Государственно-частное партнерство: мировой опыт и российская практика

Содержание
Введение
Глава 1Теоретические основы анализа государственно-частного партнерства
1.1 Понятие, возникновение и структура государственно-частногопартнерства. Концептуальные основы партнерствагосударства и частного сектора
1.2Основные модели и формы партнерства
Глава2. Развитие государственно-частного партнерства в мировой и российской экономике
2.1 Международныйопыт взаимодействия государства и частного бизнеса
2.2 Практикавнедрения государственно-частного партнерства в России: результаты и проблемыразвития
Заключение

Введение
В настоящее время вэкономике ряда развитых и развивающихся стран широкое распространение принимаетновая особая форма взаимодействия государства и частного бизнеса –государственно-частное партнерство. Государственно-частное партнерствопредставляет собой организационное и институциональное объединение государстваи частного бизнеса с целью реализации общественно значимых проектов в масштабевсей страны или отдельных территорий. Значительные изменения происходят вформах и методах управления производственной и социальной инфраструктуры, потрадиции находящиеся в государственной собственности: коммунальные иэнергетические сети, морские и речные порты, аэропорта; здравоохранение,образование, правоохранительная и военная области.
Эти измененияхарактеризуют ослабление непосредственного влияния государства в экономике ипараллельное усиление ее государственного регулирования в различных формах. Причинойтакого поведения является недовольство государства работой публичных служб пообеспечению и обслуживанию общества. Вытекающее из этого следствие представляетсобой партнерство государства и частного сектора.
Все же такие изменения истратегии создают особую неопределенность, и исследование и анализгосударственно-частного партнерства несет в себе актуальный характер и представляетнаучный интерес. Данная тематика рассматривалась и анализировалась в трудах различныхавторов, в особенности В.Б. Варнавского, О. Вильямсона, Д. Гримси, С.А.Карпова, М. Льюиса, П. Розенау.
При изучении литературы данныхавторов отмечается вполне достаточное и оптимальное количество полных и явныхисследований тематики государственно-частного партнерства: международный опыт ироссийская практика.
Цель работы – анализ государственно-частногопартнерства на международном и российском рынках.
Поставленная цельопределяет следующие задачи:
— выявить теоретическиеосновы анализа государственно-частного партнерства и особенности этого понятия;
— рассмотреть основныемодели и формы государственно-частного партнерства;
— провести анализвзаимодействия государства и частного бизнеса на международном и российскомрынках;
— выявить имеющиесясложности развития государственно-частного партнерства и проанализироватьтенденцию развития нового экономического отношения в российской экономике.
Стоит отметить, чтообщетеоретические моменты освещены в систематических курсах по микроэкономике.Методолого – теоретическую базу исследования составили несколько групписточников. К первой отнесены учебные пособия: «50 лекций по микроэкономике»под ред. М.Н. Грязновой, Н.Л. Юдановой, « Государство и бизнес: основывзаимодействия» Шамхалов Ф., «Экономика. Вводный курс» Самуэльсон П.А.;Современный экономический словарь (Райзберг Б.А).
Ко второй отнесенынаучные статьи Айрапетяна М., Амунца Д., Варнавского В., Дерябиной М., ЖилинойО., Филатова А., в периодических журналах: «Аудитор», «Вопросы экономики», «Мироваяэкономика и международные отношения», «Проблемы теории и практики управления»,«Российское предпринимательство», «Российская Федерация сегодня», «СовременнаяЕвропа».

Глава 1. Теоретические основы анализа государственно-частногопартнерства
 
1.1Понятие, возникновение и структура государственно-частного партнерства. Концептуальныеосновы партнерства государства и частного сектора
Экономика ряда развитых,а в последнее время и развивающихся стран широко применяет новую особую формувзаимодействия государства и частного бизнеса. Эта особая форма партнерства,обозначаемая обычно термином Public PrivatePartnership (PPP). В российской литературе применяется термингосударственно-частное партнерство, исходя из четкого определения ведущей ролигосударства в российских реалиях.
Данная форма основываетсяна ослаблении прямого воздействия государства в экономике, передачефункциональных полномочий частному сектору и одновременное сохранение, иусиление своего регулирования. Государство – это некое агентство по реализацииобщественно значимых благ и услуг. Некоторые части этих благ оно можетпроизводить самостоятельно, а остальное путем привлечения возможностей испособностей частного сектора. Бизнес как бы приглашается в управлениегосактивами для улучшения и качественной реализации государственных проектов.
Государственно-частноепартнерство – эта форма деятельности государства и частного сектора, с целью развитиянаиболее значимых объектов инфраструктуры и обеспечения качественными услугамихозяйствующих субъектов и общества.
