Гендерные различия в подростковом возрасте

Государственноеобразовательное учреждение высшего профессионального образования
Ленинградский ГосударственныйУниверситет имени А.С.Пушкина
Институт психологии и педагогикиимени И.П.Иванова
Факультет психологии

Курсовая работа на тему:
«Гендерные различия в подростковомвозрасте»

Выполнила Барсова С.В.
Студентка 761 группы
Проверила: Сидорова А.А.
 
Санкт-Петербург 2008г.

Введение
 
На развитие личностиоказывают влияние ряд факторов. Одним из них по праву может считаться та, или инаяполовая принадлежность. В семье гендерные представления складываются еще дорождения ребенка, тем интересом который проявляют окружающие к тому, ктородится: мальчик или девочка.
Существует рядсоциальных, культурных и психологических аспектов, которые относятся к чертам,нормам, стереотипам, ролям, считающимся типичными и желаемыми для тех, когообщество определяет как женщин или мужчин.
Как доказано учеными,гендерные различия, хотя и опираются на биологические психофизиологическиеразличия между полами, все же в большей степени детерминированы культурой исоциальными нормами общества. Исследователи, занимающиеся изучением вопросамисаморазвития — Ананьев Б. Г., Березина Т. Н., Бернс Р., Божович Е. Д., Исаев Е.И., Кон И.С., Леонтьев А.Н., Логинова Н.А., Маралов В. Г., Никитин Е. П.,Харламенкова Н. Е., Ситаров В. А., Орлов Ю.М., Селевко Г. К., Слободчиков В…И., Сурожский А. О., Цукерман Г.А., Мастеров Б. М., Чеснокова И. И.
Для того, чтобыэффективно помогать подросткам на пути саморазвития необходимо учитывать и ихгендерные особенности.
Итак, цель этойработы изучить характеристики гендерных различий в подростковом возрасте. Объектисследования – подростки. Предмет исследования – гендерные особенности вподростковом возрасте.
Мы ставим перед собойтакие задачи:
− изучить имеющийсятеоретический материал;
− определитьаспекты по изучаемому вопросу;
− выявить гендерныеособенности современных подростков.

