Технология организации делового туризма в Ленинградской области

–PAGE_BREAK–
1.3. Современные тенденции развития делового туризма в России
На сегодняшний день идет динамическое развитие рынка делового туризма в России. Появился значительный интерес к этому сегменту рынка, как туристических компаний, так и властных структур. Начинает складываться понимание значимости делового туризма для бюджета городов и страны в целом.

Одним из главных препятствием для развития делового туризма в России является  неразвитая гостиничная инфраструктура. Во многих городах России, даже в условиях постоянного строительства новых отелей, существует проблема с размещением туристов, и деловых  в частности. Отсутствуют отели среднего уровня для бизнес-поездок. Наблюдается явное несоответствие: приходится выбирать между роскошными пятизвездочными дорогими отелями и мини-гостиницами, не подходящими бизнесменам по своей инфраструктуре.

 В последнее время наблюдается изменение ситуации — во многих крупных промышленных  и культурных центрах  –  Москве,  Санкт-Петербурге,  Мурманске,  Архангельске, Самаре, Тольятти, Сочи, Екатеринбурге, Иркутске, Новосибирске,  Владивостоке и других городах — с каждым годом увеличивается число  гостиниц,  оснащенных всем необходимым для бизнес-туризма [18].

Исторически основными центрами индустрии встреч в России считаются Москва и Санкт-Петербург, до 70% процентов от общего объема деловых поездок приходится именно на эти два города, и только 30% на остальные регионы России. На данный момент можно наблюдать, что конкурентные позиции регионов становятся все сильнее: динамичное развитие инфраструктуры индустрии встреч в городах — региональных центрах, активный рост количества организаций, работающих в сфере индустрии встреч и, как следствие, появление потребности в привлечении знаний ведущих экспертов для качественного развития рынка встреч [17]. 

Одной из тенденций в деловом туризме в России, также является формирование специализаций туристических компаний на различных видах туризма, и, в частности, появление фирм, занимающихся исключительно бизнес-поездками и проведением выставок, семинаров и конференций за рубежом, а также фирм, специализирующихся на инсентив-программах.

В качестве основных тенденций развития делового туризма также можно назвать возрастание интеллектуальной составляющей, устойчивый спрос на отраслевые выставки, сокращение средней продолжительности встреч, в частности выставочных экспозиций до 3 дней, повышение эстетической привлекательности и строгое соблюдение мер безопасности на мероприятиях.

Среди новых тенденций в деловом туризме, обусловленных экономическим спадом: бронирование номеров задолго до заезда, отказ от повышения цен и снижение интереса к вопросам экологической безопасности.
ГЛАВА 2. Практическая часть

2.1. Анализ рынка делового туризма в Ленинградской области
Ленинградская область – субъектРоссийской Федерации, расположенный на северо-западе европейской части страны (см. Приложение 3). Входит в состав Северо-Западного федерального округаи Северо-западного экономического района. Территория — 85 300 км², что составляет 0,5 % площади России. По этому показателю область занимает 39-е место в стране. Граничит с Европейским союзомна западе — с Эстониейи на северо-западе — с Финляндией. В состав Ленинградской области  входят 222 муниципальных образования: 1 городской округ, 17 муниципальных районов, в состав которых входят 62 городских и 142 сельских поселения(см. Приложение 4) [20]. На учете Департамента по охране и использованию памятников истории и культуры Ленинградской области находятся 4700 объектов культурного наследия,389 культовых объектов, из которых значительная часть (63%) не используется по назначению. Ленинградская область является одним из наиболее посещаемых регионов России [6].

Что касается делового туризма, то в области он является наиболее значительным и постоянно увеличивающим свое влияние сегментом рынка. Предпосылки для развития делового туризма региона обеспечивают: накопленный промышленный потенциал; близость к Москве как к крупнейшему потребительскому рынку; значительный научно-образовательный потенциал; благоприятный бизнес-климат; высокая инвестиционная привлекательность; выдающееся историко-культурное наследие. При этом препятствуют развитию данного рынка:

·              дефицит электроэнергии;

·              ограниченность свободных трудовых ресурсов;

·              высокий износ основных фондов и инфраструктуры;

·              значительная внутрирегиональная дифференциация;

·              плохое качество автодорог
Одним из главных препятствий на пути развития бизнес-туризма является очевидная нехватка комфортабельного размещения, гостиниц бизнес-класса,  удовлетворяющих требованиям данной индустрии, выставочных площадей, конгресс-центров, предприятий питания, в городах и туристских центрах Ленинградской области. Обладая большим экономическим и интеллектуальным потенциалом, Ленинградская  область не всегда может его реализовать, и, в частности, принять солидные форумы и конгрессы.

