МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯРЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ
УО «БЕЛОРУССКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ЭКОНОМИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ»
Кафедра банковского дела
КУРСОВАЯ РАБОТА
на тему: Валютное регулирование в Республике Беларусь
МИНСК 2008
Содержание
Введение
1. Законодательные основы валютного регулирования в РБ
2. Сферы применения валютного регулирования
3. Основные инструменты валютного регулирования
4. Особенности регулирования валютного рынка на современномэтапе
5. Тенденции и факторы изменения чистого спроса населенияна иностранную валюту
Заключение
Список использованных источников
Введение
При выборе темы данной курсовойработы, в первую очередь я руководствовалась тем, что данная проблемаактуальна, так как в Республике Беларусь происходит постоянноесовершенствование принципов валютного регулирования.
Валютный рынок всегда находитсяна перекрестке противоречивых интересов и трудно совместимых целей различныхучастников экономической деятельности: государственных органов, экспортеров,импортеров, банков, иностранных инвесторов, населения и т.д. Поэтому несложнопонять, почему политика Национального банка Республики Беларусь постояннокритикуется с позиции то одних, то других экономических субъектов.
Валютное регулирование долгоевремя было одним из основных сдерживающих факторов развития внешней торговли вреспублике и общей макроэкономической нестабильности. Сдерживание валютногокурса в условиях отрицательного торгового сальдо и экспансионистской денежнойполитики привело к ухудшению финансовых показателей предприятий-экспортёров,развитию теневого рынка валюты, множественности валютных курсов, оттокукапитала за границу, введения множества ограничений.
До сих пор в нашей странепринципы валютного контроля не систематизированы и не определены, поэтомусовершенствование действующей валютной системы, включая определение принципов валютногорегулирования, направленных на обеспечение оптимальных условий функционированиянародного хозяйства, остаётся актуальной задачей для нашей экономики.
Цель данной работы — исследоватьпрактику государственного регулирования в целях создания эффективного исоответствующего мировым стандартам механизма валютного сотрудничества сдругими странами; проанализировать механизм и проблемы валютного регулирования;рассмотреть процесс унификации действующего валютного законодательства сроссийским.
При написании данной курсовойработы изучен Банковский кодекс, соответствующие нормативные документы Национальногобанка и Министерства финансов Республики Беларусь, специальная экономическаялитература, материалы периодической печати.
Курсовая работа состоит извведения, трех разделов, заключения.
В первом разделе дано понятиевалютного регулирования.
Во втором разделе определеныосновные инструменты валютного регулирования.
Третий раздел посвящен изучениюособенностей регулирования валютного рынка на современном этапе.
1. Законодательные основы валютного регулирования вРБ
В условиях рыночной экономикиосуществляется рыночное и государственное регулирование международных валютныхотношений. Граница между этими двумя регуляторами определяется выгодами ипотерями в конкретной ситуации. Поэтому соотношение между ними часто меняется. Вусловиях кризисных потрясений преобладает государственное валютноерегулирование, порой весьма жёсткое. При улучшении валютно-экономическогоположения происходит либерализация валютных операций, поощряется рыночнаяконкуренция в этой сфере. Но государство всегда сохраняет валютный контроль вцелях регламентации и надзора за валютными отношениями.
Валютное регулирование являетсясамостоятельным методом государственного регулирования экономики, наряду сденежно-кредитным, налогово-бюджетным и внешнеторговым регулированием. Валютноерегулирование, с одной стороны, находится в зависимости от денежно-кредитногорегулирования, так как валюта — это деньги, используемые в международныхэкономических отношениях. С другой стороны, валютное регулирование оказываетпрямое воздействие на внешнюю торговлю, а внешнеторговое регулирование влияетна валютные отношения. И, наконец, велика зависимость внутреннего и внешнегобалансов страны.
В экономической литературе нетединого мнения по вопросу о том, что представляет собой валютное регулирование.[13]
Валютное регулированиепредставляет собой деятельность государственных органов власти, реализуемуюпосредством законодательных, административных, экономических и организационныхмер, направленную на решение государственных задач по поддержанию долгосрочногоустойчивого внешнего равновесия и подчиненную цели обеспечения экономическогороста.
Из данного определения вытекаютнесколько выводов:
валютное регулирование — этодеятельность государственных органов власти, представляющая непрерывный процесс;
задачи, решаемые посредствомданной деятельности, должны способствовать поддержанию долгосрочногоустойчивого внешнего равновесия;
валютное регулирование должнобыть подчинено единой цели макроэкономического регулирования — обеспечению устойчивогодолгосрочного экономического роста и высоких жизненных стандартов;
деятельность государственныхорганов власти должна быть скоординирована и направлена на достижение общейцели;
валютное регулированиеосуществляется посредством ряда мер.