Глава 1.Гендерная психология
 
1.1 Краткаяистория формирования гендерной психологии
Чтобы разъяснить даннуюпроблему в нашей работе обратимся к толкованию некоторых определений связанныхс этой темой.
В психологии есть отдельная отрасль, изучающая закономерностиповедения человека в обществе, определяемые его биологическим полом, социальнымполом и их соотношением, которая называется гендерная психология. Само жеопределение гендер в переводе с латинского означает «род» и определяет сложныйсоциокультурный процесс конструирования обществом различий в мужских и женскихролях, поведении, ментальных и эмоциональных характеристик. Гендер определяетсоциальный статус личности в обществе и связанной с ним зависимости,возможности и ограничения, достижения социально значимых ценностей.Воспроизводство и развитие гендера осуществляется в процессе социализации иресоциализации. В процессе социализации усваиваются гендерные нормы, моделиповедения, в период ресоциализации нарушаются ранее усвоенные требования иобразцы поведения, вырабатываются новые нормы и образцы.
Гендерная психология — это область психологической науки. И,как и у других областей, у нее очень длинная предыстория и очень короткаяистория. Но было бы неправомерным рассматривать эту историю только с 70-х гг. XX в. Также не вполне корректно считатьее детищем только феминизма, хотя его большой заслугой является привлечениевнимания к некоторым современным психологическим проблемам.[17]
В немногочисленных статьях, посвященных истории гендернойпсихологии, она связывается с совершенно различными именами и идеями, несовпадающими у разных авторов.
В истории гендерной психологии можно выделить 5 этапов:
1) разработка соответствующих идей в русле философии (отантичных времен до конца XIXв.);
2) формирование предмета и разделов гендерной психологии(конец XIX — начало XX в.);
3) «фрейдовский период», связанный с именем 3. Фрейда (началоXX в. — 1930-е гг.);
4) начало широких экспериментальных исследований и появлениепервых теорий (1950-1980-е гг.);
5) бурное развитие гендерной психологии: всплескэкспериментальных исследований, теоретическое: осмысление эмпирических фактов,адаптация известных методов и методик для изучения гендерной проблематики исоздание специфических гендерных методик (с 1990-х гг. по настоящее время). Вотечественной науке выделяют несколько иные этапы (конец XIX — начало XX в.; 1920-1930-е гг.; 1960-1980-е гг.; с 1990-х гг.), мырассмотрим их параллельно с зарубежными.
1.2 Предмет, задачи и методы гендерной психологии
По моемумнению, наиболее точно к пониманию предмета гендерной психологии и ее разделовподошла И. С. Кпецина. Этот автор занимает особое место в отечественной гендернойпсихологии — прежде всего как ее внимательный историк.
Предметомгендерной психологии в самом широком смысле являются особенности психики,которые связаны с полом. Конкретизация этого положения содержится в разныхразделах этой области психологии. Можно выделить 6 больших разделов:
1)психология сравнения мужчин и женщин;
2)психология женщины;
3)психология мужчины;
4) гендернаясоциализация;
5)психология гендерных отношений;
6) гендернаяпсихология лидерства.
1.Психологиясравнения мужчин и женщин. По ходу истории гендерной психологии этот раздел носил различныеназвания: половой диморфизм, половой дипсихизм, половые различия, гендерные различия.Мужчины и женщины, мальчики и девочки сравниваются по различным параметрам — отпсихофизиологических и нейропсихологических до социально-психологическихособенностей психики. При этом не обязательно устанавливаются различия.Необходимо устанавливать и сходство (отсутствие различий не всегда означаетсходство). Цель этого сравнения — установить своеобразие полов, специфическиеособенности мужчин и женщин. Этот раздел гендерной психологии наиболее развит,Однако пока исследованы далеко не все параметры психики. Кроме того, должнабыть сменена парадигма — от установления различий до установления специфики исвоеобразия (включая и сходство полов). Исследовательский потенциал новойотрасли психологии очень велик: можно повторить практически все исследования внашей науке — от психофизики до социальной психологии, но на равных выборкахмужчин и женщин.
2.Психологияженщины изучает теособенности психики и поведения женщин, которые не стали предметом первогораздела. Очень часто в зарубежных работах переплетаются психология женщины ипсихология гендерных различий — и по экспериментам, на которые ссылаются, и поконцепциям, которые лежат в их основе и которые их объясняют, поскольку,характеризуя женщин или девочек, непременно обращаются и к мужчинам. Этатрадиция — изучать женщин и мужчин в сравнении — делает размытой границу междуобоими разделами, однако у психологии женщин существует и свой специфическийпредмет: те особенности психики, которых нет у мужчин, прежде всего — связанныес женской физиологией. Здесь изучается психическое состояние женщин во время менструальногоцикла, дефлорации, беременности, родов, климакса. Помимо этого, предметомпсихологии женщины становятся материнство (особенно в ситуации неполной семьи,когда нет феномена, с которым можно было бы провести сравнение, — отцовства), женскаязанятость и женские профессии (особенно те, где нет мужчин или их так мало, чтосравнение не может быть адекватным), женская безработица, женское девиантноеповедение (особенно в чисто женской среде), наконец, специфически женскиезаболевания (и не только гинекологические, но и другие — сравнение с мужчинамидаже в области психиатрии оказывается нерелевантным). Перечень можно было быпродолжить — многие проблемы пока еще ждут своего изучения.
3. Психологиямужчины делаетпервые шаги. Здесь предметом являются те особенности психики, которых нет уженщин. В частности, изучается влияние мужских гормонов на способность мужчинрешать пространственные задачи. Существуют специфические мужские заболевания(например, связанные с половой сферой), которые влияют на психику мужчин икоторых нет у женщин. Важно изучить психологические факторы мужской смертности.Можно исследовать мужские профессии, где нет ни одной женщины (или ихчрезвычайно мало), а также мужские группы — деловые, профессиональные, клубы,компании, куда женщин не допускают. Словом, есть область, которая требуетсвоего развития. При этом данную дисциплину не следует воспринимать как протестпротив «психологии женщин» — это нормальная стадия развития науки. И психологияженщины, и психология мужчины имеют свою широкую проблематику — отпсихофизиологии до социальной психологии.
4. Гендернаясоциализация. Предметомэтой области гендерных исследований является социализация, заключающаяся вформировании гендерной идентичности и освоении гендерных ролей, в том числе ито, как на этот процесс влияют гендерные стереотипы.
5. Психологиягендерных отношений. Предметэтой области достаточно широк, так как гендерные отношения — это не тольковзаимоотношения между полами, но и внутри каждого пола. Ниже будет показано,что люди иначе ведут себя в однополых и смешанных по полу группах. Интереспредставляет и общение в интимных группировках — дружеских, сексуальных,супружеских. Наконец, активно изучаются девиантные отношения между полами, вчастности связанные с насилием.
6. Гендернаяпсихология лидерства. Эта область могла бы считаться разделом психологии гендерных отношений,однако это не вполне корректно. Выделить ее в отдельный раздел позволяютследующие обстоятельства: во-первых, его проблематика выходит за рамки только гендерныхотношений, охватывая и различия между мужчинами и женщинами — лидерами, и гендернуюсоциализацию лидерства, и психологию женского менеджмента. Во-вторых, между мужчинамии женщинами часто возникают отношения доминирования-подчинения, лидера ипоследователя, и эти процессы требуют самостоятельного исследования.
Чтокасается задач гендерной психологии, то к ее теоретическим аспектам относитсяразработка теорий и концепций, методов и методик, проведение широкихисследований, к прикладным — внедрение результатов и достижений в практику. Гендерныйподход должен стать неотъемлемой частью работы психолога: и исследователя, иконсультанта, и руководителя тренинговых групп. Этот подход предоставляетширокие возможности для помощи практикам, работающим с людьми: менеджерам,юристам, учителям и воспитателям, медицинским работникам.
В началеXX в. в гендерной психологии былиприняты следующие 5 методов исследования:
1. Грубаяиндукция. В рамкахданного метода анализировались расхожие житейские высказывания о мужчинах иженщинах, полученные, как правило, от знакомых исследователя. Но надежностьрезультатов, основанных на мнениях испытуемых, как правило, невелика: дело в том,что у большинства из них существует имплицитная гендерная теория о половыхразличиях, характеристиках личности женщин и мужчин и т. п.
2.  Эксперимент.Как правило, широконе использовался.
3. Дедукция. Достижения общей психологии иустановленные в ней закономерности применялись к испытуемым с учетом их пола.При этом существовала опасность, что не будут учтены те или иные специфическиеособенности (в частности, женщин), так как заранее предполагалось, что всеиспытуемые похожи друг на друга, т. е. подчиняются общим закономерностям.Особенно часто этот метод использовали французские исследователи. И всовременной гендерной психологии результаты могут искажаться из-за того, что, кпримеру, изучая женщин-испытуемых, ученые применяют методики, которые оправдалисебя на испытуемых-мужчинах. Далее будет показано, как одни и те же задачиподходят для одного пола и не подходят для другого.
4. Биографическийметод. Использовалсядля анализа выдающихся исторических деятелей, однако возможности его примененияк женщинам ограниченны, так как, во-первых, среди женщин мало широко известныхисторических личностей, во-вторых, исторические роли мужчин и женщин освещенынеравномерно и, в-третьих, различия между знаменитыми и незнаменитыми женщинамии знаменитыми и незнаменитыми мужчинами неодинаковы в силу того что женщинетруднее добиться известности, чем мужчине.
5. Анкетирование.Гейманс считалценным методом, но необходимо было учитывать некоторые особенности испытуемых —в частности, их эмоциональность.
Внастоящее время в гендерной психологии используется весь арсенал психологическихметодов: наблюдение, эксперимент, анкетирование, интервьюирование, тесты,моделирование и т. п. Однако не все методики пригодны для изучения гендернойпроблематики. При сравнении эффективности решения задач мужчинами и женщинаминеобходимо применять такие задачи, которые были бы сформулированы на языке,понятном и удобном для обоих полов, были бы интересны и мужчинам и женщинам.Если эти особенности не учитываются, то это приводи к искажению результатов.
Все этислучаи свидетельствуют о том, что нужна гендерная экспертиза психологическихметодик для оценки их пригодности при изучении обоих полов. Некоторые методикинужно создавать заново или адаптировать уже известные специально для изученияопределенных проблем (к примеру, состояние женщин в время беременности и послеродов, во время менструального цикла и т. п.).
Впсихологии гендерных различий широко используется и такой метод исследований,как метаанализ. Он пришел на смену так называемому качественному литературномуобзору, который уходит в прошлое. Метаанализ был введен в социальные науки в1976 г. Дж. Гласом, а затем усовершенствован рядом авторов.
Этометод вторичной математической обработки независимых исследований, посвященныходной проблеме. Подбирается множество однородных работ, после чего составляетсябаза данных, куда включаются различные переменные, к примеру пол исследователя,год проведения исследования, возраст испытуемых и т. п. При этом вездеприсутствует статистический показатель половых различий. В одних случаяхпревосходство обнаруживается у мужчин, в других — у женщин, в третьих —различия отсутствуют. Затем эти данные подвергаются новой математическойобработке, и в итоге вычисляется величина d— степень различий. Она может быть малой, средней ибольшой. В итоге делается заключение о том, имеются ли половые различия инасколько они велики.
Ксожалению, в отечественной науке этот метод пока не получил распространения —прежде всего в силу технических причин. У нас принято изучать новые проблемыдаже на уровне дипломных работ, поэтому создать базу данных из 130исследований, посвященных, скажем, изучению памяти женщин и мужчин, просто непредставляется возможным. Однако студенты-психологи должны иметь представлениео том, что такое метаанализ.