«Государственно-частноепартнерство – это специфическая, различных видов форма взаимодействиягосударства и частного сектора в сфере экономики, основополагающей чертойкоторого является сбалансированность интересов, прав и обязательств сторон впроцессе его реализации».[12, с.122]
Собственно термин«государственно-частное партнерство» (ГЧП, Public PrivatePartnership) появился в начале 90-х гг. XX в. И связан, главным образом, с«британской моделью» ГЧП. В 1992 году правительство Д. Мейджора объявило о «частнойфинансовой инициативе» (Private FinanceInitiative – PFI), которая представляла собой модернизированнуюконцепцию управления госсобственностью. Суть PFI состояла в том, чтобы в рамках договоров и соглашенийо государственно-частном партнерстве передать частному сектору функции финансирования(строительства, реконструкции, эксплуатации, управления и т. д.) объектовсоциально – культурной и производственной инфраструктуры, находящихся вгосударственной собственности. Данное кардинальное изменение системыгосударственного управления в Великобритании повлекло за собой существеннуютрансформацию в институциональной среде, а также во взаимоотношенияхгосаппарата и частного бизнеса.
Учитывая интенсивноеразвитие многообразных форм ГЧП во всех регионах мира, применение в различныхотраслях экономики, эту форму взаимодействия можно трактовать как характернуючерту современной смешанной экономики.
Напомню, что смешаннаяэкономика представляет собой экономику с элементами рынка и командной формыуправления. Эта некая альтернативная форма управления. Еще никогда несуществовало 100%-ной рыночной экономики, хотя Англия в XIX веке была близка к такой системе. Внастоящее время в США значительная часть решений принимается рынком. Однакороль правительства страны от этого не угасает, наоборот, государство играетважную роль в работе рынка: издаются указы и положения, регулирующиеэкономическую среду, предоставляются услуги в сфере здравоохранения,образования и охраны правопорядка, контролируется бизнес и загрязнениеокружающей среды. [3, с.225]
Рассмотрим концепцию ГЧПпо анализу В. Варнавского:
1. Стоит подчеркнутьобозначенный момент, что ГЧП – это полуприватизационная форма, т.е.государство, передавая права владения распоряжения объектами инфраструктурычастному сектору, остается собственником этих объектов;
2. Государство водностороннем порядке выполняет свои основополагающие функции жизнеобеспечениянаселения и предприятия, остается ответственным перед обществом зафункционирование инфраструктур;
3. Для обеспечениясоответствующего уровня услуг, частным предприятиям создается определенная системаконтроля и регулирования;
4. Взаимодействие сторонв ГЧП закрепляется на официальной, юридической основе (соглашения, договоры,контракты и т.д.);
5. В процессе реализациипроектов ГЧП имеющиеся активы сторон
(ресурсы и вклады)объединяются;
6. Все риски в проектахГЧП, разделяются между государством и бизнесом в пропорциях, согласно взаимнымдоговоренностям, зафиксированным в соответствующих соглашениях, контрактах,договорах и т.д.
Каждый участник проектавносит свой вклад в развитие общего проекта. К примеру, бизнес обеспечиваетфинансовые ресурсы, профессиональный опыт, гибкость, быструю адаптацию иоперативность в принятии решений, проявляет эффективное управление, новаторскиеспособности. При этом внедряются так называемые «ноу-хау» в технологиях испособах управления при реализации проектов, и налаживаются связи споставщиками и подрядчиками, что повышает спрос высококвалифицированныхработников на рынке труда.
Государство жеобеспечивает правомочия собственности, предоставляет всевозможные льготы игарантии, а также финансовые ресурсы. При ГЧП государство развивает своиосновные функции – контроль, регулирование, соблюдение общественных интересов.
Далее следует рассмотретьзаинтересованность каждого участника проекта в ГЧП.
Интерес бизнесаобусловлен заинтересованностью в максимизации прибыли от реализации проектов,т.к. обладая хозяйственной свободой в проектах, предоставляемой государством,частный сектор стремится к увеличению производительности труда и нововведениям.Во- вторых, бизнес, при неудачном стечении обстоятельств при реализациипроекта, получает достаточные гарантии возврата вложенных средств в реализациюпроекта, т.к государство несет определенные риски (согласно договоренностямсторон). В некоторых случаях, при высококачественном обслуживании государстводоплачивает своему партнеру. И последнее, частный сектор получает вдолговременное управление активы государства на льготных условиях платы.
Заинтересованность жегосударства состоит в том, что оно может переложить часть расходов посодержанию и инвестированию имущества на частный сектор. Так же, за счетарендных и концессионных платежей, государственные структуры получаютдополнительный источник доходов в бюджет.
