Обзор регионального рынкабухгалтерских программ.
Хохлов Т.В.
Э-2-2
Элементы компьютерной системы
Внеавтоматизированной системе ведения бухгалтерского учета обработка данных охозяйственных операциях легко прослеживается и обычно сопровождаетсядокументами на бумажном носителе информации — распоряжениями, поручениями,счетами и учетными регистрами, например бесконечными журналами учета МПЗ.Аналогичные документы часто используются и в компьютерной системе, но во многихслучаях они существуют только в электронной форме. Более того, основные учетныедокументы ( бухгалтерские книги и журналы ) в компьютерной системебухгалтерского учета представляют собой файлы данных, прочитать или изменитькоторые без компьютера не возможно.
Компьютернаясистема включает в себя следующие элементы.
1. Аппаратные средства. Кним относятся: оборудование и устройства, из которых состоит компьютер, вчастности центральный процессор, оптические считывающие устройства, накопителина магнитной ленте, дисководы, принтеры, терминалы и т.п.
2. Программные средства.
а) Системные программы. Кэтим программам, выполняющим общие функции, обычно относят операционныесистемы, которые управляют аппаратными средствами и распределяют их ресурсы длямаксимально эффективного использования, системы управления базами данных(СУБД), обеспечивающие выполнение стандартных функций по обработке данных, исервисные программы, которые выполняют в компьютере основные операции, напримерсортировку записей. Системные программы обычно разрабатывают поставщикиаппаратных средств или фирмы, специализирующиеся в области программногообеспечения, и модифицируют с учетом индивидуальных требований.
б) Прикладные (пользовательские ) программы — это наборы машинных команд для обработки данных,которые организация–пользователь разрабатывает самостоятельно или приобретаету внешнего поставщика.
3. Документация — описаниесистемы и структуры управления применительно к вводу, обработке и выводуданных, обработке сообщений, логическим и другим командам.
4. Персонал — работники,которые управляют системой, проектируют ее и снабжают программами,эксплуатируют и контролируют систему обработки данных.
5. Данные — сведения охозяйственных операциях и другая необходимая информация, которую вводят, храняти обрабатывают в системе.
6. Процедуры контроля — Процедуры, обеспечивающиесоответствующую запись операций, предупреждающие или регистрирующие ошибки.
Особенностикомпьютерной обработки данных
Способобработки хозяйственных операций при ведении бухгалтерского учета оказываетсущественное влияние на организационную структуру фирмы, а также на процедуры иметоды внутреннего контроля. Компьютерная технология характеризуется рядомособенностей, которые следует учитывать при оценке условий и процедур контроля.Ниже приведены отличия компьютерной обработки данных от неавтоматизированной.
· Единообразноевыполнение операций. Компьютерная обработка предполагает использование одних итех же команд при выполнении идентичных операций бухгалтерского учета, чтопрактически исключает появлению случайных ошибок, обыкновенно присущих ручнойобработке. Напротив, программные ошибки ( или другие систематические ошибки ваппаратных либо программных средствах ) приводят к неправильной обработке всехидентичных операций при одинаковых условиях.
· Разделениефункций. Компьютерная система можетосуществить множество процедур внутреннего контроля, которые внеавтоматизированных системах выполняют разные специалисты. Такая ситуацияоставляет специалистам, имеющим доступ к компьютеру, возможность вмешательствав другие функции. В итоге компьютерные системы могут потребовать введениядополнительных мер для поддержания контроля на необходимом уровне, который внеавтоматизированных системах достигается простым разделением функций. Кподобным мерам может относится система паролей, которые предотвращают действия,не допустимые со стороны специалистов, имеющих доступ к информации об активах иучетных документах через терминал в диалоговом режиме.
· Потенциальныевозможности появления ошибок и неточностей. По сравнению снеавтоматизированными системами бухгалтерского учета компьютерные системы болееоткрыты для несанкционированного доступа, включая лиц, осуществляющих контроль.Они также открыты для скрытого изменения данных и прямого или косвенногополучения информации об активах. Чем меньше человек вмешивается в машиннуюобработку операций учета, тем ниже возможность выявления ошибок и неточностей.Ошибки, допущенные при разработке или корректировке прикладных программ, могутоставаться незамеченными на протяжении длительного периода.
