Оглавление:
Введение
Основная часть:
Глава1. Организационно-функциональная структурагосударственного управления:
1.1. Целии принципы государственного управления
1.2. Системафункций, формы, методы и средства государственного управления
Глава 2. Структурагосударственного управления:
2.1. Характеристикаструктуры государственного управления
2.2. Характеристиказвеньев структуры государственного управления
Заключение
Список использованнойлитературы
Введение
Актуальность темы исследования.
Государственноеуправление на основе беспристрастной законодательно выверенной системы исовременных технологий является для России желаемой целью. Это весьма сложный ипротяженный во времени процесс. Он имеет много различных аспектов.
Один из них — развитиетеории государственного управления, способной не только дать научнообоснованную методологию изучения этого важнейшего вида социальнойдеятельности, но и определить верные ориентиры системной, последовательной,реалистичной реформы государственного аппарата и обеспечивающих его институтови механизмов.
В настоящее времяприходится констатировать, что мы имеем дело некоторым управленческим кризисом.Он приобрел всеобщий характер, задев основы управленческой вертикали,горизонтальных связей и информационных потоков.
Это нарушило принципыстимулирования, ответственности и дисциплины, четкого исполнения принятыхрешений, строгого контроля и санкций, государственно-административной этики икультуры.
Цели и задачи работы. Цель данной работы состоит врассмотрении структуры государственного управления.
Для достиженияпоставленной цели в работе решаются следующие частные задачи:
1. рассмотреть цели и принципы государственного управления;
2. рассмотреть систему функций, формы, методы и средства государственногоуправления.
3. дать характеристикуструктуры государственного управления;
4. датьхарактеристику звеньев структуры государственного управления.
Объектисследования – структурагосударственного управления.Предметом исследования являются общественные отношения, связанные с рассмотрениемструктуры государственного управления.
Глава1. Организационно-функциональная структурагосударственного управления
1.1. Цели и принципы государственного управления
Система государственного управления, как и всякоесоциально организованное образование, состоит из функционально объединенныхсвязями подсистем (элементов), которые обладают специфическими свойствами,благодаря чему и находят свое место в структуре организации.Организационно-функциональная структура государственного управленияпредставляет собой определенным образом организованный, функциональновзаимосвязанный состав системообразующих элементов (структурных частей):государственные институты, обеспечивающие функционирование системы управления,в их вертикальной и горизонтальной зависимости, в организационномвзаимодействии и соподчиненности. Она определяется факторамиорганизационно-функциональной устойчивости: подсистемами целей и принципов;разграничением компетенции, распределением функций и полномочий междусубъектами и объектами управления; подсистемами используемых форм, методов,средств и ресурсов управления[1].
Построение организационно-функциональнойструктуры управления начинается с определения его целей. Цель государственногоуправления заключается в создании оптимальных условий достижения определенногоуровня состояния общества и государства в соответствии с намеченнымиперспективами их развития.
Согласно ныне действующей Конституции РоссийскаяФедерация является социальным государством, политика которого направлена насоздание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека.Это главная, конституционно провозглашенная цель российского государства,магистральное направление его внутренней и внешней политики. В ней берет началодрево целей государственного управления, которое имеет четко выраженнуюиерархическую структуру в зависимости от масштабов, сложностей, приоритетностирешаемых государством задач.
При достижении главной цели обычно доминируетодин из двух способов: директивное управление или терминальное управление.Первый представляет собой систему жесткого программирования, второй -свободногопрограммирования движения к цели. Выбор путей представляет собой определениеобеспечивающих целей и в конечном счете может играть решающую роль в достижениизаданных целей. В ряде случаев система обеспечивающих целей превращается всамоцель, а государство и общество становятся ее заложниками, как это имеетместо при тиранических режимах[2].
По меререализации основных и обеспечивающих целей возникает огромное многообразиепобочных целей, призванных обеспечивать целостность, динамизм и надежнуюуправляемость государства как системы. Сформировать структуру целейгосударственного управления, расположить их в строго иерархическом порядке,проследить взаимосвязь между целями разного содержания, их логику и взаимнуюувязку при достижении основной цели позволяет прием, получивший название «древацелей».
