Профсоюз как субъект трудового права

Содержание
Введение
Глава 1.Теоретические основы деятельности профсоюзов
1.1Возникновение профсоюзного движения
1.2Понятие, задачи и функции профсоюзов
1.3Правовой статус профсоюзов
1.4Классификация профсоюзов
Глава 2.Профсоюзы современной России
2.1Проблемы современных профсоюзов      
2.2 Путиразвития профсоюзов современной России
Заключение
Списокиспользованной литературы

Введение
В соответствии со ст. 30Конституции РФ[1]граждане имеют право на объединение, включая право на создание профсоюзов длязащиты своих интересов. Свобода деятельности общественных объединенийгарантируется. Никто не может быть принужден к вступлению в какое-либообъединение или к пребыванию в нем. Профессиональный союз — это добровольноеобъединение граждан, связанных общими производственными, профессиональнымиинтересами по роду их деятельности, создаваемое в целях представительства изащиты их социально-трудовых прав и интересов.
Как общественная организацияпрофсоюзы основаны на членстве. Вступить в профсоюз может любой гражданин,достигший 14-летнего возраста и осуществляющий трудовую (профессиональную)деятельность. Статья 30 Конституции РФ предусматривает, что каждый имеет правона объединение, включая право создавать профессиональные союзы для защиты своихинтересов. Такое право закреплено и международным законодательством.Международный пакт о гражданских и политических правах 1966 г. провозглашает,что каждый имеет право на свободу ассоциации с другими, включая право создаватьпрофсоюзы и вступать в таковые для защиты своих интересов.
Актуальность темы определяется,во-первых, глубокими трансформациями, происходящими в российских профсоюзах каксоциальных институтах современного российского общества, и сменой самойпарадигмы их исследования в отечественной науке. Отсюда существуетнастоятельная необходимость переосмысления теоретических и практическихаспектов данных трансформаций в постсоветский период, в том числе и нарегиональном уровне.
Во-вторых, актуальность темыобусловлена превращением профсоюзов, включая региональные, в существенныйфактор реформирования российского общества, развития социальных процессов исоциальной демократии.
Цель работы – исследование профсоюзакак субъекта трудового права.
Достижение поставленной целивозможно путем решения следующих задач:
осветить историю возникновенияпрофсоюзного движения;
раскрыть понятие, задачи и функциипрофсоюзов;
рассмотреть правовой статуспрофсоюзов;
изложить классификацию профсоюзов;
проанализировать проблемысовременных профсоюзов;
предложить пути развитияпрофсоюзов современной России.

Глава 1.Теоретические основы деятельности профсоюзов
 
1.1Возникновение профсоюзного движения
Профессиональные союзы возникликак добровольные объединения рабочих и служащих по профессиям.
Появление наемного труда призарождении классового общества привело к разделению общества на две части:наемных работников и работодателя. Тяжелые и вредные условия труда, в которых оказывалисьрабочие, неизбежно вызывали возмущение и сопротивление работников. Вопрос оформах сопротивления молодого рабочего класса стал представлять оструюпроблему. Сами работники не в состоянии были противостоять работодателю изащитить свои интересы. Объединения работников в большей или меньшей степени всостоянии это сделать. Появление профсоюзов вызвало сопротивление работодателейи государства. С целью подавления профсоюзов стали вводиться уголовнаяответственность для организаторов профсоюзов и другое антирабочеезаконодательство, которым объединение в профсоюз рассматривалось как преступныйзаговор, и деятельность профсоюзов запрещалась на протяжении большей части XIXв. В развитых странах деятельность профсоюзов была закреплена как противоречащаяпринципу неограниченной свободы личности. Например, французский закон ЛеШапелье (1791) юридически запретил деятельность профсоюзов.
По мере развития рабочего движенияпрофсоюзы законодательно стали признаваться государством. Так, в 1871 г. вАнглии был принят профсоюзный закон, который дал определение профсоюзам иразделил их на зарегистрированные (законные) и незарегистрированные(незаконные). С конца ХIХ в. — начала XX в. начался процесс активного созданияпрофсоюзных ассоциаций, ставший проявлением обострения противоречий междутрудом и капиталом. Дальнейшее развитие профсоюзов проходило неоднозначно. Ссозданием после первой мировой войны Международной организации труда ееконвенции создали правовую основу деятельности профсоюзов. Эта основа остается незыблемойи сейчас. Однако происшедшие в последние десятилетия качественные изменениясостава наемных работников, значительное повышение уровня их квалификации иоплаты труда ослабили их интерес к коллективным формам борьбы. Поэтому вомногих странах численный состав профсоюзов и, соответственно, их влияние ивозможности уменьшились. По опубликованным данным, число членов профсоюзов воФранции составляет менее 10% работающих по найму, в США и Турции — около 20%,Японии, Германии и Италии — от 30-40%. Значительное число наемных работниковсохранили профсоюзы стран Северной Европы.[2]
Свой исторический путь прошли ипрофсоюзы России. После победы социалистической революции в 1917 г. профсоюзы,естественно, утратили роль антипода государственной власти. Они стали исполнятьроль ее активного союзника. Был выдвинут и реализован лозунг: «Профсоюзы — лицом к производству». Декларировалось, что профсоюзы выполняют две функции:производственную и защитную, но фактически производственная функциявозобладала. Профсоюзы становились частью государственного аппарата, о чемсвидетельствует переход к ним ряда государственных функций, таких как охранатруда, государственное социальное страхование, руководство соревнования и др.Переход этих функций означал усиление государственных начал в деятельностипрофсоюзов. Расширение прав профсоюзов, прежде всего фабзавкомов (1958),необходимость согласования многих решений в сфере труда с профсоюзами непривели к подлинному расширению производственной демократии, посколькупрофсоюзы оставались послушными исполнителями воли государства и администрации,что способствовало падению их авторитета.
В современных условиях рольпрофсоюзов существенно меняется. Прежде всего профсоюзы декларируют твердуюприверженность защите интересов трудящихся и отказ от выполненияпроизводственных функций. В новых условиях профсоюзы перешли оторганизационного монизма, обусловленного однопартийной системой, к плюрализму:в стране возникли и функционируют профсоюзы различных направлений.
Правовая основа деятельностипрофсоюзов в России заключается в закреплении права граждан на объединение впрофсоюзы для защиты своих интересов (ст. 30 Конституции РФ). 12 января 1996 г.был принят Закон о профсоюзах[3], в котором дана достаточно полная иподробная регламентация прав и обязанностей этих общественной организации.
