Индивидуальные занятия для детей с нарушениями опорно двигательного аппарата

ГосударственныйКомитет Республики Саха (Якутия) по физической культуре и спорту
Чурапчинскийгосударственный институт физической
культуры и спорта
Кафедра естественных дисциплин
Курсовая работа
Индивидуальные занятия для детей
с нарушениями опорно-двигательногоаппарата
Работа студентки
3 курса 6 группы з/о
_______________
Руководитель: _______________.
Чурапча – 2007

Содержание
Введение………………………………………………………………………3стр.
Глава 1. Воспитаниездорового ребенка………………………………….4 стр.
1.1.        Правильноеотношение к своему здоровью………………………….4стр.
1.2.        Влияниедвигательной активности на здоровье детей………………8стр.
Глава 2. Строениеопорно-двигательного аппарата у детей дошкольниковвозраста……………………………………………………………………….14 стр.
2.1.        Физическоевоспитание дошкольников с нарушениями опорно-двигательного аппарата………………………………………………14 стр.
2.2.   Осанка инекоторые деформации опорно-двигательного аппарата.24 стр.
Заключение………………………………………………………………….28стр.
Использованнаялитература………………………………………………29 стр.

Введение:
         Актуальностьнастоящего исследования обусловлено рядом причин. Во-первых, малоподвижныйобраз жизни современных родителей (негативный пример). Во-вторых, увеличениепроцента детей с заболеваниями опорно-двигательного аппарата (ОДА). Особуюактуальность данная проблема приобретает в связи с внедрением в нашуповседневную жизнь достижений научно-технического прогресса. (компьютеризация,ДВД, СД и т.д.)
         Цельюработы является научное обоснование эффективных и допустимых методик коррекциинарушений опорно-двигательного аппарата.
         Объектисследования: детей дошкольников с нарушениями опорно-двигательного аппарата.
         Предметисследования: методика коррекций ОДА.
         Гипотеза:индивидуальные занятия для детей с нарушениями ОДА позволяют достичь наиболеелучших результатов.

1.1.        Правильное отношение к своемуздоровью
Полноценное физическое развитие и здоровье ребенка – это основаформирования личности.
         Чтоже такое здоровье? Обратимся к «Словарю русского языка» С.И. Ожегова:«Правильная, нормальная деятельность организма». В уставе Всемирной ОрганизацииЗдравоохранения (ВОЗ) говорится, что здоровье – это не только отсутствиеболезней или физических дефектов, но и полное физическое, психическое исоциальное благополучие. «Здоровье является важнейшими интегральным показателем,отражающим биологические характеристики ребенка, социально-экономическоесостояние страны, условия воспитания, образования детей, их жизни в семье,качество окружающей среды, степень развития медицинской помощи, служб охраныматеринства и детства, в конечном счете – отношение государства к проблемамматеринства и детства».
         Формированиездорового поколения – одно из главных стратегических задач развития страны.
         Для«создания необходимых условий достижения нового, современного качества общегообразования планируется:
         …провести оптимизацию учебной, психологической и физической нагрузки и создать вобразовательных учреждениях условия для сохранения и укрепления здоровья детей,в том числе за счет.
         …в) повышение удельного веса и качества занятий физической культурой;
         г)организации мониторинга состояния здоровья детей;
         д)улучшения организации питания в образовательных учреждениях».
         Какиеже факторы влияют на здоровье ребенка?
         Какбыло сказано выше, здоровье детей зависит не только от их физическихособенностей, но и от уровня развития здравоохранения и образования, санитарнойграмотности и гигиенической культуры населения, социально-экономической иэкологической ситуации в страхе. Поэтому здоровье ребенка должно оцениваться вединстве с окружающей средой и адаптационными возможностями организма.
         Сэтой позиции в центре работы по полноценному физическому развитию и укреплениюздоровья детей должны находиться, во-первых, семья, включая всех ее членов иусловия проживания; во-вторых, образовательное учреждение, т.е. вторая семья,где ребенок проводит большую часть своего активного времени, — социальныеструктуры, которые, в основном,  определяютуровень здоровья детей.
