Закон: его понятие и роль в демократическом государстве

Демократическоегосударство представляет собой политическую организацию власти, основанную напринципах разделения властей, соблюдения прав человека, верховенства права вовсех сферах жизни. В большинстве современных государств главным источникомправа является закон. Этимологически слово «закон» происходит от древнерусскогослова «кон», которое означало границу, предел чего-либо.
Всовременной юридической науке и практике термин «закон» употребляют двояко —как юридический нормативный акт высшего органа власти, принятый в особомпорядке парламентом (или с помощью плебисцита), и как нормативный акт(юридический документ) любого органа государства, который содержит юридическиенормы, обязательные правила поведения.
Закон— это обладающий высшей юридической силой нормативный акт, принятый в особомпорядке высшим представительным органом государственной власти или непосредственнонародом и регулирующий наиболее важные общественные отношения.
Каковыхарактерные признаки закона как ведущего источника права?
1.Закон-это юридический документ, содержащий нормы права.
2.Закон является результатом правотворческой деятельности высшего органагосударственной власти (парламента, монарха и др.) или всего народа.
3.Закон регулирует наиболее значимые, типичные, устойчивые отношения в обществе.
4.Закон обладает высшей юридической силой, что проявляется в невозможности егоотмены другим органом, кроме принявшего, а также в том, что содержанию законане должны противоречить все иные юридические документы.
5.Закон является фундаментальным юридическим документом. Он служит базой,основой, ориентиром нормотворческой деятельности иных государственных органов,судов.
Вгосударстве, имеющем парламентскую систему, формируется, естественно, изаконодательная система, состоящая из нормативных актов парламента (законов,статутов и т. д.). Чем выше степень цивилизованности, развитости и гуманностиобщества, тем большую потребность оно испытывает в законах. Это предъявляетособые, повышенные требования к содержанию законами самом общем плане можносказать, что содержание закона должно быть правовым, т. е. соответствующимнеотъемлемым, неотчуждаемым естественным правам человека. Такие права восновном зафиксированы в авторитетных международно-правовых документах ООН,которые составляют юридическую базу правовой защиты каждого человека вотдельности и человеческой цивилизации в целом и служат юридическим императивомдля законодателей любых государств. Степень соблюдения прав человека в законе —критерий качества самого закона, показатель его сущности и полезности,справедливости и ориентированности на свободу.
Верховенствозакона во всех сферах жизни общества означает невозможность произвольногоусмотрения в управлении делами общества и государства. Само по себе этоположение гуманистично: человек и общество лишаются возможной опасностиволюнтаризма, грубых вторжений в сферу личного со стороны власти. Такое вторжениеневозможно без оснований, указанных в законе.
Содержаниезакона образуют первичные нормы, которые в отдельных случаях получаютдальнейшую конкретизацию и развитие в подзаконных актах.
Пределы действия нормативных актов
Всенормативные акты имеют определенные временные, территориальные ограничения(пределы) своего существования и действия, а также распространяются наопределенный круг лиц (субъектов права). По общему правилу, нормативно-правовыеакты применяются к отношениям, имевшим место в период от введения их в действиедо утраты ими силы.
Говоряо пределах действия нормативного акта во времени, учитывают три существенныхобстоятельства: момент вступления его в законную силу, момент прекращения егодействия и применение установленных нормативным актом юридических норм котношениям, возникшим до его вступления в законную силу («обратная силазакона»).
ВРоссийской Федерации нормативно-правовые акты вступают в силу одним изследующих способов:
врезультате указания в тексте нормативного акта на календарную дату, с которойюридический документ вступает в силу;
врезультате указания на иные обстоятельства, с которыми связывается вступление взаконную силу документа («с момента подписания», «с момента опубликования» и т.д.);
врезультате применения общих правил. По этим общим правилам законы РФ, другиенормативно-правовые акты высших представительных органов вступают в силу навсей территории Российской Федерации одновременно по истечении десяти дней содня их официального опубликования, если в тексте акта не указано иное.
Нормативно-правовыеакты Президента РФ и Правительства РФ вступают в силу на всей территории Россииодновременно по истечении семи дней после их официального опубликования.
Изданиями,в которых официально публикуются нормативно-правовые акты РФ, являются«Российская газета» и Собрание законодательства Российской Федерации.
Актыминистерств и ведомств вступают в силу по истечении 10 дней со дня ихофициального опубликования и подлежат государственной регистрации вМинистерстве юстиции (в этом заключается предпосылка их законности).
