации по бюджету;
Комитет Совета Федерации по финансовым рынкам и денежному обращению;
Комиссию Совета Федерации по взаимодействию со Счетной палатой Российской Федерации;
Комитет Совета Федерации по международным делам;
Комитет Совета Федерации по делам Содружества Независимых Государств;
Комиссию Совета Федерации по Регламенту и организации парламентской деятельности;
Комиссию Совета Федерации по методологии реализации конституционных полномочий Совета Федерации;
Комитет Совета Федерации по социальной политике;
Комитет Совета Федерации по науке, культуре, образованию, здравоохранению и экологии;
Комиссию Совета Федерации по делам молодежи и спорту;
Комитет Совета Федерации по экономической политике, предпринимательству и собственности;
Комитет Совета Федерации по промышленной политике;
Комиссию Совета Федерации по естественным монополиям;
Комитет Совета Федерации по природным ресурсам и охране окружающей среды;
Комитет Совета Федерации по аграрно-продовольственной политике;
Комитет Совета Федерации по делам Севера и малочисленных народов;
Комиссию Совета Федерации по информационной политике;
Комиссию Совета Федерации по контролю за обеспечением деятельности Совета Федерации.
Комитет, комиссия Совета Федерации:
а) разрабатывает и предварительно рассматривает законопроекты и поправки к законопроектам по вопросам своего ведения (в том числе в порядке реализации права законодательной инициативы Совета Федерации), а также проекты иных нормативных правовых актов и поправки к ним;
б) готовит предложения по разделам проекта федерального бюджета в соответствии с вопросами своего ведения;
в) осуществляет подготовку заключений по одобренным Государственной Думой и переданным на рассмотрение Совета Федерации проектам законов Российской Федерации о поправках к Конституции Российской Федерации, федеральным конституционным законам, по принятым Государственной Думой и переданным на рассмотрение Совета Федерации федеральным законам;
г) предварительно рассматривает внесенные в Государственную Думу законопроекты, по согласованию с комитетами и комиссиями Государственной Думы может направлять своих представителей для работы над законопроектами в комитетах, комиссиях и рабочих группах Государственной Думы;
д) может предварительно рассматривать по согласованию с субъектами Российской Федерации проекты законов субъектов Российской Федерации по вопросам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации;
е) рассматривает законопроекты и поправки к законопроектам по вопросам своего ведения, разработанные членами Совета Федерации в порядке реализации права законодательной инициативы и направленные ими в комитет, комиссию;
ж) рассматривает федеральные и региональные целевые программы по вопросам своего ведения и их исполнение;
з) принимает участие в международном сотрудничестве по вопросам своего ведения; з.1) рассматривает ежегодный доклад Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации и готовит по нему заключение;
и) может готовить по поручению Председателя Совета Федерации в соответствии с вопросами своего ведения предложения по законодательным актам, принятым Парламентом Союзного государства, Межпарламентской Ассамблеей Евразийского экономического сообщества, модельным законодательным актам, принятым Межпарламентской Ассамблеей государств – участников Содружества Независимых Государств;
к) организует проведение парламентских слушаний, «круглых столов» и иных мероприятий по вопросам своего ведения;
л) участвует в подготовке и проведении «правительственного часа» на заседании Совета Федерации; м) решает вопросы организации своей деятельности;
Отличительной особенностью Регламента Совета Федерации является то, что в нем дается развернутая характеристика компетенции каждого из перечисленных комитетов Совета Федерации.
Персональный состав комитета, комиссии Совета Федерации утверждается палатой большинством голосов от общего числа членов Совета Федерации. При этом в состав комитета палаты должны входить не менее семи членов Совета Федерации, в состав комиссии палаты – не менее 15 членов Совета Федерации.
Вопрос о характере и оптимальности внутренней организации каждой из палат Федерального Собрания во многом обусловливает эффективность их деятельности по реализации, предоставленной палатам компетенции.
