Контрольная поправоведению
Вариант 15
1. Нормативный правовой акт: понятие, система
Во всех правовых системах под нормативным актом понимаетсяисходящий от компетентного государственного органа акт правотворчества, устанавливающийили же отменяющий правовые нормы. Он (акт) рассчитан на регулированиенеопределенного числа случаев, неперсонифицирован и действует непрерывно.
В Российской Федерации нормативный правовой акт — этописьменный официальный документ, принятый (изданный) в определенной форме правотворческиморганом в пределах его компетенции и направленный на установление, изменениеили отмену правовых норм. В свою очередь, под правовой нормой принято пониматьобщеобязательное государственное предписание постоянного или временногохарактера, рассчитанное на многократное применение.
Нормативные акты создаются в основном государственнымиорганами, имеющими право принимать нормативные решения по тем вопросам, которыепереданы им для разрешения. При этом они выражают волю государства. Отсюда проистекаетих властность, официальность, авторитарность, обязательность.
Нормативные акты характеризуются следующими признаками.
Во-первых, они имеют правотворческий характер: в них нормыправа устанавливаются, либо изменяются, либо отменяются. Нормативные акты — этоносители правовых норм, из них мы черпаем знания о правовых нормах.
Во-вторых, нормативные акты должны издаваться только впределах компетенции правотворческого органа, иначе по одному и тому же вопросув государстве будет существовать несколько нормативных решений, между которымивозможны противоречия.
В-третьих, нормативные акты всегда облекаются вдокументальную форму и должны иметь следующие реквизиты: вид нормативного акта,его наименование, орган, его принявший, дату, место принятия акта, номер.Письменная форма способствует достижению единообразного понимания требованийюридических норм, что очень важно, поскольку за их неисполнение возможно применениесанкций.
В-четвертых, каждый нормативный акт должен соответствоватьКонституции РФ и не противоречить тем нормативным актам, которые имеют по сравнениюс ним большую юридическую силу.
В-пятых, все нормативные акты обязательно подлежат доведениюдо сведения граждан и организаций, т. е. опубликованию, и лишь только послеэтого государство имеет право требовать их неукоснительного исполнения, исходяиз презумпции знания закона, и налагать санкции.
Действие различных нормативно-правовых актов зависит от егоюридической силы, содержания, объему и характеру действия, субъектам их издающим.
Основные виды нормативных актов
/>
По юридической силе все нормативно-правовые акты делятся назаконы и подзаконные акты. Акты вышестоящих нормотворческих органов обладаютболее высокой юридической силой, чем нижестоящих.
В это понятие входят все нормативные акты, изданныефедеральными и региональными органами государства. Такое терминологическоенаименование оправданно потому, что основу целостной системы нормативных актовобразуют именно законы.
Среди нормативных актов различают:
1. Высшей юридической силой обладает Конституция РФ, т.к.определяет организацию государственной власти и закрепляет начала общественногои государственного устройства, основные права и обязанности граждан. Конституцияслужит юридической базой для всего действующего законодательства (которое неможет ей противоречить). Основополагающие установления Конституции развиваютсяи детализируются в других нормативных актах. Причем все они, от какого быоргана они ни исходили, должны соответствовать Конституции. В противном случаелюбой акт (или его часть) признаются недействующими.
Конституция — это правовой акт высшей юридической силы,своеобразный признак государственности, юридический фундамент государственной иобщественной жизни, главный источник национальной системы права.
Конституция — это Основной закон государства, выражающийволю господствующего класса или всего общества и закрепляющий основы общественногои государственного строя, права и свободы человека, и гражданина. Слово(термин) «конституция» означает «установление», устройство.
Конституция как Основной закон государства учреждаетполитическую форму существования общества, систему государственных органов,устанавливает порядок их формирования и способ функционирования.
2. Вторыми по значимости нормативными актами являютсязаконы. В юридическом смысле закон — это нормативный акт, принимаемый в особомпорядке, обладающий после Конституции наибольшей юридической силой и направленныйна регулирование наиболее важных общественных отношений.
Законы делятся на конституционные (вносящие дополнения иизменения в Конституцию или указанные в Конституции) и обыкновенные.
К федеральнымконституционным законам относятся те законы, которые принимаются по вопросам,предусмотренным Конституцией PФ. Это закреплено в cт. 108 Koнcтитyции PФ.
Конституционные законыотличаются от текущих законов и всех других нормативно-правовых актов не толькопо содержанию, но и по форме, характеру, порядку их принятия, внесения в нихизменений и дополнений.
