Показатели рентабельности и сфера их применения в финансовом анализе и планировании деятельности

Содержание
Введение
1. Теоретические основырентабельности
1.1 Понятие и сущность рентабельности
1.2 Показатели рентабельности
1.3 Факторы повышения рентабельности
2. Организационно-экономическаяхарактеристика деятельности ООО «МИРИМАКС»
2.1 Организационно-правовая характеристика ООО«МИРИМАКС»
2.2 Анализ рентабельности ООО«МИРИМАКС»
2.3 Практические мероприятия поповышению рентабельности ООО «МИРИМАКС»
Заключение
Введение
Данная работа просвещенна рентабельности и путям ееповышения.
Выбранная мною тема является актуальной. В настоящее время вусловиях рыночной экономики появляется всё больше и больше предприятий. Каждоепредприятие стремится получить как можно большую прибыль при минимальныхзатратах. Для обеспечения прибыльности своего дела предпринимателю следуетглубоко анализировать сложившуюся ситуацию на рынке, а также внутри своегопредприятия. Достижение главной цели — максимизации прибыли, возможно, толькопри правильном и продуманном планировании деятельности предприятия.
Когда создаётся предприятие, его владельца волнует, преждевсего доходность, т.е. чтобы прибыль организации покрывала затраты. Чем большеприбыль, тем эффективней происходит развитие, и появляются возможности длярасширения производственной деятельности предприятия.
Обобщающим показателем экономической эффективностипроизводства является показатель рентабельности. Рентабельность означаетдоходность, прибыльность предприятия. Она рассчитывается путём сопоставлениявалового дохода или прибыли с затратами или используемыми ресурсами.
На основе анализа средних уровней рентабельности можноопределить, какие виды продукции и какие хозяйственные подразделенияобеспечивают большую доходность. Это становится особенно важным в современных,рыночных условиях, где финансовая устойчивость предприятия зависит отспециализации и концентрации производства.
Рентабельным считается предприятие, которое приносит прибыль.В современных рыночных условиях для того, чтобы покупатели предпочиталипродукцию или услуги данного предприятия, необходимо тщательно следить зафинансовым положением, правильно организовывать производственную деятельность ипрослеживать экономические показатели.
Рентабельность есть относительный показатель, которыйобладает свойством сравнимости, может быть использован при сравнениидеятельности разных хозяйствующих субъектов. Рентабельность характеризуетстепень доходности, выгодности, прибыльности.
На основе анализа средних уровней рентабельности можноопределить, какие виды продукции и какие хозяйственные подразделенияобеспечивают большую доходность. Это становится особенно важным в современных,рыночных условиях, где финансовая устойчивость предприятия зависит отспециализации и концентрации производства.
Предприятие реализует свою продукцию потребителям, получаяза неё денежную выручку. Но это ещё не означает получение прибыли. Длявыявления финансового результата необходимо сопоставить выручку с затратами напроизводство продукции и её реализацию.
Предметом данной курсовой работы является рентабельностьфинансово-экономической деятельности.
Объектом курсовой работы является ООО «МИРИМАКС».
Целью написания данной контрольной работы является изучениепоказателей рентабельности и применение их в финансовом анализе и планированиидеятельности предприятия.
Исходя из поставленной цели, задачи исследования состоят втом, чтобы:
Дать определение понятия рентабельности, раскрыть егозначение для финансового анализа и охарактеризовать основные области егоприменения;
Рассмотреть систему показателей рентабельности всоответствии с их;
Провести анализ уровня и динамики доходности хозяйственной деятельностиООО «МИРИМАКС»;
Дать оценку финансовой деятельности анализируемогопредприятия;
Сделать необходимые выводы по показателям рентабельности ООО«МИРИМАКС».
1. Теоретические основырентабельности1.1 Понятие и сущностьрентабельности
В условиях рыночных отношений, характеризующихся своейдинамичностью, хозяйствующие субъекты независимо от формы собственности самипланируют свою деятельность и перспективы развития исходя из разработанных имихозяйственных и социальных задач, спроса и предложения товаров и услуг.
Незаменимым показателем при текущем планированиипроизводства, а также при определении финансового положения предприятияявляется показатель рентабельности.
Рентабельность (от немецкого — rentabel- доходный, прибыльный), показатель экономической эффективности производства напредприятиях, в отраслях и народном хозяйстве в целом. Комплексно отражаетиспользование материальных, трудовых и денежных ресурсов.