· Потенциальныевозможности усиления контроля со стороны администрации. Компьютерныесистемы дают в руки администрации широкий набор аналитических средств,позволяющих оценивать и контролировать деятельность фирмы. Наличиедополнительного инструментария обеспечивает укрепление системы внутреннегоконтроля в целом и, таким образом, снижение риска его неэффективности. Так,результаты обычного сопоставления фактических значений коэффициента издержек сплановыми, а также сверки счетов поступают к администрации более регулярно прикомпьютерной обработке информации. Кроме того, некоторые прикладные программынакапливают статистическую информацию о работе компьютера, которую можноиспользовать в целях контроля фактического хода обработки операцийбухгалтерского учета.
· Инициированиевыполнения операций в компьютере. Компьютерная система может выполнятьнекоторые операции автоматически, причем их санкционирование не обязательнодокументируется, как это делается в неавтоматизированных системахбухгалтерского учета, поскольку сам факт принятия такой системы в эксплуатациюадминистрацией предполагает в неявном виде наличие соответствующих санкций.
В данном тексте будет рассмотрентакой элемент компьютерной системы, как прикладные программные средства.( Внашем случае — бухгалтерские программы )
На текущий моментрегиональный рынок представлен довольнобольшим количеством систем ведения бухгалтерского учета.
Вотлишь несколько из них, те которые былипредставлены на выставке «Бухгалтерия — 95» :
·
·
·
·
·
· АО «ОМЕГА»
·
·
В данном реферате будут кратко рассмотрены почти все продукты.
Подробно будут рассмотрены лишьдва из них. Это такие системы, как AUBI и 1С (для Windows).
1С- Как наиболее распространенный программный продукт.
AUBI- Как наиболее удобная система бухучета и возможности анализа.
СуперМенджер
Многовалютнаясистема, предназначенная для автоматизации бухгалтерского учета на предприятияхсложной структуры различных формсобственности.
Работав различных компьютерных сетях и на компьютерах IBM и Macintosh.
Системабухгалтерского учета позволяет оперировать следующими операциями:
·
·
·
·
·
·
·
Версиипрограмм для DOS, WINDOWS и Macintosh.
ИНФО — Бухгалтер
В любой момент для Вас готовы :
·
·
·
·
·
·
·
Вам достаточно ввестихозяйственные операции —
все остальноепрограмма сделает сама
ФОЛИО
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
Инфин — Бухгалтерия
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
ABACUS
ABACUS professional — Полныйкомплекс бухгалтерского учета.
Отличительные особенностикомплекса — функциональная полнота и комплексное решение всех задач учета.
Атакже :
·
·
·
·
·
·
·
1Cбухгалтерия
1. Назначение программы и основные принципы
Программа 1С: Бухгалтерия являетсяуниверсальной бухгалтерской программой и
предназначена для ведениясинтетического и аналитического бухгалтерского учета по
различным разделам.
Аналитический учет ведется пообъектам аналитического учета (субконто) в натуральном
и стоимостном выражениях.
Программа предоставляетвозможность ручного и автоматического ввода проводок. Все
проводки заносятся в журналопераций. При просмотре проводок в журнале операций их
можно ограничить произвольнымвременным интервалом, группировать и искать по
различным параметрам проводок.
Кроме журнала операций программаподдерживает несколько списков справочной
информации (справочников):
·
·
·
·
На основании введенных проводокможет быть выполнен расчет итогов. Итоги могут
выводиться за квартал, год, месяци за любой период, ограниченный двумя датами. Расчет
итогов может выполняться позапросу и одновременно с вводом проводок (в последнем
случае не требуется пересчет).
После расчета итогов программаформирует различные ведомости:
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
В программе существует режимформирования произвольных отчетов, позволяющий на некотором бухгалтерском языкеописать форму и содержание отчета, включая в него остатки и обороты по счетам ипо объектам аналитического учета. С помощью данного режима реализованы отчеты,предоставляемые в налоговые органы, кроме того данный режим используется длясоздания внутренних отчетов для анализа финансовой деятельности организации впроизвольной форме.
Кроме того программа имеет функциисохранения резервной копии информации и режим
сохранения в архиве текстовыхдокументов.
Основное окно и главное меню программы
После запуска программы выводитсяосновное окно и главное меню.
