Министерство образования и науки Украины
Харьковский национальный университет им. В.Н. Каразина
КУРСОВАЯРАБОТА
помикроэкономике
натему: «Монополии и их место в структуре экономики»
Харьков2007г.
ПЛАН
Введение
1. Понятие монополии
1.1 Монополии, виды и формы
1.2 Монопольная цена
1.3 Монополия и конкуренция
2. Причины, обуславливающие поведениемонополий в экономике.
2.1 Особенности современноймонополизации народного хозяйства, ее позитивные и негативные факторы
2.2 Регулирование деятельностимонополий
Заключение
Список литературы
Введение
На совершенномконкурентном рынке действует достаточно продавцов и покупателей товара, ипоэтому ни один продавец или покупатель в отдельности не может повлиять на ценутовара. Цена определяется рыночными правилами предложения и спроса. Фирмыпринимают рыночную цену как заданную, решая, сколько производить, продавать, апотребители принимают её как заданную, решая, сколько купить.
Предмет данной работы –монополия. Монополии – крупные хозяйственные объединения (картели, синдикаты,тресты, концерны и так далее), находящиеся в частной собственности (индивидуальной,групповой или акционерной) и осуществляющие контроль над отраслями, рынками иэкономикой на основе высокой степени концентрации производства и капитала сцелью установления монопольных цен и извлечения монопольных прибылей. Другимспособом можно представить монополию, как ситуацию на рынке, котораяхарактеризуется множеством покупателей и лишь одним продавцом. Однако, прианализе монополии важно учитывать, что в реальной действительности практическиневозможно найти ситуацию, когда на рынке действовала одна единственная фирма –производитель товаров не имеющих субститутов. Обычно речь идет о фирмах,которые имеют монопольную власть — степень рыночной власти.
В данной курсовой работея постараюсь рассмотреть: экономические основы монополий, их виды и формы;монополистическую цену; соотношение монополии и конкуренции; влияние монополий нанародное хозяйство и как государство может регулировать монополизм.
1. Понятие монополии
1.1 Монополии, видыи формы
Монополия– (от моно… и греч. Poleo – продаю), исключительное право в определенной областигосударства, организации, фирмы.
Монополия – это рыночнаяструктура, которая предполагает, что одна фирма является единым производителемпродукта, не имеющего аналогов[1, 191]. При этом покупатель не имеетвозможности выбора, так как отсутствует дифференциация продукции, и вынужденыприобретать товары у монополиста. В связи с тем, что проникновение в отрасльдругих фирм затруднено, фирма представляет собой целую отрасль. Существует двепротивоположные мысли экономистов относительно закономерности возникновениямонополий: одни считают, что монополии возникают случайно, а другие, средикоторых А. Пигу, настаивают, что монопольная власть является логическимзавершением стратегии фирмы [8, 140]. Данные взгляды базируются на выводах А.Смита про то, что экономическая выгода принуждает фирмы постоянно искать возможностиповышения прибыли. А монопольная власть не только дает возможности иметьбольшую прибыль, но и выступает самозащитой.
Еслиобратить внимание на монополистические образования в промышленном производстве,то это отдельные крупные предприятия, объединения предприятий, хозяйственныетоварищества, которые производят значительное количество продукцииопределенного вида благодаря чему занимают доминирующее положение на рынке;получают возможность влиять на процесс ценообразования, добиваясь наиболеевыгодных для себя цен; получают более высокие (монопольные) прибыли.
Следовательно, главнымпризнаком монопольного образования (монополии) является занятие монопольногоположения. Монопольного положения фирма может достичь тремя путями: монополияотдельной фирмы на основе постоянного повышения эффективности деятельностидля получения конкурентного преимущества над другими фирмами, монополия наоснове слияния фирм и монополия на основе дифференциации продукта.Такое положение является желанным для каждого предпринимателя или предприятия,т.к. оно позволяет избежать целый ряд проблем и рисков, связанных сконкуренцией: занять привилегированную позицию на рынке, концентрируя в своихруках определенную хозяйственную власть; влиять на других участников рынка,навязывать им свои условия. Можно считать, что монополисты навязывают обществусвои личные интересы. Еще одним условием, для того чтобы фирма занималамонопольное положение на рынке, продукт, который она выпускает, должен бытьуникальным, т.е. не иметь близких заменителей. Такая рыночная власть такжеможет быть установлена через исключительные права, предоставленные государствомфирме, в результате получения фирмой патентов или лицензии на все предложениересурса, через установление низких цен на продукт. Монополист создает условиядля поддержания такого своего положения с помощью применения неценовойконкуренции (реклама, связи с общественностью и т.п.). Все это создает барьерыдля вступления в область других фирм. К таким барьерам можно отнести:
1. Эффект масштаба.Высокоэффективное производство с низкими издержками достигается в условияхкрупного производства, обусловленного монополизацией рынка. Новым конкурентамтрудно войти в такую отрасль, т.к. это требует крупных капиталовложений.Доминирующая фирма, имея более низкие издержки производства, в состоянии навремя снизить цену продукции, чтобы уничтожить конкурента.
