Анализ правового статуса судей в России

Содержание
Введение
Глава 1. Судебная система РФ: понятие и принципыорганизации
1.1 Понятие судебной системы РФ
1.2 Принципы организации судебной системы РФ
Глава 2. Порядок замещения судейского корпуса
2.1 Полномочия судей
2.2 Дисциплинарная ответственность судей
2.3 Отзыв и досрочное прекращение полномочий судьи
Глава 3. Основные гарантии судей
Заключение
Список использованной литературы
 

Введение
Всоответствии со ст. 10 Конституции Российской Федерации и ч. 2 ст. 1Федерального закона «О статусе судей в Российской Федерации» судебнаявласть самостоятельна, должна действовать независимо от законодательной иисполнительной властей и эффективно осуществлять правосудие.
КонституцияРФ провозгласила судебную власть одной из трех основополагающих исамостоятельных функций государственной власти. Понимая, что суд — гарантзащиты прав и свобод граждан, государственного строя и режима, цивилизованныегосударства мира стремятся создать стабильную и мощную, независимую и хорошооснащенную судебную систему. При этом все действия такого государства в первуюочередь направлены на создание в обществе атмосферы уважения к суду. Чемцивилизованнее общество, тем больше почтения к судебной власти. Иными словами,уважение закона — основа государственности.
Тем временем всовременной России недостаточно эффективна судебная власть. И это притом, чтоежегодно суды общей юрисдикции и арбитражные суды рассматривают около 5 млн.дел.
Особенноактуально рассмотрение правового положения судей, как непосредственныхотправителей правосудия в государстве. В связи с курсом на построение «правового»государства, а также стремления государственной власти и всего общества какможно скорее прийти в русло «цивилизованного» общества, свободного от произволакак со стороны государства, в лице его чиновников, так и от произвола криминальнойсферы общества.
Цель даннойработы заключается в изучении и определении правового статуса судей вРоссийской Федерации.
 

Глава 1.Судебная система РФ: понятие и принципы организации
1.1Понятие судебной системы РФ
Одной изветвей государственной власти является судебная власть. Субъектом,осуществляющим эту власть, может являться лишь суд, который обладает присущимитолько ему возможностями и способностями воздействия на поведение людей и напроцессы, происходящие в обществе. Следовательно, судебную власть можно было быопределить как возможность и способность занимающего особое положение вгосударственном аппарате органа (суда) воздействовать на поведение людей исоциальные процессы.
Судебная система – совокупность судов, построенная всоответствии с их компетенцией и поставленными перед ними задачами и целями[1].
Конституция РФ является основополагающим актом, в общихчертах определяющим суть российской судебной системы. В частности, в статье 118сказано:
1. Правосудие в Российской Федерацииосуществляется только судом.
2. Судебная власть осуществляетсяпосредством конституционного, гражданского, административного и уголовногопроизводства.
3. Судебная система Российской Федерацииустанавливается Конституцией Российской Федерации и федеральным конституционнымзаконом. Создание чрезвычайных судов не допускается[2].
Важное значение имеют также положения статей 125-127Конституции РФ. Они четко определяют место, занимаемое высшими судами всудебной системе в целом, а вместе с этим и место всех других подчиненных имсудов.
В целомструктура судебной системы определяется предписаниями не только Конституции РФ,но и ряда других законодательных актов: Закона о судебной системе, Закона осудоустройстве, Закона об арбитражных судах, Закона о военных судах, Закона омировых судьях.
В частности,в статье 3 Закона о судебной системе РФ говорится, что единство судебной системыРоссийской Федерации обеспечивается путем:
· установлениясудебной системы Российской Федерации Конституцией Российской Федерации иФедеральным конституционным законом о судебной системе РФ;
· соблюдениявсеми федеральными судами и мировыми судьями установленных федеральнымизаконами правил судопроизводства;
· применениявсеми судами Конституции Российской Федерации, федеральных конституционныхзаконов, федеральных законов, общепризнанных принципов и норм международногоправа и международных договоров Российской Федерации, а также конституций(уставов) и других законов субъектов Российской Федерации;
· признанияобязательности исполнения на всей территории Российской Федерации судебныхпостановлений, вступивших в законную силу;
· законодательногозакрепления единства статуса судей;
· финансированияфедеральных судов и мировых судей из федерального бюджета.[3].
1.2 Принципыорганизации судебной системы РФ
ПоКонституции РФ третьей отраслью власти является судебная, котораяосуществляется только судами на основе закона. Создание чрезвычайных судовзапрещено. Судебная власть независима от законодательной и исполнительнойотраслей власти и осуществляется несколькими видами судопроизводства — конституционным, гражданским, административным, уголовным. Сама судебнаясистема устанавливается Конституцией РФ (гл. 7 «Судебная власть»),федеральным конституционным законом «О судебной системе в РоссийскойФедерации» 1996 г. и другими федеральными законами.
Всоответствии с законом судебная система РФ включает в себя Конституционный СудРФ, Верховный Суд РФ, Высший Арбитражный Суд РФ, одноименные суды республик всоставе РФ, краевые, областные суды и арбитражные суды края, области, суды иарбитражные суды городов федерального значения, автономной области и автономныхокругов, а также районные суды, мировые суды и военные суды.
Закон «Осудебной системе» регулирует общий порядок создания и упразднения судов.Конституционный Суд РФ, Верховный Суд РФ, Высший Арбитражный Суд РФ создаютсятолько в соответствии с Конституцией РФ и могут быть упразднены только путемвнесения поправок в Конституцию. Другие федеральные суды создаются иупраздняются на основании федерального закона.
