–PAGE_BREAK–
Каждый падеж многозначен, и каждый образует свою систему значений, хотя значения в разных падежах могут сближаться.
Общие значения объединяют самые разнообразные частные значения, причем неравноценные: есть основные, типичные для данного падежа, есть второй. На то, какие значения имеют падежные формы, влияет несколько факторов, и, прежде всего, лексическое значение падежной формы слова, от которого оно зависит.
Углубление темы «Склонение имен существительных» возможно через введение осложняющих систему вариантов: несклоняемых имен существительных типа кофе, пальто; склонения существительных во множественном числе; склонения существительных типа учащийся; типа чудо – чудеса и мн.др.
Уже в начальных классах склонение рассматривается как изменение формы, то есть окончания имен существительных, выражающих различные варианты отношений к другим словам, связей с ними в предложении. При этом каждый падеж может выражать не один тип этих связей, а несколько. Если связь представляет собой форму, то содержанием является значение падежей. К данным значениям следует идти от текста, от его смысла, от предложения и его внутренних связей.
1.2 Требования к сформированности грамматических умений при изучении склонения имен существительных в начальной школе
Тема «Имена существительные» изучается на протяжении всех 4 лет начальной школы. Поэтапное знакомство с данной темой обеспечивает усвоение материала для младшего школьника[25].
Основной семантический признак имени существительного – предметность. Но предметность не всегда сводится к конкретности: стол, дерево, человек – эти имена существительные имеют ясный для детского понимания денотат, тогда как бег, терпение, свойство, выражая предметность, все же ребенком не воспринимаются как предметы. Это абстракции. Поэтому первоначальное знакомство с именами существительными происходит на конкретном материале. Это первая ступень овладения именем существительным как частью речи.
В механизме этого осознания велика роль вопросов кто? Что?.. Сначала это вопросы именительного падежа, но в дальнейшем они изменяются по падежам – кого? Чего? И т.т. Позже механизм задавания вопросов расширяется, и становиться универсальным.
Однако А.М. Пешковский обратил внимание на то, что ставя вопрос к слову или словоформе, человек уже каким-то внутренним чутьем должен уловить и обобщить какие-то свойства того слова, к которому относится вопрос. По-видимому, вопрос опирается на способность, до сих пор мало изученную, получившую название языкового чутья, или языковой интуиции.
Умения являются одним из важнейших компонентов процесса обучения. В педагогике и психологии существует большое количество определений понятия «умение».
Умение – подготовленность к практическим и теоретическим действиям, выполняемым быстро, точно, сознательно, на основе усвоенных знаний и жизненного опыта. Умения формируются путем упражнений и создают возможность выполнения действий не только в привычных, но и в изменившихся условиях[17, с. 244].
По определению М.Р. Львова, умения – это освоенные человеком способы выполнения действия, обеспечиваемые совокупностью приобретенных знаний и навыков. Умения могут быть как практические, так и умственные. Навык – действие, сформированное путем повторения, характеризующееся высокой степенью освоения и отсутствием сознательной поэлементной регуляции и контролем. В отличии от навыков, умение может образоваться без специальных упражнений в выполнении каких-либо действий. В этих случаях оно опирается на знания и навыки, приобретенных ранее, при выполнении действий сходных с данным. Вместе с тем умения совершенствуются по мере овладения навыком[15, с. 201].
Грамматические умения – это владение учащимися приемами применения приобретенных грамматических знаний на практике, т.е. приемами определения тех или иных категориальных признаков существительного.[6]
Для того, чтобы выяснить какими грамматическими умениями должны обладать учащиеся при изучении темы «Склонение имен существительных», в какой последовательности они должны бать сформированы, каковы особенности формирования грамматических умений у учащихся по рассматриваемой теме. Для этого мы проведем анализ программ по русскому языку авторов Т.Г. Рамзаевой и авторов Л.М. Зелениной и Т.Е. Хохловой.
