КУРСОВАЯ РАБОТА По дисциплине «Организация управления ВЭД». На тему: «Влияние международных правовых норм на осуществление ВЭД Российскими предприятиями». Выполнил: Студент гр.145. Лемешко А.Н. Проверила: к.э.н. доцент Голева Г. А. Защитил с оценкой: Ростов-на-Дону. 2003 г. Содержание.
Содержание… стр. 1 Введение….стр.1. Теоретические основы международно-правового регулирования ВЭД. 1. Содержание понятия «международно-правовое регулирование»….стр.2. Принципы и нормы международного экономического права…… стр.2. Особенности правового регулирования внешнеэкономических сделок 2.1 Специфические черты правового регулирования при осуществлении
ВЭД 2.Применение международного права в регулировании внешнеэкономических сделок ….стр.3. Направления деятельности ЮНИДО способствующие развитию ВЭД развивающихся стран и стран с переходной экономикой. 1. Осуществление промышленной политики… ….стр.2. Методы и средства ЮНИДО ….…стр.3.Центр международного промышленного сотрудничества
ЮНИДО в Российской Федерации… стр.4. Программа сотрудничества между Российской Федерацией и Организацией Объединенных Наций по промышленному развитию на 2002-2005 годы….стр.5. Воплощение в жизнь программ сотрудничества ЮНИДО с РФ….стр.27 Заключение… …стр.29 Список используемой литературы….стр.30 Введение. Целью данной работы является осветить влияние международных экономических норм на развитие
национальной экономики, в частности на осуществление ВЭД Российскими предприятиями. Поставленная цель предопределила в первую очередь рассмотрение теоретических основ международных правовых норм и международного экономического права, которые: во-первых, затрагивают правовое регулирование сделок на межнациональном уровне во-вторых, рассмотрение общепринятых норм международного права установленного негосударственными организациями. в-третьих , особенности и основные принципы правового
регулирования внешнеэкономических сделок. Вместе с тем следует: – выявить современные тенденции развития и функционирования исследуемой сферы. Нужно учитывать, что без раскрытия основных понятий данной темы невозможно в полной мере оценить влияние, оказываемое на осуществление ВЭД предприятий. – оценить влияние международных экономических норм на развитие отдельной национальной экономики и продемонстрировать это влияние на примере
Российской Федерации. В третьем разделе моей работы рассматриваются предоставляемые партнерские услуги Организацией Объединенных Наций по промышленному развитию (ЮНИДО) различным секторам экономики РФ. Целями данной организации является содействие промышленному развитию развивающихся стран, ускорению их индустриализации и оказание помощи в установлении нового международного экономического порядка. ЮНИДО занимается предоставлением консалтинговых услуг, т.к. развивающиеся страны и страны с переходной
экономикой в настоящее время сталкиваются с большим количеством препятствий при формули¬ровании и осуществлении эффективной промыш¬ленной политики. Организация предоставляет ряд действенных проектов и программ по развитию промышленного сектора РФ, которые будут представлены ниже. 1. Теоретические основы международно-правового регулирования ВЭД. 1. Содержание понятия «международно-правовое регулирование»
Многосторонние отношения государств на межправительственном уров¬не регулируются на основе международного права. Международное право — это особая система юридических норм, регулирующих международные отно¬шения путем установления взаимных прав и обязанностей независимых субъек¬тов этих отношений, в качестве которых выступает государство. Нормообразование в международном праве происходит в результате заключения меж¬дународных договоров и через формирование международных обычаев.
Боль¬шое значение приобрели резолюции и решения международных организа¬ций, в первую очередь ООН и ее специализированных учреждений. В этих актах фиксируются, как правило, уже сложившиеся правовые нормы, а также поощряются определенные правила поведения субъектов международных отношений, что ведет к возникновению новых норм и обычаев. Система международного права включает: – общепризнанные принципы, – договорные и обычные правовые нормы, – отрасли права, – резолюции международных организаций, – решения
международных судебных органов. Под нормой международного права понимается правило поведения, которое признается государ¬ствами и другими субъектами международного права в качестве юридически обязательного. Содержание норм международного права составляют права и обязан¬ности, которыми наделяются государства и другие субъекты международно¬го права. Международно-правовая система упорядочивает поведение участ¬ников международных отношений и играет регулирующую роль во взаимоот¬ношениях субъектов международного права.
Однородные международно-пра¬вовые нормы образуют институты и отрасли международного права. Право¬вые нормы и институты объединяются в отрасли международного права. Объектом отрасли является весь комплекс однородных международных отно¬шений, касающихся, например, заключения международных договоров (пра¬во международных договоров), связанных с функционированием междуна¬родных организаций (право международных организаций) и т.д.