До принятия указанного Законаважную роль в определении правового статуса профсоюзов Российской Федерациивыполнял Указ Президента РСФСР от 26 октября 1991 г. «Об обеспечении правпрофессиональных союзов в условиях перехода к рыночной экономике». В неморганам исполнительной власти, руководителям министерств и ведомств,предприятий, объединений, учреждений и других организаций независимо от их формсобственности и ведомственной принадлежности предписывалось «обратитьособое внимание на строгое соблюдение прав профсоюзов и всемерное обеспечениеих деятельности в соответствии с действующим законодательством и общепринятыминормами международного права; до принятия нормативных актов посоциально-экономическим вопросам проводить предварительные консультации ссоответствующими профсоюзными органами в целях выработки наиболее обоснованныхи приемлемых для трудящихся решений». Кроме того, продолжали действовать инормы КЗоТ РФ (гл. XV) в редакции Закона РФ от 25 сентября 1992 г., регламентирующиенаиболее общие вопросы обеспечения деятельности профсоюзов.
В настоящее время в Россиидействуют Конвенции МОТ N 11 «О праве на организацию и объединениетрудящихся в сельском хозяйстве» (1921) и N 87 «О свободе ассоциацийи защите права на организацию» (1948), согласно которым трудящиеся имеютправо создавать по своему выбору организации и вступать в них для защиты своихинтересов. Такое же право имеют и предприниматели.
С 1 февраля 2002 г. с моментавступления в силу ТК РФ[4], в статьях гл. 58 и других закреплены правапрофессиональных союзов, гарантии этих прав и ответственность за их нарушения,именно поэтому нормы Закона о профсоюзах следует применять в соответствии их ТКРФ.[5]
Если социальное назначениепрофессиональных союзов — представлять и защищать права и интересы работников — было и остается неизменным, то этого нельзя сказать об их правовой базе. Такуюправовую базу имел только один профсоюзный орган — профсоюзный комитетпредприятия, учреждения, организации. Юридические нормы определяласьнормативным актом — «Положением о правах профсоюзного комитетапредприятия, учреждения, организации», утвержденным Указом ПрезидиумаВерховного Совета СССР от 27 сентября 1971 г. с последующими изменениями идополнениями. Правовой статус профсоюзных органов иных уровней в законодательстведетально не регламентировался.
Правовая регламентациядеятельности профсоюзов представляла и представляет определенные сложности. Невсе стороны деятельности профсоюзов подлежат законодательному регулированию.Внутрисоюзные отношения (прием в члены профсоюза, уплата членских взносов,формирование руководящих профсоюзных органов и др.) государством нерегулируются, оно не вмешивается во внутреннюю деятельность профсоюзов,подобное вмешательство запрещено законом (п. 2 ст. 5 Закона о профсоюзах).Внутрипрофсоюзные отношения регулируются исключительно нормами, принимаемымисамими профсоюзами, прежде всего их уставами. Эти нормы часто именуютсякорпоративными, которые не могут быть отнесены к законодательству, посколькугосударство не участвует в их разработке и принятии. Выполнение корпоративныхнорм не подкреплено принудительной силой государства. Вместе с тем, в томслучае, если в понимании права выйти за пределы деятельности государства ивидеть в праве систему обеспечения порядка в обществе, систему, основанную наначалах справедливости, гуманизма, равенства, то корпоративные нормы могут бытьотнесены к правовым регуляторам.
Внешние отношения профсоюзоврегулируются законодательством. Закон «регулирует отношения профсоюзов сорганами государственной власти, органами местного самоуправления,работодателями, их объединениями, юридическими лицами и гражданами» (ст. 1Закона о профсоюзах).
Одновременно с этим Законом былиприняты: Закон об общественных объединениях, Закон о занятости населения и ряддругих. Указанные правовые акты отражают новые социально-экономические условия,сложившиеся в России и значительно изменяет организационно-правовые основыдеятельности профсоюзов.[6]
1.2Понятие, задачи и функции профсоюзов
Профсоюз — добровольноеобщественное объединение граждан, связанных общими производственными,профессиональными интересами по роду их деятельности, создаваемое в целяхпредставительства и защиты их социально-трудовых прав и интересов. Всепрофсоюзы пользуются равными правами.
Каждый человек, достигший16-летнего возраста и осуществляющий трудовую (профессиональную) деятельность,имеет право по своему усмотрению создавать профсоюзы для защиты своихинтересов, вступать в них, заниматься профсоюзной деятельностью и выходить изпрофсоюзов. В российских профсоюзах могут состоять не только гражданеРоссийской Федерации, проживающие как на территории России, так и вне еетерритории, но также иностранные граждане и лица без гражданства, проживающиена территории России, за исключением случаев, установленных федеральнымизаконами или международными договорами Российской Федерации.
Профсоюзы могут создавать своиобъединения (ассоциации) по отраслевому, территориальному или иномуучитывающему профессиональную специфику признаку — общероссийские объединения(ассоциации) профсоюзов, межрегиональные и территориальные объединения(ассоциации) организаций профсоюзов (ст. 2 Закона о профсоюзах).
Первичная профсоюзная организацияобъединяет членов профсоюзов, как правило, одного предприятия, организациинезависимо от форм собственности и подчиненности, действует на основанииположения, принятого в соответствии с уставом, или на основании общегоположения о первичной профсоюзной организации соответствующего профсоюза.[7]
Профсоюзы независимы в своейдеятельности от органов исполнительной власти, органов местного самоуправления,работодателя, их объединений (союзов, ассоциаций), политических партий и другихобщественных объединений, им не подотчетны и не подконтрольны. Запрещаетсявмешательство органов государственной власти, органов местного самоуправления иих должностных лиц в деятельность профсоюзов, которое может повлечь за собойограничение прав профсоюзов или воспрепятствовать законному осуществлению ихуставной деятельности (ст. 5 Закона о профсоюзах).
Профсоюзы, их объединения (ассоциации)самостоятельно разрабатывают и утверждают свои уставы, свою структуру,организуют свою деятельность. Эти акты регулируют отношения внутри самогопрофсоюза с его членами и профсоюзными органами. Они не являются источникамиправа, так как это акт общественности.
Правосубъектность профсоюза какюридического лица возникает с момента их государственной (уведомительной)регистрации в Министерстве юстиции РФ или его территориальном органе в субъектеРФ по месту нахождения соответствующего профсоюзного органа. Но профсоюзывправе и не регистрироваться, тогда они не приобретают прав юридического лица(ст. 8 Закона о профсоюзах). Запрещается обусловливать прием на работу,продвижение по работе, а также увольнение лица принадлежностью илинепринадлежностью его к профсоюзу.
