Движение денежных средств предприятия, расчеты между субъектами хозяйствования

Содержание
Введение  .        .        .        .        .        .        .        .        .        .        .        3
Глава1.    Управление движением финансовыхресурсов субъекта хозяйствования         .        .        .        .        .        .        .        4
1.1.   Цели и задачи предприятия в организациидвижения денежных средств         .        .        .        .        .        .        .        4
1.2.   Организация и формы расчетов между субъектамихозяйствования  .         .        .        .        .        .        .        9
1.3.   Текущая задолженность предприятий       .        .        .        17
Глава 2.    Расчетная часть         .        .        .        .        .        .        .        22
Заключение       .        .        .        .        .        .        .        .        .        .        25
Список использованной литературы.         .        .        .        .        .        26
Приложение     .        .        .        .        .        .        .        .        .        .        27

Введение
Каждая коммерческая организацияимеет цель – получение прибыли. Поэтому располагать достоверными данными поучету движения денежных средств,актуально было во все времена. С помощью бухгалтерских форм отчетности, предприятие видит, как оно распоряжается денежными средствами, куда они идут, и откудаприходят, куда их следует направлять, а куда нет. Целью курсовой работы является изучение некоторых форм бухгалтерской отчетности ивозможности последующего анализированиясостоянияфирмы по данным этого отчета. Это будет рассмотрено в первой главе курсовойработы. Данный отчетпредставлен двумя методами втаблицах.
         Что касается раздела «Организацияи формы расчетов между субъектами хозяйствования», то в нем будут отражены основные на этот моментформы расчетов. В частности безналичные расчеты существуют в следующих формах: расчетыплатежными поручениями;
расчеты по аккредитиву;
расчеты чеками;
расчеты по инкассо.
         Каждая форма безналичного расчета имеет свои правилаоформления и предоставления клиентам и организациямпо работе с ними.
         В последнейглаве описывается задолженностьпредприятия,которая бывает двух видов:дебиторская и кредиторская. Каждаяиз них в свою очередь делится надолгосрочную и краткосрочную.

