Организация и планирование воспроизводства кадров высшей квалификации в Восточном Оренбуржье

Содержание
 TOC o «1-3» … PAGEREF _Toc454567167 h
Глава 1. Проблемы воспроизводства кадров высшей квалификации… PAGEREF _Toc454567168 h
1.1. Проблемы процесса подготовки высококвалифицированных специалистов.… PAGEREF _Toc454567169 h 6
1.2. Маркетинг образовательных услуг.… PAGEREF _Toc454567170 h 7
1.3. Проблема профессиональной структуры воспроизводства кадров.… PAGEREF _Toc454567171 h 13
1.4. Проблема качества подготовкиспециалистов.… PAGEREF _Toc454567172 h 16
1.5. Проблема недостаточной активностистудентов в профессиональном самоопределении.   PAGEREF _Toc454567173 h 24
1.6. Проблема занятости.… PAGEREF _Toc454567174 h 26
Глава 2. Анализ потребности в кадрах высшей квалификации напримере Восточного Оренбуржья… PAGEREF _Toc454567175 h
2.1. Направления, методы исследования регионального рынка труда иформирование профессиональных планов и намерений молодежи.… PAGEREF _Toc454567176 h 31
2.3. Результаты мониторинга, проведенного в школах Восточного Оренбуржьясреди выпускников девятых и одиннадцатых классов… PAGEREF _Toc454567177 h 39
2.4. Развитие ситуации на региональном рынке труда, проблемы формированияспроса-предложения рабочих мест и рабочей силы.… PAGEREF _Toc454567178 h 50
Глава 3.Совершенствование подготовки  квалифицированных кадров                                PAGEREF _Toc454567179 h
3.1. Управление воспроизводством квалифицированных трудовых ресурсов.… PAGEREF _Toc454567180 h 59
3.2. Практические предложения по организации воспроизводствакадров высшей квалификации в Восточном Оренбуржье… PAGEREF _Toc454567181 h 65
3.3. Выявление отраслевых и региональных приоритетов в развитии исохранении перспективных рабочих мест… PAGEREF _Toc454567182 h 69
Заключение… PAGEREF _Toc454567183 h
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ… PAGEREF _Toc454567184 h
Введение
Российское образование вступает в очередной этапглубоких и сложных качественных изменений во всех своих  институциональных проявлениях — отсоциокультурных  целей до механизмоворганизации и управления. Этот этап определен периодом начала реализацииконцепции очередного этапа реформирования системы образования РоссийскойФедерации.
В настоящеевремя можно констатировать, что осуществлен переход от унитарного,единообразного образования к образованию по выбору. Существенно расширилосьприменение технологий развивающего обучения; в работе педагогов перестают доминироватьрепродуктивные методы обучения.
Переход кмногообразию образовательных учреждений, усиление дифференциации и индивидуализацииобразования позволяют действительно реализовать специфические запросыобучающихся разнообразных социальных групп и объединений. Обучающиеся и ихродители становятся полноправными субъектами образовательного процесса.
Существенныепреобразования произошли в области управления образованием. Еще недавноуправление образованием строилось по вертикально-иерархической схеме. Децентрализация,распределение компетенций, регионализация управления, широкое привлечениеобщественных структур и развитие программно-целевого метода ознаменовалипереход к гибкой функциональной модели управления образованием в России.
Профессиональное образование России переживаетособенно трудный период. Отказ предприятий от подготовленных специалистов, отпомощи учебным заведениям в укреплении и расширении материальной базы, отпредоставления рабочих мест учащимся для производственной практики напрямую сказываютсяна стабильности работы образовательных учреждений и качестве подготовкиквалифицированных кадров и специалистов.
Сегодняучебные заведения стремятся удовлетворить потребности личности в образованиипри том условии, что человек не обязательно будет работать по данной профессии,но с полученным образованием сам сможет найти себе применение.
Федеральнаяполитика в области образования во все большей мере осуществляется с учетомзапросов регионов. Одновременно усиливается и координирующая функция федеральныхорганов.
Активноразрабатывается проблема массовой профессионализации молодежи, чтоподразумевает профориентацию, профдиагностику, гибкую начальную подготовку.
Необходимозаметить также, что переход России к рыночной экономике сопровождается кризисомв области занятости. В связи с этим актуальным является создание нового типаучебных  планов и программ для обучениябезработных граждан и незанятого населения, гибко реагирующих на потребностирынка труда и предусматривающих возможные виды трансформации квалификацииобучаемых.