Существу¬ют такие отрасли права как: – международное экономическое право, – междуна¬родное морское право, – международное воздушное право, – международное атом¬ное право, – международное космическое право и др. Выделение и развитие отраслей международного права обусловлены объективной необходимостью эффективного правового регулирования определенных комплексов меж¬дународных отношений и появлением больших групп однородных право¬вых норм, которые связаны между собой общностью объекта регулиро¬вания.
Международно-правовые нормы создаются самими субъектами между¬народного права. В международных отношениях не существует каких-либо законодательных органов, которые могли бы принимать правовые нормы без участия самих субъектов международного права. Единственный способ создания международно-правовых норм — это соглашения субъектов между¬народного права. Явно выраженное соглашение именуется договором и со¬ответственно содержащиеся в них нормы, являются
договорными. Соглаше¬ние, достигнутое молчаливым согласием, называется обычаем, а содержа¬щиеся в нем нормы — обычными. Договоры, заключаемые между субъектами международного права, но¬сят письменную форму и содержат четкие и конкретные формулировки меж¬дународно-правовых норм, которые направлены на регулирование отноше¬ний между ними. В зависимости от круга участников договоры могут быть двусторонними и многосторонними (универсальными). Все нормы, содер¬жащиеся в них, являются юридически обязательными, и их нарушение
вле¬чет за собой международно-правовую ответственность. Обычай определяется как «доказательство всеобщей практики, при¬знанной в качестве правовой нормы» (п. 1 «в» ст. 38 Статут Международно¬го суда ООН). Это означает, что международным обычаем, составляющим норму международного права, может стать такое правило поведения субъек¬тов международного права, которое образовалось в результате повторяю¬щихся однородных действий.
Решения международных организаций и дру¬гих объединений, выражающие согласованные позиции государств, явля¬ются отправным моментом для образования обычая. Таким образом, пра¬вило поведения, признанное государствами в качестве правовой нормы, превращается в международно-правовой обычай. Обычаи (обычные нормы) имеют такую же юридическую силу, что и договорные нормы. Явно выраженные соглашения, не признанные юридически обяза¬тельными, включают правила поведения,
но не становятся договорными нормами. К ним, в частности, относятся резолюции ООН и других меж¬дународных организаций. Правила, содержащиеся в таких документах, по¬лучили название норм международного «мягкого права». Все такие резо¬люции включают правила или модель (образец поведения), однако опреде¬ленной юридической силой, а тем более политической и моральной, они обладают только в соответствии с Уставом ООН и лишь в рамках самой организации.
По сути, они входят в так называемое «внутреннее право ООН» и составляют, помимо Устава ООН, правила процедуры ее органов и дру¬гие акты. Резолюции ООН представляют интерес не только для государств—чле¬нов ООН, но и для других субъектов международного права. Согласно Уставу ООН, они носят рекомендательный характер (за исключением резолю¬ций по внутриорганизационным
вопросам ООН и бюджетно-финансовым вопросам) и являются нормами международного права. Как показывает прак¬тика ООН, государства-члены, хотя и не обязаны выполнять резолюции Генеральной Ассамблеи, являющиеся рекомендациями, однако их действия не могут расходиться с предписаниями, содержащимися в них. Эти резолю¬ции не содержат юридических обязательств, вместе с тем роль многих ре¬золюций Генеральной Ассамблеи выходит за рамки рекомендаций.
Фор¬мируя правила поведения государств—членов ООН в ее рамках, они могут быть превращены путем соответствующего признания со стороны субъек¬тов международного права, в том числе государств, не являющихся члена¬ми ООН, в договорные либо обычные международно-правовые нормы, как многостороннего (универсального), так и регионального (локального) характера. Помимо резолюций Генеральной Ассамблеи ООН, к нормам «мягкого права» относятся аналогичные акты других межгосударственных
организа¬ций (многосторонних и региональных) и международных конференций. В частности, Заключительный акт Совещания по безопасности и сотрудниче¬ству в Европе от 1 августа 1975 г Парижская хартия для Новой Европы от 21 ноября 1990 г. и другие документы ОБСЕ, хотя и не являются юридичес¬ки обязательными, однако государства—члены ОБСЕ придают им обяза¬тельную силу, которая носит политический и моральный характер.
