Содержание
TOC o «1-3» … PAGEREF _Toc454567167 h
Глава 1. Проблемы воспроизводства кадров высшей квалификации… PAGEREF _Toc454567168 h
1.1. Проблемы процесса подготовки высококвалифицированных специалистов.… PAGEREF _Toc454567169 h 6
1.2. Маркетинг образовательных услуг.… PAGEREF _Toc454567170 h 7
1.3. Проблема профессиональной структуры воспроизводства кадров.… PAGEREF _Toc454567171 h 13
1.4. Проблема качества подготовкиспециалистов.… PAGEREF _Toc454567172 h 16
1.5. Проблема недостаточной активностистудентов в профессиональном самоопределении. PAGEREF _Toc454567173 h 24
1.6. Проблема занятости.… PAGEREF _Toc454567174 h 26
Глава 2. Анализ потребности в кадрах высшей квалификации напримере Восточного Оренбуржья… PAGEREF _Toc454567175 h
2.1. Направления, методы исследования регионального рынка труда иформирование профессиональных планов и намерений молодежи.… PAGEREF _Toc454567176 h 31
2.3. Результаты мониторинга, проведенного в школах Восточного Оренбуржьясреди выпускников девятых и одиннадцатых классов… PAGEREF _Toc454567177 h 39
2.4. Развитие ситуации на региональном рынке труда, проблемы формированияспроса-предложения рабочих мест и рабочей силы.… PAGEREF _Toc454567178 h 50
Глава 3.Совершенствование подготовки квалифицированных кадров PAGEREF _Toc454567179 h
3.1. Управление воспроизводством квалифицированных трудовых ресурсов.… PAGEREF _Toc454567180 h 59
3.2. Практические предложения по организации воспроизводствакадров высшей квалификации в Восточном Оренбуржье… PAGEREF _Toc454567181 h 65
3.3. Выявление отраслевых и региональных приоритетов в развитии исохранении перспективных рабочих мест… PAGEREF _Toc454567182 h 69
Заключение… PAGEREF _Toc454567183 h
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ… PAGEREF _Toc454567184 h
Введение
Российское образование вступает в очередной этапглубоких и сложных качественных изменений во всех своих институциональных проявлениях — отсоциокультурных целей до механизмоворганизации и управления. Этот этап определен периодом начала реализацииконцепции очередного этапа реформирования системы образования РоссийскойФедерации.
В настоящеевремя можно констатировать, что осуществлен переход от унитарного,единообразного образования к образованию по выбору. Существенно расширилосьприменение технологий развивающего обучения; в работе педагогов перестают доминироватьрепродуктивные методы обучения.
Переход кмногообразию образовательных учреждений, усиление дифференциации и индивидуализацииобразования позволяют действительно реализовать специфические запросыобучающихся разнообразных социальных групп и объединений. Обучающиеся и ихродители становятся полноправными субъектами образовательного процесса.
Существенныепреобразования произошли в области управления образованием. Еще недавноуправление образованием строилось по вертикально-иерархической схеме. Децентрализация,распределение компетенций, регионализация управления, широкое привлечениеобщественных структур и развитие программно-целевого метода ознаменовалипереход к гибкой функциональной модели управления образованием в России.
Профессиональное образование России переживаетособенно трудный период. Отказ предприятий от подготовленных специалистов, отпомощи учебным заведениям в укреплении и расширении материальной базы, отпредоставления рабочих мест учащимся для производственной практики напрямую сказываютсяна стабильности работы образовательных учреждений и качестве подготовкиквалифицированных кадров и специалистов.
Сегодняучебные заведения стремятся удовлетворить потребности личности в образованиипри том условии, что человек не обязательно будет работать по данной профессии,но с полученным образованием сам сможет найти себе применение.
Федеральнаяполитика в области образования во все большей мере осуществляется с учетомзапросов регионов. Одновременно усиливается и координирующая функция федеральныхорганов.
Активноразрабатывается проблема массовой профессионализации молодежи, чтоподразумевает профориентацию, профдиагностику, гибкую начальную подготовку.
Необходимозаметить также, что переход России к рыночной экономике сопровождается кризисомв области занятости. В связи с этим актуальным является создание нового типаучебных планов и программ для обучениябезработных граждан и незанятого населения, гибко реагирующих на потребностирынка труда и предусматривающих возможные виды трансформации квалификацииобучаемых.