1.3 Теории и концепции
Теории иконцепции гендерной психологии можно разделить на 6 категорий в зависимости оттого, в каком ее разделе они появились и какую проблему объясняют. Это теории иконцепции:
1)  гендерных различий;
2)  гендерной социализации;
3)  психологии женщины;
4)  психологии мужчины;
5) психологии гендерных отношений;
6) гендерной психологии лидерства.
Теориигендерной социализации
Разработкапредставления о гендерной идентичности женщин и о нарциссизме принадлежит 3.Фрейду. В своей работе «Женственность» он изобразил женщин завидующими мужскойанатомии. Они также должны были быть пассивными, зависимыми, подчиненными,склонными к мазохизму — именно этот набор, по мнению Фрейда, являлся «фемининным».Мужчины изображались иначе: активными, стремящимися к власти и к контролю надмиром, склонными к садизму. Всякое отклонение от этих эталонов считалосьпроявлением нездоровой гендерной идентичности. В частности, стремление женщин квласти (характеристика, которая должна быть у мужчины) называлось фаллическим.Поскольку взгляды Фрейда пользовались огромной популярностью во всем мире, тона долгие годы женщины многих стран старались соответствовать этому идеалу,очень ценимому в обществе, и многие из них отказывались от определенных видовдеятельности и ролей, только бы не быть обвиненными в утрате женственности и всходстве с мужчинами. Точно так же мужчины стремились во что бы то ни сталосоответствовать маскулинному идеалу — проявление мягкости и сочувствиясчиталось признаком слабости и презираемой фемининности.
ИдеиФрейда получили свое дальнейшее развитие в современной психоаналитическойтеории и практике (X. Когут, О.Кёрнберг).
Патологическийнарциссизм формируется из-за нарушения условий развития. У мальчиков этопроисходит, если они являются предметом поклонения своих матерей; воспитываютсяв семье, где нет мужчины (отца или отчима), или, если он есть, то отвергаетребенка. У девочек — если отец не любит дочь, не предоставляет ей свободы, амать не заботится о ней и не защищает ее.
В рамкахкогнитивизма известны 3 концепции: 1) «информационной обработки человека» Д.Гамильтона; 2) «теория схемы» С. Тейлора и Дж. Крокера и 3) теория гендернойсхемы С. Бэм. Все они перекликаются друг с другом. Суть их такова.
1) Человек стремится упорядочить своезнание об окружающем мире и прибегает при этом к схемам. При обработкесоциальной информации используется три типа схем: личностные, ситуационные иролевые. Последние могут быть связаны с полом или с должностью, позицией в группе.Схема позволяет быстро опознать социальный стимул и предсказать его поведение.Так рождаются стереотипы о том, как должны вести себя мужчины и женщины.Мальчики и девочки растут в мире, где очень важны категории «мужское» и«женское». Из всей окружающей информации мальчики выбирают то, что относится к«мужскому», а девочки — к «женскому», т. е. пользуются гендерными схемами. Витоге они усваивают стереотипные формы поведения для мужчин и женщин.Встречаются ситуации, когда индивид ведет себя «не по схеме», но такие случаинеприятны, и человек стремится устранить рассогласование между прогнозируемымпо стереотипу и реальным поведением другого человека
Гендернаясхема более ярко проявляется при встрече незнакомых людей — в лабораторныхусловиях.
Теория гендернойсхемы Сандры Бэм пытается совместить когнитивизм с теорией социального научения.Ее основные положения заключаются в следующем. «Гендерная схема» — этокогнитивная структура, сеть ассоциаций, которая организует восприятие индивидаи руководит им. Дети кодируют и организуют информацию, в том числе и информациюо себе, по дихотомической схеме «маскулинность-фемининность». Сюда включаютсяданные об анатомии мужчин и женщин, их участии в рождении детей, их профессияхи разделении занятий (в том числе и по дому), их личностных характеристиках иповедении. Эта дихотомия «мужское-женское» — самая важная из всех классификацийлюдей, которые существуют в человеческом обществе. Усвоив, что означает этадихотомия, ребенок сортирует всю информацию по двум категориям: к примеру,понятия «чувствительность» и «соловей» он относит к «женскому», а«ассертивностъ» и «орел» — к «мужскому». Следующий шаг — ребенок делаетобобщение: какие атрибуты составляют «женское», а какие — «мужское».Формируется соответствующий гендерный стереотип — что могут делать и как себявести мальчики и что и как — девочки. Тот, кто ведет себя согласно стереотипу,обладает гендерной типичностью — типичный мальчик или типичная девочка.
Гендернаясоциализация должна осуществляться по гендерной схеме, так как ребенок будетжить в обществе, которое организовано по принципу гендерной дихотомии.
Теориигендерных различий
Всеконцепции, объясняющие различия между полами, можно разделить на две большиекатегории: биологические и социальные.
Биологическийподход исходит из того, что различия между мужчинами и женщинами объясняютсягенетическими и гормональными факторами, строением мозга, врожденнымиособенностями конституции, темперамента и т. п. Были проведены исследования:
1)  близнецов — по изучениюнаследственных черт;
2)  связанные с гормонально-химическими ифизиологическими переменными (X.Айзенк, М. Цукерман и др.). В частности, Цукерман предположил, что гендерныеразличия по доминантности и агрессивности могут быть связаны с половымигормонами. Так же пытались объяснить и различия по зрительно-пространственнымспособностям;
3)  С. Нолен-Хоекзема связывала половыеразличия в хромосомах со склонностью женщин к депрессии, тревожности инейротизму.
К этомуже подходу можно отнести и эволюционную концепцию дифференциации полов В. А.Геодакяна (1992). Мужской пол играет главную роль в изменении, а женский — всохранении популяции: мужской пол — это глина, из которой природа лепитобразцы, а то, что проверено, становится мрамором — женским полом. В онтогенезетакже имеются различия. Здесь уже более изменчивым, пластичным является женскийпол, мужской же более ригиден. Половые различия связаны с различной степеньюгенетической обусловленности признаков у мужчин и женщин. Эта концепция былаподтверждена экспериментами на животных, проведенными В. К. Федоровой, Ю. Г.Трошихиной и В. П. Багруновым (1981). Она может объяснить и многие половыеразличия в сенсомоторных и интеллектуальных функциях. Но реакция специалистовпо гендерной психологии на эту концепцию неоднозначна. И. С. Клецина (2003), кпримеру, считает, что неправомерно прямо переносить эволюционно-генетическиезакономерности полового диморфизма на человеческую психологию и поведение,поскольку психика человека не развивается по законам биологической эволюции, ачеловек сам создает себе среду развития. Однако, несмотря на критику, концепцияВ. А. Геодакяна по-прежнему одна из самых популярных в отечественнойпсихологии.
Социокультурныйподход предполагает, что различия между полами формируются обществом. Назовемнесколько концепций.
Одна изнаиболее известных в этом подходе — теория социальных ролей Элис Игли. Онаразрабатывается известной американской исследовательницей с 1987 г. Модельсоциальных ожиданий предполагает, что у людей существуют имплицитные(подразумеваемые) теории по отношению к представителям разного пола. Эти теориисоздаются на основе здравого смысла и жизненного опыта. Наивные испытуемыезнают, какими должны быть мужчины и женщины. Так складываются гендерныестереотипы (перечень предписаний и ожиданий) отдельно для мужчин и для женщин.Человек старается вести себя так, чтобы соответствовать этим ожиданиям. Этиожидания побуждают мужчин и женщин соответствовать им.
Американскиепсихологи Сюзанна Кросс и Лаура Мэдсон использовали идею Ш. Маркуса и С.Китаямы о «взаимозависимой» и «независимой» я-концепциях у индивидов восточнойи западно» культуры. На основе этой идеи они создали модель, объясняющую гендерныеразличия в социальном поведении. По мнению авторов, для американских женщин вцелом характерна связь с другими людьми, т. е. «взаимозависимая», а для мужчин— «независимая» я-концепции. Формирование первой происходит в теснойвзаимосвязи с представлением о близких людях, и их цели и потребности так жеважны, как и собственные.
Внезависимой я-концепции главным принципом является автономия, отделение отдругих, а взаимоотношения с другими людьми служат лишь средством к достижениюиндивидуалистических целей. Чтобы достичь этой автономии и независимости,мужчины стремятся получить власть над другими.
Теориипсихологии мужчины
То, чтобыло сказано о концепциях в области психологии женщины, в равной мере относитсяи к психологии мужчины. Практически нет ни одной концепции, которая бы несравнивала мальчиков и мужчин с девочками и женщинами. К тому жеразработанность этого раздела гендерной психологии еще меньше, чем разделапсихологии женщины. В основном существующие гипотезы рассматривают сущностьмаскулинности (Кон, 2001).
Биологическиегипотезы объясняют преимущество мальчиков и мужчин, к примеру, мужскимигормонами. Обычно привлекается и материал о поведении животных. Проявлениядоминантности у мальчиков и мужчин, к примеру, находят аналогии в поведениисамцов приматов.
Э.Маккоби (1999) демонстрирует формирование особой мужской субкультуры, отличнойот женской. Этот процесс протекает в основном под влиянием сверстников мужскогопола и включает особые (физические) игры, использование особой лексики, нормповедения — в частности, подчеркнутое отделение от всего «женского». Этоусиливается и влиянием отцов, которые иначе относятся к сыновьям, чем кдочерям, стараясь также удалить любые проявления «фемининности» в поведениимальчика. Объясняется это влиянием более глобальной маскулинной культуры,которая распространена во многих индустриальных странах.
Теориипсихологии гендерных отношений
Здесьнаиболее известна концепция сегрегации-конвергенции полов, которую предложилаЭлеонор Маккоби в своей книге. По ее мнению, мальчики и девочки в детстверастут в условиях половой сегрегации. Девочки первыми начинают эту сепарацию(отделение) от мальчиков, чтобы защититься от их грубости. Позднее мальчишескиегруппировки создают особый, «маскулинный» дух внутри этих группировок ирегламентируют поведение мальчиков, запрещая им общаться с девочками. В итогесоздаются две гендерные субкультуры: отдельно у мальчиков и у девочек.
В дальнейшемпризнаки такой сегрегации полов сохраняются на протяжении всей жизни, инаиболее ярко это проявляется в деловой сфере. Однако наряду с сегрегациейпоявляется другая тенденция — конвергенции полов (их схождения). Зарождение ееможно заметить в особых «предсексуальных» играх младших школьников.Конвергенция полов проявляется в разных сферах: а) в сексуальной жизни; б) вделовом мире — в смешанных по полу группах; в) в супружеских и г) родительскихотношениях.
От того,какая тенденция превалирует на определенном возрастном этапе и у определеннойпары представителей обоих полов, зависит и характер отношений между полами(более или менее благополучный).
Теорияблестяще подтверждается массой экспериментальных фактов. Она объясняет весьспектр гендерных отношений: внутри одного пола, между полами, междусверстниками в детстве и взрослости, между сексуальными партнерами, супругами,родителями и детьми. Также имеет она отношение и к гендерной социализации.
Теориигендерной психологии лидерства
Однитеории и концепции объясняют различия между лидерами разного пола (илиотсутствие этих различий), другие — отношения между менеджером и подчиненным.
Одной изнаиболее распространенных зарубежных теорий лидерства является бихевиористскаядинамическая модель обмена в диаде «лидер—последователь» Г. Граена и коллег.
Ситуационно-должностнойподход (Р. Хауз, Дж. Хант) на первое место ставит позицию человека вофициальной структуре, должность, которую он занимает в организации, а не пол.Мужчины и женщины, выполняющие одни и те же лидерские роли, занимающие одни ите же менеджерские должности, не будут отличаться друг от друга ни поповедению, ни по лидерской эффективности. Однако ситуативные переменные могутспособствовать тому, что гендер становится значимым фактором, и женщины-лидеры(с их меньшей властью, влиянием и ресурсами) в этом плане проигрывают посравнению с мужчинами частности, речь женщин, с позиций этого подхода, является«речью безвластных», а женщины, занимающие должность, дающую им формальнуювласть, будут говорить подобно мужчинам, подражая их доминантности. Точно также и мужчины-подчиненные будут в своей речи похожими на женщин. Результаты,полученные Катрин Джонсон, частично подтвердили действие формальной позиции навербальное, а гендерного эффекта — на невербальное поведение.
Концепцияинграциации связана с концепцией токенизма. Свое неблагоприятное положение вгруппе токены (составляющие меньшинство) могут компенсировать, используя такназываемый впечатляющий менеджмент— способ повлиять на других людей,сформировать у них впечатление о себе с помощью слов, действий и взглядов.Одним из проявлений такого менеджмента является инграциация. Это понятиебыло введено Е. Джоунсом (а теоретическая модель разработана Р. Лайденом и Т.Митчеллом) и означает способность человека быть привлекательным для другихлюдей, добиваться их симпатии и любви. Человека, который вызывает такоеотношение у окружающих, называют инграциатором, а объект инграциации — мишенью.Инграциаторами могут выступать и лидер, и последователь.
Джоунс иТ. Питтмен эмпирически установили 4 типа инграциационных стратегий:
1) самопрезентацию (мишень убеждают вналичии позитивных качеств у инграциатора: к примеру, женщина-начальниксообщает подчиненному, что она является опытным работником, что усиливает еевоспринимаемую компетентность);
2) усиление других (похвала и лесть: кпримеру, подчиненный признается своему начальнику, что ему очень нравитсяработать с ним);
3)  сходство мнений (согласие ссуждениями партнера и демонстрация сходстваценностей);
4)  выделение фаворитов.
Статуснаятеория (или теория ранговых ожиданий), созданная Дж. Бергером и коллегами,имеет много приверженцев: это М. Локхид и К. Холл, Л. Карли, Б. Меккер и II. Ветцель-О’Нил, Э. Игли. Согласноэтой теории, поведение человека в деловых ситуациях в малых группах объясняетсяего статусом в больших группах и обществе в целом: поскольку статус в общественеравен для разных полов или рас, то и в деловом мире мужчина, согласностереотипам, изначально воспринимается как высокостатусный, а женщина — какнизкостатусный индивид. Чтобы стать лидером в группе, последнему приходитсяпре-
Хотя этатеория достаточно популярна, она не способна объяснить те результаты, когдаженщины и мужчины ведут себя одинаково, занимая одни и те же лидерские позиции:гендерные различия, имеющиеся у рядовых испытуемых, у лидеров либо исчезают,либо ослабляются.
Двепоследние теории (статусная и гендерно-ролевая) являются наиболее перспективнымив гендерной психологии лидерства, хотя в целом можно констатировать, что ниодин из подходов не объясняет всех существующих экспериментальных фактов.
Такженет и всеобъемлющей теории, которая годилась бы для объяснения всехмногочисленных эмпирических фактов, полученных в гендерной психологии.[17]