2. Исключительные права.В ряде стран Европы и Америки правительство предоставляет фирмам статусединственного продавца (транспортные услуги, связь, газоснабжение). Но взаменна эти привилегии правительство сохраняет за собой право регулировать действиетаких монополий, чтобы исключить злоупотребление властью, защитить интересынемонополизированных отраслей и население.
3. Патенты и лицензии.Правительство гарантирует патентную защиту новым продуктам и производственнымтехнологиям, что обеспечивает производителям монопольные позиции на рынке и наопределенный промежуток времени гарантирует их исключительные права.
4.Собственность на важнейшие виды сырья. Некоторые компании являютсямонополистами благодаря безраздельному владению источниками производственногоресурса, необходимого для производства монополизированного продукта.
Итак, по выше сказанномуможно подвести итог, что основными характеристики монополии являются: наличиеодного производителя, отсутствие близких заменителей продукта, значительныйконтроль над ценой, барьеры для вступления в область, неценовая конкуренция.
Вид монополий зависит отрыночной структуры и формы конкуренции./>Существуют разные виды монополий, которые можно классифицировать на триосновных: естественная,административная и экономическая.
Естественная монополия возникает вследствие объективныхпричин. Она отражает ситуацию, когда спрос на данный товар в лучшей степениудовлетворяется одной или несколькими фирмами. В ее основе — особенноститехнологий производства и обслуживания потребителей. Здесь конкуренцияневозможна или нежелательна. Примером могут служить энергообеспечение,телефонные услуги, связь и т.д. В этих отраслях существует ограниченноеколичество, если не единственное национальное предприятие, и поэтому,естественно, они занимают монопольное положение на рынке.
Административная монополия возникаетвследствие действий государственных органов. С одной стороны, этопредоставление отдельным фирмам исключительного права на выполнениеопределенного рода деятельности. С другой стороны, это организационныеструктуры для государственных предприятий, когда они объединяются и подчиняютсяразным главкам, министерствам, ассоциациям. Здесь, как правило, группируютсяпредприятия одной отрасли. Они выступают на рынке как один хозяйственныйсубъект и между ними не существует конкуренции. Экономика бывшего СоветскогоСоюза принадлежала к наиболее монополизированным в мире. Доминирующей там былаименно административная монополия, прежде всего монополия всесильныхминистерств и ведомств. Более того, существовала абсолютная монополиягосударства на организацию и управление экономикой, которая основывалась нагосподствующей государственной собственности на средства производства.
Экономическаямонополия являетсянаиболее распространенной. Ее появление обусловлено экономическими причинами,она развивается на основе закономерностей хозяйственного развития. Речь идет опредпринимателях, которые сумели завоевать монопольное положение на рынке. Кнему ведут два пути. Первый заключается в успешном развитии предприятия,постоянном увеличении его масштабов путем концентрации капитала. Второй (болеебыстрый) основывается на процессах централизации капиталов, то есть надобровольном объединении или поглощении победителями банкротов. Тем или инымпутем или при помощи обеих, предприятие достигает таких масштабов, когданачинает доминировать на рынке.
Различаютпять основных форм монополистических объединений. Монополии монополизируют все сферыобщественного воспроизводства: непосредственно производство, обмен,распределение и потребление. На основе монополизации сферы обращения возниклипростейшие формы монополистических объединений — картели и синдикаты.
Картель— это объединение нескольких предприятий одной сферы производства, участникикоторого сохраняют собственность на средства производства и произведенныйпродукт, производственную и коммерческую самостоятельность, и договариваются одоле каждого в общем объеме производства, ценах, рынках сбыта.
