Федеральноеагентство по образованию
Государственноеобразовательное учреждение высшего профессионального образования
«Нижегородскийгосударственный архитектурно-строительный университет»
Институтэкономики, управления и права
РЕФЕРАТ
по дисциплине«Информационные системы в экономике»
Специальность080109.65 «Бухгалтерский учет, анализ и аудит»
Тема работы: «Факторыпри использовании ИТ, способные негативно повлиять на позиции предприятияна рынке»
Выполнил студент С.Г.Гуськов
Курс 3
Группа БУ-400/1
Преподаватель Д.А.Ковригин
Нижний Новгород – 2011
СОДЕРЖАНИЕ
Введение
1. Возможные факторы риска на начальной стадииреализации ИТ на предприятиях
2. Риски при внедрении и эксплуатации информационныхсистем (ИС) на предприятии
Заключение
Список использованной литературы
Введение
Понятие «информация»в разных контекстах может быть истолковано по-разному, но обычно в определенииданного термина говорится, что это данные, сведения о той или иной сторонежизнедеятельности человека, материального мира, научные, художественные,исторические и иные сведения, а так же многое другое – все, что сопровождаетчеловека в процессе его жизнедеятельности. Отмечается, что понятие «информация»является первичным, то есть данный термин не может быть определен с помощьюдругих составляющих, более «мелких», простых носителей данного термина.
Обмен информациейявляется жизненной необходимостью в процессе функционирования общества. Малотого, обмен информацией осуществляется не только в процессе жизнедеятельностиобщества, страны, мира, но и в животном мире. Однако очевидно, что человечествов развитии процесса обмена информацией ушло далеко вперед от «братьев нашихменьших».
Ввиду постоянногоразвития научно-технического прогресса, процесс обмена информацией являетсяинтереснейшим предметом для изучения. Можно разделить развитиеинформационного обмена на несколько условных этапов, или своего рода «ступеней»:первая связана с изобретением письменности (круг получателей информациирасширился по сравнению с «первобытным» уровнем, однако по сравнению ссуществующим уровнем развития был микроскопически мал), вторая – с изобретениемкнигопечатания, третья связана с появлением телеграфа, телефона, радио,телевидения (стало возможным большие объемы информации передавать на большиерасстояния в реальном масштабе времени, круг получателей или потребителейинформации значительно расширился и уже не ограничивался даже в рамках одногоконтинента). Четвертая ступень наиболее интересная для изучения и в той же мереглобальна – она связана с изобретением ЭВМ и появлением компьютерных сетей. Приэтом каждый этап развития не исключал достижения предыдущего, а дополнял,развивал и совершенствовал их.
Современное обществохарактеризуется постоянным увеличением объемов информации. Процессы,происходящие в экономике, все более и более вовлекаются в эту информационнуюиндустрию, постоянно развивающуюся и совершенствующуюся.
Экономическаяинформация – сведения, относящиеся к области экономическихзнаний. Как иную, экономическую информацию можно фиксировать (запоминать),обрабатывать, передавать и использовать для различных целей. Экономическаяинформация содержит сведения о трудовых, материальных и денежных ресурсах,другие показатели, отражающие или характеризующие состояние, тенденцииразвития, аналитические данные в экономике.
Вероятно, нетнеобходимости указывать на важность развития и постоянного совершенствованияпроцесса обмена, накопления, анализа и тиражирования экономической информации,ее хранения. Ввиду большого объема используемой в процессе экономической жизнедеятельностиинформации, все шире и шире применяются и развиваются информационныетехнологии (далее – ИТ) – «совокупность методов реализации на базепрограммного обеспечения различных операций с информацией».
Можно бесконечно долгои интересно рассуждать и изучать процесс развития ИТ, восхищаться внедряемыми«интеллектуальными» системами, проникать и блуждать в бесконечно больших базахданных, анализировать результаты обработки экономический информации насупер-ЭВМ, но в своей работе я хотел бы рассмотреть иную сторону вопроса: аможет ли развитие и использование ИТ негативно повлиять напозиции предприятия на рынке? Так ли безопасно и эффективно бесконечноенаращивание объемов использования ИТ в финансово-хозяйственной деятельности?Какие факторы влияют на риски, связанные с использованием ИТ? Какимобразом появление «барьера знаний» может повлиять на положениефирмы? Влияет ли выбор времени внедрения ИТ на эффективность ихиспользования?