Древо целей в государственномуправлении есть способ формирования структуры целей программы государственногоразвития, обеспечивающий взаимосвязь множества целей и подцелей разногосодержания (социальных, политических, экономических, духовных и т.д.), ихсогласование для достижения качественных изменений в заданном направлении.Древо целей имеет иерархическую структуру. В ней, по существу, представленаобщая стратегия государственного управления, что придает емусистемно-организованный характер.
Организационныецелигосударственного управления заключаются в создании системы функциональных иорганизационных структур, их институциализации, способной обеспечитьсоответствующее влияние субъекта управления на объект управления.
Поскольку государственное управление многообразнопо избранным целям и решаемым задачам, то наиболее существенные, специфические,объективно необходимые, устойчивые связи и отношения, присущие именно этомувиду управленческой деятельности, выявляются и находят должное обоснование взаложенных в ее основу принципах. Таким образом, принципы государственногоуправления — это фундаментальные, научно обоснованные и по большей частизаконодательно закрепленные положения, в соответствии с которыми строится ифункционирует система государственного управления. Отступление от того илииного принципа может вызвать серьезные сбои во всей системе. Социальныйорганизм изобилует таким количеством связей и отношений, что порой даже самоена первый взгляд незначительное отклонение или разрыв в какой либо цепочкевзаимоотношений влечет за собой цепную реакцию с непредсказуемыми последствиями[3].
Вотечественной и зарубежной науке существуют различные подходы к классификации исистематизациипринципов управления. С учетом специфики государственногоуправления можно выделить следующие подсистемы (блоки) принципов управления:общие (общесистемные), организационно-технологические, частные. Первые раскрываютсодержательную и общецелевую направленность управления, вторые — ееорганизационную и технологическую стороны, третьи касаются главным образомнепосредственного руководства деятельностью людей, участников управленческогопроцесса и исполнителей.
1.2.Система функций, формы, методы и средствагосударственного управления
В зависимостиот того, каковы целевые установки и на каких принципах государство ихреализует, выстраивается система функций, выбираются формы, методы и средства,через которые осуществляется государственное управление[4].
Реализацияцелей государственного управления осуществляется через систему функций, т.е.взаимосвязанную совокупность стандартизированных действий субъекта управления,нормативно регулируемых и контролируемых уполномоченными на то государственнымии социальными институтами.
Функциигосударственного управления реализуются, как правило, в известныхорганизационно-правовых формах. Следует иметь в виду, что сам термин «форма»имеет несколько значений: установленный образец чего-либо; внешний вид, внешниеочертания; способ существования какого-либо явления. Форма содержательна, онаорганизует содержание, придает ему законченность и стройность. В формах государственногоуправления компетенция государственных органов обретает свое предметноесодержание. Формы государственного управления — это отработанные практикойустойчивые способы фиксации функциональной организации и совокупностиоптимальных приемов и методов, с помощью которых субъектом управлениядостигаются поставленные цели.
В самом общемвиде формы государственного управления можно разделить на два блока: правовые иорганизационные. Правовые формы с точки зрения их содержания и механизмаприменения являются предметом права и подробно рассматриваются в курсе правовыхдисциплин. В организационных формах государственного управления реализуетсядеятельность государственных органов по руководству и управлению процессамисоциальных преобразований, осуществляемых в государстве и обществе.
Под методами государственного управленияпонимаются официальные способы властного воздействия государственных органов напроцессы общественного и государственного развития, на деятельностьгосударственных структур и конкретных должностных лиц в пределах их компетенциии в установленном порядке[5].
Средства государственного управления — этоинструментарий, набор конкретных и чаще всего овеществленных предметов,используемых в данном процессе. В государственном управлении средства могутбыть техническими (средства труда государственных служащих, электронные,космические), специальными (средства военные, правоохранительные, таможенного ипограничного контроля, обеспечения госбезопасности, денежной эмиссии,гражданской обороны, дипломатические), информационными и коммуникационными(средства правительственной связи и информации) и др.
