Конституция Российской Федерации: сущность, структура и содержание

КУРСОВАЯ РАБОТА
по курсу «Государственноеправо»
Тема:
«Конституция РоссийскойФедерации: сущность, структура и содержание»

Содержание
 
Введение
1. Закрепление основконституционного строя в Конституции РФ
2. Отображение вКонституции прав и свобод человека и гражданина
3. Закрепление системывласти РФ в Конституции
4. Отображение правовыхинститутов законодательной, исполнительной и судебной власти в Конституции РФ
Заключение
Список использованныхисточников

Введение
Принятие в1990 г. Декларации о государственном суверенитете РСФСР повлекло за собойглубокие изменения в политической жизни России, в ее государственном устройствеи организации государственной власти. С этого времени начал весьма интенсивнорасширяться круг проблем, требующих завершенного и целостного конституционно-правовогорешения, – это появление новых федеральных органов власти (Президент, КонституционныйСуд), разграничение предметов ведения и полномочий между федеральными властямии властями субъектов Федерации, осуществлявшееся в рамках Федеративногодоговора. Все это требовало принятие новой Конституции. В ходе референдума,состоявшегося 12 декабря 1993 г., большинство проголосовавших избирателей –32937630 человек – высказались за ее принятие.
Данная работапосвящена сущности, структуре и содержанию действующей Конституции РФ. Работасостоит из четырех глав, содержание которых в основном совпадает с основнымиразделами Конституции.

1. Закрепление основ конституционного строя в Конституции РФ
 
Конституцию РФ открывает преамбула, т.е. вводная часть, предшествующаятексту глав Конституции. Государствоведы отмечают, что преамбула не содержитправовых норм, однако она имеет существенное значение для понимания смысла какКонституции в целом, так и ее отдельных статей, поскольку именно во вводнойчасти указаны основания и обстоятельства, послужившие поводом к изданиюКонституции и как бы предопределившие ее содержание[1].
Преамбула констатирует, прежде всего, что данная Конституция принятамногонациональным народом Российской Федерации, соединенным общей судьбой насвоей земле, подчеркивает особое значение этого акта для дальнейшего развитиягосударства и общества.
В преамбуле Конституции называются шесть основополагающих целей,реализация которых является главной задачей государства. Они отражают суть всейконституционной реформы в России. Это:
утверждение прав и свобод человека,
утверждение гражданского мира и согласия в Российской Федерации,
сохранение исторически сложившегося государственного единства,
возрождение суверенной государственности России,
утверждение незыблемости демократических основ Российского государства,
обеспечение благополучия и процветания России.
Эти целилежат в основе всех конституционных норм, пронизывают все содержание Конституции.
В преамбулеобращается внимание на то, что Конституция подтверждает незыблемостьдемократической основы Российской Федерации. Конституция РФ характеризует нашегосударство как демократическое. Ковешников отмечает, что значение демократиикак одного из начал конституционного строя шире[2]. Можно говоритьоб определенном идеале: весь образ жизни, характер общественных отношений,уклад бытия, психология людей, политический режим в стране должны бытьпропитаны традициями (идеями) демократии. Во-первых, демократия есть такойстрой и такой образ жизни, когда народ сам управляет всеми своими делами – игосударственными, и общественными. Над ним никто не должен стоять, считая народлишь объектом управления, тем более помыкать им. Органы законодательной властии занимающие руководящие позиции в своей системе органы исполнительной властипроизводны от народа, т.е. депутаты и руководители исполнительных органовизбираются народом и ответственны перед ним. «Никто не может присваивать властьв Российской Федерации. Захват власти или присвоение властных полномочий преследуютсяпо федеральному закону», – гласит ч. 4 ст. 3 Конституции. Во-вторых, демократиякак основа конституционного строя проявляется и в том, что в обществе должныобеспечиваться гласность, свобода, полная информация, право обсуждать важнейшиепроблемы, высказывать свое мнение и добиваться – законными способами – егоучета в актах и действиях соответствующих органов. При этом демократия – это ивнутреннее осознание (ощущение) гражданином своей полезности обществу, необходимостиучастия в его жизни. В-третьих, демократия – это еще и политический режим,когда закон и реальность адекватны. В-четвертых, демократия как основаконституционного строя – это и дисциплина, организованность, ответственностьличности перед обществом и государством (а не только их ответственность передличностью).
Основамконституционного строя посвящена гл. 1 Конституции, которая носит одноименноеназвание.
Основы конституционного строя закрепляют форму Российской Федерациикак государства (ст. 1), устанавливают источник государственной власти испособы осуществления народовластия (ст. 3), определяют пространственныепределы действия суверенитета Российской Федерации (ст. 4). Согласно ч. 1 ст. 3Конституции единственным источником власти и носителем суверенитета вРоссийской Федерации является ее многонациональный народ. Формулируются такжепринципы федеративного устройства России (ст. 5), закрепляется принципразделения властей на законодательную, исполнительную и судебную (ст. 10) иустанавливается круг органов, осуществляющих государственную власть вРоссийской Федерации (ст. 11). Особо выделяется ст. 7, согласно которойсоциальная политика государства возводится в ранг конституционной основы,гарантирующей обеспечение достойной жизни и свободного развития каждогороссиянина независимо от его рода занятий и деятельности.
Согласно действующей Конституции частная собственность признаетсяи защищается в той же мере и теми же средствами, что и государственнаясобственность. Гражданин может иметь в частной собственности заводы, фабрики, банки,станки и иное оборудование, транспортные средства, а также статьземлевладельцем. Запрещаются любые формы государственного вмешательства винтересы собственников, создание каких-либо искусственных препятствий дляосуществления собственником правомочий владения, пользования и распоряжениясвоим имуществом. Конституция допускает лишь добросовестную конкуренцию игарантирует свободу перемещения товаров, услуг и финансовых средств на всейтерритории Российской Федерации (ст. 8).
Конституция закрепляет экономический строй российского общества,способы производства, обмена и распределения материальных благ. Конституционныеположения о свободе экономической деятельности, о равенстве частной игосударственной форм собственности, о праве каждого заниматься предпринимательскойдеятельностью – все это краеугольные камни экономических отношений, основанныхна свободе частной собственности.
