Правовой режим лесов

Содержание

Введение………………………………………………………………………………3

1. Использование земель лесного фонда……………………………………………5

2. Право землепользования………………………………………………………….7

3. Право лесопользования……………………………………………………………9

3.1. Основания возникновения права пользования участками лесного фонда…………………………………………………………………………………….12

4. Правовое регулирование охоты и охотничьего хозяйства…………………….14

5. Охрана леса и земель лесного фонда……………………………………………16

Заключение………………………………………………………………………….20

Список использованной литературы………………………………………………22

Введение
Земли лесного фонда – самая большая по площади категория земель. Эти земли служат главным средством производства в лесном хозяйстве. Использование и охрана лесов находятся в прямой зависимости от состояния земель данной категории. В свою очередь эксплуатация лесных ресурсов оказывает непосредственное влияние на состояние земель лесного фонда. Естественно, биологические связи земли и лесов определяют сущность правового понятия земель лесного фонда, которое представляет собой самостоятельную правовою категорию по отношению к лесному фонду. Отношения, связанные с использованием земель лесного фонда, являются не только земельными, но и лесным законодательством.

Лесной фонд составляет более одной трети территории России. В его состав входят: леса, земли, покрытые лесом либо предназначенные для лесоразведывания, нелесные земли, но расположенные внутри земель лесного фонда (болота, дороги, гари, просека и т.д.).

Центральное место в составе элементов лесного фонда занимают леса. Основы лесного законодательства РФ определяют леса как совокупность земли, древесной, кустарниковой и травянистой растительности, животных, микроорганизмов и других компонентов окружающей среды, биологически взаимосвязанных и влияющих друг на друга в своём развитии.

Для того чтобы иметь представление о наиболее важных положениях современного лесного законодательства и его соотношении с земельным законодательством, прежде всего следует кратко охарактеризовать соотношение понятий «лес» и «земли лесного фонда».

Лесной кодекс от 22 января 1997 г. включает в понятие леса и земли, на которых произрастают эти леса.

Согласно ст. 8 Лесного кодекса РФ в состав земель лесного фонда входят лесные земли и нелесные земли. К лесным землям относятся земли, покрытые лесной растительностью и не покрытые ею, но предназначенные для её восстановления (вырубки, гари, погибшие древостои, редины, пустыри, прогалины, площади, занятые питомниками, несомкнувшимися лесными культурами). К нелесным землям относятся земли, предназначенные для нужд лесного хозяйства (земли, занятые просеками, дорогами, сельскохозяйственными угодьями, и другие земли), а также иные земли, расположенные в границах лесного фонда (земли, занятые болотами, каменистыми россыпями, и другие неудобные для использования земли).

Согласно ЛК РФ все леса, за исключением лесов, расположенных на землях обороны и землях населённых пунктов (поселений), а также земли лесного фонда, не покрытые лесной растительностью (лесные земли и нелесные земли), образуют лесной фонд. Леса, расположенные на землях обороны и городские леса на землях городских поселений в лесной фонд не включаются.

Границы земель лесного фонда устанавливает государство, исходя из фактически занимаемой площади лесными деревьями и лесной растительности, с учётом необходимости восстановления и воспроизводства лесных культур. Конкретное земельно-лесное пространство распределяется по субъектам федерации, владельцам лесного фонда и субъектами лесопользования, имеющим право на сдачу лесов в аренду.

Основная часть лесного фонда находится в государственной собственности. К муниципальной собственности могут быть отнесены лесные участки городских лесов, лесопаркового пояса, обслуживающие потребности городов и районов. В частной собственности закон допускает нахождение небольших лесных участков лесофонда.

Ещё одной структурной частью лесного фонда является животный мир. Под ним понимается сообщество диких животных и птиц, насекомых, обитающих в лесах. Они органически связаны с лесом как со средой своего обитания. Вместе с тем (как и земля) животный мир лесов имеет самостоятельное значение и регулируется в аспекте его охраны и использования специальным законодательством.

1. Использование земель лесного фонда
Порядок использования земель лесного фонда, режим их правовой охраны зависит от того, к какой группе и категории защитности относятся леса, расположенные на соответствующем участке земель данной категории.

Все леса России по их экологическому, экономическому и культурно- оздоровительному значению подразделяются на три группы. Подобное деление существовало издавна. Действующее законодательство вновь подтверждает его правовое и организационное значение.