Реорганизация или прекращениедеятельности профсоюза или первичной профсоюзной организации можетосуществляться только по решению их членов в порядке, определяемом уставомпрофсоюза, положением о первичной профсоюзной организации, а их ликвидация какюридического лица в соответствии с федеральным законом.
В случае, если деятельностьпрофсоюза противоречит Конституции РФ, Конституциям (уставам) субъектовФедерации, федеральным законам, она может быть приостановлена на срок до шестимесяцев или запрещена решением Верховного Суда Российской Федерации илисоответствующего суда субъекта Федерации по заявлению Генерального прокурораРоссийской Федерации, прокурора соответствующего субъекта Федерации.Приостановка или запрещение деятельности профсоюза по решению каких-либо иныхорганов не допускается.[8]
Таким образом, профсоюзы входят вполитическую систему общества как специфическая общественная организация сосвоими задачами и функциями, определяемыми их уставами. Основные задачипрофсоюзов связаны с осуществлением их функций — защиты прав и интересовработников в сфере труда и иных, непосредственно связанных с ним отношений.
Функции профсоюзов — этонаправления их деятельности. Так как профсоюзы возникли для защиты прав иинтересов работающих, поэтому их главная функция — защитная. Потребность защитыправ и интересов работников в сфере труда особенно актуальна в современныйпериод, обнаживший социально-экономические противоречия. Отношения профсоюзов сработодателями по социально-трудовым вопросам регулируются трудовымзаконодательством на всех уровнях социально-партнерских отношений, начиная спроизводства и кончая федеральным уровнем, при этом используют свою защитнуюфункцию, а также вторую их важнейшую функцию — представительства интересовработников. Для эффективного осуществления этих функций государство закрепилоза профсоюзами ряд прав и гарантий в нормотворчестве, правоприменении иконтроле за соблюдением законодательства о труде и охране труда.
Защитная функция профсоюзов — этодеятельность профсоюзных органов, а также состоящих в их ведении инспекциитруда и актива, направленная на предупреждение нарушения и восстановлениянарушения прав и законных интересов работников в сфере труда, а такжепривлечение к ответственности их нарушителей.
Функции представительстваработников прямо закреплены в ст. 29 ТК РФ, согласно которой представителямиработников в социальном партнерстве являются профессиональные союзы и ихобъединения, иные профсоюзные организации, предусмотренные уставамиобщероссийских профсоюзов. Закон о профсоюзах в ст. 11 «Право профсоюзовна представительство и защиту социально-трудовых прав и интересовработников» и в ст. 1 объединены эти две важнейшие функции профсоюзов с ихсоответствующими правами.
Но кроме двух этих профсоюзыосуществляют и культурно-воспитательную функцию по воспитанию своих членов вдухе патриотизма и политическую по участию их в выборах органов государственнойвласти и органов местного самоуправления.
Осуществлению защитной и функциипредставительства профсоюзов способствует социальное регулирование общественныхотношений, в которые они вступают в процессе своей деятельности. Отношения сучастием профсоюзов, как правило, регулируются различными видами социальныхнорм — морали, традиции и др. Однако возможна и правовая регламентация дляобеспечения представительства и защиты прав и законных интересов работников.[9]
Пределы правового регулированияотношений с участием профсоюзов зависят от состояния общественных отношений,степени их развития, социально-экономических и политических условий, в которыхони развиваются.
1.3Правовой статус профсоюзов
Современное законодательствопозволяет профессиональным союзам сосредоточиться на выполнении основной задачи- представлять и защищать социально-экономические интересы работников, этиправа характеризуют отношения профсоюзов с государственными и хозяйственнымиорганами решений в сфере труда. По отношению к государственным и хозяйственныморганам осуществление профсоюзами подобных полномочий является реализацией имисвоих прав. Но по отношению к трудящимся, от имени и в интересах которыхвыступают профсоюзы, осуществление полномочий профсоюзов составляет ихобязанность. Поэтому полномочия профсоюзов принято характеризовать какправа-обязанности: права по отношению к государственным и хозяйственным органами обязанности перед трудящимися.
Основные права и обязанностипрофсоюзов перечислены в гл. II Законе о профсоюзах, согласно которых профсоюзывносят предложения и высказывают свое мнение по проектам законодательных идругих нормативных актов, затрагивающих социально-трудовые права работников.Системы оплаты труда и норм труда устанавливаются работодателями с учетоммнения профсоюзных органов и закрепляются в коллективных договорах.
Профсоюзы участвуют в разработкегосударственных программ занятости, они должны быть уведомлены о предстоящемприостановлении производства и сокращении рабочих мест. В установленныхзаконодательством случаях увольнение работника — члена профсоюза может бытьпроизведено только с учетом мнения выборного профсоюзного органа (ст. 12 Законао профсоюзах).
Профсоюзы ведут коллективныепереговоры и заключают от имени работников коллективные договоры и соглашения,а также осуществляют контроль за выполнением коллективных договоров исоглашений. Профсоюзы имеют право участвовать в урегулировании коллективныхтрудовых споров, в соответствии с законом проводить забастовки и другиеколлективные действия. Отношения профсоюзов с государственными и хозяйственнымиорганами строятся на основе социального партнерства. Профсоюзы наравне с другимисоциальными партнерами участвуют в управлении государственными фондами,формируемыми за счет страховых взносов (ст. 13, 14, 15 Закона о профсоюзах).