Нельзя развивать рыночные отношения в промышленности, строительствеи сельском хозяйстве, признавая государство и органы местного самоуправленияединственными хозяевами земли. В ч. 2 ст. 9 содержится положение о том, чтоземля и другие природные ресурсы могут находиться в частной собственности.
Сообразно экономической основе Российской Федерации, ориентированнойна рыночные отношения, достраивается и совершенствуется Российское государство,его органы.
В Конституции1993 г. оттеняется принцип единства государства. Конституция использует понятие«суверенитет» только по отношению к Российской Федерации. Она гласит, чтосуверенитет РФ распространяется на всю ее территорию. Определено, чтоКонституция РФ и федеральные законы имеют верховенство на всей территориигосударства. РФ обеспечивает целостность и неприкосновенность своей территории.Уважая право субъектов на свою территорию, РФ, тем не менее, не допускаетустановления внутренних таможенных границ, пошлин, сборов и каких-либопрепятствий для свободного перемещения товаров, услуг и финансовых средств.Виды форм собственности, определенные Конституцией РФ, могут существовать натерритории каждого субъекта РФ, им обеспечивается равная защита государством.Денежная единица едина для всей страны, а общие принципы налогообложения и сборовв РФ устанавливаются федеральным законом.
Раздел 2Конституции «Заключительные и переходные положения» четко обозначает приоритетКонституции перед иными актами. Если ей не соответствуют положенияФедеративного договора, других договоров между федеральными органамигосударственной власти и органами государственной власти субъектов РФ, а такжедоговоры между органами власти субъектов – действуют положения Конституции РФ.Законы и другие правовые акты, действовавшие на территории РФ до вступления всилу Конституции, применяются в части, не противоречащей ей.
В гл. 9 Конституции РФ регламентируется порядок изменения действующейи принятия новой Конституции. Положение гл. 1 «Основы конституционного строя»не могут быть изменены Федеральным Собранием. При необходимости пересмотрауказанной главы Конституции Российской Федерации созывается КонституционноеСобрание, но только при том условии, что конституционная инициатива по этомувопросу поддержана 3/5 голосов от общего числа членов Совета Федерации идепутатов Государственной Думы.
2. Отображение в Конституции прав и свобод человека игражданина
 
Вторая главаКонституции «Права и свободы человека и гражданина» конкретизирует и развиваетположения ст. 2 и 7 о человеке, его правах и свободах как высшей ценности. Спринятием Конституции завершился определенный период, начавшийся в 1991 г., врамках которого осуществлялся поворот правовой системы Российской Федерации кпризнанию и гарантированности прав человека и гражданина.
Разграничениеконституционных (основных) прав и свобод человека на личные, политические исоциально-экономические – наиболее распространенное основание их классификации[3]. В отечественнойлитературе подвергнута справедливой критике концепция иерархии прав по степениих значимости. В частности, отмечаются «зигзаги восприятия ролисоциально-экономических прав», попытки объявить их «социалистическим изобретением»,неизвестным «цивилизованным странам». Эти права якобы лишены качеств«юридических возможностей, защищаемых судом». Смягченным вариантом такогоподхода является оттеснение на второй план социально-экономических прав какправ иного порядка в сравнении с личными неотъемлемыми правами, относимыми к «высшемуразряду».[4] Однако, врядли оправдано такое противопоставление прав – все они для личности важны и нужны, каждая их группапо-своему выражает ее интересы. Более того, именно сейчас российские гражданена себе почувствовали значимость многих социально-экономических прав, которыеранее были в большей мере гарантированы, чем сейчас, когда складываются«несоциалистические» отношения. Утрата этих завоеваний особенно остро ощущаетсяв наши дни.
Сейчас напервом плане – человек, его достоинство, индивидуальная свобода, возможностисвободно распоряжаться своими воззрениями, силами и способностями. Поэтому и вКонституции личные права и свободы стоят на первом месте. Далее: не исключаяинтереса личности к публичной сфере, нельзя все сводить к политическому началу.Наряду с отношениями политического властвования есть еще и отнюдь не всегдаполитизированная, а нередко и далекая от политики общественная жизнь, удовлетворяющаяпотребности и интересы многих людей и основывающаяся в принципе на тех жеправах и свободах. Поэтому вторая группа – теперь не политические, а общественно-политические,или публично-политические, права и свободы. После этого можно далее говорить,безусловно, о месте человека в системе социально-экономических связей,поскольку каждый из нас должен что-то делать и чем-то пользоваться дляподдержания своего материального существования и социального положения. Причеми содержание социально-экономических прав, и их последовательностьпринципиально иные, чем раньше. На первом плане – свободное использование своихспособностей для предпринимательской и иной экономической деятельности, правочастной собственности, свобода труда, затем уж все остальное. Наконец, большоевнимание теперь уделяется обеспечению и защите прав и свобод человека игражданина. Помимо того, что гарантии сопровождают указанные выше права исвободы, появляется потребность в выделении в Конституции специальной группыосновных прав, служащих для обеспечения всех иных основных прав и свобод личности./>
Личные праваи свободы граждан РФ перечислены в статьях 19–29 Конституции РФ. Рассмотримосновные из них.
Статья 19 посвящена принципу равноправия и раскрывает его конкретныезначения. Часть 1 статьи определяет равноправие как равенство всех передзаконом и судом. Закон как акт, принимаемый в виде конституции или закона,является объективно необходимым средством формулирования прав и свобод. Поэтомустоль важно утверждение равенства перед законом как общей для всех нормой(равным масштабом), определяющей свободу личности. Чрезвычайно существенноравенство всех перед судом, поскольку суд является наиболее эффективнымсредством защиты и восстановления прав и свобод в случае спора или их нарушения.Следует отметить, что положение ч. 1 о равенстве всех перед законом и судомозначает, что этот принцип распространяется на граждан Российской Федерации,граждан других государств, лиц без гражданства[5].
Часть 2 статьи определяет равноправие как равенство человека и гражданинав обладании правами и свободами. Здесь сформулирована обязанность государствагарантировать это равенство независимо как от природных свойств человека, так иот его общественных черт. Среди природных свойств человека указаны пол, раса,национальность. Общественные признаки человека включают языковуюпринадлежность, происхождение, имущественное и должностное положение, местожительства, религиозное исповедание, убеждения, участие в общественныхобъединениях. Эти свойства личности выделены и защищены в статье, посколькуспецификой Российской Федерации являются многонациональный состав населения,наличие разных рас, разнообразие языков, религиозных конфессий.
