Особенности конституционно-правового статуса женщин в зарубежных странах, в гражданской, политической, экономической, социальной и культурной сферах

Содержание
Введение
1. История развитияконституционных прав женщин за рубежом
2. Гражданские иполитические права женщин по конституциям зарубежных стран
3. Экономические,социальные и культурные права женщин по конституциям зарубежных стран
Заключение
Список использованной литературы

Введение
Права женщин в системеконституционных прав человека относятся к правам человека третьего поколения, к так называемымколлективным правам, которые включают право на мир, на национальноесамоопределение, на здоровую окружающую среду, на свободу от дискриминации пополовому, возрастному, национальному признаку. Эти права адресованы не столькоиндивиду, сколько определенным социальным группам, нуждающимся в дополнительныхгарантиях для защиты своих прав.
Впервые вопрос о правахженщин как неотъемлемой части прав человека был поставлен в Конвенции оликвидации всех форм дискриминации в отношении женщин, принятой ООН в 1979 г. Международное сообщество стало заниматься их правовым обеспечением — далеко не во всехстранах мира идеи равенства полов оформлены на конституционном уровне.
Поэтому целью даннойработы является выявление механизмов конституционного закрепления прав женщин вОсновных Законах различных стран, а также их реального состояния. Сравнительно-правовоеисследование этого института актуально не только для зарубежных стран, но и дляРоссии, поскольку еще в 2006 году Президент, а ныне Председатель ПравительстваРФ В. В. Путин особо подчеркнул в одном из своих выступлений, что «права женщинтребуют особой защиты».[1]
Для конституционногоразвития любой страны опыт других государств в той или иной правовой сфере,если он признан заслуживающим внимания, а – главное! – действенным, заслуживаетсамого пристального внимания в целях его дальнейшего изучения и последующегоприменения с учетом особенностей данного региона.
Структурно работа состоитиз трех разделов. Первый раскрывает исторические аспекты озвученного в названиивопроса, во втором и третьем содержится систематизированное изложениеособенностей конституционно-правового статуса женщин в зарубежных странах,соответственно, в гражданской и политической, а также экономической, социальнойи культурной сферах.

1. Историяразвития конституционных прав женщин за рубежом
Права человека с позиции международногоправа — это права, существенные для характеристики правового положения лица влюбом современном обществе. Различные общества имеют разные социальныевозможности для обеспечения прав человека. Но в принципе для государствхарактерно определенное совпадение взглядов на то, какие права должны бытьпредоставлены индивидам и закреплены в национальных законах. Реальноеобеспечение этих прав может быть различным. Оно основывается на уровне развитияданного общества, на него оказывают влияние национальные, религиозные и другиеособенности.
Такая оговорка точнавообще и вдвойне — применительно к правам человека – женщины. Достаточновспомнить в этой связи не только деспотии Востока и период средневековья, но идемократии Греции и Рима, которые, как известно, были властью народа только длямужчин. Недалеко ушли от них и революционные в вопросе прав другой половинычеловечества — мужчин — Франция и США. Напомним, что во Франции женщиныполучили право голоса через 150 лет после Великой французской революции, а вСША женщины только в 90-х годах XX века получили по закону право на отпуск побеременности и родам.[2]
Если говорить обисламской цивилизации в арабских и многих азиатских странах, то характерное дляграждан этих стран мусульманское право призвано не только детально регулироватьих поведение, но и обусловливать добровольное подчинение мусульманинапредписаниям ислама, т. е. лежать в основе внутренней мотивации его действий. Всередине XIX века в наиболее развитых странах арабского востока мусульманскоеправо, занимавшее прежде государственные позиции в правовой системе, постепенноначало уступать место законодательству, заимствующему западноевропейскиеобразцы. Однако эта перестройка не коснулась важнейшего институтамусульманского права — «права личного статуса». Данная отрасль, помимо семейныхотношений, включает комплексы норм, регулирующих правоспособность и ееограничения, вопросы опеки и попечительства, наследования и завещания. Этонормы, допускающие полигамию, правила, согласно которым одной из центральныхфигур при заключении брака является опекун невесты (функцию которого выполняетее отец или другой ближайший родственник по мужской линии), непризнанием бракамежду мусульманкой и немусульманином, обязанностью жены повиноваться мужу иследовать за ним при перемене местожительства и т. д., что более чем далеко отпронизывающей международное право идеи равноправия людей независимо от пола,религии, расы и т. д.
Существенные изменения вположении женщин произошли во многих странах мира уже в XX веке, во многом подвлиянием Великой Октябрьской социалистической революции. В числе первыхдекретов Советской власти были изданные в декабре 1917 года Декрет огражданском браке, о детях, и о ведении книг, а также Декрет о расторжениибрака. Этими декретами были отменены действовавшие до революции законы,ставившие женщину в неравноправное положение с мужчиной в семье, в отношениидетей, в правах на имущество, при разводе, и даже при выборе места жительства.После Октябрьской революции женщины России впервые приобрели право свободновыбирать профессию, получать образование. Равенство женщин с мужчинами вполитических, гражданских правах было закреплено первой советской конституции,принятой в июле 1918 года. В статье 64 Конституции РСФСР 1918 года было особо подчеркнуто,что правом избирать и быть избранными пользуются «обоего пола граждане».Советская Россия оказалась в первой пятерке стран мира, предоставивших женщинамправо избирать и быть избранными в представительные органы власти (напомним,что первой в этом отношении стала Новая Зеландия, отменившая половой ценз в 1893 г.).
Однако в западномобществе, в законодательной и судебной практике господствовали старыепатриархальные представления о ролевых функциях каждого из полов, исоответственно, обусловленных этим традиционных правах и обязанностях мужчин иженщин. Даже в весьма прогрессивных в этом отношении Скандинавских странахтермин «кормилец» отождествлялся вплоть до 70-х гг. XX века в законах иправоприменительной практике только с лицом мужского пола — мужем и отцом.