Для осуществления своей уставнойдеятельности профсоюзы вправе бесплатно и беспрепятственно получать от государственныхи хозяйственных органов информацию по социально-трудовым вопросам. Профсоюзыимеют право на осуществление профсоюзного контроля за соблюдениемзаконодательства о труде и создают для этой цели собственные инспекции труда.[10]
Профсоюзные инспекторы труда,уполномоченные (доверенные) лица по охране труда профессиональных союзов имеютправо:
1) осуществлять контроль засоблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов,содержащих нормы трудового права;
2) проводить независимуюэкспертизу условий труда и обеспечение безопасности работников организации;
3) принимать участие врасследовании несчастных случаев на производстве и профессиональныхзаболеваний;
4) получать информацию отруководителей и иных должностных лиц организаций о состоянии условий и охранытруда, а также о всех несчастных случаях на производстве и профессиональныхзаболеваниях;
5) защищать права и интересычленов профессионального союза по вопросам возмещения вреда, причиненного ихздоровью на производстве (работе);
6) предъявлять работодателямтребования о приостановке работ в случаях непосредственной угрозы жизни издоровью работников;
7) направлять работодателям представленияоб устранении выявленных нарушений законов и иных нормативных правовых актов,содержащих нормы трудового права, обязательные для рассмотрения;
8) осуществлять проверку состоянияусловий и охраны труда, выполнения обязательств работодателей, предусмотренныхколлективными договорами и соглашениями;
9) принимать участие в работекомиссий по испытаниям и приему в эксплуатацию производственных объектов исредств производства в качестве независимых экспертов;
10) принимать участие врассмотрении трудовых споров, связанных с нарушением законодательства об охранетруда, обязательств, предусмотренных коллективными договорами в соглашениями, атакже с изменениями условий труда;
11) принимать участие в разработкезаконов и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права;
12) принимать участие в разработкепроектов подзаконных нормативных правовых актов об охране труда, а такжесогласовывать их в порядке, установленном Правительством РФ;
13) обращаться в соответствующиеорганы с требованием о привлечении к ответственности лиц, виновных в нарушениизаконов и иных актов, содержащих нормы трудового права, сокрытии фактовнесчастных случаев на производстве.
Профессиональные союзы, ихинспекции труда при осуществлении указанных полномочий взаимодействуют сгосударственными органами надзора и контроля за соблюдением законов и иныхактов, содержащих нормы трудового права.
Уполномоченные (доверенные) лицапо охране труда профессиональных союзов имеют право беспрепятственно проверятьв организациях соблюдение требований охраны труда и вносить обязательные длярассмотрения должностными лицами предложения об устранении выявленныхнарушений, требования охраны труда (ст. 370 ТК РФ).
По-новому осуществляют профсоюзызащиту интересов в органах по рассмотрению трудовых споров. В случаях нарушениязаконодательства о труде профсоюзы имеют право либо по просьбе членовпрофсоюзов, других работников, либо по собственной инициативе обращаться сзаявлением в защиту их трудовых прав в органы, рассматривающие индивидуальныетрудовые споры.
Для более квалифицированной помощив деле защиты социально-трудовых и других прав и профессиональных интересовсвоих членов профсоюзы могут создавать собственные юридические службы иконсультации. Полномочия профсоюзов обладают различной юридической силой.Юридическую силу характеризует степень обязательности предложений профсоюзовдля государственных и хозяйственных органов. Одни полномочия носятсовещательный (рекомендательный) характер, таково, например, участие профсоюзовв рассмотрении проектов законодательных и других нормативных актов,затрагивающих социально-трудовые права работников. Соответствующиегосударственные органы обязаны запросить мнение профсоюзов, выслушать этомнение и обсудить его, но решение принимают самостоятельно. Другие полномочияпрофсоюзов носят паритетный характер: например, коллективные договоры,соглашения принимаются на паритетных началах с профсоюзными органами.[11]
Возможны случаи, когда профсоюзыпринимают самостоятельные решения в сфере трудовых отношений, например, решенияо проведении забастовок.
Многообразная деятельностьпрофессиональных союзов требует определенной системы гарантий обеспечениянормального функционирования профсоюзных организаций, реального использованияимеющихся возможностей для защиты прав и законных интересов работников. Заюридическими гарантиями стоят государственная воля и принуждения как средствовоздействия на субъекта общественных отношений с целью соблюдения ими правовыхнорм.
Закон о профсоюзах и ТК РФустановили систему гарантий прав профсоюзов. Необходимость подобных гарантийсвязана с тем, что профсоюзы являются общественной организацией и сами не могутобеспечить реализацию собственных полномочий.
В систему таких юридическихгарантий входят:
a) имущественные;
b) личные (гарантии работникам,входящим в состав выборных профсоюзных коллегиальных органов и не освобожденнымот основной работы; освобожденным профсоюзным работникам, избранным впрофсоюзные органы; гарантии права на труд работникам, являвшимся членамивыборного профсоюзного органа);
c) обязанность работодателей посозданию условий для осуществления деятельности выборного профсоюзного органа;
d) надзор и контроль за соблюдениемзаконодательства о правах профсоюзов;
e) юридическая ответственность.
Имущественные гарантиидеятельности профсоюзов в законодательстве сформулированы в основном как ихправа: право собственности на имущество и денежные средства, необходимые длявыполнения уставных задач; право владения и пользования имуществом, переданнымпрофсоюзам в хозяйственное ведение (управление); право юридического лица. Крометого, профсоюзы пользуются другими имущественными правами.
Гарантируются признание,неприкосновенность и защита права собственности профсоюзов и условия дляосуществления этих прав наравне с другими юридическими лицами независимо отформ собственности в соответствии с федеральными законами, законами субъектовРоссийской Федерации, правовыми актами органов местного самоуправления.Финансовый контроль за средствами профсоюзов со стороны органов исполнительнойвласти не осуществляется, за исключением контроля за средствами отпредпринимательской деятельности. Ограничение независимой финансовойдеятельности профсоюзов не допускается, а имущество профсоюзов может бытьотчуждено только по решению суда.
Профсоюзы не отвечают пообязательствам организаций, органов государственной власти и органов местногосамоуправления, которые в свою очередь не отвечают по обязательствампрофсоюзов.[12]
Источники, порядок формированияимущества и использования средств профсоюзов определяются их уставами,положениями о первичных профсоюзных организациях.
В собственности профсоюзов могутнаходиться земельные участки, здания, строения, сооружения,санаторно-курортные, туристические, спортивные, другие оздоровительныеучреждения, культурно-просветительные, научные и образовательные учреждения,жилищный фонд, различные иные организации, в том числе издательства,типографии, а также ценные бумаги и иное имущество, необходимые для обеспеченияуставной деятельности профсоюзов.
Профсоюзы имеют право учреждатьбанки, фонды солидарности, фонды обучения к подготовке кадров, а также другиефонды, соответствующие уставным целям профсоюзов.
Профсоюзы вправе осуществлять наоснове федерального законодательства через учрежденные ими организациипредпринимательскую деятельность для достижения целей, предусмотренных уставом,и соответствующую этим целям.
Гарантии работникам, входящим всостав выборных профсоюзных коллегиальных органов и не освобожденных отосновной работы. Увольнение по инициативе работодателя в соответствии с п. 2,пп. «б» п. 3 и п. 5 ст. 81 ТК РФ, руководителей (их заместителей)выборных профсоюзных коллегиальных органов организации, ее структурныхподразделений (не ниже цеховых и приравненных к ним), не освобожденных отосновной работы, допускается помимо общего порядка увольнения только с учетоммотивированного мнения выборного профсоюзного органа.