Процесс валютного регулированияможно представить в виде последовательности ряда этапов (рис.1):
/>
Рис.1. Процесс валютногорегулирования
Примечание: Источник 13
Регулирование валютных отношенийвключает несколько уровней:
уровень частных предприятий, впервую очередь национальные и международные банки и корпорации, которыерасполагают огромными валютными ресурсами и активно участвуют в валютныхоперациях;
государственный уровень (Министерствофинансов, Центральный банк, органы валютного контроля);
межгосударственный уровень.
Национальный банк РБ являетсяосновным органом валютного регулирования в Республике Беларусь и в рамкахЗакона «О валютном регулировании и валютном контроле» [11]:
определяет сферу и порядокобращения в РБ иностранной валюты и ценных бумаг в иностранной валюте;
издает нормативные акты, обязательныек исполнению в РБ резидентами и нерезидентами;
проводит все виды валютныхопераций;
устанавливает правила проведениярезидентами и нерезидентами в Республике Беларусь операций с иностраннойвалютой и ценными бумагами в иностранной валюте, а также правила проведениянерезидентами в РБ операций с валютой РБ и ценными бумагами в валюте РБ;
устанавливает порядокобязательного перевода ввоза и пересылки в РБ иностранной валюты и ценных бумагв иностранной валюте, принадлежащих резидентам, а также случаи и условияоткрытия резидентами счетов в иностранной валюте в банках за пределами РБ;
устанавливает общие правилавыдачи лицензий банкам и иным кредитным учреждениям на осуществление валютныхопераций и выдает такие лицензии;
устанавливает единые формыучета, отчетности, документации и статистики валютных операций, в том числеуполномоченными банками, а также порядок и сроки их предоставления;
готовит и публикует статистикувалютных операций РБ по принятым международным стандартам;
выполняет другие функции, предусмотренныеуказанным Законом.
Таким образом, одним из средстввалютной политики, проводимой Национальным банком Республики Беларусь, являетсявалютное регулирование — регламентация государством международных расчетов ипорядка проведения валютных операций осуществляются на национальном,межгосударственном и региональном уровнях. [6]
В узком смысле валютноерегулирование представляет собой систему законодательных актов,устанавливающих правила проведения валютных операций на территории государства,то есть операций, связанных с переходом прав собственности на иностраннуювалюту и пересылкой ее за пределы данного государства. В более широком смысле валютноерегулирование означает часть макроэкономической политики государства,затрагивающую сферу валютно-финансовых связей резидентов данной страны и самогогосударства.
Как часть общеэкономическогорегулирования валютное регулирование в его широком понимании осуществляется вдвух формах: в виде прямого и косвенного воздействия на валютно-финансовуюсферу. К прямому воздействию относится принятие законодательных актов,устанавливающих административные ограничения на валютные операции, в то времякак косвенное воздействие основывается скорее на экономических мерах.
Сфера валютного регулированиявключает в себя достаточно широкий круг вопросов. В этой связи можно выделитьтри основных направления:
Регулирование валютных рынков.
Целью регулирования являетсяобеспечение равновесия на валютном рынке путем сопоставления спроса ипредложения на национальную валюту.
Управление валютным курсом.
Управление валютным курсомпосредством политики управления валютными резервами и управления внешним долгомсоставляет важную часть регулирования валютно-финансовой сферы.
Регулирование движения капитала.
На протяжении всего периодасуществования валютного регулирования в Республике Беларусь в его современномвиде в отношении регулирования движения капитала выдвигались следующие двецелевые установки: предотвращение необоснованного оттока капитала из страны исоздание благоприятных условий для привлечения долгосрочных иностранныхинвестиций и финансового капитала при одновременном ограничении притокаспекулятивного иностранного капитала. [12]2. Сферы применения валютного регулирования
Можно выделить два аспектаприменения валютного регулирования: валютное регулирование как частьмакроэкономического регулирования и валютное регулирование в условияхстановления рыночного механизма. [3]
Валютное регулирование как частьмакроэкономического регулирования имеет 5 сфер применения:
1) поддержаниеудовлетворительного состояния платежного баланса;
2) борьба с нехваткой внутреннихсбережений для целей внутреннего инвестирования;
3) финансирование бюджетногодефицита;
4) сокращение колебаний притокаи опока краткосрочного капитала;
5) предотвращение процессапереноса международных финансовых кризисов.
Первой сферой применениявалютного регулирования является введение ограничений на вывоз капитала дляподдержания удовлетворительного состояния платежного баланса. Все большеисследователей приходят к выводу о неэффективности данных мер, чтоподтверждается многочисленными примерами1. Поэтому ставится вопрос опрекращении использования странами валютного регулирования в этих целях.