США предоставили избирательныеправа женщине в 1920 году, Швеция – в 1921 г., Англия – в 1928, Франция — в 1944, Италия — в 1945, Греция — в 1956. Дольше всех среди европейских стран «сопротивлялась»признанию формального равенства прав мужчин и женщин Швейцария.
Избирательное право вШвейцарии ранее было предоставлено женщинам во многих кантонах, а нанациональном уровне первая такая попытка в 1959 г. окончилась неудачей. Толькотри кантона — Во, Невшатель и Женева тогда имели положительное мнение по этойпроблеме. Мотивами отказа являлись: сами женщины не хотят иметь такого права(опросы на этот счет неоднократно проводились); женщины не разбираются вполитике, и их место — домашний очаг; они не служат в армии, и, следовательно(противники предоставления права находили в этом связь), существует очевидноенеравенство по отношению к родине; введение такого права благоприятствуетполитическому соперничеству.[3]
Лишь в 1968 году посленеоднократных безуспешных попыток мужчины-парламентарии Швейцариипроголосовали, наконец, за предоставление женщинам избирательных прав, и темсамым все-таки признали женщин гражданками и личностями, а соответствующееизменение Основного Закона страны было осуществлено в 1971 г. на всеобщем референдуме.[4] И только в 1981 г. была принята поправка в КонституциюШвейцарии о равенстве в правах мужчин и женщин. На уровне кантонов даннаяпоправка была окончательно закреплена в 1989 г. Побудительным мотивом явилось решение Федерального суда от 27 ноября 1989 г. о противоречии конституции нормы олишении женщин избирательного права в полукантоне Аппенцепль-Интерроден.
В Норвегии до 1902 годадействовали законы, допускавшие к занятию высших государственных должностей «норвежскихграждан», это понятие трактовалось на практике идентично понятию «норвежскиемужчины». Не лучше была ситуация в данном вопросе и в других, по нынешнейтерминологии, цивилизованных странах.
Весьма показательно вэтом отношении дело 1928 г. о толковании Верховным судом Канады термина «лица»в ряде законов, регламентирующих формирование высшей палаты парламента — Сената.Согласно статье 24 Закона о Сенате генерал-губернатору Канады принадлежит правовремя от времени назначать от имени королевы квалифицированных лиц («Persons»)в Сенат. В 1928 году пять ведущих суфражисток Канады обратились в правительствостраны с требованием назначить в Сенат женщину. Правительство Канады усомнилосьв том, допускает ли такую возможность закон, и обратилось в Верховный суд спросьбой дать толкование термину «лица». Верховный суд Канады пришел к выводу,что в 1928 году термин «лица» должен иметь то же значение что и в Законе оСенате 1867 года, а последний толковаться так же, как Конституционный билль1791 года и Акт о союзе 1840 года. Исходя из этого, Верховный суд Канады дал назапрос правительства страны отрицательный ответ. Правда, вскоре позиция высшихорганов государственной власти Канады изменилась. В 1930 году решением комитетатайного совета при генерал-губернаторе по делу Edward’s Attorney General ofCanada было провозглашено, что термин «лица» включает и лиц женского пола, таккак исключение женщин из общественных служб представляет собой «реликт временварварства».
Разумеется, сегодняданная дефиниция не подвергается сомнению подавляющим большинством государств,но каждое из них наполняет ее собственным содержанием, которое и будетрассмотрено ниже.
2. Гражданскиеи политические права женщин по конституциям зарубежных стран
Гражданские иполитические права – важная категория субъективных прав и свобод каждогочеловека независимо от его пола. Их вполне правомерно рассматривать какобеспеченную человеку законом и публичной властью возможность участвовать (какколлективно, так и индивидуально) в общественно-политической жизни государстваи в осуществлении государственной власти. Политические права граждан являютсянепременным условием функционирования всех других видов прав, поскольку они составляюторганическую основу демократии и выступают как ценности, которыми власть должнаограничивать себя и на которые она должна ориентироваться. Политические праваобычно признаются лишь за гражданами, поэтому данную категорию прав вполнеможно рассматривать как гражданско-политические. К ним относят: право гражданучаствовать в управлении делами государства, осуществлять избирательное право;право свободы собраний, митингов, демонстраций; свободу союзов и ассоциаций;право петиций.
Наиболее важным из нихявляется, бесспорно, первое, однако прежде, чем говорить о его реализации вотношении женщин, следует обратиться к наиболее общему принципу,провозглашаемому сейчас большинством государств – равноправию гражданнезависимо от пола, расы, возраста и т. п. в аспекте рассматриваемой нами темы.
В конституции ФРГ принциправноправия зафиксирован следующим образом: во-первых, «все люди равны передзаконом» (абз. 1 ст. 3); во-вторых, «мужчины и женщины равноправны» (абз. 2 ст.3). В акте четко установлено, что «никому не может быть причинен ущерб илиоказано предпочтение по признакам пола, происхождения, расы, языка, местарождения и родства, вероисповедания, религиозных или политических взглядов»(абз. 3 ст. 3).[5]Кроме того, Основной Закон особо подчеркивает, что государство содействуетдействительному осуществлению равноправия женщин и мужчин и принимает меры дляустранения существующих недостатков. Таким образом, конституция ФРГ выноситположение о равноправии женщин и мужчин в ранг приоритетных целейгосударственной политики. Сходные положения содержатся в конституции Португалии,где одной из задач Президента Республики является содействие поддержаниюравенства мужчин и женщин.[6]
Нормыо равноправии по расовому, половому и другим признакам содержатся также вконституциях Франции, Бельгии, Греции, Исландии, Болгарии, Индии, Швейцарии имногих других.[7]Но в отдельных государствах формулировка этой нормы имеет свои особенности. Так,конституция Франции в своей преамбуле гласит: «Закон гарантирует женщине вовсех областях равные права с мужчиной».[8]Как видно из приведенной фразы, здесь говорится не о каком-то абстрактномравенстве, а о конкретном равноправии полов. Сходным образом построена и нормаконституции Греции: «Греки и гречанки имеют равные права и обязанности».[9]И аналогично подчеркивает равный статус именно мужчин и женщин конституцияНорвегии: «Избирательное право принадлежит норвежским гражданам, мужчинам иженщинам, которым самое позднее в год выборов исполнилось 18 лет».[10]
Сдругой стороны, отдельные конституции включают в такие нормы некоторыеоговорки. Приведем для примера конституцию Индии. Уже во второй части ст. 15,где провозглашается запрет дискриминации по половому признаку указан, какпредставляется некоторым авторам, закрытый перечень того, в чем данный запретдолжен выражаться: «Ни один гражданин только по мотивам… пола… не может быть вкакой-либо мере лишен правоспособности, не должен нести особых обязанностей, неможет быть подвергнут ограничениям или поставлен в особые условия в отношении:
а)доступа в магазины, рестораны, гостиницы и места общественного увеселения или
b)пользования колодцами, водоемами, купальнями, дорогами и местами общественногоотдыха, содержащимися полностью или частично за счет государственных средствили открытыми для общественного пользования».