К первой группе относятся леса, выполняющие преимущественно экологическое и природозащитные функции. Это почвообразующие, водоохранные, санитарно-гигиенические, городские леса, леса заповедников, природных национальных парков. Данная группа лесов расположена по всей территории России.

В лесах первой группы запрещена заготовка древесины на основе рубок главного пользования. Допускаются рубки ухода за лесом, санитарные рубки деревьев, если это не противоречит целям охраны леса.

К лесам второй группы относятся лесные массивы с высокой плотностью населения и развитой сетью транспортных путей, районов, где леса недостаточно. Леса второй группы имеют природозащитные и ограниченно эксплуатационное значение. В соответствии с принципом неистощённости в пользовании лесным фондом заготовка древесины в лесах данной категории ведётся на основе расчётной лесосеки.

Лесами третьей группы считаются леса многолесных районов, где площадь, занятая лесным древостоем, превышает 50% территории. Эти леса имеют преимущественно эксплуатационное значение. Они в основном предназначены для удовлетворения потребностей в древесине народного хозяйства и граждан. Вместе с тем эта группа лесов в силу занимаемого ею пространства выполняет важные экологические функции. Среди них прежде всего следует назвать тот удельный вес, который они имеют в пополнении кислородного запаса атмосферы.

В лесах всех групп органами лесного хозяйства могут быть выделены особо охраняемые участки леса с ограниченным режимом лесопользования. В лесах первой группы – леса заповедников и национальных парков, городов и зелёных зон, защитные, санитарные леса и т.д. В лесах второй и третьей групп таким особо охраняемыми зонами могут стать особо ценные участки леса, полезащитные насаждения, места обитания редких и исчезающих растений и животных, занесённых в Красную книгу.

В зависимости от группы лесов и категории защитности устанавливается порядок ведения хозяйства в них, использования лесов и соответствующих земель, а также изъятия земель для государственных и общественных надобностей. В целях охраны земель лесного фонда в законодательстве установлен специальный порядок перевода лесных земель в нелесные земли.

Перевод лесных земель в нелесные земли для использования их в целях, не связанных в ведением лесного хозяйства, пользованием лесным фондом, и изъятие земель лесного фонда осуществляется:

в лесах первой группы – Правительством РФ по представлению органа государственной власти субъекта РФ, согласованному с Федеральной службой лесного хозяйства России;

в лесах второй и третьей групп – органами государственной власти субъекта РФ по предъявлению соответствующего территориального органа Федеральной службы лесного хозяйства России.

При переводе лесных земель в нелесные земли для указанных целей с граждан и юридических лиц, в интересах которых осуществляется перевод или изъятие, взимается плата, размер которой устанавливается органом государственной власти субъекта РФ на основании кадастровой оценки соответствующего участка лесного фонда и которая направляется лесхозу на возмещение потерь лесного хозяйства. Убытки, связанные с изъятием земель лесного фонда, возмещаются лесопользователю в полном объёме в порядке, установленном Правительством РФ.

Законодательством предусмотрен несколько иной порядок перевода лесных земель в нелесные земли для использования их в целях, связанных с ведением лесного хозяйства и пользованием лесным фондом. Перевод лесных земель в нелесные земли для использования их в указанных целях осуществляется соответствующим лесхозом с разрешения территориального органа Министерства природы РФ.

На участках лесного фонда, переданных в аренду или на концессию, при строительстве лесопользователем лесовозных дорог, срок действия которых более двух лет, возведении лесопользователем строений и сооружений, пунктов хранения древесины перевод лесных земель в нелесные земли осуществляется в указанном выше порядке.
2. Право землепользования
Субъектами права землепользования на землях лесного фонда являются лесхозы, заповедники, национальные природные парки, колхозы, совхозы, другие сельскохозяйственные формирования, учебные лесные и опытные хозяйства, осуществляющие ведение лесного хозяйства.

Объектами права землепользования служат земельные участки лесного фонда. Причём у колхозов, совхозов находится лесной ранее переданный колхозам в бессрочное пользование, а также закреплённый за совхозами. При реорганизации колхоза (или совхоза) в другое формирование ему передаётся лесной фонд этого колхоза (или совхоза).

Землепользователи лесного фонда не являются собственниками лесов. Между ними и центром идёт распределение полномочий по совместному ведению и управлению. Для землепользователей земель лесного фонда характерно то, что они наделяются законом полномочиями владения лесным фондом.