Ограничения на отток капиталамогут вводиться при нехватке внутренних сбережений для целей внутреннегоинвестирования. Для увеличения капиталовложений в стране как минимум необходимдостаточно благоприятный инвестиционный климат, соответствующее налоговоезаконодательство, четкое определение прав собственности. Пресечение утечкикапитала может помочь государству решить ряд таких важных вопросов, какповышение собираемости налогов, насыщение экономики реальными деньгами,улучшение финансовой дисциплины, в то время как непосредственно проблемаувеличения капиталовложений лежит за пределами сферы валютного регулирования.
Еще одной причиной использованиямер по ограничению оттока капитала в рамках макроэкономического регулированияявляется использование валютного регулирования для целей финансирования бюджетногодефицита. При условии эффективного сдерживания оттока капитала и удержанияпроцентных ставок на низком уровне у государства, помимо внешних источниковзаимствований, появляется возможность прибегнуть к дешевому внутреннему кредиту.В данном случае наблюдается феномен инфляционного налога, когда государстворасплачивается по своим обязательствам при более высоком уровне цен и принизкой плате за кредит.
Не следует переоценивать рольприменения валютного регулирования в управлении внутренним долгом. Еслигосударство и решает проблему оттока капитала, то сдерживание процентных ставокв стране может негативно сказаться на сбережениях и инвестициях.
В целях макроэкономическойполитики валютное регулирование может применяться для сокращения колебаний какоттока, так и притока краткосрочного капитала, поскольку сильные колебания малоспособствуют экономическому росту и затрудняют проведение макроэкономическойполитики.
В частности, резкий приток илиотток средств вызывают колебания валютного курса, а в условиях регулированиявалютного курса со стороны Центрального банка это может приводить к колебаниямзолотовалютных резервов. Таким образом, за счет валютного регулирования можетрешаться проблема автономности экономической политики государства, поскольку вусловиях усилившейся подвижности капитала на международном уровне внутренняяэкономическая политика становится все более зависимой от международнойконъюнктуры. [15]
Валютное регулирование можетиспользоваться для защиты развивающейся финансовой отрасли по аналогии спротекционистскими мерами во внешней торговле. Для этих целей правительствоможет ограничить доступ резидентов на иностранные финансовые рынки, а такжевхождение на местный рынок иностранных финансовых институтов и появление на немновых финансовых продуктов. С точки зрения экономической теориипротекционистские меры неэффективны, поскольку ограничивают конкуренцию.
Валютное регулирование возможнокак попытка понизить уровень системного риска страны. Меры валютногорегулирования ограничивают возможность хранения активов и фиксации обязательствэкономических субъектов в иностранной валюте. Эти меры призваны защититьхозяйствующих субъектов от резких скачков курса национальной валюты и такимобразом понизить общий риск финансовой системы. Однако и преследование даннойцели может дать обратный эффект.
Таким образам, можно сказать,что Республика Беларусь столкнулась с рядом экономических и социальных проблем,связанных с переходом к более открытой экономике рыночного типа, которыепредопределили необходимость использования на данном этапе валютногорегулирования капитальных сделок ограничительного характера. Из четырех типовкапитальных сделок — портфельные инвестиции, прямые инвестиции, кредитныеоперации и банковские операции — наибольшему регулированию подверглисьбанковские операции, а основные усилия были направлены на пресечение оттокакапитала из страны. [2]
3. Основные инструменты валютного регулирования
Валютное регулированиереализуется посредством инструментов валютного регулирования [Прил. А].
Инструменты валютногорегулирования — это те рычаги, посредством которых государство регулируетвалютные отношения.
Инструменты валютногорегулирования можно разделить на две большие группы: административныеинструменты и рыночные инструменты [13].
К административныминструментам валютного регулирования относят обязательную продажу навнутреннем валютном рынке валютной выручки экспортёрам, а также целый рядзаконодательно закреплённых валютных ограничений.
Доля продажи валютной выручкиэкспортёрами — один из важнейших управляющих параметров, который можноиспользовать для регулирования валютного рынка и проведения политикикурсообразования. Чем выше доля обязательной продажи валютной выручки, тем вышепредложение иностранной валюты на валютном рынке. На валютном рынке в этихусловиях возможны следующие ситуации:
1. Спрос на иностранную валютууравновешивается предложением, т.е. потоки импорта равны потокам экспорта, авалютный курс будет стабильным при невмешательстве центрального банка.
2. Спрос на иностранную валюту,несмотря на введённый процент обязательной выручки, всё-таки превышаетпредложение валюты. В этих условиях возможны следующие варианты при режимерегулируемого плавания валют: а) произойдёт обесценение национальной валюты; б)центральный банк осуществляет интервенции иностранной валюты из своихзолотовалютных резервов и удерживает курс национальной валюты. [9]
3. Предложение иностраннойвалюты превысит спрос на иностранную валюту. В этих условиях центральный банкосуществляет интервенции национальной валюты, увеличивая тем самым денежнуюмассу в стране.