         Поэтомунеобходим поиск новых подходов к оздоровлению, базирующихся на многофакторноманализе внешних воздействий, мониторинге состояния здоровья каждого ребенка,учете и использовании особенностей его организма, индивидуализациипрофилактических мероприятий.
         Сегоднямодным стало слово гиподинамия. Многие понимают его упрощенно – как недостатокдвижения. Но это не совсем верно. Гиподинамия – своеобразная болезнь,определения которой звучит довольно угрожающе: «Нарушение функций организма(опорно-двигательного аппарата, кровообращения, дыхания, пищеварения) приограничении двигательной активности».
         Движениенеобходимы ребенку, так как способствуют развитию его физиологических систем и,следовательно, определяют темп и харктер нормального функционированиярастущего организма.
         Исследованиясвидетельствуют о том, что современные дети в большинстве своем испытываютдвигательный дефицит, т.е. количество движений, производящих ими в течении дня,ниже возрастной нормы. Не секрет, что и в образовательном учреждении, и  дома дети большую часть времени проводят встатичном положении (за столом, у телевизора и т.д.). Это увеличивает статичнуюнагрузку на определенные группы мышц и вызывает их утомление. Снижаются сила иработоспособность скелетной мускулатуры, что влечет за собой нарушение осанки,искривление позвоночника, плоскостопие, задержку возрастного развития быстроты,ловкости, координации движений, выносливости, гибкости и силы, т.е. усугубляетнеблагоприятное влияние гипокинезии. Гипокинезия, вызывая развитие обменныхнарушений и избыточное отложение жира, способствует заболеванию детейожирением. Так, по данным большинства исследований, 30 – 40  % детей имеют избыточный вес. У таких детейчаще регистрируются травмы, в 3 – 5 раз выше заболеваемость ОРВИ.
         Такимобразом, интенсивность физического развития детей, их здоровье зависят отдвигательной активности.
         Отношениедетей младшего возраста к своему здоровью в значительной степени зависит отближайшего окружения. До 3-летнего возраста ребенок не может самостоятельнозамечать и объективно оценивать особенности своего организма. Однако уже в этомвозрасте малыш испытывает определенные психологические ощущения, связанные ссостоянием и деятельностью всех систем своего организма. На этой ступени своегоразвития ребенок отражает мир через свой конкретный чувственный опыт, в егопсихике возникает переплетение образно – словесных ассоциаций, в котором слово«больно» связано с чем-то плохим, неприятным, а слово «здоровый» — с чем-то радостным,хорошим. Поэтому именно в этот возрастной период взрослые должны препятствоватьформированию нежелательных для развития психики ребенка образно-словесныхассоциаций. Такие нежелательные связи могут установиться между ощущенияминездоровья, процессами, имеющими отношение к здоровью, с одной стороны, исловами, которые сопровождают эти ощущения.
         Например,каждый из взрослых видел детей, которые от одного слова «врач» впадают  в панику, испытывают страх, который можносравнить со страхом перед большой опасностью.
         Оченьчасто взрослые, пытаясь помочь ребенку, подготовить его к той или инойпроцедуре, связанный с болью, своими жестами, мимикой, позой еще больше пугаютребенка, а это в конечном итоге приводит к тому, что незначительное болевоеощущение усиливается в несколько раз. Сформировавшийся соответствующий рефлексслужит основой дальнейшего отрицательного отношения к процедуре, к лечению, а вдальнейшем и к своему здоровью.
         Большуюроль играют оценки взрослых. Ребенок, воспринимая их, дальше использует каккритерии определения своего собственного мнения, своих собственный действий,связанных со здоровьем. Например, очень часто заботливая мама активноперекармливает ребенка, проговаривая: «Ешь побольше, здоровым будешь!» В этомслучае у ребенка формируется неправильное отношение к здоровью. Кроме того,психологи, исследовавшие особенности взаимоотношений детей, установили, чтонаименьшей популярностью пользуются дети, склонные к полноте, «толстяки». Да исами взрослые так же относятся к полным детям, хотя и стараются недемонстрировать это отношение в непосредственном общении.