Владение – одно из правомочий собственника лесного фонда, включающее право на пользование в соответствии с целевым назначением и распоряжение в пределах предоставленных законом права. Владелец лесного фонда выполняет разнообразные функции: учёт, предоставление участков лесного фонда в краткосрочную или долгосрочную аренду, отвод лесосек и выдача лесорубочных билетов, выдача лесных билетов на побочные лесные пользования, противопожарное и санитарное обустройство лесов, воспроизводство и повышение продуктивности лесных деревьев, контроль за лесопользованием.1

Работа по выполнению указанных функций в полном объёме характерна для таких владельцев лесного фонда, как лесхозы. В то же время заповедники, национальные парки и подобные субъекты права землепользования и права владения по своим задачам не имеют полномочий на сдачу земель в аренду, на предоставление лесосек, лесорубочных и лесных билетов. Ограниченные возможности в осуществлении подобных функций имеют и иные владельцы лесного фонда – колхозы, учебные, опытные хозяйства.

Предоставление в аренду участков лесного фонда производится на основании совместного решения владельца лесного фонда и местной администрацией по согласованию с соответствующим органом охраны окружающей среды. Арендатор по договору имеет право: самостоятельно выбирать форму хозяйственной деятельности, проводить все виды рубок (при договоре на заготовку древесины), возводить объекты, связанные с пользованием лесами, их охраной и защитой.

В то же время арендатор обязан: соблюдать правила охраны лесов, почв и окружающей среды, проводить противопожарные мероприятия, лесовосстановительные работы. По окончании работ арендатор должен привести лесные участки в соответствие, пригодное для использования их по назначению.

За пользование земельным участком лесного фонда арендатор выплачивает арендную плату.

Величина арендной платы зависит от количества и качества используемых лесных ресурсов, их вида, расположения. Принципы арендной платы разрабатываются субъектами Федерации, конкретные размеры устанавливаются местной администрацией либо определяются на лесных торгах.

Владелец лесного фонда ведёт постоянный контроль за выполнением арендатором своих обязательств. В случаях нарушения правил лесопользования владелец вправе приостановить аренду участка, расторгнуть договор, предъявить в суде иск о возмещении ущерба.

Действие лицензии на аренду участков лесного фонда прекращается по истечении срока, при отказе арендатора от договора, систематическом нарушении законодательства, невнесении платежей за пользование лесным фондом и т.д.
3. Право лесопользования
Порядок использования земель лесного фонда в значительной степени определяется нормами, регулирующими режим лесоэксплуатации. В лесном фонде могут осуществляться следующие виды лесопользования: заготовка древесины; заготовка живицы; заготовка второстепенных лесных ресурсов (пней, коры, бересты, пихтовых, сосновых, еловых лап, новогодних ёлок и др.); побочное лесопользование (сенокошение, пастьба скота, размещение ульев и пасек, заготовка древесных соков, заготовка и сбор дикорастущих плодов, ягод, орехов, грибов, других пищевых лесных ресурсов, лесной подстилки и опавших листьев, камыша и другие виды побочного лесопользования; пользование участками лесного для нужд охотничьего хозяйства; пользование участками лесного хозяйства для нужд научно-исследовательских целей; пользование участками лесного фонда для культурно-оздоровительных, туристических и спортивных целей.

Применение соответствующих способов рубок зависит от групп лесов и категорий защищённости лесов первой группы. Так, в лесах третьей группы рубки главного пользования проводятся способами, обеспечивающими своевременное восстановление этих лесов, эффективное и рациональное использование лесных ресурсов. В лесах второй группы рубки главного пользования проводятся способами, направленными на восстановление ценных пород деревьев, сохранение природных функций лесов этой группы и позволяющими эффективно и рационально использовать лесные ресурсы. В лесах первой группы, которые подлежат особой охране, проводятся рубки главного пользования, направленные на улучшение состояния древостоев, усиление природных функций лесов этой группы, а также на своевременное и рациональное использование перестойных и спелых древостоев.

Заготовка древесины при рубках главного пользования и рубках промежуточного пользования проводится в соответствии с региональными правилами рубок (наставлениями).