СудьиКонституционного Суда РФ, Верховного и Высшего Арбитражного Суда РФ назначаютсяна должность Советом Федерации по представлению Президента РФ, а судьи другихфедеральных судов назначаются Президентом РФ. Должности мировых судей и конституционные(уставные) суды субъектов РФ создаются и упраздняются законами субъектов РФ. Нов соответствии с нормами закона никакой суд не может быть упразднен, есливопросы, которые входят в его ведение при осуществлении правосудия, не былипереданы в юрисдикцию другого суда.[4]
КонституционныйСуд РФ — судебный орган конституционного контроля, который самостоятельно инезависимо должен осуществлять судебную власть посредством конституционногосудопроизводства. Полномочия, порядок образования и деятельностиКонституционного Суда РФ определяются Конституцией РФ и федеральнымконституционным законом «О Конституционном Суде РФ» 1994 г. КонституционныйСуд РФ действует в целях защиты основ конституционного строя, основных правчеловека и гражданина, обеспечения верховенства и прямого действия КонституцииРФ на всей территории Российской Федерации.
Дляосуществления этих целей Конституционный Суд РФ разрешает дела о соответствииКонституции РФ:
· федеральныхзаконов, нормативных актов Президента РФ, Совета Федерации, ГосударственнойДумы, Правительства РФ;
· конституцийреспублик, уставов, а также законов и иных нормативных актов субъектов РФ,относящихся к ведению органов государственной власти РФ и совместному ведениюРФ и ее субъектов;
· договоровмежду органами государственной власти РФ и органами государственной властисубъектов РФ, договоров между органами государственной власти субъектов РФ;
· невступивших в силу международных договоров РФ.
КонституционныйСуд РФ разрешает споры о компетенции:
· междуфедеральными органами государственной власти;
· междуорганами государственной власти РФ и ее субъектов;
· междувысшими органами государственной власти субъектов РФ.[5]
По жалобам нанарушение конституционных прав и свобод граждан и по запросам КонституционныйСуд проверяет конституционность закона, примененного или подлежащего применениюв конкретном деле. Кроме того, Конституционный Суд РФ дает толкованиеКонституции РФ, дает заключение о соблюдении установленного порядка выдвиженияобвинения Президента РФ в государственной измене или совершении иного тяжкого преступления,выступает с законодательной инициативой по вопросам своего ведения иосуществляет иные полномочия.
КонституционныйСуд решает исключительно вопросы права. Он состоит из 19 судей, назначаемых надолжность Советом Федерации по представлению Президента РФ. Основнымипринципами деятельности Конституционного Суда РФ являются независимость,коллегиальность, гласность, состязательность и равноправие сторон. РешенияКонституционного Суда обязательны на всей территории РФ для всехпредставительных, исполнительных и судебных органов государственной власти,органов местного самоуправления, предприятий, учреждений, организаций,должностных лиц, граждан и их объединений.
КонституционныйСуд РФ независим в организационном, финансовом и материально-техническомотношениях от любых других органов. Финансирование Конституционного Судапроизводится за счет федерального бюджета.[6]
Верховный СудРФ является высшим судебным органом по гражданским, уголовным, административными иным делам, подсудным судам общей юрисдикции. Верховный Суд осуществляетсудебный надзор за деятельностью судов общей юрисдикции, включая военные испециализированные федеральные суды. Верховный Суд РФ может рассматривать делаособой важности в качестве суда первой инстанции, а также в качестве второйинстанции в порядке судебного надзора и по вновь открывшимся обстоятельствам.Верховный Суд РФ является непосредственно вышестоящей судебной инстанцией поотношению к верховным судам республик, краевым, областным судам, судам городовфедерального значения, судам автономной области и автономных округов, а такжевоенным судам округов, флотов, групп войск и их видов.
Верховный СудРФ имеет полномочия давать разъяснения по вопросам судебной практики. Онанализирует и обобщает судебную практику, анализирует судебную статистику, даетразъяснения судам по вопросам применения законодательства.
Нижестоящимисудами являются верховные суды республик, краевой, областной суд, суд городафедерального значения, суд автономной области, суд автономного округа. Эти судыявляются вышестоящими по отношению к районным судам, действующим на территориисоответствующего субъекта РФ. Районные суды являются вышестоящими судами поотношению к мировым судам. Большинство дел по первой инстанции решают районныесуды, образованные в соответствующих судебных округах.
Военные судыотносятся к судам специальной компетенции и создаются по территориальномупринципу по месту дислокации войск и флотов и осуществляют судебную власть ввойсках, флотах, органах и формированиях, где федеральным законом предусмотренавоенная служба. Военные суды в пределах своей компетенции рассматривают дела,связанные с преступлением военнослужащих по первой и второй инстанциям, впорядке надзора и по вновь открывшимся обстоятельствам.[7]
ВысшийАрбитражный Суд является высшим судебным органом по разрешению экономическихспоров, осуществляет судебный надзор за деятельностью нижестоящих арбитражныхсудов, дает разъяснения по вопросам судебной практики. Статус арбитражных судовопределяется Конституцией РФ, федеральным конституционным законом «Обарбитражных судах в Российской Федерации» 1995 г., арбитражным процессуальнымкодексом 1995 г., федеральным законом «Об арбитражных заседателяхарбитражных судов субъектов Российской Федерации» 2001 г. и другимифедеральными законами.
Всоответствии с этими актами основными задачами арбитражных судов являются:
· защитанарушенных или оспариваемых прав и законных интересов предприятий, учреждений,организаций и граждан в сфере предпринимательской или иной экономическойдеятельности;
· содействиеукреплению законности и предупреждение правонарушений в сферепредпринимательской и иной экономической деятельности.
ВысшийАрбитражный Суд рассматривает экономические споры между РФ и ее субъектами,между самими субъектами РФ; рассматривает дела по протестам на вступившие взаконную силу судебные акты арбитражных судов в порядке надзора; пересматриваетпо вновь открывшимся обстоятельствам вступившие в законную силу судебные акты,изучает и обобщает практику применения арбитражными судами законов и иныхнормативных актов в сфере предпринимательской и иной экономическойдеятельности; дает разъяснения по вопросам судебной практики, осуществляет мерыпо созданию условий для эффективной деятельности других арбитражных судов, втом числе и по их кадровому и материально-техническому обеспечению, решает впределах своей компетенции вопросы, вытекающие из международных договоров РФ.