Анализируя комплект учебников по русскому языку Т.Г. Рамзаевой можно выделить следующие этапы изучения темы «Склонение имен существительных».[25]
2 класс. Первоначальное ознакомления с именами существительными (без термина) начинается с наблюдения над лексическим значением существительных и вопросов, на которые они отвечают. Слово изучается как номинативная единица (называет предмет). Первоклассники узнают, что:
– среди слов, которые мы употребляем в речи, есть слова, которые обозначают названия предметов;
– у этих слов есть общее значение;
– эти слова отвечают на вопросы кто? что?;
– слова, обозначающие имена и фамилии людей, клички животных, пишутся с заглавной буквы.
Все указанные знания формируются у учащихся во втором полугодии первого класса, и в процессе выполнения практических работ, среди которых видное место занимают письменные упражнения, проводятся наблюдения над словом. Рекомендуются такие виды работ, которые связаны с развитием речи.
3 класс. Изучение имени существительного как части речи: общее значение, вопросы, роль в предложении. Имена существительные одушевленные и неодушевленные. Заглавная буква в написании имен существительных. Род имен существительных. Правописание безударных гласных и в родовых окончаниях имен существительных: солнце, озеро. Изменение имен существительных по числам и падежам. Склонение имен существительных с ударными окончаниями в единственном числе. Распознавание падежей.
Основные требования к умениям к концу 3 класса:
— распознавать части речи, их грамматические признаки (род, число. Падеж имен существительных);
— изменять имена существительные по числам;
— склонять в единственном числе имена существительные с ударными окончаниями.
4 класс. Изучается склонение имен существительных в единственном числе. Особенности падежей и способы их распознавания. Несклоняемые имена существительные.
Три типа склонения имен существительных. Правописание безударных падежных окончаний имен существительных 1, 2 и 3 склонения в единственном числе (кроме имен существительных на –мя, -ий, -ие, — ия).
Употребление предлогов с именами существительными в различных падежах: пришел из школы, из магазина, уехал на камчатку, в Крым, возвратился с Камчатки, из Крыма и т.п.
Склонение имен существительных во множественном числе. Умение правильно образовывать формы именительного и родительного падежей множественного числа имен существительных: учителя, инженеры; урожай помидоров, яблок.
По окончанию 4 класса учащиеся должны уметь:
— производить разбор слова как части речи: начальная форма, род, склонение, падеж, число имен существительных.
Таким образом, программа предъявляет высокие требования к интенсивности мыслительной деятельности, характеризуется насыщенностью её содержания теоретическими знаниями. С точки зрения глубины осмысления знаний существенную роль играет направленность программы не только на постепенно расширяющийся круг сведений, объединяемых в систему, но и на тонкое разграничение грамматических понятий.
Методический аппарат учебников предполагает систематичность, логичность и последовательность изложения материала, соблюдение преемственности. Богатство методического аппарата, переслаивание разных разделов языка в системе упражнений – всё это обеспечивает практическую направленность обучения и является результатом следования системно-концентрическому принципу обучения.
Содержание курса русского языка представлено в учебниках в развёрнутой системе упражнений и заданий. Учебный материал направлен на развитие познавательных и коммуникативных способностей, самостоятельности и творческой активности учащихся, привлечение жизненного и речевого опыта детей, развитие эмоциональной сферы.
Анализ учебно-методического комплекта авторов Л.М. Зелениной и Т.Е. Хохловой[9, 10, 11, 12].
Тема «Имя существительное» начинает изучаться с первого класса в теме «Предмет и слово». В рамках этой темы учащиеся усваивают значение предметности изучаемой части речи. Здесь встречаются упражнение на называние нарисованных в книге предметов, на сопоставление реальных объектов и слов, которыми они называются, на составление предложений с данными словами и т.д.[9]
Во втором классе данной программы[10] в изучении темы сразу же вводиться понятие «часть речи имя существительное».в самом начале темы в учебнике представлено изображение енота с вопросом Кто это?, продолжается изучение предметности в связи с этой частью речи. В данной теме даются два правила: определение самой части речи и выделение ее с помощью вопросов Кто? Что? В рамках этой темы даются упражнения, из которых требуется выписать слова, отвечающие на вопросы Кто?, Что?, упражнения, в которых ведется орфографическая работа над именами существительными, упражнения на постановку знаков препинания и вставку пропущенных букв.