1. Возможные факторы риска на начальной стадииреализации ИТ на предприятиях
Казалось бы, внастоящее время, в век научно-техническогопрогресса, инноваций, постоянного развития ИТ как отрасли внедрение их (ИТ) напредприятии не несет в себе никаких рисков. Вроде бы, на лицо лишь очевидныепреимущества – автоматизация процессов, оперативность сбора и анализа огромныхобъемов информации, достоверность, а при существующем уровне развитияинформационной безопасности и защищенность информации, высвобождение трудовыхресурсов за счет автоматизации обработки информации и мн. другое. Но есть вгонке за сплошной информатизацией определенные «но», которые зачастую остаютсябез внимания при принятии решения о внедрении ИТ на предприятии, оценке ееэффективности и целесообразности.
Какие же факторыявляются обязательными для анализа на этапе принятия решения и предпроектнойстадии внедрения ИТ на предприятии? Первый и очевидный фактор –оценка результатов сопоставления возможности внедряемой системы и масштабовдеятельности предприятия. Упущение данного фактора на этапе принятия решениянеизменно приводит к неоправданно высоким затратам предприятия, возможно даже,что вложения капитала в развитие ИТ не окупится. Это в том случае, есливозможности ИТ превосходят масштаб деятельности предприятия. В обратном жеслучае, если ИТ не позволяют реализовать все необходимые потребностипредприятия, возникает вопрос о целесообразности автоматизации части процессов.Согласитесь, смешно, когда отчет о прибылях и убытках предприятияавтоматизирован «по последнему слову техники», а развитие рыночной ситуации всегменте деятельности предприятия анализируется на основе скупых данных впечатных средствах массовой информации.
Следующий фактор риска– отсутствие у руководства предприятия единой целостной стратегии ИТ, а такжезаниженная оценка руководством масштабов организационных преобразований,обусловленных внедрением системы. К этому можно добавить еще один возможныйриск: система может не в полной мере поддерживать реализацию отраслевойспецифики деятельности предприятия. На этапе принятия решения и внедрения ИТ вэксплуатацию данный фактор может и не всплыть на поверхности, но вот в процессеэксплуатации… Последствия – обращения к поставщику ИТ с целью доработкикомплекса, незапланированные расходы, а в результате на выходе – все та же ИТ,не отвечающая потребностям бизнеса, коряво доработанная, требующая постоянныхобновлений и все равно не реализующая в полной мере возлагаемых на нее надежд.
Еще один аспектна этапе принятия решения очень специфичен, как мне кажется, именно для России.Речь идет об отсутствии оперативности на этапе принятия решения. Таким образом,выбрана к внедрению может быть та платформа, которая актуальна и эффективнабыла позавчера, а за время принятия решения стала неактуальной, либонеспособной реализовать современные задачи предприятия. Вновь возникает рискнеобоснованных затрат. Внедренная в таком случае платформа становится«никчемной».
Перейдя к проектнойстадии внедрения ИТ отмечу еще несколько факторов, упущения которыхсводят на нет эффективность функционирования системы. Во-первых, это ошибочноепланирование окупаемости системы, общей стоимости системы, сроков внедрения. Ксожалению, на этой стадии очень велика вероятность реализации данных рисков.Как следствие – теряется эффективность от реализации функционирования предприятияс использованием ИТ. Отсутствие же у предприятия четкой стратегии в областивнедрения, функционирования и развития ИТ приводит к еще более тяжелымпоследствиям.
На данной стадии высокавероятность реализации еще одного важного фактора – занижение оценкипредприятием масштабов необходимых организационных изменений после внедрениясистемы. Данный аспект мне видится наиболее важным, ведь не всякая структураподразумевает гибкость своей организации.
Ошибки, реализованныена этапе постановки задачи исполнителю могут привести к ничтожностиреализуемого проекта – система может получится как слишком сложная, реализующаямножество ненужных предприятию данной отрасли задач, так и слишком простая – неотвечающая минимальным ожидаемым требованиям предприятия.
