Тема покаяния в вечернем и утреннем правиле

ПРАВОСЛАВНЫЙ СВЯТО–ТИХОНОВСКИЙ ГУМАНИТАРНЫЙ УНИВЕРСИТЕТБОГОСЛОВСКИЙ ФАКУЛЬТЕТ
ПРЕДМЕТ:ЭТИКА И АКСИОЛОГИЯ В РЕЛИГИИ
СОЧИНЕНИЕ:ТЕМА ПОКАЯНИЯ В ВЕЧЕРНЕМ И УТРЕННЕМ ПРАВИЛЕ418 ГРУППА
КРАМАРЕНКО Ю.Я.МОСКВА
2005ПЛАН СОЧИНЕНИЯ
1.          О ПОКАЯНИИ И МОЛИТВЕ
2.          ТЕМА ПОКАЯНИЯ В ВЕЧЕРНЕМ И УТРЕННЕМ ПРАВИЛЕ ПРАВОСЛАВНОГО МИРЯНИНА
2.1.    ПОДХОД  К рассмотрению ТЕМЫ ПОКАЯНИЯ
2.2.    ТЕМА ПОКАЯНИЯ В ВЕЧЕРНЕМ ПРАВИЛЕ
2.3.    ТЕМА ПОКАЯНИЯ В УТРЕННЕМ ПРАВИЛЕ
3.          ВЫВОДЫ
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
ПРИЛОЖЕНИЯ
«Моли Бога, чтоб даровалостаток земной жизни
 провести в покаянии, это великий дар Божий,
 дар вечный, как имеющий решительное
 влияние на нашу судьбу в вечности».
свт. Игнатий (Брянчанинов)
1.    О ПОКАЯНИИ И МОЛИТВЕ
Согрешили перед Господом и апостол Петр, и ИудаИскариот, первый – своим троекратным отречением от Господа нашего Иисуса Христа(Мф. 26: 69–75;           Мк. 14: 66–72;Лк. 22: 56–62; Ин. 18: 15–18, 25–27), второй – тем, что предал Его  (Мф. 26: 14–16, 48, 49; Мк. 14: 10, 11, 44,45; Лк. 22: 3–6, 47). Оба они раскаялись в содеянном. Однако раскаяние ИудыИскариота привело его к самоубийству         (Мф. 27: 3–8; Деян. 1: 18, 19) – он так и не смог переступить через своюгордыню и принести покаяние перед Господом, а покаявшемуся Петру Иисус Христосповелел: «Паси овец Моих» (Ин. 21: 15–17). 
Следовательно, из–за отсутствия покаяния гибнетчеловек (Лк. 13: 5). Тогда со всей очевидностью становятся понятными призывыИоанна Крестителя к покаянию (Мф. 3: 2, 8; Лк. 3: 8), суть его крещения в водев покаяние для прощения грехов   (Мф. 3:11; Мк. 1: 4;  Лк. 3: 3), и первая темапроповеди Господа – тема покаяния   (Мф.4: 17; Мк. 1: 15).
Но каким образом приносить покаяние? Священное Писаниедает нам однозначный ответ – в молитвенном обращении к Господу и яркий примертакого молитвенного покаяния явлен нам благоразумным разбойником (Лк. 23: 42).Некоторые мысли ряда святых отцов Церкви о молитве приведены в Прил. 1, а опокаянии – в Прил. 2.
Оставляя за скобками анализ приведенных в Приложенияхсуждений, отметим только, что из данных изречений со всей очевидностью следует,что в молитвенном обращении к Господу должна принимать участие не только нашамысль, наш ум, но главным образом наши чувства, наше сердце.
Профессор Московской Духовной Академии Е.К. Скурат,обобщая христианское учение о молитве, отмечает, что молитва относится к числутаинственных явлений духовной жизни человека, отсюда автор делает вывод оневозможности точного ее определения и указания всех ее видов [13].