Главное меню программы состоит изследующих столбцов:
1. Операции: для обращения к Журналу операций, справочникам счетов,аналитики, констант, другим режимам и выхода из программы.
·
·
·
·
·
·
·
2. Действия: для выполненияопределенных действий над строками списков операций и справочников (ввод,корректировка, удаление и т.д.).
3. Отчеты: для обращения к функции расчета итогов и к функциямформирования различных ведомостей и отчетов.
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
4. Сервис: для установки параметров, выполнения служебных функцийпрограммы, сохранения и восстановления архивной копии информации, и т.д.
·
·
·
·
·
5. Окна: для выбора окон и различных действий с ними.
6. Помощь: для обращения к различным разделам помощи.
К конкретным функциям программыможно обратиться, выбрав соответствующий пункт меню, нажав определенную клавишуили выбрав мышью соответствующую иконку на панели иконок под главным меню.
В нижней части основного окнапрограммы при выборе из меню или выборе иконки
выводится полное наименованиевыбираемой функции.
Установкапараметров
Выбор данного пункта менюактивизирует окно, в котором устанавливаются параметры
работы программы:
— «Дата» устанавливает текущую дату, она используется привводе новых проводок.
— «Коды принтера» — устанавливает последовательность кодов,посылаемых на печатающее устройство, перед каждым документом. Данные кодыпредназначены для установки на принтере нужной ширины символов и высоты строкдля получения требуемых размеров документов. Коды символов вводятся вдесятичном виде через запятую. Например, для принтера типа Epson FX-80используется код 15;
— «Количество строк на странице» — используется дляпостраничного разбиения ведомостей. Если в параметре «количество строк встранице» задать 0, при формировании документов будет опущен символ«разделитель страниц». Это удобно при формировании документов толькодля просмотра или для печати на рулонной бумаге.
— «Номер рабочего места» — устанавливает номер рабочегоместа данного компьютера. Все проводки,вводимые в журнал операций будут иметь данный номер рабочего места. Впоследствии, он может быть использован для организации учета на несколькихрабочих местах с использованием режима переноса операций.
После изменения параметров для ихсохранения следует нажать клавишу Enter или выбрать кнопку «ОК», есливы хотите отказаться от изменений — нажмите «Esc» или выберите кнопку«Cancel».
Сохранениеданных
Данная функция предназначена длязаписи всей хранимой информации на дискеты и восстановление с дискет. Онаиспользуется для создания резервных копий на случай сбоев оборудования. Крометого, данные функции могут быть использованы для переноса информации с одногокомпьютера на другой.
Перед сохранением следует указатьимя диска и директории, в которую будут сохраняться данные.
Если вы сохраняете данные надискеты, перед началом данной функции следует подготовить одну или несколько (взависимости от объемов данных и емкости дискет) отформатированных чистыхдискет.
Дискеты поочередноустанавливаются в дисковод.
При сохранении данныхзаписывается вся информация по операциям, справочникам и установкам программы.
Для начала сохранения следуетнажать клавишу Enter или выбрать кнопку ОК. Для отказа от сохранения следуетнажать клавишу Esc или выбрать кнопку Cancel.
Главное назначение архивной копии- подстраховка от потери информации из-за поломки компьютера, перепадовнапряжения в электросети, вирусов. Архивную копию рекомендуется сохранятьежедневно (если Вы работали в этот день с программой) или после ввода данных вбольших объемах. Имеет смысл держать два варианта архивной копии: последний ипредпоследний. Например, сегодня Вы сохраните копию на дискете 1, завтра — надискете 2, а послезавтра — снова на дискете 1 и т.д. Это защитит Вас от потериинформации из-за некачественных дискет. Дискеты рекомендуется подписывать:номер дискеты, дата создания копии.
Типовыеоперации
Типовые операции предназначеныдля упрощения ввода проводок. Эту возможность целесообразно использовать, еслиВы часто проводите однотипные операции или делаете операции из несколькихпроводок. Кроме того, данный режим позволяет Вам передать часть работыоператору, не владеющему бухгалтерским учетом, настроив для него системутиповых операций.
Типовая операция является«сценарием» отражения в бухгалтерском учете определенногохозяйственного акта.