         Причинойформирования определенного отношения к здоровью у ребенка являются самивзрослые как носители определенных физических и психических качеств. Человек,который сам не выглядит здоровым или пренебрежительно относится к своемуздоровью, не может сформировать правильное отношение к здоровью у ребенка.Например, если мать полностью сконцентрирована на своем недуге, то это можетповышать тревожность детей, даже привести к развитию психических отклонений.Лечение болезни взрослого и психотерапевтическая работа с ребенком позволяют преодолетьэти расстройства психики у ребенка.
         Оформах общения взрослых с детьми дошкольного возраста, особенно когда речь идето формировании правильного отношения к своему здоровью у ребенка, необходиморассказать более подробно, так как способы «прямого» воздействия часто не даютэффекта. Одним из способов опосредованного воздействия является использованиелюбимых игрушек. Следуя правилам игры, ребенок должен помогать игрушкеосуществлять все нужные действия: например, вовремя вставать утром, делать зарядку,умываться, правильно принимать пищу, одеваться на прогулку, вовремя ложитьсяспать, убирать со стола. Это все найдет свое отражение в дидактических играх.
         Формированиеу ребенка навыков безопасного для жизни и здоровья поведения должно строитьсяна воспитании тех или иных привычек. Привычка – это поведение, образ действий,ставшие для кого-либо в жизни обычными, постоянными. Следует отметить, чтопривычка чаще всего формируется на основе навыка (навык – это усвоенный,доведенный до автоматизма способ действия). Например, если ребенок научилсяхорошо кататься на коньках или на лыжах, то он с удовольствием будет проводитьна коньках или лыжа свой досуг.
            Особо следует подчеркнуть, что онивоспитываются не столько словами, сколько делами. Каждое указание взрослых нанеобходимость выполнения того или иного действия должно сопровождатьсяобъяснениями, почему его нужно выполнить. Все объяснения должны быть как можноболее доступны и понятны ребенку. Для закрепления привычки большое значениеимеет похвала взрослого. Но хвалить следует только на первых порах, когда идетформирование привычки.
         Сложносформировать привычку выполнять утреннюю зарядку у детей. Следует помнить, чтонеобходимо, чтобы ребенок обязательно хорошо выспался, чтобы в комнате не былохолодно, а упражнения не были трудными.
1.2.        Влияние двигательной активности наздоровье детей.
В последние десятилетиявсе большее внимание ученых привлекает проблема детских стрессов, которыевлекут за собой различные нервные расстройства и повышенную заболеваемость.
         Детскиестрессы – это следствие дефицита положительных эмоций у ребенка и отрицательнойпсихологической обстановки в семье, излишнего шума и нервности в детскомучреждении из-за «заорганизованности» воспитательно-образовательного процесса,отсутствия гибких режимов дня и рационального чередования умственной нагрузки сфизическими упражнениями, отдыхам и т.д.
         Ранееначало обучения (с 6 лет) на фоне функциональной незрелости и неготовностиотдельных детей к школе также приводит к чрезмерному нарастаниюпсихоэмоциональных и физических нагрузок. Известный физиолог Н.М. Щеловановписал: «Эмоции не только составляют наиболее ценное психологическое содержаниежизни ребенка, но и имеют важные физиологические значения в жизнедеятельностиорганизма». Таким образом, детские стрессы нарушают нормальное течениефизиологических процессов, что неизбежно ведет к ухудшению здоровья ребенка,так как физическое воспитание неразрывно связано с психическим развитиемребенка. «Психика формируется в движении». Кроме того, нарушена структураполноценного питания детей.
         Ребенокконца ХХ начало XXIвека,по мнению академика Н.М. Амосова, сталкивается с тремя пороками цивилизации:накоплением отрицательных эмоций без физической разрядки, неправильным питаниеми гиподинамией. Два последних обстоятельства, по мнению ученых, ведут какселерации – ускоренному развитию организма ребенка, и в первую очередь –увеличению роста и веса тела. Внутренние же органы в своем развитии остаются отроста, поэтому возникают различные заболевания и отклонения.
         Наскольковажно движение в человеческой жизни, известно каждому. Но между знанием ипрактикой часто расстояние бывает больше, чем до Луны. А между тем известнотакже и то, что люди, тренирующие свою мышечную систему, пусть даже совсем небольшой,но обязательно повседневной активностью, гораздо менее подвержены несчастнымслучаем. Статистические данные из практики детских врачей, врачебный комиссий истраховых компаний свидетельствуют о чрезвычайной важности движения иправильного питания в жизни детей. К слову, и взрослых тоже.