А что же со всего этого имеетнаселение? Ведь все действия государства должны быть направлены главным образомна улучшение благосостояния человека. В число положительных сторон партнерстваотносится повышение качества товаров и услуг, во-вторых, решаются социально –экономические проблемы. А также, теперь уже высвобожденные средства государствоможет потратить на решение других более значимых задач и выполнение своихпервоочередных функций.[14, с 65-66; 9]
Воспользуюсь правомвернуться к определению партнерства. Как уже отмечалось — это особая форма взаимодействиягосударственных структур и частных предприятий. Ключевым словом здесь, на мойвзгляд, является слово взаимодействие, т.е. партнерство, согласованныедействия, интересы и решения государства и частного сектора. Если осуществляетсявзаимодействие, значит, государство и бизнес нашли общие интересы. Следуетвопрос, в каких секторах это может происходить? Согласно концепции либералов, границывмешательства государства должны быть существенно сокращены, «рынок естьсаморегулирующая среда, или что частная собственность намного эффективнейгосударственной». Под действием неблагоприятного состояния экономики некоторыхстран и данных стереотипов, правительство этих стран принялись усиленноприменять новую политику – приватизацию. Как известно последствия оказались несамыми утешительными – произошло расхождения в целях государства и частныхинтересов. Чтобы исправить положение понадобились новые формы. ГЧП же оказалосьнаиболее успешно применимой в некоторых приватизированных странах (заисключением России). ГЧП – это полуприватизированная форма, следовательно,приватизация не отменяется. Конечно, есть такие сферы, где частные предприятиямогут функционировать и без государственной поддержки и вмешательства, нотрадиционные сферы государственной ответственности: инфраструктура,национальная оборона, образование и т. д., не представляют особого интересабизнесу и, в конечном счете, могут исчезнуть, что может привести к нарушениюсоциально – экономического обеспечения, поэтому такие активы не могутпередаваться в частные руки. Из этого следует право на определение ГЧП какнекой альтернативной приватизации.
Так как же найти то самоевзаимодействие? Как привлечь инвестора к реализации государственных проектов?Бизнес зачастую не видит определенных целей государства и его готовность ксотрудничеству.
Во – первых, государстводолжно признать сотрудничество с новым субъектом рыночной экономики, должноопределиться со сферами и целями реализации общественно значимых проектов.
Во-вторых, укрепить законодательнуюбазу для ГЧП.
И последнее, это созданиеадминистративного аппарата, готового к реализации созданных проектов. [11, с16-17]
 
1.2Основные модели и формы партнерства
Анализ причин следуетдополнить анализом моделей и форм. После выполнения всех вышеизложенных условий,государственные структуры и частный сектор вступают в партнерство, котороезакрепляется определенными договорами, контрактами, соглашениями и т. д. Взависимости от степени интенсивности решаемых задач в рамках ГЧП всесуществующие формы партнерства можно классифицировать на отдельные модели. Длязадач ГЧП различают организационные модели, модели финансирования и кооперации.
При организационноймодели глубокого вторжения в отношения собственности не происходит,сотрудничество заключается путем привлечения третьих лиц, организаций,«переуступки отдельных функций и контрактных обязательств, использованиявозможностей передачи объектов во внешнее управление» [14, с 65-66]
К этой модели относятнаиболее распространенный тип – концессии. Модель финансирования представляетсобой коммерческий наем, аренда, лизинг и различные формы финансирования. Моделькооперации это объединение усилий партнеров, представленное в различныхформах и методах для создания новой потребительской стоимости как публичногоблага. Обычно такая кооперация представляет собой сложную структуру, особенно всфере производства.
Формы ГЧП представляютсобой:[14,9,10,8]
Государственныеконтракты какадминистративный договор, составленный между государством и частной фирмой дляосуществления особо полезных и необходимых видов деятельности: контракты навыполнение работ по финансированию, проектированию, строительству, на оказаниеобщественных услуг, на управление, на поставку государственных нужд, дляоказания технической помощи и т.д. Особенностью такой формы является то, чтогосударство не предает права собственности частному предпринимателю. Всядеятельность по контракту (строительство, закупка материалов) осуществляется насредства государства, а частный сектор выступает подрядчиком и не имеет правапроизвольно распоряжаться полученными средствами. Интерес же частного партнерасостоит в получаемой доле в доходе и прибыли. Однако следует заметить, что этовесьма привлекательный бизнес, т. к. кроме устойчивых доходов, предоставляютсявсевозможные льготы и некий престиж.
Аренда государственнойсобственности (здания,оборудования и т. д.) и в форме лизинга. Смысл арендных отношенийзаключается в передаче частному сектору государственное и муниципальноеимущество во временное пользование и за определенную плату. По традициипредполагается возврат арендованного имущества арендатору, при этом право нараспоряжение остается за государством, но возможны исключения в виде выкупаарендованного объекта, в специально оговоренных случаях. Главной особенностьюявляется получение государством прибыли в виде арендных платежей. В случаелизинга лизингополучатель, т.е. частный сектор в любом случае имеет правовыкупить арендованное государственное или муниципальное имущество.
Совместныегосударственно-частные предприятия. Они создаются в основном путем акционирования или на основедолевого участия сторон без выпуска акций. Степень свободы частного сектораопределяется доле сторон в капитале. Также в зависимости от такой долираспределяются риски между участниками.