Такимобразом, возникает вполне закономерный вопрос: может ли дискриминация пополовому признаку проводиться во всех остальных, гораздо более значимых сферахполитической и общественной жизни общества? Более того, ч. 3 данной статьиустанавливает: «Ничто в настоящей статье не препятствует Государству издаватьособые постановления, касающиеся женщин».[11]Итак, Индия, по-видимому, оставляет право за высшими органами власти изменятьпо своему усмотрению правовой статус женщин, в том числе и в сторону отъятия уних политических или иных прав, признаваемых за ними по международнымдокументам.
Что касаетсяизбирательного права, то, как уже говорилось, в первом разделе данной работы, вбольшинстве стран мира оно женщинам законодательно предоставлено. Например,конституция Австрии гласит: «Направляемые в Европейский парламент от РеспубликиАвстрия депутаты избираются в соответствии с принципами пропорциональногопредставительства на основе равного, прямого избирательного права путем личноосуществляемого тайного голосования мужчин и женщин, которым к 1 января годавыборов исполнилось полных 18 лет и которые обладают на день выборов илиавстрийским гражданством и в соответствии с правом Европейского Союза не лишеныизбирательного права, или гражданством другого государства — члена ЕвропейскогоСоюза и в соответствии с правом Европейского Союза имеют право избирать».[12]Но нередко юридическое равенство на практике не реализовывается, превращаясь вфикцию.
Однаиз известных общественных деятельниц ФРГ Дебора Таннен заметила, что: «Признакихорошего мужчины и хорошего политика идентичны, а вот женщине приходитсярешать, хочет ли она слыть сильным руководителем или добропорядочной женщиной».[13]
Прошлоуже более 50 лет с тех пор, как в Основной закон (Конституцию ФРГ) быловключено положение о равноправии полов. За это время юридически равноправиепочти реализовано: нет больше законов, непосредственно фиксирующих неравенствоженщин или отводящих им определенную роль. Но существует социальноенеравенство, причина которого кроется в сложившихся структурах мира труда и общества,в стереотипах мышления и поведения. Здесь еще наблюдается «дефицитсправедливости», который накладывает отпечаток на проводимую в ФРГполитикууравнивания в правах.
Этотдефицит справедливости можно наблюдать и в парламенте Германии.«Совершенно определенно, что история парламентской демократии — этомужская история», — пишет К. Тимм.[14]Впервые женщины появились в законодательном органе Германии (тогда Национальномсобрании) в период существования Веймарской республики и составили«целых» 8,75% от общего числа депутатов (37 из 423). На протяжениимногих лет эта квота не менялась. Достаточно сказать, что в 1980 г. она составила 8,4%. До паритетной демократии Германии далеко и сегодня: в 1997 г. женщины составляли лишь около 26% от общего количества депутатов бундестага.
Положительныесдвиги в этом направлении, несомненно, имеют место. В партийном спектре этовыглядит следующим образом: фракция ПДС — 43% женщин; фракция Союза 90/Зеленые- 37,7%; СДПГ — 22%; СВДП — 18%; ХДС/ХСС — 15% женщин.[15]Таким образом, наиболее близка к осуществлению равного представительства женщинПДС — преемник СЕПГ, партии Хонеккера в бывшей ГДР. Менее всего отвечаюттребованиям паритетной демократии традиционно-консервативные партии ЗападнойГермании — ХДС и ХСС.
В составе муниципальныхсоветов Великобритании также крайне низок процент женщин: они составляют лишь1/8 часть советников.
В выборах в Палатупредставителей Японии 2000 г. приняло участие 54,6% избирателей, хотя иотмечена высокая активность избирательниц. Из 202 кандидатов-женщин 35 сталидепутатами, в том числе 16 впервые. По итогам парламентских выборов 2000 г. в составе Парламента оказалось 35 представительниц прекрасного пола (7% общей численности парламентариев).Это второй самый крупный результат за всю послевоенную историю. Первый крупныйуспех женщин на парламентских выборах был зафиксирован в 1946 г., когда в Палату представителей были избраны 39 женщин.[16]Однако за последние 10 лет в Японии значительно увеличилось число женщин,занимающих ответственные должности в государственных организациях и частныхкомпаниях, а также в политических инстанциях. Среди государственных служащих надолю женщин приходится 12%, а среди судей их более 8%. Эти цифры внушаютопределенный оптимизм в дальнейшем повышении уровня реального равноправияженщин и мужчин.
Вст. 48 конституции Китая указано, что женщины пользуются равными с мужчинамиправами во всех областях политической, экономической, культурной, общественнойи семейной жизни, а государство охраняет права и интересы женщин, обеспечиваетим равную с мужчинами плату за равный труд, воспитывает и выдвигает кадровыхработников из числа женщин. В какой мере это реализуется, можно видеть хотя быиз того факта, что в руководстве страны за полвека после победы коммунистов вгражданской войне не было и нет женщин, за исключением Цзян Цин, котораявыдвинулась во время «культурной революции» благодаря тому, что была супругойруководителя КНР Мао Цзэдуна.