Изменяя процент обязательнойпродажи валютной выручки экспортёрами, центральный банк может регулировать курснациональной валюты, объём золотовалютных резервов, денежную массу и уровеньинфляции в стране.
Валютное регулирование можетосуществляться и путём введения ряда ограничений на проведение валютныхопераций. Валютные ограничения — устанавливаемая в законодательном иадминистративном порядке совокупность правил и норм по ограничению операций синостранной валютой, золотом и другими валютными ценностями (регулированиеввоза и вывоза, перевода валюты, запрещение свободной продажи, государственныйконтроль над валютными операциями). Валютные ограничения могут быть связаны спроведением как текущих, так и операций, связанных с движением капитала. Валютныеограничения могут различаться и в зависимости от принадлежности субъектавалютных отношений к резидентам или нерезидентам страны. [10]
К другой группе относятся рыночныеинструменты валютного регулирования. К рыночным инструментам валютногорегулирования относят инструменты прямого регулирования и инструментыкосвенного регулирования.
Инструменты прямогорегулирования оказывают непосредственное, прямое влияние на величину курсанациональной валюты.
К инструментам прямого валютногорегулирования относят валютные интервенции и дисконтную политику.
Валютные интервенциипредставляют собой действия центрального банка, направленные на покупку илипродажу иностранной валюты. Промежуточной целью валютной интервенции является,как правило, поддержание курса национальной валюты. Валютные интервенции могутбыть связаны также с необходимостью сглаживания краткосрочных валютныхколебаний, а также выплат по внешним долгам.
Валютные интервенции не толькооказывают прямое влияние на курс национальной валюты, они также непосредственноприводят к увеличению или уменьшению денежной массы страны.
Иногда центральные банкипроводят равные по размеру, но противоположные по направленности сделки синостранными и внутренними активами с тем, чтобы свести к нулю влияние своихсделок с валютой на национальное предложение денег. Такое положение центральныхбанков получило название “стерилизации”. Предположим, чтоцентральный банк предпринимает продажу иностранной валюты на валютном рынке,преследуя промежуточную цель не допустить снижения курса национальной валюты иобеспечить его стабильность. Если данная операция не будет «стерилизована»,то произойдёт уменьшение денежной массы страны, что будет сказываться наповышении обменного курса иностранной валюты. [11]
Центральный банк можетосуществлять «стерилизацию», например, покупая ценные бумаги нафондовом рынке. В этом случае произойдёт увеличение денежной массы. В конечномитоге «стерилизация» позволяет нейтрализовать негативное уменьшениеденежной массы, предотвратить дефляцию.
Однако дополнительные рублёвыепоступления, оказавшись на валютном рынке, могут вновь оказывать понижающиедавление на курс национальной валюты. И вновь центральному банку придётсяпринимать меры по поддержанию курса национальной валюты. «Стерилизация»фактически нейтрализует не только негативные последствия валютных интервенций,но и саму валютную интервенцию. «Стерилизация» как экономическийинструмент может использоваться, однако это весьма сложное и тонкое мероприятие[15].
Важным инструментом прямогорегулирования является дисконтная политика. Дисконтная политика основанана регулировании процентных ставок. [4]. В настоящее время дисконтноерегулирование может слабо использоваться в качестве регулятора курсанациональной валюты по следующим основным причинам:
кризис доверия к Правительству ибанковской системе в целом;
высокий риск вложений капиталов;
неустойчивый курс национальнойвалюты;
отсутствие полной гарантиинеприкосновенности капиталов.
Наряду с инструментами прямогорегулирования используются и косвенные инструменты валютного регулирования.
Косвенные инструменты позволяютлишь косвенно, посредством макроэкономических факторов, оказывать влияние навалютные отношения.
К инструментам косвенногорегулирования относятся инструменты денежно-кредитного регулирования,инструменты налогово-бюджетного и инструменты внешнеторгового регулирования. [1]
К основным денежно-кредитныминструментам, косвенно оказывающим воздействие на валютные отношения, относят:
изменение норматива обязательныхрезервов, депонируемых в Центральном банке (резервные требования).
операции Центрального банка наоткрытом рынке.
Увеличение (уменьшение) резервнойнормы приведёт к уменьшению (увеличению) совокупной денежной массы в стране,что может отражаться на уровне инфляции и на курсе национальной валюты.
Кроме изменения резервной нормыцентральный банк может использовать операции на открытом рынке, которыеприводят к изменению денежного предложения и процентных ставок, а значит,оказывают влияние на курс национальной валюты.
Наряду с инструментами денежно-кредитногорегулирования на валютные отношения оказывают влияние налогово-бюджетныеинструменты.