Что касается непосредственной внутренней организации палат Федерального Собрания, то Конституция Российской Федерации содержит следующие важнейшие положения и нормы:
1. Совет Федерации и Государственная Дума заседает раздельно, что обеспечивает самостоятельность, автономию в обсуждении и решении подведомственных каждой палате вопросов и в то же время не означает какой-либо изолированности палат друг от друга. В особенности это касается законодательной деятельности Федерального Собрания.
2. Государственная Дума собирается на первое заседание на тридцатый день после избрания. Президент Российской Федерации может созвать заседание Государственной Думы ранее этого срока.
3. С момента начала работы Государственной Думы нового созыва прекращаются полномочия Государственной Думы предыдущего созыва.
4. Заседания Совета Федерации и Государственной Думы являются открывши. В случаях, предусмотренных регламентом палаты, она вправе проводить закрытые заседания.
5. Совет Федерации избирает из своего состава Председателя Совета Федерации и его заместителей. Государственная Дума избирает из своего состава Председателя Государственной Думы и его заместителей. Председатель Совета Федерации и его заместители, Председатель Государственной Думы и его заместители ведут заседания и ведают внутренним распорядком палаты.
6. Совет Федерации и Государственная Дума образуют комитеты и комиссии, проводят по вопросам своего ведения парламентские слушания.
7. Каждая из палат принимает свой Регламент и решает вопросы внутреннего распорядка своей деятельности. В регламентах, которые являются развернутыми сводами правил, норм организации деятельности палат, подробно и всесторонне регулируются порядок организации палат, статус их руководителей, процедура организации работы заседаний палаты и многие другие внутриорганизационные вопросы.
    продолжение
–PAGE_BREAK–Совет Федерации. Организация деятельности этой палаты строится на основе Конституции РФ и Регламента Совета Федерации и основывается на принципах коллективного и свободного обсуждения и решения вопросов.
Большую роль в организации деятельности Совета Федерации играет его руководство, а именно Председатель Совета Федерации и его заместители.
Следует отметить, что Председатель Совета Федерации и его заместители не могут быть представителями от одного субъекта Российской Федерации.
Кандидатуры на должность Председателя Совета Федерации предлагаются членами Совета Федерации, при этом каждый парламентарий вправе предложить только одну кандидатуру.
Совет Федерации принимает решение о количестве заместителей Председателя совета Федерации. Кандидатуры на должность заместителя Председателя Совета Федерации предлагаются только Председателем Совета Федерации.
Председатель Совета Федерации издает распоряжения и дает поручения по вопросам, отнесенным к его компетенции. Совет Федерации вправе отменить любое распоряжение, поручение Председателя Совета Федерации, противоречащее законодательству Российской Федерации и Регламенту Совета Федерации.
Заместители Председателя Совета Федерации:
а) замещают Председателя Совета Федерации в его отсутствие;
б) по поручению Председателя Совета Федерации представляют Совету Федерации доклады о деятельности палаты и о проекте программы ее законопроектной работы;
в) по поручению Председателя Совета Федерации подписывают постановления палаты, издают распоряжения, вручают награжденным почетный знак Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации «За заслуги в развитии парламентаризма» и Почетную грамоту Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации;
Необходимость более четкого и оперативного решения текущих проблем в деятельности Совета Федерации привела к созданию Совета палаты. Совет палаты образуется для подготовки и рассмотрения вопросов деятельности Совета Федерации, является постоянно действующим органом Совета Федерации. В состав Совета палаты входят Председатель Совета Федерации, заместители Председателя Совета Федерации, председатели комитетов и постоянных комиссий Совета Федерации, которые обладают правом решающего голоса по всем вопросам, рассматриваемым Советом палаты.
Как уже отмечалось, заседания Совета Федерации проходят в открытом режиме, однако палата может принять решение о проведении закрытого заседания, если предложение об этом внесено Президентом РФ, Председателем Правительства РФ, председательствующим на заседании палаты, комитетом, комиссией Совета Федерации или группой членов Совета Федерации численностью не менее 25 человек.