Тенденцияповышения значимости специальной подготовки выпускников колледжа и вуза,необходимость качественного роста педагогических кадров ведет к развитию болееширокого взгляда на преемственность подготовки студентов колледжа и вуза, что всвою очередь вызывает потребность в теоретическом обосновании этого процесса:необходимо разработать концепцию и стратегию преемственности обучения вколледже и вузе.
Отсюда можносделать вывод о том, что проблема разработки теоретических основпреемственности подготовки специалистов колледжа и вуза, равно как и проблема создания системы непрерывногопрофессионального образования, существует, но ни в литературе, ни впрактической деятельности она не решена.
Актуальность исследования проблем управлениявоспроизводством трудовых ресурсов в системе высшего образования определяетсяследующими причинами:
— необходимостью определения методологии иметодики эффективного управления процессом воспроизводства трудовых ресурсов всистеме высшего образования;
— социальным заказом общества на созданиесистемы высшего образования в свете требований к качеству трудовых ресурсов,предъявляемых к ним современной экономикой;
— необходимостью преодоления недостатков ипротиворечий существующей системы высшего образования;
— признанием важности создания целостнойсистемы высшего образования, отвечающей потребностям экономики и гарантирующейсоциальную защищенность личности, как средства эффективного управленияпроцессом воспроизводства трудовых ресурсов;
Тем не менеенесмотря на очевидность и конкретность задачи, стоящей перед высшимобразованием, решение ее не представляется простым в виду наличия ряда противоречийвнутри самой системы образования. Усугубляется положение тем, что сегодня существуютпротиворечия, обусловленные корпоративной,ведомственной разобщенностью образовательных структур, их замкнутостью вомногих направлениях деятельности, как содержательной и организационной, так икадровой, экономической.
Глава 1. Проблемы воспроизводства кадров высшейквалификации1.1. Проблемы процессаподготовки высококвалифицированных специалистов.
Системаподготовки высококвалифицированныхспециалистов состоит для учебного заведения из нескольких этапов:
1) Изучение конъюнктуры рынкаобразовательных услуг:
– определение потребностей рынка вкадрах той или иной квалификации (по специальностям);
– прогноз потребности в кадрах насреднесрочный и долгосрочный период;
– изучение социальной потребностиграждан в получении образования по той или иной специальности (без привязки кпотребности в кадрах на реальных предприятиях и фирмах региона);
– итоговое моделирование рыночнойситуации с учетом динамики ее развития.
2) Организация учебного процесса в соответствии сгосударственными стандартами по конкретным специальностям и требованиями конкретныхпотребителей.
3) Трудоустройство выпускников и комплексная работаобразовательных учреждений с фирмами региона по удовлетворению их потребностейв кадрах высшей квалификации на момент выпуска.
Всоответствии с вышеперечисленными этапами можно сформулировать проблемы,стоящие перед образовательным учреждением и обществом, вообще, в процессе ихпартнерства в деле воспроизводства высококвалифицированных специалистов:
1) развитие маркетингаобразовательных услуг;
2) проблема профессиональнойструктуры воспроизводства кадров – определениеперечня специальностей, соответствующего требованиям рынка, которым должныобучаться студенты в данный момент и в будущем, а также количества студентов покаждой специальности;
3) обеспечение высокого качестваподготовки специалистов;
4) недостаточный уровень активностистудентов в профессиональном самоопределении, при выходе на рынок труда, дляэффективного использования выпускниками полученных знаний;
5) низкий уровень занятости,сложившейся на рынке труда.
Рассмотримболее подробно каждую из упомянутых проблем.1.2. Маркетингобразовательных услуг.