Русский православный богослов ифилософ М.В. Лодыженский указывает на три главные элемента молитвы [7], которые кратко могут быть сформулированы как:
§   мысли и представления о Боге как Вседержителе, о Егосвойствах, о счастье ощущать Бога и стремлении созерцать Его Божественнуюкрасоту;
§   мысли о своем несовершенстве, т.е. стремлении кчувству смирения и раскаяния через воспоминание о своих соделанных делом,словом или помышлением грехах;
§   обращение к Богу с мольбой помочь в борьбе сострастями, помочь в укреплении решимости не повторять грехопадений.
При этом автор акцентирует внимание на неотъемлемостисовмещения в молитве акта христианского покаяния и упражнения в смирении[7].
О связи покаяния и молитвы замечательно говоритафонский старец Паисий: «Брат мой, в своей молитве не ищи ничего, кромепокаяния. Покаяние принесет тебе смирение, смирение принесет тебе благодатьБожию и ты будешь пребывать в ней. И чего бы ты ни попросил для своего спасенияили для пользы других, то даст тебе Бог» [8, с. 16].
Духовник Свято–Успенской Пюхтицкой обители иеромонах Петр (Серегин)  (1895 –1982г.г.) так описывает необходимость совершения молитвенного правила: «Молитвенноеправило надо совершать … для того, чтобы покаянием извергнуть из себя неправду,отраву греховную и причаститься животворящей благодати Божией»[9].
Но почему именно утром и вечером требуется совершатьмолитвенное правило? Ответ на этот вопрос мы находим в Евангелии (Мф. 14: 23;Мк. 1: 35; 6: 46) – так молился Господь наш Иисус Христос. Утром, вполдень, вечером, в полночь и вообще ночью молился и ветхозаветный псалмопевецсвятой Давид (Пс. 54: 18;  6: 7; 118:62). Также дополнительное обоснование мы можем найти в контекстевысказывания свт. Игнатия (Брянчанинова) о смысле покаяния: «Отвергните от себя не только явные грехи –убийство, грабительство, блуд, клевету, ложь, но ипагубные развлечения, и наслаждения плотские, и мечтания преступные, ипомышления беззаконные – все, все, воспрещаемое Евангелием. Прежнюю и греховнуюжизнь омойте слезами искреннего раскаяния» [4]. Именно так мы, христиане,должны вести себя на границе дня и ночи: вечером готовясь с чистым сердцем квстрече с Женихом, а утром – с открытым сердцем к принятию воли Господа на деньгрядущий.
Иеромонах Петр (Серегин) дает началу утреннегомолитвенного правила «…восстав от сна, рцы» [6, с.289] следующийкомментарий: «Это мудрое наставление дано для того, чтобы молитва утверждалась в душе, ещене обремененной житейскими попечениями … т.к. от греховного сердца рождаютсятакие же и мысли, пресекающие молитву»[10]. Он также говорит,что для того, чтобы «иметь доброе настроение на весь день», необходимо вечеромусерднее молиться и как можно дольше хранить «утреннее целомудрие сердца».
Итак, молитвенные правила удерживает молящегосяв спасительном покаянии и смирении, учит его непрестанному самоосуждению,питает христианина умилением, «укрепляя надеждой на Всеблагого иВсемилосердного Бога, увеселяя миром Христовым, любовью к Богу и ближним» [4].Подытожитьсказанное можно образным высказыванием прп. Ефрема Сирина: «Если одежды твоинечисты, легко тебе омыть их слезами очей своих … восстань и молитвою очистиодежды свои. Молитва есть матерь грешных, слезами исцеляет она язвы их и делаетих здравыми, как врач» [3].
2.        ТЕМА ПОКАЯНИЯ В ВЕЧЕРНЕМ И УТРЕННЕМ ПРАВИЛЕ
ПРАВОСЛАВНОГОМИРЯНИНА
2.1.   ПОДХОД  К рассмотрениюТЕМЫ ПОКАЯНИЯ
Святые отцы Церкви подразделяют состояние естества человеческого наестественное, т.е. состояние по сотворении; нижеестественное, т.е. состояние попадении и сверхъестественное, т.е. состояние по искуплении.