ВысшийАрбитражный Суд имеет право законодательной инициативы по вопросам его ведения.[8]
В РоссийскойФедерации имеются федеральные арбитражные суды десяти арбитражных округов,которые проверяют законность решений нижестоящих судов, в том числе субъектовФедерации по первой инстанции, изучают судебную практику, подготавливаютпредложения по совершенствованию законодательства.
Арбитражныесуды субъектов РФ рассматривают в первой инстанции все дела, подведомственныеарбитражным судам РФ, кроме дел, отнесенных к компетенции Высшего АрбитражногоСуда РФ, пересматривают по вновь открывшимся обстоятельствам вступившие взаконную силу судебные акты нижестоящих судов, изучают судебную практику,анализируют судебную статистику.[9]
Судебнаясистема РФ строится на определенных принципах, которые должны обеспечить ееэффективное функционирование. Одним из важнейших принципов судебной системыявляется принцип ее единства, которое устанавливается Конституцией ифедеральным конституционным законом «О судебной системе в РФ». Этотпринцип означает, что суды действуют в соответствии с едиными правиламисудопроизводства, а также то, что все суды применяют Конституцию РФ,федеральные конституционные законы, федеральные законы, общепризнанные нормы ипринципы международного права и международные договоры РФ, а также конституциии другие законы субъектов РФ. Единство судебной системы определяетсяобязательностью исполнения постановлений судов, вступивших в законную силу,законодательным закреплением единства статуса судей, финансированиемфедеральных судов из федерального бюджета.[10]
Важныйпринцип — самостоятельность судов и независимость судей. Это означает, что судыосуществляют судебную власть самостоятельно, независимо от чьей бы то ни быловоли, подчиняясь только Конституции РФ и закону. Судьи и заседатели,осуществляющие правосудие независимы и подчиняются только Конституции РФ изакону, которые устанавливают гарантии их независимости. В РФ запрещеноиздавать законы и иные нормативные акты, отменяющие или умаляющиесамостоятельность судов, независимость судей. В связи с этим, закономустановлено, что лица, виновные в оказании незаконного воздействия на судей, атакже заседателей, участвующих в осуществлении правосудия, а также в иномвмешательстве в деятельность судов, несут ответственность в соответствии сфедеральным законом. А присвоение властных полномочий суда наказывается всоответствии с уголовным законодательством.
Следуетотметить принцип обязательности судебных постановлений на всей территории РФ.Также как их законные распоряжения, требования, поручения, вызовы и другиеобращения для всех без исключения органов государственной власти, местногосамоуправления, общественных объединений, должностных лиц, других физических июридических лиц подлежат неукоснительному исполнению. Неисполнениепостановление суда, а равно как проявление иного неуважения к суду влекутответственность по закону.
КонституциейРФ закрепляется принцип равенства всех перед законом и судом. Это означает, чтосуды не могут отдавать предпочтение каким-либо органам, лицам или участвующим впроцессе сторонам в зависимости от государственной, социальной, расовой,половой, национальной, языковой или политической принадлежности, а также взависимости от происхождения, имущественного, должностного положения и другихобстоятельств.[11]
Принципомсудебной системы является участие граждан в осуществлении правосудия. Поконституции РФ граждане имеют право участвовать в осуществлении правосудия всоответствии с федеральными законами, а участие граждан в качестве присяжных,народных, арбитражных заседателей является гражданским долгом. За время участияв осуществлении правосудия заседателям выплачивается вознаграждение изфедерального бюджета.
Принципомдеятельности судебной системы является гласность судопроизводства. Этоозначает, что разбирательство во всех судах открытое, а слушание дел в закрытыхзаседаниях допускается только в случаях, предусмотренных законом.
Закономустанавливается также язык судопроизводства и делопроизводства в судах.Конституционный Суд РФ, Верховный Суд, Высший Арбитражный Суд и другиеарбитражные суды используют государственный язык — русский. Другие федеральныесуда на территории республик могут использовать государственный языкреспублики, на территории которой находится суд. Мировые суды в субъектахФедерации могут осуществлять судопроизводство на русском языке или на государственномязыке республики, на территории которой расположен данный мировой суд.Участвующим в деле лицам, не владеющим языком судопроизводства, обеспечиваетсяправо выступать и давать объяснения на любом свободно избранном языке общения,а также пользоваться услугами переводчика.[12]
КонституцияРФ устанавливает принцип несменяемости судей, что означает одну из основныхгарантий подлинной независимости и стабильности судебной власти. Кроме того,это традиционно один из самых демократических принципов организации идеятельности суда.[13]
Еще однагарантия независимости судьи и один из важнейших принципов судебной отрасливласти — неприкосновенность судей. Закон устанавливает гарантиинеприкосновенности судей. В частности, неприкосновенность судьи означаетограждение личности судьи от всяких посягательств, а также неприкосновенностьего жилища и служебного помещения, используемого им транспорта и средств связи,его корреспонденции, принадлежащих ему имущества и документации. Судья не можетбыть привлечен к какой-либо ответственности за выраженное им при осуществленииправосудия мнения и принятое решение. Судья не может быть привлечен к уголовнойответственности, иначе как в порядке, предусмотренном законом.
Судьядействует в суде в открытом порядке. Это подробно регламентируетсяпроцессуальными кодексами (гражданским, административным, уголовным). Этоозначает, что все суды рассматривают дела в открытых заседаниях, за исключениемслучаев, когда это противоречит интересам охраны государственной тайны и в некоторыхслучаях, предусмотренных законодательством, а в арбитражных судах — когда этопротиворечит интересам охраны коммерческой тайны. На закрытые заседания недопускаются публика и представители средств массовой информации. Однако, этизапреты не затрагивают лиц, участвующих в судебном заседании, — обвинителя,защитника, свидетелей, экспертов, переводчиков. Кроме того, представителипечати и публика могут допускаться не на все судебные заседания по мотивамзащиты морали, общественного порядка и государственной безопасности, а также,если этого требуют интересы частной жизни сторон, или когда публичностьсудебного заседания нарушила бы интересы правосудия. Но решение суда всегдаобъявляется открыто, за исключением случаев, когда этого требуют интересы несовершеннолетнегоили вопросы опеки. Конституция запрещает заочное разбирательство дел, заисключением случаев, установленных законом.