Глава 1. Управлениедвижением финансовых ресурсов субъекта хозяйствования
           Цели изадачи предприятия в организации движенияденежных средств
         Отчет одвижении денежных средств (см. приложение №1) был введен в состав финансовойотчетности Международным стандартом финансовой отчетности N 7 «Отчеты одвижении денежных средств», действующим с 1994 г. в редакции,одобренной международной организацией комиссий по ценным бумагам. Этот отчет включается в состав финансовой отчетности всех без исключения компаний и финансовых институтов и направлен наповышение полезности раскрываемой в финансовой отчетности информации.
         Отчето движении денежных средств относитсяк разряду приложений справочного,дополнительного, расшифровочного характера. Цельюсоставления отчета является предоставление ограниченных по объему, но полезных,информационно насыщенных данных о состояниии движении денежного капитала организации, которые в сочетании с показателями других форм отчетности:
         — отражают масштабы денежного оборотаорганизации (откуда поступили денежные средства; каков характер их происхождения; на что они были направлены при их расходовании);
         — раскрывают обстоятельства того, как исполнены обязательства организации перед собственниками,деловыми партнерами, государством и персоналом. Погашение обязательств позволяетоценить текущую ликвидность и долгосрочную платежеспособность организации;
         — показывают способность организации кгенерированию денежных средств в результате совершенияхозяйственных операций и тем самымпредставляют уровенькредитоспособности организации;
         — позволяютустановить причины и размеры расхождений между приростом денежных средств ичистой прибылью организации; обеспечить яснуюсвязь между доходами, расходами,запасами, задолженностью, поступлением и расходованием денежных средств;
         — позволяютконтролировать процесс обслуживаниядолговых обязательств и создания необходимых резервов по погашению суммы долга.
         Компании для веденияхозяйственной деятельности, исполненияобязательств и обеспечения доходности нужны денежные средства. Способностьгенерировать денежные потоки и их объемы — важнейший показатель стабильности.
         Объектомобобщения в отчете о движенииденежных средств являютсяденежные средства (cash) компании на счетах в банках и в кассе. При составленииданного отчета к денежным средствам приравниваютсяэквиваленты денежных средств (cash equivalents). К ним относят краткосрочные и высоколиквидные инвестиции,свободно обратимые в заранее известную сумму денежных средств с незначительнымриском колебаний стоимости.Поступление ивыбытие денежных средств и их эквивалентов образуют денежные потоки (cashflows) компании.
         При отраженииденежных потоков в иностранной валюте их величина пересчитывается в валюту отчетности по курсу, принятому на дату движенияденежных средств (курс спот — сделок). При составлении отчетности российскимикомпаниями целесообразноиспользовать официальный курс, устанавливаемый Центральным банком РоссийскойФедерации.
         Помимо раскрытия информации о денежных потоках компания в отчете представляетданные о составе и структуре денежных средств на текущую и предыдущую отчетнуюдату. Итогом отчета о движении денежных средств должна быть разница междусуммарными денежными средствами и их эквивалентами на эти даты.
         Денежные потокиклассифицируют по трем группам, соответствующим разным видам деятельности, — операционной, инвестиционной ифинансовой. Под операционной (operating activities) понимается деятельностькомпании, являющаясяосновным источником ее доходов, а также прочие операции, не относящиеся кинвестиционной и финансовой деятельности.Денежными потоками от операционной деятельности могут быть:
         — поступлениевыручки от продажи товаров, работ и услуг;
         — поступлениекомиссионного вознаграждения,франшизы, прочего операционного дохода;
         — выплатыпоставщикам сырья и товаров;      
         — выплатысотрудникам компании;
         — поступления и выплаты страховых платежей и премий,экономических санкций и аналогичное движение денежных средств, связанное с торговыми контрактами.
         Инвестиционнаядеятельность (investingactivities) обычно представлена покупкой или продажей долгосрочных активов:основных средств (включаястроительство хозяйственнымспособом), финансовых вложений, не относящихся к эквивалентам денежных средств и не являющихся объектом торговой деятельностикомпании, и прочих активов.
         Финансоваядеятельность (financingactivities) определяется как операции, приводящиек изменению объемов и структуры собственных и заемных средств. Среди них — поступления денежных средств отвыпуска акций, облигаций, векселей, от прочих инструментов собственных изаемных средств; возврат заемных средств; выплаты стоимости имущества поконтрактам финансовой аренды и т.п.
         Одно и то жепоступление и выбытие денежных средств в двух компанияхможет относиться к разным видам деятельности в зависимости от природы сделки. Так,компания может держать ценные бумаги(например, векселя) с целью ихвыгодной перепродажи, и, следовательно, их приобретение будет отнесено коперационной деятельности. Другая компанияможет выпустить те же самые векселяс целью получения долгосрочногодохода, что будет рассматриватьсякак операция инвестиционногохарактера.
         Информация о денежных потоках операционной деятельности может быть представлена двумя методами:
         прямым(direct method), предполагающим непосредственное раскрытие денежных потоков повсем основным группам поступлений и платежей: поступление выручки, выплатысотрудникам, приобретение сырья и комплектующихи т.п.;
         косвенным (indirect method), основаннымна корректировке величины чистой прибыли до налогообложения за отчетный период путем исключения влияния на нее неденежных операций и доходов (расходов) отинвестиционной и финансовой деятельности.
         Рассмотрим наусловном примере форму представленияинформации о денежных потоках операционной деятельностипрямым и косвенным методом.

Бухгалтерский баланс компании                                      Таблица №1
тыс.руб.

31.12.1996
31.12.1997
Денежные средства                        
700  
800  
Дебиторы основной деятельности           
1000  
1100  
Прочая дебиторская задолженность         
600   
500  
Материальные запасы                      
700  
800  
Основные средства                        
2000  
2100  
Итого
5000  
5300  
Расчеты с поставщиками                   
900  
800  
Прочая кредиторская задолженность        
500   
500  
Краткосрочные кредиты                    
400  
700  
Долгосрочный заем                        
700  
750  
Акционерный капитал                      
1000  
1000  
Нераспределенная прибыль                 
1500  
1550  

5000  
5300  

Отчет о прибыляхи убытках за 1997 г.                           Таблица №2

Выручка
4000
Себестоимость
2500

1500
Амортизация
100
Заработная плата
600
Увеличение резерва
200
Прочие расходы
300

300
Проценты к уплате
150
Курсовой убыток
50

100
Налог на прибыль
50

50

Дополнительная информация:
Прочая кредиторскаязадолженность включает
Таблица№3

31.12.1996
31.12.1997
Проценты начисленные
40
90
Налог на прибыль
60
10
Приобретение оборудования