Глава 2. Общее представление о подростковом возрасте
 
Подростковый возраст илиотрочество – это период жизни человека от детства до юности (от 11-12 лет до14-15 лет). Все стороны развития подвергаются качественной перестройке,возникают и формируются новые психологические образования.
Подростковыйвозраст традиционно считается самым трудным в воспитательном отношении.Дубровина И.В. связывает трудности этого возраста с половым созреванием какпричиной различных психофизиологических и психических отклонений. [7]
Входе бурного роста и физиологической перестройки организма у подростков можетвозникнуть чувство тревоги, повышенная возбудимость, сниженная самооценка. Вкачестве общих особенностей этого возраста отмечаются изменчивость настроений,эмоциональная неустойчивость, неожиданные переходы от веселья к унынию ипессимизму. Придирчивое отношение к родным сочетается с острым недовольствомсобой. [8, 10]
Центральнымпсихологическим новообразованием в подростковом возрасте становитсяформирование у подростка своеобразного чувства взрослости, как субъективногопереживания отношения к самому себе как к взрослому. Физическое возмужание даетподростку ощущение взрослости, но социальный статус его в школе и семье неменяется. И тогда начинается борьба за признание своих прав, самостоятельности,что непременно приводит к конфликту между взрослыми и подростками.
Но с другой сторонысуществуют и положительные качества данного периода: возрастаетсамостоятельность ребенка, более содержательными и разнообразными становятсяотношения с другими детьми и взрослыми, значительно расширяется сферадеятельности и т.д. Но, самое главное в этом периоде, то, что ребеноксамостоятельно выходит на новую социальную позицию и начинает сознательноотноситься к себе как к члену общества.