Концессии (концессионное соглашение) – формаотношений между государством и частным бизнесом, получающее все большеераспространение. Особенность состоит в том, что государство, оставаясьполноправным собственником имущества, уполномочивает частного партнеравыполнять в течение определенного срока определенные функции, которыеоговариваются в соглашении, наделяя его при этом соответствующими правомочиями.Одно из них заключается в том, что он получает исключительное право недопускать аналогичной деятельности других лиц и самого государства. Запользование государственной или муниципальной собственностью концессионервносит плату, оговариваемые в соглашении. На выработанную продукциюконцессионер получает право собственности. По этому соглашению концессионер(частный партнер) обязан подчиниться требованиям публичных интересов, оказыватьсоответствующие услуги, делать их общедоступными и устанавливать одинаковыйтариф на эти услуги. В случае обстоятельств, приносящие угрозу обществу,государство принимает законные меры, не прописанные в соглашении.
Соглашения о разделепродукции. Эта форманапоминает традиционную концессию, но все же имеет некоторые отличия. Вконцессии говорится о том, что выпущенная продукция полностью принадлежитконцессионеру, в случае такой формы частный партнер государства имеет правотолько на ее часть, которые оговариваются в специальном соглашении.
Различают концессиинескольких типов, но мы остановим свое внимание на некоторых из них:
СУП, (BOT) (строительство – управление –передача (Build, Operate, Transfer)).
Здесь инфраструктурныйобъект создается за счет концессионера, который после завершения строительстваполучает право эксплуатации сооруженного объекта в течении срока, достаточногодля окупаемости вложенных средств. После этого объект передается государству.Частный партнер при этом имеет право пользования, но не собственности.
СВУП, BOOT (строительство – владение –управление – передача (Built,Own, Operate, Transfer)). В этом случае частный партнер получает право пользования и правовладения объектом в течение срока действия соглашения. После этого объектпередается публичной власти.
СВУ,BOO (строительство – владение –управление (Built, Own, Operate)).При таком раскладе созданный объект по истечении срока действия не передаетсяпубличной власти, а остается в распоряжении инвестора.
ПСВУП, DBOOT (проектирование – строительство –владение – управление – передача (Design, Build, Own, Operate,Transfer)). Особенностью соглашений этого типасостоит в ответственности частного партнера не только за строительствоинфраструктурного объекта, но и за его проектирование.
Приводя итогвышеизложенному, можно говорить о существенном влиянии государственно-частного партнерстваи его результатах: это развитие новых отраслей инфраструктуры и общества, этоприток инвестиций и движение капитала в тех отраслях, где имелся некий«застой», происходит развитие и внедрение технологий, новых методов управленияи организации. Партнерство государства с частным сектором является ключевымкомпонентом новой инновационной политики, поскольку, при правильнойорганизации, оно обеспечивает получение более широких преимуществ откапиталовложений в государственные исследования, создавая благоприятныепредпосылки для устойчивого инновационного развития, являющего стратегическимфактором экономического роста.

Глава 2. Развитие государственно-частного партнерства вмировой и российской экономике
 
2.1 Международныйопыт взаимодействия государства и частного бизнеса
Для проведения анализа ичеткого представления структуры развития партнерства начать, пожалуй, следует,с изучения эволюции ГЧП как комплексного явления, который выявляет очевиднуюзависимость между уровнем присутствия его в экономике и господствующейгосударственной идеологией. Так одни из первых партнерств возникли во Франции.В 1842 году там был принят первый закон о железнодорожном транспорте, согласнокоторому был установлен режим государственных концессий, представленныхжелезнодорожным компаниям.
На рубеже XIX – XX веков партнерства проявляются в Германии и во Франции вжилищно-коммунальной сфере хозяйства. В 1882 году в Париже заключили контракт сбратьями Перрье на энергоснабжение центральных районов. В начале XX века под влиянием марксистскойидеологии и теории Дж. Кейнса произошли значительные изменения вгосударственном подходе к проектам. Все отрасли были переведены подгосударственный контроль.
Однако к концу XX века интерес к ГЧП проявился в связис появлением новой экономической неоклассической теорией, которые говорили очастной собственности, как об основной движущей силе общественного развития.Впоследствии был взят новый курс на привлечение частного капитала и массовойприватизации предприятий, находящихся в государственной собственности.
Лидером в применениинового курса стала Великобритания. Правительство страны разработала концепциюуправления государственной собственностью – «инициатива частногопредпринимательства»(Private Financial Initiative(PFI)). Ранее, в 1988 году был принят закон о местномсамоуправлении. Данным правовым актом местным органам власти были предоставленыполномочия заключать договора с представителями частного капитала для оказаниясоответствующих качественных услуг на региональном уровне.[17, с 98-99]
Далее интерес иповышенную активность проявили руководящие органы Европейского союза. Начиная с1992 года, активно создавались директивы, в которых прописывались правила ипроцедуры проведения данной политики. Также начали формироваться институты поуправлению и регулированию ГЧП в форме: агентств (Великобритания, Нидерланды,Ирландия), акционерных компаний и государственных корпораций (Италия),ассоциаций (Франция).