К основным налогово-бюджетныминструментам относят государственные расходы и налоги.
Государственные расходыосуществляются в двух формах. Первая форма — государственные закупки, т.е. тратаденег на товары и услуги: приобретение военной техники, строительство дорог,выплата жалования работникам судебных органов и т.д. Вторая форма — государственные трансфертные платежи, повышающие доходы определенных слоевнаселения, например. Лиц пожилого возраста и безработных. Государственныерасходы определяют соотношение размеров частного и государственного секторов, т.е.какая доля ВВП потребляется коллективно, а не индивидуально. Государственныерасходы влияют на совокупный уровень расходов в экономике и, следовательно, науровень ВВП [4].
Другой компонентналогово-бюджетной политики — налогообложение — воздействует на ситуацию вэкономике двумя способами:
уменьшая располагаемый илирасходуемый доход домашних хозяйств, налоги сокращают сумму денег, которую людитратят на приобретение товаров и услуг. Тем самым уменьшается совокупный спросна блага, что, в конечном счёт, приводит к снижению ВВП.
налоги воздействуют на цены благи факторов производства и поэтому влияют на стимулы и поведение хозяйствующихсубъектов.
Увеличение государственныхрасходов и уменьшение налогов оказывают стимулирующее воздействие на экономику.Уменьшение государственных расходов и увеличение налогов, напротив, сдерживаетэкономический рост. Влияние инструментов налогово-бюджетного регулирования науровень инфляции, денежную массу и ставку процента очевиден, а значит, великокосвенное влияние данных инструментов на курс национальной валюты.
К инструментам внешнеторговогорегулирования относят:
Экономические инструменты:
Импортные тарифы (пошлины),
Импортные квоты,
Экспортные субсидии;
Административные инструменты.
Отличительная черта тарифов,квот и субсидий — это возникновение разницы между мировыми и внутренними ценами.
Прямой эффект от тарифа (т.е. налогана импорт) состоит в удорожании импортных товаров по сравнению с их стоимостьюза границей. Наиболее распространённой формой импортных тарифов являютсятаможенные пошлины. Таможенная пошлина — простейшая форма торговой политики — налог, которым облагаются импортируемый товар. [12]
Импортная квота — этопрямое ограничение количества какого-либо товара, которое может бытьимпортировано. Такое ограничение обычно подкрепляется выдачей лицензийкакой-либо группе людей или некоторому количеству фирм. Импортная квота всегдаподнимает внутреннюю цену на импортируемый товар.
Разница между квотой и тарифомсостоит в том, что при введении квоты правительство не получает дохода. Когдадля ограничения импорта вместо пошлины используется квота, та сумма денег,которая могла бы стать доходом государства, достаётся тому, кто получаетимпортные лицензии. Держатели лицензии могут закупить импортные товары иперепродать их по более высокой цене на внутреннем рынке. Прибыли, получаемыедержателями импортных лицензий, называют квотной рентой.
Экспортная субсидия — этодоплата местным производителям за выпуск экспортных товаров. В результате чегоповышается цена этих продуктов внутри страны и возникает стимул для ихпроизводства.
Наряду с экономическимиинструментами могут быть использованы и административные инструменты. Например,можно повернуть нормальные процедуры проверки безопасности, санитарногосостояния и таможенной очистки таким образом, что они становятся препятствиемдля торговли. [14]
Изменение цен из-за тарифов,квот и субсидий влияет как на относительное предложение, так и на относительныйспрос. В результате этого изменяются условия торговли как для страны, активноиспользующей эти инструменты внешнеторгового регулирования, так и для другихстран. Изменения условий торговли приводят к изменениям потоков экспорта иимпорта товаров, изменяются платёжный баланс и курс национальной валюты. Приувеличении импортных тарифов, квот и экспортных субсидий при прочих равныхусловиях курс национальной валюты должен увеличиваться и наоборот.
Валютное регулирование условноможно разделить на следующие основные направления:
1. регулирование операцийрезидентов и нерезидентов с валютой и валютными ценностями;
2. регулирование курсанациональной валюты центральным банком.
Таким образом, валютноерегулирование представляет собой деятельность государственных органов власти,реализуемую посредством законодательных, административных, экономических иорганизационных мер, направленную на решение государственных задач поподдержанию долгосрочного устойчивого внешнего равновесия и подчинённую целиобеспечения экономического роста. [13]4. Особенности регулирования валютного рынка насовременном этапе
С 2003 году Национальный банкпроводит последовательную курсовую политику. Установление официального курсаосуществлялось с помощью рыночных механизмов.