         Дети, как известно, продукт своей среды– она формирует их сознание, привычки. Природой предусмотрено, что молодыесущества изучают мир прежде всего через опыт и поведение своих родителей.Именно родители прививают детям стратегии выживания, закладывают, скажем так,рабочие программы.
         Человеческий мозг, особенно этокасается бессознательного мышления, напитывается впечатлениями. В дальнейшем80% нашей деятельности руководствуется этим бессознательным опытом. Поэтомучрезвычайно важную роль играют просвещение детей в вопросах потребностейздорового тела, обучение, тренировка как в детском саду, так и в семье. Детямнеобходимо объяснять значимость не только тех или иных действий и привычек, нои это главное – подавать собственный пример. Надо предпринимать повседневные,пусть мелкие, но обязательно многочисленные шаги. Тогда непременно сложится тотздоровый фундамент, на котором в дальнейшем может быть выстроено прекрасноездание человеческой жизни. Так давайте уже с самых ранних лет учить наших детейберечь свое здоровье и заботиться о нем.
         Основными задачами по охране здоровья ифизическому развитию детей являются:
–        создание условий для целесообразной двигательнойактивности и закаливания детского организма;
–        воспитание положительного отношения к физическимупражнениям, подвижным играм и закаливающим процедурам, к правилам личнойгигиены, соблюдению режима дня;
–        формирование жизненно необходимых двигательных уменийи навыков ребенка в соответствии с его индивидуальными особенностями;
–        развитие физических и нравственно – волевых качествличности;
–        формирование доступных первоначальных представлений изнаний об организме человека, влиянии физических упражнений, закаливающихпроцедур, личной гигиены  и режима дня наукрепление здоровья;
–        воспитание потребности в здоровом образе жизни, вдвигательной деятельности.
 Основные требования Госстандарта – критерииоценки содержания и методов физического воспитания, реализуемых в дошкольномобразовательном учреждении: 
1.                          Педагоги ДОУ создают условия для различных видовдвигательной активности детей в соответствии с их возрастными и индивидуальнымиособенностями.
2.                          В организации физкультурных занятий и в подвижныхиграх педагоги реализуют индивидуальный подход к детям:
–        формируют подгруппы детей на основе состояния ихздоровья и темпов физического развития;
–        внимательно наблюдают за самочувствием каждого ребенкана занятиях;
–        варьируют нагрузку и содержание занятий в соответствиис индивидуальными особенностями каждого ребенка и т.д.
3.                          Педагоги ДОУ способствуют становлению у детейценностей здорового образа жизни:
–        развивают навыки личной гигиены;
–        формируют элементарные представления о полезности ицелесообразности физической активности и личной гигиены и т.д.
4.                          Педагоги ДОУ создают условия для творческогосамовыражения детей в процессе физической активности. 
5.                          Педагоги используют разнообразные формы организациифизической активности детей.
Особое значение придаетсягигиене учебного процесса. Во время учебных занятий главной причиной утомлениядетей является относительно однообразная деятельность, при которой отсутствуетнеобходимая физическая активность, а отдельные группы мышц, обеспечивающиеподдержание позы тела при сидении, испытывают чрезмерные напряжения. Поэтомутак необходимо строгое выполнение методических рекомендаций «О гигиеническихтребованиях к максимальной нагрузке на детей дошкольного возраста ворганизованных формах обучения».
         Гармоническому физическому иполноценному психическому развитию ребенка способствует режим дня.
Режимдня детей предусматривает их разнообразную деятельность в течение всего дня всоответствии с интересами и потребностями¸ с учетам времени года¸возраста детей¸ а также состояния их здоровья. Такой режим дняобеспечивает жизнеспособность и функциональную деятельность различныхорганов¸ создает условия для своевременного и правильного физического иполноценного психического развития  даетвозможность педагогом раскрыть индивидуальные особенности и творческийпотенциал каждого ребенка.