Работа с типовыми операциямивключает два этапа. Первый: задание (настройка) типовой операции. Второй:использование типовой операции для ввода проводок в журнал хозяйственныхопераций.
Каждая типовая операция состоитиз одной или нескольких проводок. Суммы проводок могут автоматическирассчитываться. При использовании типовых операций можно автоматически получатьпервичный документ.
Программа может быть полностьюнастроена бухгалтером на текущее законодательство и конкретные формы учета.
Aubi
1. Назначение программы и основные принципы
“АУБИ” – это зарегистрированное название интегрированнойпрограммной системы «Автоматизации Бухгалтерского Учета’ малых, средних и больших предприятий. Аббревиатура названиякомплекса “АУБИ” построена из ряда букв, входящих в приведенную выше фразу, заключенную в апострофы. Такимобразом сделана попытка отразить истинное предназначение программы.
“АУБИ” может быть с успехом использована для автоматизациибухгалтерского учета предприятий различного рода деятельности. Программный комплекс представляет одинаковый интерес как для торговых (коммерческих) структур, так и для производственных предприятий. Гибкая системапрограммы позволяет настраивать “АУ-БИ” на нужды конкретного пользователя. Приэтом бухгалтер каждого предприятия, исходя из своих собственных потребностей, имеет возможность сформироватьплан счетов; информационныесправочники, содержащие названия предприятий-партнеров и их банковские реквизиты; список материальноответственных лиц и т.д. В зависимости от специфики деятельности предприятия “АУБИ” позволяет вести учет следующих элементовбухгалтерского производства:
·
·
·
· кассовых операций – формирование приходных и расходных кассовых ордеров, ведениекассовой книги;
· требований и реестров;
·
·
· главной бухгалтерской книги;
· и оборотной ведомостей;
·
·
Журнал хозяйственных операций является для “АУБИ” поистинеосновной информационной базой, используя которую, программа способна формировать множество отчетных документов по синтетическому и аналитическому учету.Все сформированные “АУБИ” отчеты могут быть сохранены на жестком диске в виде ASKII файлов иливыведены непосредственно на принтер. Вслучае сохранения выходных форм на жестком диске пользователь имеет возможность просматривать, корректировать и выводить на печать вседокументы, используя для этого имеющиеся у него стандартные программныесредства (утилиты DOS, текстовые редакторы и т.д.).
Синтетическийучет
По мере ведения журналахозяйственных операций, в котором содержатся все проводки, отражающие деятельность предприятия, пользователь может получить залюбой промежуток времени следующиеотчетные формы по синтетическому учету:
·
·
·
·
·
Аналитическийучет.
Аналитический учет занимаетвесьма важное место в бухгалтерии достаточно большого числа предприятий. Вобщем случае полная конфигурация “АУБИ” в состоянии формировать за любой промежуток времени учетные ведомости по:
·
(счет 10);
·
(счет 12);
·
(счет 01);
·
(счет 02);
·
(счет 20,23,25,26,29…);
·
(счет 40,41…);
·
(счет 46);
·
(счет 60);
·
(счет 61);
·
(счет 62);
·
(счет 68,69,19…);
·
(счет 71);
·
(счет 76);
·
Если по роду деятельностипредприятия это не представляет для Вас интерес, можно просто не обращатьвнимание на то, что “АУБИ” может формировать большое количество отчетных документов. Пользуйтесь в программе только теми ееэлементами которые необходимы для Вашегопредприятия в данный момент, а об остальном не стоит беспокоиться.
Отметим, что “АУБИ” может поставляться вразличной комплектации. По желаниюпользователя в комплект поставки могут быть включены или изъяты различные элементы программы. К таким элементам программы могут быть отнесены различные учетные(аналитические) ведомости, банковскиеоперации, касса и некоторые другие.Совершенно очевидно, что описанные выше расширения функциональных возможностей“АУБИ” отражаются на стоимости пакета программ. Добавим, что пользователь самрешает быть ли ему простозарегистрированным пользователем и при этом обучаться работе с программойсамостоятельно по технической документации, либо за дополнительную плату пройти курс обучения по работе с “АУБИ” и пользоваться мощнойконсультативной поддержкой фирмы изготовителя или торговой аудиторской компании у которой приобреталась программа. Реквизиты фирмы изготовителяприводятся ниже:
Конфигуpация программногокомплекса опpеделяется совместно с заказчиком исходя из pеальных потребностейпредприятия.