Законо выборах предусматривает, что в составе депутатов Всекитайского СобранияНародных Представителей и местных собраний народных представителей женщины должныиметь надлежащее количество мест и коэффициент их представительства долженпостепенно повышаться. Правда, каков этот коэффициент, закон не говорит,оставляя решение вопроса на усмотрение политических сил.[17]
Однаконекоторые государства предоставляют дополнительные гарантии пассивногоизбирательного права женщин. В некоторых мусульманских странах (Бангладеш,Пакистан) определенное число женщин-депутатов в нижнюю палату избирается самимпарламентом. В Бангладеше из 330 мест в Парламенте 30 зарезервировано дляпредставительства женщин; на эти места производится кооптация самимПарламентом.[18]
И, по сообщениям журналаNation, в ходе обсуждения реформы законодательства по формированию органоввласти в Пакистане и предстоящей отмены разделения электората на мусульман ине-мусульман, неправительственные организации и другие институты гражданскогообщества выразили озабоченность недостаточной представленностью женщин впарламенте страны. В совместном заявлении несколько правозащитных организацийпотребовали 33%-ной квоты для представительства женщин в НациональнойАссамблее, Сенате и провинциальных законодательных органах, что будет реальноспособствовать расширению возможностей участия женщин в политической жизни ипревращению их в равноправных партнеров в управлении государством.
По конституции ИндонезииПрезидент назначает членами Народного консультативного совета (основныефункции: 1) принятие и изменение конституции; 2) определение генерального курсагосударственной политики; 3) избрание президента и вице-президента) представителейпровинций и отдельных групп населения, в том числе и женщин.[19]
Согласно конституцииИндии, предусмотрено резервирование мест в легислатуру федерации и субъектов.«Не менее одной трети от общего числа мест, зарезервированных в соответствии спунктом 1 (в отношении племен и каст), должно быть зарезервировано для женщин,принадлежащих к кастам, указанным в списках, или в случае необходимости кплеменам, включенным в списки. Не менее одной трети (включая число мест,зарезервированных за женщинами, принадлежащими к кастам и племенам, включеннымв списки) от общего числа мест, замещаемых путем прямых выборов в каждомПанчаяте, должны быть зарезервированы за женщинами, и такие места могут бытьраспределены путем ротации между различными избирательными округами вПанчаяте».[20]И такое же положение содержится в ней в отношении муниципалитетов.[21]Однако в отдельных районах по традиции замужние женщины не должны называть своеимя или открывать лицо, а потому не могут использовать свое право голоса.
Любопытную нормупредставляет собой одна из обязанностей каждого гражданина Индии — отказ отпрактики нарушения достоинства женщин.[22]Таким образом, государство официально признает данную практику (впрочем, сучетом особенностей этнического, культурного и религиозного развития Индии ееможно понять) и путем возведения ее недопустимости в ранг конституционнойобязанности пытается бороться с ней.
Сравнимданную норму с ч. 3 и 4 ст. 49 Конституции Китая. В ней содержится запрещениежестоко обращаться с женщинами. Это тоже своеобразная черта содержаниякитайской Конституции. Последняя норма наводит на предположение о том, что смужчинами жестоко обращаться можно; впрочем, разработчики текста Конституциивряд ли имели это в виду.[23]
Вперечисленных выше случаях резервирования мест в законодательных органах властиБангладеша, Пакистана, Индонезии и Индии находит свое отражения практическаярекомендация Конвенции о ликвидации всех форм дискриминации в отношении женщин,принятой ООН в 1979 г. В Конвенции четко сказано, что в национальномзаконодательстве вполне допустимо использование особых мер и процедур, которыеспособствуют фактическому выравниванию статуса мужчин и женщин. В том числе — квот для женщин в представительных или законодательных органах и структурахисполнительной власти; в списках кандидатов в депутаты; в руководящих органахпартий, движений.
 Правительствацелого ряда стран мира всерьез восприняли все эти рекомендации международногосообщества и попытались с помощью специальных законодательных актов ипрактических мер установить баланс в социальных позициях мужчин и женщин всвоих странах. Один из последних законов такого типа был принят 6 июня 2000года Национальным собранием Франции. Закон называется «О паритете междуженщинами и мужчинами». Он направлен на обеспечение паритетного, то естьабсолютно равного — 50/50 — представительства женщин и мужчин на всех выборныхдолжностях. При этом важно обратить внимание на следующее: недостаточно, чтобы50 % кандидатов были женщины, т.к. они могут располагаться во второй половинесписка, что может повлиять на то, что предпочтение будет отдано мужчинам.Следовательно, кандидаты-мужчины и кандидаты-женщины должны чередоваться. Такаяпоправка впервые была учтена на муниципальных выборах в марте 2001 года.
Однакоэто касается только выборов в муниципальные органы Франции, в сенат и выборов вЕвропарламент.
Впротивоположность тому выборы в национальное собрание не могут регулироватьсяпроцентным соотношением кандидатов в списке. Но для тех партий, которые непридерживаются принципа паритета при выдвижении кандидатов, предусмотренызаконом денежные штрафы. В случае если разница между количеством мужчин иженщин составит 2 или более процента, общественные льготы (субсидии)«проштрафившимся» партиям снижаются.
Какже обстоят дела в Германии? Для осуществления политического равноправия здесьне делается ставка на положения закона. Решение этой проблемы передано в рукипартий. Но каждая партия идет своим путем, т. к. у каждой партии своя идеологияи свои приоритеты, а соответственно и различный образ действий.
В1980 году партия Зеленых впервые ввела в своих избирательных списках паритет50/50. Затем, в 1988 году, социал-демократы разработали систему более гибкогорегулирования избирательных квот: сперва избирательная квота составляла 30 %, азатем 40 %. В избирательных земельных списках в парламент женщины и мужчиныдолжны чередоваться, и каждое пятое место должно быть занято либо мужчиной,либо женщиной. Это же положение касается и федеральных списков для выборов вЕвропарламент (Положение о порядке проведения выборов, параграф 4).
ВХДС действует внутрипартийный «кворум», согласно которому каждое третье местона выборах должно принадлежать женщине. Если это место в первом туре не будетзанято женщиной, то во втором туре оно может быть занято мужчиной.