Нас, разумеется, в первую очередь интересует состояние по искуплении,т.е. состояние после Крещения. Это состояние свт. Василий Великий определяеттак: «Через Крещение крещаемый изменяется в уме, в слове и деле и, по даннойему силе, делается тем же, что Родивший его» [18].
Однако, как подчеркивает свт. Игнатий (Брянчанинов), для большинствахристиан эти изменения остаются до времени неизвестными, поскольку оникрестились в младенчестве, «… с детства предавались занятиям, принадлежащимпреходящему миру и падшему естеству» [5, с. 364].
Естественным же отношением частей человеческой природы являетсяподчинение тела душе, души духу, дух же погружен в Бога. При этом сила духа наддушой зависит от соприсущего ему Божества, сила же души над телом – от обладающегоею духа.
При отпадении человека от Бога дух потерял свою силу иподчинился душе, душа, не возвышенная духом, подчинилась телу. Человек изобласти духовного снизошел в область чувственного. Такое состояние исоотношение составных частей существа человеческого свт. Феофан Затворниксравнивает со зрительной трубой, когда ее части вдвинуты одна в другую [15].
Священное Писание как Ветхого, так и Нового Заветаприписывает все зло преобладанию плоти, преданности человека ей (Быт. 6: 3; Пс.48: 13; Гал. 6: 8;                   Рим.7: 5;  8: 5 – 8; Еф. 2: 3; 2Пет. 2: 10;Иуд. 19). Аналогичным образом порицается и душевность человека, не принявшегоблагодати Божией или потерявшего ее             (1 Кор. 2: 14; Иак. 3: 15). «Слова: душевный, земной, не Божий,однозначительны…», – замечает свт. Феофан Затворник [15, с. 192]. Такимобразом, для человека мертвящая сила греха состоит в:
§  отчуждении его от жизни Божией (Еф. 2: 12; 4: 18);
§  расстройстве гармонии во взаимодействии сил егоприроды, в делании мертвых дел   (Евр. 6:1; 9: 14);
§  отравлении души и тела и, как следствие, в получениивечной смерти (Быт. 3: 19).
Путь исправления, восстановления гармонии в естествечастей человеческих, по мысли святых отцов [5, 15, 18], следующий. Приняв словодо разделения души и духа (Евр. 4: 12), человек должен взять свою душу ипринести ее в жертву Богу            (Мф. 10: 39), удалиться от похотей (1 Пет. 2: 11), подчинить душуспасительному слову (Иак. 1:21), и таким образом преобразовать ее всю, назидаяее духом через веру и послушание истине (1 Пет. 1: 22; Иуд. 1: 20), приучить еепредавать себя в благотворение (1 Пет. 4: 19). Работая Богу всею душою (Еф. 6:6; Мф. 22: 37), человек обретает покой своей душе (Мф. 11: 29), достигая вероюспасение для нее (1 Пет.1: 9). Следовательно, у такого человека духовнаясоставляющая совершенно поглощает жизнь плотскую и душевную. Однако собственноисправление, восстановление гармонии в естестве частей и сил человеческихневозможно начать без принесения покаяния Господу в ежедневном молитвенномстоянии перед Ним [1 – 5, 12, 15].       В структуре же самого ежедневного покаяния протоирей Владислав Свешниковвыделяет:
§   искание милости Божией;
§   понимание своего преступления, вины и некойнеизбежности нечистой жизни;
§   стремление очиститься от греховного прошлого иполучить сверхъестественные силы на будущее;
§   обещание приложить старания, чтобы не грешить впредь;
§   ощущение обновления [1].
Итак, из сказанного в параграфе можно выделить тринаправления для исследования темы покаяния в утреннем и вечернем правиле:
1.      Покаянное обращение христианина к Господу о прощениигрехов, об очищении и избавлении его от мертвящей силы греха.
2.      Покаянная молитва к Господу нашему Иисусу Христу овосстановлении должного состояния и потерянной взаимопомощи сил естества человеческогои, прежде всего, сердца, разума и воли. 