Итак, отправная точкабыла задана – началось широкое и активное применение государственно-частногопартнерства в различных странах и регионах. Важное значение имеет определениенаиболее приоритетных отраслей применения ГЧП. Инвестирование сразу во всеотрасли экономики невозможно, и к тому же существуют также отрасли, куданеобходимо инвестировать в первую очередь. Кроме всего прочего отрасли, встранах с разным уровнем экономического развития, в которые нужно привлекатьчастный капитал, значительно различаются. [18, с 50-51]
По данным анализаприменения ГЧП в различных странах, проведенными отечественными экономистами,можно увидеть, что партнерство успешно применяется в транспорте (автодороги,железные дороги, аэропорты, порты) и социальной инфраструктуре(здравоохранение, образование, туризм), ЖКХ (водоснабжение, электроснабжение,газоснабжение) и в других сферах (тюрьмы, оборона, объекты военной сферы).
Если анализироватьиспользование ГЧП по странам, то картина получиться следующая. В странах«Большой семерки» (США, Великобритания, Япония, Италия, Франция, Германия,Канада) на 1-ом месте стоит здравоохранение (185 из 615 проектов), 2-ое место — образование (138 проектов) и на 3-ем месте – автодороги.
Анализ использования ГЧПпроектов отдельно по каждой стране из «Большой семерки» представляет: США –автодороги (32 из 36 проектов), Великобритания автодороги составляют 123проекта из 352 и образование (113 из 352 проектов), В Германии – образование(24 из 56 проектов) (табл.1)
Рассматривая другиеразвитые страны (Австрия, Бельгия, Дания, Австралия, Израиль, Ирландия, Финляндия,Испания, Португалия, Греция, Южная Корея, Сингапур) картина такова: на 1-оеместо выступает применение ГЧП в строительстве автодороги их реконструкция (93проекта), далее здравоохранение (29 проектов), образование (23 проекта). (табл.2).
В развивающихся жестранах и странах с переходной экономикой указанные выше отрасли (кромеавтодорог) не будут приоритетными. Вследствие более низкого уровня социально –экономического развития в этих странах на 1 место выдвигается – транспортнаяинфраструктура (строительство, реконструкция железных дорог, аэропортов,портов)
В странах с переходнойэкономикой, а именно – страны Центральной и Восточной Европы (Болгария, Чехия,Венгрия, Хорватия, Польша, Румыния); страны Балтии (Латвия); страны СНГ(Украина) по применению ГЧП лидируют — автодороги, строительство мостов итоннелей легкого наземного метро, аэропортов. Им уделяется особое внимание и вних в первую очередь вкладываются средства.
Развивающиеся страны (22из 95 проектов) — Индия, Бразилия, Чили, Гонконг, Мексика, Саудовская Аравия,Объединенные Арабские Эмираты выделяют приоритетным – автодороги, 2 место занимаютаэропорта, тюрьмы и водоочистительные сооружения.[7, с41]
В рядевосточноевропейских стран в конце 1990 – начала 2000 г. стали активно использоваться методы ГЧП в отраслях транспортной инфраструктуры и в городскомхозяйстве, в связи с подготовкой вступления в ЕС.
Чем же обусловлена такаяразница в применении партнерства в разных странах. Во – первых, имеет месторазличие в экономическом развитии (есть наиболее развитые экономические системыи отсталые в социально – экономическом развитии). Во-вторых, политикагосударства влияет на развитие тех или иных структур — (там, где наблюдаетсяустойчивая рыночная экономика, высокий показатель ВВП) государство гарантируетвысокий уровень социальной защиты, где велика средняя продолжительность жизни инаблюдается высокое качество медицинского обслуживания и образования. Еще одинфактор это заинтересованность стран в развитии этих отраслей (для каждого типастраны индивидуальных), поскольку партнерство позволяет привлечь инвестициичастного сектора, распределить риски между партнерами в реализуемых проектах.
Так же, как и во всехнововведениях, в проектах государственно-частного партнерства наблюдаютсявесьма успешные результаты и не совсем удачный опыт, когда допускаются ошибки вбизнес — планировании и пренебрегают институциональными принципами, что вдальнейшем является причинами прекращения проектов и их национализация.[7, с 41]
Рассмотрим примерэффективного использования проекта ГЧП – расширение и модернизация международногоаэропорта в Варшаве. Более 85 % пассажиров международных авиарейсовпользовались именно варшавским аэропортом, что требовало в относительнокороткие сроки обеспечить увеличение пассажирского и грузового аэропорта почтивдвое. Но развить такой проект до нужных масштабов не представлялось возможнымбез привлечения частного капитала, новых разработок и технологий.
По результатам открытогоевропейского конкурса в качестве частного партнера проекта выступила германскаяфирма «Хохтиф АГ», разработавшая специальную модель финансирования ГЧП дляаэропортов стран Центральной и Восточной Европы. Был сформирован консорциум(организационная форма временного объединения независимых предприятий иорганизаций, создаваемая для реализации проектов, в том числе инвестиционных,научно – технических, природоохранных и др.), в который на правах партнероввошли малые и средние предприятия Польши и Германии. Частное финансированиеобеспечивал консорциум банков, возглавляемый АО «Ситибанк». Получателемкредитов и государственным партнером проекта выступало агентство «Польскиеаэропорты PPL».