Синдикат—это объединение ряда предприятий одной отрасли промышленности, участникикоторого сохраняют средства на средства производства, но теряют собственностьна произведенный продукт, а значит, сохраняют производственную, но теряюткоммерческую самостоятельность. У синдикатов сбыт товара осуществляется общейсбытовой конторой.
Болеесложные формы монополистических объединений возникают тогда, когда процессмонополизации распространяется и на сферу непосредственного производства. Наэтой основе появляется такая более высокая форма монополистических объединенийкак трест.
Трест—это объединение ряда предприятий одной или нескольких отраслей промышленности,участники которого теряют собственность на средства производства ипроизведенный продукт (производственную и коммерческую самостоятельность). Тоесть объединяются производство, сбыт, финансы, управление, а на суммувложенного капитала собственники отдельных предприятий получают акции треста,которые дают им право принимать участие в управлении и присваиватьсоответствующую часть прибыли треста.
Многоотраслевойконцерн — это объединение десятков и даже сотенпредприятий различных отраслей промышленности, транспорта, торговли, участникикоторого теряют собственность на средства производства и произведенный продукт,а главная фирма осуществляет над другими участниками объединения финансовыйконтроль.
В60-х годах в США и некоторых странах капитала появились и начали развиваться конгломераты,то есть монополистические объединения, образованные путем поглощения прибылейразноотраслевых предприятий, не имеющих технического и производственногоединства.
Необходимо еще отметить,что монополия на практике встречается очень редко. Обычно речь идет о фирмах,которые имеют монопольную власть — степень рыночной власти. Существуетнесколько основных индексов, с помощью которых определяется степень монопольнойвласти. Индекс Лернера, которыйопределяется как(1/Edp) или ((P-AC)/P=TP/TR), чем больше будет значение индекса, тем более будетмонопольная власть фирмы (при чистой конкуренции значения индекса равняетсянулю, а при монополии с нулевыми предельными затратами — единицы). КоэффициентБейна отображает величину экономической прибыли, которая приходится наодну денежную единицу инвестированного собственного капитала. Для акционерныхобществ собственным ресурсом является акционерный капитал. Нормальная прибыльопределяется как максимальный результат альтернативного варианта инвестированияакционерного капитала в проекты с подобным уровнем риска. Т.е., определяется,насколько полученная доходность от собственной деятельности превышаетдоходность, которая была бы полученная от инвестирования в государственныеценные бумаги.
Следует учесть, чтомонопольная власть фирмы изменяется со временем, так же как изменяются рыночныеусловия: спрос, затраты фирмы, поведение конкурентов. Кроме того, сильнаямонопольная власть в краткосрочном периоде усиливает конкуренцию в долгосрочномпериоде.
Наиболее яркимипредставителями монополизма в Украине на 2005 г. выступали такие компании, как: Укртелеком, Нафтогаз Украины, Енергоатом, Укрзализныця [5, 110].
1.2 Монопольнаяцена
Особого внимания требуетвопрос ценовой политики монополистических образований. Монополии, используясвое монополистические положение, имеют возможность влиять на цены, а иногда иустанавливать их. Вследствие этого появляется новая разновидность цены:Монопольная цена – особый вид рыночной цены, которая устанавливается науровне выше или ниже стоимости товара, в целях получения монопольного дохода(чаще всего в форме монопольной сверхприбыли). Именно в цене реализуется выгодамонопольного положения.
/>Между движением цен и изменением количествапродаваемой продукции существует прямая зависимость, а следовательно, криваяспроса на продукцию монопольной фирмы будет убывающей. Это, в свою очередь,означает, что предельный доход будет меньше цены, т.е. прирост общего дохода,полученный от продажи каждой дополнительной единицы продукции, будет меньше,чем цена, по которой продается эта единица.
/>
Рис.1
Кривая предельного дохода(MR) будет всегда расположена нижекривой спроса (D) (рис.1).Следовательно, монополист имеет возможность, снижая цены, увеличивать своидоходы за счет расширения объема продаж.
Стремясь максимизироватьприбыль, фирма-монополист может манипулировать и ценами, и объемами продаж,выбирая вариант, ведущий к получению прибыли, близкой к максимуму. Максимальнуюприбыль принесет цена, соответствующая такому объему выпуска, продажапоследующей единицы которого обеспечивает превышение предельного дохода надпредельными издержками.