Порядоквступления в силу нормативно-правовых актов субъектов Федерации, муниципальныхорганов определяется ими самостоятельно.
Прекращениедействия нормативного акта происходит в результате:
— истечения срока, на который был принят юридический документ;
— объявления об утрате юридической силы нормативного акта (прямое указание наотмену, которое может содержаться в специальном акте);
— принятия управомоченным органом нового юридического нормативного документаравной или большей юридической силы, регулирующего тот же круг общественныхотношений;
— устаревания юридического документа в связи с исчезновением обстоятельств,которые подлежали регулированию (например, утратили свою актуальность и потомупрекратили свое действие нормативные акты, регламентирующие правовой статусСоветов народных депутатов в связи с исчезновением этих органов власти натерритории бывшего СССР).
Вопросо действии нормативных актов во времени нужно рассматривать с учетом еще двухаспектов.
Во-первых,нормативно-правовой акт не имеет обратной силы (эта юридическая аксиомасформулирована еще древнеримскими юристами). Нормативный документ действуеттолько в отношении тех обстоятельств и случаев, которые возникли после введенияего в действие Это правило — необходимый фактор правовой стабильности, когдаграждане и юридические лица должны быть уверены в том, что их правовоеположение не будет ухудшено законом.
Во-вторых,нормативно-правовой акт моет утратить силу, но отдельные его положения, нормымогут применяться к фактам, имевшим место во время его действия («переживаниезакона»). Это относится и к регулированию длящихся правоотношений.
Действиенормативных актов в пространстве суть территориальные ограничения их действия,когда нормативный акт применяется на той территории, на которуюраспространяется суверенитет государства или компетенция соответствующихорганов. Поэтому акты федеральных органов распространяются на всю территориюРоссийской Федерации, акты субъектов Федерации — на территории этихгосударственных образований, акты муниципальных органов — на территориисоответствующих административных единиц.
Ктерритории, ограниченной границами государства, относятся: суша, в том численедра и континентальный шельф, территориальные воды (12 морских миль),воздушное пространство.
Кгосударственной территории приравниваются морские, речные и воздушные суда,находящиеся под флагом государства. По правилам международного права военныесуда приравниваются к территории государства без исключений, а гражданскиеморские и воздушные суда — в водах и воздушном пространстве своего государства,открытом море и воздушном пространстве.
Действиенормативно-правовых актов по кругу лиц обусловлено следующим обстоятельством:все граждане, лица без гражданства, иностранцы и юридические лица, находящиесяна территории государства, подпадают под сферу действия законодательствагосударства, в котором они пребывают. Юридическая наука и практика знаетпринцип экстерриториальности. Это юридическая фикция, согласно которойопределенные части территории государства (здания иностранных посольств, миссийили их средства транспорта), а также дипломатические представители иностранныхгосударств признаются не находящимися на территории государства, где ониреально пребывают, а юридически считаются находящимися на территории тогогосударства, чье посольство помещается в данном здании или чьимипредставителями они являются. На началах взаимности территории посольств виностранных государствах считаются территориями соответствующих государств.Какие бы то ни было посягательства на здание посольства приравниваются кпосягательствам на территорию государства и рассматриваются как факт нарушениямеждународного права.
Систематизация нормативно-правовых актов
Входе общественного развития государство активно осуществляет правотворческиефункции, в результате чего издаются сотни различных нормативно-правовых актовпо широкому кругу вопросов. Формирование законодательства каквзаимосогласованной и эффективной системы происходит в результате не толькопланирования законотворческих работ нормотворческим органом, но исистематизации. Систематизация законодательства — это целенаправленная работазаконодателя по упорядочению и приведению в единую систему действующихзаконодательных актов с целью их доступности, лучшей обозримости и эффективногоприменения. В основе такой работы лежат знания о системе права, ее отраслях иподотраслях.
Целямисистематизации являются: создание стройной системы законов, обладающейкачествами полноты, доступности и удобства пользования нормативными актами,устранение устаревших и неэффективных норм права, разрешение юридическихколлизий, ликвидация пробелов и обновление законодательства.
Юридическойнауке известны два основных вида систематизации: инкорпорация и кодификация.