3.      Покаянное взывание к помощи Божией в исправлении,восстановлении гармонии в естестве частей человеческих, в принятии истинногосостояния частей человеческого существа – совершенного духа, души и тела.  
2.2.  ТЕМА ПОКАЯНИЯ В ВЕЧЕРНЕМ ПРАВИЛЕ
«Разве двери покаяния туги иразве самим нам не отворить их себе?», – вопрошает протоиерей Родион Путятин исам отвечает: «Действительно, туги они иногда для нас бывают, и самим нам, безпомощи Божией, никак не отворить их» [12].
Молитвы вечернего и утреннего правил содействуют в«отворении дверей покаяния», помогают нам вспомнить о грехах наших, покаяться вних, омыв их своими слезами. Главное содержание молитвенного правила, какотмечают святые отцы [3, 5, 15] – это настроить душу христианина на частноеобщение с Богом, пробудить в нем покаянные мысли, очистить сердце от греховнойскверны. Поэтому христианин должен тщательно исполнять положенное, научаясьмолиться, по словам апостола Павла, «во всякое время духом  … со всяким постоянством и молением о всехсвятых» (Еф. 6: 18).
В качествеосновы для рассмотрения темы покаяния в вечернем и утреннем правиле мыиспользуем Молитвы на сон грядущий и Молитвы утренние, напечатанные в Каноннике[6, с. 272 – 300].
Первыйшаг к покаянию, к покаянной молитве – это прощение грехов              (Мф. 6: 14, 15; Мк. 11: 25, 26) ине случайно, что вступление в Великую Четыредесятницу предваряется ПрощеннымВоскресением, когда все верующие испрашивают прощение друг у друга. Но большевсего мы согрешаем перед своим Творцом. Именно по этому с самойпредначинательной молитвы вечернего молитвенного правила мы молим Господа: «ГDи ї}се хrтE б9е нaшъ, поми1луйнaсъ». Сознавая свою греховность и не надеясь на силу своихмолитв, мы в этой молитве просим помолиться о нас, грешных, пред Спасителемнашим всех святых и Божию Матерь, имеющую особую благодать спасать нас Своимзаступничеством перед Своим Сыном.
Вмолитвенном обращении к Святому Духу мы просим Его: «w6чи1сти ны2 t всz1кіz скве1рны», т.е.очистить нас от греха.
И вновьв Трисвятом, в этой Ангельской песне, обращаясь ко всем Лицам Пресвятой Троицы,мы покаянно умоляем Бога: «поми1луй на1съ».
В молитвек Пресвятой Троице мы покаяннообращаемся сначала ко всем трем Лицам вместе: «Прест7а1я трbце, поми1луй на1съ», а потом к каждому Лицу Пресвятой Троицыотдельно: к Богу Отцу: «w6чcти грэхи2 на1ша»; к Богу Сыну: «прости2 беззакw1ніz на6ша»; кБогу Духу Святому: «посэти2 и3 и3сцэли2 не1моwщи на1шz»,фактически прося Пресвятую Троицу сделать нас достойными вхождения в ЦарствоНебесное.
Вмолитве Господней мы сознавая всеведение Божие раскрываем перед Ним степеньнашей готовности к покаянию: «и3 w6ста1ви на1мъ до1лги на1ша, я4коже и3 мы2 w6ставлz1емъ должникw1мъ на1шымъ»,предваряя ее словами о своей готовности принять волю Божию и жить по ней: «да бу1детъ во1лz твоz1, я4ко на нб7си2 и3 на земли2».