Помимо этого, по предложению Президента РФ, Председателя Совета Федерации, Правительства РФ, субъекта Российской Федерации, комитета Совета Федерации по вопросам, отнесенным к его ведению, либо по предложению не менее одной трети от общего числа членов Совета Федерации могут созываться внеочередные заседания палаты. Предложение комитета Совета Федерации или субъектов Российской Федерации должно быть поддержано не менее чем одной пятой от общего числа членов Совета Федерации.
Первоочередному рассмотрению на заседании Совета Федерации подлежат:
а) послания и обращения Президента Российской Федерации;
б) проекты актов Совета Федерации по вопросам, относящимся к ведению Совета Федерации в соответствии с частью 1 статьи 102 Конституции Российской Федерации;
в) проекты законов Российской Федерации о поправках к Конституции Российской Федерации, одобренные Государственной Думой; федеральные конституционные законы, одобренные Государственной Думой; федеральные законы, принятые Государственной Думой и подлежащие обязательному рассмотрению в Совете;
г) предложения о пересмотре положений глав 1, 2 и 9 Конституции Российской Федерации;
д) предложения о направлении запросов Совета Федерации в Конституционный Суд Российской Федерации.
На заседаниях Совета Федерации предусматриваются следующие основные виды выступлений: доклад; содоклад; заключительное слово по обсуждаемому вопросу; выступление кандидата на выборную (назначаемую) должность; выступление в прениях; выступление по обсуждаемой кандидатуре; выступление по мотивам голосования; выступление по порядку ведения заседания; предложение; справка; информация; заявление; обращение.
Правовые основы организации деятельности другой палаты Государственной Думы не менее развернуты и также достаточно конкретны. В первую очередь выделим основополагающие моменты и правовые нормы.
Деятельность Государственной Думы основывается на принципах политического многообразия и многопартийности, свободного обсуждения и коллективного решения вопросов.
Для совместной деятельности и выражения единой позиции по вопросам, рассматриваемым Государственной Думой, депутаты Государственной Думы образуют фракции и депутатские группы в Государственной Думе (депутатские объединения). Депутатские объединения проводят заседания, на которых принимаются решения по стратегическим и тактическим вопросам, о том, как, в частности, голосовать по тому, или иному законопроекту.
Под фракцией понимается депутатское объединение, сформированное на основе избирательного объединения, прошедшего в Государственную Думу по федеральному избирательному округу, а также из депутатов Государственной Думы, избранных по одномандатным избирательным округам и пожелавшим оставаться в работе данного депутатского объединения. Фракции подлежат регистрации независимо от числа ее членов. Депутаты, не вошедшие во фракции, могут образовывать депутатские группы. Регистрации подлежат депутатские группы численностью не менее 55 депутатов.
Внутренняя деятельность депутатских объединений организуется ими самостоятельно. Вместе с тем, предусматривается, что депутатские объединения должны информировать Председателя Государственной Думы, Совет Государственной Думы о своих решениях.
Председатель Государственной Думы, его заместители избираются из числа депутатов Государственной Думы тайным голосованием с использованием бюллетеней. Государственная Дума может принять решение о проведении открытого голосования.
Кандидатов на должность Председателя Государственной Думы вправе выдвигать как депутатские объединения, так и депутаты Государственной Думы.
В случае если на должность Председателя Государственной Думы было выдвинуто более двух кандидатов, и ни один из них не набрал требуемого для избрания числа голосов, проводится второй тур голосования по двум кандидатам, получившим наибольшее число голосов. При этом каждый депутат Государственной Думы может голосовать только за одного кандидата.
Государственная Дума принимает решение о числе заместителей Председателя Государственной Думы, при этом кандидатов на должности заместителей Председателя Государственной Думы могут выдвигать депутатские объединения, депутаты Государственной Думы.