2. Риски при внедрении и эксплуатации информационныхсистем (ИС) на предприятии
Важный вопрос, которыйзачастую остается без внимания – возрастание нагрузки на персонал наэтапе внедрения и отладки ИС на предприятии. Обнажаются пробелы в квалификацииперсонала, первоочередным становится вопрос обучения сотрудников, а не развитиебизнеса. А обучение – это дополнительные затраты, которые, зачастую, не учтеныпри расчете окупаемости проекта.
Нередко предприятиесталкивается с серьезной проблемой, которая неочевидна на этапе принятиярешения и проектирования – бизнес-процессы предприятия несоответствуютреализованной функциональности автоматизированной платформы. Что делать в такомслучае? Два пути одинаково экономически невыгодны для предприятия: доработки ИС(дополнительные незапланированные вложения средств) и реорганизация процессовна предприятии. И в первом и во втором случае нормальной функционирование иустойчивое развитие бизнеса на предприятии замедляется.
Значимым является и фактор,связанный с трудностями в обслуживании системы после завершения еесопровождения разработчиком. Действительно, зачастую на этапе внедрения иначала функционирования консультант фирмы не успевает (зачастую, намеренно)осветить все тонкости сопровождения системы. Это приводит к тому, что послезавершения сопровождения на этапе самостоятельной эксплуатации ИС фирмасталкивается с рядом неразрешимых своими силами вопросов. А привлечениеразработчика в данном случае – дополнительные затраты.
Важный фактор,который может свести на нет эффективность внедрения ИТ – то, что за времявнедрения конъюнктура рынка может координально поменяться. В данном случаетеряется весь смысл проделанной работы. Зачем предприятию программный комплекс,если за время его внедрения актуальность и необходимость его использованиясвелась к нулю, если внедренная ИС за время внедрения морально устарела? Ответочевиден…
На этапе внедрения иэксплуатации возможно проявление и такого фактора риска, как противодействие,непринятие ИС персоналом предприятия. С точки зрения человеческого фактораздесь все понятно: рядовой работник, четко понимая эффект от внедрения системы,видя реальное высвобождение трудовых ресурсов, опасаясь завтрашнего увольненияприложит все усилия, чтобы система «не пошла». И сталкивался с такимпротиводействием в своей работе, наблюдал такой эффект, как говорится «воочию»:на одном из этапов автоматизации банковских процессов операционные работникиодного из моих филиалов систематически стали заявлять мне, что именно в ихфилиале централизованная обработка информации не идет, и есть необходимость оставитьв штате сотрудника, ранее выполнявшего данные операции «вручную», якобы дляосуществления контроля за работой системы. Привлечение специалистов по ИТ кисследования данной проблемы, поиску ошибок в функционировании внедряемогокомплекса в филиале не дало результатов – после выполнения каждой операции вфилиале системы «подвисала» в статусе «ошибка обработки». Лишь случайностьпомогла выявить причину ошибки: потенциально сокращаемый сотрудник намереннопри совершении операции в командную строку незаметно добавлял недопустимыйсимвол – и программный комплекс «подвисал», т.к. в нем автоустранение подобныхошибок не было предусмотрено. Примечание: данный сотрудник переведен навысвободившуюся вакансию, т.е. ни кто в данной ситуации не пострадал. информационный технология риск
С учетом складывающейсяи постоянно меняющейся рыночной ситуации, следует упомянуть еще один значимыйфактор риска, способный отрицательно повлиять на позицию предприятия – снижениескорости перестройки процессов в рамках внедренной и успешно функционирующей ИСв связи с резким изменением потребности рынка, социально-экономическойситуации, законодательной базы и др. В данном случае риски потери своей ниши нарынке в своем сегменте неимоверно высоки.