Очень важные положения, касающиеся охраны лесов, установлены относительно объёма древесины при рубках главного пользования. ЛК РФ предусматривает, что заготовка древесины при рубках главного пользования на территории каждого лесхоза, по группам лесов и хозяйствам осуществляется в объёме расчётной лесосеки. Заготовка древесины в объёме, превышающем расчётную лесосеку, запрещается.

Расчётная лесосека определяется при лесоустройстве по каждому лесхозу федерального органа управления лесным хозяйством раздельно по хозяйствам (хвойному, мягколиственному и твёрдолиственному) в пределах групп лесов исходя из принципов рационального, непрерывного и неистощительного пользования лесным фондом.

Заготовка живицы осуществляется в хвойных перестойных и спелых древостоях, которые после окончания установленного срока подсочки предназначены в рубку. При недостатке перестойных и спелых древостоев допускается подсочка приспевающих древостоев, которые к сроку окончания подсочки достигнут возраста рубок. Не допускается передача таких древостоев в подсочку без утверждённых планов рубок главного пользования и подсочки этих древостоев.

Следующим видом заготовительных работ при выполнении лесных пользований служит заготовка второстепенных лесных материалов. К таковым закон относит пни, кору, бересту и т.д. Заготовка ведётся на основе лицензии на лесопользование и лесного билета на выполнение конкретного вида лесных работ.

Побочные лесные пользования по своему правовому режиму подразделяются на два вида – общедоступные (сбор грибов, ягод), не требующие специального разрешения, и специальные, на выполнение которых необходимо получить лесной билет (сенокошение, пастьба скота, заготовка технического сырья, лекарственных трав).

Участки лесного фонда предоставляются гражданам и юридическим лицам. Правила пользования лесным фондом для заготовки второстепенных лесных ресурсов утверждаются органами государственной власти субъектов РФ.

Для нужд охотничьего хозяйства участки лесного фонда предоставляются в соответствии с порядком, устанавливаемым органами государственной власти субъектов РФ. Для организации любительской и спортивной охоты общественным объединениям охотников участки лесного фонда передаются в безвозмездное пользование.

Проведение научно-исследовательских работ соответствующими организациями осуществляется бесплатно. Лесхоз может ограничить или запретить гражданам или юридическим лицам пользование участками лесного фонда, на которых проводятся такие работы, если данное лесопользование несовместимо с целями проведения научно-исследовательских работ.

На участках лесного фонда, предоставленных для культурно-оздоровительных, туристических и спортивных целей, лесопользователи проводят мероприятия по благоустройству этих участков при условии сохранения лесов и природных ландшафтов, соблюдения правил пожарной безопасности и санитарных правил в лесах. Порядок пользования лесом для этих целей утверждается органами государственной власти субъектов РФ.

Лесопользователями являются юридические (в т.ч. и иностранные) и физические лица – граждане, обладающие правом на осуществление лесных пользований по российскому законодательству.

Передача участков лесного фонда в пользование производит районная (городская) администрация на основе прямых переговоров, торгов, конкурсов.

Для возникновения права пользования необходимо получить от органов лесного хозяйства два разрешительных документа – лицензию, удостоверяющую право на долгосрочное пользование участками лесного фонда (аренда), лесорубочный билет или лесной билет.

Пользование лесным фондом является платным. Законодательство устанавливает систему платежей за лесопользование, которая включает: отчисления на воспроизводство, охрану и защиту лесов; лесные подати (плата за пользование лесным фондом); арендную плату.

Отчисления на воспроизводство, охрану и защиту леса производят все лесопользователи в процентах от стоимости древесины собственной заготовки, реализованной, переработанной по ценам реализации. Отчисления поступают в государственный внебюджетный фонд воспроизводства.
3.1. Основания возникновения права пользования участками лесного фонда
В соответствии с ЛК РФ право пользования участками лесного фонда и участками лесов, не входящих в лесной фонд, могут возникнуть на основании договора аренды, договора безвозмездного пользования, договора концессии либо лесорубочного билета, ордера или лесного билета.

По договору аренды участка лесного фонда – арендодатель обязуется предоставить лесопользователю – арендатору участок лесного фонда за плату на срок от 1 года до 49 лет для осуществления одного или нескольких видов лесопользования. Добытые в соответствии с договором аренды лесные ресурсы (продукция) являются собственностью арендатора. Субаренда участков лесного фонда запрещается. Порядок передачи лесов в аренду регулируются Положением об аренде участков лесного фонда, которое утверждается Правительством РФ. Договор аренды заключается в письменной форме и подлежит государственной регистрации.