Например, при цене 300грн. За единицу выпускается 4 единицы продукции. Продажа четвертой единицы ещесохраняет превышение MR надМС, но расширение выпуска до 5 единиц приводит уже к превышению издержек наддоходом. Максимальную прибыль, следовательно, принесут 4 единицы выпуска, послечего она начнет снежатся.
Возможен также вариант,когда при неблагоприятной рыночной ситуации монополист не может получатьприбыль в краткосрочном периоде. В этом случаи он попытается минимизироватьсвои потери.
Согласно правилу МС= MR выпуск установится на уровне, гдекривая придельных издержек (МС) пересекается с кривой предельного дохода (MR) – на графике это 10 единиц (рис.2).
/>
Рис.2
Накривой спроса (D) этот уровеньсоответствует цене 4 грн. за единицу. Но удельные общие затраты десяти единицпродукции равны 4,60 грн. Значит, при цене в 4 доллара монополист теряет 60коп. на каждой проданной единице. Общие потери показаны заштрихованнымпрямоугольником.
Хотямонополист и несет убытки, но любой другой уровень выпуска может их толькоувеличить. Данной же цены вполне достаточно, чтобы покрыть удельные переменныезатраты (АVС), и пока цена будет их превышать,имеет смысл продолжать бизнес. Но если кривая спроса сдвинется влево настолько,что окажется ниже кривой средних переменных затрат, монополист сможетминимизировать свои потери, только закрыв дело.
Вдолгосрочном плане, однако, поведение монополиста, в отличие от условийсовершенной конкуренции, будет определяться задачей не допустить в сферу своейдеятельности конкурентов. Поэтому, имея возможность манипулировать ценами, онбудет ориентироваться не только на цели максимизации прибыли или минимизацииубытков, но и стремиться создать барьеры для желающих проникнуть в отрасль.Для этого фирма-монополист может поддерживать цены более низкие, чем те,которые обеспечивают максимум прибыли. Поступая таким образом, фирма хотя иполучит прибыль, меньшую максимально возможной, но большую, чем нормальнаяприбыль, к уровню которой свелся бы ее доход в случае свободного проникновенияна ее рынок конкурирующих фирм.
Крометого, монополист может увеличивать свою прибыль, прибегая к методу ценовойдискриминации. Он может продавать свою продукцию различным покупателям поразным ценам, учитывая их покупательные возможности и эластичность спроса.Покупатели разделяются на группы, каждая из которых готова платить свою ценуза продукт. В группах с низкоэластичным спросом цена может быть выше, а свысокоэластичным — ниже. Посредством такого сегментирования устанавливаютсяцены, приносящие максимальную прибыль для каждой группы в отдельности, и темувеличивается общая прибыль.
Компания,продающая электроэнергию, может установить более высокую цену за киловатт,используемый для освещения, и более низкую — для приготовления пищи иотопления. Причина в том, что спрос на электроэнергию для освещениянизкоэластичен, ибо ей не существует разумной альтернативы, а спрос на энергиюдля кухни более эластичен, так как ее можно заменить газом. Похожая ситуация ис промышленными потребителями электроэнергии, которые платят меньшую цену, таккак в крайнем случае могут установить у себя автономные генераторы в отличиеот бытовых потребителей, которые лишены такой возможности и вынужденысоглашаться на более высокую цену.
1.3 Монополия иконкуренция
Особого рассмотрения требуетсоотношение конкуренции и монополии в современной экономике. Конкуренцияпринадлежит к основным понятиям рынка, то есть к таким, без которых он не можетфункционировать. Можно сказать, что развитие рынка было одновременно иразвитием конкурентных отношений.
Конкурентный рынокпредусматривает наличие неограниченного числа продавцов, а также ситуацию, вкоторой каждый из них не имеет возможности влиять на цену. Здесь такжесуществует свободный, беспрепятственный доступ хозяйственных объектов к любомувиду деятельности, наглядная и доступная каждому информация о состоянии рынка ивозможных альтернативах, здесь имеет место диктат потребителя надпроизводством. Все это свидетельствует о господстве свободной конкуренции.
