–PAGE_BREAK–
1.3. Современные тенденции развития делового туризма в России
На сегодняшний день идет динамическое развитие рынка делового туризма в России. Появился значительный интерес к этому сегменту рынка, как туристических компаний, так и властных структур. Начинает складываться понимание значимости делового туризма для бюджета городов и страны в целом.
Одним из главных препятствием для развития делового туризма в России является неразвитая гостиничная инфраструктура. Во многих городах России, даже в условиях постоянного строительства новых отелей, существует проблема с размещением туристов, и деловых в частности. Отсутствуют отели среднего уровня для бизнес-поездок. Наблюдается явное несоответствие: приходится выбирать между роскошными пятизвездочными дорогими отелями и мини-гостиницами, не подходящими бизнесменам по своей инфраструктуре.
В последнее время наблюдается изменение ситуации — во многих крупных промышленных и культурных центрах – Москве, Санкт-Петербурге, Мурманске, Архангельске, Самаре, Тольятти, Сочи, Екатеринбурге, Иркутске, Новосибирске, Владивостоке и других городах — с каждым годом увеличивается число гостиниц, оснащенных всем необходимым для бизнес-туризма [18].
Исторически основными центрами индустрии встреч в России считаются Москва и Санкт-Петербург, до 70% процентов от общего объема деловых поездок приходится именно на эти два города, и только 30% на остальные регионы России. На данный момент можно наблюдать, что конкурентные позиции регионов становятся все сильнее: динамичное развитие инфраструктуры индустрии встреч в городах — региональных центрах, активный рост количества организаций, работающих в сфере индустрии встреч и, как следствие, появление потребности в привлечении знаний ведущих экспертов для качественного развития рынка встреч [17].
Одной из тенденций в деловом туризме в России, также является формирование специализаций туристических компаний на различных видах туризма, и, в частности, появление фирм, занимающихся исключительно бизнес-поездками и проведением выставок, семинаров и конференций за рубежом, а также фирм, специализирующихся на инсентив-программах.
В качестве основных тенденций развития делового туризма также можно назвать возрастание интеллектуальной составляющей, устойчивый спрос на отраслевые выставки, сокращение средней продолжительности встреч, в частности выставочных экспозиций до 3 дней, повышение эстетической привлекательности и строгое соблюдение мер безопасности на мероприятиях.
Среди новых тенденций в деловом туризме, обусловленных экономическим спадом: бронирование номеров задолго до заезда, отказ от повышения цен и снижение интереса к вопросам экологической безопасности.
ГЛАВА 2. Практическая часть
2.1. Анализ рынка делового туризма в Ленинградской области
Ленинградская область – субъектРоссийской Федерации, расположенный на северо-западе европейской части страны (см. Приложение 3). Входит в состав Северо-Западного федерального округаи Северо-западного экономического района. Территория — 85 300 км², что составляет 0,5 % площади России. По этому показателю область занимает 39-е место в стране. Граничит с Европейским союзомна западе — с Эстониейи на северо-западе — с Финляндией. В состав Ленинградской области входят 222 муниципальных образования: 1 городской округ, 17 муниципальных районов, в состав которых входят 62 городских и 142 сельских поселения(см. Приложение 4) [20]. На учете Департамента по охране и использованию памятников истории и культуры Ленинградской области находятся 4700 объектов культурного наследия,389 культовых объектов, из которых значительная часть (63%) не используется по назначению. Ленинградская область является одним из наиболее посещаемых регионов России [6].
Что касается делового туризма, то в области он является наиболее значительным и постоянно увеличивающим свое влияние сегментом рынка. Предпосылки для развития делового туризма региона обеспечивают: накопленный промышленный потенциал; близость к Москве как к крупнейшему потребительскому рынку; значительный научно-образовательный потенциал; благоприятный бизнес-климат; высокая инвестиционная привлекательность; выдающееся историко-культурное наследие. При этом препятствуют развитию данного рынка:
· дефицит электроэнергии;
· ограниченность свободных трудовых ресурсов;
· высокий износ основных фондов и инфраструктуры;
· значительная внутрирегиональная дифференциация;
· плохое качество автодорог
Одним из главных препятствий на пути развития бизнес-туризма является очевидная нехватка комфортабельного размещения, гостиниц бизнес-класса, удовлетворяющих требованиям данной индустрии, выставочных площадей, конгресс-центров, предприятий питания, в городах и туристских центрах Ленинградской области. Обладая большим экономическим и интеллектуальным потенциалом, Ленинградская область не всегда может его реализовать, и, в частности, принять солидные форумы и конгрессы.