Участки лесного фонда предоставляются в аренду на основании решений органов государственной власти субъектов РФ, или по результатам лесных конкурсов. Арендатор должен иметь лицензию на осуществление соответствующей деятельности. Леса и земли, на которых они расположены, не подлежат переходу в собственность арендатора. Запрещён также выкуп арендованных участков.

По договору безвозмездного пользования участком лесного фонда лесхоз обязуется предоставить лесопользователю участок леса на срок до 49 лет для осуществления одного или нескольких видов лесопользования. Решения о предоставлении участков лесного фонда в безвозмездное пользование принимаются органами государственной власти субъектов РФ.

По договору концессии участка лесного фонда сторона обязуется предоставить другой стороне на срок от 1 года до 49 лет право возмездного пользования на определённых условиях лесными ресурсами. На условиях договора концессии обычно предоставляются в пользование неосвоенные участки лесного фонда, без сложившейся инфраструктуры и требующие значительных средств для вовлечения лесов в эксплуатацию. Сторонами договора концессии являются Правительство РФ или уполномоченный им федеральный орган исполнительной власти и лица, признаваемые в соответствии с законодательством РФ инвесторами.

Данный договор заключается в письменной форме и подлежит государственной регистрации. Договор концессии участка лесного фонда заключается по результатам проведения конкурса или аукциона. Участки лесного фонда, передаваемые в концессию, выставляются на конкурсы или аукционы Правительством РФ по согласованию с органами государственной власти субъектов РФ.

Осуществление лесопользования допускается на основании лесорубочного билета, ордера или лесного билета. Лесорубочный билет или лесной билет выдаются в случае, если заключены договор аренды, договор безвозмездного пользования или договор концессии участка лесного фонда либо имеется протокол о результате лесного аукциона или решение органа государственной власти субъекта РФ.

Лесорубочный билет, ордер или лесной билет выдаются лесопользователю при краткосрочном пользовании лесным фондом на срок до 1 года. Лесорубочный билет на заготовку живицы выдаётся на весь срок подсочки древостоев. Лесорубочный билет или лесной билет выдаются лесопользователю ежегодно на осуществление видов лесопользования, указанных в соответствующем договоре. Лесорубочный билет предоставляет лесопользователю право на заготовку и вывозку древесины, живицы и второстепенных лесных ресурсов и выдаётся лесхозом.

Основанием для выдачи лесничеством ордера является выданный этому лесничеству лесорубочный билет. На основании ордера осуществляются отдельные виды заготовки и вывозка древесины, заготовка второстепенных лесных ресурсов. Лесной билет предоставляет право всех иных видов лесопользования, за исключением заготовки и вывозки древесины. Лесной билет на осуществление побочного лесопользования выдаётся лесничеством, а на осуществление других видов лесопользования – лесхозом.
4. Правовое регулирование охоты и охотничьего хозяйства
Лес среда обитания животных. Животный мир – составная часть лесного комплекса, лесного фонда. Организация охоты и охотничьего хозяйства – один из видов лесного пользования, а уничтожение полезных для леса животных и птиц относится к числу нарушений лесного законодательства.

Основная задача охотничьего хозяйства как составной части материального производства – создание и поддержание условий, необходимых для нормального осуществления промысловой и любительской охоты с целью охраны, комплексной эксплуатации и воспроизводства охотничьих ресурсов.

Охотничье хозяйство ведётся на землях лесного фонда, сельскохозяйственного назначения, где имеются ресурсы охотничьих животных и разрешена их эксплуатация. Пользование участками лесного фонда для нужд охотничьего хозяйства может осуществляться на условиях аренды. Арендаторами выступают специализированные охотничьи предприятия, общественные охотничьи организации, другие юридические лица, в т.ч. иностранные граждане.

Объектами охотничьих отношений являются охотничьи животные. Государственный охотничий фонд состоит: из млекопитающих и птиц, отнесённых к объектам охоты и находящихся в состоянии естественной свободы. Охотничий фонд находится в совместном ведении Федерации и субъектов Федерации. Государство является собственником охотничьих животных. Между федерацией и её субъектами происходит распределение полномочий по оперативному управлению и распоряжению объектами собственности.