В России активно идущая коммерциализация образования (в силульготного налогообложения) определила проблему маркетинга уже в практическом плане, в том числе — перед государственнымиучреждениями[6]. Российская экономика подошла к «точке маркетинга» так быстров связи с резким падением платежеспособного спроса населения и обнищаниемпредприятий. Вместе с тем спрос на образование имеет весьма значительные перспективы для развития по прогнозам на2000 год НИИпроблем высшей школы. Увеличениеприема в вузы за последние годы в пределах от10до30% по Калининградской, Вологодской, Тамбовской, Саратовской, Оренбургской области, Алтайскомуи Хабаровскому край: до102 по Архангельской. Тверской, Тульской, Волгоградской, Астраханской, Иркутской,Читинской. Амурской и Кемеровской области. Чувашской, Удмуртской и Коми республики.Краснодарского и Ставропольского края-подтверждает данный прогноз. С учетом длительности цикла оказания образовательных услуг недопустимо ждать, когда этот спрос будет предъявлен в оформленномвиде. К нему надо готовиться, его надопрогнозировать с учетом региональных и отраслевых сегментов и особенностей рынка.
Научно-технический прогресссоздал небывалые возможности обогащения рынка; таким образом, родилась потребность формирования запросов потребителя,соответствующих открывающимся перспективам; на место рыночной стихии приходитрегулирование отношений между производителями и потребителями, стратегия итактика маркетинга [5].
Маркетинг, по существу,функционирует как систематическое детализированное, научно обоснованноеизучение, формирование и управление потребительским спросом, проявляемым наиндивидуальном, семейном, групповом, общегражданском уровнях. Маркетинг можноопределить как систему регулирования отношений между производителем ипотребителем в сфере образовательного рынка.
Образовательные услугихарактерны также тем, что их потребитель, в отличие от покупателя товаров,должен обладать определенными личностными качествами (например, для получения большинствавидов профессионального образования нужно иметь определенный уровень общего образованияи т.п.). При этом для получения бесплатного образования не имеет значенияуровень платежеспособности потребителя данной услуги, что принципиально важно для покупателя товара.
Важной с точки зрения маркетингачертой образовательных услуг является то, что они производятся и потребляютсяодновременно. В этом смысле они похожи на услуги, оказываемые учреждениямикультуры (просмотр фильма, концерта и т.п.). Но, в отличие от них,образовательная услуга- это всегда длительный, многоактныйпроцесс, поддающийся планированию, регулированию и т.д.
Потребитель образовательнойуслуги обязательно участвует в производстве этой услуги. Без его активногоинтеллектуального участия процесс теряет смысл.Этот аспект особенно важно учитывать при маркетинговых исследованияхэффективности предоставляемых бесплатных и обязательных услуг. Если нетзаинтересованности потребителя в таких услугах, результатом бывает, какправило, лишь пустая растрата средств и видимость бурной деятельности «напользу обществу».
Чем маркетинг будет отличатьсяот традиционного и привычного планирования в системе государственного образования? Планированиеобразования как задача государственных органов управления столкнулось снеразрешимыми проблемами в силу внутренней противоречивости и усложнения социально-экономическихпроцессов. Предписанный и регламентированный порядок получения образования,жестко определяющий жизненный путь человека, наталкивается на неприятие еголичностью, стремящейся к реализации собственной жизненной стратегии,принимаемой в условиях выбора. Психологическое неприятие людьми планов органовуправления, в основу которых часто был положен дажене государственный, а чисто ведомственный интерес, или надуманные идеологическиефетиши, приказы и т.п., становилось все более очевидным. В условиях рынкачеловек начинает свой жизненный путь, следуя естественным обстоятельствам социальнойжизни, испытывая разнообразные экономические, психологические и прочиевоздействия социальной среды. Он сам становится ответственным за свойжизненный путь, выбирая субъективно предпочтительную возможность, не всегдаобъективно лучшую для реализации его личностныхпотенций и соответствующую потребностям социума, но и не навязанную извне. Такимобразом, традиционное планирование оказывается несостоятельным, что требуетобращения органов управления образованием к методам маркетинга, которыестроятся на основе прогнозирования поведения различных субъектов сферы образовательных услуг.