Ежедневново всех дошкольных группах должно быть предусмотрено несколько форм физическоговоспитания детей: утренняя гимнастика на воздухе или в зале¸разнообразные подвижные игры в течение всего дня, закаливающие процедуры, занятияфизкультурой и плаванием при наличии бассейна, что позволяет обеспечитьнеобходимую двигательную активность детей в течение всего дня, рациональнораспределить интеллектуальную нагрузку дошкольников.
Огромноезначение в физическом развитии ребенка и укрепление его здоровья имеетправильно организованное, сбалансированное питание.
Питаниедетей должно организовываться 4 раза в день 3-4 часа. Именно это требованиедолжно лечь в основу составления режима питания.
Обеспечитьвоспитание здорового ребенка можно только при условии содружества медицины ипедагогики, четко организованного медико-педагогического контроля, в которойвходят:
         — медицинское обследование (мониторинг)состояние здоровья и физического развития детей, определение на его основе мерпо улучшению данной работы;
         — медико-педагогические наблюдения заметодикой физвоспитания и закаливания детского организма, за физиологическойреакцией детей, соответствием нагрузки их возрастным и индивидуальнымвозможностям;
         — санитарно-педагогический надзор заместами, где проводятся физкультурные занятия и закаливающие процедуры, загигиеническим состоянием оборудования, пособий, одежды и обуви занимающихсядетей.
           Для того чтобы правильно организовать физкультурно-оздоровительнуюработу с детьми, необходимо владеть всем арсеналом информации об организме ребенка,об основных закономерностях его роста и развития, о специфических особенностяхкаждого. К.Д. Ушинский писал: «Если педагогика хочет воспитывать человека вовсех отношениях, то она должна прежде узнать его тоже во всех отношениях».
         Работа пофизическому воспитанию детей должна опираться на показатели (исходные и вдинамике) здоровья, уровня физической подготовленности, а также на данные,полученные в результате анализа индивидуальных психолого-педагогическихособенностей детей.
         Достаточно полные сведения длякомплексной оценки физического состояния ребенка могут быть получены при учетеи анализе антропометрических и физиометрических данных, показателей физическойподготовленности и работоспособности. Кроме того, необходимо определитьсостояние опорно-двигательного аппарата, исследуя форму позвоночника и спины(осанки), сформированность сводов стопы (именно на основании этого назначаетсякомплекс корригирующих мер).
         Антропометрическое обследование –измерение роста, массы тела, окружности грудной клетки – производитсяобщепринятыми способами.
         Определение функционального проб сдорерованной физической нагрузкой (для детей с 4-х лет – 20 приседаний за 30сек.). Результаты функциональной пробы оцениваются следующим образом: постепени изменения частоты сердечных сокращений и показателей артериальногодавления сразу же после нагрузки; по времени возвращения этих показателей кисходным величинам. Так, нормальной реакцией организма принято считать такую,если после функциональной пробы отмечается учащение частоты сердечныхсокращений (пульса) на 25-30% по отношению к исходной величине;
         О благоприятной реакции на дозированную физическую нагрузкусвидетельствует отсутствие одышки, вялости, утомления, головокружения.
        Таким образом, вся работа пофизическому воспитанию подготовленности и имеющихся отклонений в состоянииздоровья. Основой является диагностика состояния здоровья и уровня физическойподготовленности детей.
        Особое внимание в режиме дняуделяется проведению закаливающих процедур, способствующих укреплению здоровьяи снижению заболеваемости. Закаливание — самое эффективное средство тренировкии совершенствования защитных механизмов организма человека, повышение егоустойчивости к погодным условиям.
Глава 2. Строение ОДА у детей дошкольного возраста.
2.1. Особенностистроения ОДА дошкольников.
     Осанкой принято называть привычную позу непринужденно стоящего человека,которую он принимает без излишнего мышечного напряжения. Правильная осанкаявляется одной из обязательных черт гармонически развитого человека, внешнимвыражением его телесной красоты и здоровья.
     При осмотре человека, имеющего правильную осанку, определяетсявертикальное положение головы, подбородок слегка приподнят, линия, соединяющаянижний край орбиты и козелок уха, горизонтальна; шейно-плечевые углы,образованные боковой поверхностью шеи и надплечьем, одинаковы, плечирасположены на одном уровне, слегка опущены и разведены, грудная клеткасимметрична относительно средней линии. Точно также при правильной осанке симметриченживот (пупок находится посередине), лопатки прижаты к туловищу на равномрасстоянии от позвоночного столба, нижние углы лопаток расположены на однойгоризонтальной линии.