Говоря о деловом туризме в Ленинградской области, можно выделить явного лидера по приему деловых путешественников — это административный центр области — Санкт-Петербург, на который приходится основная доля прибытия бизнес­-туристов [6].  Кроме того, деловой туризм развивается в Выборге, в Кириши, во Всеволожске и в Приозерске.

Сегодня в области успешно работают более 60 туристических компаний в сфере въездного туризма, из них не более пятнадцати, занимающихся организацией делового туризма, и почти все они сосредоточены непосредственно в Санкт-Петербурге. Наиболее крупными игроками на данном рынке являются туристические компании Санкт-Петербурга:

·              «Нева», специализирующаяся на операторской деятельности в области выездного, въездного и внутреннего туризма;

·              «UnitedHotels» – сервисная компания, оказывающая полный спектр услуг для бизнес-клиентов;

·              «Музыка путешествий», занимающаяся проведением деловых встреч, переговоров, симпозиумов, семинаров и конференций;

·              «Международный центр въездного туризма», занимающийся проведением выездных конференций, семинаров, корпоративных мероприятий
Транспортнаясеть региона хорошо развита, что обусловлено соседством с одним из крупнейших в Россиитранспортных узлов — Санкт-Петербургом. Данный фактор является хорошим показателем развития туризма в целом, и делового в частности. Наиболее популярный способ доставки туристов в область – автомобильный транспорт, так как основной поток деловых туристов приходится на близлежащие области и районы, данный вид транспорта наиболее целесообразен. По Ленинградской области проходят две важнейшие федеральные дороги: Россия» (трасса Санкт-Петербург— Тосно— Любань— Великий Новгород— Тверь— Москва) и «Скандинавия» (трасса Санкт-Петербург— Выборг— граница с Финляндией), которые находятся в хорошем состоянии [20].

Главными железнодорожными узлами области являются Мга, Гатчина, Волховстрой. Ленинградская область является центром Северно-Западной железной дороги, обеспечивающей прямое сообщение с Москвой, Вологдой, Архангельском, Воркутой, Новгородом, Псковом, городами Урала, Сибири, Дальнего Востока, Хельсинки и Таллинном. Что касается авиасообщения, международныйаэропорт «Пулково», находящийся в 15 км от центра Санкт-Петербурга ­- один из крупнейших, динамично развивающихся авиатранспортных узлов России.

По итогам 2008 г. аэропорт «Пулково» занимает четвертое место среди аэропортов России по количеству перевезенных пассажиров, уступая аэропортам московского авиационного узла – Домодедово, Шереметьево и Внуково. В 2008 году пассажирообмен аэропорта «Пулково» достиг 7 070 000 человек, что на 15,2% больше по сравнению с аналогичным показателем 2007 года [14].

В Ленинградской области имеется более 600 объектов размещения туристов. Существующие сегодня места размещения туристов имеют разную степень комфортности. Так, ряд из них (например, гостиница «Выборг» в городе Выборг) полностью соответствуют международным стандартам. Собственные предприятия питания имеются в60% рекреационных учреждений, спортивные комплексы и сооружения– в49%. Такие удобства как горячая вода, душ, телефон имеются в73% мест размещения [16].

Среди бизнес отелей высокого класса выделяется гостиница «Карелия» 3* в Санкт-Петербурге, имеющая 256 номеров высшей и бизнес категории, а также, номера для некурящих. Отель, обладая современной инфраструктурой и высоким уровнем обслуживания, придерживается гибкой политики формирования цен. Доступные для среднего класса номера отвечают всем требованиям современного делового человека, для которого большое значение имеет и комфортный отдых, и наличие необходимых условий для эффективной работы в своем номере или на территории отеля. Для проведения деловых мероприятий в отеле располагаются 10 оборудованных конференц-залов, которые вмещают в себя от 10 до 330 человек:

Наименование зала

Площадь
(m2)

Театр

Банкет

Класс

U-Shape

Фуршет

Квадрат

Отдельные столы

Ладога

302

330

240

150

350

280

200

Онега

237

250

200

100

250

170

138

Вуокса 1

141

150

100

100

150

98

Кемь

140

130

100

90

48

50

52

60

Охта

50

35

22

18

20

Шуя

50

35

22

18

20

20

Свирь

57

50

32

22

24

Волхов

57

50

32

22

24

Вуокса 2

55

35

35

22

30

Кижи

40

20

Арт-Галерея

206,5

(выставочный зал)

Выставочные

площади

1000

Таблица 2.1.