Стоимость проектасоставила 153,4 млн. евро, 80% его финансирования обеспечила частная сторона.Государственная польская авиакомпания LOT была включена в частное кредитное соглашение об использовании аэропорта.Работы завершились весьма успешно, и в дальнейшем генеральный подрядчик принялучастие в проектах реконструкции на принципах ГЧП аэропортов городовДюссельдорфа, Сиднея и Гамбурга. [7, с.41]
Еще одним примеромэффективного и удачного использования ГЧП в реализации инфраструктурныхпроектов на основе частной финансовой инициативы наблюдается в Японии.Экономический спад в 1990-е годы (экономическая рецессия) заставил японскиевласти прибегнуть к английскому опыту, немного изменив концепцию и правила, ипринятие соответствующей законодательной базы. С 1999 года вводится Закон осодействии развитию общественных проектов путем использования частного финансирования.Это стало поистине знаменательным событием, поскольку до этого за реализациюинфраструктур отвечало государство и государственные органы. Смысл всегозаключался в привлечении частных инвестиций для строительства крупныхгосударственных и социально значимых инфраструктурных объектов, когда бизнессам осуществлял строительство государственного объекта за счет собственныхсредств. Компенсация расходов впоследствии осуществляется за счет платежей избюджета, либо за счет доход с эксплуатации. Результатом этого стало бурноеразвитие проектов (к 2008 году – 333 проекта), опережающих показателианглийской страны. [16, с 114-119]
Но нередки, как ужеотмечалось выше, и неэффективные проекты ГЧП из-за просчетов со стороныгосударства.
Так, в Чехии был реализованпроблемный инфраструктурный проект. Частные инвестиции в этой странепривлекаются по британской модели частной финансовой инициативе (PFI). Опыт этой страны говорит о техопасностях и проблемах, с которыми может столкнуться государственный партнер,имеющий недостаточный опыт и подготовку в реализации и применении партнерства.Итак, для сооружения отрезка автобана D47, протяженностью 80 км, частным предпринимателем был предложен весьмаинтересный и привлекательный на первый взгляд проект, на что он получилвнеконкурсный подряд.
Проблема собственносостояла в отсутствии достаточного опыта ГЧП и недооценки командойгосударственного партнера намерений частного подрядчика, который в свою очередьизначально не имел особого стремления в реализации проекта. В конечном итогепредложенная им структура финансирования сводилась к перекладыванию всех рисковна государство. И результатом было расторжение проекта, и выплата, ко всемупрочему, значительной неустойки.
Удачной моделью эффективногосочетания интересов публичного и частного партнеров признан проект пореконструкции крупнейшего аэропорта Германии во Франкфурте-на-Майне. Проектпредполагал предварительную стадию приватизации – эмиссию акций, 29% которыхбыли проданы на фондовой бирже. Держателями остальных акций стали земляГессен(32,1%), город Франкфурт (20,5%) и государство (18,4%). Сформированноетаким образом АО «Фрапорт» намеренно сохранило контроль публичных инвесторов.При этом АО является «частным» акционером других германских аэропортов, т.е.«частная» сторона партнерств в них представлена структурой с преимущественногосударственным участием.
В настоящее времяденежные средства на развитие транспортной инфраструктуры осуществляется двумяпутями: напрямую — для крупных проектов и опосредовано – через государственныйфонд развития инфраструктуры. [7, с.40-41]
Таким образом, на базевышеизложенного можно сделать выводы следующего характера:
1. Отмечаетсясущественная разница между уровнем социально – экономического развития иприоритетными отраслями для применения в них ГЧП – проектов;
2. В любой странекаждой подгруппы правительством выбирается наиболее приоритетная отрасль дляреализации ГЧП – проектов (в зависимости от степени важности и возможностиреализации). К примеру, в Великобритании и Италии, сделки ГЧП осуществлялись, в основном, в сферестроительства автомобильных и железных дорог;
3. В большей степениуспешное взаимодействие интересов государственной структуры и частныхпредставителей, а также полнота ясности и предсказуемости стратегии дальнейшегоразвития страны;
4. В каждой странесозданы специализированные учреждения, несущие ответственность за осуществлениеопределенной деятельности в масштабах страны. Например, в Великобритании это«публичные корпорации», в Японии это публичные или публично-правовыепредприятия (котэки кигё), в Швеции право заниматься предпринимательствомполучают органы исполнительной власти;
5. Широкая иупорядоченная нормативная база, регулирующая контрактные отношения в различныхотраслях и позволяющая наиболее полно учесть разнообразие условийфункционирования различных сфер.[22, с 33]

2.2 Практика внедрения государственно-частного партнерства вРоссии: результаты и проблемы развития
Проанализировав различныеварианты взаимодействия бизнеса и власти в мировом масштабе, рассмотримразвитие и успехи взаимоотношений государственного и частного секторов в России.