Особое внимание следуетуделить и рискам в направлении информационной безопасности. Нередкопредприятием недостаточно внимание уделяется этому направлению. И напрасно.Во-первых, мало какая ИС в настоящее время эффективна без «подкачки из вне»,либо в ее локальном исполнении. Обмен информацией, ее транспортировка ихранение является важной необходимостью в обеспечении эффективностифункционирования практически любого автоматизированного комплекса, практическинезависимо от масштабов реализации поставленных задач. Во-вторых, в разывозрастает вероятность утечки информации, составляющей коммерческую тайнупредприятия. Этот фактор при его реализации зачастую сводит на нет все усилияфирмы по завоеванию рынка – может произойти утечка технологии производства,индивидуальных данных клиента. Может, в конце концов, и состояться крах всейсистемы – к сожалению, творцы вирусов и других вредоносных программ в своейпроизводительности и изобретательности превосходят борцов с ними. А вредоноснаяпрограмма в ИС – риск «потерять все» — данные, технологии, связи, контакты, даи саму систему. Именно этому направлению предприятия зачастую не уделяютдолжного внимания. Обращает на себя внимание тот факт, что чем крупнее фирма,тем большие затраты она готова нести на защиту своих интересов в сфереинформационной безопасности. Но здесь можно столкнуться и с другим подводнымкамнем: любая система информационной безопасности замедляет функционированиевсей ИС в целом. Как найти разумный компромисс — над этим вопросом трудятся неодин год. И наверное не ошибусь, что он (разумный компромисс) не найден.Действительно, ведь любая информационная система в той или иной мере уязвима. Таили иная защита неизменно скажется на быстродействии ИС, а это – потеряоперативности, увеличение времени обслуживания клиента, высокая нагрузка наперсонал специалистов безопасности, на средства вычислительной техники. Крометого – это необходимость постоянных дополнительных затрат на совершенствованиесистемы информационной безопасности, а эти затраты, согласитесь, не каждаяфирма может себе позволить. С другой стороны – риск взлома, утечки информации…
Заключение
В своей работе япопытался освятить основные риски, которые способны отрицательно повлиять напозицию предприятия, его функциональность, конкурентность, эффективность.Казалось бы, в настоящее время более актуально работать в направлении изученияэффективности, которую несет внедрение ИТ в работу предприятия, но, ксожалению, на этапе принятия решения о целесообразности внедрения ИС напредприятии руководством именно это и анализируется. И зачастую только лишьэто. А вот наступление возможных рисковых событий, их последствий во многихслучаях остается без внимание. Учитывая популярную однобокость в решенииданного вопроса риск отрицательного эффекта от внедрения ИТ на предприятиимногократно возрастает, и поэтому на необходимость комплексного и всестороннегоподхода к решению данной задачи я и хотел бы обратить внимание.
Наиважнейшимиаспектами, дающими основания рассчитывать на экономический эффект от внедренияИТ в хозяйствующем субъекте является, по моему мнению, наличие всеобъемлющейстратегии развития ИТ на предприятии, конкретного, поэтапного плана действий,готовность руководства к оперативному реагированию в рамках реализуемогопроекта, к принятию непопулярных кадровых решений, переформатированиювнутренних процессов предприятия, четкое финансовое планирование расходов,всеобъемлющий расчет окупаемости проекта, систематизированная работы пообеспечению информационной безопасности.
Лишь учет всех этихсоставляющих в комплексе позволит предприятию констатировать положительныйэффект от проведенных мероприятий. Иначе предприятие в лучшем случае обреченона перемещение во вторые и даже низшие позиции на рынке, а нередко и на провал,разорение. Лишь комплексный подход к выполнению всего спектра мероприятий повнедрению и эксплуатации ИТ на всех этапах, работа предприятия в рамкахразработанной и всеобъемлющей стратегии развития позволит добиться предприятиюжелаемого результата и занять достойное место среди конкурентов и партнеров всовременной экономике.
Список использованнойлитературы
1. ТиторенкоГ.А., «Информационные системы в экономике», учебник изд. «Юнити-Дана», 2008 г.
2. СупрунА.Н., Половец И.В., «Информационные системы в экономике», учебное пособие,ННГАСУ, 2004 г.
3. ТрофимовВ.В., «Информационные системы и технологии в экономике и управлении», учебник«Высшее образование», 2006 г.
4. БалдинК. В., Уткин В. Б. «Информационные системы в экономике», Учебник, 2008 г.
5. ЮрьевВ.К., Волкова В.Н. «Информационные системы в экономике», 2008 г.