Можно привести еще одно понятие рентабельности: рентабельность- показатель, представляющий собой отношение прибыли к сумме затрат напроизводство, денежным вложениям в организацию коммерческих операций или суммеимущества фирмы используемого для организации своей деятельности.
Рентабельность разделяют на две группы: общую и расчетную.
Общая рентабельность представляет собой процентное отношениебалансовой (общей) прибыли к среднегодовой суммарной стоимости производственныхосновных фондов и нормируемых оборотных средств. Расчетная представляет собой — отношение расчетной прибыли к среднегодовой стоимости тех производственныхфондов, с которых взимается плата за фонды.
Предприятие, реализуя продукцию потребителям, имеет определённыезатраты (расходы). Эти расходы представляют собой издержки производства данногопредприятия (себестоимость) или индивидуальные издержки. Однако издержкиотдельного продукта по предприятиям могут отклоняться от средних издержек поотрасли, которые составляют цену продукта. Индивидуальные издержки позволяютпредприятию получать с продажи отдельного продукта прибыль, а следовательно, иотносительного ее измерения — рентабельности.
Однако абсолютная величина прибыли не дает представления об уровнеи изменении эффективности производства или торговли. Сумма прибыли можетувеличиваться, а эффективность производства может оставаться на прежнем уровнеили даже снизиться. Это происходит в том случае, если прирост прибыли полученза счет экстенсивных (количественных) факторов производства — увеличениячисленности работников, роста парка оборудования и т.д. Если же при ростечисленности работников их производительность осталась прежней или снизилась, тоэффективность производства соответственно не изменяется или даже снижается.
Основными отличительными признаками рентабельности в системеторговых и производственных отношений являются следующие:
1) отношение прибыли к издержкам производства,характеризующие уровень прибыльности текущих затрат (на приобретение сырья,материалов, топлива, на амортизацию средств труда, расходы по управлению иобслуживанию производства и заработной плате работников);
2) отношение прибыли к среднегодовой стоимостипроизводственных фондов, характеризующие относительный размер возрастанияавансированных затрат и дающее оценку экономической эффективности производственныхфондов. Реальный смысл имеют признаки рентабельности, которые характеризуютэффективность затрат по прибыли, полученной после реализации.
Распределительной функцией рентабельности являетсяраспределения части прибавочного продукта — прибыли. Прибыль является важнымкритерием для развития и расширения производства предприятия. Таким образомрентабельность важный и весьма необходимый показатель, который влияет напредприятие и экономику в целом. Рентабельность исчисляемая на основе притокаденежных средств, широко применяется в странах с развитой рыночной экономикой. Онаприоритетна, потому, что операции с денежными потоками, обеспечивающиеплатежеспособность, является существенным признаком состояния предприятия.1.2 Показатели рентабельности
Показатели рентабельности характеризуют финансовыерезультаты и эффективность деятельности предприятия. Они измеряют доходностьпредприятия с различных позиций и группируются в соответствии с интересамиучастников экономического процесса, рыночного обмена.
Показатели рентабельности являются важными характеристикамифакторной среды формирования прибыли предприятий. Поэтому они обязательны припроведении сравнительного анализа и оценке финансового состояния предприятия. Прианализе производства показатели рентабельности используются как инструментинвестиционной политики и ценообразования. Проблема рентабельности, методы еёколичественного измерения постоянно находится в центре внимания при разработкеметодических и инструктивных материалов. В этом плане заслуживает вниманияпредложение экономистов о введении классификации показателей рентабельности наабсолютные и относительные, в зависимости от способа их количественноговыражения. Абсолютные показатели рентабельности — это валовой и чистый доход. Однако,абсолютные размеры чистого дохода, прибыли и валового дохода не позволяют вполной мере сравнить экономические результаты производственной деятельностипредприятий. Хозяйство может получить прибыли на тысячу рублей и на миллион. В обоихслучаях производство является рентабельным, а эффективность может быть разной,так как она зависит от размеров производства, структуры продукции, величиныиздержек производства и так далее. Поэтому для характеристики экономическойэффективности производства используют также относительные показателирентабельности, которые выражаются в виде отношения двух соизмеримых величин: валового,чистого дохода, прибыли, и показателей эффективности использования тех или иныхпроизводственных ресурсов или затрат. Относительные показатели рентабельностимогут быть исчислены в денежном измерении или, чаще всего, в процентах. Вообщесуществует более тридцати различных показателей (коэффициентов). Использованиетого или иного из них зависит прежде всего от целей анализа. Рассмотримуниверсальные, самые распространенные показатели, которые позволяют сделать основныевыводы о работе фирмы:
а) Рентабельность производственной деятельности. Данныйпоказатель означает, сколько денежных средств получено за один вложенный рубльзатрат. Рентабельность производственной деятельности R,%,вычисляется по формуле:
/> (1)
где, R — рентабельностьпроизводственной деятельности, %;
П — прибыль, руб.;
З — затраты, руб.