В третьем классе тема «Часть речи имя существительное» расширяется за счет введения понятия имени существительного, подчеркивается значение предметности, определяется вопросами кто?, что? К начальной форме существительного. Практическое значение действительности показано на примерах слов, которые обозначают предмет, явление природы, действие или признак. Далее по программе следует тема «Число и род имен существительных». Представлены теоретические сведения об изменении существительных по числам, о наличии у них родовых значений, что определяется постановкой к ним местоимений он(м.р.), она(ж.р), оно(ср.р.). Соответственно в тему включены упражнения на определение числа и рода существительных. Подчеркивается неизменяемость существительных по родам. Следом дается много упражнений на уже изученные темы. Последней темой в третьем классе по изучению имени существительного является «Изменение имен существительных по вопросам». Сообщается информация о категориях одушевленности и неодушевленности имен существительных, об изменении по падежам(склонении), называются шесть падежей(именительный, родительный, дательный, винительный, творительный, предложный), дается понятие начальной формы имени существительного, говорится о косвенных падежах, о том, что в именительном падеже существительные употребляются без предлога. В связи с изучаемыми темами включается достаточно много упражнений на распределение существительных на одушевленные и неодушевленные, на определение падежа существительных и склонение слов этой части речи в единственном и множественном числе. В конце темы представлен разбор имени существительного как части речи.
В четвертом классе в программе Зелениной, Хохловой[12] тема «Часть речи имя существительное» расширяется. Начинается с темы «Общие сведения об имени существительном». Здесь повторяется уже изученный материал, систематизируется, обобщается. В теме «Изменение имени существительного при сочетании с другими словами», помимо повторения падежей, вводится понятие «управляющие слова», от которых зависит падеж существительных, также дается перечисление предлогов, которые употребляются только с одним падежом или с несколькими падежами. Сообщается, что Именительный падеж не употребляется с предлогами. Далее в программу включена тема «Основные типы склонения имен существительных», за которой следует «Первое склонение». Здесь дается информация о том, какие существительные к нему относятся (имена существительные женского и мужского рода, которые в начальной форме имеют окончание –а или –я, относятся к 1-му склонению(мама, папа, тетя, дядя), об определении принадлежности к этому склонению, дается таблица, в которой отражена связь между падежами и падежными вопросами, которая показана окончаниями существительных. Следом идет тема «Второе склонение». сразу дается информация о существительных, которые к нему относятся(имена существительные мужского рода с нулевым окончанием в начальной форме, а также существительные среднего рода с окончанием –о,-е или –ё(на письме) слон, пень, копье, болото), и о том, как определить потребность к этому склонению. Аналогично даются таблицы на выявление взаимосвязи падежей с падежными окончаниями. После этой темы следует «Третье склонение», к которому относятся существительные женского рода с нулевым окончание в начальной форме с мягкой основой и твердой основой на ж, ш(рожь, дочь, степь, мышь). Дети учатся правильному определению принадлежности существительного к данному типу склонения. Также дана аналогичная таблица. Соответственно, в каждую тему включено достаточно много упражнений для усвоения новых для учеников тем. «Правописание имен существительных единственного числа». Даются понятия «Орфограммы», правила и таблица на правильное написание падежных окончаний имен существительных 1, 2, 3-го склонения. Большое количество упражнений помогает усвоению сложной темы. Изучение темы «Часть речи имя существительное» в 4 классе завершается темой «Правописание окончаний имен существительных множественного числа». Правила и свободная таблица помогает детям усвоить этот материал, а задания к ним помогают научить применять знания на практике.
Программа предусматривает изучение родного языка в единстве целенаправленным формированием у детей познавательной самостоятельности: умение самостоятельно планировать учебную работу, пользоваться различными справочными материалами, способности в самооценке и самоконтролю.
Большую педагогическую функцию в учебнике выполняют рисунки: они иллюстрируют тексты, служат средством постановки перед учащимися проблемы, пробуждают у детей естественную потребность высказаться, поделиться впечатлениями, помогают уточнить содержание задания.
Занятия по учебникам Л.М. Зелениной и Т.Е. Хохловой дают возможность учителю донести максимальное количество знаний до учеников в самой интересной форме, а детям – получить не формальные, а осознанные и прочные знания в области русского языка.