Тенденцияповышения значимости специальной подготовки выпускников колледжа и вуза,необходимость качественного роста педагогических кадров ведет к развитию болееширокого взгляда на преемственность подготовки студентов колледжа и вуза, что всвою очередь вызывает потребность в теоретическом обосновании этого процесса:необходимо разработать концепцию и стратегию преемственности обучения вколледже и вузе.
Отсюда можносделать вывод о том, что проблема разработки теоретических основпреемственности подготовки специалистов колледжа и вуза, равно как и проблема создания системы непрерывногопрофессионального образования, существует, но ни в литературе, ни впрактической деятельности она не решена.
Актуальность  исследования проблем управлениявоспроизводством  трудовых ресурсов  в системе высшего образования определяетсяследующими причинами:
—  необходимостью определения методологии иметодики эффективного управления процессом воспроизводства трудовых ресурсов всистеме высшего образования;
—  социальным заказом общества на созданиесистемы высшего образования в свете требований к качеству трудовых ресурсов,предъявляемых к ним современной экономикой;
—  необходимостью преодоления недостатков ипротиворечий существующей системы высшего образования;
—  признанием важности создания целостнойсистемы высшего образования, отвечающей потребностям экономики и гарантирующейсоциальную защищенность личности, как средства эффективного управленияпроцессом воспроизводства трудовых ресурсов;
Тем не менеенесмотря на очевидность и конкретность задачи, стоящей перед высшимобразованием, решение ее не представляется простым в виду наличия ряда противоречийвнутри самой системы образования. Усугубляется положение тем, что сегодня существуютпротиворечия,  обусловленные корпоративной,ведомственной разобщенностью образовательных структур, их замкнутостью вомногих направлениях деятельности, как содержательной и организационной, так икадровой, экономической.
Глава 1. Проблемы воспроизводства кадров высшейквалификации1.1. Проблемы процессаподготовки высококвалифицированных специалистов.
Системаподготовки высококвалифицированныхспециалистов состоит для учебного заведения из нескольких этапов:
1)   Изучение конъюнктуры рынкаобразовательных услуг:
–      определение потребностей рынка вкадрах той или иной квалификации (по специальностям);
–      прогноз потребности в кадрах насреднесрочный и долгосрочный  период;
–      изучение социальной потребностиграждан в получении образования по той или иной специальности (без привязки кпотребности в кадрах на реальных предприятиях и фирмах региона);
–      итоговое моделирование рыночнойситуации с учетом динамики ее развития.
2)   Организация учебного процесса в соответствии сгосударственными стандартами по конкретным специальностям и требованиями конкретныхпотребителей.
3)   Трудоустройство выпускников и комплексная работаобразовательных учреждений с фирмами региона по удовлетворению их потребностейв кадрах высшей квалификации на момент выпуска.
Всоответствии с вышеперечисленными этапами можно сформулировать проблемы,стоящие перед образовательным учреждением и обществом, вообще, в процессе ихпартнерства в деле воспроизводства высококвалифицированных специалистов:
1)   развитие маркетингаобразовательных услуг;
2)   проблема профессиональнойструктуры воспроизводства кадров – определениеперечня специальностей, соответствующего требованиям рынка, которым должныобучаться студенты в данный момент и в будущем, а также количества студентов покаждой специальности;
3)   обеспечение высокого качестваподготовки специалистов;
4)   недостаточный уровень активностистудентов в профессиональном самоопределении, при выходе на рынок труда, дляэффективного использования выпускниками полученных знаний;
5)   низкий уровень занятости,сложившейся на рынке труда.
Рассмотримболее подробно каждую из упомянутых проблем.1.2. Маркетингобразовательных услуг.
В России ак­тивно  идущая коммерциализация образования (в силульготного налогооб­ложения) определила проблему маркетинга уже в практическом  пла­не, в том числе — перед государственнымиучреждениями[6]. Российская эконо­мика подошла к «точке маркетинга» так быстров связи с резким падением платежеспособного спроса населения и обнищаниемпредприятий.  Вместе с тем спрос на образование имеет  весьма значительные  перспективы  для развития по прогнозам на2000 год НИИпроблем высшей школы. Увеличениеприема в вузы за последние годы в пределах от10до30% по  Калининг­радской,  Вологодской,  Тамбовской, Саратовской, Оренбургской области, Алтайскомуи Хабаровскому край:  до102  по Архангельской.  Тверской, Тульской,  Волгоградской, Астраханской, Иркутской,Читинской. Амурской и Кемеровской области. Чувашской, Удмуртской и Коми республики.Крас­нодарского  и  Ставропольского  края-подтверждает данный прогноз.  С учетом длительности цикла оказания образовательных  услуг недопустимо ждать,  когда этот спрос будет предъявлен в оформленномвиде.  К нему надо готовиться,  его надопрогнозировать с учетом региональных и от­раслевых сегментов и особенностей рынка.