Но небезопасностьконкуренции подталкивает предпринимателей к попыткам уклониться от нее, а этовозможно только при завоевании монопольного положения.
Монополия — это понятие,противоположное конкуренции. Это хорошо видно на примере абстрактной категории“чистая монополия”, которая характеризует ситуацию абсолютной монополизациирынка одной формой. Естественно, что это полярно противоположная ситуация, гдедля конкуренции совсем не остается места.
Конкуренции в концепрошлого столетия нанесен значительный удар со стороны монополий. Стремительнаямонополизация хозяйственной жизни спровоцировала сворачивание и модификациюконкурентных отношений, возникла угроза существования конкуренции как таковой.Однако общество быстро оценило пагубность такой ситуации и своими решительнымидействиями не допустило перехода ее состояния в критическое положение.
Современная рыночнаяэкономика характеризуется сосуществованием, переплетением конкуренции имонополии. Очень важной является проблема их соотношения. Можно вести речь одиалектическом единстве монополии и конкуренции. К. Маркс говорил: “Впрактической жизни мы находим не только конкуренцию, монополию и их антагонизм,но также и их синтез, который является не формулой, а движением. Монополиясоздает конкуренцию, конкуренция создает монополию. Синтез заключается в том,что монополия может удержаться благодаря тому, что она постоянно вступает вконкурентную борьбу”[4, 166]. В таких условиях конкуренция перестает бытьединым регулятором производства.
Современный хозяйственныймеханизм представляет собой объединение стихийного рыночного регулирования ссознательным управлением со стороны монополий и государства. Одну из его основсоставляет конкуренция, но в современных условиях это преимущественнонесовершенная конкуренция.
Можно выделить следующиеособенности несовершенной конкуренции:
1. Это конкуренция,которая возникает при условиях существования монополистических образований,соревнующихся как между собой, так и с предпринимателями среднего и малогобизнеса. В ней тон задают продавцы и покупатели, которые имеют определеннуюмонопольную власть над продуктом, имеют возможность манипулировать ценами.
2. Если совершеннаяконкуренция происходила прежде всего за обеспечение сбыта продукции, томонополистическая имеет значительно больший диапазон целей. Здесь конкурентнаяборьба ведется за монополизацию рынков сбыта, источников сырья, результатов научно-техническогопрогресса, кредитных ресурсов, квалифицированной рабочей силы и т.д.
3. Конкуренция все большеперемещается из сферы обращения, где происходит реализация товаров, в сферунепосредственного производства, с отраслевого на межотраслевой,общехозяйственный уровень. Несовершенная конкуренция основывается прежде всегона нововведениях в средства производства, технологию, которые снижают затратына единицу товара. Инновации в руках монополистов становятся методомконкурентной борьбы.
4. Значительно расширяетсяарсенал способов такой борьбы. Рядом с ценовой конкуренцией, использовавшейсяранее, применяются и другие способы. Отличают три основные формы конкурентнойборьбы: ценовая, неценовая и неэкономическая (нечестная). Ценовая конкуренция — это соревнование производителей путем уменьшения затрат производства, сниженияцен на товары и услуги без существенного изменения их ассортимента иликачества. Производители используют манипулирование ценами, теневые цены, тайныеуменьшения, маневрирование ценами на разных рынках. Неценовая конкуренция — этозавоевание конкурентного преимущества за счет лучшего использования достиженийнаучно-технического прогресса. Здесь применяется продажа товаров более высокогокачества, предложение новых товаров для удовлетворения тех же потребностей,оказание большего объема услуг, увеличение сроков гарантийного обслуживания,лучшие условия выделения потребительского кредита, проведение рекламныхкампаний и т.д. И, наконец, широко практикуются так называемые неэкономическиеметоды конкурентной борьбы. Это подкупы служебных лиц для улаживания дел,технический шпионаж, переманивание на свою сторону лучших специалистов и т.д.
Таким образом, можносделать вывод, что сегодня действует качественно новая конкуренция, котораяотражает новую структуру рынка, его монопольный характер.