Стоимость аренды конференц-залов гостиницы  «Карелия» 3*

Название арендуемого зала

Стоимость аренды зала (руб.)

За 1 час

До 8 часов

От 8 часов

Ладога

1000

2.500

2.000

Онега

880

2.000

1.800

Вуокса 1

650

550

Кемь

460

1200

900

Охта

270

600

500

Шуя

270

600

500

Свирь

700

600

Волхов

700

600

Вуокса 2

450

330

Арт-галерея

670

1200

900

Стоимость дополнительных услуг за один день в данной гостинице составляет:

·        Плазменный ТВ дисплей 1280х768, контраст 900:1 -9000 рублей;

·        Проектор мультимедийный в зала «Ладога» -6000 рублей;

·        Конференц-система (пульт председателя, 2 пульта делегата, 3 микрофона, 3 монитора);

·        Ноутбук -4000 рублей;

·        Проектор мультимедийный -3000 рублей;

·        Доска флипчарт – 500 рублей;

·        Блокнот для флип-чарта – 500 рублей;

·        Комплект фломастеров для флипчарта (4 шт.) – 250 рублей;

·        Wi-Fiсоединение – 600 рублей [8].
Также всем необходимым условиям для приема деловых туристов удовлетворяют гостиницы Санкт-Петербурга: «MarcoPolo» 5*, на 47 мест, располагающая конференц-залом на 8-10 человек;  «Аннушка» 3*,  где есть конференц-зал на 80 человек, бизнес-центр; отель «Астерия»3*, на 70 номеров, с конференц-залом на 25-30 человек; «Россия» 3* на 413 номеров, есть бизнес-комплекс: бизнес-центр, комнаты для переговоров, конференц-зал на 315 человек; «IBIS St. Petersburg Centre» 3* предлагает 221 комфортабельный номер и конференц-зал вместимостью от 80 до 120 человек [11].

Одной из самых главных площадкой для проведения деловых мероприятий является культурно-выставочный комплекс «Евразия» в Санкт-Петербурге, в Выборгском районе. Комплекс обладает помещениями для проведения конференций, презентаций и семинаров. Для проведения деловых мероприятий могут быть организованы и оборудованы помещения различной вместимости на территории выставочных залов.Общая площадь выставочного комплекса  занимает площадь в 2800 м2, из них 800 м2 — открытая площадь для размещения выставочных модулей, предназначенная для проведения выставок, концертов, киносъемок, банкетов, спортивных и культурно-массовых мероприятий [15]. Стоимость составляет  от 16000 до 50000 рублей в сутки. Инфраструктура Центра включает в себя:

·        Площадка для парковки машин;

·        Огороженный внутренний двор, используемый для временной стоянки автотранспорта и краткосрочного хранения выставочных грузов;

·        Круглосуточная охрана;

·        Собственный комплекс выставочного оборудования для стандартной и индивидуальной застройки стендов;

·        Комплекс типографской техники для цветной и черно-белой печати, сканирования и оперативного размножения материалов;

·        Комплекс мультимедийного оборудования;

·        Кафе «ЕВРАЗИЯ»
Кроме  того, в Санкт-Петербурге используются залы Конференц-центра «Буржуа» — вместимость залов от 10 до 243 человек, в том числе 5 залов-трансформеров (30-120 мест) и 1 комната для переговоров.

Выборг является вторым после Санкт-Петербурга по развитию делового туризма. Главными объектами туристской инфраструктуры для организации деловых путешествий в городе являются:  Гостиница «Braun-House» 3* с конференц-залом на 25 мест; Гостиничный комплекс «Выборг» 3* с конференц-залом на 30 мест; гостиница «Апарт-Отель Ульберг», с конференц-залом на 60 мест, кроме того, главным конференц-залом Выборга является Государственный музей «Выборгский замок», с залом на 160 человек [4].

Что касается других городов Ленинградской области, большой популярностью для проведения конференций и корпоративных мероприятий пользуются лесной отель «Ладога» в городе Приозерск, вместимостью до 40 человек, где предлагаются в качестве дополнительных услуг охота, рыбалка, пляж, площадка для спортивных игр, прокат спортинвентаря; гостиница «Север» в Кириши с конференц-залом,  вместимостью до 80 человек,  комнатой для переговоров, вместимостью до 20 человек [9].