Наиболеестрогие правила действуют в партии Зеленых /Союз 90/ и в партиидемократического социализма (ПДС). В этих партиях доля женщин обязательнодолжна составлять 50%, что и выполняется. Устав партии Зеленых требует, чтобыженщины паритетно были представлены и в партийных комиссиях.
Улибералов и ХДС более лояльные требования: в Свободной Демократической Партиичисло женщин учитывается при распределении мандатов и при составлении комиссий.В ХДС/ХСС, баварского аналога вышеупомянутой партии ХДС, речь идет даже не окаких-то положениях устава, а всего-навсего о рекомендациях.
Такимобразом, мы можем сделать вывод: решение проблемы равного участия мужчин иженщин в выборах в парламент предоставлено партиям. В противовес этому воФранции было найдено государственное решение этой проблемы.[24]
Обратимсяк примеру США. В каждой из двух партий страны, республиканской идемократической, имеются национальные комитеты. В Национальный комитетДемократической партии избираются по одному мужчине и одной женщине от каждогоштата (с начала 70-х гг. в обеих партиях введено правило о необходимостиобеспечения равного представительства женщин и мужчин от каждого штата).Судебная практика твердо занимает позицию недопустимости дискриминации попризнаку пола. Например, в октябре 1996 г. Верховный суд США обязаладминистрацию Военного института штата Виргиния отменить запрет на приемженщин, расценив его как антиконституционный.[25]
С другой стороны, «самаядемократичная страна мира» до сих пор не содержит в своей конституции нормы оравноправии мужчин и женщин. В 1972 г. Конгресс одобрил поправку к конституцииоб установлении равных прав женщин с мужчинами. Но 3/4 штатов в течение 10 летне ратифицировали эту поправку, и в связи с истечением установленного дляратификации срока (1982 г.) вопрос о принятии указанной поправки был снят с повесткидня. В то же время Основные законы 17 штатов провозглашают равноправие женщин смужчинами.
ВКонституции Италии специально подчеркиваются равные возможности мужчины иженщины в поступлении на государственную службу: «Все граждане обоего поламогут на равных условиях поступать на службу в государственные учреждения…»(ст. 51).
Эторазличие объясняется тем, что во Франции и южно-европейских странахнациональные связи, как наиболее предпочитаемая форма социальныхвзаимоотношений, исключают любую форму посредничества между личностью и нацией.Только государство и общественно-политическая сфера являются носителемлегитимного представительства и определяют его общественное место. Впротивоположность этому существование общественных групп в англо-говорящихстранах, Северной Европе и Германии не воспринимается как противоречащее национальнымидеям и государственному мнению.[26]Государство просто следит за развитием общественных принципов. Вследствие этогосформировалось единодушное общественное мнение, что при возникновениикакой-либо проблемы, она должна непременно решаться. И это решение каждаясторона (например, партия) принимает по-своему.
Такимобразом, мы видим, что даже в борьбе за равноправие полов в политической сфере,проявляются национальные исторически обусловленные модели поведения, чегонельзя не учитывать. В качестве объяснения можно назвать причины, связанные срелигией: это низкое количество женщин-депутатов в странах с традиционнокатолическим вероисповеданием, и высокое количество женщин-депутатов в странахпротестантского вероисповедания, так что налицо конфессиональные различия междуСеверной и Южной Европой. То же самое можно сказать и об арабских странах, гдетрадиционно сильны позиции ислама. Сравнивая международный опыт, можно сказать,что государства идут к цели достижения подлинного равноправия полов различнымипутями, которым соответствуют существенные различия в отношениях междугосударством и обществом.
3.Экономические, социальные и культурные права женщин по конституциям зарубежныхстран
Большоезначение имеет равноправие женщин и мужчин во всех областях хозяйственной икультурной жизни как обеспечение их политического равенства. Социальные иэкономические права определяют положение человека в сфере труда и быта,занятости, благосостояния, социальной защищенности. Культурные правагарантируют духовное развитие.
Осуществлениеподлинного равноправия женщин и мужчин возможно лишь на основе специальныхзаконодательно зафиксированных гарантий: государственной охраны интересовматери и ребенка, заботы о состоянии их здоровья, предоставления женщине прибеременности и после родов отпусков с сохранением содержания и т. п. Данныегарантии не являются особыми привилегиями для женщин, а необходимы дляобеспечения действительного равноправия в связи с особенностями женского организмаи выполнением женщинами функций в обществе.
Так, в соответствии сконституцией Венгерская Республика обеспечивает равноправие мужчин и женщин вотношении всех гражданских и политических, а также экономических, социальных икультурных прав. При этом гарантируется на основе особых предписаний поддержкаи защита матерей до и после рождения ребенка.[27]Особыми нормами обеспечивается охрана женщин в труде.
КонституцияИталии гласит, что «трудящаяся женщина имеет те же права и при одинаковом трудеполучает одинаковое с трудящимся мужчиной вознаграждение. Условия труда должныпозволять ей выполнять главную для нее семейную функцию и должны обеспечиватьнадлежащую охрану интересов матери и ребенка».[28]
Науровне Евросоюза Европейская хартия прав 2000 г. в титуле III «Равенство» также устанавливает равенство прав.[29]Равенство между мужчинами и женщинами во всех областях, включая занятость, труди вознаграждение, провозглашает ст. 23. Однако этот принцип по комментариямевропейских парламентариев не исключает сохранение или принятие мер,предусматривающих специальные преимущества и пользу того или иного пола.Впрочем, Испания была признана нарушителем ст.1, когда в законодательномпорядке запретила прием на работу в гражданскую службу замужних женщин.
Поконституции Бразилии «законодательство о труде и социальном обеспечении должноисходить из следующих положений, не считая других принципов, направленных наулучшение условий жизни трудящихся:
…X.Устанавливается право женщины на отпуск до и после родов с сохранением работы изаработной платы.