Маркетинг образовательной сферыдолжен учитывать противоречивое взаимодействие, в котором активно проявляютсебя следующие субъекты:
-конкретные потребители образовательных услуг, т.е. семья, первоначальновыбирающая условия образования детей с точки зрения направленности, уровня,содержания, качества, объема дополнительных (кроме государственного бесплатногоминимума) образовательных услуг; в дальнейшем, по мере взросления, таким потребителем, самостоятельно делающим выбор, становится сам молодой человек;
-образовательные учреждения, заинтересованные, как минимум, в сохранении или развитии и расширении объемовпредоставляемых услуг, повышения их качества с целью улучшения условий трудаработников и получении дополнительных источников дохода;
-непосредственные производители образовательных услуг, т.е. педагоги,заинтересованные в полноценном и эффективном использовании своего творческогои интеллектуального потенциала, улучшении условий труда и его оплаты;
-органы управления образованием, чья роль на рынке образовательных услугзаключается в организационном, финансовом, содержательном, методическом,кадровом и т.д. обеспечении деятельности образовательных учрежденийгосударственной (муниципальной) принадлежности, контроле за соблюдениемгосударственных стандартов образования в образовательных учреждениях всех формсобственности, создании условий для развития системы образования в регионе,городе, районе в соответствии с потребностями населения, хозяйственныхсубъектов и т.д.;
-хозяйственные субъекты и другие организации, выступающие в качествеработодателей и заинтересованные в рабочей силе определенного профиля икачества подготовки, культурного и интеллектуального уровня, играющие рольконечных (опосредованных) потребителей образовательных услуг. При этом крупныехозяйственные структуры часто сами имеют образовательные учреждения в своемподчинении или ведении, и должны, в перспективе,выступать непосредственными заказчиками тех или иных образовательных услуг.
Цели маркетинговой службыорганов управления образованием можно определить следующим образом:
-удовлетворение образовательных потребностей населения на основепостоянного изучения тенденций их развития;
-наиболее полное и эффективное использование потенциала образовательныхучреждений, отдельных поставщиков и исполнителей образовательных услуг;
-обеспечение роста объемов и улучшение качества предоставления образовательныхуслуг на рынке и получение более высокой прибыли как предпосылки длядальнейшего развития региональной образовательной системы;
-управление формированием индивидуальных образовательных потребностей для сближения их структуры с потребностямирегиона, основных субъектов хозяйственной деятельности.
Основными функциями службымаркетинга органов управления образованием являются:
– разработка краткосрочных идолгосрочных прогнозов на основе изучения конъюнктуры, опроса наобразовательные услуги, реакции потребителя на появление новых видов услуг ивозможностей их реализации, анализ тенденций рынка, мнений и требований потребителя;
– сбор и анализ действующихстандартов, норм и требований, в том числе международных, в отношении уровня,качества и структуры предоставляемых образовательных услуг;
– разработка и установлениеэффективной системы взаимодействия маркетинговых подразделений, образовательныхучреждений и управленческих органов, основанной на учете меняющейся ситуациина рынке образовательных услуг и тенденций развития образовательныхучреждений;
– методологическое обеспечениемаркетинговых подразделений нижестоящих управленческих органов иобразовательных учреждений;
– отработка системы контролякачества и стандартизации предоставляемых образовательных услуг;
– обучение кадров принципам иметодам маркетинга, повышение квалификации работников, выявление творческихличностей и коллективов, способных к инновационной деятельности;
– организациярекламно-информационной деятельности;
– разработка предложений порасширению, открытию (сокращению, сворачиванию)классов, факультетов, образовательных учреждений, подготовке специалистов всоответствии с требованиями рынка и потребностями региона и его субъектов;
– обоснование необходимостивложений в развитие образовательных учреждений и их подразделений различныхформ собственности;
– анализ тенденций вовзаимоотношениях образовательных учреждений региона с хозяйственнымиструктурами и органами управления, выработка соответствующей политики истратегии [5].
Задачи службы маркетинга:
– сбор и обработка информации овнешней среде и внутреннем состоянии системы образования в регионе;
– проведение прогнозныхисследований;
– разработка стратегических иоперативных прогнозов по развитию сети образовательных учреждений, структурепредоставляемых услуг, взаимодействии с потребителями;
– организация работы по расширениюи развитию структуры предоставляемых в регионе образовательных услуг;
– организация работы поформированию спроса и стимулированию сбыта образовательных услуг;
– налаживание рациональной системыприближения образовательных услуг к их потребителям.
Для организации службымаркетинга необходимо установить границы прав и ответственности, вытекающие иззакрепленных за ней функций.