Такимобразом, в обычном полном начале молитвенного правила мы, грешные, покаянноумоляя Господа по Его милости спасти нас, свидетельствуем Ему о своей готовностик покаянию, усердно просим очистить нас от грехов наших, восстановить нашупадшую природу и привести ее в сверхестественное состояние – восстановить должное состояние и потеряннуювзаимопомощь сил и частей естества человеческого прежде всего за счетподчинения своей воли воле Спасителя. Необходимость последнего обусловлено тем,что само спасение возможно только с Божией помощью (Ин. 15: 5;Флп. 2: 12, 13), но не против воли людей, а только по их действенному желанию,вере (Мф. 11: 12; Иак. 2: 26). Соблюдение этих условий и подразумевает, преждевсего, отречение человека от своей воли, полное подчинение своего «я» волеБожией.
Итак,в начальных молитвословиях в сжатой, краткой форме сосредоточен весь смыслнашей покаянной молитвы к Господу о нашем помиловании и спасении.
Как бы обобщая, если можнотак выразиться – резюмируя  покаянноеобращение к Богу в обычном полном начале молитвенного правила мы взываем втропарях к Господу: «Поми1луй нaсъ гDи, поми1луй нaсъ». Помилуй нас, потому что ненаходим мы себе никакого оправдания и надеемся только на Господа. В молитвеннойпомощи мы обращаемся и к Благословенной Богородице, т.к. Она «сп7сeніе р0да хrтіaнскагw».
Собственноразвернутое покаяние начинается с нашего молитвенного обращения к Богу Отцупростить нам грехи, содеянные в данный день: «прости1 ми грэхи2, ±же сотвори1хъ въ сeй дeнь,дёломъ, сл0вомъ и3 помышлeніемъ». Произнося эту 1–ю молитву св. Макария Великого,обращенную к Богу Отцу мы также молим Царя всех тварей: «њчи1сти гDи смирeнную мою2 дyшу tвсsкіz сквeрны пл0ти и3 дyха», т.е. очисти, Господи, бедную мою душу от всякойнечистоты телесной и душевной для того, чтобы сделать ее способной к принятиюБожественной благодати. И как залог искренности и истинности таких своихнамерений мы свидетельствуем о своей готовности к жизни по воли Божией: «бlгоугождY прес™0му и4мени твоемYво вс‰ дни6 животA моегw2». 
Однакопринять Божественную благодать наша природа может только тогда, когда все силыестества человеческого восстановят потерянную взаимную помощь, перестанутпротиводействовать друг другу, т.к.:
§  преобладание сердца ведет к слабости ума инепостоянству воли;
§  преобладающее стремление   к   познаниям  ведет   к   ослаблению  деятельности, беспечности воли и холодности сердца;
§  преобладание воли всегда ведет к тому, что душа неслушает никаких убеждений и она недоступна для сердца [15]. 
Для дальнейшегорассмотрения темы прибегнем к понятийному аппарату, используемому свт. ФеофаномЗатворником на основе обобщенного им святоотеческого опыта для описания сил ичастей человеческого естества. Данная святителем характеристика сил естествачеловеческого во взаимодействии с его частями приведена в Прил. 3.
Во 2–ймолитве св. Антиоха к Господу нашему Иисусу Христу прося Пастыря: «спsща мS сохрани2 немерцaющимъсвётомъ, д¦омъ твои1мъ с™hмъ» мы также покаянно обращаемся к Господу, чтобы Онпривел нашу природу в ее сверхестественное состояние, умоляем Его: «просвэти2 ќмъ м0й свётомъ рaзумас™aгw є3ђліа твоегw» –приведи силыпознавательные в естественное их взаимодействие, чтобы разум управлял умом, а,следовательно, и душа управлялась духом и не была в подчинении у тела; просвети«дyшу люб0віюкrтA твоегw2» –помоги силы деятельные направить на выполнение волиТвоей, т.е. иметь христианскую совесть, жить по заповеди Любви (Ин. 13: 34);просвети «сeрдцечистот0ю словесE твоегw2» – чтобычувства религиозные наполняли нас и, следовательно, тело не главенствовало наддухом и не жили мы душевной жизнью, но духовной. В заключении же молитвы мыпокаянно умоляем Господа помочь нам в нашем желании, в наших усилиях кнедопущению в дальнейшем греховной жизни: «тёло моE твоeю стрaстію безстрaстною: мhсль мою2 твои1мъсмирeніемъ сохрани2».