…ХIY.Обеспечивается медицинское и санитарное обслуживание, включая госпитализацию ипрофилактическое лечение трудящихся и беременных женщин».[30]
ВИсландии в 1976 г. был принят Закон о равенстве женщин и мужчин, где записано,что они имеют равные права и возможности в отношении найма на работу,образования и получения равной оплаты за равный труд.
Ив конституции Болгарии также зафиксированы, при общем равенстве мужчин иженщин, дополнительные гарантии для последних: «Женщина-мать пользуется особымпокровительством и защитой государства, которое обеспечивает ей оплачиваемыйотпуск в связи с беременностью и родами, бесплатную акушерскую помощь,облегчение условий труда и другую социальную помощь».[31]
Многиеконституции устанавливают следующее положение: «Женщины и мужчины, взрослые инесовершеннолетние имеют право на равное вознаграждение за труд равной ценности».[32]Однако в некоторых современных странах существует фактическое неравенствоженщин, которое особенно наглядно в сфере социально-экономической. Так,женщины, как правило, получают меньшую заработную плату за тот же труд, что имужчины.
Гендерныйразрыв в оплате труда является наибольшим среди самых доходных ивысокопрофессиональных групп. При этом женщины по-прежнему не могут пробиться всферу высшего менеджмента. И в США, и в Германии доля женщин, занимающихпрезидентские посты в самых крупных компаниях, составляет вот уже много летменее 3%. Более лучшие возможности открыты для ряда женщин в среднемменеджменте в торговле и финансах. И все-таки в этих сферах их всего 30% вЕвропе и 40% в США. В среднем женщины получают от 50 до 80% заработка мужчин.На долю женщин приходится 2/3 всех неграмотных взрослых. Из 100 млн детей, неимеющих возможности получить начальное образование, 60% составляют девочки. Законодательствоже о равных правах и равных возможностях для женщин и мужчин работает только вобщественном секторе экономики, а в частном оно не действует.[33]
Источникомгендерной асимметрии являются иногда государственные структуры, например, вфундаменталистских странах, где женщины лишены в ряде случаев права наобразование, участие в общественной жизни, работу вне дома и т. д. Но чащевсего источник гендерной асимметрии — скрытая дискриминация и патриархатные установки,господствующие в общественном сознании, которые являются проводникамипрактических действий.[34]И здесь даже эффективные законодательные меры могут не находить должногоотклика в общественной практике.
Отом, что другие, кроме законодательных, меры могут быть весьма эффективными длярешения проблем занятости и условий труда, в том числе сестринского персонала,свидетельствует, в частности, дело, рассмотренное в конце 80-х годов по искуассоциации медицинских сестер канадской провинции Онтарио Трибуналом по равнойоплате (Pay Equity Tribunal).[35]
Виске ассоциации оспаривалась схема оценки труда, которая отдавала приоритеттруду врачей-мужчин, не учитывая многого, что делается женщинами-сестрами длявыздоровления больных. Удовлетворяя иск. Трибунал в своем решении от 29 мая1991 года указал, что на службу здравоохранения, службы социального и прочегообслуживания не должны автоматически переноситься критерии оплаты труда впромышленности и ином производстве. В противном случае учитывается далеко невсе, что составляет ценность труда, недооценивается вклад женщин исоответственно сестринский персонал получает искусственно заниженную оплатусвоего труда. Комментируя это решение Трибунала по равной оплате, канадскийсоциолог Р. Армстронг отмечает, что женщины сами далеко не всегда сознают,какой труд они выполняют на службе и дома. Поэтому часто не могут выразить своидействия в минутах, как этого требует статистический учет в сфере труда. Темболее не сознают всего объема трудовых усилий женщин мужчины.[36]
Отметимсо своей стороны, что данное решение создало необходимый прецедент, имеющийсейчас важное значение при рассмотрении подобных исков о неравенстве в оплатетруда женщин и мужчин в канадских судах.
Всвязи с вышеизложенным большой интерес представляет закрепление социальногостатуса женщины в конституции Ирландии. Согласно данному документу, государствопризнает Семью (именно с большой буквы) как естественный первоисточник иобъединяющую основу общества, а также как нравственный институт, обладающийнеотъемлемыми и неотчуждаемыми правами, предшествующими всякому позитивномуправу и высшими по отношению к нему. Государство гарантирует защиту Семьи, ееорганизацию и авторитет как необходимую основу социального порядка, незаменимуюдля процветания народа и государства. В частности, государство признает, чтоженщина ее домашней жизнью оказывает государству поддержку, без которой нельзядостигнуть общего блага. Государство должно прилагать усилия к тому, чтобыматери не были вынуждены экономической необходимостью заниматься работой вущерб их домашним обязанностям.[37]
Вцелях гарантирования равенства членов семьи государство, в частности, должнонаправлять свою политику на обеспечение того, чтобы граждане (все — мужчины иженщины — в равной степени имеют право на соответствующие средствасуществования) могли посредством своих занятий найти средства для разумногообеспечения своих домашних потребностей.[38]
Такиеже цели ставятся перед государством и конституцией Индии. Государство должнонаправлять свою политику на обеспечение:
—равного права граждан — мужчин и женщин — на адекватные средства к жизни;
—равной оплаты равного труда мужчин и женщин.[39]
Декларативныйхарактер конституционных норм о равенстве социального статуса женщин и мужчиннаиболее ярко прослеживается на примере конституции Японии. В ст. 24Конституции особо гарантируется равноправие мужчин и женщин в семейныхотношениях. В соответствии с этой статьей брак заключается только при взаимномсогласии обеих сторон и существует при условии взаимного сотрудничества, воснову которого положено равенство прав мужа и жены. В отношении выборасупруга, имущественных прав супругов, наследования, выбора местожительства,развода и других брачно-семейных вопросов законы должны основываться напринципе личного достоинства и равенства полов.