Изучив учебно-методическую литературу, мы убедились в том, что изучение имени существительного в начальной школе имеет огромное значение, и поэтому данной теме уделяется большое внимание. Выделим основные знания и умения, которые формируются у младших школьников по рассматриваемой нами проблеме. В авторской программе мы проследили, как стараются подойди к изучению имен существительных, находят какие-то новые способы подачи материала, предлагают нестандартные способы, методы и приемы, богатый языковой материал, структуру построения уроков. Также в этой программе усвоение грамматических понятий, главным образом, осуществляется через выполнение разнообразных упражнений. Причем все упражнения имеют четкую, логичную структуру, представляя собой некий комплекс. Комплекс упражнений предполагает строгий отбор видов упражнений в соответствии с этапами.усвоения материала и его спецификой, установление последовательности их выполнения с учетом возрастающей сложности и роста самостоятельности учащихся. Комплекс основывается на связи упражнений.
Исходя, из анализа программ назовем следующие грамматические умения, которые необходимы ребенку при изучении склонения имен существительных:
— Умение ставить падежные вопросы к имени существительному. Дети находят в тексте имя существительное и ставят к нему вопросы косвенных падежей.
-Умение определять падеж имени существительного. Падеж определяется с помощью падежных вопросов, по использованным с существительным предлогом.
— Умение изменять существительные по падежам.
Тема «Склонение имен существительных» трудна, но очень богата возможностями. В ней раскрываются механизмы включения имен существительных в речевые конструкции: в словосочетания, предложения, в текст.
Склонение имен существительных можно было бы дать учащимся догматически, в виде готовых таблиц склонения, с выделением падежей и падежных окончаний (заметим, что раньше так и поступали). Но современная методика избирает функциональный подход, помогающий детям понять функции всех падежных форм в выражении мысли, в наилучшем выполнении коммуникативной задачи.
Уже в начальных классах склонение рассматривается как изменение формы, т.е. окончаний имен существительных, выражающих различные варианты отношений к другим словам, связей с ними в предложении. При этом каждый падеж может выражать не один тип связей, а несколько: это и есть значение падежей.
Теоретический материал в этой теме – это понятия «склонение имен», «сами падежи с вопросами и предлогами», «падежные формы, т.е. окончания», «значения падежей» (хотя бы некоторые, чтобы дети поняли функции падежей).
К значениям падежей следует идти от текста, от его смысла, от предложения и его внутренних связей. Падежные вопросы играют второстепенную роль, но для школьников они удобны и – на основе языковой интуиции – безошибочно.
Имена существительные склоняются и вне текста: образом отрабатывается быстрота, четкость в умении изменять слова по падежам.
Падежные формы образуются с помощью окончаний: дети называют окончания разных падежей. В записи окончания выделяются или образуются условным значком — [17, с.243].
1.3 Упражнения по формированию грамматических умений, используемых при изучении склонения имен существительных в начальной школе
Итоговой целью изучения теоретического языкового материала является осознанное его использование для грамматически и стилистически точного выражения в устной и письменной форме. Все указанные умения формируются у учащихся в процессе выполнения ими практических работ, среди которых видное место занимают письменных упражнения.
Пользуясь данными педагогического энциклопедического словаря под редакцией Б.М. Бим-Бада, приведем определение упражнения как планомерно организованного повторно выполняемого действия (умственного или практического) с целью усвоения. Упражнение является либо единственной процедурой, в рамках которой осуществляются все компоненты процесса обучения – уяснение содержания действий, его закрепления, обобщения и автоматизации, либо одной из процедур наряду с объяснением и заучиванием, которые предшествуют упражнениям и обеспечивают первоначальное уяснение содержания действия и его предварительное закрепление. Упражнение в этом случае обеспечивает завершение закрепления, обобщения и автоматизации, что в итоге приводит к полному овладению действием и превращению его в умение или навык. [24, с. 287]. Важно заботиться о совершенствовании не только грамматических (определения и образования форм числа существительных), но и речевых, общеучебных умений: определения лексического значения слов, работы со словарем, соединения имен существительных с другими словами и т. п.