Среди основных прав человека, которые, согласно ст. 17 Конституции,неотчуждаемы и принадлежат каждому от рождения, самым важным является право нажизнь (ч.1 ст. 20), которое вытекает и из содержания ст. 2 Конституции,признавшей человека, его права и свободы высшей ценностью нашего общества.
В ч. 2 ст. 20 Конституции изложены важнейшие положения, относящиесяк самому суровому наказанию за уголовные преступления – смертной казни. Впрежних конституциях нашей страны, в том числе и в Конституции 1978 г., не былонормы, подобной ч. 2 ст. 20, где бы определялись круг преступлений, за которыеможет быть назначена смертная казнь, и особые условия, при соблюдении которыхможет быть вынесен смертный приговор[6].
Конституция запрещает применение пытки, насилия или другого жестокогоили унижающего достоинство человека обращения и наказания (ст. 21), которыерассматриваются как оскорбление человеческого достоинства и осуждаются какнарушение прав человека и основных свобод, провозглашенных во Всеобщейдекларации прав человека. Включение в Конституцию запрета пыток, другогоунижающего достоинство человека обращения или наказания – новое установлениероссийского конституционного права. Оно соответствует также ст. 3 Европейскойконвенции о защите прав человека и основных свобод.
Право на свободу и личную неприкосновенность, закрепленное в ст.21 Конституции – важнейшее право человека, которое он получает с моментарождения (ст. 21). Свобода и личная неприкосновенность дают человеку возможностьсовершать любые действия, не противоречащие закону.
Нормами Конституции впервые суду предоставлено право приниматьрешение об аресте, заключении под стражу, а также содержании под стражей лиц,подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений. Арест, заключение подстражу и содержание под стражей допускаются только по судебному решению. Досудебного решения лицо не может быть подвергнуто задержанию на срок более 48часов (ч. 2, ст. 21).
Это положение соответствует п. 4 ст. 5 Европейской конвенции о защитеправ человека и основных свобод.
Право на неприкосновенность частной жизни (ч. 1 ст. 23) означаетпредоставленную человеку и гарантированную государством возможностьконтролировать информацию о самом себе, препятствовать разглашению сведенийличного, интимного характера. Право на частную жизнь гарантируется такимиконституционными и иными правовыми установлениями, как неприкосновенность жилища(ст. 25 Конституции), возможность беспрепятственного общения с другими людьмипосредством почты, телеграфа, телефона и других средств коммуникации, правораспоряжаться семейным бюджетом, личной и частной собственностью, денежнымивкладами, тайна которых гарантируется законом. Исключения из этого общегоправила могут предусматриваться лишь федеральными законами.
Национальность – явление, определяемое совокупностью ряда факторов,прежде всего языком, приверженностью к традициям и культуре определенного народа.Это самоидентификация человека, связанная с осознанием им принадлежности к томуили иному народу (этносу).
В соответствии с подзаконными актами, действовавшими в РоссийскойФедерации до принятия новой Конституции, национальность человека определялась наосновании национальной принадлежности родителей, указанной в их удостоверенияхличности. Исключение из сложившейся практики имело место лишь тогда, когдародители принадлежали к различным национальностям. Только в этом случае человекмог самостоятельно определить, какую из национальностей родителей он хочетуказать в своем паспорте.
Конституция совершенно по-новому решает данную проблему. Указаниесобственной национальности – это не обязанность, а право человека. Конституцияв ч. 1 ст. 26 признает право каждого свободно определять и указывать своюнациональную принадлежность. Следует подчеркнуть, что закрепление данного праваобусловлено отрицанием правового значения признака национальности для каждогоконкретного человека и означает свободу его самоопределения в решении вопроса освоей национальности.
Признанные ст. 12 Международного пакта о гражданских и политическихправах и ст. 3 Протокола № 4 к Европейской конвенции о защите прав человека иосновных свобод от 16 сентября 1963 г. свобода граждан на передвижение внутристраны и право покидать свою страну и возвращаться в нее нарушались в нашейстране на протяжении десятилетий. Между тем, не обладая данным правом, личностьне может реализовать свои неотъемлемые права человека, в частности на труд,свободу творчества, право собственности, право на основание семьи и др. Часть 2ст. 27 Конституции утверждает право свободно выезжать за пределы России и правороссийских граждан беспрепятственно возвращаться на ее территорию.
Статья 28 Конституции возвращает наше общество к основам демократии,согласно которым человек вправе свободно и гласно исповедовать свою веру, неподвергаясь преследованиям и дискриминации со стороны государства и общества.
Статья 29 Конституции гарантирует свободу слова. Ч. 2 статьи запрещаетсяпропаганда социального, расового, национального, религиозного или языкового превосходства.
Статьи30-33 закрепляют политические права граждан, к которым относятся:
1. Право наобъединение.
2. Правособираться мирно, без оружия, проводить собрания, митинги и демонстрации, шествияи пикетирование.
3. Право научастие в управлении делами государства как непосредственно, так и через своихпредставителей.
4. Правообращаться лично, а также направлять индивидуальные и коллективные обращения вгосударственные органы и органы местного самоуправления.
Основныесоциально-экономические права и свободы человека и гражданина закреплены встатьях 34-44 Конституции Российской Федерации.
Важнейшиминститутом социально-экономических отношений является право частной собственности,непременное условие демократической рыночной экономики. Рыночная экономика основанана свободе индивида – человека и гражданина, на безусловном соблюдении еголичных и имущественных прав и свобод, как свойственных ему от рождения, так иприобретенных впоследствии на законных основаниях. Собственность – это основаподлинной независимости человека и его уверенности в завтрашнем дне. В современныхусловиях, государство приняло на себя обязанность защищать частнуюсобственность, обеспечивать ее неприкосновенность.
Статья 34,как и статья 35 Конституции РФ, провозглашает и юридически гарантирует свободуиспользования каждым своих способностей и имущества любым не запрещеннымзаконом способом, т. е. свободу экономической деятельности, а согласно статьи 35– частной собственности, ибо свобода экономической деятельности на базе своегоимущества и своих способностей и есть свобода частной собственности, котораяосуществляется, конечно, в рамках закона.