Приэтом Закон допускает дискриминацию в отношении женщин, поскольку в соответствиис его положениями для натурализации жены японца нет такой льготы, как у мужаяпонки. Более того, указанные дискриминационные положения Закона нарушаютположения ст. 14 и 24 Конституции, которыми гарантировано равенство всех передзаконом и недопущение дискриминации в политическом, экономическом и социальномотношениях по мотивам расы, религии, пола, социального положения, а такжепроисхождения.[40]
Сходноеположение отмечает в своем исследовании конституции Бразилии известныйисследователь Г. Дэзэн. Он говорит, что права и обязанности мужчины и женщины вбраке одинаковы, однако действующий еще гражданский и гражданско-процессуальныйкодекс дает мужчине явное преимущество.[41]
На примере Турции можнопроследить действующую сегодня тенденцию в мусульманских странах кзаконодательному уравниванию в семейных правах мужчин и женщин. НовыйГражданский кодекс Турции, сменивший предыдущий, принятый еще в 1926 г., положил конец мужскому доминированию в браке, когда супруг официально признавался «главойсемьи». По новому законодательству жена также получает право официальнопредставлять семью, принимать участие в совместных решениях относительно местажительства семьи и сохранять свою девичью фамилию, которая будет присоединятьсяк фамилии мужа через дефис. Поднят также официальный возраст вступления в бракдля женщин — с 15 до 18 лет. Однако самые большие споры вызвало предложениенаделить женщин равными правами на имущество, нажитое в браке в случае развода- встретила ожесточенное сопротивление у законодателей националистического иисламистского толка, которые утверждали, что такая мера направлена на подрывсемьи. Все же данное предложение было принято, и теперь остается проследить,как оно будет реализовываться на практике.
Взаключение хотелось бы охарактеризовать шведскую модель равноправия полов вэкономической, социальной и политической сферах.
Помеждународным стандартам Швеция является наиболее равноправной страной. Модельравных прав и возможностей Северных стран – это равенство, равноправие, равныеправа и возможности, равный доступ к власти женщин. Определяющими являютсяследующие обстоятельства:
1.Политика Правительстванаправлена на создание экономической самостоятельности женщин в браке – каждыйчеловек имеет реальные возможности заработка денег, на создание достаточногоколичества мест в детских дошкольных учреждениях;
2. Реформа по социальномустрахованию родителей.
В шведском кабинете министровесть пост Министра по равным правам и возможностям, функционирует Совет поравным правам и возможностям, имеющий консультативный характер.
Шведское Правительствоимеет следующие планы по развитию равных прав и возможностей: 1. Равномерноераспределение власти и возможностей влияния на Правительство по гендерномупризнаку – Кабинет состоит из равного количества мужчин и женщин. 2. В частномсекторе работают по увеличению количества женщин-руководителей. 3. Обеспечениеравных прав и возможностей женщин и мужчин на рынке труда.
В Швеции с начала 80-хгодов вопросы равноправия составляют один из важнейших компонентовгосударственной политики. Правовой основой для ее проведения является Закон оравноправии 1991 года (с поправками от 1994 г.), нацеленный на занятость, условия труда и возможности служебного роста. В практическом плане Законпредусматривает разработку работодателями ежегодных планов мероприятий пообеспечению максимально сбалансированного представительства между полами.
В административномотношении контроль за соблюдением законодательства возложен на министра повопросам равноправия и государственную комиссию по равноправию. Активизацияженского движения в начале 70-х годов привела к существенному роступредставленности женщин в политических партиях и парламенте Швеции. Так, с 1980по 2000 число женщин парламентариев возросло с 25 до 43% при 48% женщин вофракции правящей социал-демократической партии.[42]
Очередным и более сложнымэтапом в повышении роли женщин в управлении обществом шведы считают достижениеравного представительства полов на руководящем уровне в исполнительной власти.Этой цели служит принятая в 1998 году специальная правительственная программа[43],предусматривающая:
1. регулярную статистическуюотчетность перед парламентом о положении женщин в государственных органахуправления;
2. этапные ориентиры вповышении пропорционального представительства женщин (30% — к 1992 г., 40% — у 1995 г. и 50% — в 1998 г.);
3. специальныемероприятия по достижению этих целей: контроль за правительственныминазначениями со стороны министра по равноправию, государственная финансоваяподдержка целевых программ неправительственных организаций по стимулированиюженского представительства в структурах исполнительной власти и др.
Со времени принятияправительственной программы число женщин в «высших» эшелонах власти заметновозросло и в 1995 году составило: в правительстве 50% (11 из 22 министровнынешнего кабинета – женщины на уровне заместителей министров). В целом в 2000году женщины составляли половину общего числа занятых в госслужбе, занимая приэтом около 30% руководящих и старших должностных постов.
Большую роль играет омбудсманпо вопросам равноправия, который ежегодно получает отчеты работодателей погендерной статистике работающих у него на предприятии работников, а такжегендерные статистические данные по увольнению работников. Увольнение работникапо гендерному признаку карается законом. Все судебные издержки такогоразбирательства несет профсоюз той организации, которая уволила работника, иструктура омбудсмана по вопросам равноправия, которой на эти нуждыПравительство выделяет специальное финансирование.
Итак, можно сделатьвывод, что социальная роль женщин и их положение в обществе постоянно меняютсясо временем, сегодня равенство экономических, социальных и культурных прав ивозможностей мужчин и женщин признаются практически всем цивилизованнымсообществом, однако, в обществе все еще остаются и мешают ему полноценно жить иразвиваться различные предрассудки и стереотипы.

Заключение
На национальном уровне, вразличных странах процесс законодательного закрепления предоставления женщинамгражданских, политических, экономических, социальных и культурных прав зависелот степени господства в обществе старых «патриархальных» представлений оролевых функциях каждого из полов, и соответственно, обусловленных этимтрадиционных правах и обязанностях мужчин и женщин. Огромное значение здесьимеет господствующая в том или ином обществе религия и национальные икультурные обычаи. В азиатских и африканских государствах прямая негативнаядискриминация женщин чаще всего имеет корни в исламе и охватывает вопросынаследования, собственности на землю и семейные отношения.