2.Причины,обуславливающие поведение монополий в экономике
2.1. Особенностисовременной монополизации народного хозяйства, ее позитивные и негативныефакторы
Монополистические тенденциив народном хозяйстве на сегодняшний день выделяются рядом факторов. К нимотносится, прежде всего, научно-техническая революция (НТР), которая началаразворачиваться в странах с развитой промышленностью с середины 50-х годов. Совершенствуявсю систему производительных сил, НТР обусловила значительное сокращение материалоемкости,энергоемкости, капиталоемкости продукции, уменьшение масштабоввысокоэффективных предприятий в отдельных отраслях. Названные процессы привелик тому, что в разряд высокоэффективных рентабельных предприятий стали попадатьне только монополистические объединения, но и средние и часть малыхпредприятий. НТР также усиливает конкуренцию, поскольку создает условия дляухудшения положения той или другой монополии путем появления на рынке новогопродукта вместо традиционного. Поток научных открытий и нововведений подрываетстабильность позиций отдельных монополистических объединений.
Особенностью современноймонополизации народного хозяйства является ее межнациональный характер,усиление роли транснациональных корпораций, особенно межотраслевых. В рамкахмногоотраслевых транснациональных концернов создается своеобразный“управленческий холдинг”, который передает хозяйственное управлениепроизводством, реализацию продукции своим подразделениям, филиалам, то естьусиливает их самостоятельность.
Одной из особенностейсовременной монополизации является также ее скрытный характер, то есть введениев сферу зависимости от гигантских монополистических объединений формальносамостоятельных средних и малых предприятий через систему подконтрактов,подпоставщиков и т.п. В частности, в начале 80-х годов наблюдается постепенныйрост степени монополизации рискованного капитала. Процесс монополизации активнопроисходит не только в сфере промышленности, но и за ее пределами, в розничномтоварообращении, общественном питании, сфере услуг, в том числе социальных,сельском хозяйстве. Кроме того, в современных условиях усиливается роль такихформ сотрудничества между монополистами, как организация совместныхпредприятий, обмен патентами, научно-технической информацией и т.д.
Еще одна особенностьсовременной монополизации – это усиление централизации капитала,перераспределение собственности. Основной выигрыш при этом получаютсобственники монополии-интегратора. Это усиливает монополизацию собственности,содействует ее приобщению к развитию производительных сил, то есть кструктурным изменениям в экономике. Характерно, что такие процессы происходят,прежде всего, на межотраслевом уровне.
Процессы монополизациивнесли существенные изменения в социальную и хозяйственную жизнь общества. Ониобусловили изменение хозяйственного механизма, усилив в нем сознательныерегулирующие силы. Ускоренное возникновение крупных хозяйственных объектов,координация деятельности в масштабе отрасли и межотраслевом пространстверасширяют сферу планомерного развития экономики. Монополия, используя фактормассового производства, ведет к экономии затрат производства, обеспечиваетпотребителей дешевыми и качественными товарами.
Таким образом, монополиина современном этапе — это преимущественно крупные предприятия с максимальнойэффективностью и минимальными затратами. Монополии, реализуя преимуществакрупного производства, обеспечивают экономию общественных затрат производства иобращения.
С другой стороны,количество негативных факторов существования монополий значительно больше ипервый из них – это практика образования монопольных цен. Монопольные ценыотклоняются от рыночных, создают дополнительные прибыли монополистам иодновременно облагают потребителя своеобразной “данью” в свою пользу.Покупатели вынуждены покупать товары по ценам, которые выше, чем в условияхконкурентного рынка. При этом рост цен наблюдается в основном на внутреннемрынке, и создается такая ситуация, когда цены на внутреннем рынке выше, чем навнешнем. Для укрепления такого положения монополисты создают искусственныйдефицит на товары и услуги. Следовательно, наиболее явным внешним проявлениемсуществования монополии является рост цен и наличие дефицита, стимулированиеинфляционных процессов.
Еще одним негативнымфактором наличия монополий является торможение ими развития научно-техническогопрогресса. Ослабляя конкуренцию, монополия создает экономические предпосылкидля ограничения введения в производство новшеств. Монопольное положение ивытекающие из него выгоды сводят на нет стимулы постоянного усовершенствованияпроизводства, увеличения эффективности. Возможность обойти конкуренцию приводитк замедлению экономического развития.
Монополизация такжеприводит к деформации хозяйственных отношений и процессов. Создается структура,которая отвечает цели монополии — оптимизации монопольных прибылей. В этомслучае возникает также неправильное распределение доходов (в пользумонополиста), в результате чего осуществляется неправильное размещениересурсов. Кроме того, монопольные соглашения типа картельных могутсодействовать сохранению экономически “хилых” предприятий, выделяя имсоответствующие льготы и устанавливая цены на высоком уровне. Монополиифактически не дают исчезнуть нежизнеспособным предприятиям.