В то же время ряд положений, содержащихся в названных документах ОБСЕ и дру¬гих ее актах, приобрели характер обычных норм международного права. В качестве примера можно назвать принцип нерушимости границ, провозгла¬шенный в Заключительном акте 1975 г который и стал обычной нормой международного права. Региональные нормы могут регулировать отношения двух или несколь¬ких государств, не только расположенных
в одном регионе, но и находя¬щихся в различных частях мира. Универсальные нормы регулируют отноше¬ния всех субъектов и составляют общее международное право. По способу (методу) правового регулирования международно-правовые нормы подразделяются на: -диспозитивные и -императивные. Диспозитивной является норма, в рамках которой субъекты международного права могут сами определять свое поведение, взаимные права и обязанности в конкретных пра¬воотношениях в зависимости
от обстоятельств. К императивным относятся нормы, которые устанавливают конкретные пределы определенного поведе¬ния. Субъекты международного права не могут по своему усмотрению изме¬нять содержание прав и обязанностей, предусмотренных императивными нор¬мами. Договоры и обычаи относятся к одному из источников международно¬го права — международным конвенциям. Под общими международными конвенциями понимаются договоры, в которых участвуют или могут уча¬ствовать
все государства, а в их законодательстве содержатся нормы, обяза¬тельные для всего международного сообщества, т.е. нормы общего между¬народного права. Специальные международные конвенции включают дого¬воры с ограниченным числом участников, для которых обязательны поло¬жения этих договоров. Международный обычай создается в результате практики государств, которая путем признания в качестве правовой нормы приобретает характер обычной международно-правовой нормы.
Для установления существования обычая используются судебные решения и доктрины, решения международ¬ных организаций и односторонние акты и действия государств. К судебным решениям, которые являются вспомогательным средством, относятся ре¬шения Международного суда ООН, других международных судебных и ар¬битражных органов. Передавая спор в Международный суд ООН или в дру¬гие международные судебные органы, государства, как
правило, просят ус¬тановить наличие обычной нормы, обязательной для спорящих сторон. В некоторых случаях судебные решения могут положить начало формированию обычной нормы международного права. Международные судебные органы для подтверждения существования обычной нормы нередко прибегают к ссыл¬кам на национальное законодательство. Односторонние действия и акты госу¬дарств могут служить доказательством признания того или иного правила поведения в качестве обычая.
К таким односторонним действиям и актам относятся внутренние законодательные и другие нормативные акты. Офи¬циальные заявления глав государств и правительств, других представите¬лей, в том числе в международных органах, и делегаций на международ¬ных конференциях могут служить доказательством международного обы¬чая. Вспомогательным средством для определения обычая могут считаться совместные заявления государств, например, коммюнике по итогам пере¬говоров. Несмотря на интенсивный процесс кодификации международного пра¬ва,
значение международного обычая продолжает сохраняться. Одни и те же международные отношения могут регулироваться для одних государств договорными нормами, а для других — обычаями. Правовых норм, общих и для международного и для внутреннего государственного права, не суще¬ствует. Кодификация международного права, т.е. систематизация между¬народно-правовых норм, осуществляется субъектами международного пра¬ва; она предполагает приведение в единую систему
действующих международно-правовых норм, уточнение их формулировок и отражение в договор¬ной форме международных обычаев. Кодификация может быть официаль¬ной и неофициальной. Официальная кодификация реализуется в форме международных договоров. Особое место в процессе кодификации занимает ООН, в рамках которой работает Комиссия международного права (КМП). За время своего существования
КМП подготовила большое количество проектов статей, на основе которых созванные под эгидой ООН между¬народные конференции приняли соответствующие конвенции. В рам¬ках ООН задачи по кодификации и развитию международного права вы¬полняют и другие комитеты и комиссии, например Комиссия по правам человека, Комитет по использованию космического пространства в мир¬ных целях. Значительную роль в процессе кодификации играют другие международные организации, прежде
всего специализированные учреж¬дения ООН. Руководящими правилами поведения субъектов международных от¬ношений являются принципы международного права. Принцип междуна¬родного права — это норма международного права, имеющая обязатель¬ный характер для всех субъектов. Соблюдение принципов международного права считается строго обязательным. Основные принципы международ¬ного права зафиксированы в
Уставе ООН. Они носят характер императив¬ных норм общего международного права, т.е. служат обязательствами, и не могут быть отменены государствами ни индивидуально, ни по взаимно¬му соглашению. Одним из принципов международного права служит принцип со¬трудничества государств независимо от различий в их политическом, эко¬номическом и социальном строе, являющийся основным положением в системе норм, содержащихся в Уставе ООН. После принятия Устава ООН принцип сотрудничества был закреплен в уставах
многих международных организаций, в международных договорах, многочисленных резолюциях и декларациях. Принцип сотрудничества выражается в обязанностях госу¬дарств сотрудничать друг с другом и с ООН в достижении целей, предусмот¬ренных Уставом ООН. Обязанность государств сотрудничать друг с другом предполагает добросовестное соблюдение ими норм международного права и Устава ООН. Другой важный принцип — принцип добросовестного выполнения меж¬дународных обязательств
в качестве общепризнанной нормы поведения субъек¬тов международного права — также закреплен в Уставе ООН. В Преамбуле Устава подчеркивается решимость членов ООН «создать условия, при кото¬рых могут соблюдаться справедливость и уважение к обязательствам, вытекающим из договоров и других источников международного права». Принцип добросовестности получил закрепление в большом числе меж¬дународных договоров, резолюциях
Генеральной Ассамблеи ООН, в дек¬ларациях государств и т.д. Однако следует признать, что определение точного юридического содержания понятия добросовестности в реальных ситуациях может вызывать трудности. Представляется, что юридическое содержание добросовестности следует выводить из текста Венской кон¬венции о праве международных договоров, главным образом разделов «Применение договоров» (ст. 28—30) и «Толкование договоров» (ст.