б) Рентабельность продаж. Показатель означает, сколькокопеек прибыли получено с одного рубля товарооборота. Рентабельность продаж R,%, вычисляют по формуле:
/> (2)

где, R — рентабельность продаж, %;
П — прибыль, руб.;
В — выручка, руб.
Величина показателя рентабельности продаж широко варьируетсяв зависимости от сферы деятельности предприятия. Объясняется это различиями вскорости оборота средств, связанными с различиями в размерах используемогокапитала, необходимого для хозяйственных операций, в сроках кредитования,величине складских запасов. Длительный оборот капитала делает необходимымполучение большей прибыли, чтобы достичь удовлетворительных результатов. Болеебыстрый оборот капитала приносит те же результаты и при меньшей величинеприбыли в расчете на объем выручки.
в) Рентабельность основных средств. Показатель означает,сколько прибыли получено на один рубль основных фондов. Рентабельность основныхфондов R,%, вычисляют по формуле:
/> (3)
где, R — рентабельность основных фондов, %;
П — прибыль, руб.;
Оф — стоимость основных фондов, руб.
г) Рентабельность оборотного капитала. Данный показательозначает, сколько прибыли получено с одного рубля оборотных средств. Рентабельностьоборотного капитала R,%, вычисляют по формуле:
/> (4)
где, R — рентабельность оборотного капитала, %,
П — прибыль, руб.;
Об — оборотные средства, руб.;
д) Общая рентабельность. Общая рентабельность R,%, вычисляется по формуле:
/> (5)1.3 Факторы повышениярентабельности
Основные пути роста рентабельности производства — развитиенаиболее прогрессивных отраслей, рациональное размещение объединений,предприятий, повышение удельного веса специализированного производства,применение современные методов организации производства и труда в соответствиис требованиями научно-технического прогресса. Ускорение внедрения и освоенияновой, более прогрессивной техники, повышение производительности труда,снижение себестоимости продукции улучшение ее качества, усиление режимаэкономии в расходовании материальных, трудовых и финансовых ресурсов. Повышениематериальной заинтересованности работников в результате своего труда. Длядостижения таких результатов должна быть постоянная прибыль, высококачественнаяпродукция, получаемая благодаря новейшей технике и высоко квалифицированнымкадрам.
Многообразие показателей рентабельности определяютальтернативность поиска путей повышения. Каждый из исходных показателейраскладывается в факторную систему с различной степенью детализации, что задаетграницы выявления и оценки производственных резервов.
При анализе путей повышения рентабельности важно разделятьвлияние внешних и внутренних факторов. Такие показатели, как цена продукта иресурса, объем потребляемых ресурсов и объем производства продукции, прибыль отреализации и рентабельность продаж, находятся между собой в тесной функциональнойсвязи.
Факторами роста рентабельности будут:
а) Величина прибыли
б) Стоимость и эффективность использования основных фондов
в) Стоимость и эффективность использования оборотных средств
Чем выше прибыль, чем с меньшей стоимостью основных фондов иоборотных средств она достигнута и более эффективно они используются, тем вышерентабельность производства, а значит выше экономическая эффективностьфункционирования отрасли. И наоборот.
Таким образом, из факторов рентабельности производстваследуют и основные пути её повышения. В отраслевой экономике к наиболееобобщающим путям повышения рентабельности производства относятся следующие:
а) Все пути, повышающие сумму прибыли.
б) Все пути, улучшающие эффективность использования основныхфондов.
в) Все пути, улучшающие эффективность использованияоборотных средств.
Широко используемым методом управления предприятием (аточнее его производственной деятельностью) является анализ безубыточности. Цельюанализа безубыточности могут быть ответы на следующие вопросы:
Какой объем продаж следует обеспечить чтобы не нести убытков?
На сколько можно снизить цены при увеличении объема чтобыприбыль осталась на прежне уровне?