2.1Развитие высших психических функций в переходном возрастеВся история психического развития в переходном возрастесостоит из, строгой иерархии, т.е. перехода функций вверх и образованиясамостоятельных высших синтезов. В процессе развития все эти функции образуютсложную иерархическую систему, где центральной, или ведущей, функцией являетсяразвитие мышления, функция образования понятий. Все остальные функции вступаютв сложный синтез с этим новым образованием, они интеллектуализируются,перестраиваются на основе мышления в понятиях.
Восприятия подростказаключается в том, что самое речевое мышление подростка переходит откомплексного типа к мышлению в понятиях, вместе с тем коренным образомизменяется и характер участия речевого мышления в восприятии подростка. Дляребенка значение слова реализуется как комплекс конкретных предметов,сцепленных фактической связью, для подростка значение слова реализуется какпонятие, т.е как сложный образ предмета, отражающий его связи и отношения сдействительностью, его сущность.
Наглядное мышлениеподростка включает в себя абстрактное мышление, мышление в понятиях. Подростокне только осознает и осмысливает воспринимаемую им действительность, но иосмысливает её в понятиях, т.е для него в акте наглядного восприятия сложносинтезируется абстрактное и конкретное мышление. Он упорядочивает видимуюдействительность, не соотнося её с прежде установленными комплексами, а спомощью выработанных в мышлении понятий. Категориальное восприятие возникаеттолько в переходном возрасте.
Происходящие в эпохуполового созревания элементарная функция внимания, как она проявляется внаиболее чистом виде в раннем детстве, входит в качестве подчиненной инстанциив новый сложный синтез с интеллектуальными процессами. Касаясь всех стадий, изкоторых складывается процесс развития внимания в целом, остановимся только надвух основных стадиях: первая охватывает школьных, вторая переходный возраст. Вобщей форме можно сказать, что первая из этих стадий является стадией внешнегоовладения собственными психическими функциями – памятью, вниманием, вторая –стадией внутреннего овладения теми же процессами. Переход от внешнего овладенияк внутреннему и составляет самую существенную черту, отличающую подростка отребенка.
2.2 Периодполового созревания
 
Основной особенностьюподросткового возраста является период полового созревания, и в течениесравнительно короткого периода наступает половая зрелость.
Начинается половоесозревание с повышения активности центральной нервной системы, вслед за которыминтенсифицируется деятельность эндокринных желез. Возрастающее количествогормонов, вырабатываемых и выделяемых в кровь этими железами, и ведет кразвитию всех признаков и проявлению полового созревания.
Подростковыйпериод характерен интенсивным ростом, повышенным обменом веществ, резкимусилением работы желез внутренней секреции. Половым созреванием обусловленыпсихологические особенности возраста: повышенная возбудимость и относительнаянеустойчивость нервной системы, завышенные притязания, переходящие в наглость,переоценка возможностей, самоуверенность и др.
Половоеразвитие ребенка неотделимо от общего его развития и происходит непрерывно,начиная с рождения. Половое созревание — не только явление биологическое, но исоциальное. Сам процесс полового созревания влияет на поведение подросткаопосредованно, через социальные условия его существования, например, черезстатус подростка в коллективе сверстников, его взаимоотношения со взрослыми ит.д.[2]
Еслив младшем подростковом возрасте резко увеличивается количество отрицательныхпоступков: непослушание, упрямство, бравирование своими недостатками,драчливость, то в старшем подростковом возрасте их количество снижается.Подростки становятся более уравновешенными, их самочувствие улучшается.
Если младшийподросток нуждается в щадящем режиме (чтобы предотвратить резкие перегрузки, оннарушает дисциплину, т.к. быстро утомляется и легко впадает враздражительность), то старшему подростку нужна правильная организация его деятельности.Дисциплину нарушает от избыточной энергии, которая не находит правильноговыхода.
Утрачиваютсяпрежние способы самоутверждения, как «ребенка вообще», и обретаются новые,связанные с половой принадлежностью. Утверждаются как мальчики, так и девочки. В связи с этимнамечаются изменения оценки себя и окружающих.
Ксвоей внешности относятся заинтересованно, т.к. она становится фактором самоутверждения.Очень чувствительны даже к добродушным замечаниям об их внешности. Еслиподросток придает очень большое значение своей внешности, то может развитьсязастенчивость.[2]
2.3 Самооценка подростков
Важнейшей особенностьюподростков является постепенный переход от копирования оценок взрослых ксамооценке, все большая опора на внутренние критерии. С помощью особойдеятельности (самопознания) у подростка и формируются критерии самооценки.Основной формой самопознания подростка является сравнения себя с другими людьми- взрослыми, сверстниками.
Окружающие частоотвергают подростков с низкой самооценкой. Принятие других людей и принятиеиндивида другими людьми, особенно близкими друзьями, связано с уровнемсамооценки: самый высокий уровень принятия отмечается в группах с умереннойсамооценкой, а самый низкий — в группах с низкой самооценкой. Между принятиемсебя, принятием других и другими существует сильная положительная корреляция.Следовательно, самоприятие и социальная адаптация тесно взаимосвязаны. Одним изпризнаков нарушений, возможных в подростковом возрасте, является неспособностьдружить или знакомиться с новыми людьми.
Плохая социальнаяадаптация, которая связана с негативной Я-концепцией и низкой самооценкой,может проявляться по-разному. Подростки с низкой самооценкой имеют тенденцию кполной незаметности в обществе. Их не “видят” и не выбирают в лидеры, они редкоучаствуют в школьной, клубной или общественной деятельности. Они не умеютпостоять за себя и не высказывают своего мнения по волнующим их вопросам. Утаких подростков чаще обычного развиваются чувства изоляции и одиночества.Застенчивые люди в обществе часто испытывают неловкость и напряжение, что затрудняетих общение с окружающими. Поскольку эти люди хотят нравиться другим, на нихлегче оказывать влияние и управлять ими; они обычно позволяют другим приниматьза них решения, так как им не хватает уверенности в себе. Те, кто, сам того нежелая, подчиняется другим, редко верят им и испытывают к ним любовь. Еслиподросток глубоко презирает самого себя, он будет презирать и ненавидетьдругих, но если он испытывает к себе уважение и доверие, то будет так жедоверять другим и уважать их.
 
2.4Общение со сверстниками
 
Для подростковпервостепенное значение приобретает общение со сверстниками. Общаясь сосверстниками, они активно осваивают нормы, цели, социальное поведение.Появляются стремления, с одной стороны, быть такими же, как все, с другой — желание выделится, отличится. В подростковом возрасте появляется страстноежелание иметь верного близкого друга, которое существует с лихорадочной сменойприятелей.
Существует два типа подростковых групп. Одни отличаютсяоднополым составом, наличием постоянного лидера, довольно жестко фиксированнойролью каждого члена, его твердым местом на иерархической лестницевнутригрупповых взаимоотношений (подчиняемость одним, помыкание другими). Вэтих группах есть такие роли, как «адъютант лидера» — физически сильныйподросток с невысоким интеллектом, кулаками которого лидер держит группу вповиновении, есть «антилидер», стремящийся занять место лидера, есть«шестерка», которым все помыкают. Нередко такая группа обладает «своейтерриторией», тщательно оберегаемой от вторжения сверстников из других групп издругих групп, в борьбе с которыми. Состав группы довольно стабилен, прием новыхчленов нередко сопряжен с особыми «испытаниями» или ритуалами. Примкнуть кгруппе без согласия вожака немыслимо. Обнаруживается склонность к внутригрупповомусимволизму – условные знаки, свои клички, свои обряды, – например, обряд«братания кровью». Подобные группы обычно образуют только из подростковмужского пола.
Другой тип подростковых групп отличается нечеткимраспределением ролей, отсутствием постоянного лидера. Состав группы нестабилен.Жизнь такой группы минимально регламентирована, нет каких-либо четкихтребований необходимых для входа в неё.
2.5 Учебная деятельность
 