     При осмотре сбоку правильная осанка характеризуется несколькоприподнятой грудной клеткой, прямыми нижними конечностями, а также  умеренно выраженными физиологическимиизгибами позвоночного столба. Благодаря физиологическим изгибам увеличиваетсяего устойчивость и подвижность, а также проявляются рессорные свойства,предохраняющие головной и спинной мозг от сотрясений.
      Позвоночный столб новорожденного ребенкаимеет только одну кривизну – крестцово-копчиковый кифоз. Остальныефизиологические изгибы начинают формироваться позже. Это связано сопределенными этапами в развитии ребенка и обусловлено развитием ифункционированием мышц, прикрепленных к остистым и поперечным отросткам. Так,шейный лордоз формируется под влиянием работы мышц спины и шеи, во времяподнимания головы и сохранения позы с поднятой головой. Грудной кифоз начинаетформироваться во втором полугодии жизни ребенка, когда приобретается умениепереходить из положения лежа в положении сидя и длительно сохранять сидячуюпозу. Поясничный лордоз образуется под воздействием мышц, обеспечивающихсохранение вертикального положения туловища и конечностей во время стояния иходьбы. Выраженность физиологических изгибов позвоночного столба зависит отугла наклона таза, который колеблется в пределах 35-55. Он меньше у мальчикови больше у девочек. При увеличении угла наклона таза позвоночный столб,неподвижно сочленный с ним, наклоняется вперед, поэтому для сохранениявертикального положения тела соответственно уменьшаются. Осанка человека ранопринимает характер навыка и может определяться уже в дошкольном возрасте.Вначале она неустойчива, так как в период роста организму ребенка свойственнанеравномерность в развитии костного, суставно-связочного аппаратов и мышечнойсистемы. Это несоответствие постепенно уменьшается, и к окончанию роста осанкастабилизируется.
      Отклонения от нормальной осанки принятоназывать нарушениями, или дефектами, осанки. Нарушения осанки не являютсязаболеванием. Они связаны с функциональными изменениями опорно-двигательногоаппарата, при которых образуются порочные условно-рефлекторные связи,закрепляющие неправильное положение тела, а навык правильной осанкиутрачивается. К факторам, под влиянием которых формируется правильная осанка иливозникают нарушения осанки, следует отнести развитие основных мышечных групп,формирование двигательных навыков, условия гигиенического воспитания ребенка(одежда, кровать, на которой он спит, и др.). Чем старше ребенок, тем большезначения для формирования осанки приобретает поза во время занятий с игрушками,при чтении и письме в школе и домашних условиях.
            Ограничение естественной потребностив движениях, связанное с нерациональным домашним режимом, сочетающееся созначительной статистической нагрузкой на позвоночный столб и мышцы туловища приоднообразных позах во время умственной деятельности ребенка способствуетзакреплению порочной осанки. В формировании дефектов осанки весьма существеннуюроль играют неправильное физическое воспитание и связанное с этим плохоефизическое развитие ребенка. Неблагоприятные условия внешней среды особенноотражаются на осанке тех детей, организм которых ослаблен заболеваниями(рахитом, детскими инфекциями).
         Нарушенияосанки могут быть в сагиттальной и фронтальной плоскостях.
Всагиттальной плоскости различают нарушения осанки с уменьшением и увеличениемфизиологической кривизны позвоночного столба.
         Кнарушениям осанки с увеличением кривизны позвоночного столба относятся:
А)сутуловатость – увеличение грудного кифоза и уменьшение поясничного лордоза;
Б) круглаяспина(тотальный кифоз) – увеличение грудного кифоза с почти полным отсутствиемпоясничного лордоза;
В)кругловогнутая спина – все изгибы позвоночного столба увеличены, увеличен такжеугол наклона таза.