В 3–ймолитве ко Пресвятому Духу мы вновь возвращаемся к покаянной теме прощения нашихгрехов, сначала сегодняшних: «прости2 вс‰, є3ли6ка ти2 согрэши1хъ днeсь», а затем уже переходякак бы на другой, более общий уровень – умоляем простить и ранее совершенные: «вHльныz мо‰ грэхи2 и3 невHльныz,вёдwмыz и3 невёдwмыz: ±же t ю4ности», перечисляем их условия иобстоятельства совершения от «t нaгльства и3 ўнhніz» до «и3ли2 њ мlтвэ неради1хъ, и3ли2 и4но что2 содёzхълукaвое, не п0мню, т† бо вс‰ и3 бо1льша си1хъ содёzхъ». Посути же мы покаянно исповедуем грехи своего ума и сердца.
В 4–ймолитве свт. Макария Великого мы как бы предварительно резюмируя ранеепроизнесенные покаянные прошения испрашиваем у Господа по Его благодатиспасение нашей душе: «возстaви пaдшую мою2 дyшу, њскверни1вшуюсz въ безмёрныхъ согрэшeніихъ» иумоляем: «tими2t менE вeсь п0мыслъ лукaвый ви1димагw сегw2 житіS», т.е. отклони от меняземное греховное помышление. Осознавая свою ничтожность мы вновь прибегаем кзаступнической помощи: «…пречcтую бцdу мRjю, ю4же дaлъ є3си2 нaмъ грBшнымъ заступлeніе, и3 пріими2сію2 молsщуюсz за ны2. Вёмъ бо, ћкw подражaетъ твоE чlвэколю1біе, и3 молsщисzне престаeтъ. ТоS заступлeніемъ, и3 чcтнaгw кrтA знaменіемъ, и3 всёхъ с™hхътвои1хъ рaди, ўб0гую дyшу мою2 соблюди».
В 5–й,как и частично в 4–й, молитве мы просим прощения у Господа за согрешениясегодняшнего дня: «є4же согрэши1хъ во дни2 сeмъ сл0вомъ, дёломъ и3 помышлeніемъ, ћкw бlгъ и3чlвэколю1бецъ прости1 ми», т.е. за греховные действия, проявившиеся вовсех наших силах: познающей, деятельной и чувствующей.
В 6–ймолитве мы покаянно молим Господа уже об исправлении частей естества нашего –души и тела, просим даровать им облегчение: «њслaбу души2 и3 тёлу» за счет избавления насот страстей: «Ўстaви стремлeніе страстeй, ўгаси2 разжжє1ніz востaніz тэлeснагw». 
В 7–ймолитве св. Иоанна Златоустого мы также покаянно обращаемся к Господу: «ГDи, ўм0мъ ли и3ли2помышлeніемъ, сл0вомъ и3ли2 дёломъ согрэши1хъ, прости1 мz».Сознавая свою собственную неспособность, только своими силами, привести вовзаимное согласование и взаимопомощь силы своего естества, мы фактическиконкретизируем прошения 5–й и 6–й молитв, сначала покаянно испрашивая: «ГDи, просвэти2 моEсeрдце», т.е. помоги восстановить силы чувствующие; затем –силы познавательные, подтверждая «нeмощь и3 души2 моеS», т.е. неспособность рассудкавнимать разуму; мы покаянно молим восстановить и силы наши деятельные: «дaждь ми2, по бlгодaти твоeй,положи1ти начaло бlг0е». Во второй части молитвы мы покаянно просимГоспода помочь нам в наших действиях в восстановлении гармонии между силаминашего естества (фактически в молитве дается путь нашего исправления), сначаласил познавательных: «ГDи, дaждь ми2 мhсль бlгу», затем сил деятельных:«ГDи,спод0би мS …твори1ти во всeмъ в0лю твою2» и сил чувствующих: «ГDи, всели2 въ мSк0рень бlги1хъ, стрaхъ тв0й въ сeрдце моE … ГDи, спод0би мS люби1ти тS t всеS души2 моеS и3 помышлeніz».