Учение занимает большое место в жизниподростков. Подростки готовы избирательно при повышенной чувствительности к темили иным сторонам обучения. Особенно они готовы к тем видам обучения, которыеделает их взрослыми в собственных глазах.
Организуяучебно-воспитательную работу с подростками, необходимо учитывать, что на ихповедение и деятельность существенное влияние оказывает мнение товарищей. Во всехсвоих действиях и поступках они ориентируются прежде всего на это мнение.[7]
Учительдля подростков не является таким непререкаемым авторитетом, как для младшихшкольников. Подростки предъявляют высокие требования к деятельности, поведениюи личности учителя. Они постоянно оценивают учителя и свое отношение к немустроят на основе оценочных суждений. Очень важно, чтобы мнение товарищей,коллектива, мнение самого подростка совпадало или было сходно с мнениемвоспитателей и родителей. Только в этом случае можно разрешить возникающиепротиворечия и тем самым создать благоприятные условия для нормального развитияподростка.[7]
Формированиемотивов учения непосредственно связано с удовлетворением доминирующихпотребностей возраста. Одна из таких потребностей подростка – познавательнаяпотребность. При ее удовлетворении формируются устойчивые интересы.[2]
Нарядус познавательным интересом большое значение имеет значимость знаний дляподростка. Важно осознать, осмыслить значение знаний и для развития личности, идля жизни. Сформированные убеждения подростка и его интересы способствуютповышению эмоционального тонуса и активности учения.
Отношениеподростка к учению во многом обусловлено мастерством работы учителя и егоотношением к учащимся. Учитель, по мнению подростков, должен бытьтребовательным, справедливым и чутким.
Ещеодна задача педагога – управлять процессом формирования взаимоотношений междуподростками внутри класса, помогать каждому из них занять достойное место средиодноклассников.

Глава 3. Гендерные различия в подростковом возрасте
 
3.1 Индивидуальные различия подростков: рост и вес
В первые тригода жизни существенных различий по длине и массе тела, а также по окружностигрудной клетки нет. Мальчики немного превосходят девочек в длине тела — до 10лет, а в массе — примерно до 8,5 лет. Однако в связи с более ранним (на 1-1,5года) началом полового созревания у девочек они начинают превосходить мальчиковв длине тела (с 10 до 13 лет) и в массе (с 9 до 14 лет). После 12 лет у девочекснижаются темпы увеличения роста, а с 14 лет — и темпы увеличения массы тела. Умальчиков же в этот период физическое развитие протекает весьма интенсивно. Врезультате в 17 лет масса тела юношей превышает таковую девушек на 12 %, а рости окружность грудной клетки — на 9 %. Формируются мужские пропорции тела:широкие плечи и спина, таз существенно уже, чем плечи, сравнительно длинныеконечности, центр тяжести находится выше пояса, тогда как у женщин — ниже.Мышечная ткань у мужчин развита значительно лучше, чем жировая, в связи с чемхорошо выражен обычно и рельеф мышц.
Дж. Таннер(1968) отмечает, что девочки уже с рождения опережают мальчиков по оссификации(замещение в скелете хрящевой ткани костной) приблизительно на 20 %.Оссификация скелета у девочек в возрасте 10-12 лет на 2-3 года опережаеттаковую у мальчиков. Однако девочки, а в последствии уже женщины обладают болеехрупким скелетом. [13]
Согласноданным Дж. Таннер (1968), темпы развития конечностей выше у девочек, чем умальчиков. Уже с рождения по пропорциям тела девочки ближе к дефинитивному (окончательному)состоянию по сравнению с мальчиками. Это видно на рис. 3.1, где представленыградиенты созревания (степень приближения в данный момент к дефинитивнымразмерам, принятым за 100 %) верхних конечностей у девочек и мальчиков.

/>
(1 — кисти рук; 2 — предплечье; 3 — плечо)
Рис. 3.1. Градиентысозревания верхних конечностей
Большие темпыроста и созревания девочек по сравнению с мальчиками можно объяснить тем, что вкрови первых имеется большая концентрация гормона роста — соматотропина,чем в крови вторых.
/>
Рис. 3.2. Содержаниесоматотропина в плазме крови у детей на разных стадиях полового созревания
Правда, надоотметить, что все приведенные данные не учитывают тип телосложения детей,который может внести в темпы развития мальчиков и девочек существенныекоррективы.
У лицмужского пола мышечная (активная) масса тела больше, чем у лиц женского пола.Эти различия начинают проявляться уже у маленьких детей, когда после первогоувеличения жировых отложений в возрасте от 0 до 6 месяцев они начинаютуменьшаться явно заметнее у мальчиков, чем у девочек. В подростковом возрасте умальчиков эта тенденция сохраняется, а у девочек опять начинается ростподкожного жирового слоя.
Жировая тканьбольше развита у женщин (вследствие врожденной способности более эффективновырабатывать жировые вещества). В среднем у женщин она составляет 25 % от весатела, а у мужчин — 15 %. Абсолютное количество жира у женщин больше, чем умужчин, на 4-8 кг. Поскольку жировая ткань почти не содержит воды, общеесодержание воды в теле у женщин меньше, чем у мужчин.
Этиособенности телосложения имеют биологический смысл. Широкий таз — это защитноекостное кольцо для внутренних половых органов и для ребенка в период еговнутриутробного развития, женский таз более глубокий и больше по емкости, онобеспечивает широкий родовой путь. У женщин больше относительная длинапозвоночного столба, более широкие, чем у мужчин, межсуставные щели и лучшерастяжимость заполняющей их хрящевой прослойки, что создает условия для большейгибкости. Меньшая длина ног и низкое расположение центра тяжести телаобеспечивают устойчивость тела при беременности. У женщин имеется характернаяпостановка головки и шейки бедра: они располагаются под прямым углом кбедренной кости. Это обеспечивает большую амплитуду движений в тазобедренномсуставе. Так, для нормальной менструальной функции женщине необходимо иметь не менее22 % жировой массы.
В то же времяпреобладание мышечной массы у мужчин имеет значение для их маскулинизации, таккак в мышцах происходит метаболизм андрогенов.
В периодполового созревания у мальчиков происходит увеличение и изменение формы гортани.Особенно существенно изменяется щитовидный хрящ, образующий характерныйгортанный выступ — кадык («адамово яблоко»). Его пластинки сходятсяне под тупым углом, как у девочек, а под острым. Эта морфологическаяособенность имеет следствием и появление у мужчин функциональной особенности.Вследствие увеличения объема гортани и удлинения голосовых связок происходитпонижение голоса, примерно на одну октаву в сравнении с предшествующимпериодом. При этом изменяется тембр голоса и другие его качества, причем изменениябывают как в лучшую, так и в худшую сторону. Поэтому по качеству пения мальчиканельзя предсказывать, каким певцом он станет после ломки (мутации) голоса.
Периодполового созревания высвечивает еще одно различие в развитии мужского иженского организма. Как у девочек, так и у мальчиков под влиянием гормонагипофиза фоллитропина начинает развиваться молочная железа: увеличениеткани железы непосредственно под ореолой — пигментированным кружком кожи вокругсоска. Однако для окончательного развития молочных желез необходимосодружественное влияние фоллитропина и женских половых гормонов. Поэтому удевочек такое развитие происходит, а у мальчиков, у которых женских половыхгормонов мало, а тестостерона, который тормозит развитие этих желез, много, наблюдаетсяобратное развитие молочных желез.
Правда, унекоторых мальчиков-подростков молочные железы могут увеличиваться дозначительных размеров. Связано это как с увеличенным выделением фоллитропина,так и с повышенной чувствительностью к нему ткани молочной железы.
В периодполового созревания начинают проявляться различия между лицами мужского иженского пола в оволосении. Первое различие проявляется в лобковомоволосении. У большинства мужчин оно характеризуется линией волос,поднимающейся вверх в виде клина. Правда, примерно у каждого шестого мужчиныхарактер лобкового оволосения приближается к женскому, характеризующемусяровной горизонтальной линией, так что поверхность, покрытая волосами, имеетформу треугольника, вершиной обращенного вниз.
Второе различиев оволосении состоит в том, что у мужчин волосы начинают расти на лице (сначаланад верхней губой, а потом и на подбородке), на груди, спине и ногах(распространение волос на теле называется гипертрихозом).Этиособенности мужского оволосения связаны с тем, что под влиянием мужскогополового гормона тестостерона пушковые волосы превращаются в так называемые длинные.Разная волосистость мужчин определяется различной чувствительностью у нихкожи к тестостерону и различным количеством этого гормона. Последнее определяети тот факт, что гипертрихоз значительно реже и в меньшей степени выражен уженщин.
3.2 Половые различия
 