Такимобразом, с помощью методов и средств государственного управления осуществляютсяфункции государственного управления, достигаются цели, которые ставит передсобой субъект государственного управления.
Глава 2. Структурагосударственного управления
2.1. Характеристикаструктуры государственного управления
Структура государственного управления включает в себясоответствующие органы управления.
Каждый из уровней управления — федеральный, региональный иместный — обладает своими органами власти. Государственная власть разделяетсяна законодательную, исполнительную и судебную.
Государственную власть осуществляют Президент РФ, Федеральноесобрание (Совет Федерации и Государственная Дума), Правительство РФ, суды,органы власти субъектов РФ.
Государство как организация публичной власти осуществляет ее,выполняя свои многообразные функции управления общественными процессами, спомощью образуемых в установленном порядке государственных органов. Ониявляются вспомогательными институтами государственной власти, проводниками еерешений, теми ее структурами, которые практически реализуют властные полномочияв соответствии с определенной им компетенцией.
Наиболее существенный признак государственных органов — наличиегосударственно-властных полномочий. Вместе с другими этот признак позволяетпровести четкое разграничение между государственными органами, являющимисяносителями государственной власти, и государственными организациями,учреждениями, предприятиями, а также негосударственными органами иорганизациями. Государственно-властные полномочиявыражаются вкомпетенции государственных органов и практически реализуются в принимаемых имивластно-управленческих решениях[6].
Они закрепляются в издаваемых государственными органами от именигосударства юридически обязательных нормативных и индивидуальных правовыхактах, а также находят свое отражение в конкретных действиях и предпринимаемыхмерах. Во исполнение принятых решений государственные органы осуществляютнаблюдение за неуклонным соблюдением требований, содержащихся в данных актах,обеспечивают защиту этих требований от нарушений путем применения разнообразныхмер воспитания, убеждения, разъяснения и поощрения, а в необходимых случаях игосударственного принуждения. Они совершают многие другие действия, имеющиеюридическое значение, например, выдают документы, удостоверяют юридическиефакты, регистрируют общественные объединения лицензируют виды деятельности ит.д.
Государственные органы в Российской Федерации составляют единуюсистему осуществления государственной власти. Такое единство определяетсяфедеративным устройством и государственной целостностью России (ч. 3 ст. 5Конституции РФ), что производно от полновластия народа, который, являясьносителем суверенитета и единственным источником государственной власти,осуществляет ее непосредственно, через органы государственной власти и местногосамоуправления (ч. 1, 2 ст. 3)[7]. ГражданеРоссии, реализуя свои права участия в управлении делами государства, могутвлиять на формирование государственных органов через выборы и своихпредставителей. Под структурой государственных органов в Российской Федерации понимаетсясовокупность ее федеральных, региональных (субъектов федерации) и местных органовгосударственной власти.
При этом система органов местного самоуправления образуетсамостоятельную совокупность органов, которые не относятся к органамгосударственной власти. Однако органы местного самоуправления обладаютвластными полномочиями. Но они не носят государственного характера и, в отличиеот государственно-властных полномочий, не осуществляются от имени РоссийскойФедерации[8].
В Российской Федерации единство системы государственных органовобеспечивается наряду с разграничением предметов ведения и полномочий междуфедеральными органами государственной власти и органами государственной властисубъектов федерации. Оно проявляется также и в том, что все органы этой системыдействуют совместно, находятся в тесной взаимосвязи и взаимозависимости.Целостность государственного управления обеспечивается и поддерживается за счетскоординированной и сложенной работы организационных структур государственногоаппарата разного уровня. Существующая между органами государственной властитесная организационно-правовая взаимосвязь характеризуется тем, что одни органыизбираются, назначаются или формируются другими органами, одни из них руководятдругими, одни подотчетны и ответственны, подконтрольны и подчинены другим[9].
К ведению Российской Федерации п. «г» ст. 71 Конституции РФотносит «установление системы федеральных органов законодательной,исполнительной и судебной власти, порядка их организации и деятельности;формирование федеральных органов государственной власти»[10].По сути, в данной статье речь идет о системе федеральных органов, относящихсяко всем названным ветвям государственной власти в их единстве и взаимодействии.
