Дифференциальная рента как экономическая основа рационального использования природных ресурсов

ФГОУ ВПОСибирская Академия государственной службы
КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА
по дисциплине:
Государственное управлениеприродными ресурсами
на тему:
Дифференциальная рента какэкономическая основа рационального использования природных ресурсов
Выполнила: студентка Vкурса
группы 501
Антипина Н.И.
Проверил: Иванов О.П.
Новосибирск 2009

Оглавление
Введение
Глава 1. Понятие дифференциальной ренты
Глава 2. Необходимость использованиярентных платежей
Заключение
Список использованных источников
 

 
Введение
Природные ресурсыиграют значительную роль в экономике любого государства, обеспеченностьприродными ресурсами – один из важнейших экономических показателей,характеризующих экономическое положение страны.
Исследования российскихученых показывают, что Россия, несмотря на огромные разрушения в период реформ,все еще остается богатой страной. Богатой, прежде всего, природно-ресурснымпотенциалом. Доходы от использования природных ресурсов – один из основныхисточников поступлений в бюджет. Роль природных ресурсов в экономике Россиизначительно возрастет с введением рентных платежей за использование природныхресурсов
Под природной рентойпонимается некоторый доход, который получает собственник природного ресурса,сдавая его в аренду или эксплуатируя самостоятельно.
Однако доходы отиспользования природных ресурсов могут значительно увеличиться, если рентныеплатежи будут основываться на дифференциальном рентном эффекте.
Далее в контрольнойработе будут рассмотрены понятие и виды дифференциальной ренты, условия ееобразования, а также экономическая и социальная выгода от введениядифференциальной ренты.