Председатель Государственной Думы в соответствии со своими полномочиями:
а) ведет заседания палаты;
б) ведает вопросами внутреннего распорядка палаты в соответствии с Конституцией Российской Федерации и полномочиями, предоставленными ему настоящим Регламентом;
в) организует работу Совета Государственной Думы;
г) осуществляет общее руководство деятельностью Аппарата Государственной Думы;
д) назначает на должность и освобождает от должности Руководителя Аппарата Государственной Думы с согласия Совета Государственной Думы и по представлению Комитета Государственной Думы по Регламенту и организации работы Государственной Думы, назначает на должность и освобождает от должности первого заместителя Руководителя Аппарата – управляющего делами Государственной Думы и заместителей Руководителя Аппарата Государственной Думы по представлению Руководителя Аппарата Государственной Думы;
е) представляет палату во взаимоотношениях с Президентом РФ, Советом Федерации, Правительством РФ, субъектами Российской Федерации, Конституционным Судом, Верховным Судом, Высшим Арбитражным Судом, Генеральным прокурором, Центральной избирательной комиссией, Центральным банком, Уполномоченным по правам человека в Российской Федерации, со Счетной палатой, с общественными объединениями, другими организациями и должностными лицами, а также с парламентами иностранных государств, высшими должностными лицами иностранных государств и международными организациями;
ж) участвует в согласительных процедурах, используемых Президентом Российской Федерации в соответствии со статьей 85 (часть 1) Конституции Российской Федерации для разрешения разногласий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации, а также между органами государственной власти субъектов Российской Федерации;
з) направляет поступивший в Государственную Думу законопроект и материалы к нему в депутатские объединения для сведения и в комитет Государственной Думы в соответствии с вопросами его ведения;
и) подписывает постановления Государственной Думы;
к) направляет в Совет Федерации для рассмотрения одобренные Государственной Думой проекты законов Российской Федерации о поправках к Конституции Российской Федерации, федеральные конституционные законы и принятые федеральные законы;
л) направляет Президенту Российской Федерации федеральные законы, принятые Государственной Думой в соответствии со статьей 105 (часть 5) Конституции Российской Федерации;
м) издает распоряжения и дает поручения по вопросам, отнесенным к его компетенции;
н) направляет внесенный в Государственную Думу проект постановления Государственной Думы и материалы к нему в профильный комитет для рассмотрения и устанавливает срок подготовки проекта постановления Государственной Думы к рассмотрению палатой.
Государственная Дума вправе отменить любое распоряжение, поручение Председателя Государственной Думы.
Заместители Председателя Государственной Думы замещают Председателя Государственной Думы в его отсутствие, по поручению Председателя Государственной Думы ведут заседания палаты, координируют деятельность комитетов и комиссий Государственной Думы, решают другие вопросы внутреннего распорядка деятельности палаты.
Совет Государственной Думы создается для предварительной подготовки и рассмотрения организационных вопросов деятельности палаты. Членами Совета Государственной Думы с правом решающего голоса являются Председатель Государственной Думы, первые заместители Председателя Государственной Думы и заместители Председателя Государственной Думы.
В заседаниях Совета Государственной Думы вправе участвовать:
а) полномочный представитель Президента Российской Федерации в Государственной Думе;
б) полномочный представитель Правительства Российской Федерации в Государственной Думе;
в) представители субъектов права законодательной инициативы, если на заседании Совета Государственной Думы рассматривается вопрос о законопроектах, внесенных данными субъектами права законодательной инициативы.