Один изважнейших принципов судопроизводства — принцип состязательности сторон, которыйпредусматривает, что истец и ответчик, обвиняемый и обвинитель, выступают вкачестве сторон, у которых имеется определенный процессуальный интерес икоторым законом предоставлены равные права для обоснования своих утверждений ивыводов, а также для оспаривания утверждений и выводов другого участникасудебного разбирательства (противной стороны). Решение всех возникающих в делевопросов принадлежит только суду, который не связан доводами сторон, свободен воценке предоставленных ими доказательств, независим от любых постороннихвлияний и действует исключительно как орган правосудия. Независимость судьи отзаконодательных и исполнительных органов должна обеспечить и норма закона,гарантирующая финансирование судов из государственного бюджета.
Судебныеорганы власти действуют на основе конституционных принципов, гарантирующихзащиту прав и свобод граждан. Прежде всего, это конституционное право каждогона свободу и личную неприкосновенность. В соответствии с нормами Конституцииарест, заключение под стражу и содержание под стражей допускаются только посудебному решению. До судебного решения лицо не может быть подвергнутозадержанию на срок более 48 часов.
Конституциягарантирует каждому судебную защиту его прав и свобод, а также право каждого наполучение квалифицированной юридической помощи; в случаях, предусмотренныхзаконом, юридическая помощь оказывается бесплатно. Каждый задержанный,заключенный под стражу, обвиняемый в совершении преступления имеет правопользоваться помощью адвоката (защитника) с момента соответственно задержания,заключения под стражу или предъявления обвинения.
Одним изважнейших принципов является презумпция невиновности, которая предусматривает,что каждый обвиняемый в совершении преступления считается невиновным, пока еговиновность не будет доказана в предусмотренном федеральным законом порядке иустановлена вступившим в законную силу приговором суда. Обвиняемый не обязандоказывать свою невиновность. Доказывание его виновности — это обязанностьгосударства в лице его официальных представителей. Неустранимые сомнения виновностилица толкуются в пользу обвиняемого.
Важнейшийконституционный принцип — принцип законности, в соответствии с которым никто неможет быть осужден дважды за одно и то же преступление. Запрещаетсяиспользовать доказательства, полученные с нарушением федерального закона.Каждый осужденный за преступления имеет право на пересмотр приговоравышестоящим судом в порядке, установленном федеральным законом, а также правопросить о помиловании или смягчении наказания. Конституция запрещает повторноеосуждение одного и того же лица за одно и то же преступление.
КонституцияРФ также устанавливает гарантии от самообвинения, когда никто не обязансвидетельствовать против себя самого, своего супруга и близких родственников,круг которых определяется федеральным законом. Также федеральным законом могутбыть установлены иные случаи освобождения от обязанности — давать свидетельскиепоказания. Конституционными нормами устанавливаются гарантии прав потерпевшихот преступлений и злоупотреблений властью. Государство обеспечивает потерпевшимдоступ к правосудию и компенсацию причиненного ущерба.
Важнейшейгарантией защиты прав и свобод человека и гражданина является конституционныйзапрет на обратную силу закона, в соответствии с которым закон, устанавливающийили отягчающий ответственность, обратной силы не имеет, и никто не может нестиответственность за деяние, которое в момент его совершения не признавалосьправонарушением. Если после совершения правонарушения ответственность за негоустранена или смягчена, применяется новый закон.[14]

Глава 2.Порядок замещения судейского корпуса
 
Требования,предъявляемые к кандидатам в судьи, в большинстве своем сформулированы вКонституции РФ, Законе о статусе судей, Законе о Конституционном Суде и Законеоб арбитражных судах.
Часть из нихусловно можно было назвать формальными. Они касаются гражданства кандидата, еговозраста, образования, опыта юридической деятельности.
Универсальнымидля кандидатов в судьи всех судов являются требования, чтобы они былигражданами Российской Федерации и чтобы имели высшее юридическое образование.Для кандидатов в судьи Конституционного Суда РФ установлен повышенный стандарттребований к уровню их профессиональных познаний. Они должны не просто иметьвысшее юридическое образование, но и обладать «признанной высокой квалификациейв области права».[15]
Что касаетсятребований определенного возраста кандидатов и опыта их работы поспециальности, то они не одинаковы для судов различного уровня и разных ветвей(подсистем). Для назначения в суды основного звена (в том числе военные иарбитражные) требуется, чтобы кандидат достиг 25 лет, в суды среднего звена — 30 лет, в Верховный Суд РФ и Высший Арбитражный Суд РФ — 35 лет, а вКонституционный Суд РФ — 40 лет. Предельный возраст для кандидатов в судьиформально не ограничен.
Неодинаковытребования и к стажу работы по специальности юриста. Кандидаты в судьи высшихсудов должны иметь не менее 10 лет такого стажа (в Конституционном Суде РФ — неменее 15 лет). В отношении же кандидатов на судейские должности во все другиесуды предусмотрено, что они должны проработать по юридической специальности неменее 5 лет (ст. 119 Конституции РФ). Вместе с тем, Федеральным конституционнымзаконом о военных судах РФ от 23 июня 1999 года установлено в отношениикандидатов в военные судьи, наличие офицерского звания и заключённого контрактао прохождении военной службы. «При назначении судей военных судов в стаж работыпо юридической профессии кандидатам на эти должности засчитывать срок ихвоенной службы на офицерских должностях».
Так, «судьяне вправе быть депутатом, принадлежать к политическим партиям и движениям,осуществлять предпринимательскую деятельность, а также совмещать работу вдолжности судьи с другой оплачиваемой работой, кроме научной, преподавательской,литературной и иной творческой деятельности. Судья, пребывающий в отставке, вправетакже работать в сфере правосудия».