Научно-технический прогресссоздал небывалые возможности обогащения рынка; таким обра­зом, родилась потребность формирования запросов потребителя,со­ответствующих открывающимся перспективам; на место рыночной сти­хии приходитрегулирование отношений между производителями и потре­бителями, стратегия итактика маркетинга [5].
Маркетинг, по существу,функционирует как систематическое детали­зированное, научно обоснованноеизучение, формирование и управление потребительским спросом, проявляемым наиндивидуальном, семейном, групповом, общегражданском уровнях. Маркетинг можноопределить как систему регулирования отношений между производителем ипотребителем в сфере образовательного рынка.
Образовательные услугихарактерны также тем, что их потребитель, в отличие от покупателя товаров,должен обладать определенными личнос­тными качествами (например, для получения большинствавидов профес­сионального образования нужно иметь определенный уровень общего об­разованияи т.п.). При этом для получения бесплатного образования не имеет значенияуровень платежеспособности потребителя данной услуги, что принципиально важно для покупателя товара.
Важной с точки зрения маркетингачертой образовательных услуг яв­ляется то, что они производятся и потребляютсяодновременно. В этом смысле они похожи на услуги, оказываемые учреждениямикультуры (про­смотр фильма, концерта и т.п.). Но, в отличие от них,образовательная услуга- это всегда длительный, многоактныйпроцесс, поддающийся пла­нированию, регулированию и т.д.
Потребитель образовательнойуслуги обязательно участвует в произ­водстве этой услуги. Без его активногоинтеллектуального участия про­цесс теряет смысл.Этот аспект особенно важно учитывать при маркетин­говых исследованияхэффективности предоставляемых бесплатных и обя­зательных услуг. Если нетзаинтересованности потребителя в таких услу­гах, результатом бывает, какправило, лишь пустая растрата средств и видимость бурной деятельности «напользу обществу».
Чем маркетинг будет отличатьсяот тра­диционного и привычного планирования в системе государственного образования? Планированиеобразования как задача государственных ор­ганов управления столкнулось снеразрешимыми проблемами в силу внут­ренней противоречивости и усложнения социально-экономическихпроцес­сов. Предписанный и регламентированный порядок получения образова­ния,жестко определяющий жизненный путь человека, наталкивается на неприятие еголичностью, стремящейся к реализации собственной жизнен­ной стратегии,принимаемой в условиях выбора. Психологическое непри­ятие людьми планов органовуправления, в основу которых часто был положен дажене государственный, а чисто ведомственный интерес, или надуманные идеологическиефетиши, приказы и т.п., становилось все бо­лее очевидным. В условиях рынкачеловек начинает свой жизненный путь, следуя естественным обстоятельствам социальнойжизни, испытывая раз­нообразные экономические, психологические и прочиевоздействия соци­альной среды. Он сам становится ответственным за свойжизненный путь, выбирая субъективно предпочтительную возможность, не всегдаобъек­тивно лучшую для реализации его личностныхпотенций и соответствую­щую потребностям социума, но и не навязанную извне. Такимобразом, традиционное планирование оказывается несостоятельным, что требуетобращения органов управления образованием к методам маркетинга, ко­торыестроятся на основе прогнозирования поведения различных субъек­тов сферы образовательных услуг.