100
Прочие кредиторы основной деятельности
400
300

500
500
Отрицательныекурсовые разницы (курсовой убыток) возникли от изменениякурса валют по долгосрочному займу, который будет погашен в 1999 г.
В 1997 г.компания оплатила товары и расходына сумму 2600 тыс. руб. и 800 тыс. руб. соответственно.
Отчет о движении денежных средствкомпании в части операционной деятельности
Таблица №4

Прямой метод
Движение денежных средств от операционной деятельности
Поступление выручки
3700
Оплата приобретаемых товаров
-2600
Выплаты заработной платы и оплата прочих расходов
-800
Поступление денежных средств от операционной деятельности
300
Проценты уплаченные                                 
-100
Налог на прибыль уплаченный
-100
Чистые денежные средства от операционной
100
Косвенный метод
Движение денежных средств от операционной деятельности
Прибыль до налогообложения
100
Корректировки на амортизационные отчисления
100
Корректировки на изменения оценочных резервов
200
Корректировки на нереализованные курсовые разницы
50
Корректировки на проценты к уплате
150
Изменения остатков в оборотных активах и обязательствах:
600
Увеличение дебиторской задолженности по основной деятельности
-300
Уменьшение прочей дебиторской задолженности
100
Увеличение товарно — материальных запасов
100
Уменьшение кредиторской задолженности по основной деятельности
-100
Уменьшение прочей кредиторской задолженности
-100

300
Проценты уплаченные
-100
Налог на прибыль уплаченный
-100
Чистые денежные средства от операционной деятельности
100