Особоеположение статей 34 и 35 Конституции РФ о правах и свободах человека игражданина состоит еще и в том, что они имеют в виду не только индивида ираспространяются не только на индивидуальные права и свободы физических лиц.Эти статьи гласят, что каждый вправе иметь имущество, использовать его, никтоне может быть лишен своего имущества иначе как по суду и с соблюдениемсоответствующих правил, и эти нормы распространяются не только на индивидов –физических лиц, но и на юридические лица – организации, закрепляя свободнуюэкономическую деятельность и право частной собственности.
Провозглашенноеправо граждан на свободное предпринимательство и осуществление экономическойдеятельности гарантируется государственной поддержкой развития конкуренции ипресечением проявлений монополизма. Конституция запрещает злоупотреблениепредпринимателем своим доминирующим положением на рынке и применение недозволенныхформ и приемов конкуренции (ст. 34).
КонституцияРФ устанавливает, что владение, пользование и распоряжение землей и другимиприродными ресурсами осуществляется их собственниками свободно, если это ненаносит ущерба окружающей среде и не нарушает прав и законных интересов граждан(ст. 36).
Трудовыеправа и свободы защищают человека от произвола работодателей, дают емувозможность отстаивать свое достоинство и интересы. Свобода труда провозглашенав части 1 статьи 37 Конституции РФ в соответствии со ст. 23 Всеобщей декларацииправ человека. Свобода труда означает, что только самим гражданам принадлежитисключительное право распоряжаться своими способностями к производительному итворческому труду. Реализуя это право, гражданин может выбирать тот или инойрод деятельности и занятий.
КонституцияРФ определяет главным образом реализацию права на труд как работу по найму,выполняемую на основании трудового договора (контракта), т. е. соглашения междугражданином (который в этом случае приобретает статус работника) ипредприятием, учреждением, организацией или другим гражданином (которые в этомслучае являются работодателями) по определенной специальности, квалификации,должности за вознаграждение с подчинением внутреннему трудовому распорядку наусловиях, установленных соглашением сторон, а также законодательными и иныминормативными актами. Трудовые отношения всех лиц наемного труда регулируетзаконодательство о труде.
Правосвободно распоряжаться своими способностями к труду означает и право вообще незаниматься трудовой деятельностью. Незанятость граждан не может служитьоснованием для их привлечения к административной и иной ответственности. ВКонституции нет указания на всеобщую обязанность граждан трудиться, а из УКисключена статья об ответственности за так называемое тунеядство.
Право наотдых, провозглашенное ч. 5 статьи 37, в соответствии со статьей 24 Всеобщейдекларации прав человека относится к числу основных прав. Закрепляя право наотдых в качестве неотъемлемого права каждого, статья 37 вместе с темпредусматривает, что установленные федеральным законом продолжительностьрабочего времени, выходные и праздничные дни, ежегодный оплачиваемый отпускгарантируются не всем гражданам, занимающимся той или иной деятельностью, атолько работающим по трудовому договору.
КонституцияРФ гарантирует также права граждан на социальное обеспечение (ст. 39), нажилище (ст. 40), на охрану здоровья и медицинскую помощь (ст. 41), наблагоприятную среду обитания (ст. 42), на образование (ст. 43). Глава 2Конституции может быть изменена аналогично главе 1.
3. Закрепление системы власти РФ в Конституции
 
В главе 3Конституции «Федеративное устройство» развивается ряд существенных положений,содержащихся в гл. 1 «Основы конституционного строя».
Глава состоит из 15 статей. В первой из них (ст. 65) перечисляютсявсе субъекты Федерации и тем самым констатируется их нахождение в составегосударства, их объединяющего. Правовым последствием этого перечисленияявляется признание статуса субъекта Федерации. Статус же определяется, с однойстороны, Конституцией Российской Федерации, а с другой – конституциейреспублики или уставом, принимаемыми самостоятельно каждым субъектом Федерации(ст. 66). Таким путем в пределах единого правового пространства обеспечиваетсянеобходимое совместное существование и развитие всех субъектов РоссийскойФедерации, поскольку равные в правовом отношении субъекты Федерации подчассущественно отличаются друг от друга по территории, численности населения,природным условиям и уровню экономического развития.
Как и во всякой федерации, в Российской Федерации разграниченыпредметы ведения и полномочия между органами государственной власти Федерации иорганами государственной власти ее субъектов (ст. 71-73).
Субъектам Российской Федерации предоставлена вся полнота государственнойвласти вне пределов ведения Федерации и полномочий Российской Федерации попредметам совместного ведения Федерации и ее субъектов. Все, что отнесено кведению Российской Федерации, а также к совместному ведению Федерации и еесубъектов, четко определено в соответствующих статьях Конституции, хотя, надозаметить, в Конституции Российской Федерации не определены полномочия Федерациипо предметам совместного ведения[7]. Этиполномочия, как правило, определяются федеральными законами, актами ПрезидентаРоссийской Федерации, договорами между федеральными органами исполнительнойвласти и органами исполнительной власти субъектов Федерации. Предметы жеведения субъектов Федерации в Конституции не перечисляются.
Следует обратить внимание на положения данной главы Конституции, вкоторых, исходя из принципа единства государственной власти, предусмотренавозможность передачи органами исполнительной власти субъекта Федерации частисвоих полномочий федеральным органам исполнительной власти, а также возможностьпередачи части полномочий федеральных органов исполнительной властисоответствующим органам субъектов Федерации.
Такая возможность перераспределения полномочий исполнительных органоввласти, как Федерации, так и ее субъектов в известной степени дает возможностьизменять положение субъектов Федерации, не выходя при этом за установленныефедеральной Конституцией пределы. Введение норм о передаче части полномочийнаправлено на совершенствование системы управления. Можно сказать, что идеяупорядочения отношений в рамках Федерации пронизывает ряд норм главы,посвященной федеративному устройству. Это нашло выражение, в частности, в том,что на Президента и Правительство Российской Федерации возложенаответственность за обеспечение осуществления федеральной государственной властина всей территории Российской Федерации[8].