Представляется особенно важным,чтобы работники маркетинговых служб органов управления образованием сумелипоставить с головы на ноги отношение к проблеме бесплатности образования вгосударственных (муниципальных) учреждениях образования. На самом деле, какхорошо известно, нигде ничего бесплатно не бывает.Образовательные услуги уже оплачены их потребителями, а органы государственногоуправления вместе с образовательными учреждениями выступают как посредники,продавцы, поставщики этих услуг. Поэтому и в случае отношений, возникающих между потребителем и поставщиком по поводубесплатных образовательных услуг должнадействовать общая формула маркетинга «покупатель- это король». Конечно, более сложными являются отношениямежду непосредственным исполнителем услуги- учителем, преподавателем и учеником, но этиотношения регулируются на основе колоссального разнообразия форм и методов,описываемых педагогической психологией, этикой, многовекового педагогического опыта.
Среди проблем образовательнойсферы, стоящих достаточно остро, настоятельно требующих для своего решения маркетингового подхода, можноотметить следующие:
– отсутствие достовернойинформации об уровне насыщенности рынка подобнымиобразовательными услугами;
– неустойчивость и несформированность системы образовательных потребностей населения;
– неурегулированность отношениймежду образовательными учреждениями различных форм собственности;
– определение минимума и максимумаобязательных требований общества к уровню и качеству образования, механизмаосуществления этих требований;
– определение оптимальных уровнейфинансирования, кадрового, материально-технического обеспечения системыобразования в регионе и его территориях.
Решение этих проблем зависит оттемпов организации и развертывания деятельности маркетинговых службрегиональных и территориальных органов управленияобразованием.1.3. Проблема профессиональной структуры воспроизводства кадров.
Традиционно подготовкаспециалистов для промышленности в ВУЗах России была ориентирована на ихдальнейшее использование на крупных предприятиях[13].
В последнее десятилетиепроизошло изменение структуры основных отраслей промышленности. Все большепоявляется малых предприятий.
Переориентирование направленности работы молодых специалистов должно найти отражение и в учебных программахтехнических ВУЗов. В зарубежных ВУЗах такая проблема решается известнымспособом: к примеру, там готовят инженера по легкой промышленности, чтопредполагает возможность его использования в любом качестве на соответствующемпредприятии.
Какую-то попытку изменитьсистему подготовки специалистов новой формации сделали путем введенияпоэтапного обучения: бакалавр, магистр. Однако в результате анализапроизводственной деятельности выпускников ведущих ВУЗов легкой промышленностине удалось найти устойчивой зависимости возможности использования этихспециалистов в малом бизнесе.
Важное значение имеет кадровоеобеспечение, а точнее о кадровое наполнение малых предприятий грамотными,высококвалифицированными и хорошо образованными специалистами. Ученые ипрактики, изучающие малое предпринимательство, с завидным постоянством приводятв течении последних лет такие цифры: в России насчитывается примерно 900-930тыс. малых предприятий, в которых занято до 30% населения страны; на долю МПприходится 12-14% всего производства российских товаров и объема реализованныхуслуг [4].
Согласно тех же данных, чутьболее 60% количества МП и занятых в них людей составляет торговля (52%) ибытовое обслуживание (11.2%), где, в принципе, образовательный уровень,особенно в первом случае, пока еще не играет решающей роли.
Однако постепенно, хотя идовольно медленно, например, Москва начинает обустраиваться мини- исупермаркетами. И по мере насыщения рынка товаров столицы и других крупных исредних городов России товарами из таких стран, как Турция, Китай, Таиланд,Бангладеш и др., они вынуждены будут обращаться за покупками в стационарные,современно оборудованные торговые заведения. А это потребует от их обслуживающегоперсонала, и в первую очередь, от управленческого, новых, цивилизованных отношений в исторической триаде: производитель-продавец-покупатель.Именно при таких отношениях резко возрастет значение второго звена триады, ибоот него во многом будет зависеть нахождение и отбор действительно пользующейсяна рынке продукции, ее грамотной и ненавязчивой рекламы потенциальномупокупателю. И вот тут уже понадобиться чисто профессиональное, предпринимательскоеобразование, основанное на знании элементов маркетинга, научной рекламы, психологиипокупателя и многое, многое другое, чему очень трудно учиться самостоятельно.