Законодательствопредусматривает и иные требования, предъявляемые к кандидатам на судейскиедолжности. Формально эти требования не являются обязательными, поскольку длятого, чтобы стать кандидатом, по букве закона достаточно соответствовать тем,что перечислены выше. Но фактически иные требования тоже учитываются при отборекандидатов.[16]
К их числуотносятся, прежде всего, те требования, которые установлены для лиц, ужеставших судьями и исполняющих их обязанности. Судья, скажем, обязан избегатьвсего того, что может умалить авторитет судебной власти, достоинство судьи иливызвать сомнение в его объективности, справедливости и беспристрастности. Сучетом этого к кандидатам в судьи тоже могут быть предъявлены требования,связанные с их моральным обликом и индивидуальными особенностями поведения.Люди, совершившие поступки, серьезно подрывающие их репутацию, неуравновешенныеи вспыльчивые, склонные к порочным увлечениям (азартные игры, пьянство,употребление наркотиков), а равно те, кто несмотря на наличие высшегоюридического образования, не достиг достаточно высокого культурного уровня, немогут занимать судейские должности. Чтобы судить других, нужно обладать многимидостоинствами. К судье граждане идут за советом, справедливым и законнымразрешением возникшего конфликта, защитой принадлежащих им прав и свобод.Успешное выполнение этой весьма важной социальной миссии требует от судьи не толькопрофессиональных знаний и опыта, житейской мудрости, но и высоких человеческихсвойств — неподкупности и честности, уравновешенности и чувства справедливости,гражданского мужества и принципиальности, решительности и доброты, уменияслушать других и слышать их, а также многого другого. Не у всякого есть такиесвойства. Тем, у кого их нет, лучше не претендовать на занятие судейскойдолжности.
Любойгражданин Российской Федерации, имеющий высшее юридическое образование идостигший 25-летнего возраста, имеет право быть допущенным к сдачеквалификационного экзамена на должность судьи. Квалификационный экзамен надолжность судьи принимается состоящей при органе юстиции экзаменационнойкомиссией, персональный состав которой утверждается квалификационной коллегиейсудей. Квалификационный экзамен сдает лицо, не являющееся судьей. Результатыквалификационного экзамена действительны в течение трех лет с момента его сдачии на протяжении всего времени работы в должности судьи. Каждый гражданинРоссийской Федерации, отвечающий требованиям, предъявляемым к кандидату надолжность судьи соответствующего суда, имеет право обратиться в квалификационнуюколлегию судей с заявлением о рекомендации на эту должность. Квалификационнаяколлегия судей в пределах своей компетенции рассматривает заявление лица,претендующего на соответствующую должность судьи, и с учетом результатовквалификационного экзамена дает заключение о рекомендации данного лица либо оботказе в ней. Повторное обращение в квалификационную коллегию судей допускаетсяне ранее чем через год со дня дачи заключения».
Такимобразом, повторное обращение в квалификационную коллегию судей допускается неранее чем через год со дня сдачи заключения. Инициатива, направленная навозбуждение производства по проверке пригодности конкретного лица для занятийсудейской должности, может быть проявлена не только каким — то государственныморганом или должностным лицом (например, органом юстиции или руководствомсоответствующего суда), но и любым гражданином Российской Федерации, достигшим25 лет и имеющим высшее юридическое образование.
Лица такогорода обращаются с заявлением о допуске их к сдаче квалификационного экзамена надолжность судьи. Сдается он состоящей при органе юстиции экзаменационнойкомиссии, персональный состав которой утверждается квалификационной коллегиейсудей. Он обязателен для всех, кто ставит вопрос о своем назначении впервые.При назначении уже работающего судьи в вышестоящий суд сдавать экзамен ненужно. «Квалификационный экзамен на должность судьи принимается состоящей приоргане юстиции экзаменационной комиссией, персональный состав которойутверждается квалификационной коллегией судей.
Квалификационныйэкзамен сдает лицо, не являющееся судьей. Результаты квалификационного экзаменадействительны в течение трех лет с момента его сдачи и на протяжении всеговремени работы в должности судьи». Это значит, что кандидат, успешно сдавшийэкзамен, но не назначенный «с первой попытки» вправе через год — два вновьобратиться с просьбой о рекомендации его к назначению и при этом не сдаватьквалификационный экзамен. Программы для сдачи таких экзаменов должныутверждаться экзаменационными комиссиями по согласованию с органами юстиции ируководством вышестоящих судов.
Послеуспешной сдачи экзамена заинтересованное лицо обращается в квалификационнуюколлегию с просьбой о даче ему рекомендации для занятия должности судьи или оботказе в ней. Повторное обращение в квалификационную коллегию допускается неранее чем через год после дачи отрицательного заключения.
В конечном счете,представление о назначении всех судей судов общей юрисдикции направляется вАдминистрацию Президента РФ Председателем Верховного Суда РФ, ПредседателемВысшего Арбитражного Суда РФ представление о назначении судей арбитражныхсудов. Там они передаются, в Комиссию Совета по кадровой политике приПрезиденте Российской Федерации для предварительного рассмотрения кандидатур надолжности судей федеральных судов. Состав этой комиссии утверждаетсяПрезидентом Российской Федерации. В соответствии с положением об этой Комиссииона выносит свое заключение о рекомендации Президенту назначить соответствующихсудей или отказать в этом.[17]
 
2.1 Полномочиясудей
 
Учитывая, чтосудьи судов различного уровня наделены различным по широте кругом полномочий, яхотел бы остановиться на рассмотрении полномочий только судей основного(районного, городского) звеньев судебной системы.
Основнымполномочием судей данного уровня является разбирательство гражданских,уголовных и некоторых иных дел по первой инстанции, т. е. принятие решений посуществу тех вопросов, которые затронуты в соответствующих делах.
Из числауголовных дел им подсудны почти все дела, кроме дел, к примеру, об умышленныхубийствах при обстоятельствах, отягчающих вину лиц, привлекаемых кответственности, об опасных видах хищений, о посягательствах на государственнуювласть, о преступлениях наказуемых смертной казнью, и ряда других дел,отнесенных законом к ведению вышестоящих или военных судов.