Значительное место в главе «Федеративное устройство» занимаютстатьи, устанавливающие правила, не допускающие создания субъектами Федерациипрепятствий образованию общего для всей Федерации экономического пространства(ст. 74-75). Тем самым обеспечивается свободное перемещение товаров, услуг ифинансовых средств. К этому надо добавить, что, как уже отмечалось выше, всоответствии со ст. 27 Конституции каждому гарантировано право свободнопередвигаться, выбирать место пребывания и жительства (т.е. обеспечена свободаперемещения и рабочей силы).
Существенны нормы, защищающие денежную систему в РоссийскойФедерации, а также норма, в соответствии с которой только федеральным закономустанавливаются федеральные налоги и общие принципы налогообложения и сборов вРоссийской Федерации.
Особого внимания заслуживают содержащиеся в данной главе гарантииправ человека и гражданина. В частности, гарантируются права национальныхменьшинств и коренных малочисленных народов, право всех народов на сохранениеродного языка, создание условий для его изучения и развития (ст. 68, 69).
В Российское Федерации существует три уровня власти: федеральный,региональный и местный. Глава 8 Конституции посвящена местному самоуправлению.
Ковешников отмечает, что местное самоуправление – одно из проявленийнародовластия, предполагающее самостоятельную деятельность (непосредственно иличерез органы местного самоуправления) по решению вопросов местного значения,исходя из интересов населения, исторических и иных местных традиций. Будучисущественным выражением народовластия, местное самоуправление составляет однуиз основ конституционного строя Российской Федерации[9].
В Российской Федерации местное самоуправление не только признается(ст. 12), но и гарантируется органами власти Федерации и ее субъектов, причемгарантии местного самоуправления могут быть общеполитические,морально-этические, а также более конкретные – экономические, юридические,организационные и др.
В главе 8 конкретизированы положения ст. 12 гл. 1 об основах конституционногостроя. Закрепленная здесь модель местного самоуправления приближается кобщепринятому во многих странах эталону местного самоуправления какдемократического института. Она достаточно определенно указывает цель, ккоторой надо стремиться в реформировании местной власти.
Определяя основные параметры местного самоуправления, Конституциякак бы завершает поиски его правовых форм.
Развитие России как федеративного государства обусловило новыйподход к разделению компетенции между федеральными органами государственнойвласти и органами государственной власти субъектов Федерации в определениистатуса местного самоуправления. Однако, хотя к совместному ведению Федерации иее субъектов стало относиться установление общих принципов организации местногосамоуправления, в прежней Конституции сравнительно подробно определяласьорганизация местного самоуправления, в том числе функции постоянных комиссий местныхСоветов, полномочия председателей Советов, статус местной администрации и т.п.
Глава 8 действующей Конституции Российской Федерации устранила этипротиворечия. Она уточнила государственно-правовую характеристику местногосамоуправления, существенно обогатив ее. Конституция сузила нормативноерегулирование местного самоуправления. Она в более общих формулах, чем прежняяКонституция, зафиксировала основные параметры местного самоуправления. Взначительной мере именно из гл. 8 Конституции можно вывести содержание общихпринципов организации системы местного самоуправления, определение которыхостается в совместном ведении Российской Федерации и ее субъектов, хотясодержание этих принципов и не сводится только к тому, что закреплено в даннойглаве[10].
В статье 130 Конституции раскрываетсясмысл местного самоуправления. Самостоятельное решение населением вопросовместного значения – вот суть местного самоуправления. Никто, никакой орган невправе вмешиваться в решение этих вопросов субъектами местного самоуправления,утверждать, отменять или приостанавливать действия их актов, если они приняты врамках закона. Согласно ч. 1 ст. 131 местное самоуправление осуществляется,прежде всего, в городских и сельских поселениях, т.е. в городах, поселках,селах, деревнях.
В ч. 1 статьи 132 дается перечень важнейших вопросов местного значения,решаемых органами местного самоуправления. Органы местного самоуправлениясамостоятельно управляют муниципальной собственностью, формируют, утверждают иисполняют местный бюджет, устанавливают местные налоги и сборы, осуществляютохрану общественного порядка, а также решают иные вопросы местного значения.
Поправки к положениям гл. 3, 8 Конституции, за исключением ст. 65,вносятся в порядке, предусмотренном для принятия федеральных конституционныхзаконов, после их одобрения законодательными (представительными) органами неменее чем 2/3 субъектов Российской Федерации (ст. 136). Как показывает практиказарубежного конституционного развития, подобный усложненный порядок внесенияпоправок существенно ограничивает возможности конституционного пересмотра. Длясравнения укажем, что в Соединенных Штатах Америки при сходном усложненномпорядке принятия конституционных поправок в текст Конституции за двести лет еесуществования было внесено только 27 поправок.
Особыйпорядок установлен на случай изменения ст. 65 Конституции. При принятии всостав Российской Федерации и образовании в составе Российской Федерации новогосубъекта, а также при изменении конституционно -правового статуса субъектаРоссийской Федерации соответствующие федеральные законы также принимаются впорядке, предусмотренном для принятия федеральных конституционных законов.Своеобразно решается вопрос о порядке изменения наименования субъектаРоссийской Федерации. Соответствующие изменения включаются в текст ст. 65Конституции указом Президента Российской Федерации на основании решениясубъекта Федерации, принятого в установленном им порядке. В указанных случаяхконституционные поправки не подлежат одобрению со стороны законодательных (представительных)органов субъектов Российской Федерации (ст. 137).

4. Отображение правовых институтов законодательной,исполнительной и судебной власти в Конституции РФ
 
В ст. 5, 10 и 11 гл. 1 «Основы конституционного строя» раскрытызначение и сущность принципов разделения властей на законодательную, исполнительнуюи судебную, каждая из которых самостоятельна. Каждой из этих властей вКонституции посвящена отдельная глава. Права и обязанности законодательнойвласти рассматриваются в основном в гл. 5 «Федеральное Собрание», исполнительной– в гл. 6 «Правительство Российской Федерации» и судебной – в гл. 7 «Судебнаявласть».