Какова максимальная величина затрат на материалы, прикоторой выгодно производить продукцию? И так далее.
Анализ безубыточности является одним из наиболее важныхнаправлений финансового анализа предприятия. Кроме того его применениенеобходимо также при формировании рентабельного ассортимента продукции (услуг) напредприятии, установлении цен и разработке эффективной ценовой политике.
2. Организационно-экономическаяхарактеристика деятельности ООО «МИРИМАКС»2.1 Организационно-правовая характеристика ООО«МИРИМАКС»
Общество с ограниченной ответственностью «МИРИМАКС»внесено в государственный реестр организаций 5 августа 2003 года.
Настоящий Устав приведен в соответствие с действующимзаконодательством РФ и является учредительным документом Общества сОграниченной Ответственностью «МИРИМАКС» (регистрационный № 3619,зарегистрировано Администрацией Майского района 06.09.96 года, ОКПО 00226483,ИНН 0703000163).
Полное фирменное наименование Общества: Общество сОграниченной Ответственностью «МИРИМАКС», сокращенное фирменноенаименование: ООО«МИРИМАКС».
Место нахождения общества:
Российская Федерация, г. Оренбург.
Почтовый адрес Общества: Россия, 460021, г. Оренбург, пер. Светлый7, кв.29.
Общество обладает обособленным имуществом, учитываемом наего самостоятельном балансе, открывает в установленном порядке банковские счетана территории Российской Федерации и за ее пределами, может от своего именприобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права и нестиобязанности быть истцом и ответчиком в суде. Общество имеет гражданские права инести гражданские обязанности, необходимые для осуществления любых видовдеятельности, не запрещенных Федеральными законами. Деятельность обществаосуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации иуставом общества.
Основными видами деятельности общества являются розничная иоптовая торговля; снабженческо-сбытовая деятельность; строительно-монтажные иремонтно-строительные работы; реконструкция внутренних и наружных сетей; проектно- изыскательская, проектно — конструкторская, и проектно — сметная деятельность.
Учредительными документами ООО «МИРИМАКС» являютсяучредительный договор и Устав. Участники общества обязаны соблюдать положениянастоящего устава и учредительного договора; выполнять решения общего собранияучастников общества; вносить вклады в порядке, в размерах, в составе и сроки,которые определены Федеральным законом, решением общего собрания участниковобщества; не разглашать конфиденциальную информацию о деятельности общества.
Уставный капитал общества составляется из номинальнойстоимости долей его участников. Размер уставного капитала равен десяти тысячамрублей. Уставный капитал общества допускается после уведомления всех егокредиторов в порядке, установленном Федеральным законом.
Высшим органом общества является общее собрание участниковобщества. Все участники общества имеют право присутствовать на общем собранииучастников общества, принимать участие в обсуждении вопросов повестки дня иголосовать при принятии решений.
Единоличным исполнительным органом общества является директор,который без доверенности действует от имени общества, в том числе представляетего интересы и совершает сделки; выдает доверенности на право представительстваот имени общества, в том числе доверенности с правом передоверия; издаетприказы о назначении на должности работников общества, об их переводе иувольнении, применяет меры поощрения и налагает дисциплинарные взыскания.
Для проверки подтверждения правильно годовых отчетов ибухгалтерских балансов общества, а также для проверки состояния текущих делобщества оно вправе по решению общего собрания общества привлекатьпрофессионального аудитора, не связанного имущественными интересами собществом, директором и участниками общества.
Участник общества вправе в любое время выйти из обществанезависимо от согласия других его участников. Доля вышедшего участника переходк обществу с момента подачи им заявления о выходе из общества.
Реорганизация и ликвидация общества осуществляется впорядке, предусмотренном ГК РФ, действующим законодательством. Ответственностьза обеспечение учета, сохранности документов по личному составу, а также ихдальнейшей судьбы в случае реорганизации или ликвидации общества несет директор.
Основные показатели деятельности данной фирмы, отображены втаблице 1.
Данные таблицы свидетельствуют о том, что предприятиенаходится на низком уровне развития. В 2007 году предприятие работало в убыток.В 2008 году финансово — экономическое положение предприятия стало улучшаться.