Говоря о деловом туризме в Ленинградской области, можно выделить явного лидера по приему деловых путешественников — это административный центр области — Санкт-Петербург, на который приходится основная доля прибытия бизнес-туристов [6]. Кроме того, деловой туризм развивается в Выборге, в Кириши, во Всеволожске и в Приозерске.
Сегодня в области успешно работают более 60 туристических компаний в сфере въездного туризма, из них не более пятнадцати, занимающихся организацией делового туризма, и почти все они сосредоточены непосредственно в Санкт-Петербурге. Наиболее крупными игроками на данном рынке являются туристические компании Санкт-Петербурга:
· «Нева», специализирующаяся на операторской деятельности в области выездного, въездного и внутреннего туризма;
· «UnitedHotels» – сервисная компания, оказывающая полный спектр услуг для бизнес-клиентов;
· «Музыка путешествий», занимающаяся проведением деловых встреч, переговоров, симпозиумов, семинаров и конференций;
· «Международный центр въездного туризма», занимающийся проведением выездных конференций, семинаров, корпоративных мероприятий
Транспортнаясеть региона хорошо развита, что обусловлено соседством с одним из крупнейших в Россиитранспортных узлов — Санкт-Петербургом. Данный фактор является хорошим показателем развития туризма в целом, и делового в частности. Наиболее популярный способ доставки туристов в область – автомобильный транспорт, так как основной поток деловых туристов приходится на близлежащие области и районы, данный вид транспорта наиболее целесообразен. По Ленинградской области проходят две важнейшие федеральные дороги: Россия» (трасса Санкт-Петербург— Тосно— Любань— Великий Новгород— Тверь— Москва) и «Скандинавия» (трасса Санкт-Петербург— Выборг— граница с Финляндией), которые находятся в хорошем состоянии [20].
Главными железнодорожными узлами области являются Мга, Гатчина, Волховстрой. Ленинградская область является центром Северно-Западной железной дороги, обеспечивающей прямое сообщение с Москвой, Вологдой, Архангельском, Воркутой, Новгородом, Псковом, городами Урала, Сибири, Дальнего Востока, Хельсинки и Таллинном. Что касается авиасообщения, международныйаэропорт «Пулково», находящийся в 15 км от центра Санкт-Петербурга - один из крупнейших, динамично развивающихся авиатранспортных узлов России.
По итогам 2008 г. аэропорт «Пулково» занимает четвертое место среди аэропортов России по количеству перевезенных пассажиров, уступая аэропортам московского авиационного узла – Домодедово, Шереметьево и Внуково. В 2008 году пассажирообмен аэропорта «Пулково» достиг 7 070 000 человек, что на 15,2% больше по сравнению с аналогичным показателем 2007 года [14].
В Ленинградской области имеется более 600 объектов размещения туристов. Существующие сегодня места размещения туристов имеют разную степень комфортности. Так, ряд из них (например, гостиница «Выборг» в городе Выборг) полностью соответствуют международным стандартам. Собственные предприятия питания имеются в60% рекреационных учреждений, спортивные комплексы и сооружения– в49%. Такие удобства как горячая вода, душ, телефон имеются в73% мест размещения [16].
Среди бизнес отелей высокого класса выделяется гостиница «Карелия» 3* в Санкт-Петербурге, имеющая 256 номеров высшей и бизнес категории, а также, номера для некурящих. Отель, обладая современной инфраструктурой и высоким уровнем обслуживания, придерживается гибкой политики формирования цен. Доступные для среднего класса номера отвечают всем требованиям современного делового человека, для которого большое значение имеет и комфортный отдых, и наличие необходимых условий для эффективной работы в своем номере или на территории отеля. Для проведения деловых мероприятий в отеле располагаются 10 оборудованных конференц-залов, которые вмещают в себя от 10 до 330 человек:
Наименование зала
Площадь
(m2)
Театр
Банкет
Класс
U-Shape
Фуршет
Квадрат
Отдельные столы
Ладога
302
330
240
150
–
350
280
200
Онега
237
250
200
100
–
250
170
138
Вуокса 1
141
150
100
100
–
150
–
98
Кемь
140
130
100
90
48
50
52
60
Охта
50
35
–
22
18
20
–
–
Шуя
50
35
–
22
18
20
20
–
Свирь
57
50
–
32
–
22
24
–
Волхов
57
50
–
32
–
22
24
–
Вуокса 2
55
35
–
–
35
22
30
Кижи
40
20
–
–
–
–
–
Арт-Галерея
206,5
(выставочный зал)
Выставочные
площади
1000
–
Таблица 2.1.