           Организацияи формы расчетов между субъектами хозяйствования
Платежи на территории РФ осуществляютсяпутем наличных и безналичных расчетов. Наличные расчеты — это расчеты, вкоторых реально участвуют наличные деньги. Произведены они могут быть только водной единственной форме — путем передачи денежных банкнот и монет одним лицомдругому лицу во исполнение какого-либо гражданско-правового обязательства.
Форм безналичных расчетов существуетбольше: расчеты платежными поручениями,расчеты по аккредитиву, расчеты чеками, расчеты по инкассо.    В настоящеевремя основной формой расчетов,используемой в предпринимательской деятельности,является безналичная.Безналичные расчеты производятся через банки и иные кредитные организации, вкоторых открыты счета. Законным платежным средством на территории РФ является рубль. Поэтому все наличные расчеты должныпроизводиться в рублях.
Списание денежных средств со счетаклиента осуществляется на основании расчетных документов, которые составляются всоответствии с банковскими правилами, они действительны к предъявлению банк в течение 10 календарных дней, не считая дня ихвыписки. Исправления, помарки иподчистки, а также использование корректирующей жидкости в расчетных документахне допускаются.
Расчеты платежными поручениями
Платежное поручение — это поручение владельца счета обслуживающему его банку о перечисленииопределенной суммы со своего расчетного счета на счет получателя в срок, предусмотренный законом, если болеекороткий срок не предусмотрен в договоре между банком и клиентом. В российскомделовом обороте преобладают расчеты платежными поручениями.
Банк обязанперечислять со счета денежныесредства клиента по его распоряжениюне позже дня, следующего за днемпоступления в банк соответствующегоплатежного документа, если иные сроки не предусмотрены законом, банковскимиправилами или договором банковского счета. В те же сроки зачисляются насчет клиента денежные средства.
Платежное поручение как расчетныйдокумент действительно в течение 10 календарных дней, не считая днявыписки. Поручение составляется на бланке формы N 0401060.
Переводы через банк платежнымипоручениями применяются для платежей за товары, выполненные работы и оказанныеуслуги, для перечисления денежных средств в бюджеты всех уровней и вовнебюджетные фонды, для возврата илиразмещения кредитов и депозитов, атакже для уплаты процентов по ним.
С помощью платежных порученийосуществляютсясрочные платежи — сразу после отгрузки, путем прямогоакцепта товара (т.е. получениясогласия плательщика на оплату), атакже досрочные и отсроченные платежи — в рамках договорных отношений. Прикрупных сделках нередко оплата производитсяпо частям.
Выбираяданную форму расчетов, поставщик (получатель средств) несет следующие риски:
1) неисполнение платежного поручения плательщика из-за отсутствияили недостаточности средств на его счете либо из-за невозможности получения кредита банка;
2) несвоевременное поступление илинеполучение денег при неисполнении платежного поручениясоответствующими банками или расчетно — кассовыми центрами.
Риск, который несет покупатель,заключается в отсутствии гарантиисвоевременной поставки товара, особенно при авансовых платежах. Такие платежикроме указанного риска обусловливают также потери покупателя, связанныес отвлечением из оборота денежных средств и фактическим предоставлениемпоставщику беспроцентной ссуды.
Расчеты чеками
Чек — этоценная бумага, содержащая ничем не обусловленное распоряжение чекодателябанку произвести платеж указанной в нем суммы чекодержателю.
В расчетах чеками участвуют:чекодатель — юридическое лицо, имеющее денежные средства в банке, которыми онвправе распоряжаться путем выставлениячеков, и чекодержатель — юридическое лицо, в пользу которого выдан чек, а такжебанк — плательщик — банк, в котором находятся денежные средства чекодателя.Как правило, чек используется для платежа по обязательствумежду чекодателем и чекодержателем, но погашение этого денежного обязательства происходит не в момент выдачи чека, а вмомент его оплаты. Чекодатель не вправе отозвать чек до истечения установленного срока дляего предъявления к оплате.
В качестве плательщика по чеку можетбыть указан только банк, где чекодатель имеет средства, которыми он вправераспоряжатьсяпутем выставления чеков. Чекоплачивается банком — плательщикомза счет денежных средств чекодателяи является средством, с помощью которого можно распоряжатьсятекущим счетом чекодателя. Суммаденег на этом счете может сильно меняться, в связис этим период обращения ограничивается 10 днями.
Чековаякнижка с бланками чеков выдаетсяобслуживающим банком на основании заявления клиента. Бланки чеков являютсябланками строгой отчетности и учитываютсяв банках на внебалансовых счетах.
Чек может быть именным, ордерным ипредъявительским. Вид чека, каклюбой другой ценной бумаги, определяется способом передачи прав по нему.
Именным считается чек, выписанный в пользу определенного лица(чекодержателя). Их запрещенопередавать другим лицам.
В отличие от именного чека, права,удостоверенные в ордерном чеке, могут принадлежать не только поименованному внем лицу, но и назначенному распоряжениемпоследнего. Ордерным чеком можно расплатитьсяс кредито-ром путем передачи посредством передаточной надписи (индоссамента).
Предъявительскийчек, как самый оборачиваемый, передаетсясо всеми вытекающими правовыми последствиямипутем простого вручения, т.е. правана него принадлежат предъявителю.
Преимущество расчетов чеками передрасчетами платежными поручениямисостоит в том, что покупатель, удостоверившись в соответствии продукции своимтребованиям, простым обменом подтверждающихотгрузку товара документов на чек рассчитываетсясразу же с поставщиком чеком. При расчетах платежными поручениями такой возможности максимального приближения платежа к моменту получениятовара нет.
Расчеты по аккредитиву
Аккредитив — письменное поручение одного банка (банка — эмитента) другому банку (исполняющему банку) выплатить определенную суммуфизическому или юридическому лицу или оплатить, акцептовать или учестьпереводной вексель при выполнении указанных в аккредитиве условий.
Аккредитив предназначен для расчетов с одним получателем средств. Права и обязанности, возникающие в результате выставления и исполненияаккредитива, включаются в договорклиентов банка со своими контрагентами (основной договор) как одна из егосоставных частей.
В осуществлении операций поаккредитиву участвуют:
— плательщик (покупатель,аккредитиводатель), обращающийся вбанк с просьбой об открытии аккредитива;
— банк — эмитент, открывающийаккредитив;
— поставщик (бенефициар поаккредитиву);
— банк — корреспондент по местунахождения бенефициара (исполняющий банк).
Плательщик оформляет в своем банке аккредитив на бланке формы N0401063. В этой форме плательщик обязануказать вид аккредитива, условияоплаты, полное и точное наименование документов, против которых производится платеж, наименование товара, который оплачивается аккредитивом, номер и дату договора, срок отгрузкитовара, грузополучателя и местоназначения, а также срок действия аккредитива с указанием даты его закрытия. Если аккредитив покрытый, то требуется указать номер счета длядепонирования средств в исполняющем банке.
Чтобы получить деньги по аккредитиву,получатель должен представить в исполняющийбанк отгрузочные документы, подтверждающие выпо