К ихкомпетенции отнесено также разбирательство вопросов, которые возникают попутно,параллельно с уголовными делами. В последние годы на районных (городских) судейво все возрастающих масштабах возлагается разбирательство жалоб на незаконные инеобоснованные задержания по подозрению в совершении преступлений, аресты,продления их сроков, прекращения органами расследования и прокурорами уголовныхдел, а также некоторые иные действия, совершаемые при расследовании такого родадел.
Условно полномочиясудей районного (городского) суда можно разделить на четыре категории:
· делапо спорам, возникающим из гражданских, семейных, трудовых и земельныхправоотношений;
· делапо спорам, возникающим из международных договоров, связанных с перевозкой грузов,которые производится по условиям, изложенным в международных договорах;
· дела,возникающие из административно — правовых отношений;
· делаособого производства.
Судьирайонного (городского) суда в праве рассматривать дела по жалобам на действия ирешения, нарушающие права и свободы граждан, в соответствии с Законом РФ «Обобжаловании в суд действий и решений, нарушающих права и свободы граждан» от 27апреля 1993 года.[18]
Кроме прав поосуществлению правосудия по уголовным и гражданским делам судья районного(городского) суда имеет право разбирать материалы об административных правонарушениях.Такие материалы судья рассматривает единолично.
Современноезаконодательство изменило состав суда, рассматривающего гражданское илиуголовное дело по первой инстанции. В районном (городском) суде эти дела могутрассматриваться как с участием народных заседателей, так и единолично судьей.
Закономпредусмотрен достаточно широкий круг дел, которые судья может рассмотретьединолично. Так в ст.35 УПК предусмотрено два порядка принятия судьей дела ксвоему рассмотрению. В первом случае судья рассматривает уголовные дела вотношении более чем 60 преступлений, предусмотренных УК, без каких бы то нибыло условий. Во втором случае судья может рассмотреть единолично дело, покоторому обвиняемый дал согласие на единоличное рассмотрение его дела. Впоследнем случае судья не в праве назначить более строгое наказание, чемлишение свободы сроком до пяти лет. Судьям запрещено рассматривать единоличнодела о преступлениях несовершеннолетних.[19]
Судьи,занимающиеся практикой рассмотрения гражданских дел, имеют право единоличнорассмотреть дела:
· поспорам между гражданами и организациями при цене иска до 30 минимальныхразмеров оплаты труда, существующей на момент подачи искового заявления в суд;
· возникающиеиз семейных правоотношений, за исключением дел о лишении родительских прав, оботмене усыновления, об установлении отцовства, а также дел о разводах,связанных со спорами о детях;
· возникающиеиз трудовых правоотношений, за исключением дел о восстановлении на работе;
· обосвобождении имущества от ареста — не зависимо от суммы иска.
Длявыполнения своих задач по осуществлению правосудия и других функций судьиобладают властными полномочиями, которые определяются в законодательномпорядке.
Судьи судоврайонного (городского) звена имеют право: требовать от отдельных должностныхлиц и граждан исполнения распоряжений, связанных с осуществлением возложенныхна них обязанностей; вносить представления в государственные органы,общественные организации и должностным лицам об устранении нарушений закона илипричин и условий, способствовавших совершению правонарушения; запрашиватьинформацию от государственных и общественных органов, научных учреждений иинформационных центров.
В своюочередь государственные органы, общественные организации и должностные лицаобязаны выполнять требования и распоряжения судей, связанные с осуществлениемими судебной деятельности.
Судьи такжемогут вносить на обсуждение съездов и конференций судей, а такженепосредственно в Верховный Суд РФ предложений о даче разъяснений по вопросамприменения законодательства.[20]
2.2 Дисциплинарнаяответственность судей
 
Вопрос одисциплинарной ответственности судей районного (городского) суда рассматриваетсяквалификационной коллегией судей, которая избирается тайным голосованием насъездах (конференциях) судей данного уровня, работающих в конкретной области(военном округе, группе войск и т.д.).
Решениемквалификационной коллегии судей может быть поставлен вопрос о досрочном лишениисудьи его полномочий за нарушение законности или совершение порочащегопоступка, не совместимого с его высоким званием, либо совершением судьейуголовного преступления.
Отмена илиизменение судебного решения вынесенного данным судьей, сами по себе не влекутответственности судьи, если при этом им не были допущены преднамеренноенарушение закона, либо недобросовестность, повлекшая существенные последствия.[21]
 

2.3 Отзыви досрочное прекращение полномочий судьи
 
Закономпредусмотрены как возможность временного приостановления полномочий судьи, таки порядок их полного прекращения. Приостановление полномочий (ст. 13 Закона остатусе судей) — это временное отстранение судьи от исполнения им своихобязанностей. Законодательство дает четкий и исчерпывающий перечень случаев,когда такое отстранение возможно:
1. признаниесудьи безвестно отсутствующим решением суда, вступившим в законную силу;
2. согласиеквалификационной коллегии судей на привлечение судьи к уголовнойответственности или заключение его под стражу;
3. участиесудьи в предвыборной компании в качестве кандидата в состав органа законодательной(представительной) власти Российской Федерации или органа законодательной(представительной) власти субъекта Российской Федерации;
4. избраниесудьи в состав органа законодательной (представительной) власти РоссийскойФедерации или органа законодательной (представительной) власти субъектаРоссийской Федерации.[22]
Судья, полномочиякоторого приостановлены в соответствии с подпунктами 2 и 3 пункта 1 настоящей статьиили которому отказано в приостановлении полномочий, может обжаловать это решениев Высшую квалификационную коллегию судей в течение 10 дней со дня получения копиирешения. Решение Высшей квалификационной коллегии судей может быть обжаловано вВерховный Суд Российской Федерации в тот же срок.
Приостановлениеполномочий судьи, за исключением случая, когда ему в качестве меры пресеченияизбрано заключение под стражу, не влечет за собой прекращение выплаты судье, а еслион признан безвестно отсутствующим — его семье заработной платы или уменьшение ееразмера.