Прямая позитивнаядискриминация в пользу женщин чаще всего базируется на репродуктивной функцииженщин (вспомним конституцию Ирландии). Однако все то, что касается ухода задетьми и их воспитанием, — сфера прав и обязанностей обоих родителей, и здесьвозможны перегибы законодательства в обе стороны. В реальной жизнидифференцированный подход к конкретным индивидуумам и отдельным социальнымслоям населения во многих ситуациях является необходимым средством для созданияих более полного равенства.
Следуя закономернымтенденциям современности, государства мира на конституционном уровне проводятзакрепление правового статуса женщин, каждое по собственным стандартам. Всеконституции содержат общее положение о равенстве полов, но с теми или инымиизъятиями, или же, наоборот, дополнительными гарантиями. Первые свойственны длястран с сильной позицией религиозных норм в недавнем политическом прошлом или втекущей реальности (арабский мир, страны с преобладающим католическим вероисповеданием),последние – для более современных стран т. н. «западной модели демократии».Вместе с тем скандинавские страны выработали свою собственную модель правовогостатуса женщин, основанной на планомерном проведении в жизнь принятой нагосударственном уровне концепции равного представительства мужчин и женщин вовсех сферах общественной жизни, которая была нами рассмотрена на примереШвеции. На наш взгляд, именно эта концепция является наиболее приемлемой дляустановления реального гендерного равенства. Однако нельзя игнорировать иразработанные в конституционно-правовой практике прочих государств особенностизакрепления прав женщин. Каждая из них вносит разнообразие, учитывающеенациональные особенности определенной страны, и вряд ли будет считатьсяоправданным подводить под правовой статус женщин четко регламентированныестандарты.

Список использованнойлитературы
1. Европейскаяхартия прав 2000 г.
2. КонституцияАвстрии// www.uristys.ru
3. КонституцияБельгии от 17 февраля 1994 г. // www.uristys.ru
4. КонституцияВенгерской Республики// www.uristys.ru
5. КонституцияГреции от 11 июня 1975 г. // www.uristys.ru
6. Конституция Индии 1950 г.//Конституции зарубежных государств: Учебное пособие/Сост. проф.В.В.Маклаков. — 4-е изд., перераб. и доп. — М.: Волтерс Клувер, 2003.
7. КонституцияИрландии от 29 декабря 1937 г. // www.uristys.ru
8. КонституцияИталии//Конституции зарубежных государств: Учебное пособие/Сост. проф.В.В.Маклаков. — 4-е изд., перераб. и доп. — М.: Волтерс Клувер, 2003.
9. КонституцияНорвежского Королевства от 17 мая 1814 г.// www.uristys.ru
10. КонституцияРеспублики Болгария от 13 июля 1991 г.// www.uristys.ru
11. КонституцияРеспублики Исландия от 17 июня 1944 г.// www.uristys.ru
12. КонституцияПортугалии от 2 апреля 1976 г. // www.uristys.ru
13. КонституцияСоединенных Штатов Бразилии от 18 сентября 1946 г. // www.uristys.ru
14. КонституцияФранцузской Республики от 4 октября 1958 г. // www.uristys.ru
15. Конституция ФРГот 23 мая 1949 г. // www.uristys.ru
16. КонституцияШвейцарии от 18 апреля 1999 г. // www.uristys.ru
17. Закон КитайскойНародной Республики о выборах во Всекитайское собрание народных представителейи в местные собрания народных представителей различных ступеней. Ст. 23// Новоезаконодательство КНР. Информационные материалы. Вып. 3. Ч. 1. М.: ИДВ РАН, 1995.
18. Гартмейер М. Отформального гендерного равенства к настоящему (на примере Германии и Франции).Доклад // Сборникежегодной научно-практической конференции «Женщина. Образование. Демократия». –М., 2004.
19. Гендернаяполитика: реалии дня и тенденции XXI века//Аналитический вестник Совета Федерации ФС РФ, №4(160), 2002.
20. Гендернаяэкспертиза российского законодательства: теория и практика//Аналитическийвестник Совета Федерации ФС РФ, № 4(160), 2002.
21. Иностранноеконституционное право/ Под ред. проф. В. В. Маклакова. – М.: Юрист, 1996.
22. Килпатрик К.Эффективное использование равных прав: равное вознаграждение за труд равнойценности во Франции и Британии // Обеспечение равенства полов: политика странЗападной Европы. — Под ред. Ф.Гардинер. — М.: Идея-Пресс, 2000. — С.47-75.
23. Конституционное(государственное) право зарубежных стран. Часть общая. Т. 1–2: Учебник длястудентов юридическихвузови факультетов/Под ред. Б. А.Страшуна. — 4-е изд.,– М.: Норма, 2007.
24. Конституционное(государственное) право зарубежных стран. Часть особенная. Учебник длястудентов юридическихвузови факультетов/Под ред. Б. А.Страшуна. — 3-е изд., обновл. и дораб. – М.: Норма, 2008.
25. МатрикасА.А.Семья как ценность: состояние и перспективы ценностного выбора в странахЕвропы /А.А.Матрикас //Социс .- 2004. — С.65-72.
26. Поленина С.В.Развитие института прав женщин во взаимодействии международного и национальногоправа // Права женщин в России. Законодательство и практика. – М,.1998. — № 3.- С.10-15.
27. Семитко А.П.Развитие правовой культуры как правовой процесс. Автореферат диссертации насоискание степени докт.юр.наук. – Екатеринбург, 1996. С.21.
28. ArmstrongP. Women and Work: Learning from the Research Epxerimence // Investigating theGender Bias. Vancouver, 1993.
29. DezenJunior С. Direito Constitucional —10 editao. – Brasilia, 1999.
30. Keesing’sRecord of World Events// The Nikkei Weekly, 2000. July 3.
31. OntariiNursis Assosiation v. Haldimond-Norfolc (0001-89 P. E. H. T.).
32. TannenD.Dukannst mich einfach nicht verstehen.- Munchen: W. Goldmann Verlag, 1993.
33. ThimmC. StrategischesHandeln im politischen Konflikt. Frauen und Manner im kommunalen Parlament //Sprache im Konflikt. — Berlin, New York: Walter de Gruyter, 1995.