Стоимость аренды конференц-залов гостиницы «Карелия» 3*
Название арендуемого зала
Стоимость аренды зала (руб.)
За 1 час
До 8 часов
От 8 часов
Ладога
1000
2.500
2.000
Онега
880
2.000
1.800
Вуокса 1
–
650
550
Кемь
460
1200
900
Охта
270
600
500
Шуя
270
600
500
Свирь
–
700
600
Волхов
–
700
600
Вуокса 2
–
450
330
Арт-галерея
670
1200
900
Стоимость дополнительных услуг за один день в данной гостинице составляет:
· Плазменный ТВ дисплей 1280х768, контраст 900:1 -9000 рублей;
· Проектор мультимедийный в зала «Ладога» -6000 рублей;
· Конференц-система (пульт председателя, 2 пульта делегата, 3 микрофона, 3 монитора);
· Ноутбук -4000 рублей;
· Проектор мультимедийный -3000 рублей;
· Доска флипчарт – 500 рублей;
· Блокнот для флип-чарта – 500 рублей;
· Комплект фломастеров для флипчарта (4 шт.) – 250 рублей;
· Wi-Fiсоединение – 600 рублей [8].
Также всем необходимым условиям для приема деловых туристов удовлетворяют гостиницы Санкт-Петербурга: «MarcoPolo» 5*, на 47 мест, располагающая конференц-залом на 8-10 человек; «Аннушка» 3*, где есть конференц-зал на 80 человек, бизнес-центр; отель «Астерия»3*, на 70 номеров, с конференц-залом на 25-30 человек; «Россия» 3* на 413 номеров, есть бизнес-комплекс: бизнес-центр, комнаты для переговоров, конференц-зал на 315 человек; «IBIS St. Petersburg Centre» 3* предлагает 221 комфортабельный номер и конференц-зал вместимостью от 80 до 120 человек [11].
Одной из самых главных площадкой для проведения деловых мероприятий является культурно-выставочный комплекс «Евразия» в Санкт-Петербурге, в Выборгском районе. Комплекс обладает помещениями для проведения конференций, презентаций и семинаров. Для проведения деловых мероприятий могут быть организованы и оборудованы помещения различной вместимости на территории выставочных залов.Общая площадь выставочного комплекса занимает площадь в 2800 м2, из них 800 м2 — открытая площадь для размещения выставочных модулей, предназначенная для проведения выставок, концертов, киносъемок, банкетов, спортивных и культурно-массовых мероприятий [15]. Стоимость составляет от 16000 до 50000 рублей в сутки. Инфраструктура Центра включает в себя:
· Площадка для парковки машин;
· Огороженный внутренний двор, используемый для временной стоянки автотранспорта и краткосрочного хранения выставочных грузов;
· Круглосуточная охрана;
· Собственный комплекс выставочного оборудования для стандартной и индивидуальной застройки стендов;
· Комплекс типографской техники для цветной и черно-белой печати, сканирования и оперативного размножения материалов;
· Комплекс мультимедийного оборудования;
· Кафе «ЕВРАЗИЯ»
Кроме того, в Санкт-Петербурге используются залы Конференц-центра «Буржуа» — вместимость залов от 10 до 243 человек, в том числе 5 залов-трансформеров (30-120 мест) и 1 комната для переговоров.
Выборг является вторым после Санкт-Петербурга по развитию делового туризма. Главными объектами туристской инфраструктуры для организации деловых путешествий в городе являются: Гостиница «Braun-House» 3* с конференц-залом на 25 мест; Гостиничный комплекс «Выборг» 3* с конференц-залом на 30 мест; гостиница «Апарт-Отель Ульберг», с конференц-залом на 60 мест, кроме того, главным конференц-залом Выборга является Государственный музей «Выборгский замок», с залом на 160 человек [4].
Что касается других городов Ленинградской области, большой популярностью для проведения конференций и корпоративных мероприятий пользуются лесной отель «Ладога» в городе Приозерск, вместимостью до 40 человек, где предлагаются в качестве дополнительных услуг охота, рыбалка, пляж, площадка для спортивных игр, прокат спортинвентаря; гостиница «Север» в Кириши с конференц-залом, вместимостью до 80 человек, комнатой для переговоров, вместимостью до 20 человек [9].