Произнося  8–ю молитву ко Господу нашему Иисусу Христумы прибегаем к заступнической помощи «чcтнёйшіz м™ре твоеS, и3 безпл0тныхъ твои1хъ ѓгGлъ,прbр0ка же и3 п®тeчи и3 кrти1телz твоегw2, бGоглаг0ливыхъ же ґпcлъ, свётлыхъ и3добропобёдныхъ м§нкъ, прпdбныхъ и3 бGон0сныхъ nтє1цъ, и3 всёхъ с™hхъ» дляизбавления от нападения бесовского: «и3збaви мSнастоsщагw њбстоsніz бэс0вскагw».Покаянно просим Господа: «Всади2 въ сeрдце моE твори1ти тво‰ повелBніz», т.к.в данном контексте рассматриваем сердце как сосредоточение всех действующих внас сил.
В 9–ймолитве ко Пресвятой Богородице, св. Петра Студийского мы каясь умоляемВладычицу нашу: «дапоми1луеши, да u3крепи1ши, и3 бл7га6z твори1ти да пода1си ми»,покаянно высказываем готовность принять для своего спасения волю Господа: «да бyдетъ во1лz сн7а твоего2 и3 бг7а моего2».
В 10–ймолитве мы вновь прибегаем к молитвенной помощи Пресвятой Богородицы: «твои1ми мlтвами настaви мS надэ‰ніz бlг†z, да пр0чее врeмz  животA
моегw2 без8 пор0ка прейдY, и3 тоб0ю рaй да њбрsщу».
Последвух молитв, обращенных к Матери Божией мы в 11–й молитве приносим покаяниеАнгелу хранителю: «вс‰ ми2 прости2». И также как у Пресвятой Девы покаянно просим иу Ангела хранителя молитвенной помощи перед Господом, Богородицею и всемисвятыми: «моли2за мS грёшнаго и3 недост0йнаго рабA, ћкw да дост0йна мS покaжеши бlгости и3млcти всес™hz трbцы, и3 м™ре гDа моегw2 ї}са хrтA, и3 всёхъ с™hхъ».
Читаякондак Богородице мы также со смирением призываем Невесту: «ћкw и3мyщаz держaву непобэди1мую,t всsкихъ нaсъ бёдъ свободи2» и покаянно просим у Нее молитвенной помощи передСыном Ее и Господом нашим: «принеси2 нaшу мlтву сн7у твоемY и3 бGу нaшему, да сп7сeтъ тоб0ю дyшы нaшz».
В молитвесв. Иоанникия мы покаянно признаем, что получить спасение мы можем только вБоге на Которого мы уповаем, к Которому мы стремимся и у Которого ищем покров.
Обычноначиная с молитвы св. Иоанна Дамаскина покаянная молитва приобретает как быинтимный, личностный оттенок – в монастыре с этого момента монах удаляется всвою келию и уже молится в ней один, без братьев.
В этоймолитве мы покаянно признаемся в своей греховной природе: «ѕл0е же творS не престаю2: тебEгDа бGа моего2 всегдA прогнэвлsю, и3 пречcтую твою2 м™ерь, и3 вс‰ нбcныz си6лы,и3 с™aгw ѓгGла храни1телz моего2», но уповая на человеколюбие Божие и Его милостьмолим Господа: «гDи,… сп7си1 мz».
Далеемы поклонясь Пресвятой Троице и сознавая свое непотребство покаянно молимсяБогу: «поми1луймz».
ПоклонясьПресвятой Богородице мы молитвенно просим у Нее заступничество от всех бед инужд душевных и телесных, молитвенной помощи перед Богом нашим.