Совет Государственной Думы:
а) формирует проект примерной программы законопроектной работы Государственной Думы на очередную сессию;
б) принимает решение о включении законопроекта в примерную программу законопроектной работы Государственной Думы ни текущую сессию;
в) формирует проект календаря рассмотрения вопросов Государственной Думой на очередной месяц с указанием тематических блоков;
г) формирует проект порядка работы очередного заседания Государственной Думы;
д) созывает по предложению Президента Российской Федерации, по требованию депутатского объединения, поддержанному не менее чем одной пятой голосов от общего числа депутатов Государственной Думы, или по предложению Председателя Государственной Думы внеочередные заседания палаты и определяет даты их проведения;
е) назначает соответствующий комитет Государственной Думы ответственным за подготовку законопроекта, внесенного в Государственную Думу субъектом права законодательной инициативы, к рассмотрению Государственной Думой, направляет законопроект для рассмотрения в комитеты палаты, депутатские объединения, при необходимости другим субъектам права законодательной инициативы и устанавливает срок подготовки отзывов, предложений и замечаний (поправок) к законопроекту;
ж) направляет законопроект, подготовленный ответственным комитетом палаты к рассмотрению Государственной Думой, и материалы к нему Президенту Российской Федерации, субъекту права законодательной инициативы, внесшему в Государственную Думу данный законопроект, в Правительство Российской Федерации, депутатам Государственной Думы в сроки, установленные настоящим Регламентом;
з) по предложению комитетов Государственной Думы принимает решение о возвращении законопроекта субъекту права законодательной инициативы, если им не выполнены требования статьи 104 (части 1 и 3) Конституции Российской Федерации или статьи 105 Регламента, а также в случае, установленном частью пятой статьи 108 Регламента;
и) принимает решение о проведении парламентских слушаний;
к) принимает решение о награждении Почетной грамотой Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации;
и) решает иные вопросы организации работы Государственной Думы в соответствии с настоящим Регламентом.
Каждая из палат имеет свой Аппарат, основными задачами которого являются правовое, информационно-аналитическое, организационное, документационное и финансово-хозяйственное и иное обеспечение их деятельности.

Вопрос 3. Конституционно-правовой статус депутата Государственной Думы и члена Совета Федерации.
Главным действующим лицом каждого парламента является парламентарий. Деятельность парламента во многом зависит от места, положения его членов, объема их полномочий и гарантий деятельности, а также ответственности перед избирателями, т. е. от его статуса.
Под статусом парламентария понимаются закрепленные законодательством их права и обязанности, а также основные правовые и социальные гарантии осуществления ими профессиональной деятельности.
Основные положения статуса депутата Государственной Думы и члена Совета Федерации закреплены в Конституции РФ, а также в Федеральном законе от 8.04.1994 № 3-ФЗ (ред. от 9.05.2005, с изм. от 21.07.2005) «О статусе члена Совета Федерации и депутата Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации»[5].
В соответствии с данным законом членом Совета Федерации является представитель от субъекта Российской Федерации, уполномоченный в соответствии с федеральным законом осуществлять в Совете Федерации законодательные и иные полномочия, предусмотренные Конституцией Российской Федерации и другими федеральными законами.
Депутатом Государственной Думы является избранный в соответствии с федеральным законом представитель народа, уполномоченный осуществлять в Государственной Думе законодательные и иные полномочия, предусмотренные Конституцией Российской Федерации и другими федеральными законами.
По объему социальных гарантий члены Совета Федерации, депутаты Государственной Думы приравниваются к федеральному министру; Председатель палаты, заместители Председателя палаты – к Председателю Правительства Российской Федерации, Заместителю Председателя Правительства Российской Федерации соответственно.
Полномочия члена Совета Федерации, депутата Государственной Думы прекращаются досрочно в случаях:
а) письменного заявления члена Совета Федерации, депутата Государственной Думы о сложении своих полномочий;
б) избрания члена Совета Федерации, депутата Государственной Думы депутатом законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта Российской Федерации или органа местного самоуправления, выборным должностным лицом иного органа государственной власти или органа местного самоуправления, а равно назначения члена Совета Федерации, депутата Государственной Думы на иную государственную должность Российской Федерации, государственную должность субъекта Российской Федерации, государственную должность государственной службы или муниципальную должность муниципальной службы;
в) поступления члена Совета Федерации, депутата Государственной Думы на государственную или муниципальную службу, вхождения их в состав органа управления хозяйственного общества или иной коммерческой организации, осуществления ими предпринимательской или другой оплачиваемой деятельности, кроме преподавательской, научной и иной творческой деятельности;
г) утраты членом Совета Федерации, депутатом Государственной Думы гражданства Российской Федерации либо приобретения гражданства иностранного государства;
д) вступления в законную силу обвинительного приговора суда в отношении лица, являющегося членом Совета Федерации, депутатом Государственной Думы;
    продолжение
–PAGE_BREAK–