Выручка от выполненных работ в 2007 году составляла 198 тыс.руб., к отчетному 2008 году она возросла, и составила 1743 тыс. рублей. В связис увеличением объема выполняемых работ увеличилась выручка от реализации. Себестоимостьуслуг в 2007 году составляла — 188 тыс. руб., в 2008 году возросла до 1730 тыс.руб. Такое увеличение себестоимости связанно с увеличением объёма выполняемыхработ. Увеличилась среднесписочная численность персона с 11 человек до 15, всвязи с этим увеличился и фонд оплаты труда, который в 2007 году составлял 1320тысяч рублей, а в отчетном 2008 году составил 2160 тысяч рублей. Показательфондоотдачи в 2007 году был 39,6, а в 2008 году 435,75. Фондоотдача увеличиласьза отчётный период, а следовательно увеличилась эффективность основных фондов.
Не смотря на то, что финансово-экономическое положение организациинемного наладилось, она находится низком уровне. Можно, сделать вывод о том,что положение фирмы на рынки далеко не стабильно, постоянно существуетопасность разорения.
Таблица 1 — Комплексная оценка эффективности производственно — финансовой деятельности ООО«МИРИМАКС»Показатели 2007 год 2008 год Темп роста,% 1 Объём продукции (работ, услуг) в фактических ценах (без НДС и акциза), тыс. р. 1743 2739 1,6 2 Прибыль, тыс. р. 5 96 19,2 3 Себестоимость, тыс. р. -1730 2641 1,52 4Среднесписочная численность промышленно — производственного персонала, чел. 11 15 1,36 5 Фонд оплаты труда промышленно- производственного персонала, тыс. р. 1320 2160 1,6 6 Основные фонды, тыс. р. 5 4 0,8 7 Оборотные средства, тыс. р. 217 240 1,1 8 Фондоотдача, р. 39,6 435,75 11 9 Оборачиваемость оборотных средств, количество оборотов 0,361 0,002 10. Рентабельность продукции, % -1,6 0,17 0,106
Руководству предприятия следуетпринять меры по недопущению дальнейшего ухудшения финансового состояния ивыработать мероприятия по более рациональному управлению капиталом предприятияс целью повышения эффективности финансово-экономической деятельности.2.2 Анализ рентабельности ООО«МИРИМАКС»
Показатели рентабельности характеризуют эффективность работыпредприятия в целом, доходность различных уровней направлений деятельности.
Показатели рентабельности и эффективности использованияимущества характеризуют прибыльность деятельности предприятия и рассчитываетсякак отношение полученной прибыли к различным видам или статьям затрат. Этоважнейшая группа показателей, так как результаты их анализа позволят принятьрешения о вложении собственных средств в тот или иной бизнес, характеризуетцелесообразность деятельности компании, является результирующей ее ценой.
Рентабельность как было выше указано — степень выгодности,прибыльности бизнеса. Она измеряется с помощью целой системы относительныхпоказателей, характеризующих эффективность работы предприятия в целом,доходность различных направлений деятельности, выгодность производстваотдельных видов продукции и услуг.
Показатели рентабельности более полно, чем прибыль,характеризуют окончательные результаты хозяйствования, потому что их величинаотражает соотношение эффекта с вложенным капиталом или потреблёнными ресурсами.Их используют для оценки деятельности предприятия и как инструмент винвестиционной политике и ценообразования.
Показатели рентабельности позволяют дать оценкуэффективности использования предприятия его активов (эффективность использованияоборотных средств, основных активов, собственного капитала и так далее). Компонентыпоказателя: величина прибыли (чистая, операционная, прибыль до выплаты налога) ивеличина актива или капитала, которые порождают эту прибыль. Величинапоказателя рентабельности продаж широко варьируется в зависимости от сферыдеятельности предприятия. Объясняется это различиями в скорости оборотасредств, связанными с различиями в размерах используемого капитала,необходимого для хозяйственных операций, в сроках кредитования, величинескладских запасов. Длительный оборот капитала делает необходимым получениебольшей прибыли, чтобы достичь удовлетворительных результатов. Более быстрыйоборот капитала приносит те же результаты и при меньшей величине прибыли врасчете на объем выручки.
Проведем анализ коэффициентов рентабельности ООО «МИРИМАКС».Данные отображены в таблице 2.
Исходя из представленных данных, можно сделать следующиевыводы. В 2006 году предприятия работало в убыток.
Показатель рентабельности производства увеличился на 0,038процента, отсюда следует, что у ООО «МИРИМАКС» снизилась долянепроизводственных расходов. Увеличение показателей рентабельности производстваговорит о том, что эффективность работ, предоставляемых предприятием, увеличилась.