31—33). Применение положений договора во многом определяется его толкова¬нием. Считается общепризнанным, что любой договор, противоречащий Ус¬таву ООН, является недействительным и ни одно государство не может ссы¬латься на него или пользоваться его преимуществами. Кроме того, любой договор не может противо¬речить императивной норме международного права, как она определяется в ст. 53 Венской конвенции о праве международных договоров.
1.2. Принципы и нормы международного экономического права. Международ¬но-правовое регулирование многосторонних и двусторонних экономических отношений относится к международному экономическому праву, которое является отраслью международного права. В Уставе ООН в качестве одной из целей указывается осуществление международного сотрудничества в ре¬шении международных проблем экономического характера. О значе¬нии международного экономического сотрудничества
и его правового регу¬лирования во всей международной деятельности свидетельствует, в частно¬сти, о том, что подавляющая часть всех заключаемых международных дого¬воров и всех существующих международных организаций относятся к эконо¬мическим отношениям государств. Международное экономическое право представляет собой совокупность принципов и норм, регулирующих отношения между государствами и дру¬гими субъектами международного права. К экономическим отношениям от¬носятся коммерческие отношения в сферах: -производственной, -научно-
тех¬нической, -валютно-финансовой, -транспорта, -связи, -энергетики, -интел¬лектуальной собственности, -туризма и др. Субъектами международного эко¬номического права являются те же субъекты, что и в международном праве. Государства вправе непосредственно участвовать во внешнеэкономической, гражданско-правовой, коммерческой деятельности. Международной функциональной правосубъектностью наделяются межгосударственные экономи¬ческие и иные организации на основании их учредительных документов.
Это относится к различным торгово-экономическим объединениям государств: зонам свободной торговли, таможенным союзам, экономическим союзам, преференциальным системам. Характерным для системы международного экономического права яв¬ляется наличие большого числа рекомендательных норм, имеющих своим источником решения международных организаций и конференций. Особен¬ностью этих норм считается их императивность.
Они не просто рекомендуют, но дают правомерность таким действиям, которые были бы неправомерны при отсутствии рекомендательной нормы. Например, Конференция ООН по торговле и развитию (ЮНКТАД) на своей сессии в 1964 г. приняла Женевс¬кие принципы, в которых содержалась рекомендация о предоставлении раз¬вивающимся странам, в изъятие из принципа наиболее благоприятствуемой нации, преференциальных таможенных льгот, которые были бы неправомер¬ными
при отсутствии соответствующей рекомендательной нормы. В современных условиях международное регулирование экономи¬ческих отношений осуществляется на основе: 1) международных дого¬воров; 2) решений (рекомендаций, постановлений) международных организаций; 3) решений межгосударственных экономических конфе¬ренций; 4) международных обычаев. Решения (рекомендации, постановления) международных организа¬ций по вопросам
экономического сотрудничества принимаются органами ООН (Генеральная Ассамблея, ЭКОСОС, ЮНКТАД и др.), а также специ¬ализированными учреждениями ООН (ЮНИДО, ВОИС и др.). Решения этих органов и учреждений обычно не носят юридически обязательного характе¬ра, но имеют рекомендательную силу. Вопрос о юридической силе рекомендаций определяется уставами орга¬низаций как нормы не обязательного, а рекомендательного характера.