Главное меню программы
После запуска программы выводитсяглавное меню.
Под «Главным меню»программного комплекса «АУБИ» будем понимать изображение на экране, которое появляетсяпосле того, как пользователь правильно набрал пароль для работы с программой.
Главное меню программы«АУБИ» представлено в виде ниспадающего меню, с автоматическим появлениемвсплывающих подменю.
Общие положения
Панель «Главное меню»можно разделить на несколько функциональных частей.
1. само Главное меню представлено совокупностью пунктов менюрасположенных в горизонтальном порядке в верхней части экрана и автоматически раскрывающихсяподменю(см. Рис.3.1).
2. Второе окно представляет собой обыкновенные электронные часы по которымпрограмма и Вы всегда сможете ориентироваться во времени. ДАТА и ВРЕМЯ показываемые в обсуждаемыхокнах соответствуют внутреннему календарю и часам компьютера.Если в системе компьютера установлена неправильная дата или время, то соответственно и впанели «Главное меню» часы и дата будут неверными. Изменить времяи дату можно с помощью специальных команд операционной системы DOS или непосредственно из программы АУБИ.
3. информационная строка. Этопожалуй самый большой помощник начинающего пользователя. В информационной строке всегда имеетсяподсказка на каком уровне программы Вы сейчас находитесь. Информационная подсказка, как правило расшифровывает и поясняет многиесокращения, используемые в качественазваний различных пунктов меню и показывает, что именно в данный момент программа от Вас ожидает.
4. подменю) между пунктами Главного меню и информационнойстрокой является основным функциональным полем экрана на котором появляются и исчезают всевозможные рабочие панели программы, а такжесообщения, предупреждения и т.д.
Главное меню содержит пять пунктов,расположенных в горизонтальном порядке.
Пункт главного меню «БАЗЫ»
«Базы» — это название первогопункта Главного меню. На экране компьютера этот пункт расположен первым слева в верхней строке. Активизировать упомянутый пункт меню можно с помощью клавиатуры(клавиши-стрелки), «Горячейклавиши» или с использованием манипулятора «Мышь».
При выборе пункта Главного меню сназванием {БАЗЫ} на экране автоматически появится соответствующееподменю с пунктами расположенными в вертикальном порядке. В подменю расположены названия различных баз данных, которые поддерживает программа«АУБИ». Ниже приведены базысодержащиеся в подменю с названием «Базы»:
·
·
·
·
·
· регистрации ПЛАТЕЖНЫХ ПОРУЧЕНИЙ.
· регистрации ПЛАТЕЖНЫХ ТРЕБОВАНИЙ- ПОРУЧЕНИЙ.
· регистрации ПРИХОДНЫХ КАССОВЫХ ОРДЕРОВ;
· регистрации РАСХОДНЫХ КАССОВЫХ ОРДЕРОВ;
· регистрации СЧЕТОВ на оплату.
· ДЕЛ. Записываются дела, а также дата и время когда об этих делах необходимосообщить.
· аналитического учета по каждому счету, используемыепри анализе деятельности предприятия.
Пункт главного меню «СПРАВОЧНИКИ»
«СПРАВОЧНИКИ» это название второго пункта Главного меню.
Активизировать этот пункт можно спомощью клавиатуры, «Горячихклавиш» {ALT}+{C} и манипулятора типа «Мышь».
Справочниками сейчас и в дальнейшем будемназывать специальные базы данных, содержащиеинформацию которую пользователь может подставлять автоматически как шаблон взаранее зарезервированные места наэкране в рабочих базах данных и отчетных документах.
При выборе пункта Главного меню«Справочники» на экране компьютера автоматически активизируется соответствующееподменю, в котором содержатся названия всех задействованных в «АУБИ»информационных справочников. Названиязадействованных в «АУБИ» справочников приводятся ниже:
· объектов предприятия.
·
·
· Материально — ответственных лиц.
· единиц измерения материалов, МБП, товаров и т.д.
·
· причин выбытия основных средств.
·
· операций и типовые проводки.
· МБП, товаров и др. ТМЦ.
· связаны хоз. операции.
·