Важное место во внешних связях Санкт-Петербурга занимает сотрудничество с зарубежными городами и регионами, начало которым было положено в 1953 году, когда были установлены связи с финским городом Турку. В настоящее время 88 зарубежных Сотрудничество с указанными городами осуществляется на основе Соглашений об экономическом и социально-культурном сотрудничестве, в рамках которых в Санкт-Петербурге регулярно проводится выставочно-ярмарочная деятельность. Среди самых масштабных и значимых событий это:
· Кинофестиваль «Неделя кино Финляндии»;
· Конкурс «Песня России» с участием ансамблей из различных регионов России;
· Выставка «Мир камня», в которой принимают участие представители малого и среднего бизнеса из Москвы, Санкт-Петербурга, Углича, Рыбинска, Нижегородской и Ярославской областей;
· Ярмарка декоративно — прикладного искусства, народных промыслов и ремесел [9].
В таблице 2.2. представлены значимые деловые мероприятия на 2009 год, которые будут проводиться в Ленинградской области.
Таблица 2.2.
План проведения деловых мероприятий в Санкт-Петербурге в 2009 году
Срок проведения
Название мероприятия
Январь
187600, Ленинградская область, г. Пикалево, ул. Советская, д.14
8-813-66-400-23
Пикалевский краеведческий музей
Подведение итогов конкурса, посвященные 55-летию города Пикалево
Февраль-Апрель
188350, Ленинградская область, г.Гатчина, ул.Чехова, д.4
8-813-71-208-64
Историко-мемориальный музей-усадьба П.Е.Щербова
«Вечер у камина». Концерт вокальной музыки
Май-Августь
188350, Ленинградская область, г.Гатчина, ул.Чехова, д.4
8-813-71-208-64
Историко-мемориальный музей-усадьба П.Е.Щербова
Выставка «Летние этюды» (художники Санкт-Петербурга)
Сентябрь
188350, Ленинградская область, г.Гатчина, ул.Чехова, д.4
8-813-71-208-64
Историко-мемориальный музей-усадьба П.Е.Щербова
Выставка «Историческая карикатура» (фотокопии работ художника П.Е.Щербова и журнальная сатирическая графика)
Март-Октябрь
Ленинградская область, г.Сосновый Бор, ул.Ленинградская, д.56а
8-813-69-290-52
Сосновоборский художественный музей современного искусства Выставка произведений живописи «Портрет несовременника» (19, 20, 21 вв.)
Сентябрь-Ноябрь
187710, Ленинградская область, г.Лодейное Поле, ул.Ленина, д.122
Тел. 8-813-64-210-98
Лодейнопольский историко-краеведческий музей
Выставка, посвященная 105-летию со дня рождения Дважды Героя Социалистического Труда Б.Г.Музрукова
Октябрь
187320, Ленинградская область, г.Шлиссельбург, Фабричный остров, д.2а. Тел. 8-813-62-78-218
Музей истории города Шлиссельбурга
Мероприятия ко дню города Шлиссельбурга: мультимедиавыставка «Шлиссельбургская геральдика», праздник для младших школьников «Я – Шлиссельбуржец»
Май-Октябрь
187110, Ленинградская область, г.Кириши, пр.Ленина, д.42
Тел. 8-813-68-236-29
Киришский историко-краеведческий музей
Выставка «Из истории народного образования в Киришском районе» (из фондов музея)
Апрель-Октябрь
г.Подпорожье, ул. Исакова, д. 1
8-813-65-201-28
Подпорожский краеведческий музей
Торжественное открытие выставки декоративно-прикладного творчества жителей п. Никольский Подпорожского района, посвященной юбилею поселка.
Развитие делового туризма в Ленинградской области является одной из приоритетных задач на ближайшие годы, что отображено в областной целевой программе развития туризма и отдыха на 2009 — 2012 годы.
Основные проблемы, стоящие на пути развития делового туризма в регионе это недостаточная социально-экономическая эффективность использования имеющегося туристско-рекреационного потенциала Ленинградской области вследствие ограниченных возможностей гостиничной, инженерной и коммуникационной и дорожно-транспортной инфраструктуры.
Первоочередные задачи – это создание законодательной базы и системы государственного регулирования развития туристской индустрии в области, разработка стратегии развития инфраструктуры делового туризма, формирование конкурентного туристского продукта, в том числе и расширение календаря основных туристских деловых событий области, продвижение туристских возможностей региона, а также информационное, кадровое и методическое обеспечение бизнес-туризма и отдыха.
Дальнейшему развитию туристической сферы должны способствовать улучшения качества дорожного покрытия, привлечение обслуживающего персонала, интеграция в предпринимательскую среду. Также планируется разработка специальной программы развития делового туризма и создание современного конгресс-центра в Санкт-Петербурге. продолжение
–PAGE_BREAK–