Хотянаблюдается большая изменчивость типов конституции с возрастом и образом жизни,все же можно отметить, что, по данным большинства авторов, у лиц мужского полачаще отмечается мышечный тип, а у лиц женского пола — астеноидный илиторакальный (А. В. Гордина, Т. В. Панасюк, 1975; С. С. Дарская, 1975; ).Последний из перечисленных авторов отмечает, что численность мальчиков чистого мышечноготипа с возрастом увеличивается: с 8 до 13 лет — от 20 до 40 %, а в болеестарших возрастах — до 50 %. В то же время на протяжении школьного возраста умальчиков уменьшается процент чистого торакального и особенно дигестивноготипа, которые становятся смешанными с признаками мышечного типа. [5, 6]
 
3.3 О различиях в строении мозга мужчин и женщин
 
В последниегоды появляется все больше публикаций о различиях в строении головного мозга умужчин и женщин. Некоторые авторы указывают на то, что передняя спайка, т. е.структура, участвующая в обмене информацией между полушариями мозга, у женщинбольше, чем у мужчин. Это могло бы объяснить отмечаемые невропатологами уженщин большие компенсаторные возможности при поражении одного полушарияза счет другого. Однако другие исследователи выявили противоположныерезультаты: передняя спайка была больше у мужчин, чем у женщин.
Рядомнейрофизиологов найдены большие размеры у мужчин третьего промежуточногоядра переднего гипоталамуса, связанного с поведением, в том числе исексуальным. Однако пока это только единичные находки, требующие своегоподтверждения.
3.4Физиологические половые различия
 
Девочки быстрее мальчиковпродвигаются к своему взрослому статусу как по морфологическим параметрам, таки по физиологическим функциям, примером чего является их более раннее половоесозревание. Сохраняется в отношении развития физиологических функций и другаязакономерность онтогенетического развития: с каждым годом различия междумальчиками и девочками увеличиваются в пользу первых.
Сердечно-сосудистаясистема. Данныефизиологов показывают, что в дошкольном и младшем школьном возрасте темпыразвития девочек выше, чем мальчиков. Если у мальчиков наиболеекоординированная деятельность сердца и гемодинамики наблюдается в 11-12 лет, тоу девочек такие взаимоотношения имеют место в 7-8 и 10 лет (Р. А. Калюжная,1983). Имеются данные, что у женщин все же меньше основные параметрыгемодинамики: объем сердца — на 100-200 мл, его вес — на 50 г, систолическийобъем — на 30-40 %, минутный объем — на 10-15 % (несмотря на большую,чем у мужчин, частоту сердцебиений в покое — на 6-8 уд/мин), массациркулирующей крови — на 1,2 л, содержание гемоглобина в крови — на 1,5 г%. Уженщин меньше продолжительность диастолы при более продолжительной фазеизгнания крови. У них сердечные сокращения слабее, что является одной из причинболее низкого уровня артериального давления. По данным ряда авторов, объемнаяскорость кровотока у мальчиков 7-13 лет выше, чем у девочек того же возраста. [9]
В то же времялица женского пола от рождения обладают рядом врожденных преимуществ, вчастности большей эластичностью кровеносных сосудов. Женщины могут терятьбольшее количество крови, чем мужчины. Например, потеря 1 л крови для мужчинынередко является смертельной, в то время как женщина перенесет эту потерю безпереливания крови.
Дыхательная система. До периода полового созревания, когдаразличия в размерах и составе тела между мальчиками и девочками минимальны,максимальное потребление кислорода (МПК) тоже почти одинаково. У молодых мужчинМПК в среднем на 20-30 % больше, чем у женщин. По мере старения различия в МПКмежду мужчинами и женщинами становятся меньше.
Дажерассчитанное на килограмм веса тела МПК у женщин меньше, чем у мужчин. Однакосреди мужчин и женщин одного возраста наблюдаются значительные индивидуальныевариации в величинах МПК. У физически более подготовленных женщин МПК такое же,как у физически плохо развитых мужчин.
Более низкоеМПКу женщин обусловлено тем, что максимальное количество кислорода,которое может переноситься из легких в ткани, у женщин меньше, чем у мужчин.Это различие связано с меньшим у женщин количеством эритроцитов, аследовательно, и гемоглобина, меньшим объемом циркулирующей крови (600 млпротив 800 мл у мужчин), меньшим объемом сердца и полостей желудочков, меньшимсистолическим объемом.
В то же времядо периода полового созревания концентрация гемоглобина в крови у мальчиков идевочек почти одинаковая.
По данным Т.Д. Кузнецовой (1983), до 12 лет половые различия по величине легочных объемоввыражены слабо. Это объясняется тем, что прирост объема дыхания у девочек с 6до 14 лет выше, чем у мальчиков того же возраста, и в результате величинаобъема дыхания девочек практически становится равной таковой мальчиков. [11]
3.5Половые различия в темпах моторного развития
 
По данным П.С. Бабкина (1975), половые различия в психомоторике начинают проявляться удетей уже на безусловно-рефлекторном уровне. Так, у девочек по таким рефлексам,как глоточный, хоботковый, брюшная гипо- и арефлексия наблюдается чаще, чем умальчиков. Во многом благодаря морфологическим и физиологическим различиям,проявляющимся после периода полового созревания, по мышечной силе и быстроте, атакже аэробной выносливости лица мужского пола превосходят лиц женского пола. [1]
Подвижностьнервных процессов. Поданным Н. Е. Высотской (1972) и А. Г. Пинчукова (1974), среди мальчиков 7-16лет количество лиц с подвижностью как возбуждения, так и торможения больше, чемсреди девочек (рис. 3.3). Затем с подвижностью возбуждения больше становитсяженщин. [4,12]
/>
Рис. 3.3. Изменение свозрастом подвижности возбуждения у лиц мужского и женского пола (Н. Е.Высотская, 1972)