В условиях отсутствиязначительных золотовалютных резервов, сохраняющегося недоверия к национальнойденежной единице и установления фиксированного курса российского рубляцентральному банку страны очень важно достичь стабилизации во всех секторахвалютного рынка [Прил. Б]. Более того, в краткосрочном периоде необходимостимулировать увеличение предложения иностранной валюты на всех сегментахвалютного рынка для наращивания золотовалютных резервов. Рост валютных запасовмонетарных властей необходим в условиях достаточной нестабильности белорусскойэкономики и перехода процесса валютной интеграции с Российской Федерацией врешающую фазу.
Исходя из того, что на валютномрынке действуют различные экономические субъекты, Национальный банк используетметоды регулирования в зависимости от сегмента валютного рынка. Более того, однисоставляющие валютного рынка подвергаются большему регулированию, а другие — меньшему.Так, если на валютный рынок нерезидентов Национальный банк может оказыватьтолько опосредованное воздействие, а рынок резидентов — субъектовхозяйствования достаточно стабилен и характеризуется в последние годыустойчивым превышенном продажи валюты над ее покупкой, то кардинальногоизменения методов правил контроля на этих сегментах не требуется. Что жекасается наличного рынка, то здесь складывается иная ситуация. Дело в том, чтоименно на данном сегменте валютного рынка наблюдается постоянное превышениеспроса над предложением иностранной валюты. При этом сальдо спроса ипредложения очень динамично и зависит как от субъективных, так и от объективныхфакторов. В частности, рост реальных доходов населения, темпы инфляции,неразвитость кредитно-финансовых институтов, а также низкая степень доверия кнациональной денежной единице приводят к росту спроса на иностранную валюту. [5]
Изменение предпочтений населенияневозможно осуществить за короткий период, однако можно ускорить этот процесс спомощью согласования мер, осуществляемых Национальным банком и проводимых вдругих секторах экономики. Поэтому рынок наличной валюты в 2003 годуподвергался особому вниманию со стороны монетарных властей, что даловозможность достичь положительных результатов. [3]
5. Тенденции и факторы изменения чистого спросанаселения на иностранную валюту
Существует прямая зависимостьмежду изменением реальных доходов населения и сальдо покупки-продажи физическимлицам иностранной валюты. Рост реальных доходов стимулирует рост покупкииностранной валюты, а его замедление сокращает спрос. Однако данная взаимосвязьнесколько слабеет со второй половины 2002 года.
В значительной степени изменениеситуации на рынке наличной иностранной валюты с IV квартала 2002 года произошлов результате мероприятий, реализованных Правительством в рамкахсовершенствования операций по организации потребительского импорта и повышенияего прозрачности, а также совершенствования таможенного режима перемещениятоваров физическими лицами в целях ограничения неорганизованного товарооборота.Кроме того, улучшению ситуации на данном сегменте валютного рынка содействовали:
рост депозитов физических лицкак в национальной, так и в иностранной валюте;
проведение последовательной ипродуманной курсовой политики. На протяжении 2002-2003 гг. Национальный банкобеспечивал постепенную девальвацию национальной денежной единицы к долларуСША, учитывая при этом не только национальные реалии, но и процессы,происходящие на внешних рынках. Так, например, девальвация к доллару в 2003году не достигла запланированного уровня в связи с ослаблением его позиции намировом валютном рынке. [6]
Несмотря на появлениеположительных тенденций уже в 2002 году, значительное снижение и стабилизациячистого спроса на иностранную валюту произошли только в 2003 году. Этомуспособствовали следующие факторы:
1) замедление темпов ростареальных доходов населения и изменение их структуры. Доля доходов от продаживалюты возросла за январь-июнь на 5,1 процентных пункта при сокращении долизаработной платы на 0,6 процентных пункта, что объясняет сокращение сальдопокупки-продажи наличной валюты при одновременном снижении темпов ростареальных доходов с января по июль 2003 года [7] ;
2) рост цен нажилищно-коммунальные услуги. Это стало причиной роста доли расходов населенияна услуги в общем объеме расходов с 15,9% в январе-июне 2002 года до 23% вянваре-июне 2003 года [7] ;
3) увеличение вкладов физическихлиц. За январь-ноябрь 2003 года прирост срочных депозитов составил 64% [7] ;
4) сокращение доли наличныхденег в обороте. Доля наличных денег в общем объеме рублевой денежной массысократилась с 32,6% на 1 января 2003 года до 27,2% на 1 января 2004 года [7] ;
5) изменение порядкаприобретения иностранной валюты. Национальный банк разрешил индивидульнымпредпринимателям покупать наличную иностранную валюту за безналичныебелорусские рубли для последующего приобретения товаров за пределами РеспубликиБеларусь. Данная мера позволила с января 2003 года отражать в статистическойотчетности операции индивидуальных предпринимателей по покупке/продажеиностранной валюты на внутреннем валютном рынке вместе с операциями субъектовхозяйствования;
6) нестабильность курсовиностранных валют. Колебания курса доллара по отношению к евро в первомполугодии 2003 года повысили привлекательность рублевых депозитов как средства сбереженияпо сравнению с валютными депозитами и наличной иностранной валютой. [14]
Вместе с тем необходимо отметитьнеравномерность изменения чистого спроса населения на иностранную валюту. Так,если в январе-июне текущего года чистый спрос населения на личную иностраннуювалюту составил 32.5 млн. USD, или 0,3 млн. USD в среднем за день, что свидетельствовало об относительномбалансе между спросом и предложением, то в июле-августе 2003 года в абсолютномвыражении он вырос в 2,3 раза, или на 73,2 млн. USD, ив среднедневном выражении составил 1,2 млн. USD. Увеличениеспроса в данный период было обусловлено сезонным фактором — началом массовыхотпусков и выездом населения на отдых за пределы Республики Беларусь [7].