В то же время подобные резолюции-рекомендации нередко становятся действен¬ным регулятором межгосударственных отношений. Государства, не заклю¬чая международно-правовых договоров, применяют в отношениях друг с дру¬гом именно те правила, что были рекомендованы в резолюции межправи¬тельственной организации. Таким образом, не будучи источниками между¬народного публичного права, в строгом смысле, эти резолюции включаются в правоприменительную практику. К резолюциям-рекомендациям такого рода обычно относят: во-
первых, декларации, устанавливающие новые правила (деклара¬ции Генеральной Ассамблеи ООН, направленные на установление нового международного экономического порядка); во-вторых, программы развития определенной сферы сотрудничества государств, например, программы структурной адаптации экономики отдельных государств, принимаемые в группе Всемирного банка (ВБ) и Меж¬дународном валютном фонде (МВФ); в-третьих, кодексы поведения государств
в области специального меж¬дународно-правового регулирования (кодекс поведения государств в облас¬ти передачи высоких технологий, выработанный в ЮНКТАД, и др.). Резолюции-рекомендации универсального характера, направленные на определение новой программы поведения государств-членов, обычно име¬нуются декларациями. В этих документах формулируются общие принципы и цели будущего поведения участников межгосударственных
отношений. Для того чтобы эти правовые акты начали «работать», необходима их конкрети¬зация в других международно-правовых актах. Таким образом, резолюции-рекомендации типа деклараций являются важными программными документами, но не имеют юридически обязатель¬ного характера. Принципы и правила поведения, заявленные в них, могут войти в международное публичное право традиционным путем — через имп¬лантацию в договорную или обычно-правовую норму.
В отличие от резолюций-рекомендаций типа деклараций програм¬мы структурной адаптации, разрабатываемые в рамках ВБ — МВФ, со¬держат достаточно конкретные правила поведения государств-членов и нацелены на немедленное регулирование очерченного круга международ¬ных отношений. В него включаются: а) вопросы формирования финан¬совой политики государства—члена МВФ и б) принятие и выполнение программ структурной перестройки национальной экономики государства-члена
ВБ. Подобная практика выработки рекомендуемых правил уста¬новлением жесткого контроля за их соблюдением используется в ВТО. В данном случае резолюция-рекомендация выступает и как норма прямого действия, регулирующая поведение государств-членов. За невыполнение подобной рекомендации на государство может быть наложено бремя меж¬дународно-правового принуждения. Практика ВБ, МВФ и ВТО свиде¬тельствует, что эти организации рассматривают свои решения как реко¬мендательные,
поддающиеся упрощенной процедуре пересмотра. В каж¬дом конкретном случае санкция применяется к государству-члену не за невыполнение требований рекомендаций, а за невыполнение обязательств по уставу в целом. Межправительственные организации системы ООН практикуют при¬нятие в форме рекомендаций, и целых сводов правил поведения государств-членов в конкретных сферах межгосударственного сотрудничества. Эти сво¬ды правил известны под названием кодексов поведения.
В качестве приме¬ра можно назвать кодекс поведения государств в сфере передачи высоких технологий (ЮНКТАД), кодекс поведения в сфере ограничительной деловой практики (ЮНКТАД), проект кодекса поведения транснациональных корпораций (ЭКОСОС). Для кодексов поведения характерно, что они пред¬ставляют собой свод конкретных правил, направленных на регулирование определенного круга отношений. В этом смысле они являются нормами прямого действия.
Так, кодекс передачи технологий предусматривает пере¬дачу достижений науки и техники из развитых в развивающиеся страны че¬рез определенный порядок оформления лицензий и их продажи, а также через заключение договоров передачи новейших технологий производства и секретов типа ноу-хау. В то же время, являясь достаточно конкретными правилами поведения, кодексы не получают оформления в виде юридичес¬ки обязательных международно-правовых актов.
Они остаются документами рекомендательного характера, т.е. соответствуют основным характеристи¬кам резолюций-рекомендаций международных организаций. Формально МВФ в области валютных курсов дает государствам лишь рекомендации. Но, как правило, эти рекомендации неукоснительно со¬блюдаются государствами-членами. В свою очередь, Фонд контролирует их соблюдение при помощи особой системы надзора за политикой государств-
членов в области валютно-финансовых вопросов. Так, государство-член пред¬ставляет развернутую информацию о своем финансово-экономическом по¬ложении, и на ее основе Фонд дает рекомендации этому государству о даль¬нейших шагах в области развития валютно-финансовой системы. Рекомен¬дации обычно содержат меры по регулированию экономики на макро – и микроуровне, обеспечению свободы торговли и социальной защиты населе¬ния. Следует отметить, что подобные рекомендации запрашивают
(на воз¬мездной основе) и выполняют и те государства, которые не являются чле¬нами МВФ. Например, Швейцария не участвует в Фонде, но пользуется его рекомендациями в вопросах валютных отношений. В том случае, если государство-член не придерживается рекомендуе¬мых мер, исполнительный орган