Приостановлениеполномочий судьи, за исключением случая избрания ему в качестве меры пресечениязаключения под стражу, не влечет за собой снижение уровня иных видовматериального и социального обеспечения судьи и не лишает его гарантий неприкосновенности,установленных настоящим Законом.
Решение о возобновленииполномочий судьи принимает квалификационная коллегия судей, приостановившая егополномочия.[23]
Прекращениеполномочий — это полное отстранение судьи от исполнения должностныхобязанностей. Для него также установлен исчерпывающий перечень оснований (ст.14 Закона о статусе судей):
1. Полномочиясудьи прекращаются по следующим основаниям:
1) письменноезаявление судьи об отставке;
2) ввидунеспособности по состоянию здоровья или по иным уважительным причинам в течениедлительного времени исполнять обязанности судьи. Квалификационная коллегиясудей может прекратить полномочия судьи по этим основаниям, однако она не вправепринять такое решение, если судья вернулся к исполнению своих обязанностей;
3) письменноезаявление судьи о прекращении его полномочий в связи с переходом на другуюработу или по иным причинам;
4) достижениесудьей предельного возраста пребывания в должности судьи или истечение срокаполномочий судьи, если они были ограничены определенным сроком;
5) увольнениесудьи военного суда с военной службы по достижении предельного возрастапребывания на военной службе;
6) прекращениегражданства Российской Федерации, приобретение гражданства иностранногогосударства либо получение вида на жительство или иного документа,подтверждающего право на постоянное проживание гражданина Российской Федерациина территории иностранного государства;
7) занятиедеятельностью, не совместимой с должностью судьи;
8) вступлениев законную силу обвинительного приговора суда в отношении судьи либо судебногорешения о применении к нему принудительных мер медицинского характера;
9) вступлениев законную силу решения суда об ограничении дееспособности судьи либо признанииего недееспособным;
10) смертьсудьи или вступление в законную силу решения суда об объявлении его умершим;
11) отказсудьи от перевода в другой суд в связи с упразднением или реорганизацией суда,а также если судья оказывается состоящим в близком родстве или свойстве (супруг(супруга), родители, дети, родные братья и сестры, дедушки, бабушки, внуки, атакже родители, дети, родные братья и сестры супругов) с председателем илизаместителем председателя того же суда.
2. Полномочиясудьи прекращаются решением соответствующей квалификационной коллегии судей,которое может быть обжаловано судьей в Высшую квалификационную коллегию судей втечение 10 дней со дня получения копии решения. Решение Высшей квалификационнойколлегии судей может быть обжаловано в Верховный Суд Российской Федерации в тотже срок.
3.В случае отменырешения квалификационной коллегии судей о прекращении полномочий судьи или отменысостоявшегося о нем обвинительного приговора суда либо судебного решения, указанногов подпункте 8 пункта 1 настоящей статьи, судья подлежит восстановлению впрежней должности с выплатой причитающейся ему заработной платы.[24]
 

Глава 3.Основные гарантии судей
 
Всоответствии с Европейской хартией о статусе судей «целью статуса судьиявляется обеспечение компетентности, независимости и беспристрастности, которыхкаждый гражданин вправе ожидать от судебных инстанций и от каждого судьи,которому доверена защита его прав. Статус исключает возможность принятия иприменения любых нормативных положений и процедур, способных поколебать довериек их компетентности,
независимостии беспристрастности».[25]
Гарантиинезависимости судьи устанавливаются Конституцией Российской Федерации ифедеральным законом. «Они представляют собой систему правовых средств,необходимых для осуществления правосудия, судебной защиты прав и свободграждан, общественных объединений и организаций, юридических лиц и государства,а также решения других задач судопроизводства, закрепляемых, в частности, ЗакономРФ «О статусе судей в Российской Федерации», Гражданским процессуальнымкодексом, Арбитражным процессуальным кодексом, Уголовно-процессуальным кодексоми другими правовыми актами».[26]
В связи сэтим представляется обоснованным всю совокупность гарантий независимости судьиразделить как минимум на три группы — гарантии процессуальной независимостисудьи, организационно-правовые гарантии независимости судьи как субъектасамостоятельной государственной судебной власти и социально-правовые гарантиисудьи.
Гарантии процессуальнойнезависимости судьи — это установленная законом процедура осуществленияправосудия, предусматривающая полную свободу и самостоятельность судьи в рамкахсудебного процесса; запрет под угрозой ответственности чьего бы то ни быловмешательства в деятельность по осуществлению правосудия; не подотчетностьсудьи непосредственно при осуществлении им правосудия и др. К таковым относятся праваучаствующих в деле лиц: отвести судью в случаях, предусмотренных законом (ст. 21 АПК РФ; ст. 19ГПК РФ; ст. 64 УПК РФ; обжаловать судебный акт в вышестоящих инстанциях (ст.ст. 257, 273, 292 АПК РФ; ст. ст. 320, 376 ГПК РФ; ст. ст. 354, 402 УПК РФ).[27]
Организационно-правовыегарантии независимости судьи как субъекта самостоятельной государственнойсудебной власти — это установленные законом порядок отбора кандидатов в судьи,продвижения по службе, присвоения квалификационных классов, привлечения кдисциплинарной, административной и уголовной ответственности, примененияоперативно-розыскных мер, ограничения гражданских прав и свобод,приостановления и прекращения полномочий судьи и т.д. Основным в реализацииорганизационно-правовых гарантий независимости судей является участие системыорганов судейского сообщества.
Социально-правовыегарантии независимости судьи — это установленный законом особый порядокобеспечения жизнедеятельности гражданина, облеченного судейскими полномочиями,и членов его семьи как в период осуществления им судейских полномочий, так ипри уходе в отставку: неприкосновенность судьи, особая защита государствомжизни и здоровья судей и членов их семей, предоставление судье за счетгосударства материального и социального обеспечения, соответствующего еговысокому статусу, право судьи на отставку и соответствующее материальное исоциальное обеспечение в этот период и др.