В следующем месяце ситуациявременно стабилизировалась. За сентябрь население продало валюты на 2,3 млн. USD больше, чем купило.
Причиной улучшения ситуации наналичном валютном рынке стало то, что рост спроса был компенсирован ростомпредложения. В свою очередь, увеличение предложения было вызвано:
окончанием сезона отпусков, чтоавтоматически снизило спрос на иностранную валюту;
снижением доходов населенияпосле выхода из отпуска;
ростом расходов на подготовку кначалу нового учебного года;
увеличением задолженности позаработной плате. Если на 1 сентября 2003 года задолженность составила 33,0млрд. рублей, то уже к 1 октября 2003 года она возросла до 46,5 млрд. рублей [7];
необходимостью увеличениярасходов на закупку плодоовощной продукции для осенних заготовок.
Таким образом, можно отметить,что при наличии положительных тенденций на наличном валютном рынке в 2003 годуситуация на данном сегменте валютного рынка остается достаточно нестабильной. Населениерезко реагирует на изменения в банковской сфере. Любые изменения на валютномрынке, а также в других секторах экономики могут привести к быстрому ростучистого спроса на иностранную валюту. [15]
Заключение
В данной работе изложеныактуальные вопросы валютного регулирования в Республике Беларусь. Для болееглубокого анализа происходящих в стране преобразований и поиска путей решенияпроблем, возникающих в процессе регулирования валютных отношений,рассматриваются существующие в мировой практике инструменты валютногорегулирования и возможность их использования в Республике Беларусь.
В настоящее время созданасистема валютного регулирования и валютного контроля, позволяющая на данномэтапе с использованием административных и экономических методов обеспечить«прозрачность» на внутреннем валютном рынке. Сейчас уже можноговорить о том, что административные меры валютного регулирования наопределённом краткосрочном отрезке времени оказывают положительное влияние наразвитие экономики внутри страны, мобилизуя национальные сбережения дляинвестирования в экономику.
В долгосрочном планерегулирование через валютные ограничения не может обеспечить стабильности навалютном, внешнеторговом и финансовых рынках. Поэтому по мере выравниваниявнешнеторговых диспропорций, динамики ВВП и обменного курса белорусского рубляцелесообразен переход к либеральному направлению валютного регулирования.
Развитие национального валютногорынка, как и всего валютного механизма нашей страны, должны с одной стороныподчиняться общей экономической политике и действующей социально-экономическоймодели, чтобы избежать внутренних потрясений, но с другой — стремиться ксоответствию международным стандартам развитых стран в валютной сфере.
Список использованных источников
1. Акопов В. Место и роль валютного регулирования в государственномуправлении экономикой // Аудитор. 2000. № 11.
2. Артёмов Н.М. Валютные ограничения. М.: ООО «Профобразование», 2001.
3. Володин Ф.Г. Валютное регулирование // Расчеты и операционная работа вКБ. 2003. №7-8
4. Деньги, кредит, банки: Учеб. / Под ред. Кравцовой Г.И. -Мн.: БГЭУ, 2003.
5. Колупаев В.А., Почекина В.В. Международные валютные отношения. ИнтеграцияБеларуси в мировую валютную систему. Мн.: ОДО «Равноденствие», 2003.
6. Красавина Л.Н., Былиняк С.А., Смыслов Д.В. Международныевалютно-кредитные и финансовые отношения. М.: Финансы и статистика, 2002.
7. Лузгина А. Особенности регулирования валютного рынка на современномэтапе // Валютное регулирование. 2004. №14.
8. Овсейко С. Основы законодательства Республики Беларусь о валютномрегулировании и валютном контроле // Вестник Ассоциации белорусских банков. 2000.№ 29.
9. Овсейко С. Система валютных ограничений: теоретические и практическиеаспекты // Вестник Ассоциации белорусских банков. 2004. № 10.