Федеральные конституционные законы регулируют наиболееважные общественные отношения и касаются соответственно ключевых конституционныхинститутов народовластия, федерализма, государственного устройства.
Для федеральныхконституционных законов установлена более сложная процедура их прохождения ипринятия. На принятый федеральный конституционный закон не может быть наложеновето Президента.
Обыкновенные законыпредставляют собой акты текущего законодателъства, которые посвящены различнымсторонам политической, экономической, социалъной жизни общества.Обыкновенные законы действуют в строгом соответствии с конституционными актамии регламентируют определенные ограниченные сферы общественной жизни.
Обыкновенные законы в свою очередь делятся на кодификационныеи текущие.
К кодификационным относятся Основы законодательства РФ икодексы (закон кодификационного характера, в котором объединены законы одной отрасли).
Кодекс — это закон кодификационного характера, в которомобъединены на основе единых принципов все или основная масса норм, достаточнодетально регулирующих определенную область общественных отношений. Кодекс чащевсего относится к какой-либо одной отрасли права (например, Уголовный кодекс,Трудовой кодекс, Гражданский процессуальный кодекс, Кодекс об административныхправонарушениях). Но есть кодексы и межотраслевого характера (например, Лесной,Воздушный, Таможенный, Градостроительный).
Текущими называютфедеральные законы, которые принимаются на основе и во исполнение конституции иконституционных законов. Они регулируют различные стороны экономической,социальной, политической и культурной жизни страны.
Различаются законы федеральные (принятые верховнымзаконодательным органом РФ) и законы субъектов РФ —в случае их расхождения,действует федеральный закон.
Законы — это нормативные акты, принятые в особом порядкеорганами законодательной власти, регулирующие важнейшие общественные отношенияи обладающие высшей юридической силой. Законы — это наиболее значительный виднормативных актов.
Во-первых, законы могут приниматься только одним органом —парламентом, которому принадлежит законодательная власть в стране.
Во-вторых, законы принимаются в особом порядке, которыйназывается законодательной процедурой.
В-третьих, законы регулируют наиболее важные отношения вобществе.
В-четвертых, законы обладают высшей юридической силой посравнению с другими видами нормативных актов.
Важной отличительной чертой закона является то, что в немвсегда содержатся юридические нормы, т.е. он всегда нормативен. Этим онотличается как от актов других органов, так и от иных видов актов, принятыхзаконодательным (представительным) органом, — постановлений, деклараций,посланий, обращений.
Закон среди всех нормативно-правовых актов обладаютверховной властью, ни один подзаконный акт не может вторгаться в сферузаконодательного регулирования, он должен соответствовать законам, и не можетим противоречить.
Согласно Конституции России, «законы и иные нормативныеправовые акты субъектов Российской Федерации не могут противоречить федеральнымзаконам», принятым по предметам исключительного ведения РФ или же по предметамсовместного ведения РФ и субъектов федерации. «В случае противоречия междуфедеральным законом и иным актом, изданным в Российской Федерации, действуетфедеральный закон» (ст. 76, п. 5).
В случае же противоречия между законами инормативно-правовыми актами субъектов РФ, изданным по предметам исключительноговедения последних, «действует нормативный правовой акт субъекта РоссийскойФедерации» (ст. 76, п. 6).
3. Среди подзаконных актов различаются указы Президента РФ,постановления высших органов власти, акты центральных органов государственногоуправления (все они не могут противоречить Конституции и законам). Такие жеподзаконные акты могут приниматься на уровне субъекта федерации и органами местногосамоуправления.
Указы. Среди нормативных актов в Российской Федерации особоеместо занимают указы Президента Российской Федерации. Их издает Президент Россиипо вопросам, относящимся к его компетенции, которая у него достаточно широка,поскольку он одновременно является главой государства и фактически главойисполнительной власти. В случае, если указ противоречит Конституции и законамРоссии, он может быть признан Конституционным Судом недействительным.
По своему содержанию указы Президента связаны в основном сконкретизацией и детализацией действующих законов, принятием правил и положений,названных в актах парламента. Публикуются указы в «Собрании законодательстваРоссийской Федерации» (СЗ РФ).
Постановления. В соответствии со ст. 115 Конституции РФПравительство РФ издает постановления и распоряжения на основании и воисполнение Конституции РФ, федеральных законов, нормативных указов ПрезидентаРФ. Этот вид нормативных актов издается Правительством России. В компетенциюПравительства входит в основном решение вопросов социально-экономическогохарактера (руководство промышленностью, сельским хозяйством, строительством,транспортом и связью, социальная защита населения, внешние экономические связи,организация работы министерств и ведомств).