Исходя изтого, что речь идет о мерах обеспечения независимости судьи, приведенная вышетрактовка гарантий его независимости кажется нам явно смещенной впроцессуальную сторону жизнедеятельности судьи, в то время как речь должна идтио непосредственной защите независимости личности судьи-гражданина как носителясудебной власти. Такая защита хотя и имеет конечной целью обеспечениеосуществления правосудия, судебной защиты прав и свобод граждан и субъектов экономическойдеятельности, но лишь опосредованно, через защиту личности судьи-гражданина отвнешнего влияния и давления в ходе всей его жизнедеятельности, а не только приосуществлении судейских полномочий.
Такимобразом, говоря о гарантиях независимости судей, существует вопрос о том, естьли в реальности комплекс мер, обеспечивающих судье как гражданину возможностьосуществлять свои функции носителя государственной власти независимо от любыхпопыток воздействия на него со стороны, и, во-вторых, есть ли механизмпротиводействия в случае такого реального воздействия.
В заключениехотелось бы сказать следующее. Конечно, судебная система нуждается в дальнейшей модернизации. Вто же время ежегодно квалификационные коллегии лишают полномочий десятки судей,запятнавших высокое звание судьи. Можно согласиться, что есть много проблем инедостатков, которые нужно устранять. Для этого в первую очередь требуется защитить судей отувольнения до истечения срока их полномочий, а также «чтобы состав суда неполучал инструкций со стороны исполнительной власти. Прерогативы,предоставленные органам исполнительной власти, в том числе объявление амнистиии помилование, не должны использоваться в ущерб судебной системе».[28]

Заключение
Рассмотревправовой статус судов и судей в Российской Федерации, как один изосновополагающих элементов к пониманию принципа построения судебной системы вРоссийской Федерации, всех взаимоотношений в обществе, складывающихся в связи сосуществлением правосудия, я могу сделать вывод, что правовой статус судейимеет четко определенную, достаточно стабильную систему прав и гарантий,обеспечивающих отправление правосудия.
Знаниесистемы гарантий независимости судей позволяет постичь многообразие правовыхформ осуществления правосудия, а также глубже узнать различия между статусомсудей различных уровней судебной системы Российской Федерации.
Взаимосвязанностьи взаимозависимость норм права, гарантирующих правовой статус судей, привноситв судебную систему не только упорядоченность, но и позволяет более точно икачественно исполнять нормы законов о судоустройстве.
Система прави обязанностей судей — как субъектов осуществления правосудия в РоссийскойФедерации, должна строиться на объективной и научно упорядоченной основе. Вконечном итоге — это будет способствовать становлению в России правовогогосударства, подчиняющего все стороны своей жизни именно способам правового, ане «волюнтаристского» разрешения стоящих перед ним задач.

Списокиспользованной литературы:
1. КонституцияРоссийской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетомпоправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 N6-ФКЗ, от 30.12.2008 N 7-ФКЗ)
2. Федеральныйконституционный закон от 31.12.1996 N 1-ФКЗ (ред. от 27.12.2009) «Осудебной системе Российской Федерации» (одобрен СФ ФС РФ 26.12.1996)
3. ЗаконРФ от 26.06.1992 N 3132-1 (ред. от 28.11.2009) «О статусе судей вРоссийской Федерации»
4. Федеральныйзакон от 20.04.1995 N 45-ФЗ (ред. от 22.08.2004 N 122-ФЗ) «О Государственной защитесудей, должностных лиц правоохранительных и контролирующих органов»
5. Федеральныйзакон от 27.04.1993 N 4866-1 (ред. от 14.12.1995 N 197-ФЗ, от 09.02.2009 N 4-ФЗ) «Об обжаловании всуд действий и решений, нарушающих права и свободы граждан»
6. АрбитражныйПроцессуальный Кодекс Российской Федерации (ФЗ от 24 июля 2002 года № 95-ФЗ)
7. ГражданскийПроцессуальный Кодекс Российской Федерации (ФЗ от 14 ноября 2002 года № 138-ФЗ)
8. УголовныйПроцессуальный Кодекс Российской Федерации (ФЗ от 18 декабря 2001 года № 174 –ФЗ)
9. ГуценкоК.Ф., Ковалев М.А. Правоохранительные органы. Учебник//М., 2006
10. КозловА.Е. Конституционное право. Учебник//М., 2006
11. КутафинО.Е. Теория государства и права Российской Федерации. Учебник//М., 2006
12. МалькоА.В. Учебно — методическое пособие по правоохранительным органам РФ//М., 2007
13. БулаковО.Н. Научно-практическая конференция «Судебная власть России: история, теория ипрактика» // Знание. Понимание. Умение. — 2005. — № 1. — С. 185-186.
14. Научно-практическийкомментарий к Конституции Российской Федерации / коллектив авторов / под. Ред. В.В.Лазарева. – М.: Издательство «Спарк», 2008.
15. БаглайМ.В. Конституционное право Российской Федерации: Учебник для юридических вузови факультетов. М.: НОРМА, 2000.
16. БезугловА.А., Солдатов С.А. Конституционное право России: В 3-х т. Т. 2. М., 2000.
17. КутафинО.Е. Конституционное право России: Учебник / О.Е. Кута-фин. М.: Юристъ, 2004.
18. СадовниковаГ.Д. Комментарий к Конституции Российской Федерации (постатейный). М.:Юрайт-Издат, 2006.
19. Европейскаяхартия о статусе судей, п. 1.1, ч. 1 «Общие принципы». Цит. по:Сборник нормативных актов о суде и статусе судей Российской Федерации. Вып. 3:В 2 кн. М.: Альфа-М, 2004. Кн. 2. С. 257.
20. ЛебедевВ.М. В кн.: Комментарий к законодательству о судебной системе РоссийскойФедерации / Под ред. Т.Г. Морщаковой. М.: Юристъ, 2003. С. 48
21. ГарлицкийЛ. Независимость судебной власти в практике Европейского суда по правамчеловека // Конституционное право: Восточноевропейское обозрение. 2004. N1(46). С. 121 — 127.