Конституция России (ч. 1 ст. 11) прямо называет федеральныеорганы, которые входят в эту единую систему. Согласно указанной нормегосударственную власть на федеральном уровне осуществляют Президент РФ,Федеральное Собрание (Совет Федерации и Государственная Дума), ПравительствоРФ, суды Российской Федерации. Статья 71 (п. «г») Конституции РФ исходит извнутреннего органического единства системы федеральных органов государственнойвласти, закрепленного положением ч. 1 ст. 3, согласно которой носителемсуверенитета и единственным источником власти в Российской Федерации являетсяее многонациональный народ.
Те же положения нашли свое отражение в ч. 3 ст. 5, провозглашающейединство системы государственной власти в качестве одной из основгосударственного устройства Российской Федерации. Особенности же правовогорегулирования организации и деятельности федеральных органов, относящихся к тойили иной ветви государственной власти, закрепляются другими положениямиКонституции РФ (гл. 4 «Президент Российской Федерации», гл. 5 «ФедеральноеСобрание», гл. 6 «Правительство Российской федерации», гл. 7 «Судебная власть»)и конкретизируются в ряде федеральных конституционных законов.
Таким образом, под структуройфедеральных органовзаконодательной,исполнительной и судебной власти, установление которой отнесено к ведениюРоссийской Федерации (п. «г» ст. 71), следует понимать единство взаимосвязанныхфедеральных органов различных ветвей государственной власти, которое, исходя изразграничения полномочий при осуществлении законодательных, исполнительных исудебных функций, обеспечивает баланс этих властей, систему взаимных сдержек ипротивовесов. В системе, структуре и процедурах деятельности органовзаконодательной, исполнительной и судебной власти отражена федеративная природасовременной России[11].
Особенность системы государственных органов России заключается втом, что отдельные ее составные части (совокупность органов) сами образуютсистемы органов, являясь тем самым подсистемами единой системы[12].Однако элементы (объекты) этой системы неоднородны: Федеральное Собраниеявляется, условно говоря, конечным объектом, не образующим своей собственнойсистемы и структурно состоящим из двух элементов — палат; Правительство Россиикак совокупный орган исполнительной власти образует систему федеральных органовисполнительной власти; федеральные суды, имеют свою систему — КонституционныйСуд как конечный субъект этой системы и две подсистемы: систему федеральныхсудов общей юрисдикции с подсистемами общих и военных судов (могут создаватьсяи иные специализированные суды), замыкающуюся на Верховном Суде РФ, и системуфедеральных арбитражных судов с Высшим Арбитражным Судом РФ.
Система органов государственной власти субъектов РоссийскойФедерации: республик,краев, областей, городов федерального значения, автономной области, автономныхокругов, как гласит ч. 1 ст. 77 Конституции РФ, создается ими самостоятельно всоответствии с основами конституционного строя и общими принципами организациипредставительных, и исполнительных органов государственной власти.
Систему органов местного управления составляют государственные органы,организованные по территориальному или функционально-отраслевому принципам,осуществляющие управленческую деятельность посредством структурныхподразделений в административных границах конкретной территории[13].К ним относятся территориальные органы юстиции, внутренних дел, финансовые,сельского хозяйства, архитектуры и строительства, по управлению государственнымимуществом, по промышленности, торговле земельным ресурсам и землеустройству,транспорту и связи, образованию, здравоохранению, культуре и др. Также сюдаможно отнести налоговую инспекцию, военные комиссариаты, управления статистики,миграционную службу, управления безопасности, чрезвычайных ситуаций,гражданской обороны, санитарно-эпидемиологического надзора, гидрометслужбы ит.п.
Под структурой государственного органа понимаются его внутреннееустройство, порядок расположения составляющих его звеньев, подразделений, ихсоотношение, подчиненные выполняемым функциям, объему полномочий и компетенции,исходящими из общей компетенции и предмета ведения данного органа.Организационная структура государственного органа может быть довольно простой(прокурор района) или весьма сложной (двухуровневая структура парламента). Чемвыше положение органа в вертикальной иерархии, тем, как правило, сложнее егоструктура.