Логика построения Конституции Российской Федерации соответствуетпринципу разделения властей. Реализация принципа разделения властей вроссийской Конституции также не означает многовластия. Власть изначально едина,так как ее единственным источником, согласно ст. 3 Конституции, является многонациональныйнарод Российской Федерации. То, что главам, посвященным трем ветвям власти, вКонституции предшествует гл. 4 «Президент Российской Федерации», объясняетсяважностью единства государственной власти[11]. С этойглавы начинается изложение в Конституции системы государственных органовРоссийской Федерации, что, помимо прочего, объясняется также особым значениемПрезидента в организации государственной власти Российской Федерации.
Президент Российской Федерации занимает в системе федеральныхгосударственных органов особое положение. Конституция возлагает на него задачуобеспечения единства государственной власти, осуществляемой законодательными,исполнительными и судебными органами. Именно Президент обеспечивает согласованноефункционирование и взаимодействие органов государственной власти, хотя сам оннепосредственно не принадлежит ни к одной из трех ветвей власти. В этом, вчастности, смысл содержащегося в Конституции положения: «Президент РоссийскойФедерации является гарантом Конституции Российской Федерации, прав и свободчеловека и гражданина», а также того, что Президент устанавливает основныенаправления политики государства[12].
Важно отметить, что, обеспечивая и направляя деятельность всех государственныхорганов Российской Федерации и выполняя функцию по их координации, Президентдействует только в пределах, установленных Конституцией Российской Федерации,точно так же, как и все остальные федеральные органы государственной власти:Федеральное Собрание, Правительство, суды[13]. Онисамостоятельно осуществляют свои конституционные функции.
Правовое положение Президента характеризуется, прежде всего, тем,что он является главой государства, из чего следует, что он – первый средигосударственных должностных лиц, единственный, кто избирается всем избирательнымкорпусом Российской Федерации. Он представляет Российскую Федерацию внутристраны и в международных отношениях. Исходя из сложившейся международнойпрактики, это означает, что его заявления и акции не нуждаются в каком-либоудостоверении, в каких-то специальных полномочиях.
Президент всегда действует ex officio, т.е. на основании факта,что именно он является главой суверенного государства.
Именно как глава государства Президент наделен правом обращаться спосланиями к федеральному законодательному органу, правом законодательнойинициативы и отлагательного вето. Президент в случае несогласия с законом можетего отклонить и направить на новое рассмотрение в палаты Федерального Собрания.Однако право отклонения законов неприменимо к федеральным конституционнымзаконам, которые принимаются квалифицированным большинством голосов в обеихпалатах Федерального Собрания, а также к тем федеральным законам, которыеповторно одобрены в ранее принятой редакции 2/3 голосов от общего числа членовСовета Федерации и депутатов Государственной Думы.
Важнейшие функции Президента связаны с исполнительной властью.Часть из них осуществляется им лично (руководство внешней политикой, реализацияфункций Главнокомандующего Вооруженными Силами Российской Федерации и т.д.)либо относится к исполнительной власти. Так, Президент оказывает решающеевлияние на формирование и отставку Правительства, вправе председательствоватьна заседаниях Правительства и т.п.
Очевидно, что в той мере, в какой Президент лично реализует функцииисполнительной власти и определяет содержание деятельности Правительства,которому принадлежит исполнительная власть в Российской Федерации, на негодолжен распространяться принцип разделения властей. При этом надо учитыватьсложность переплетения сфер деятельности и полномочий Президента иПравительства[14].
Президент с согласия Государственной Думы назначает ПредседателяПравительства, а по предложению последнего – и персональный состав Правительства.Кроме того, Президент имеет возможность ограждать Правительство отнеобоснованного, по его мнению, ограничения законодательной властью свободыдействий власти исполнительной. Так, Президент может не согласиться свыраженным Государственной Думой недоверием Правительству и в предусмотренныхКонституцией случаях и порядке распустить Государственную Думу (ст. 84, 109,111, 117).
Концепция президентской власти, принятая в действующей КонституцииРоссийской Федерации, существенно отличается от проводившейся в прежнейКонституции. Суть изменений состоит, прежде всего, в том, что Президентперестал быть главой исполнительной власти. Согласно ст. 110 Конституции исполнительнаявласть осуществляется теперь Правительством Российской Федерации. Заметим, чтоименно Председатель Правительства, а не Президент определяет основныенаправления деятельности Правительства и организует его работу (ст. 113).
Глава 5раскрывает основы организации и деятельности парламента Российской Федерации.Согласно ст. 11 Конституции Федеральное Собрание наряду с Президентом,Правительством и судами Российской Федерации осуществляет государственнуювласть в нашей стране.
На федеральном уровне Федеральное Собрание представляет законодательнуювласть Российской Федерации.
Правовой статус Федерального Собрания определен не только в гл. 5Конституции. Основы взаимодействия Федерального Собрания с ПрезидентомРоссийской Федерации установлены в гл. 4 «Президент Российской Федерации» иохватывают чрезвычайно широкий спектр вопросов, в частности согласованиеназначений ряда должностных лиц, назначение выборов и роспуск ГосударственнойДумы, участие Президента в законодательном процессе, введение военного и чрезвычайногоположения, отрешение Президента от должности и некоторые другие. Порядокназначения Председателя Правительства Российской Федерации, а также выражениянедоверия Правительству Государственной Думой отражены в гл. 6 «ПравительствоРоссийской Федерации». В гл. 7 «Судебная власть» определены полномочияКонституционного Суда во взаимоотношениях с палатами Федерального Собрания.
В действующей Конституции изменился конституционный статус законодательногои представительного органа государственной власти Российской Федерации. Еслипрежней Конституцией за ним признавалось право решения практически всехвопросов, относящихся к ведению Российской Федерации, в новой Конституцииперечень вопросов, подлежащих рассмотрению палатами Федерального Собрания,ограничен. Из сферы ведения парламента исключены распорядительные функции.Претерпели изменения также контрольные функции законодательного органа.Парламентский контроль достаточно ограничен. За палатами парламента сохраненоправо осуществлять контроль за исполнением федерального бюджета (ст. 101), а заГосударственной Думой – также полномочие решать вопрос о доверии ПравительствуРоссийской Федерации (ст. 103).
Федеральное Собрание состоит из двух палат: Государственной Думы иСовета Федерации. Формально Совет Федерации не является верхней палатойпарламента и соответственно Государственная Дума – его нижней палатой, так какэто не установлено Конституцией. Подобные характеристики вытекают главнымобразом из аналогии с зарубежной практикой организации двухпалатныхпарламентов.