Охота – один из видов пользования животным миром и средой его обитания – лесом. Она определяется как преследование с целью добычи: добыча, отстрел, отлов диких животных и птиц, находящихся в состоянии естественной свободы, лицом, имеющим право на охоту на земельных угодьях, отведённых для охоты.

Таким образом, не будет считаться охотой отстрел, отлов домашних зверей и птиц, сельскохозяйственных животных. Не считаются объектами охоты уничтожение, похищение животных в зоопарке, хотя они и являются дикими, но лишены признака естественной свободы.

Охота в том значении, в котором она определена, выполняет 3 взаимосвязанные функции: экономическую, экологическую, культурно-оздоровительную. Экономическое значение охоты – в удовлетворении материальных потребностей населения в продуктах отстрела животных (мясо, шкура, рога и т.д.). Экологическое значение – в возможности регулирования численности животных в рамках естественного отбора, в рамках нормального функционирования естественных экологических систем. В культурно-оздоровительном отношении охота является спортом, способствующим укреплению здоровья, воспитанию смелости и мужества.

Правовое регулирование охоты – совместная компетенция Федерации и субъектов Федерации. На уровне Федерации принимаются законы об охране окружающей природной среды, об охране и использовании животного мира, об охоте; подзаконные акты – постановления правительства об утверждении Положения об охоте и охотничьем хозяйстве; ведомственные акты – Типовые правила охоты. Субъекты Федерации принимают нормативно-правовые акты, регламентирующие охотничьи отношения с учётом местных условий. На основе типовых правил, они утверждают правила ведения охоты в республике, области, крае.

Охота – выслеживание с целью добычи, преследование и сама добыча диких животных.

Незаконной признаётся охота без соответствующего разрешения, либо осуществляемая вопреки специальному запрету, либо осуществляемая лицом, вообще не имеющим права на охоту (не достигшим 18 лет, не состоящим членом общества охотников и т.д.), получившим лицензию без необходимых оснований, либо осуществляемая вне отведённых мест, в запрещённые сроки, запрещёнными орудиями и способами (самоловов, петель, сетей, электронных приборов и т.д.).2
5. Охрана леса и земель лесного фонда
Охрана леса – одна из функций в организации и деятельности органов лесного хозяйства. Под охраной понимается:

организационные мероприятия, проводимые органами исполнительной власти и лесного хозяйства по борьбе с пожарами, вредителями и болезнями леса;

в юридическом значении охраной считаются меры предупреждения в устранении нарушения права собственности, владения и пользования участками лесного фонда.

служба, которая называется государственной лесной охраной.

Государственный контроль за состоянием, использованием, воспроизводством, охраной и защитой лесов закон возлагает на органы государственной представительной и исполнительной власти Федерации, субъектов Федерации, местные органы самоуправления, а также специально уполномоченные органы лесного хозяйства и охраны окружающей среды.

На лесхозы возлагаются следующие обязанности: осуществлять уход за лесами, проводить работы по селекции, лесному семеноводству и сортоиспытанию ценных древесных пород, повышению плодородия почв, предотвращению водной и ветровой эрозии почв, заболачивания, засоления и других процессов, ухудшающих состояние земель; осуществлять рубку промежуточного пользования, если нет иного использования этих рубок; принимать меры по эффективному воспроизводству лесов, созданию новых лесов и проведению гидролесомелиорации избыточного увлажнения земель; строить дороги лесохозяйственного назначения; оказывать лесопользователям помощь в выборе способов воспроизводства лесов, обеспечении посевным и посадочным материалами и оплачивать в установленном порядке выполненные ими лесовосстановительные мероприятия.

Ст. 92 ЛК РФ предусматривает, что леса подлежат охране от пожаров, незаконных порубок, нарушения установленного порядка лесопользования и других действий, причиняющих вред лесному фонду и не входящим в лесной фонд лесам, а также защите от вредителей и болезней. Охрана и защита лесов осуществляется наземными и авиационными методами лесхозами, базами авиационной охраны лесов и другими организациями.

Основы лесного законодательства предусматривают, что виновные лица за совершение нарушений лесного законодательства привлекаются к уголовной, административной, гражданской ответственности и возмещают вред, причинённый лесному хозяйству.