Она находит свое отражение в штатном расписании, гдедетализируется полное наименование структурных подразделений, учрежденныхдолжностей с их классификацией и предусмотренным обеспечением. В состав каждогогосударственного органа входят лица, являющиеся непосредственными носителями иисполнителями государственно-властных полномочий, а также лица, обеспечивающиеисполнение как полномочий таких лиц, так и полномочий собственно государственныхорганов. В составе государственных органов есть и технический аппарат(вспомогательно-обслуживающий персонал).
Организационнаяструктура государственного управления заключает в себе определенный состав,организацию и устойчивую взаимосвязь человеческих ресурсов, технических идругих средств, выделяемых и затрачиваемых обществом на формирование иреализацию государственных управляющих воздействий[14].
Государственноеуправление является повседневным и оперативным видом деятельности,осуществляется специально уполномоченными на то субъектами управления в объемеи порядке, определенном законом. В процессе государственного управления этиспециальные субъекты реализуют по предметам ведения и в объеме своейкомпетенции внутренние и внешние функции государства не только в рамкахисполнительной власти, но и в законодательной, судебной и прокурорской сфередеятельности.
2.2.Характеристика звеньев структуры государственного управления
ПрезидентРФ — глава государства,гарант Конституции, прав и свобод человека. Он обеспечивает согласованноефункционирование и взаимодействие органов государственной власти, определяетосновные направления внутренней и внешней политики государства. Юридически онне входит ни в систему законодательной, ни исполнительной власти. Он назначаетвысших должностных лиц государства (с согласия Государственной Думы), в томчисле Председателя Правительства РФ, федеральных министров, назначает выборы вГосударственную Думу, референдумы, утверждает федеральные законы, издает указыи распоряжения, занимает пост Верховного Главнокомандующего.
Аппаратомдля осуществления функций главы государства служит Администрация Президента РФ.Она действует на правах государственного органа управления, обслуживает икурирует федеральный уровень управления, взаимодействует с регионами,контролирует выполнение указов Президента РФ, проводит политику Президента РФ.Администрация Президента РФ во многом дублирует функции правительства.
НепосредственноПрезиденту РФ кроме Правительства РФ и Администрации Президента РФ подчиняется СоветБезопасности, осуществляющий подготовку решений Президента РФ по вопросамобеспечения жизненно важных интересов личности, общества, защиты государства отвнешних и внутренних угроз[15].
Многиеорганы федеральной власти имеют свои представительства в регионах (прокуратура,органы внутренних дел, налоговая служба, таможенная служба, статистическиеорганы и др.). Координирует деятельность федеральных органов исполнительнойвласти на местах, их взаимодействие с органами власти субъектов федерации Полномочныйпредставитель Президента РФ в федеральном округе.
Представительными законодательным органом РФ является постоянно действующее ФедеральноеСобрание, состоящее из двух палат — Совета Федерации и Государственной Думы. СоветФедерации образуют по два представителя субъекта РФ (по одному отпредставительного и исполнительного органа). Государственная Дума избирается всоставе 450 человек на четыре года.
Парламентизбирается на основе избирательного права.
ФедеральноеСобрание — парламент РФ — призван выражать волю народа и создаватьзаконодательную базу правового государства. Главным критерием эффективностиработы парламента служат качество и своевременность принятия законов.
Дляосуществления контроля за исполнением федерального бюджета парламент образует Счетнуюпалату.
Всистему федеральных исполнительных органов власти входят:
1)Правительство РФ, состоящее из Председателя Правительства РФ, заместителейПредседателя, федеральных министров;
2)министерства РФ;
3)другие органы исполнительной власти: Центральный банк РФ, налоговая, таможеннаяслужбы, агентства, комиссии и др.