Маркетинг образовательной сферыдолжен учитывать противоречивое взаимодействие, в котором активно проявляютсебя сле­дующие субъекты:
-конкретные потребители образовательных услуг, т.е. семья, первона­чальновыбирающая условия образования детей с точки зрения направ­ленности, уровня,содержания, качества, объема дополнительных (кроме государственного бесплатногоминимума) образовательных услуг; в даль­нейшем, по мере взросления, таким потребителем, самостоятельно делаю­щим выбор, становится сам молодой человек;
-образовательные учреждения, заинтересованные, как минимум, в со­хранении или развитии и расширении объемовпредоставляемых услуг, повышения их качества с целью улучшения условий трудаработников и получении дополнительных источников дохода;
-непосредственные производители образовательных услуг, т.е. педаго­ги,заинтересованные в полноценном и эффективном использовании свое­го творческогои интеллектуального потенциала, улучшении условий тру­да и его оплаты;
-органы управления образованием, чья роль на рынке образователь­ных услугзаключается в организационном, финансовом, содержательном, методическом,кадровом и т.д. обеспечении деятельности образователь­ных учрежденийгосударственной (муниципальной) принадлежности, кон­троле за соблюдениемгосударственных стандартов образования в обра­зовательных учреждениях всех формсобственности, создании условий для развития системы образования в регионе,городе, районе в соответствии с потребностями населения, хозяйственныхсубъектов и т.д.;
-хозяйственные субъекты и другие организации, выступающие в каче­ствеработодателей и заинтересованные в рабочей силе определенного профиля икачества подготовки, культурного и интеллектуального уров­ня, играющие рольконечных (опосредованных) потребителей образова­тельных услуг. При этом крупныехозяйственные структуры часто сами имеют образовательные учреждения в своемподчинении или ведении, и должны, в перспективе,выступать непосредственными заказчиками тех или иных образовательных услуг.
Цели маркетинговой службыорганов управления образованием мож­но определить следующим образом:
-удовлетворение образовательных потребностей населения на основепостоянного изучения тенденций их развития;
-наиболее полное и эффективное использование потенциала образова­тельныхучреждений, отдельных поставщиков и исполнителей образова­тельных услуг;
-обеспечение роста объемов и улучшение качества предоставления об­разовательныхуслуг на рынке и получение более высокой прибыли как предпосылки длядальнейшего развития региональной образовательной системы;
-управление формированием индивидуальных образовательных потреб­ностей для сближения их структуры с потребностямирегиона, основных субъектов хозяйственной деятельности.
Основными функциями службымаркетинга органов управления образова­нием являются:
–        разработка краткосрочных идолгосрочных прогнозов на основе изу­чения конъюнктуры, опроса наобразовательные услуги, реакции потре­бителя на появление новых видов услуг ивозможностей их реализации, анализ тенденций рынка, мнений и требований потребителя;
–        сбор и анализ действующихстандартов, норм и требований, в том числе международных, в отношении уровня,качества и структуры предос­тавляемых образовательных услуг;
–        разработка и установлениеэффективной системы взаимодействия маркетинговых подразделений, образовательныхучреждений и управлен­ческих органов, основанной на учете меняющейся ситуациина рынке об­разовательных услуг и тенденций развития образовательныхучреждений;
–        методологическое обеспечениемаркетинговых подразделений ниже­стоящих управленческих органов иобразовательных учреждений;
–        отработка системы контролякачества и стандартизации предостав­ляемых образовательных услуг;
–        обучение кадров принципам иметодам маркетинга, повышение ква­лификации работников, выявление творческихличностей и коллективов, способных к инновационной деятельности;
–        организациярекламно-информационной деятельности;
–        разработка предложений порасширению, открытию (сокращению, сворачиванию)классов, факультетов, образовательных учреждений, под­готовке специалистов всоответствии с требованиями рынка и потребнос­тями региона и его субъектов;
–        обоснование необходимостивложений в развитие образовательных учреждений и их подразделений различныхформ собственности;
–        анализ тенденций вовзаимоотношениях образовательных учрежде­ний региона с хозяйственнымиструктурами и органами управления, вы­работка соответствующей политики истратегии [5].
       Задачи службы маркетинга:
–        сбор и обработка информации овнешней среде и внутреннем состоя­нии системы образования в регионе;
–        проведение прогнозныхисследований;
–        разработка стратегических иоперативных прогнозов по развитию сети образовательных учреждений, структурепредоставляемых услуг, вза­имодействии с потребителями;
–        организация работы по расширениюи развитию структуры предос­тавляемых в регионе образовательных услуг;
–        организация работы поформированию спроса и стимулированию сбыта образовательных услуг;
–        налаживание рациональной системыприближения образовательных услуг к их потребителям.
Для организации службымаркетинга необходимо установить границы прав и ответственности, вытекающие иззакрепленных за ней функций.