На примере законодательства России можно видеть, как на ихоснове и в развитие содержащихся в них положений издаются такие нормативныеакты, как постановления Правительства РФ. Они издаются по наиболее важнымвопросам хозяйственного, социального и культурного строительства и, согласноКонституции, наряду с распоряжениями Правительства, имеющими, как правило, индивидуальныйхарактер, «обязательны к исполнению в Российской Федерации» (ст. 115, п. 2Конституции РФ).
В случае противоречия постановлений и распоряженийправительства Конституции РФ, федеральным законам и указам Президента Россииони «могут быть отменены Президентом Российской Федерации» (ст. 115, п. 3Конституции РФ).
Правительство может принимать различные правовые документы — инструкции, правила, уставы, перечни, стандарты и т.д. Но в общую правовую системуони включаются только через постановления Правительства.
Распоряжения Правительства обычно содержат конкретныепредписания, т.е. являются актами индивидуального характера.
Большое количество актов Правительства связано с выработкоймеханизма, порядка исполнения законов, принятых парламентом. Публикуются онитакже в «Собрании законодательства Российской Федерации».
Акты федеральных органов исполнительной власти. Инструкцииминистерств и ведомств. Указанные органы создаются для руководства той или инойсферой деятельности, реализацией специальных исполнительных, контрольных,разрешительных или надзорных функций государства.
В общем объеме правового регулирования большой удельный весзанимают нормативные акты органов исполнительной власти специальной компетенции- министерств, комитетов, служб, агентств, надзоров. Эти акты (их традиционноназывают ведомственными) чаще всего регулируют отношения, складывающиеся внутриорганизационных систем этих органов. Но в ряде случаев им предоставляется правоиздавать нормативные акты, действие которых распространяется и на неподчиненные им объекты управления, а также и на граждан.
Впервые унификация видов ведомственных нормативных актовбыла проведена Постановлением Правительства Российской Федерации от 13 августа1997 г. «Об утверждении Правил подготовки нормативных правовых актов федеральныхорганов исполнительной власти и их государственной регистрации». ЭтимПостановлением установлен исчерпывающий перечень видов нормативных правовыхактов, которые могут издавать федеральные органы исполнительной власти. В этомперечне названы постановления, приказы, распоряжения, правила, инструкции иположения.
Издание нормативных правовых актов в виде писем и телеграммзапрещается. Не вправе издавать нормативные акты структурные подразделения итерриториальные органы федеральных органов исполнительной власти.
Но ведущую роль играют именно инструкции. Они регулируютосновные виды (формы) служебной деятельности, функциональные обязанности работниковопределенной категории. Но есть инструкции, которые носят межотраслевойхарактер и распространяются не только на работников, но и на другиеорганизации, на всех граждан (инструкции Минфина, Центрального банка, Министерстватранспорта, Министерства труда и др.).
С 15 мая 1992 г. Указом Президента Российской Федерациивведена государственная регистрация нормативных актов министерств и ведомств,затрагивающих права и законные интересы граждан или носящих межведомственныйхарактер. Государственная регистрация таких актов возложена на Министерствоюстиции Российской Федерации.
Публикуются акты министерств и ведомств в «Бюллетененормативных актов министерств и ведомств».
Нормативные акты администрации краев, областей (правительствреспублик). Эти акты принято именовать постановлениями. Они могут регулироватьразличные вопросы — предоставление в аренду помещений, земельных участков,взимание платы за проезд в общественном транспорте, за обучение в детскихмузыкальных школах и т. п. Акты как представительных, так и исполнительныхорганов субъектов Федерации публикуются в местных газетах.
Акты органов местного самоуправления называются, какправило, решениями. Они издаются по вопросам местного значения, касающихся жителейгородов, районов, сел, поселков, деревень (озеленение, благоустройство, торговля,коммунальное хозяйство, бытовое обслуживание и т. п.).
Корпоративные (внутриорганизационные, внутрифирменные) нормативныеакты. Это такие акты, которые издаются различными организациями длярегламентации своих внутренних вопросов и распространяются на членов этихорганизаций. Корпоративные акты регулируют самые разнообразные отношения,возникающие в конкретной деятельности предприятий (вопросы использования ихфинансовых средств, управленческие, кадровые, социальные вопросы и др.). Впроцессе уменьшения вмешательства государства в дела предприятий и расширенияих самостоятельности корпоративные акты берут на себя все большую нагрузку.