По определения М.Р. Львова упражнение – это вид учебной деятельности учащихся, ставящих его перед необходимостью многократно и вариативно применять полученные знания в различных связях и условиях. Выполнение упражнения постоянно ставит учащихся в условия поиска, решение проблем, задачи – иногда высокой сложности. На уроках русского языка выполнение различных упражнений занимает 80% времени, следовательно, очень важно, чтобы они обеспечивали высокую активность и самостоятельность учащихся.
Упражнения содержат материал для активизации словарного запаса учащихся, обогащения их грамматических знаний и навыков.
Методика использования упражнений зависит от особенностей учащихся: возраста, успеваемости, уровня готовности к началу работы и т.д.
Процесс организации выполнения упражнений условно расчленен на несколько этапов. На первом этапе учитель, опираясь на осмысленные учащимися знания, объясняет им цель и задачи предстоящей деятельности. На втором – учитель показывает, как нужно выполнять то или иное задание. На третьем – первоначальное воспроизведение сильными учащимися учебных действий. Четвертый, окончательный этап заключается в многократном тренировочном повторении учебных действий, направленных на приобретение практических умений и навыков.
Конечно, не всегда эти этапы выступают с достаточной четкостью, иногда процесс носит свернутый характер, однако подобная ступенчатость в той или иной мере присуща формированию любого умения и навыках.[15, с. 256]
Грамматические умения формируются постепенно в процессе выполнения специально подобранных тренировочных упражнений. Комплекс упражнений предполагает строгий подбор видов упражнения в соответствии с этапом усвоения понятия и его спецификой, установление последовательности их выполнения с учетом возрастающей сложности и роста самостоятельности учащихся.
На основе анализа учебной литературы и учебных программ были выделены три группы упражнений, которые способствуют формированию грамматических умений у младших школьников:
Упражнения на определение грамматической категории падежа у имени существительного, выделенного из предложения или текста.
Вспомните сказку А.С. Пушкина «О рыбаке и рыбке». Прочитайте:
Жил старик со сваей старухой
У самого синего моря .
Они жили в ветхой землянке
Ровно тридцать лет и три года.
Старик ловил неводом рыбу,
Старуха пряла свою пряжу.
Раз он в море закинул невод,-
Пришел невод с одною тиной…
Воротился старик ко старухе.
Выпишите словосочетания с выделенными существительными. Определите падеж. Подчеркните в словосочетания слова, от которых зависит падеж существительных (задается вопрос, чтобы определить падеж существительного).
Первая группа упражнений предполагает следующую работу учащихся: наблюдение, исследование существительных, выделение признаков изучаемого понятия, выделение одних и тех же признаков у разных существительных.
Упражнение на изменение падежной формы.
Прочитай, изменяя слова в скобках по смыслу (падеж и число):
К к… нцу з… мы в… ловых (шишка) с… зревают (семя). (Чещуйка) у них поднимается и (семя) высыпаются на сне… Выс… ко (шишка) на (елка) растут. Трудно до них добраться. (Клест) лапками и клювами за (ветка) ц… пляются и ш… лушат (шишка).
Вторая группа упражнений предполагает самостоятельную работу учащихся по изменению падежной формы существительного, в зависимости от отношения существительного к другим словам. Направлено на усвоение способов применения знаний по образцу. Пример выполнения показывает учитель на одном из существительных, а дети уже продолжают работу самостоятельно.
Упражнение на подбор существительных с заданными грамматическими формами падежа.
Составьте и запишите словосочетания с существительными в родительном падеже:
Выйти (м_г_зин) продолжение
–PAGE_BREAK–
Убежать (м_две_ь)
Дождаться (п_беды)
Упасть (ч_вство)
Прийти (т_тра_ь)
Приехать (М_сква)
Укрыться (м_р_з)
Составьте предложения с любыми двумя словосочетаниями.
Третья группа упражнений предполагает следующую работу учащихся: упражнения направлены на выявление умения ставит имя существительное в требуемый падеж, позволяет выяснить правильность применения знаний в практической деятельности.
Упражнение, на основе которого ведется формирование умения творчески применять усвоенную информацию об изменении имени существительного по падежам в новой, незнакомой ситуации.