В жизни российскойэкономики сама возможность партнерских отношений между государством и бизнесомдо начала текущего столетия казалась маловероятной. В советское времягосударство, при руководящей роли партии, исполняло роль строгого, норачительного опекуна, заботящегося об ускорении роста, перестройки экономики ит.п., с развитием же либеральных реформ наметилась противоположная тенденция –освобождение экономики от прямого государственного вмешательства,доминировавшего в экономической стратегии, из-за слабости механизмовэкономического регулирования в условиях спада во второй половине 90-х годов.Вследствие этого взаимовыгодное партнерство между государством и бизнесом былопризнано необходимым элементом государственной политики только в начале 2000-хгг., когда в экономической жизни страны стал насущным переход от экономики,основанной на эксплуатации сырьевых отраслей, к экономике знаний и развитиювысоких технологий. В результате первостепенное значение приобрели вопросы,касающиеся четкого законодательного сопровождения развитию партнерства иопределения самого понятия государственно-частного партнерства. Вопросыприобрели особую остроту при появлении признаков мирового финансового кризиса.
В России законодательноеопределение государственно-частного партнерства появилось в 2005 году вразделах Гражданского кодекса, определяющих типы собственности, а также вположениях Конституции Российской Федерации о признании и защите формсобственности. Основные нормативные акты, принятые в 2005 году: 1)федеральныезаконы «О концессионных соглашениях», «Обособых экономических зонах в Российской Федерации». Согласно закону особойэкономической зоной считается часть территории РФ, на которой действует особыйрежим предпринимательской деятельности: налоговый, таможенный, визовый илицензионный. Далее закон «О размещении заказов на поставки товаров,выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд»(доля госзаказа для малого бизнеса 10-20%). Следует отметить, что частичнопроработан механизм взаимодействия между тройкой хозяйствующих субъектов —государством, бизнес — структурами и некоммерческими организациями — в недавнопринятом Законе «Об автономных учреждениях». В нем, в частности,предусмотрено создание института наблюдательных советов, в которые входятпредставители исполнительных органов власти, бизнеса, некоммерческих организаций,а также независимые эксперты и ученые; 2)федеральные законы «О Банке развития»,«О морских портах в РФ», «Об автомобильных дорогах». Также сформированыгосударственный Инвестиционный фонд, Венчурная компания и Банк развития. 3)постановление Правительства «О государственном учете результатовнаучно-исследовательских, опытно-конструкторских и технологических работгражданского назначения».[13, с 11; 19, с18]
Конкретными примерами вобласти взаимодействия между государством и бизнесом, безусловно, являются такназываемые особые экономические зоны, которых в настоящий момент существуетодиннадцать. А первая была организована в Республике Татарстан, в Елабуге, вдекабре 2005 года. Ее формирование идет достаточно динамично: на территории в20 квадратных километров завершилось строительство инфраструктуры первогокомплекса, включающего административно-деловой центр, таможенный терминал,автомобильные дороги и инженерные сети. На сегодняшний день в качестверезидентов ОЭЗ «Алабуга» зарегистрировано пять компаний с общим объемоминвестиций более 330 миллионов долларов. Выпуск первой продукции одного изпредприятий зоны — автомобиля «Фиат Дукато» — был запланирован наначало 2008 года.[19, с 18]
Положительный опыт вразвитии государственно-частного партнерства накоплен в г. Санкт-Петербурге. 20декабря 2006 г. Законодательное собрание города приняло Закон «Об участииСанкт-Петербурга в государственно-частных партнерствах», целями которых стали:
1)  реализация социально значимыхпроектов в городе;
2)  привлечение инвестиций частногосектора в экономику Санкт-Петербурга;
3)  обеспечение эффективностииспользования имущества, находящегося в собственности Санкт-Петербурга;
4)  повышение качества услуг, работ,предоставляемых потребителям.
Данный закон устанавливаетпорядок и правила передачи государственного имущества Санкт-Петербурга или правна реализацию различных видов деятельности частному сектору. Он дает понятьинвестору в какие проекты и на каких условиях город готов вступать в отношениягосударственно-частного партнерства. Подобных законов еще нет ни в одномсубъекте Российской Федерации.[19, с 54-55]
Примеры реализациипроектов в Российской Федерации и г. Санкт-Петербурге:
— 2002 г. были построеныЮго-Западные очистные сооружения (в этом случае право собственности на объектпо завершении строительства получает специальная проектная компания инвестора(СПК));
— скоростнаяавтомагистраль Москва — Санкт-Петербург (на основе концессий);
— реализован проект Орловскоготоннеля под рекой Невой;
— проект реконструкции иразвития аэропорта «Пулково»;
— строительство,реконструкция и эксплуатация станций очистки сточных вод в Южном Бутово иЗеленограде (Москва);
— реконструкциямусоросжигательного завода № 3 в Москве.