Важное место во внешних связях Санкт-Петербурга занимает сотрудничество с зарубежными городами и регионами, начало которым было положено в 1953 году, когда были установлены связи с финским городом Турку. В настоящее время 88 зарубежных Сотрудничество с указанными городами осуществляется на основе Соглашений об экономическом и социально-культурном сотрудничестве, в рамках которых в Санкт-Петербурге регулярно проводится выставочно-ярмарочная деятельность.  Среди самых масштабных и значимых событий это:

·        Кинофестиваль «Неделя кино Финляндии»;

·        Конкурс «Песня России» с участием ансамблей из различных регионов России;

·        Выставка «Мир камня», в которой принимают участие представители малого и среднего бизнеса из Москвы, Санкт-Петербурга, Углича, Рыбинска, Нижегородской и Ярославской областей;

·        Ярмарка декоративно — прикладного искусства, народных промыслов и ремесел [9].

  

В таблице 2.2. представлены значимые деловые мероприятия на 2009 год, которые будут проводиться в Ленинградской области.
Таблица 2.2.

План проведения деловых мероприятий в Санкт-Петербурге в 2009 году

Срок проведения

Название мероприятия

Январь
187600, Ленинградская область, г. Пикалево, ул. Советская, д.14

8-813-66-400-23

Пикалевский краеведческий музей

Подведение итогов конкурса, посвященные 55-летию города Пикалево

Февраль-Апрель
188350, Ленинградская область, г.Гатчина, ул.Чехова, д.4

8-813-71-208-64

Историко-мемориальный музей-усадьба П.Е.Щербова

«Вечер у камина». Концерт вокальной музыки

Май-Августь
188350, Ленинградская область, г.Гатчина, ул.Чехова, д.4

8-813-71-208-64

Историко-мемориальный музей-усадьба П.Е.Щербова

Выставка «Летние этюды» (художники Санкт-Петербурга)

Сентябрь
188350, Ленинградская область, г.Гатчина, ул.Чехова, д.4

8-813-71-208-64

Историко-мемориальный музей-усадьба П.Е.Щербова

Выставка «Историческая карикатура» (фотокопии работ художника П.Е.Щербова и журнальная сатирическая графика)

Март-Октябрь
Ленинградская область, г.Сосновый Бор, ул.Ленинградская, д.56а

8-813-69-290-52

Сосновоборский художественный музей современного искусства Выставка произведений живописи «Портрет несовременника» (19, 20, 21 вв.)

Сентябрь-Ноябрь
187710, Ленинградская область, г.Лодейное Поле, ул.Ленина, д.122

Тел. 8-813-64-210-98

Лодейнопольский историко-краеведческий музей

Выставка, посвященная 105-летию со дня рождения Дважды Героя Социалистического Труда Б.Г.Музрукова

Октябрь
187320, Ленинградская область, г.Шлиссельбург, Фабричный остров, д.2а. Тел. 8-813-62-78-218

Музей истории города Шлиссельбурга

Мероприятия ко дню города Шлиссельбурга: мультимедиавыставка «Шлиссельбургская геральдика», праздник для младших школьников «Я – Шлиссельбуржец»

Май-Октябрь
187110, Ленинградская область, г.Кириши, пр.Ленина, д.42

Тел. 8-813-68-236-29

Киришский историко-краеведческий музей

Выставка «Из истории народного образования в Киришском районе» (из фондов музея)

Апрель-Октябрь
г.Подпорожье, ул. Исакова, д. 1

8-813-65-201-28

Подпорожский краеведческий музей

Торжественное открытие выставки декоративно-прикладного творчества жителей п. Никольский Подпорожского района, посвященной юбилею поселка.

Развитие делового туризма в Ленинградской области является одной из приоритетных задач на ближайшие годы, что отображено в областной целевой программе развития туризма и отдыха на 2009 — 2012 годы.

Основные проблемы, стоящие на пути развития делового туризма в регионе это недостаточная социально-экономическая эффективность использования имеющегося туристско-рекреационного потенциала Ленинградской области вследствие ограниченных возможностей гостиничной, инженерной и коммуникационной и дорожно-транспортной инфраструктуры.

Первоочередные задачи – это создание законодательной базы и системы государственного регулирования развития туристской индустрии в области, разработка стратегии развития инфраструктуры делового туризма, формирование конкурентного туристского продукта, в том числе и расширение календаря основных туристских деловых  событий области, продвижение туристских возможностей региона, а также информационное, кадровое и методическое обеспечение бизнес-туризма и отдыха.

Дальнейшему развитию туристической сферы должны способствовать улучшения качества дорожного покрытия, привлечение обслуживающего персонала, интеграция в предпринимательскую среду. Также планируется разработка специальной программы развития делового туризма и создание современного конгресс-центра в Санкт-Петербурге.    продолжение
–PAGE_BREAK–