При отсутствии вышестоящеговыборного профсоюзного органа увольнение указанных работников производится ссоблюдением порядка, установленного ст. 373 ТК РФ.
Члены выборных профсоюзныхорганов, не освобожденные от основной работы в данной организации,освобождаются от нее для участия в качестве делегатов созываемыхпрофессиональными союзами съездов, конференций, а также для участия в работе ихвыборных органов. Условия освобождения от работы и порядок оплаты времениучастия в указанных мероприятиях определяются коллективным договором,соглашением (ст. 374 ТК РФ).
Гарантии освобожденным профсоюзнымработникам, избранным в профсоюзные органы. Работнику, освобожденному от работыв организации в связи с избранием его на выборную должность в профсоюзный органданной организации, после окончания срока его полномочий предоставляетсяпрежняя работа (должность), а при ее отсутствии с согласия работника другаяравноценная работа (должность) в той же организации. В случае отказа работникаот предложенной работы (должности) трудовой договор с ним расторгается по п. 7ст. 77 ТК РФ.
При невозможности предоставлениясоответствующей работы (должности) по прежнему месту работы в случаереорганизации организации ее правопреемник, а в случае ликвидации организацииобщероссийский (межрегиональный) профессиональный союз сохраняет за этимработником его средний заработок на период трудоустройства, но не свыше шестимесяцев, а в случае учебы или переквалификации — на срок до одного года.
Время работы освобожденныхпрофсоюзных работников, избранных в выборный профсоюзный орган даннойорганизации, засчитывается им в общий или специальный трудовой стаж.
Работник, освобожденный отосновной работы в связи с избранием его в выборный орган первичной профсоюзнойорганизации, обладает такими же трудовыми правами, гарантиями и льготами, как идругие работники организации в соответствии с коллективным договором (ст. 375ТК РФ). При невозможности предоставления соответствующей работы (должности) попрежнему месту работы в случае реорганизации организации ее правопреемник, а вслучае ликвидации организации общероссийский (межрегиональный) профессиональныйсоюз сохраняет за этим работником его средний заработок на периодтрудоустройства, но не свыше шести месяцев, а в случае учебы илипереквалификации — на срок до одного года. Время работы освобожденныхпрофсоюзных работников, избранных в выборный профсоюзный орган даннойорганизации, засчитывается им в общий или специальный трудовой стаж.[13]
Финансовый контроль за средствамипрофсоюзов со стороны органов исполнительной власти не осуществляется, заисключением контроля за средствами от предпринимательской деятельности.Ограничение независимой финансовой деятельности профсоюзов не допускается, аимущество профсоюзов может быть отчуждено только по решению суда.
Профсоюзы не отвечают пообязательствам организаций, органов государственной власти и органов местногосамоуправления, которые в свою очередь не отвечают по обязательствампрофсоюзов.
Источники, порядок формированияимущества и использования средств профсоюзов определяются их уставами,положениями о первичных профсоюзных организациях.
Работник, освобожденный отосновной работы в связи с избранием его в выборный орган первичной профсоюзнойорганизации, обладает такими же трудовыми правами, гарантиями и льготами, как идругие работники организации в соответствии с коллективным договором (ст. 375ТК РФ).
Гарантии права на труд работникам,являвшимся членами выборного профсоюзного органа. Расторжение трудовогодоговора по инициативе работодателя по п. 2 ст. 81 ТК РФ (сокращениечисленности или штата работников организации), пп. «б» п. 3 ст. 81 ТК(несоответствие работника занимаемой должности или выполняемой работевследствие недостаточной квалификации, подтвержденной результатом аттестации) ип. 5 ст. 81 ТК РФ (неоднократное неисполнение работником без уважительныхпричин трудовых обязанностей, если он имеет дисциплинарное взыскание) сруководителем выборного профсоюзного органа данной организации, егозаместителями в течение двух лет после окончания срока их полномочиядопускается только с соблюдением порядка, установленного ст. 374 ТК РФ (ст. 376ТК РФ).
Обязанности работодателя посозданию условия для осуществления деятельности выборного профсоюзного органа.Работодатель обязан безвозмездно предоставить выборным профсоюзным органампервичных профсоюзных организаций, действующим в организации, помещение дляпроведения заседаний, хранения документации, а также предоставить возможностьразмещения информации в доступном для всех работников месте.
В организации численностью свыше100 человек работодатель безвозмездно предоставляет в пользование действующим ворганизации выборным профсоюзным органам как минимум одно оборудованное,отапливаемое, электрифицированное помещение, а также оргтехнику, средства связии необходимые нормативные правовые документы. Другие улучшающие условия дляобеспечения деятельности указанных профсоюзных органов могут быть предусмотреныколлективным договором.
Работодатель может предоставить всоответствии с коллективным договором в бесплатное пользование выборномупрофсоюзному органу данной организации принадлежащие работодателю либо арендуемыеим здания, сооружения, помещения и другие объекты, а также базы отдыха,спортивные и оздоровительные центры, необходимые для организации отдыха,ведения культурно-массовой, физкультурно-оздоровительной работы с работниками ичленами их семей. При этом профсоюзы не имеют права устанавливать плату запользование этими объектами для работников, не являющихся членами этихпрофессиональных союзов, выше установленной для работников, являющихся членамиэтого профсоюза.
При наличии письменных заявленийработников, являющихся членами профессионального союза, работодатель ежемесячнобесплатно перечисляет на счет профсоюзной организации членские профсоюзныевзносы из заработной платы работников. Порядок их перечисления определяетсяколлективным договором. Работодатель не имеет права задерживать перечислениеуказанных средств.[14]
В организациях, в которыхзаключены коллективные договоры или на которые распространяется действиеотраслевых (межотраслевых) соглашений, работодатели по письменному заявлениюработников, не являющихся членами профсоюза, ежемесячно перечисляют на счетапрофсоюзной организации денежные средства из заработной платы указанныхработников на условиях и в порядке, которые установлены коллективнымидоговорами, отраслевыми (межотраслевыми) соглашениями.
Оплата труда руководителявыборного профсоюзного органа организации может производиться за счет средстворганизации в размерах, установленных коллективным договором (ст. 377 ТК РФ).
Данные положения дополняютсянормами Закона о профсоюзах, ст. 28 которого предусматривает предоставлениепрофсоюзам, действующим в организациях, в бесплатное пользование оборудования,помещений, транспортных средств и средств связи, если это закреплено вколлективном договоре (соглашении).