ВГосударственной Думе через депутатов представлены все граждане РоссийскойФедерации независимо от места их проживания на территории Российской Федерации.
Существуют три основные группы полномочий палат Федерального Собрания,установленные Конституцией: 1) относящиеся к исключительному ведению каждой изпалат Федерального Собрания (ст. 102 и 103); 2) связанные с организациейдеятельности палат (ст. 101); 3) полномочия по принятию федеральных законов(ст. 105).
В ст. 102 и 103 определены вопросы, которые выходят за пределы законодательнойдеятельности парламента и являются юридическим выражением системы сдержек ипротивовесов в построении и функционировании высших органов законодательной,исполнительной и судебной власти. Рассмотрению парламентом подлежат и другиевопросы, которые находятся в ведении Российской Федерации и должны решатьсяпредставительным органом.
Новая Конституция, сохраняя известную преемственность в законодательнойрегламентации деятельности Правительства, весьма существенно изменила егостатус и место в системе федеральных органов власти.
Правительство осуществляет государственную власть в РоссийскойФедерации наряду с Президентом, Федеральным Собранием и судами РоссийскойФедерации, что закреплено ст. 11 Конституции. Согласно ст. 110 федеральноеПравительство осуществляет исполнительную власть Российской Федерации. Изсодержания этих положений ясно, что Правительство – высший орган исполнительнойвласти, хотя слово «высший» применительно к федеральным органам в новойКонституции не употребляется, но для организации власти это имеет практическоезначение[15]. Дело в том,что в ряде статей Конституции и текущем законодательстве применяется обобщающийтермин «федеральные органы исполнительной власти», без расшифровки, какие конкретноорганы включаются в эту систему и кому они подчиняются.
Конституция повышает статус Правительства, закрепляет его самостоятельность(ст. 10). В отличие от прежней Конституции, которая возлагала непосредственноеруководство исполнительной властью на Президента, а также предусматривалаподотчетность Правительства федеральным представительным и законодательным органам(Съезду народных депутатов и Верховному Совету) и Президенту, действующаяКонституция исходит из самостоятельности всех ветвей власти и подобнойсубординации и подчиненности не предусматривает.
В современном облике Правительства более последовательно выраженыпрерогативы федеральной исполнительной власти с учетом принципа разделениявластей, ответственность Правительства за проведение социально-экономическихпреобразований в стране, осуществление единой государственной политики вотраслях и сферах народного хозяйства, отнесенных к ведению РоссийскойФедерации (ст. 71) и совместному ведению Федерации и субъектов, входящих в еесостав (ст. 72). Важно отметить, что Основной Закон России создает реальныепредпосылки к тому, чтобы Правительство стало действительно способнымреализовать намеченные им программы по стабилизации экономики и нести всюполноту ответственности за свои решения и действия.
От других федеральных органов Правительство отличается, преждевсего, предметом и сферой деятельности. Оно не занимается принятием законов,как Федеральное Собрание, а обеспечивает управление экономикой всей страны.Достаточно сказать, что, согласно ст. 114 Конституции, Правительстворазрабатывает федеральный бюджет и отчитывается о его исполнении, осуществляетуправление федеральной собственностью, обеспечивает проведение единойфинансовой, кредитной и денежной политики, государственную поддержку культуры,науки, образования и здравоохранения.
Одной из основных функций Правительства являются организацияисполнения федеральных законов, систематический контроль за их исполнениеморганами исполнительной власти всех уровней и принятие необходимых мер поустранению допущенных нарушений. Данная задача пронизывает деятельностьПравительства, предопределяет содержание и характер его полномочий,подзаконность его решений, т.е. принятие их на основе и во исполнениеКонституции, федеральных законов и указов Президента.
Свои полномочия Правительство реализует, принимая постановления ираспоряжения по стратегическим и текущим вопросам управления, а также используяправо законодательной инициативы (ст. 104) путем разработки и внесения вГосударственную Думу проектов законов, формирующих необходимую правовую базу.Активное участие Правительства в законотворческом процессе, обязательность егозаключений по всем проектам, предусматривающим расходы, покрываемые за счетфедерального бюджета, дают возможность Правительству осуществлять возложенныена него функции и намеченную экономическую программу.
Нафедеральном уровне Правительство объединяет и координирует работу министерств,комитетов и других подведомственных ему органов. В этом отношении Правительствои федеральная система (структура) управленческих органов тесно связаны.Большинство центральных органов управления, входящих в систему исполнительнойвласти, находятся в непосредственном ведении Правительства и ему подчиняются.
В главе 7утверждается понятие правового института судебной власти в действующем законодательстве.
Основу судебной власти составляет совокупность судебных органов различнойкомпетенции, действующих независимо от органов представительной иисполнительной власти. Одновременно законодатель наделяет органы судебнойвласти некоторыми полномочиями по контролю за законностью выполнения отдельныхфункций субъектами иных ветвей власти. Сказанное не означает, что особоеположение судебных органов в правоохранительной системе Российской Федерацииисключает взаимодействие ветвей власти по ряду направлений.
Закрепление в конституционных нормах и федеральном законодательствесудебной власти как государственно-правового института позволяет выделить егоспецифические признаки, отметить необходимость утверждения системы гарантий,позволяющих судебной власти осуществлять свои функции и решать поставленныеперед ней законом государственные задачи.
Характерными свойствами судебной власти являются самостоятельность,исключительность, подзаконность и полнота. Все эти качества нашли своеотражение в нормах Конституции Российской Федерации.
Назначениемсудебной власти является защита прав и свобод граждан, конституционного строяРоссийской Федерации, обеспечение соответствия актов законодательной иисполнительной власти Конституции, соблюдение законности и справедливости приисполнении и применении законов и иных нормативных актов. Обеспечениереализации предусмотренных Конституцией прав и свобод человека и гражданинасоставляет основное содержание деятельности органов судебной власти (ст. 18Конституции). Судебная власть имеет прямое отношение к соблюдениюгарантированных каждому прав на жизнь, свободу и личную неприкосновенность,неприкосновенность жилища, тайну переписки, телефонных, почтовых и иныхсообщений. Возрастание роли суда в охране прав и свобод граждан прямо вытекаетиз положений гл. 2.