Составьте предложения в существительными гроза и часовщик в родительном, дательном и предложном падежах. Употребите предлоги, которые требуют определенной падежной формы существительного.
Прочитайте предложение. Можем ли мы сказать кто совершает действие в этом предложении? Почему?
Вер_ взяла книгу Марин_
Измените форму выделенных слов так, чтобы:
Действие совершала Марина;
Действие совершала Вера;
Слово Марина называло человека, для которого взяли книгу, и отвечала на вопрос кому? Для кого?
Слово Марина называло человека, которому принадлежит книга, и отвечало на вопрос чья?
Слово Марина называло человека, о котором эта книга рассказывает, и отвечало на вопрос о ком?
Запишите получившиеся предложения. Определите падеж слов Вера и Марина в каждом из них. Объясните, что меняет при изменении слова по падежам.
Четвертая группа упражнений направлена на формирование умения творчески применить усвоенную информацию об изменении имени существительного в новой, незнакомой ситуации.
Предлагаемые упражнения носят, прежде всего, информационный характер, дают основные сведения о свойствах имен существительных, их грамматических формах и особенностях. Цель данного комплекса упражнений: показать значение и возможности имени существительного как одной из самых многочисленных и богатых частей речи, особенности ее функционирования, а также основные грамматические признаки и свойства. При этом необходимо на каждом уроке использовать разнообразный материал, интересные и увлекательные виды работы над ними (например, скороговорки).
Сведения об изменении существительных по падежам и способах определения падежных форм в основном знакомы учащимся, и поэтому работа организуется с опорой на их самостоятельную деятельность. Возможны задания: выделить основное правило в параграфе (правило определения падежа), указать новые термины (косвенные падежи).
Упражнения рассчитаны на осмысление учащимися падежа не только как морфологической, но и как синтаксической категории, во многом определяющей роль существительного в предложении и словосочетании: форма падежа существительного непосредственно связана с его ролью в предложении.
Таким образом, можно сделать вывод, что формирование умений, главным образом, осуществляется через выполнение разнообразных упражнений. Причем все упражнения имеют четкую, логическую структуру, представляя собой некий комплекс. Комплекс упражнений предполагает строгий отбор видов упражнений в соответствии с формированием умений и их спецификой, установление последовательности их выполнения с учетом возрастающей сложности и роста самостоятельности учащихся.
Глава 2. Организация опытно-экспериментальной работы по использованию упражнений, направленных на формирование у младших школьников грамматических умений
2.1 Выявление уровня сформированности грамматических умений у учащихся опытно-экспериментального класса
Исследование проводилось в МОУ СОШ Непрядвенской средней школе Тульской области в 3 классе, в нем приняли участие 10 человек.
В классе 10 человек: 7 девочек и 3 мальчика. Уровень успеваемости в классе достаточно высокий, 80% учеников имеют хорошие и отличные оценки. Успешно им даются уроки по русскому языку, ребята занимаются с заинтересованность и с удовольствием выполняют задания учителя.
В ходе опытно – экспериментальной работы мы выделили ряд задач:
— диагностировать исходный уровень грамматических умений у учащихся данного класса;
— проанализировать полученные результаты;
— по итогам анализа результата диагностики составить комплекс упражнений, направленных на формирование у учащихся 3 класса грамматических умений в процессе изучения склонения имен существительных.
Основным объектом контроля являются грамматические умения, ибо только они свидетельствуют о способности правильного выполнения определенных действий. Перейдем к краткому рассмотрению умения. Наиболее распространенное понимание умения заключается в том, что оно представляет собой компонент сознательно выполняемой деятельности. Умение – способность делать что-либо, приобретенная в результате обучения или жизненной практики.
Контроль и учёт умений при обучении русскому языку является необходимым компонентом учебного процесса. Контроль должен определить уровень сформированности у учащегося умений по всем видам деятельности на данном этапе обучения, эффективность тех или иных приёмов обучения, программу действий на будущее. Он даёт возможность преподавателю рационально распределить время, необходимое для развития всех видов учебной деятельности, а также внести изменения в учебный процесс, если возникает такая потребность. Контроль грамматических умений охватывает различные организационные формы контроля: индивидуальный, фронтальный, групповой и парный.