При этом хозяйственное содержание,ремонт, отопление, освещение, уборка, охрана, а также оборудование указанныхобъектов осуществляется организацией, если иное не предусмотрено коллективнымдоговором, соглашением.
Перечень объектов и размерыотчислений профсоюзу средств на проведение им социально-культурной и инойработы в организации определяются в порядке и на условиях, установленныхфедеральным законодательством, законодательством субъектов РоссийскойФедерации, коллективным договором, соглашением.
Государственный надзор засоблюдением прав профсоюзов призвана осуществлять прокуратура, поскольку на неевозложены функции государственного надзора за законностью.
Общественный контроль засоблюдением прав профсоюзов осуществляют сами профсоюзы (их органы) инаходящаяся в их ведении правовая инспекция труда.[15]
1.4Классификация профсоюзов
Как установлено ст. 3 Федеральногозакона от 12 января 1996 г., по сфере действия различают следующие видыпрофсоюзов и их объединений (ассоциаций):
общероссийский профсоюз —объединяет работников одной или нескольких отраслей деятельности и действует навсей территории Российской Федерации либо объединяет не менее половины общегочисла работников одной или нескольких отраслей деятельности;
общероссийское объединение(ассоциация профсоюзов) — объединяет общероссийские профсоюзы, территориальныеобъединения (ассоциации), организации профсоюзов, действующие на всейтерритории РФ или на территории более половины субъектов России;
межрегиональный профсоюз —объединяет работников одной или нескольких отраслей деятельности и действует натерритории менее половины субъектов Российской Федерации;
межрегиональное объединение(ассоциация) организаций профсоюзов — состоит из межрегиональных профсоюзов и(или) территориальных объединений (ассоциаций) организаций профсоюзов идействует на территории менее половины субъектов РФ;
территориальное объединение(ассоциация) организаций профсоюзов — объединяет организации профсоюзов идействует, как правило, на территории одного субъекта Российской Федерации либона территории города или района.
Этим же Законом, кроме того,определяются:
территориальная организацияпрофсоюза — организация, состоящая из членов первичных профсоюзных организацийодного профсоюза и действующая на территории одного субъекта РоссийскойФедерации, либо на территории нескольких субъектов РФ, либо на территориигорода или района.
первичная профсоюзная организация— добровольное объединение членов профсоюза, работающих, как правило, на одномпредприятии, в одном учреждении, одной организации независимо от формсобственности и подчиненности, действующее на основании положения, принятого имв соответствии с уставом, или на основании общего положения о первичнойпрофсоюзной организации соответствующего профсоюза.
Несмотря на многочисленностьпрофсоюзов, все они создаются по производственному, отраслевому,территориальному либо иному учитывающему профессиональную специфику признаку.
Профсоюзы (их объединения)осуществляют свою деятельность в соответствии с утвержденными ими же уставами,а первичные профсоюзные организации — согласно положениям, разработанным наоснове этих уставов.
Профорганизатор, профгруппорг,руководитель профсоюза, объединения (ассоциации) профсоюзов, профсоюзногооргана или другое лицо, уполномоченное на представительство, являютсяпрофсоюзными представителями (доверенными лицами).
Профсоюзный орган — орган,образованный в соответствии с уставом профсоюза, объединения (ассоциации) илиположением о первичной профсоюзной организации.[16]

Глава 2.Профсоюзы современной России
 
2.1 Проблемы современныхпрофсоюзов
Накопленный за последние десятьлет опыт реформирования российских профсоюзов, в частности, в регионах,нуждается в изучении, систематизации и практическом использовании.
Сегодня профсоюзы — это самыекрупные общественные объединения в России, один из важнейших социальныхинститутов, включенных в процесс регулирования социально-трудовых отношений. Вдеятельность профсоюзов вовлечены миллионы людей, профсоюзы располагаютбольшими материальными и финансовыми ресурсами влияния на социальные процессы.
Однако сегодня налицо противоречиемежду социально-институциональными функциями профсоюзов и реальнымивозможностями их осуществления. Это является следствием слабости российскихпрофсоюзов, их недостаточной действенности, а также отчасти, негативноговосприятия профсоюзов обществом, слабой мотивированности и недостаточнойкомпетентности профсоюзных кадров и руководителей.[17]
Забастовки, захлестнувшие ещенедавно практически всю Европу и парализовавшие крупнейшие мегаполисы – яркоесвидетельство огромного влияния профсоюзов, которое они приобрели во второйполовине 20 века.
Профсоюзы – когда мы произносимэто слово, перед глазами вспыхивают борьба за свои права, противостояниегосударству, мощные социал-демократические партии, основной опорой которых ониявляются. В истории мы неоднократно видели, как подобные союзы добивалисьмногого путем протестов и переговоров.
Примеры США, Западной Европы идаже ряда стран Латинской Америки говорит о медленном, поступательном развитиипрофсоюзного движения, началом которому послужили серьёзныесоциально-экономические изменения в XX веке. Именно развитию профсоюзов обязаныжители многих стран мира достаточно комфортными условиями труда и спокойствиемза завтрашний день. То есть сильные, независимые профсоюзные организации – однаиз основ нормального демократического государства.
Особый случай — этопостсоциалистические страны, где подобное движение носило явно неполныйхарактер, но после крушения СССР произошло стремительное развитие (ВосточнаяЕвропа), а в некоторых подобного до сих пор не случилось, и ярким примеромздесь является Россия. За рубежом профсоюзы распространены достаточно широко.Так, в Швеции членами профсоюза является около 90 % занятых в народномхозяйстве, в Бельгии и Дании — до 65 %, в Великобритании — 50 %, в США — 20 %.В Советском Союзе членами профсоюза было почти все взрослое население страны.
Дело в том, что у Россиипрактически нет опыта независимых профсоюзов. Лишь в 1906 году им позволилилегализоваться, но с ограниченными полномочиями. В советский период профсоюзыстали массовыми общественными организациями, они даже были наделены отдельнымигосударственными функциями. Но по понятным причинам называться независимыми онине могли. Стагнация советской экономики вызвала тяжелейший кризис отечественныхпрофсоюзов. Если раньше членство трудящихся в профсоюзах было строгообязательным, то теперь начался массовый отток рабочих, которые не виделиникакой пользы числиться членами этой бюрократической организации.[18]
Проявлением отсутствия взаимосвязимежду профсоюзами и рабочими стали забастовки конца 1980-х, когда традиционныепрофсоюзы оказались не на стороне трудящихся, а на стороне представителейгосударства. В этот период и произошло выделение и институционализация т.н.профсоюзов нового типа или «альтернативных», которые возникли в противовесгосударственным. Как следствие с начала 90-х годов деградация профсоюзногодвижения по всей стране, зачастую у большого количества организаций и заводовони перестали существовать. Тем не менее, к середине 90-х годов тяжёлаяэкономическая ситуация провоцировала большое количество забастовок и акцийпротеста, прокатившихся по всей стране. Часто профсоюзы договаривались справительством, затем кто-то нарушал договоренность, и опять были акциипротеста, в общем, ничего хорошего для страны такая ситуация не сулила. В 2000году с новым президентом началась и новая политика государства в отношениипрофсоюзов.