Инкорпорация— вид систематизации, в ходе которой действующие нормативные акты сводятсявоедино без изменения их содержания, переработки и редактирования. В этомслучае текстуальное изложение юридических норм (правил поведения) неподвергается изменению. Результатом инкорпорации является издание различныхсборников или собраний, которые формируются по тематическому принципу (т. е. попредмету регулирования) или по годам издания нормативных актов (т. е. похронологическому принципу).
Инкорпорацияподразделяется на официальную и неофициальную. К официальной можно отнестиСобрание законодательства Российской Федерации. В его первом разделепубликуются нормативные акты Президента и Правительства за определенный период,во втором — их индивидуальные правовые акты. К неофициальной инкорпорацииотносятся сборники нормативных материалов по отраслям права, издаваемых вучебных целях, для просвещения населения и т.д. На подобного рода неофициальныеинкорпоративные материалы нельзя ссылаться в ходе рассмотрения юридических делв суде, арбитраже и других правоприменитель-ных органах.
Кодификацияпредполагает переработку норм права по содержанию и их систематизированное,научно обоснованное изложение в новом законе (своде законов, кодексе, основахзаконодательства и др.). Кодификация — это систематизационная работа болеевысокого уровня, чем инкорпорация, так как в ходе кодификации происходиткачественная переработка действующих юридических норм, устраняютсянесогласованности, дублирование, противоречия и пробелы в правовомрегулировании, отменяются неэффективные и устаревшие нормы. Нормативныйматериал приводится законодателем в стройную, внутренне согласованную правовуюсистему. На смену ранее действовавшему большому числу юридических нормативныхдокументов приходит новый единый сводный акт, изданием которого достигаетсячеткость и эффективность в правовом регулировании.
Кодификациязаконодательства может быть всеобщей (когда переработке подвергается всезаконодательство государства), отраслевой (если перерабатываются нормыопределенной отрасли законодательства) или специальной (охватывающей нормыкакого-либо правового института).
Юридическая техника
Эффективностьи результативность законов и иных нормативно-правовых актов в большой мерезависит от того, насколько точны и ясны юридические формулировки, насколько онилогически связаны и последовательны, насколько единообразно применениеюридических понятий и терминов. Этому способствуют правила и приемы юридическойтехники, которые используются законодателем в ходе подготовкинормативно-правовых актов.
Итак,юридическая техника — это совокупность правил, средств и приемов разработки,оформления и систематизации нормативных актов в целях их ясности, понятности иэффективности. Объектом юридической техники является текст нормативногодокумента, в отношении которого применяются интеллектуальные усилиязаконодателя. Именно последний и использует различные правила и приемыподготовки нормативных актов.
Необходимоотметить, что уровень развития юридической техники всегда служит надежнымпоказателем уровня развития правовой культуры общества. Несомненно также и то,что юридическая техника не чисто техническая, прикладная проблема, а критерийопределения сущности права, критерий направленности политической волизаконодателя.
Правилаподготовки проектов нормативных актов весьма многообразны и многочисленны.Назовем наиболее общие из них:
1)конкретность, ясность и исчерпывающая полнота правового регулирования;
2)логика в изложении текста документа и связь нормативных предписаний междусобой;
3)отсутствие противоречий, пробелов, коллизий как в нормативном акте, так и вовсей системе законодательства;
4)ясность, простота применения и понимания терминов; недопустимость использованияв тексте документа неясных, многозначных и нечетких, эмоционально насыщенныхтерминов типа «бесчинство», «буйнопоме-шанный», «исключительный цинизм» и др.;
5)отказ от канцеляризмов, словесных штампов, устаревших оборотов и редковстречающихся слов («присовокуплять», «довольствие» и др.);
6)краткость и компактность изложения правовых норм, сокращение до минимумадублирования нормативного материала по одному и тому же вопросу.
Отправил юридической техники следует отличать правила оформления нормативногоакта. Это специфические и унифицированные нормы, которые фиксируют официальныереквизиты и структурные части нормативного акта. Так, все конституции всегдаимеют преамбулу (вводную часть), а кодексы состоят обычно из общей и особеннойчастей, нумерация статей в кодексе сплошная, и при включении в него новой нормыей присваивается индекс («значок»), который не нарушает установленнойнумерации.
Креквизитам нормативного акта, подтверждающим его официальный характер,относятся: дата и место его принятия, подписи должностных лиц, заголовок(полный и сокращенный), указание на адресатов юридического документа.
Список литературы
Дляподготовки данной работы были использованы материалы с сайта student.rostov.ru