Наблюдается тенденция роста показателя продаж на 0, 038процента, что является благоприятным показателем экономической эффективностипредприятия. Видимо, стал лучше работать отдел сбыта. Также возможно, что нарынке сложилась благоприятная ситуация и удалось увеличить цену услуг.
Таблица 2 — Основные коэффициенты рентабельности ООО «МИРИМАКС»Коэффициент рентабельности 2007г,% 2008г,% Отклонение (+; -) Рентабельность производственной деятельности -0,002 0,04 +0,038 Рентабельность продаж -0,002 0,4 +0,038 Рентабельность основных средств -0,6 24 +23,4 Рентабельность оборотного капитала -0,015 0,4 +0,385 Общая рентабельность -0,015 0,4 +0,385
Хороший рост рентабельностиоборотных активов говорит об активной работе предприятия — фирма стала болееплатежеспособной. Данный показатель увеличился на 23,4 процента.
Увеличение рентабельностипроизводственных фондов в 2008 году произошло за счет увеличения прибыли врассматриваемом периоде. Исходя из вышеизложенного, можно сделать вывод, что в2007 году деятельность предприятия была неэффективна по сравнению с 2008 годом.В 2008 году хоть и есть небольшие улучшения, но фирма остается на низком уровне- малорентабельной. Руководству предприятия следует принять меры по недопущениюпо более рациональному управлению капиталом предприятия с целью повышенияэффективности финансово-экономической деятельности.2.3 Практическиемероприятия по повышению рентабельности ООО «МИРИМАКС»
Стратегия предприятия, должна быть направлена наформирование стабильного рынка своих услуг. Данная стратегия основывается назнании потребностей своих клиентов и стремлении максимально и наиболеекачественно их удовлетворить. Известно, что чем более фирма конкурентоспособна,тем более она рентабельна. Фирма не может рассчитывать на успех, удовлетворяятолько стандартные запросы потребителей, при условии, что конкуренты могутделать то же самое не хуже. Она должна получить конкурентное преимущество. Конкурентноепреимущество на рынке достигается двумя основными способами: снижением цен илидифференциацией производства. Рост требований к качеству услуги, дифференциацияспроса ставят перед предприятиями сложную проблему — найти оптимальноесоотношение между низкой ценой и разнообразием предлагаемых услуг. В одномслучае успеха можно достигнуть путем снижения издержек, а соответственно и цен.Производство и реализация услуг должны обходится предприятию дешевле, чем егоконкурентам. В другом случае предприятие может предложить услуги, способныелучше удовлетворить запросы потребителей, но требующие более высоких затрат.
Чтобы предприятие продолжало покрывать убыток, я предлагаюповышать рентабельность за счет увеличения объема производства продукции иулучшения ее качества, снижать себестоимость продукции и улучшать использованиеОС и материальных ресурсов.
Снизить издержки можно, используя благоприятные отношения споставщиками. Руководству необходимо стремиться обеспечить более высокуюрентабельность, снижая издержки, и присвоить максимальную прибыль, увеличиваямасштаб предоставления услуги. Всего этого можно достигнуть, привлекая новыхпотребителей и воздействуя на старых клиентов таким образом, чтобы онипользовались услугами данной организации.
Однако стратегия, направленная преимущественно наминимизацию издержек, связана с определенным риском:
запросы потребителей могут сократиться;
внутри сегмента могут образоваться подгруппы потребителей,которые будут пользоваться услугами конкурентов;
поставщики могут увеличить свои цены.
Стремление к снижению издержек любой ценой связано с определеннымриском еще и потому, что приводит к увеличению затрат на новое оборудование,замену устаревших орудий труда, ограничению ассортимента продукции и др.
Недостатки, связанные со стратегией минимизации издержек,компенсируются повышением уровня дифференциации производства, которая означаетдля предприятия необходимость разработки новой стратегии поведения ипроникновения на другие рынки. Чтобы сохранить рыночную долю, необходима нетолько специализация производства, но и расширение круга предлагаемых услуг.