Правительстворазрабатывает и представляет в Государственную Думу бюджет, обеспечивает егоисполнение, проведение единой политики в области финансово-денежных, кредитныхотношений, культуры, образования, здравоохранения, осуществляет меры поуправлению федеральной собственностью, координирует деятельность федеральныхорганов исполнительной власти, взаимодействует с законодательной властью[16].
Опытразвитых стран показывает, что оптимальное количество министерств не превышает12–15. Из них обязательны министерство финансов, министерство иностранных дел,обороны, внутренних дел, здравоохранения, а остальные зависят от спецификистраны и национальных традиций. Россия унаследовала от СССР громоздкуюструктуру государственного управления. В бывшем Советском Союзе насчитывалось143 министерства и ведомства. После распада СССР в России первоначально было 43министерства. С тех пор идет постоянный процесс реорганизации исполнительныхорганов власти — так называемая административная реформа. На деле министерства стремятсяк размножению, затем начинаются поиски возможности их сокращения — и так покругу. После последней реорганизации к началу 2001 г. насчитывалось 58 министерств и приравненных к ним ведомств[17].
Мировойопыт показывает, что министерства создаются по функциональному признаку. В Россиивсе иначе: есть министерство транспорта и министерство путей сообщения,министерство топлива и энергии и министерство атомной энергетики, министерствообороны, агентство по боеприпасам и агентство по обычным вооружениям. Такоеположение мало способствует эффективной работе исполнительных органов власти,поскольку не обеспечивается системный, комплексный подход к развитию единых посути комплексов, и в работе министерств неизбежно происходят дублирование инесогласованность.
Перманентнаяреорганизация, которая часто ведет только к смене названия, ничего кроме затратна изменения не приносит. Проведение административной реформы поручено самойадминистративной системе, и наивно ожидать, что она сама станет себя сокращать.
Всубъектах РФ система органов государственного управления формируется самостоятельнов соответствии с основами конституционного строя. Органы государственной властифункционируют в соответствии с Федеральным законом от 6.10.1999 г. № 184ФЗ «Обобщих принципах организации законодательных и исполнительных органов властисубъектов Российской Федерации»[18].
Законодательныйорган государственной власти представляет собой постоянно действующий выборныйорган власти субъектов РФ. Его наименование, структура, численностьдепутатского корпуса устанавливаются конституцией (в республиках) или уставом (вкраях и областях) субъекта РФ.
Законодательныйорган принимает конституцию (устав), законы субъекта РФ и поправки к ним,утверждает бюджет субъекта РФ и отчет о его исполнении, устанавливает налоги исборы, относящиеся к компетенции субъекта РФ, порядок управления региональнойсобственностью, административно-территориальное устройство и схему управлениясубъектом РФ. Принятые законодательным органом законы направляются наутверждение высшему должностному лицу — главе администрации области.
Полномочиязаконодательного органа могут быть прекращены досрочно в случаях:
· принятия решенияо самороспуске;
· по решениювысшего должностного лица субъекта РФ;
· решения суда онеправомочности данного состава.
Системуорганов исполнительной власти возглавляет высшее должностное лицо, котороеизбиралось населением на срок не более пяти лет и не могло избираться болеедвух сроков подряд. В соответствии с принятыми в последнее время в системе формированияисполнительной власти субъектов РФ законодательными документами главаадминистрации избирается законодательной властью субъектов федерации попредложению кандидатуры Президентом РФ.
Высшийисполнительный орган субъекта РФ обеспечивает исполнение нормативно-правовыхактов России и субъекта РФ.
Структуравысшего исполнительного органа определяется уставом или конституцией субъектаРФ. Этот орган разрабатывает и осуществляет меры по комплексному социально-экономическомуразвитию субъекта РФ, разрабатывает проекты бюджета, программы развития,обеспечивает исполнение бюджета и программ, управляет и распоряжаетсясобственностью субъекта РФ, заключает договоры о разграничении предметовведения и полномочий, формирует исполнительные органы субъекта[19].
Федеративнымдоговором установлены предметы ведения и полномочия федеральных и региональныхорганов власти.