10. Пивоварова Е. Итоги работы валютных рынков за январь 2005г. // Валютноерегулирование и ВЭД. 2005. №2.
11. Пупликов С.И. Валютные операции в РБ — запрещено все, что не разрешено// Финансы и кредит. 2004. №7.
12. Пупликов С.И. Методологические аспекты валютной политики РеспубликиБеларусь в условиях создания союзного государства с Россией // ВестникАссоциации белорусских банков. 2001. № 20.
13. Пупликов С.И. Методологические аспекты валютной политики РеспубликиБеларусь в условиях создания союзного государства с Россией // ВестникАссоциации белорусских банков. 2001. № 20.
14. Смолякова Е. Основы и принципы валютного регулирования в РеспубликеБеларусь // Вестник Ассоциации белорусских банков. 2003. № 15.
15. Тарасов В. Валютное регулирование и его инструменты // ВестникАссоциации белорусских банков. 2002. № 32.
Приложения
Приложение А
/>
Инструменты валютногорегулирования
Примечание. Источник: [13].
Приложение Б
Мероприятия по совершенствованиювалютного регулирования№ п/п Цели Содержание мероприятий Форма реализации Исполнители Ожидаемый эффект 1. Законодательно закрепить основные принципы и цели валютного регулирования Разработать и передать в Верховный Совет проект Закона «О валютном регулировании и валютном контроле» Закон РБ Нацбанк, Кабинет Министров Гарантия неизменности принципов валютного регулирования, повышение доверия к национальной валюте 2. Максимальная концентрация валютных сбережений населения в банках 2.1 Установить законодательные гарантии сохранности и возвратности валютных вкладов физических лиц Закон РБ Нацбанк Рост валютного потенциала, создание благоприятного инвестиционного климата 2.2 Выпустить в обращение золотовалютные депозитные сертификаты правительства Указ Президента, постановление Кабинета Министров и Нацбанка Нацбанк, Кабинет Министров Гарантия неизменности принцпов валютного регулирования, повышение доверия к национальной валюте 2.3 Разработать и внедрить систему кодовых валютных счетов в уполномоченных банках Указ Президента, постановление Кабинета Министров и Нацбанка Нацбанк, Кабинет Министров Гарантия неизменности принцпов валютного регулирования, повышение доверия к национальной валюте 3. Выравнивание официального и рыночного курсов рубля Девальвировать курс белорусского рубля до уровня, стимулирующего экспорт и удерживающего инфляцию в заданных пределах Постановление Нацбанка Нацбанк Уменьшение спроса на валюту на бирже, недопущение развития черного рынка 4. Обеспечение неизменности и предсказуемости валютной политики, увеличение поступлений валюты 4.1 Заявление Президента РБ, Правительства РБ и Национального банка о принципах курсовой политики Заявление для СМИ Нацбанк Повышение доверия к национальной валюте, снятие девальвационных ожиданий предприятий и населения 4.2 Перейти к рыночному формированию курса белорусского рубля к твердым валютам и российскому рублю с учетом уровня инфляции и состояния платежного баланса Указ Президента, Постановление Нацбанка Нацбанк Создание условий для внутренней конвертируемости белорусского рубля 4.3 Сблизить правила валютного регулирования Беларуси и России Указ Президента, Постановление Нацбанка Нацбанк Уменьшение оттока капитала из страны, снижение валютного риска 4.4 Либерализовать операции на межбанковском валютном рынке Постановление Нацбанка Нацбанк Активизация официального валютного рынка и расширение базы налогообложения 4.5 Снять ограничения на операции с валютой для нерезидентов Постановление Нацбанка Нацбанк Обеспечение иностранным инвесторам гарантий возврата средств, создание базы для роста инвестиций 5. Создание валютных резервов Нацбанка на уровне 1,5 (и далее 3-х) месячного импорта 5.1. Сконцентрировать все золотовалютные резервы государства в Национальном банке Указ Президента Нацбанк, Кабинет Министров Гарантия стабильности валютного рынка для инвесторов, гарантия платежеспособности по внешним займам 5.2. Экономическими методами регулировать продажу валюты на внутреннем валютном рынке (путем регулирования учетной ставки НБ РБ, рынка государственных ценных бумаг и т.п.) 6. Формирование валютных резервов Нацбанка в виде высоколиквидных и надежных активов Возвратить средства, размещенные в банках РБ, по окончании сроков действия договоров Постановление Нацбанка Нацбанк Увеличение официальных резервов Нацбанка 7. Возобновление кредитования нашей республики со стороны международных финансовых организаций Выполнить рекомендации МВФ по программе Стэнд-бай Совместное письмо Нацбанка и Правительства РБ Правительство и Нацбанк Увеличение объема иностранных инвестиций (150-200 млн. долл. США) к концу 1996 г.
Примечание:Источник: собственная разработка