Представляется особенно важным,чтобы работники маркетинговых служб органов управления образованием сумелипоставить с головы на ноги отношение к проблеме бесплатности образования вгосударственных (муниципальных) учреждениях образования. На самом деле, какхорошо известно, нигде ничего бесплатно не бывает.Образовательные услуги уже оплачены их потребителями, а органы государственногоуправления вме­сте с образовательными учреждениями выступают как посредники,про­давцы, поставщики этих услуг. Поэтому и в случае отношений, возникаю­щих между потребителем и поставщиком по поводубесплатных образова­тельных услуг должнадействовать общая формула маркетинга «покупа­тель- это король». Конечно, более сложными являются отношениямежду непосредственным исполнителем услуги- учителем, преподавателем и уче­ником, но этиотношения регулируются на основе колоссального разно­образия форм и методов,описываемых педагогической психологией, этикой, многовекового педагогического опыта.
Среди проблем образовательнойсферы, стоящих достаточно остро, настоятельно требующих для своего решения маркетингового подхода, можноотметить следующие:
–        отсутствие достовернойинформации об уровне насыщенности рынка подобнымиобразовательными услугами;
–        неустойчивость и несформированность системы образовательных потребностей населения;
–        неурегулированность отношениймежду образовательными учрежде­ниями различных форм собственности;
–        определение минимума и максимумаобязательных требований обще­ства к уровню и качеству образования, механизмаосуществления этих требований;
–        определение оптимальных уровнейфинансирования, кадрового, ма­териально-технического обеспечения системыобразования в регионе и его территориях.
Решение этих проблем зависит оттемпов организации и развертыва­ния деятельности маркетинговых службрегиональных и территориальных органов управленияобразованием.1.3. Проблема профессиональной структуры воспроизводства кадров.
Традиционно подготовкаспециалистов для промышленности в ВУЗах России была ориентирована на ихдальнейшее использование на крупных предприятиях[13].
В последнее десятилетиепроизошло изменение структуры основных отраслей промышленности. Все большепоявляется малых предприятий.
Переориентирование    направленности    работы   молодых специалистов должно найти отражение и в учебных программахтехнических ВУЗов. В зарубежных ВУЗах такая проблема решается известнымспособом: к примеру, там готовят инженера по легкой промышленности, чтопредполагает возможность его использования в любом качестве на соответствующемпредприятии.
Какую-то попытку изменитьсистему подготовки специалистов новой формации сделали путем введенияпоэтапного обучения: бакалавр, магистр. Однако в результате анализапроизводственной деятельности выпускников ведущих ВУЗов легкой промышленностине удалось найти устойчивой зависимости возможности использования этихспециалистов в малом бизнесе.
Важное значение имеет кадровоеобеспечение, а точнее о кадровое наполнение малых предприятий грамотными,высококвалифицированными и хорошо образованными специалистами. Ученые ипрактики, изучающие малое предпринимательство, с завидным постоянством приводятв течении последних лет такие цифры: в России насчитывается примерно 900-930тыс. малых предприятий, в которых занято до 30% населения страны; на долю МПприходится 12-14% всего производства российских товаров и объема реализованныхуслуг [4].
Согласно тех же данных, чутьболее 60% количества МП и занятых в них людей составляет торговля (52%) ибытовое обслуживание (11.2%), где, в принципе, образовательный уровень,особенно в первом случае, пока еще не играет решающей роли.
Однако постепенно, хотя идовольно медленно, например, Москва начинает обустраиваться мини- исупермаркетами. И по мере насыщения рынка товаров столицы и других крупных исредних городов России товарами из таких стран, как Турция, Китай, Таиланд,Бангладеш и др., они вынуждены будут обращаться за покупками в стационарные,современно оборудованные торговые заведения. А это  потребует от их обслуживающегоперсонала, и в первую очередь, от управленческого, новых,   цивилизованных   отношений  в   исторической   триаде: производитель-продавец-покупатель.Именно при таких отношениях резко возрастет значение второго звена триады, ибоот него во многом будет зависеть нахождение и отбор действительно пользующейсяна рынке продукции, ее грамотной и ненавязчивой рекламы потенциальномупокупателю. И вот тут уже понадобиться чисто профессиональное, предпринимательскоеобразование, основанное на знании элементов маркетинга, научной рекламы, психологиипокупателя и многое, многое другое, чему очень трудно учиться самостоятельно.