Совершенно очевидно, что для того, чтобы проводить контроль в условиях дефицита времени, в рамках ограниченного количества часов, материалы контроля должны быть организованы так, чтобы за минимальное время учитель смог проверить достаточно большой материал[7].
Для диагностики мы выбрали следующие грамматические умения, формируемые в процессе изучения склонения имен существительных:
— умение ставить падежные вопросы к имени существительному;
— умение определять падеж имени существительного;
— умение изменять существительное по падежам
Критериями умений стали:
— полнота;
— качество выполняемых действий.
По каждому критерию были выделены показатели, которые помогут нам определить уровень сформированности грамматических умений у младших школьников.
Таблица№3. Критерии и показатели уровня сформированности грамматических умений
Полнота
Количество выполняемых действий.
Качество выполняемых действий
Правильность: соответствие языковой норме.
Глубина: выполнение действий на материале разного уровня сложности.
Самостоятельность: выполнение действий без посторонней помощи.
Оперативность: быстрота в выполнении действий.
За каждый показатель при диагностике грамматических умений будет начислять по 2 балла, максимум 8 баллов за каждое умение. При отсутствии, какого либо показателя количество баллов будет уменьшаться.
Для диагностики качества выполняемых действий мы использовали задания, на основе которых нам удалось выявить уровень сформированности исходных грамматических умений.
Для диагностики качества выполняемых действий (по показателю правильность) детям предлагалось выполнить контрольную работу (Приложение1), которая состояла из шести заданий. Контрольная работа проверяла умение детей правильно и точно применять свои знания на практике. Задания выстроены в логической последовательности. Сначала дети повторяли теоретический материал, а потом использовали свои знания при выполнении письменных заданий. Контрольная работа была направлена на выявление у учащихся правильности выполнения заданий, проверяло умение детей вычленять имена существительные из текста, ставить падежные вопросы к имени существительному, склонять имена существительные по падежным вопросам, определить падеж имени существительного. Задания в контрольной работе были разного типа: на продолжение предложения, на определение падежа имен существительных, задание на нахождение форм имен существительных.
Для диагностики второго показателя «глубина», который проявлялся в соответствии с выполнением действий на материале разного уровня сложности. Детям было дано задание (Приложение2) поставить имена существительные в необходимый по смыслу текста падеж. Тем самым учащиеся тренировали умение ставить падежные вопросы, изменяли падежные формы имени существительного. Данное задание было немного усложнено, так как детям нужно было использовать все свои знания и умения при выполнении данного задания.
Для диагностики показателя «самостоятельность», характеризующегося умением выполнять действия без посторонней помощи, детям было дано задание (Приложение3) поставить имя существительное в нужный по смыслу падеж, определяя его по вопросу в словосочетании. В данном задании проверяются умения детей ставить вопросы к существительному, определять падеж имени существительного, изменять существительное по падежам. При выполнении данного задания ученик должен выполнить все действия самостоятельно, без помощи учителя. Тем самым можно выявить самостоятельность при работе каждого ученика.
Для диагностики показателя «оперативность» (быстрота выполнения действий), детям дается текст, в котором им необходимо подчеркнуть имена существительные и определить их падеж. Задание достаточно легкое, следовательно, можно утверждать, что дети, которые выполнят его быстро и достаточно хорошо, усвоили полученные знания и умеют применять их на практике.
Таблица №4. Результаты проведения диагностического исследования по выявлению уровня сформированности умений
Список класса
Max 8 б.
У1
Max 8б.
У2
Max 8б.
У3
Всего
Количество освоенных действий
Катя Н.
6
5
8
19
2
Маша Д.
2
4
5
11
1
Лида Д.
3
6
3
11
1
Таня П.
5
7
8
20
3
Слава Т.
4
4
4
12
1
Рома М.
3
5
6
14
1
Катя И.
7
7
8
22
3
Марина М.
7
6
6
19
2
Анна А.
5
6
7
18
2
Кирилл Б.
4
5
6
15
1
Средний балл
46
55
61
161
17
продолжение
–PAGE_BREAK–