Однако вместо того, чтобы начатьразвивать независимые профсоюзы, как это было в нормальных странах, был взяткурс на ещё большую привязку их к власти. Разумеется, профсоюзы советскогообразца пришлись ко двору. И ФНПР – правопреемница ВЦСПС яркий пример костной исоглашательской структуры, которая завязана на власть. Однако в них по инерциисостоит 80% трудящихся, занятых на предприятиях, что несколько осложняетэффективную борьбу за свои права.[19]
Понятно, что в альтернативныхпрофсоюзах намного меньше людей и ресурсов для своей деятельности, тем не менеедаже теперь они активно действуют, а зачастую вступают в откровенныеконфронтации с властями. Наиболее известны сейчас такие профсоюзные объединения,как «Защита труда», Сибирская Конфедерация Труда, «Соцпроф», ВсероссийскаяКонфедерация Труда, Российский профсоюз докеров, Российский профсоюзжелезнодорожных бригад локомотивных депо, Федерация профсоюзов авиадиспетчерови другие. Основной формой их деятельности остаются забастовки (в том числе иобщероссийские), блокирование дорог, захват предприятий и т.д.
Можно назвать две крупныезабастовки последнего времени, говорящие о робких переменах и началеформирования полноценных профсоюзов альтернативного типа. Это недавняязабастовка рабочих в Тольятти на заводе АвтоВАЗ, забастовки на заводе «Форд» вЛенинградской области.
Ещё одна серьёзная проблема,которая мешает независимым профсоюзам стать по настоящему мощной силой – этоотсутствие сплочённости, одного из самых главных козырей западных организаций.
Как известно, альтернативныепрофсоюзы основное внимание уделяют участию в политических событиях, причемглавным образом в форме протестного движения. Зачастую из-за этого они незамечают более мелких проблем на заводах. Однако такие методы демонстрируютсвою эффективность во многих странах. Тем более удивительно, что оппозиция нехочет возглавить столь мощную силу, как это было во многих странах мира….
А между тем такая потребность всреде рабочих есть и это лишний раз показывают немногочисленные акции протеста.Наверное, в стране ещё не назрела ситуация, когда может возникнуть мощнаясоциал-демократическая партия, опирающаяся на альтернативные профсоюзы. Междутем именно из таких структур зачастую появляются сильные политики и управленцы,способные двигать страну вперёд. И не смотря на то, что альтернативныепрофсоюзы пока слабы и разрознены, хочется верить, что со временем ониокрепнут, и системный кризис, которым они поражены уже многие годы, наконецзакончится.[20]

2.2Пути развития профсоюзов современной России
По Конституции РФ 1993 г.профсоюзы не обладают правом законодательной инициативы.
Вместе с тем профсоюзы могутзащищать социально-трудовые права и интересы, принимая непосредственное участиев процессе нормотворчества и законотворчества в указанной сфере. Отстранение ихот участия в этом процессе приводит к негативным последствиям. Ввиду того, чтоорганы законодательной власти не могут без участия профсоюзных органовобъективно учитывать те или иные интересы работников, акты, принятые безучастия профсоюзных органов, зачастую на практике подвергаются конструктивной,но, к сожалению, запоздалой критике. Также необходимо отметить, чторазрозненность законодательных органов и профсоюзов ведет к конфронтации свластями, а не к «социальному партнерству и конструктивному диалогу настадии подготовки таких актов».
Правда, необходимо иметь в виду,что в ряде субъектов РФ права профсоюзов соответствующего уровня назаконодательную инициативу сохранено конституциями этих субъектов, а также ихзаконами о профсоюзах. К таким субъектам можно отнести республики: Карелия,Татарстан, Саха (Якутия), а также Брянскую область.
Все же необходимо отметить, чтозаконотворческие механизмы у профессиональных союзов есть. В соответствии сост.11 Закона о профсоюзах проекты законодательных актов, затрагивающихсоциально-трудовые права работников, должны рассматриваться органамигосударственной власти с учетом предложений общероссийских профсоюзов и ихобъединений, а проекты других нормативно-правовых актов в той жесоциально-трудовой сфере рассматриваться и приниматься органами государственнойвласти и органами местного самоуправления с учетом мнения соответствующихпрофсоюзов.[21]
Из этих положений видно, что Законустанавливает определенный механизм согласования с профсоюзами принимаемыхрешений в социально-трудовой сфере. Хотя на практике данные положения будутсопряжены со многими трудностями, поскольку эти законодательные положенияпотребуют организации новых взаимоотношений между профсоюзами и законодательнымиорганами, Правительством РФ и другими органами исполнительной власти,законодательными и исполнительными органами субъектов РФ, органами местногосамоуправления. Несомненно, для решения этой проблемы необходимо проявлятьинициативу именно профессиональным союзам. В то же время законодательные иисполнительные органы власти также заинтересованы в том, чтобы обеспечитьреализацию Закона в интересах стабильности общества, социального мира.
Для участия в законотворческомпроцессе соответствующие органы профессиональных союзов и их объединенийдолжны:
— своевременно получать от органовгосударственной власти и местного самоуправления готовящиеся законопроекты ипроекты других нормативно-правовых актов, касающихся социально-трудовой сферы,с тем чтобы их рассмотреть и высказать свои предложения и замечания, иметьвозможность защитить интересы работников;
— до рассмотрения и принятия такихактов иметь время и возможность для проведения дополнительных консультаций ссоответствующими органами или на заседании трехсторонней комиссии порегулированию социально-трудовых отношений в целях выработки наиболееобоснованных и приемлемых для работников решений;
— определить порядок участияпрофсоюзов в рассмотрении такого рода актов, а также вносимых профессиональнымисоюзами предложений по принятию соответствующих законодательных и иныхнормативно-правовых актов.