Основныеполномочия центра включают вопросы общегосударственного значения:
· принятие иизменение Конституции РФ и федеральных законов, контроль за их соблюдением;
· защиту прав исвобод человека;
· управлениефедеральной собственностью и организацию федеральной власти;
· разработкуобщенациональной стратегии социального и экономического развития РоссийскойФедерации, основанной на учете целей социального развития, ресурсныхвозможностей страны, состояния внутреннего рынка и возможности эффективногоучастия в мирохозяйственных связях;
· организациюфункционирования финансовой, кредитной и денежной систем, валютное и таможенноерегулирование, ценовую политику;
· регулированиедеятельности федеральных энергетических и транспортных систем;
· внешнюю политику,оборону и безопасность;
· судоустройство,прокуратуру, метеослужбу, официальную статистику.
Всовместном ведении федерального и регионального уровней находятся следующиевопросы:
· обеспечениясоответствия конституций и законов субъектов РФ законам и Конституции РФ;
· защиты прав исвобод человека, режима пограничных зон;
· владения,пользования и распоряжения землей, недрами и другими природными ресурсами;
· разграничениясобственности, общих принципов налогообложения;
· образования,здравоохранения, науки, культуры, социальной защиты, другие вопросы.
Кполномочиям субъектов РФ относятся:
· разработка иреализация планов и программ социально экономического развития;
· разработка иисполнение бюджета;
· пространственноеразвитие территории;
· формирование иреализация программ внешнеэкономической деятельности;
· заключениесоглашений в области внешнеторговых соглашений;
· содержаниепредставительств за рубежом;
· управлениерегиональной собственностью[20].
КонституциейРФ населению предоставлено право на местное самоуправление, представляющеесобой основу демократического строя, важнейший элемент гражданского общества.
Местноесамоуправление означает возможность участия граждан в управлении и принятиирешений по вопросам местного значения, определяющим условия жизнедеятельностилюдей.
Местноесамоуправление не относится к системе государственного управления, ногосударство и субъекты РФ создают условия и предпосылки для формирования егосистемы.
Компетенцияместного самоуправления устанавливается по принципу возложения на него такогообъема полномочий, который оно в состоянии выполнить. Структура местногосамоуправления определяется населением самостоятельно. Основными отличиямиместного самоуправления служат выборность органов, наличие необходимыхполномочий, финансовых возможностей для их реализации.
Государственнаявласть регулирует все сферы деятельности местного самоуправления черезфедеральные законы и законы субъектов РФ, которые и определяют границысамостоятельности местного самоуправления.
Объектомместного самоуправления служат муниципальные образования (города, районы,сельские округа и др.). Местное самоуправление находится в стадии становления.Подготовлен проект нового закона об общих принципах местного самоуправления.Однако практической реализации принципов местного самоуправления мешаетповсеместная дотационность муниципальных образований и их сильная зависимостьот дотаций субъекта РФ.
Системаформ и методов государственного управления призвана стимулировать хозяйственнуюдеятельность, поддерживать необходимые пропорции процесса общественноговоспроизводства с целью поступательного социального развития общества.
ПредставителиКейнсианской школы считают, что государство должно играть самую активную роль вуправлении развитием экономики путем интенсивной денежно-кредитной, налоговойполитики, контроля за ценами, поощрения инвестиций, занятости, загрузкипроизводственных мощностей, переноса налогового бремени на зажиточные слоиобщества.
Сторонникишколы монетаризма против чрезмерного вмешательства государства в управлениеэкономикой: они исходят из того, что рынок саморегулируется, что приводит кравновесию.
Моделиуправления в различных странах представляют, как правило, комбинацию принциповобеих школ.
Похарактеру воздействия на социально-экономические процессы можно датьклассификацию методов управления.
1. Прямые икосвенные методы управления.
Формыпрямого воздействия — разработка планов и прогнозов, бюджетное финансирование,размещение государственных заказов, предоставление субвенций. Формы косвенноговоздействия — создание условий для привлечения инвестиций, компенсациядополнительных затрат, предоставление налоговых льгот, введениедифференцированных норм амортизации, регулирование цен на продукцию госсектора.