В настоящее времяиностранные инвесторы проявили существенный интерес в отношении российскихгосударственно-частных проектов. В частности самой распространенной юридическойфирмой в России и во всем миру является компания Allen and Overy, осуществляющей консультации правительств государств,спонсоров проектных компаний и их кредиторов
Примеры ГЧП проектов поРоссии:
— автодорога М-1«Беларусь», Москва – Минск;
— комплекснефтехимических заводов в г. Нижнекамск, Татарстан
— строительство школ вМосковской области
— проект «Надекс» — легкое метро в Санкт – Петербурге;
Проанализировав имеющиесяданные по реализации российских ГЧП – проектов, обозначим основные успехи вданной области:
1.  политическая поддержка развитияинфраструктуры на условиях ГЧП на всех уровнях;
2.  начало реализации широкого круга проектов,стоимостью свыше 1 млрд долларов за последние 10 лет;
3.  в рамках деятельности Министерстватранспорта и госкомпании «Росавтодор» ведется планомерная подготовка новыхконкурсов на объекты федеральной транспортной инфраструктуры. В Удмуртииведется подготовка регионального концессионного конкурса на строительствокрупного автомобильного моста;
4.  развитие законодательной иинституциональной базы ГЧП на федеральном и региональном уровнях;
5.  заинтересованность иностранныхинвесторов в реализации российских проектов.
Но наравне с успехами ирезультатами имеются и некоторые сложности и прорехи в реализации проектов:
1.  нет согласованности действийгосударственных органов при разработке и реализации проектов. Каждоеминистерство пытается курировать свои проекты и создавать собственныепрограммы;
2.  большой минус в том, что нашезаконодательство не содержит специальных положений, целенаправленнорегулирующих тот или иной аспект реализации проектов ГЧП. Не закрепленозаконодательно даже само определение государственно-частного партнерства, чтоможно было бы сделать в рамках принятия федерального закона или нормативногоакта о ГЧП. Не урегулированы процедуры защиты проектов и интересов частныхинвесторов;
3.  недостаток финансовых ресурсов инеэффективное использование имеющихся средств;
4.  недоверие муниципалитетных органов кчастным операторам;
5.  муниципальные активы не всегдазарегистрированы в установленном порядке, поэтому не могут быть переданы вуправление частному сектору;
6.  пробелы в инвестиционных соглашенияхи отсутствие судебной практики по решению спорных вопросов;
7.  отсутствие единой концепции государственно-частногопартнерства, отсюда проблемы с правовым обеспечением проектов, плохоструктурированные соглашения, малоинтересные для инвесторов экономическиемодели и допустимые финансовые механизмы;
8.  отсутствие единого центра длявыработки общей позиции государственных органов, координация их деятельностипри реализации принятых решений.[13, с12-13]
Анализируя развитиепартнерства в зарубежных странах, особо хочется подчеркнуть тот факт, что этистраны готовы к новым переменам и развитию особых экономических отношений, чтопредставители и правительство стран имеет четкое направление деятельности счастным сектором, имеет достаточное и объемное количество проектов реализациистратегически важных объектов, в зависимости от уровня развития страны и ееэкономического положения. Также особо развиты специализированные учреждения,несущие ответственность за осуществление определенной деятельности в масштабах страны.Все это говорит в пользу наиболее успешного развития государственно-частныхпроектов и их значительное влияние на экономику стран.
Обобщая анализ развитияпартнерства в ряде зарубежных стран, и соотнося все с российской аналогией,можно сделать вывод, что развитие государственно-частного партнерства в Россиивозможно и особенно необходимо, так как страна находится на сложном этапеэкономического развития, а также имеет место развитие экономического кризиса.
Перспективы перехода наболее высокий уровень развития рынка ГЧП зависят от внутренних и внешнихэкономических, институциональных и политических факторов. Несмотря на всюбыстроту развития на мировых финансовых рынках и существенное ухудшениеэкономической ситуации в России, институциональные инвесторы готовы вкладыватьв проекты с невысоким риском и умеренными требованиями к начальной суммеинвестиций. Особо отмечается развитие государственно-частного проектов в сферетранспортной инфраструктуры, жилищно-коммунального хозяйства, энергетики, а такжепромышленности и строительства. Это предполагает значительные изменения вотношении частных операторов, переход к возможности рационального сочетаниясвободной конкуренции с мерами госрегулирования и обеспечения интересовобщества.

Заключение
Суммируя все показатели ивозможности государственно-частного партнерства, хочется выразиться в пользутакой новой формы взаимоотношений государства с частным бизнесом. Во- первых,государственно-частное партнерство является одним из механизмов смешаннойэкономики, позволяющий развивать отношения бизнеса и государства, во вторых этовозможность государства нахождения источника бюджетных доходов, а у частногосектора – возможность владения и распоряжения государственными и муниципальнымиактивами, а также возможность получения различных государственных привилегий. Втретьих, объединение усилий государства и частного предпринимательства в рамкахконкретных проектов формирует их дополнительные конкурентные преимущества. Ипоследнее, это удачный механизм нахождения экономического и социальногоконсенсуса, внедрение новых разработок и технологий, с помощью идей, логическихи хладнокровных рассуждений бизнеса в сочетании с упорядоченностью и властьюгосударственных структур.
Государственно-частное партнерствов современном мире при грамотном и рациональном поведении – механизм, которыйможет стать основой создания высокотехнологических корпоративных структур,призванных обеспечить ориентацию бизнеса и государства на решение задач,связанных с выводом реального сектора экономики из финансового кризиса.