Глава 1. Понятиедифференциальной ренты
При использованииценных и уникальных природных ресурсов, то есть природных ресурсов лучшегокачества, возникает экономический выигрыш, именуемый дифференциальной рентойили дифференциальным рентным эффектом.
Дифференциальная рента– дополнительный доход, получаемый при эксплуатации природного ресурса,обусловленный, главным образом, свойствами природного объекта или высокойпроизводительностью добавочных вложений капитала.
По форме своеговозникновения дифференциальная рента может принимать форму дифференциальнойренты I и дифференциальнойренты II.
Дифференциальная рента Iсвязана с более высоким качеством природного объекта, с близостью к рынкамсбыта и т.п. Индивидуальная цена производства единицы земледельческого продуктас лучших участков оказывается более низкой, т.к. труд, приложенный к болееплодородной почве, при прочих равных условиях более производителен или расходыпо доставке товаров на рынок с участков, ближе расположенных к нему, ниже, чемс более отдаленных.
Дифференциальная рента IIпредставляет собой добавочную прибыль, возникающую в результатепоследовательных вложений капитала в землю. Она неразрывно связана синтенсификацией использования природного объекта, является её важнейшимэкономическим результатом. Повышение массы и нормы дифференциальной ренты IIвыражает рост производительности добавочных вложений капитала.
Дифференциальная рента Iи дифференциальная рента II– это не отдельные составляющие дохода, а только характеристики егообразования. Дифференциальная рента IIобъясняет образование дохода на одном и том же участке и показывает абсолютныйэффект от эксплуатации природного объекта. Дифференциальная рента Iпоказывает в свою очередь сравнительную эффективность, т.е. насколько одинучасток хуже или лучше другого.
Условием образованиядифференциальной ренты Iявляется разное качество природных ресурсов. Ресурс лучшего качества (болееплодородная земля, качественная нефть, порода с высоким содержанием руды ит.п.) позволяет при прочих равных условиях (квалификация кадров, оборудование итехнология) получать гораздо лучшие экономические результаты по сравнению сболее бедными природными ресурсами. Аналогичный эффект дает местоположение, транспортныйфактор. Местоположение и транспортная близость определяет высокую ценусельскохозяйственных земель, расположенных вблизи городов, даже в случае ихневысокого плодородия. Одинаковые по качеству месторождения нефти и газа могутиметь различный доступ к трубопроводам, транспортную инфраструктуру, находитьсяна разном расстоянии от мест потребления и переработки. Разница в получаемыхрезультатах при различном качестве природных благ и их местоположениисоставляет основу и определяет величину дифференциальной ренты I.
Как уже было сказано,продуктивность природных объектов во многом определяется их природнымивозможностями. При этом условии ценность конкретного природного ресурсаопределяется тем, доходом, который его владелец может получить, используя его.
Дифференциальную ренту Iможно определить по формуле:
/>,[1]
Где /> -дифференциальная рента i-участка,
Р – цена продукции,
/> – затраты поэксплуатации i-участка,
/> – объемпроизводства продукции на i-участке.
Если учесть, чтозатраты на разных природных объектах неодинаковы, то исходя из формулы очевидентот факт, что владелец лучшего природного участка получает дополнительный доходпо сравнению с теми, чьи участки хуже.
Дифференциация затратили отдачи возникает также из-за того, что количество участков с относительнолучшими природными характеристиками ограничено, а продукции, производимой наних, недостаточно для покрытия общественного спроса. Следовательно, наряду сучастками, обладающими наилучшими экономическими показателями (издержки напроизводство на таких участках минимальны), приходится эксплуатировать идругие. Однако владелец лучшего участка имеет преимущество перед владельцамидругих участков.
Другой предпосылкойвозникновения дифференциальной ренты Iявляется единый рынок на продукцию. Для рынка не имеет значения тот факт, чтона разных участках затраты на производство продукции были различными, т.к. товарыодинаковые, то реализовываться они будут по одной цене.
Дифференциальная рентаII возникает в результате различной производительности добавочных вложений: еёмасса и норма планомерно возрастают в условиях интенсификации,научно-технического прогресса. Таким образом, получаемый доход являетсярезультатом предпринимательской деятельности и по праву должен принадлежатьвладельцу участка. Следовательно, рентные платежи от дифференциальной ренты IIрода остаются в собственности природопользователя.
Дифференциальная рентаI представляет собой экономический выигрыш, целиком обусловленный особымиприродными и экономико-географическими свойствами используемых природныхресурсов, не зависит от эффективности работы предприятий и, следовательно,ведет к возникновению у предприятий особой части незаработанного дохода.
Незаработанная частьприбыли предприятия по справедливости должна возвращаться природе и обществу инаправляться на общественные и природные нужды. И государство, как собственникприродных ресурсов, обязано обеспечить все условия для такого возврата иперераспределения части прибыли в пользу природы и общества.[2]
Другими словами,владелец природного ресурса должен выплачивать ренту обществу, а не присваиватьсебе то, что ему не принадлежало и принципиально принадлежать не может. Онимеет непререкаемое право на доход, являющийся результатом егопредпринимательской деятельности, вложений капитала за свой страх и риск. Нотакже закономерно, что часть дохода, которая остается сверх этого и не является«делом рук человеческих», результатом труда и предпринимательской активности,должна принадлежать всем.[3]
дифферециальныйрента природный ресурс
Глава 2. Необходимостьвведения рентных платежей
Дифференциальная рента Iпредставляет собой дифференцированный рентный платеж, устанавливающий взаимныеобязательства государства и природопользования по поводу участия последнего вэксплуатации лучших месторождений. Взаимные обязательства проявляются в том,что дифференциальная рента I рода в виде рентных платежей изымается упользователя природными ресурсами и направляется во внебюджетные фонды государства.
Рентные же платежи отдифференциальной ренты II рода остаются в собственности природопользователя.Данная рента, являющаяся заслугой не государства, а природопользователя, должнастимулировать его к инновациям в использовании природных ресурсов, поэтому врентные платежи её включать нельзя.
К сожалению, вследствиеразных причин, несмотря на довольно основательное теоретическое обоснованиецелесообразности и необходимости внедрения дифференциальной ренты в практикуотечественного природопользования, эта проблема до последнего времени остаетсянеразрешенной. Таким образом, из-за отсутствия соответствующего федеральногозаконодательства, возможности исчисления изъятия и перераспределения рентныхдоходов весьма ограничены и подавляющая часть дифференциальной ренты, приносимойценными и уникальными природными ресурсами России, присваивается ныне частнымироссийскими и иностранными компаниями.
В то же время разделитьдифференциальную ренту I и II рода на практике весьма сложно.
Так, например, помнению академика Дмитрия Львова, прибыль, принадлежащую природопользователю,следует отделять от дифференциальной ренты, принадлежащей обществу в целом,путем установления уровня рентных платежей непосредственно в ходе аукциона иликонкурса по выдаче лицензии на право эксплуатации конкретного природного объекта.
Другой вариантисчисления дифференциальной ренты использовался в Иркутской области в 1990-хгг. Разработкой платежей за пользование природными ресурсами занимался Центркадастров природных ресурсов, плата за пользование природными ресурсамиосновывалась на определении рентных эффектов.
Для прорыва страны вбудущее, России необходимо сделать решительную ставку на рентный доход.Согласно Д.С. Львову, две трети всех доходов Россия получает за счетиспользования природных ресурсов. При этом вклад человеческого труда в общиечистые доходы страны составляет всего 5%. При этом, по его словам, на платежиот использования природных ресурсов приходится всего 17-18% доходов бюджета,тогда как за счет фонда оплаты труда формируется 70% государственной казны.[4]
Расчеты экономистовпоказывают, что если Россия сделает ренту основным источником бюджетногодохода, то она сможет сохранить уровень этого дохода, отменив при этом всеосновные налоги, кроме акцизов.
По мнению Д.А. Львова,Россия за счет ренты могла бы покрывать первоочередные расходы на оборону, наподдержку конверсии, науки, образования, культуры и здравоохранения, насодержание госаппарата. Обобществление рентного дохода – это реальная возможностьобеспечения стабильных бюджетных поступлений.
Переход кпреимущественно рентной системе формирования совокупного дохода сулитпреимущества не только экономического, но и социального характера. Переносцентра тяжести налогообложения на природно-ресурсный потенциал позволиторганизовать систему финансовых трансфертов между богатыми и бедными регионами,осуществить мощную социальную поддержку населения, создать систему социальныхдоплат к заработной плате и пенсиям.