Итак, в нынешних условияхнеобходим поиск новых форм и методов работы профсоюзов для эффективноговыполнения ими своих функций по обеспечению защиты интересов трудящихся. Этоактуально как для федеральных, так и региональных органов российскихпрофсоюзов.[22]

Заключение
Профессиональные союзы возникликак добровольные объединения рабочих и служащих по профессиям.
В современных условиях рольпрофсоюзов существенно меняется. Прежде всего профсоюзы декларируют твердуюприверженность защите интересов трудящихся и отказ от выполненияпроизводственных функций. В новых условиях профсоюзы перешли оторганизационного монизма, обусловленного однопартийной системой, к плюрализму:в стране возникли и функционируют профсоюзы различных направлений.
Правовая основа деятельностипрофсоюзов в России заключается в закреплении права граждан на объединение впрофсоюзы для защиты своих интересов (ст. 30 Конституции РФ). 12 января 1996 г.был принят Закон о профсоюзах, в котором дана достаточно полная и подробнаярегламентация прав и обязанностей этих общественной организации.
С 1 февраля 2002 г. с моментавступления в силу ТК РФ, в статьях гл. 58 и других закреплены правапрофессиональных союзов, гарантии этих прав и ответственность за их нарушения,именно поэтому нормы Закона о профсоюзах следует применять в соответствии их ТКРФ.
Профсоюз — добровольноеобщественное объединение граждан, связанных общими производственными,профессиональными интересами по роду их деятельности, создаваемое в целяхпредставительства и защиты их социально-трудовых прав и интересов. Всепрофсоюзы пользуются равными правами.
Первичная профсоюзная организацияобъединяет членов профсоюзов, как правило, одного предприятия, организациинезависимо от форм собственности и подчиненности, действует на основанииположения, принятого в соответствии с уставом, или на основании общегоположения о первичной профсоюзной организации соответствующего профсоюза.
Основные задачи профсоюзов связаныс осуществлением их функций — защиты прав и интересов работников в сфере трудаи иных, непосредственно связанных с ним отношений.
Функции профсоюзов — этонаправления их деятельности. Так как профсоюзы возникли для защиты прав иинтересов работающих, поэтому их главная функция — защитная. Потребность защитыправ и интересов работников в сфере труда особенно актуальна в современныйпериод, обнаживший социально-экономические противоречия. Отношения профсоюзов сработодателями по социально-трудовым вопросам регулируются трудовымзаконодательством на всех уровнях социально-партнерских отношений, начиная спроизводства и кончая федеральным уровнем, при этом используют свою защитнуюфункцию, а также вторую их важнейшую функцию — представительства интересовработников. Для эффективного осуществления этих функций государство закрепилоза профсоюзами ряд прав и гарантий в нормотворчестве, правоприменении иконтроле за соблюдением законодательства о труде и охране труда.
Защитная функция профсоюзов — этодеятельность профсоюзных органов, а также состоящих в их ведении инспекциитруда и актива, направленная на предупреждение нарушения и восстановлениянарушения прав и законных интересов работников в сфере труда, а такжепривлечение к ответственности их нарушителей.
Но кроме двух этих профсоюзыосуществляют и культурно-воспитательную функцию по воспитанию своих членов вдухе патриотизма и политическую по участию их в выборах органов государственнойвласти и органов местного самоуправления.
Основные права и обязанностипрофсоюзов перечислены в гл. II Законе о профсоюзах, согласно которых профсоюзывносят предложения и высказывают свое мнение по проектам законодательных идругих нормативных актов, затрагивающих социально-трудовые права работников.Системы оплаты труда и норм труда устанавливаются работодателями с учетоммнения профсоюзных органов и закрепляются в коллективных договорах.
Накопленный за последние десятьлет опыт реформирования российских профсоюзов, в частности, в регионах,нуждается в изучении, систематизации и практическом использовании.
Сегодня профсоюзы — это самыекрупные общественные объединения в России, один из важнейших социальныхинститутов, включенных в процесс регулирования социально-трудовых отношений. Вдеятельность профсоюзов вовлечены миллионы людей, профсоюзы располагаютбольшими материальными и финансовыми ресурсами влияния на социальные процессы.
Однако сегодня налицо противоречиемежду социально-институциональными функциями профсоюзов и реальнымивозможностями их осуществления. Это является следствием слабости российскихпрофсоюзов, их недостаточной действенности, а также отчасти, негативноговосприятия профсоюзов обществом, слабой мотивированности и недостаточнойкомпетентности профсоюзных кадров и руководителей.
Итак, в нынешних условияхнеобходим поиск новых форм и методов работы профсоюзов для эффективноговыполнения ими своих функций по обеспечению защиты интересов трудящихся. Этоактуально как для федеральных, так и региональных органов российскихпрофсоюзов.

Списокиспользованной литературы
1.   Конституция Российской Федерации(принята на всенародном голосовании 12 декабря 1993 г.) // Российская газета от25 декабря 1993 г. N 237.
2.   Трудовой кодекс Российской Федерации от30 декабря 2001 г. N 197-ФЗ // Собрание законодательства Российской Федерации.2002. N 1. Ст. 3.
3.   Федеральный закон от 12 января 1996 г.N 10-ФЗ «О профессиональных союзах, их правах и гарантияхдеятельности» // СЗ РФ. 1996. N 3. Ст. 148.
4.   Башмаков В.И., Санатулов Ш.З. Профсоюзысовременной России: Социологический аспект. — М.: АТиСО, 2007.
5.   Карабельников Б.Р. Отношения работодателейс профсоюзами и представительными органами работников в свете норм ТК РФ //Финансовые и бухгалтерские консультации. 2008. N 2.
6.   Колобова С.В. Трудовое право России:Учебное пособие для вузов. – М.: Юстицинформ, 2005.
7.   Кузнецов М.В. Правовая природадеятельности профсоюзов // Гражданин и право. 2004. N 8.
8.   Миронов В.И. Трудовое право России.Учебник. – СПб: Питер, 2004.
9.   Рыженков А.Я., Мелихов В.М., ШароновС.А. Трудовое право России: Курс лекций. – М.: ООО «Новая правоваякультура», 2007.
10.  Социальные проблемы, рабочие организации и профсоюзы всовременной России: документы, статистика, библиография / Отв. ред. А.М. Кацва.– М.: ЛЕНАНД, 2006.
11.  Титова Г. Профсоюзы и работодатели // Финансовая газета.Региональный выпуск. 2005. N 11.
12.  Фалеев Д. Профсоюз не препятствует свободепредпринимательства // эж-ЮРИСТ. 2007. N 5.