3.6 Пол ифункциональная асимметрия
 
По данным М. П.Брайдена, 1977, мужчины более склонны считать себя левшами, чем женщины. Однакосамооценка не всегда совпадает с объективными данными. Показано, чтолеворукость у женщин связана с хорошими пространственными навыками, а у мужчин- с плохими.
Мужчины иженщины различаются по билатеральной электрокожной активности, по взаимосвязиразных форм асимметрии больших полушарий, латерализации эмоций. Показано, чтопри осмыслении слов мужчины пользуются преимущественно левым полушарием, аженщины — обоими. По теории Г. Ленсделла, подтвержденной его собственныминаблюдениями, отделы мозга, отвечающие за пространственные и вербальныеспособности, у мужчин располагаются в противоположных полушариях, а у женщинприблизительно поровну в обоих полушариях. В связи с этим у мужчин поражениелевого полушария ухудшает выполнение вербальных тестов, а поражение правогополушария — невербальных, у женщин успешность выполнения вербальных иневербальных тестов не зависит от того, какое полушарие повреждено. И если врезультате несчастного случая повреждается левое полушарие, у женщинвосстановление основных функций (за счет правого полушария) происходит быстрее,чем у мужчин.
Девочкираспознают на ощупь предметы одинаково хорошо правой и левой рукой, между темкак мальчики значительно лучше распознают предметы, когда ощупывают их левойрукой.
3.7Менструальные фазы как специфика женского организма
Перваяменструация, которую девочка переживает в возрасте 11-13 лет, происходит нафоне общей перестройки организма, начавшейся года за два до этого (о чем можносудить по активному росту и появлению вторичных половых признаков). Но именнопоявление менструаций является переломным моментом в жизни девочки,заставляющим ее остро почувствовать принадлежность к женскому полу. Изменяетсяпсихика девочки: если для предменструального этапа характерными для девочекбывают смятение в мыслях и неуверенность, связанная с половой самоидентификациейи образом тела, то с наступлением менструаций происходит принятие своейженственности и перестройка образа своего физического «Я». Происходитчеткое осознание различий между мужским и женским телом. Мышление девочкистановится лучше организованным, уходят коммуникативные трудности. Девочкиначинают задумываться над своей будущей ролью жены и матери.
3.8 Когобольше — мужчин или женщин? Некоторые демографические данные
 
Еще в 1661 г.стало известно, что в мире мальчиков рождается на 6 % больше, чем девочек.Однако этот громадный перевес не приводит к такому же перевесу рождающихсямальчиков над девочками, так как большая гибель мужских особей начинается уже впериод беременности. Известно, что общее число ранних выкидышей составляет до25-30 % всех зачатий.
Травматизмвыше у лиц мужскогопола по сравнению с женским в любом возрасте. Уже при родах, во многом из-забольших по сравнению с девочками размеров тела, мальчики получают большеповреждений. Поведение мальчиков вследствие их большей склонности к риску,состязательности, тяге к технике, к взрывоопасным предметам, к проявлениюфизической агрессии (драке) является более травмоопасным. Среди детей 7-15 леттравмы у мальчиков случаются почти в 2 раза чаще, чем у девочек. Да и впоследующие годы служба мужчин в армии, их работа, связанная с техникой и втравмоопасных условиях, занятия спортивными единоборствами и играми приводят кбольшему травматизму представителей «сильного» пола. В среднем отнесчастных случаев ежегодно погибает в 2 раза больше мужчин, чем женщин.
В возрасте15-19 лет у юношей коэффициент смертности в 2 раза выше, чем у девушек. Кромеболезней и травм следует отметить самоубийства: среди девушек, по данныммеждународной статистики, их значительно меньше, чем среди юношей (рис. 3.4).
/>
Рис. 3.4. Количествосамоубийств среди 15-19-летних в зависимости от пола (по Г. Крайг, 2000)
В целом жеженщины совершают самоубийства в 3-4 раза реже, чем мужчины.

Заключение
Подростковыйвозраст традиционно является трудным в воспитательном отношении, а гендернаяпсихология одна из очень молодых и интересных наук, соответственно актуальностьданной работы очень велика. О чем свидетельствует наличие обширной литературы.
Обществоуже 2000 лет не может достигнуть своего идеала, по той причине, что мужчина иженщина не нашли должную гармонию и единение. Тенденция в развитии гендерныхисследований должна быть в рассмотрении и изучении мужчины и женщины какединого объекта общества, гармонично взаимодействующего, дополняющего,обогащающего и развивающего друг друга, т.е. в единстве как две «половинки»единого целого.
Мужчинаи женщина видят смысл своего существования в счастливой жизни. И хотя каждаякультура, каждая историческая эпоха порождает различные идеалы счастья истереотипы представления о нем, но тем не менее наблюдается некая общность иединство — счастливая жизнь без любви, без своего избранника (избранницы) водиночестве невозможна.
Все мужчины и женщины стремятся кгармонии в своей жизни, хотят одного и того же: не быть «одиноким засохшимдеревом на краю утеса Северно – Ледовитого океана», а быть «цветущим деревцемв чьем-то любимом фруктовом саду» т.е. люди хотят ощущать свою нужность друг вдруге, уважать себя и вызывать уважение противоположного пола, любить и бытьлюбимыми, обрести полное счастье и гармонию в семье со своим единственным инеповторимым спутником жизни.

Список литературы
 
1. Бабкин П. С.Материалы к вопросу о конституциональной политипии у детей и подростков //дифференциальная психофизиология и ее генетические аспекты: Тезисы докладов. — М., 1975. — С. 192-193.
2. Волков Б.С.Психология подростка/ Москва, изд. Педагогическое общество России, 2001.
3. Выготкий Л. С. Педология подростка. – М., 1929-1931.
4. Высотская Н. Е.Проявление типологических особенностей по «подвижности-инертности»нервных процессов у гимнастов и акробатов // Психофизиологические основыфизического воспитания и спорта. — Л., 1972. — С. 112-117.
5. Гордина А. В.,Панасюк Т. В. О возрастной динамике распределения типов конституций у чукчей //Дифференциальная психофизиология и ее генетические аспекты. — М., 1975. — С.198-200.
6. Дарская С. С.Распределение типов конституции у детей разного возраста // Дифференциальнаяпсихофизиология и ее генетические аспекты: Тезисы докладов. — М., 1975. — С.200-202.
7. Драгунова Т.В.Учебное пособие.- СПб.; СПбГУП, 2000
8. Заика Е. В., Крейдун Н. П., Ячина А. С. Психологическая характеристикаличности подростков с отклоняющимся поведением/ Вопросы психологии. – 1990.-№4.
9. Калюжная Р. А.Развитие функций сердечно-сосудистой системы // Физиология развития ребенка. — М.: Педагогика, 1983.
10. Кон И. С. Психология старшеклассника/ Пособие для учителя — М.Просвещение. 1980
11. Кузнецова Т. Д.Развитие дыхательной функции легких // Физиология развития ребенка. — М.:Педагогика, 1983. — С. 115-132.
12. Пинчуков А. Г.Сравнительное изучение возрастных изменений свойства подвижности нервныхпроцессов в зрительном и двигательном анализаторах // Спортивная и возрастнаяпсихофизиология — Л., 1974. — С. 127-138.
13. Таннер Дж. Рост иконституция человека // Биология человека / Под ред. Д. Харрисона. — М., 1968.
14. Фельдштейн Д. И.Психологические особенности развития личности в подростковом возрасте //Вопросы психологии. — 1988. — № 6. — С. 31-41.
15. Хрипкова А. Г.,Колесов Д. В. Девочка — подросток — девушка. — М.: Просвещение, 1981.
16. Хрипкова А. Г.,Колесов Д. В. Мальчик — подросток — юноша. — М.: Просвещение, 1982.
17. Шон Берн«Гендерная психология» СПб, 2001 год.
18. Шумилин Е. А.Психологическая характеристика личности старшеклассника // Вопросы психологии.- 1982. — № 5. — С. 72-79.
19. Юферева Т. И.Особенности формирования психологического пола у подростков, воспитывающихся всемье и в интернате // Возрастные особенности психического развития детей. — М., 1982. — С. 122-131.
20. Якунин В. А.Возрастные и половые различия точности движений рук в условиях меняющегосяположения тела // Экспериментальная и прикладная психология. — Л.: Изд-во ЛГУ,1968. — Вып. 1. — С. 122-128.