Имеются примеры и из сферы, таки не набравшего в России темпы, фермерского движения. Практика их деятельностисвидетельствуют о том, что фермер должен знать не только как вырастить хорошийурожай, но и как и кому его продать с наибольшей для себя выгодой. И для этогонужны специальные правовые и экономические знания: как правильно скалькулироватьстоимость небольших партий товаров и услуг, как правильно составить договор наего реализацию и т.п. А этому их в свое время не учили, т.к. готовили их длякрупных предприятий специалистами широкого профиля.
Поэтому для работы в маломбизнесе требуются, и в значительных количествах, узкопрофильные специалисты сглубокими знаниями финансов, экономики, права, менеджмента и маркетинга, и вцелом -экономики и управления малого предприятия и его взаимодействия сразличными структурами. Однако в России таких специалистов не готовят.
Важное значение в решениипоставленной проблемы имеет стратегическая региональная политика в сферевысшего образования. Каждый из 89 регионов России имеет значительныеобразовательные, социокультурные, природные, экономические особенности. Сучетом этих особенностей должна развиваться высшая школа в регионах [21].
Говоря о региональной политике всфере высшего образования прежде всего необходимо сконцентрировать внимание наподготовке в вузах тех специалистов, в которых сегодня нуждается регион. В тоже время система должна быть достаточно гибкой, чтобы учитывать постоянноменяющуюся социально-экономическую ситуацию в стране и регионе. Особенно этоважно потому, что сегодня происходит явная аберрация сознания молодежи: стремлениеполучить хорошее образование, а не диплом, наличие которого не гарантируетработу, как это было раньше.
Социологическое исследование,проведенное Тюменским международным колледжем совместно с Тюменскимгосударственным нефтегазовым университетом, показало, что благополучие человекав СССР обеспечивалось гарантированным распределением после окончания вуза (62%)и бесплатным образованием (72 %). Опрошенные (73.1%) отметили, что для достижения успеха в жизни вдоперестроечный период очень важно было получить высшее образование; такоемнение устойчиво и в современных условиях: 59,6 % респондентов считают важнымполучить высшее образования для достижения благополучия в сегодняшней России[21].
Стратегическая региональнаяполитика рассматривается в статье не какдань моде, а как необходимость, без которой невозможно поступательное движениеэкономики, а следовательно, повышение жизненного уровня населения.
Изменить сложившееся положениеможет позволить только существенная корректировка направленности обучения.1.4. Проблема качестваподготовки специалистов.
Ориентация экономики наприменение передовой техники и технологии, эффективноеуправление неразрывно связано с расширением сферы применения труда высококвалифицированныхспециалистов. От этого в значительной степени зависят такие важные показателиконкурентоспособности, как рост производительности труда, результативностьвложений в научные исследования и опытно-конструкторские разработки, качествовыпускаемой продукции.
Начало проблемы в обеспечениикачества подготовки абитуриентов.
Проведя анализ уровня подготовки абитуриентов, их профессиональной ориентации,можно заключить, что качество школьногообучения не соответствуеттребованиям ВУЗа по объему и глубине подготовки.
Требуется довузовская подготовка школьников до уровня, достаточного для поступления и длябыстрой адаптации к требованиям высшей школы [24].
К примеру, в Алтайском гос. тех.университете доля абитуриентов, проведших до-вузовскую подготовку, в наборесоставляет от 50 до 75%, возрос конкурс до 2 чел/место, доля юношей в наборевыросла до 50%, снизилось число отчисляемых студентов на 1-2 курсах[24].
Следует, что целесообразным является продолжение работы по довузовской подготовкеабитуриентов, а также проведение выездных вступительных экзаменов.
Первые шаги к рыночной экономике сопровождаются значительным сокращением занятых на предприятиях специалистов, особенноэкономического профиля [18].
Сокращение числа занятых в народномхозяйстве должносопровождаться резким улучшением их профессиональнойподготовки. Однако существующая сегодня система высшего образования не может обеспечить вполной мере высокий уровень подготовки кадров. Такое положениеобусловлено рядом причин,как действовавших ранее, так и возникших в последние годы. Кчислу хорошо известных относятся низкий уровень материально-технической базы вузов; несовершенный механизм, определения потребности в кадрах, что привело к деформациипрофессионально-квалификационной структуры специалистов; высокий расчетный штатный нормативстудентов на одного преподавателя, не позволяющий уделятьдостаточное вним