Система федеральных органов судебной власти, определение порядкаих организации и деятельности относятся к ведению Российской Федерации (п. «г»ст. 71). В систему этих судов входят Конституционный Суд, Верховный Суд, ВысшийАрбитражный Суд Российской Федерации, иные федеральные суды.
Конституция не устанавливает структуру всей судебной системы,предоставляя решение этого вопроса федеральному конституционному закону осудебной системе, который должен установить соподчиненность ее звеньев,перечень федеральных судов, виды местных судов, их полномочия и структуру.
Полностью исключая возможность создания чрезвычайных судов, федеральноезаконодательство о судоустройстве допускает известную дифференциацию судебныхорганов для рассмотрения различных категорий дел, т.е. определяет возможностьнекоторой специализации судов. Они будут различаться своей предметнойподсудностью и процедурой судопроизводства.
Новым для установления пределов судебной власти и ее внутреннего построенияявляется включение Конституцией в структуру судебной власти прокуратурыРоссийской Федерации. Генеральный Прокурор Российской Федерации назначаетсяСоветом Федерации Федерального Собрания и возглавляет всю систему органовпрокурорского надзора. Осуществление органами прокуратуры уголовногопреследования и поддержание государственного обвинения в судебномразбирательстве – важный элемент функционирования органов правосудия.
Подзаконность судебной власти находит свое выражение не только втом, что судебные органы и судьи действуют на основе закона, подчиняются толькоКонституции и федеральным законам, но и в том, что ее носители не вправеотступать в своей деятельности от требований процессуального законодательства.
Конституция утверждает независимость, несменяемость, неприкосновенностьносителей судебной власти (ст. 120, 121, 122). Только судьям Конституцияпредоставляет право при рассмотрении дела отказаться от применения актовгосударственных органов, если они, по их мнению, не соответствуют закону.
Укреплению авторитета носителей судебной власти служит установленныйКонституцией порядок назначения на должность судей Конституционного СудаРоссийской Федерации, Верховного Суда Российской Федерации, ВысшегоАрбитражного Суда Российской Федерации Советом Федерации Федерального Собранияпо представлению Президента (п. «ж» ч. 1 ст. 102 Конституции) и назначениесудей других федеральных судов Президентом Российской Федерации (ч. 2 ст. 128).Укрепление гарантий служебного положения судей в немалой степени зависит отактивности органов судейского сообщества, которым федеральным закономпредоставлены широкие полномочия в формировании судейского корпуса.
Порядокпересмотра статей Основного Закона глав 4-7 аналогичен рассмотренному впредыдущем разделе.

Заключение
 
Конституциядала мощный импульс для становления новой российской государственности.Несомненно ее влияние на развитие всей правовой системы, всего российскогозаконодательства.
В отличие от идеологизированных конституций бывшего Союза ССР исоюзных республик, включая предшествующую Конституцию РСФСР, провозглашавших высшейцелью построение коммунистического общества, положения действующей КонституцииРоссии (ст. 2) четко определяют, что высшей ценностью являются человек, егоправа и свободы. При этом Конституция не ограничилась, как это нередко бывалоранее, декларацией, а установила, что признание, соблюдение и защита прав исвобод человека и гражданина – обязанность государства. Далее, в Конституцииимеется отдельная глава (гл. 2), которая содержит конкретные нормы ипредписания, раскрывающие совокупность основных прав и свобод, гарантированныхвысшим Законом. По объему это самая обширная глава Конституции. Она состоит из47 статей. В целом же вопросы, непосредственно связанные со статусом личности,регламентируются более чем в 60 статьях Конституции.
Конституция 1993 г. отразила качественные изменения в социальнойполитике государства. Из нее исключен классовый подход к различным слоямнаселения, в частности нет упоминания о ведущей роли рабочего класса и другихкатегорий трудящихся в построении общенародного государства, о трудовыхколлективах как активной части политической системы. В то же время закрепленыинституты частной собственности и свободного предпринимательства, которыетипичны для экономики, основанной на свободном рыночном хозяйстве.
По своей структуре и содержанию Конституция 1993 г. близка к традиционнымконституциям развитых демократических стран, большинство которых отражаетстремление обеспечить координацию деятельности всех ветвей власти в государствеи в то же время установить реальные приоритеты каждой из них с учетом спецификисложившихся политических отношений на определенном историческом этапе развитиягосударства.
Из девяти глав Конституции организации власти посвящено полностьюпять (гл. 4-8) и в значительной мере – две (гл. 1 «Основы конституционногостроя» и гл. 3 «Федеративное устройство»).
При оценкезначения и места Президента, Федерального Собрания и Правительства в новойКонституции многие правоведы и политологи находят аналоги в зарубежномзаконодательстве, и прежде всего во французской Конституции, утвержденной нареферендуме 28 сентября 1958 г. Отметим, что контуры и концепция ее былиопределены Президентом Ш. де Голлем исходя из необходимости сильной личнойвласти для выхода Франции из тяжелого в те годы кризисного положения.

Список использованных источников
 
1.  КонституцияРФ.
2.  БаглайМ.В. Конституционное право Российской Федерации: Учебник для юридических вузови факультетов. М., 1997.
3.  БезугловА.А., Солдатов С.А. Конституционное право России: Учебник для юрид. вузов(полный курс). В 3 т. М., 2001.
4.  ЗиновьевА.В. Конституционное право: Конспект лекций. СПб., 1998.
5.  ИгнатенкоГ.В.Конституция и права человека: международно-правовой аспект // Правовые проблемыевроазиатского сотрудничества: глобальное и региональное измерения.Екатеринбург, 2004.
6.  КовешниковЕ.М. Конституционное право Российской Федерации: Краткий курс лекций. 2-е изд.М, 2000.
7.  Комментарийк Конституции Российской Федерации / Под общ. ред. Л.А. Окунькова. М., 1996.
8.  КонституцияРоссийской Федерации: Проблемный комментарий / Отв. ред. В.А. Четвернин. М.,1997.
9.  МартышинО.В.Российская Конституция 1993 года и становление новой политической системы //Государство и право. 2004. №10.