Так же предприятию необходимо увеличивать разновидностьпредоставляемых услуг. Предоставление обширного ассортимента услуг одногофункционального назначения позволяет предприятию в любой момент расширитьспектр услуг для удовлетворения потребностей. Улучшение качества обслуживанияпотребителей предполагает дополнительные расходы. Тем не менее процветающиекомпании рассматривают затраты на более полное удовлетворение запросов своихпотребителей как долгосрочные и высокоприбыльные инвестиции. Эта тенденцияпомогает увеличить прибыль, повысить рентабельность предприятия, найти выгодныхсферы вложения капитала, сгладить колебания рыночной конъюнктуры.
Как уменьшение затрат не может продолжаться бесконечно, таки дифференциация производства имеет свои пределы. Излишне расширяя сферу своейдеятельности, предприятие может выйти за пределы своей компетенции. Как ужеотмечалось, руководители должны найти оптимальное соотношение междувеличиной издержек и дифференциацией производимой продукции. В противном случаефирма потеряет многочисленных покупателей или вынуждена будет снизить цены науслуги в ущерб себе.
При изменении технологии производства дифференциация можетвызвать рост издержек, который руководителю не удастся компенсироватьрасширением ассортимента.
Существует еще одно направление, которое можно рассматриватькак частный случай дифференциации производства. Оно ориентировано наобслуживание относительно узкого сегмента потребителей, которые предъявляютособые требования. Следование данной стратегии предполагает наличие достаточнокрупных групп потребителей, которые нуждаются в услугах более высокого порядкапо сравнению со среднестатистическими, а также клиентов с нестандартнымипотребностями. Такого рода обслуживанием занимаются предприятия, обладающиеотносительно небольшими ресурсами, что не позволяет им организовать массовоепроизводство.
Конкурентные преимущества реализуются не только в снижениииздержек и дифференциации производства, но и в дальнейшем усилении своихпозиций на рынке. В недалеком прошлом производители стремились иметь в своемвладении и контролировать значительную долю ресурсов, которые им былинеобходимы. В современных условиях не все ресурсы могут эффективноиспользоваться в рамках отдельного предприятия. Поэтому получила широкоеразвитие межфирменная кооперация, основанная на связях между экономически итерриториально обособленными предприятиями по поводу взаимных поставокспециализированной продукции в рамках общей производственной программы.
Во-первых, межфирменные отношения в сфере производствадополняются связями в сфере обращения (через цены, раздел рынков сбыта и др.). Во-вторых,процесс концентрации в рамках отдельной фирмы не может быть бесконечным. Наступаетмомент, когда истощаются все возможности дальнейшего сокращения затрат приувеличении объема производства. Масштабы производства могут привести как кэкономии, так и к убыткам. Для концентрации производства существует техническийпредел, который выражается по отношению к конкретному рынку в рациональномсочетании факторов производства на оптимальном по величине предприятии. Нарушениеэтого предела ведет к нарастанию таких явлений, как непроизводительноерасходование ресурсов, несогласованность действий между отдельными звеньями,бюрократизм в управлении, и как следствие — к снижению рентабельности.
Руководству необходимо следить за состоянием дебиторскойзадолженности, чтобы не было просроченной задолженности, срок погашения которойистек.
Расширение производства за счет капитализации прибылидостигается созданием объединений компаний через слияния и поглощения. Врезультате слияний происходит повышение эффективности производства, посколькуони сопровождаются ликвидацией параллельных административных,научно-исследовательских и организационных структур. Выгоды от слияния дляпредприятия проявляются в следующем:
уменьшается внутриотраслевая конкуренция, и усиливаютсяпозиции предприятия на конкретном рынке;
достигается снижение издержек за счет объединенияобслуживающих производство подразделений с одинаковыми функциями;
увеличивается рыночная стоимость объединяющихся компаний;
углубляется диверсификация производства, происходит усилениеэкономической власти за счет привлечения новых финансовых механизмов, получениядоступа к источникам информации и др.
Различие между слиянием и поглощением условно и касаетсяисключительно финансовой стороны сделки. При слиянии объединение предприятийпроисходит на добровольной основе по обоюдному согласию. Слияние двух равныхкомпаний — наиболее привлекательная схема интеграции. Обычно такое объединениеназывают дружественным слияниями.
Величина показателя рентабельности продаж находится в прямойзависимости от структуры капитала предприятия. Руководству необходимо учестьчто, рентабельность продаж тем меньше, чем значительнее величина задолженности(и, соответственно, плата за заемные средства). Кредиторская задолженность наконец 2007 года составила 143 тыс. руб. что в 5,1 раза больше чем аналогичныйпериод 2006 года, это может быть связанно с привлечением дополнительных заемныхсредств на развитие бизнеса. Погашение кредиторской задолженности возможно засчет высвобождения свободных оборотных средств (денежных средств).