2. Административныеи экономические методы управления.
Административныеметоды проявляются в форме принятия прямых распоряжений, установления правил,организации контроля и надзора (определение условий и правил приватизации, определениеобъектов приватизации, развитие инфраструктуры, установление порядкалицензирования, регистрации коммерческих структур, определение правилпользования природными ресурсами)[21].
Сущностьэкономических методов заключается в косвенном управлении путем воздействия наэкономические интересы объектов управления с помощью таких инструментов, какналоги, кредиты, цены, тарифы. Экономические методы основаны на использованиисистемы стимулов, предусматривающих экономическую заинтересованность.
Заключение
Итак, мы рассмотрели цели и принципы государственного управления, систему функций, формы, методы и средства государственногоуправления, дали характеристику структуры государственного управления, атакже характеристику звеньев структуры государственного управления.
Из всеговышеизложенного можно сделать следующие выводы.
Для начала 1990-х гг. принятие такой Конституциибыло весьма большим шагом вперед, но построенная на основании ее положений структурауправления ввиду компромиссного характера самой Конституции несла в себезначительные противоречие и недоработки.
Так, например, Конституция Российской Федерацииодновременно провозглашает и принцип единства исполнительной власти (п. 3 ст.5), и принцип независимости органов власти (в том числе и исполнительных)субъектов Федерации (ст. 73; п. 4 — 6 ст. 76; п. 1 ст. 77). Подобная коллизиясделала возможной неоднозначную трактовку Конституции по вопросу о том,насколько детально должно устанавливать федеральное законодательство«общие принципы организации представительных и исполнительных органов государственнойвласти».
Наиболее актуальными проблемамисовершенствования деятельности государственных органов в Российской Федерацииявляются: правовое обеспечение реальной самостоятельности органовзаконодательной, исполнительной и судебной власти, организации ихвзаимодействия между собой; поиск оптимальных организационно-правовых формразграничения предметов ведения и полномочий различных государственных органов.Для действенности органов государственной власти актуален вопрос об оптимизациираспределения властно-управленческих функций внутри государственного аппарата,а точнее между государственными органами различных ветвей власти и видовгосударственной деятельности.
Список использованнойлитературы:
Нормативные правовыеакты:
1. Конституция РФ от12.12.1993г. Российская газета, № 237, 25.12.1993.
2. Федеральнымзаконом от 6.10.1999 г. № 184ФЗ «Об общих принципах организации законодательныхи исполнительных органов власти субъектов Российской Федерации» (ред. от29.03.2008) // «Собрание законодательства РФ», 18.10.1999, № 42, ст.5005.
Литература:
1. Атаманчук Г.В.Управление. Сущность, ценность, эффективность. М., 2006. С. 544.
2. Барциц И. Н.Реформа государственного управления в России. Правовой аспект. М., 2008. С.512.
3. Добрынин Н.М.Реформа государственного управления как необходимое условие становления новогороссийского федерализма: теория и практика // «Конституционное имуниципальное право», 2005, № 6.
4. Историягосударственного управления России. М., 2007. С. 320.
5. Маршалова А. С. Системагосударственного и муниципального управления. М., 2008. С. 128.
6. Основы органовгосударственной власти России. М., 2008. С. 352.
7. Охотский Е. В.Государственное управление в современной России. М., 2008. С. 548.
8. Повышениеэффективности деятельности органов государственной власти. М., 2005. С. 180.
9. Радченко А. И.Основы государственного и муниципального управления. Системный подход. М.,2007. С. 508.
10. Чурсина Е. В.Разграничение полномочий между органами государственной власти Российской Федерациии ее субъектов по предметам совместного ведения. М., 2006. С. 208.
11. Шамхалов Ф.Основы теории государственного управления. М., 2003. С. 518.
12. Щепетев В. И.История государственного управления в России. М., 2004. С. 592.
13. Энциклопедия государственногоуправления в России (комплект из 2 книг). М., 2008. С. 1072.
14. Энциклопедиягосударственного управления в России. В 4 томах. Том 4. П-С. М., 2006. С. 304.