         Присутуловатой и круглой спине грудь западает, плечи, шея и голова наклоненывперед, живот выпячен, ягодицы уплощены, лопатки крыловидно выпячены, длякомпенсации отклонения центра тяжести от средней линии человек стоит насогнутых в коленных суставах ногах; при кругловогнутой спине голова, шея, плечинаклонены вперед, живот выступает, колени максимально разогнуты, мышцы заднейповерхности бедра, прикрепляющиеся к седалищному бугру, растянуты и истонченыпо сравнению с мышцами передней поверхности.   
        К нарушениям осанки суменьшением физиологических кривизн позвоночного столба относятся:
А) плоская спина – уплощениепоясничного лордоза, наклон таза уменьшен (грудной кифоз выражен плохо, груднаяклетка смещена вперед, нижняя часть живота выстоит, лопатки крыловидны).
Б) плосковогнутая спина – уменьшениегрудного кифоза при нормальном или несколько увеличенном поясничном лордозе(грудная клетка узкая, мышцы живота ослаблены).
        К нарушениям осанки вофронтальной плоскости относится так называемая асимметричная осанка. Онахарактеризуется выраженной асимметрией между правой и левой половинамитуловища. Позвоночный столб при осмотре стоящего прямо ребенка представляетсобой дугу, обращенную вершиной вправо и влево. Отмечается неравномерностьтреугольников талии – пространств между боковой поверхностью тела и внутреннейповерхностью свободно опущенной вниз руки. При нарушении осанки во фронтальнойплоскости плечо и лопатка с одной стороны опущены по сравнению с другойстороной.
         Нарушения осанки помимо значительногокосметического дефекта нередко сопровождается расстройствами деятельностивнутренних органов: уменьшением экскурсии грудной клетки и диафрагмы, снижениемжизненной емкости легких по сравнению с физиологической нормой, уменьшениемколебаний внутригрудного давления. Эти изменения неблагоприятно отражаются надеятельности сердечно-сосудистой и дыхательной систем, приводя к снижению ихфизиологических резервов, нарушая адаптационные возможности организма. Слабостьмышц живота и согнутое положение тела вызывают нарушения перистальтикикишечника и оттока желчи. Снижение рессорной функции позвоночного столба улюдей с плоской спиной способствует постоянным микротравмам головного мозга, вовремя ходьбы, бега и других движений, что сопровождается быстрым утомлением, анередко и головными болями. Помимо неврологических расстройств уменьшаетсяустойчивость позвоночного столба к различным деформирующим воздействиям, чтоможет способствовать возникновению сколиоза 2.2. Осанка и некоторые деформацииОДА.
        При нарушениях осанки мышцыослаблены, физическая работоспособность понижена. Исключение может составлятьлишь круглая спина. При этом дефекте осанки мускулатура обычно хорошо развита,но отмечается выраженное превосходство силы мышц-сгибателей. Таким образом,различные нарушения осанки хотя и представляют собой функциональныерасстройства опорно-двигательного аппарата человека и не являются в полномсмысле слова заболеваниями, однако, сопровождаясь нарушениями функции нервной системыи деятельности ряда внутренних органов, делают организм более подверженнымцелому ряду заболеваний, и в первую очередь заболеваниям позвоночного столба.
        Для предупреждения дефектовосанки необходимо соблюдать целый ряд профилактических мер. Важное место срединих занимает правильный режим дня: он должен соответствовать возрастнымособенностям ребенка. Не менее важно полноценное физическое воспитание во всехвозрастных группах. В детских дошкольных учреждениях программой физическоговоспитания предусматривается постоянная работа по созданию необходимыхфизиологических условий для формирования правильной осанки, по развитию иукреплению мышц, удерживающих позвоночный столб в вертикальном положении.
        Занятия любым видом спортадолжны способствовать формированию навыка правильной осанки. Для этого в ихсодержание должны входить физические упражнения, обеспечивающие хорошее общееразвитие спортсмена, а также специальные средства, направленные на формированиенавыка правильной осанки.
        Широкое использованиефизической культуры при исправлении дефектов осанки основано на механизмахлечебного действия физических упражнений. Так, благодаря механизмуобщетонизирующего действия они способны повысить общий жизненный тонус,улучшить течение нервных процессов, активизировать деятельность всех органов исистем организма, поднять его защитные силы. Трофическое действие физическихупражнений позволяет активизировать обмен веществ и, в частности, местныепроцессы в мышцах тулови