Основные пути повышения рентабельности производства — повышениеудельного веса специализированного производства, применение современных методоворганизации производства и труда в соответствии с требованияминаучно-технического прогресса и другие.
Ускорение внедрения и освоения новой, более прогрессивнойтехники, повышение производительности труда, снижение себестоимости продукцииулучшение ее качества, усиление режима экономии в расходовании материальных,трудовых и финансовых ресурсов.
У фирмы имеется неиспользованная площадь. В результате сдачикоторой, рассматриваемое нами предприятие может получить реальные денежныесредства. Их оно может использовать в различных направлениях. Например, дляусовершенствования имеющегося оборудования и технологий, выплат премийработникам. В настоящее время желающих взять в аренду здания достаточно. Многиепредприниматели берут в аренду здания и используют их как склады для различныхпродуктов и товаров, как базы для оптовой и розничной торговли, как помещенияпод офисы и т.д.
Повышение материальной заинтересованности работников врезультате своего труда. Для достижения таких результатов должна бытьпостоянная прибыль, высококачественные работы, получаемая благодаря новейшейтехнике и высококвалифицированным кадрам.
Оценивая рентабельность строительно-монтажных работгенеральному директору и главному бухгалтеру ООО «МИРИМАКС» можнопредложить пересмотреть учетную политику на 2006-2007 года. Обратить вниманиена состав затрат, относимых непосредственно на себестоимость, пересмотретьметоды распределения накладных расходов и снизить уровень накладных расходов.
Следить за конъюнктурой рынка, для того чтобы изменять всоответствии с его требованиями качество и сроки выполняемыхстроительно-монтажных работ и ценовую политику.
Цель проводимых мероприятий — снижение себестоимостистроительно-монтажных работ.
Руководству предприятия следует принять меры по недопущениюдальнейшего ухудшения финансового состояния и выработать мероприятия по болеерациональному управлению капиталом предприятия с целью повышения эффективностифинансово-экономической деятельности.
Заключение
В процессе написания работы была рассмотрена спецификатакого экономического показателя как рентабельность и рассмотрены путиповышения рентабельности на предприятие.
Рентабельность — показатель экономической эффективностипроизводства на предприятиях, в отраслях и народном хозяйстве в целом. Комплексноотражает использование материальных, трудовых и денежных ресурсов.
Показатель рентабельности производства имеет особенно важноезначение в современных, рыночных условиях, когда руководству предприятиятребуется постоянно принимать ряд неординарных решений для обеспеченияприбыльности, а, следовательно, финансовой устойчивости предприятия.
Факторы, оказывающие влияние на рентабельность производства,многочисленны и многообразны. Одни из них зависят от деятельности конкретныхколлективов, другие связаны с технологией и организацией производства,эффективности использования производственных ресурсов, внедрением достиженийнаучно-технического прогресса.
Основные пути роста рентабельности производства — развитиенаиболее прогрессивных отраслей, рациональное размещение объединений,предприятий, повышение удельного веса специализированного производства,применение современные методов организации производства и труда в соответствиис требованиями научно-технического прогресса. Ускорение внедрения и освоенияновой, более прогрессивной техники, повышение производительности труда,снижение себестоимости продукции улучшение ее качества, усиление режимаэкономии в расходовании материальных, трудовых и финансовых ресурсов. Повышениематериальной заинтересованности работников в результате своего труда.
Как показали практические расчёты, показатели рентабельностиООО «МИРИМАКС» имеют более или менее значительные колебания по годам,что является следствием изменения цен реализации и себестоимости продукции. Данноепредприятие в 2007 году было нерентабельным (убыточным), в 2008 показателинезначительно улучшились. Сейчас предприятие является малорентабельным.
Все сказанное выше позволяет сделать вывод, что несмотря на полученнуюнебольшую прибыль, финансовое состояние ООО «МИРИМАКС» остается поканеустойчивым. Следовательно, деловые партнеры и инвесторы ООО «МИРИМАКС»могут сомневаться в его платежеспособности.
Своевременно воспользовавшись предложениями ирекомендациями, проведя необходимые мероприятия, ООО «МИРИМАКС» можетувеличить прибыль, пополнить собственный оборотный капитал и достигнутьоптимальной финансовой структуры баланса и улучшить показатели рентабельности.