Подзаконные акты обладают меньшей юридической силой, чемзаконы, они базируются на юридической силе законов. Действие подзаконных актовзависит от того, какими органами они приняты, различаются: общие подзаконныеакты — акты президента и правительства РФ; местные подзаконные акты — акты исполнительнойвласти местного самоуправления; ведомственные нормативно-правовые акты — актыминистерств, ведомств; внутриорганизационные подзаконные акты — это акты,которые издаются различными организациями для регламентации внутреннихотношений и распространяются только на членов этой организации.
По содержанию различают акты по отраслям права — семейное,уголовное, трудовое законодательство.
По объему и характеру действия различаются: акты общегодействия охватывают всю совокупность отношений определенного вида на данной территории;акты ограниченного действия — распространяются только на часть территории илина строго определенный контингент лиц на данной территории; актыисключительного действия — они вступают в действие при определенных обстоятельствах.
По основным субъектам государственного нормотворчества актыделятся на: акты законодательной власти (законы); акты исполнительной власти(подзаконные акты); акты судебной власти (юрисдикционные акты общего характера).
Систематизация законодательства преследует цель —упорядочение и совершенствование правовых норм. В результате систематизацииустраняются противоречия в правовых нормах, они группируются, сводятся вкодексы, собрание законодательства. В настоящее время используются три основныхформы систематизации нормативно-правовых актов: кодификация, инкорпорация, консолидация:
· Кодификация— это деятельность по созданию нового, сводного, систематизированногонормативно-правового акта. Кодификационные акты по своему содержаниюподразделяются на три вида: основы законодательства, кодексы, уставы иположения.
· Инкорпорация— это объединение в сборники действующих нормативно-правовых актов вопределенном порядке. Она означает внешнюю обработку нормативно-правовых актов,которые располагаются в алфавитном порядке, или хронологически, или предметно.
· Консолидация— это такая форма систематизации, при которой происходит объединение несколькихнормативно-правовых актов, действующих в одной и той же области общественныхотношений. Она содержит черты кодификации и инкорпорации.
нормативный правовой акт наследственный имущество
Задание 2. Составьте схему «Структура федеральных органовисполнительной власти»
/>
3. После смерти родителей к трем их детям перешел понаследству жилой дом (доли наследников являются равными). Двое из них решилидом продать, а вырученные деньги разделить. Однако третий наследник согласия напродажу дома не дал, заявив, что будет в нем жить. Наследники, решившие продатьдом, обратились в суд с иском об обязании третьего наследника не чинить препятствийк продаже. Свои требования они мотивировали тем, что при продаже дома целикомего стоимость резко возрастет.
Дайте правовую оценку мной ситуации
Решение
При наследовании, как правило, имущество умершего переходитк другим лицам в порядке универсального (общего) правопреемства, то есть в неизменномвиде как единое целое и в один и тот же момент (ст. 1110 Гражданского Кодекса).
Права новых собственников (наследников) являются производнымиот прав их правопредшественника (наследодателя). У правопреемников возникаетправо собственности на наследственное имущество, поскольку наследодатель имелправо собственности на это имущество.
Право собственности на наследственное имущество возникает унаследника с принятием им наследства.
При наследовании по закону, если наследственное имуществопереходит к двум или нескольким наследникам, и при наследовании по завещанию,если оно завещано двум или нескольким наследникам без указания наследуемогокаждым из них конкретного имущества, наследственное имущество поступает со дняоткрытия наследства в общую долевую собственность наследников (ст.1164 ГК).
Таким образом, в данном случае трое наследников закономернополучили от своих родителей право общей собственности на дом с определением равнойдоли каждого из них в праве собственности (долевую собственность).
В соответствии со ст. 246 ГК распоряжение имуществом,находящимся в долевой собственности, осуществляется по соглашению всех ееучастников. Участник долевой собственности вправе по своему усмотрению продать,подарить, завещать, отдать в залог свою долю либо распорядиться ею иным образом.
И в данном случае, двое наследников решили объединить своидоли и продать их, а третий наследник решил распорядиться своей долей подругому жить в доме. Поэтому никто не имеет право обязать без его желанияпродать свою долю.
В данном случае есть три способа решения этой проблемы.
1. Всем троим участникам долевой собственности договоритьсяоб объединении их долей, продажи дома и разделения вырученных денег поровну.