Уголовное правонарушение – преступление, представляет собой виновное общественно опасное действие (или бездействие), нарушающее лесное законодательство и предусмотренное особенной частью УК РФ:

ст. 246 – нарушение правил охраны окружающей среды при производстве работ повлёкших за собой причинение вреда здоровью человека, массовую гибель животных либо иные тяжкие последствия;

ст. 254 – порча земли – отравление, загрязнение или иная порча земли вредными продуктами хозяйственной или иной деятельности;

ст. 258 – незаконная охота;

ст. 260 – незаконная порубка деревьев и кустарников, а равно повреждение до степени прекращения роста деревьев, кустарников и лиан в лесах первой группы либо в особо защищённых участках лесов всех групп и т.д.;

ст. 261 – уничтожение или повреждение лесов, а равно насаждений, не входящих в лесной фонд.

Административная ответственность в виде штрафа за лесонарушения установлена в Кодексе РФ об административных правонарушениях. Ответственность представлена наибольшим числом составов:

незаконная порубка деревьев;

уничтожение или повреждение лесных культур, саженцев;

использование лесного фонда для самовольной застройки, устройства складов и т.д.;

самовольное сенокошение и пастьба скота, самовольный сбор грибов, ягод, других плодов на участках, где это запрещено;

повреждение леса сточными водами, химическими веществами;

нарушение правил пожарной безопасности и т.д.

В качестве меры наказания предусматривается наложение штрафа. Штрафы подлежат взысканию по решению государственной лесной охраны и органов государственного контроля за состоянием лесов.

Гражданская ответственность в области лесных отношений может быть двух видов. В виде неустоек за нарушение лесохозяйственных требований при отпуске древесины на корню. Второй вид ответственности носит деликтный характер. Он предусматривается за нарушение лесного законодательства. В свою очередь этот вид ответственности подразделяется на 2 подвида: таксовую и смешанную ответственность.

Заключение
Земли лесного фонда занимают более половины территории России (59%). Их общая площадь составляет 838 млн. га. Правовой режим земель лесного фонда во многом обусловлен правовым режимом расположенных на них лесов. В силу ст. 3 ЗК РФ к отношениям по охране лесов, вод применяется соответственно лесное и водное законодательство.

Базовым актом лесного законодательства является Лесной кодекс, который, основываясь на конституционных нормах, устанавливает правовые основы рационального использования, охраны, защиты и воспроизводства лесов, повышения их экологического и ресурсного потенциала.

При этом регулирование лесных отношений осуществляется с учётом представлений о лесе как о совокупности лесной растительности, земли, животного мира и других компонентов окружающей природной среды, имеющей важное экологическое, экономическое и социальное значение. Нормы лесного права, содержащиеся в иных законах, в силу ст. 1 ЛК должны соответствовать лесному законодательству Российской Федерации. Такое понимание леса и его взаимосвязи с землёй сложилось не сразу, оно на протяжении длительного времени претерпевало значительные изменения.

Лесной фонд находится в федеральной собственности. На основании Федерального закона может допускаться передача части его в собственность субъекта Российской Федерации. Граждане имеют право свободно и бесплатно пребывать на землях лесного фонда, собирать для собственных нужд плоды, ягоды, орехи, грибы, лекарственные растения, охотиться. Однако это может быть ограничено на основе законодательства субъектов Федерации в интересах пожарной безопасности лесов или ведения орехо-промыслового, лесоплодового либо лесосеменного хозяйства.

Наиболее актуальный вопрос на сегодняшний день – перевод лесных земель в нелесные для использования их в целях, не связанных с ведением лесного хозяйства или пользованием лесным фондом. Ежегодно десятки тысяч гектаров изымаются из земель лесного фонда для строительства дач, коммуникаций, для градостроительства.

Список использованной литературы
1. Конституция РФ от 12 декабря 1993 г.

2. Земельный Кодекс РФ от 25.10.2001 № 136, принят Гос. Думой 28.09.01.

3. Кодекс РФ об административных правонарушениях от 30.12.01. № 195, принят Гос. Думой 20.12.02.

4. Лесной Кодекс РФ от 29.01.97, № 22 – ФЗ, принят Гос. Думой 22.01.97.

5. Уголовный Кодекс РФ от 13.06.96, № 63 – ФЗ, принят Гос. Думой 24.05.96.

6. Комментарий к Лесному кодексу Российской Федерации / Под ред. С.А. Боголюбова. М.: Норма, 2009.

7. Земельное право. Учебник. Под ред. С.А. Боголюбова. Норма – Инфра. М., 2009.