Имеются примеры и из сферы, таки не набравшего в России темпы, фермерского движения. Практика их деятельностисвидетельствуют о том, что фермер должен знать не только как вырастить хорошийурожай, но и как и кому его продать с наибольшей для себя выгодой. И для этогонужны специальные правовые и экономические знания: как правильно скалькулироватьстоимость небольших партий товаров и услуг, как правильно составить договор наего реализацию и т.п. А этому их в свое время не учили, т.к. готовили их длякрупных предприятий специалистами широкого профиля.
Поэтому для работы в маломбизнесе требуются, и в значительных количествах, узкопрофильные специалисты сглубокими знаниями финансов, экономики, права, менеджмента и маркетинга, и вцелом -экономики и управления малого предприятия и его взаимодействия сразличными структурами. Однако в России таких специалистов не готовят.
Важное значение в решениипоставленной проблемы имеет стратегическая региональная политика в сферевысшего образования. Каждый из 89 регионов России имеет значительныеобразовательные, социокультурные, природные, экономические особенности. Сучетом этих особенностей должна развиваться высшая школа в регионах [21].
Говоря о региональной политике всфере высшего образования прежде всего необходимо сконцентрировать внимание наподготовке в вузах тех специалистов, в которых сегодня нуждается регион. В тоже время система должна быть достаточно гибкой, чтобы учитывать постоянноменяющуюся социально-экономическую ситуацию в стране и регионе. Особенно этоважно потому, что сегодня происходит явная аберрация сознания молодежи: стремлениеполучить хорошее образование, а не диплом, наличие которого не гарантируетработу, как это было раньше.
Социологическое исследование,проведенное Тюменским международным колледжем совместно с Тюменскимгосударственным нефтегазовым университетом, показало, что благополучие человекав СССР обеспечивалось гарантированным распределением после окончания вуза (62%)и бесплатным образованием (72 %). Опрошенные (73.1%) отметили,  что для достижения успеха в жизни вдоперестроечный период очень важно было получить высшее образование; такоемнение устойчиво и в современных условиях: 59,6 % респондентов считают важнымполучить высшее образования для достижения благополучия в сегодняшней России[21].
Стратегическая региональнаяполитика рассматривается в статье  не какдань моде, а как необходимость, без которой невозможно поступательное движениеэкономики, а следовательно, повышение жизненного уровня населения.
Изменить сложившееся положениеможет позволить только существенная корректировка направленности обучения.1.4. Проблема качестваподготовки специалистов.
Ориентация экономики наприменение передовой техники и тех­нологии, эффективноеуправление неразрывно связано с расширением сферы применения труда высококвалифицированныхспециалистов. От этого в значительной степени зависят такие важные показателиконкурентоспособности, как рост производительности труда, результативностьвложений в научные исследования и опытно-конструкторские разработки, качествовыпускаемой продук­ции.
Начало проблемы в обеспечениикачества подготовки абитуриентов.
Проведя анализ уровня  подготовки абитуриентов,  их профессиональной ориентации,можно заключить,  что качество школьногообучения не соответствуеттребованиям ВУЗа по объему и глубине подготовки.
Требуется  довузовская подготовка школьников до уровня, достаточного для поступления и длябыстрой адаптации к тре­бованиям высшей школы [24].
К примеру, в Алтайском гос. тех.университете доля абитуриентов, проведших до-вузовскую подготовку, в наборесоставляет от 50 до 75%, возрос кон­курс до 2 чел/место, доля юношей в наборевыросла до 50%, снизилось число отчисляемых студентов на 1-2 курсах[24].
Следует, что целесообразным является продолжение работы по довузовской подготовкеабитуриентов, а также проведение выездных вступительных экзаменов.
Первые шаги к рыночной экономике сопровождаются значительным сокраще­нием занятых на предприятиях специалистов, особенноэкономического профиля [18].
Сокращение числа занятых в народномхозяйстве должносопро­вождаться резким улучшением их профессиональнойподготовки. Однако существующая сегодня система высшего образования не может обеспечить вполной мере высокий уровень подготовки кад­ров. Такое положениеобусловлено рядом причин,как действовавших ранее, так и возникших в последние годы. Кчислу хорошо известных относятся низкий уровень материально-технической  базы вузов; несовершенный механизм, определения потребности  в кадрах, что привело к деформациипрофессионально-квалификационной  структуры специалистов; высокий расчетный штатный нормативстудентов на одного преподавателя, не позволяющий уделятьдостаточное вним