2. Выделить всем участникам долевой собственности свои долив доме в натуре. Собственники тогда получает в свое пользование какие-токонкретные помещения в доме: определенную изолированную часть жилого дома и нежилыхпостроек соразмерно его доле. И желающие смогут их тогда продать.
3. Предложить участнику долевой собственности, который хочетжить в доме, выкупить у них две оставшиеся доли и стать собственником всегодома по правилам, предусмотренным статьей 250 ГК.
4. Ивашов в июле 2004 г. после расторжения брака переехалжить в квартиру свой матери. При этом он не был снят с регистрационного учетапо месту жительства бывшей жены и не зарегистрирован в квартире матери. Постановлениемначальника паспортно-визовой службы УВД Центрального района 10.11.2004 г. нанего был наложен штраф.
Ивашов обратился к суд с просьбой снять с негоадминистративное взыскание, ссылаясь на нарушение начальникам ПВС сроковпривлечения к административной ответственности.
В течение какого срока лицо может быть привлечено кадминистративной ответственности? Какое решение примет суд по этому делу?
Решение
В соответствии с ч. 1 ст.4.5 КоАП РФ постановление по делуоб административном правонарушении не может быть вынесено по истечении двух месяцевсо дня совершения административного правонарушения, а за нарушениезаконодательства Российской Федерации об экспортном контроле, о внутреннихморских водах, территориальном море, континентальном шельфе, об исключительнойэкономической зоне Российской Федерации, таможенного, патентного,антимонопольного, бюджетного, валютного законодательства Российской Федерации иактов органов валютного регулирования, законодательства Российской Федерации обохране окружающей среды, о безопасности дорожного движения (в частиадминистративных правонарушений, повлекших причинение легкого или среднейтяжести вреда здоровью потерпевшего), об авторском праве и смежных правах, отоварных знаках, знаках обслуживания и наименованиях мест происхождениятоваров, об использовании атомной энергии, о налогах и сборах, о защите правпотребителей, о государственном регулировании цен (тарифов), о естественныхмонополиях, об основах регулирования тарифов организаций коммунальногокомплекса, о рекламе, об электроэнергетике, о лотереях, о выборах иреферендумах, об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и (или)иных объектов недвижимости, о противодействии легализации (отмыванию) доходов,полученных преступным путем, и финансированию терроризма, об акционерных обществах,об обществах с ограниченной ответственностью, о рынке ценных бумаг, обинвестиционных фондах, а также за нарушение иммиграционных правил, правилпребывания (проживания) в Российской Федерации иностранных граждан и лиц безгражданства, правил привлечения к трудовой деятельности в Российской Федерациииностранных граждан и лиц без гражданства (в том числе иностранных работников),законодательства о несостоятельности (банкротстве), о размещении заказов напоставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных имуниципальных нужд, о противодействии коррупции, об организации деятельности попродаже товаров (выполнению работ, оказанию услуг) на розничных рынках поистечении одного года со дня совершения административного правонарушения.
Таким образом, в данном случае суд должен удовлетворить искИвашова в связи нарушением срока привлечения к административнойответственности.
Литература
1. Гражданский Кодекс РФ, часть1. (ред. от 17.07.09).
2. Гражданский Кодекс РФ, часть3. (ред. от 17.07.09).
3. Кодекс обадминистративных правонарушениях (ред.от 09.11.09).
4. Указ Президента РФ от 12.05.2008N 724 «Вопросы системы и структуры Федеральных органов исполнительной власти»(ред. от 14.10.2008).
5. Постановление ПравительстваРоссийской Федерации от 13 августа 1997 г. Об утверждении Правил подготовкинормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти и ихгосударственной регистрации” ( с изм. от 30 сентября 2002 г.).
6. Приказ Министерства юстицииРоссийской Федерации от 4 мая 2007 г. N 88 г. «Об утверждении Разъясненийо применении Правил подготовки нормативных правовых актов федеральных органовисполнительной власти и их государственной регистрации».
7. Венгеров А.Б. Теория государстваи права: Учебник для юридических вузов. — М.: Юрист, 2005.
8. Кашанина Т. В., Кашанин А. В.Основы российского права: Учебник для вузов. — 3-е изд., перераб. и доп. — М.:Издательство НОРМА, 2003.
9.Хропанюк В.Н. Теория государства иправа: Учебное пособие для высших учебных заведений/ Под ред. профессора В.Г.Стрекозова. — М.: ”Дабахов, Ткачев, Димов”, 2002.