Мытакже покаянно молим о молитвенной помощи и заступничестве перед Господом:
§  всех 9–ти известных ангельских чинов: серафимов,херувимов, престолов, господств, сил, властей, начал, архангелов и ангелов;
§  великого Иоанна Предтече, Крестителя Господня;
§  всех святых всех степеней святости;
§  св. Иоанна Златоустого, свт. Василия Великого,свт. Григория Богослова, свт. Николая чудотворца и  всех святых священноначальников;
§  свт. Михаила, свт. Петра, свт. Алексея, свт.Иоанна и свт. Филиппа, св. Романа, св. Давида и св. Владимира;
§  прп. Антония, прп. Феодосия, прп. Евфимия, прп.Феоктиста, прп. Савву, прп. Онуфрия, прп. Варсонофия, прп. Паисия, прп. Павла,св. Марка и всех преподобных;
§  вех святых жен и св. Варвару;
§  ангела хранителя.                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                               
Вмолитве Честному Кресту Господню мы, выражая веру, что крестное знамение естьсильнейшее средство в прогнании бесов, покаянно испрашиваем помощи себе «на прогнaніе всsкагw супостaта» уЖивотворящего Креста Господня: «Q пречcтнhй и3 животворsщій кrте гDень, помогaй ми2со с™0ю гпcжeю дв7ою бцdею, и3 со всёми с™hми во вёки».
Прочитавэту молитву перед самым сном и поцеловав носимый на груди крест мы произносимзавершающие молитвы.
Покаяннопросим Господа простить нам все наши вольные и невольные прегрешениясовершаемые как днем, так и ночью, в слове и деле, с умыслом и без: «прости2, я4ко бл7гъ и3чл7вэколю1бецъ».
Как быподтверждая, что мы простили всех и с истинным покаянием просим прощения нашихгрехов, мы молитвенно обращаемся к Господу о прощении всех людей. В конце жемолитвы мы покаянно просим как святой разбойник: «Помzни2, гDи, и3 нaсъ, смирeнныхъи3 грёшныхъ и3 недост0йныхъ р†бъ твои1хъ», умоляем помочь нам подчинитьдуху жизнь души нашей: «просвэти2 нaшъ ќмъ свётомъ рaзума твоего2», т.е. привести частиестества нашего в сверхестественное состояние: дух управляет душой, а душауправляет телом.
В концевечернего молитвенного правила мы произносим исповедание грехов повседневное. Внем мы свидетельствуем перед Господом, что наше покаяние состоит не только в исповеданиигреховных дел, но более всего в желании и стремлении освободиться от пленяющихнас греховных состояний – страстей: «прешєдшаz же согрэшєніz моz милосердіемъ твоимъ прости ми, и разрэши tвсэхъ сихъ». Исповедуемся же мы вразнообразных греховных действиях, которые проистекают от наших страстей ипрежде всего в грехах против Бога, против ближних и против собственной души,хотя в самом молитвенном правиле их достаточно сложно разделить между собой.
Анализируяпоследовательность нашего вечернего покаянного молитвенного обращения к Господув контексте внутренней логики самих молитв на сон грядущий можно, хотя и впервом приближении, проследить логику покаянного обращения к Богу перед нашимотходом ко сну.
В начальных молитвословиях,как мы уже указывали выше, в сжатойформе сосредоточен весь смысл нашей покаянной молитвы к Господу о нашемпомиловании и спасении.
Основные молитвы можноразделить, естественно условно, на следующий ряд блоков:
1.        Покаянное обращение к Господу о помиловании и о прощении совершенныхнами грехов, источником которых в основном являемся мы сами (с 1–й по 7–юмолитву).
2.        Молитва о защите нас от нападения лукавого (в 8–й молитве).
3.        Раскаяние в своих грехах и взывание к молитвенной помощи всех угодниковБожиих (с 8–й и до молитвы св. Иоанна Дамаскина).
4.        Смолитвы св. Иоанна Дамаскина и до окончания молитв на сон грядущий покаяннаямолитва, как мы отмечали выше, приобретает некий оттенок интимности,личностного общения с Богом – в монастырях с этого момента монах удалялся всвою келию и уже молится в ней один, без братьев. Эти покаянные молитвословияпо своей сути повторяют логику молитв первых тре