Таким образом, монополияобуславливает застой и загнивание хозяйственного механизма, тормозитконкуренцию, является угрозой для нормального рынка. Проанализировав позитивныеи негативные факторы и последствия монополий, можно прийти к выводу, чтомонополия наносит большой вред народному хозяйству.
2.2 Регулированиедеятельности монополий
История развитиямонополий существует вместе с историей борьбы с ними. Отрицательные результатымонополизации оказались сразу, и это в особенности ощутили широкие слои населения.Старание больших объединений целиком захватить рынки вызвало недовольствомелких и средних предпринимателей и широкой общественности. Вокруг монополий формируетсяотрицательная общественная мысль, которая требует государственной защиты потребителейот своеволия монополистов. Например, за подсчетами Хербергера (осуществленнымив 50-х годах), потери от монополий в США составляют 0,1 % от ВВП, что за 2004г.составляли $6 млрд. в Украине на конкурентных рынках пассажирских автоперевозокза 2000-2003 гг. темпы роста пассажирооборота оказались почти в шесть разбольшими, чем на монополизированной железной дороге.
Процессы монополизации проходилибыстро, а их отрицательные следствия были поразительные. Именно поэтому вомногих странах были приняты законодательные акты, которые поставили определенныепрепятствия монополистическому увлечению рынков.
В Соединенных Штатахпервым законодательным актом, направленным против монополизации экономики, был“Антитрестовский акт Шермана” (1890 г.). Именно он, считается, залогом основ мировойантимонопольной кампании. Главной особенностью этого законодательства являетсяформальный запрет монополий, что придает ему, в отличие от законодательствадругих стран, наиболее жесткий характер. Нарушения “Акта Шермана” наказывались,как криминальные преступления. Антимонопольная политика не имеет цельюликвидацию или запрет крупных монопольных образований, так как в обществе давносложилось понимание того, что монополия, как один из основных факторов роста прибылине может быть “упрощена”. Поэтому основной задачей является поставить ее под государственныйконтроль, устранить возможность злоупотреблений монопольным положением.
Можно назвать такие две основныхформы борьбы с монополиями:
1) предупреждение созданиямонополий;
2) препятствование использованиямонопольной власти.
Законодательство странЗапада действует в основном с помощью первой формы. Это происходит потому, что помнению ведущих специалистов в этой области значительно более легким есть не допуститьвозникновения монополии, чем потом бороться с уже существующей. Такими упреждающимимерами есть запрет объединений, а также сговори, которые ведут к ограничению производстваи торговли; то есть, речь идет о запрете создания монополий любого известного вида.Также существует запрет на приобретение акций и других активов конкурирующих предприятий,если это ведет к монополизации области и ослабляет конкурентную борьбу. Например,в Японии из таких соображений были запрещены холдинговые компании.
Наряду с мероприятиями, направленнымина недопущение образования монополий на рынках, существуют также такие, которыепризваны бороться с уже существующими фирмами, которые могут считаться монополистами.Против них применяется высокое налогообложение монопольной прибыли, контроль заценами на продукты производства монопольных образований, переведение монополийв государственную собственность, административное наказание за нарушениеантимонопольного законодательства.
А что же за ситуация сантимонопольной деятельностью в Украине? Государственный контроль засоблюдением антимонопольного законодательства, защита интересовпредпринимателей от злоупотреблений монопольным положением и недобросовестнойконкуренции в Украине осуществляется Антимонопольным комитетом.
Согласно методике,разработанной Антимонопольным комитетом Украины, монополистом считается фирма,доля рынка которой на определенном рынке превышает 35% (объем рынкаопределяется как сумма выпуска определенного продукта от отечественныхпроизводителей (за минусом экспорта) и суммарного импорта продукта;соответственно доля рынка — отношение выпуска продукта фирмой без учетаэкспорта к объему рынка).