 
Заключение
Следует еще раз отметить,что экономическая сущность дифференциальной ренты связана с дополнительнымдоходом, получаемым от эксплуатации лучших природных участков, находящихся всобственности государства, а не недропользователя. В Российской Федерациисуществует государственная собственность на недра. Это значит, что государству,а в его лице всему обществу и должен принадлежать этот дополнительный доход ввиде дифференциальной природной ренты (земельной, горной, водной, лесной идр.).
В заключение хотелосьбы привести слова Дмитрия Львова, сторонника введения дифференциальной платежейза пользование природными ресурсами:
«В вопросе особственности на землю Правительство и Федеральное собрание должны всетщательно взвесить. Велик соблазн решений, преследующих сиюминутную цель – собратьнемедленно какие-то деньги для покрытия нужд бюджета. Однако это означает, чтобудущие правительства лишатся возможности иметь гораздо больший поток доходовот Земли. Они столкнутся с неизбежным ростом социальной напряженности вобществе, с трудно преодолимыми препятствиями на пути борьбы с коррупцией и криминализациейэкономики.
А главное – они упустятреальный исторический шанс предложить стране оптимальную системуземлепользования, сочетающую экономическую эффективность и социальнуюсправедливость».

Список использованныхисточников
 
1.  ГолубА.А., Струкова Е.Б. Экономика природных ресурсов.– М.: Аспект Пресс, 2001.–С.21;
2.  Иванов.О.П. государственное управление природными ресурсами: Учеб. пособие/ О.П.Иванов. – 3-е изд., испр. и доп. – Новосибирск: СибАГС, 2007. – 480 с.;
3. ЛьвовД.С. Экономика развития.– М.: Экзамен, 2001.– С.158;
4. ПермяковБ. Рента и природопользование//Волна.– Иркутск, 2000, №24;
5. КимельманС. Куда в России девается нефтяная рента//Золотой лев [Электронный ресурс] – URL:www.zlev.ru;
6. «БольшаяСоветская энциклопедия» [Электронный ресурс] – URL:slovari.yandex.ru/dict/bse/article/00023/96200.htm;
7. «Деловаяпресса» №25 (206) от 26.06.2003 г. Козак считает, что размер ренты нужноопределять на аукционе [Электронный ресурс] – URL:www.businesspress.ru/newspaper/article_mId_40_aId_268402.html;
8. «РоссийскаяБизнес-газета» №438 от 9.12.2003 г. Рента сверху не видна [Электронный ресурс]– URL: www.rg.ru/2003/12/09/renta.html