Антимонопольноерегулирование может касаться:
Во-первых, регулированияслияния фирм. В Украине запрещается слияние фирм, если оно приводит кпревышению их совокупной доли рынка 35%. Для регулирования слияния фирм чащевсего применяется индекс Герфиндаля-Гиршмана, который рассчитывается каксумма квадратов долей рынка фирм, которые функционируют в области. Для каждой областиустанавливается максимальное значение индекса, и в случае превышения его дляопределенной области могут быть запрещены слияние фирм; если на рынке остаетсяодна фирма, то значение индекса составляет 10000. В первой половине 80-х гг.американское правительство приняло инструкции, которые установили нормативыотраслевой концентрации из использования индекса Герфиндаля-Гиршмана. Если этотиндекс не превышал 1000, тогда рынок признавался слабоконцентрированным, еслипревышал 1800 — высококонцентрированным.
Во-вторых,антимонопольное регулирование может осуществляться относительно злоупотреблениямонополистом своей власти через введение комитетом штрафных санкций или даже, принудительноеразъединение фирмы-монополиста. В законодательстве каждой страны определяютсявиды злоупотреблений. В Законе Украины «Об ограничении монополий и недопущениенедобросовестной конкуренции в предпринимательскую деятельность» указанно, чтозлоупотреблениями считаются: навязывание контрагенту неравноправных условий вдоговорах, ограничение производства и т.п., что приводит к дефициту продукта нарынке и установление монопольных цен, создание барьеров к вступлению (выходу)из рынка, установление дискриминационных цен.
Итак, как видим, монопольныепроцессы заставили государство усилить регулирующие основы в экономике. Специальнаяантимонопольная политика и антимонопольное законодательство дали возможность поставитьпод контроль процессы монополизации, сохранить и усилить конкуренцию.
Заключение
Итак, после всеговышесказанного можно сделать вывод, что в экономической теории монополияявляется одной из наиболее противоречивых, но в то же время одной из наиболееинтересных тем. Разные ведущие экономисты постоянно старались высказать своимысли по поводу этой темы.
Среди причин появлениямонополий указываются разные предпосылки. Некоторые считают, что это былобъективный процесс, другие твердят, что они были созданы искусственно.
Формы монополийсуществуют разнообразные, в данной работе я старалась их описать, и общейтенденцией развития разных монополистических форм является их путь отпростейших образований (таких как картели) к сверхбольшим и над могущественным,примерами которых могут служить современные многоотраслевые концерны иконгломераты.
Монополия, какэкономический процесс, имеет определенные последствия от результатов своейдеятельности. Основная часть из них была перечислена в работе, и следуетотметить, что среди этих последствий, как и везде, есть положительные, а есть иотрицательные стороны. И реальность на сегодня такая, что отрицательные, ксожалению, намного преобладают.
Чтобы предотвратитьнекоторые из этих отрицательных последствий, государство было вынужденопроводить регулирующую антимонопольную политику, в состав которой входитиздание разных актов, которые имеют силу законов, ограничение сферы влияниямонополистических объединений и, конечно, применение разных санкций кнарушителям. Поэтому чрезвычайно необходимо, чтобы население Украины осозналовсю пагубность и все отрицательные последствия монополии как таковой.Бесспорно, в некоторых случаях существование монополии является оправданным инеобходимым, но за этими процессами должен осуществляться жесткий контроль состороны государства по недопущению злоупотребления своим монопольнымположением.
В заключении также можносказать, что влияние монополий на развитие мирового хозяйства былоразнообразным, вредным и полезным, и соответствующим может быть отношения к нимразных людей, тем не менее их существование — это часть истории развитиямирового общественного производства, и сущность этого противоречивого явлениянекогда не оставит равнодушным ведущих специалистов экономики.
Список литературы
1. ВоробьевЕ.М., Гриценко А.А., Ким М.Н., Лисовицкий В.Н. «Экономическая теория» – Х.,2006г.
2. Закон Украины “Обограничении монополизма и недопущении недобросовестной конкуренции впредпринимательской деятельности”. “Правда Украины”, 1992 г., 7 мая
3. Лисовицкий В.Н.«микроэкономика» — Х., 1993г., с. 132.
4. Маркс К., ЭнгельсФ. Сочинения, Т.4, с. 166.
5. Павленко И.Н.«Микроэкономика», — К., 2006г., с. 288.
6. Пигу А.“Экономическая теория благосостояния”, Т.1, М., 1985 г., с.326
7. Самуэльсон П.“Экономикс”, с. 531