–PAGE_BREAK–
Малый и средний бизнес – основа стабильного гражданского общества, и от его развития зависит благосостояние всех казахстанцев. МСБ не только выполняет огромную социальную роль, поддерживая экономическую активность большей части населения, но и обеспечивает значительные налоговые поступления в бюджет. В нынешней непростой ситуации именно МСБ может выступить в качестве стабилизатора, а потому вправе рассчитывать на соответствующее внимание общества и государства.
Мировой опыт показывает, что если государство хочет развиваться динамично и устойчиво, то его социально-экономические программы должны обязательно включать меры по стимулированию малого и среднего бизнеса. Сегодня в развитых странах на долю МСБ приходится от 40% до 90% объема внутреннего валового продукта (ВВП). А потому вполне естественно, что правительства этих государств уделяют первостепенное внимание поддержке данного сектора. В принципе казахстанский МСБ движется в русле глобальных тенденций, однако его доля в экономике пока разительно отличается от мировых критериев.
По данным официальной статистики, вклад МСБ в ВВП Казахстана в 2007 году составил 30,9%. Как заявил министр индустрии и торговли Владимир Школьник, объем выпуска продукции данного сектора имел в 2007 году тенденцию к повышению, увеличившись с 350 млрд тенге в I квартале до 689 млрд тенге в IV. Вместе с тем показатели текущего года гораздо скромнее: выпуск продукции в постоянных ценах, то есть очищенных от инфляционных показателей, демонстрирует снижение динамики. В частности, рост объемов за 6 месяцев составил лишь около 3%, а за 8 месяцев – 2,5%. По словам г-на Школьника, причиной тому – снижение кредитования МСБ начиная с III квартала 2007 года, что вызывает через 2–3 месяца пропорциональное падение производства.
По состоянию на сентябрь 2008 года в республике насчитывалось 666098 активных малых предприятий (рост на 1,4% по сравнению с январем). С учетом плотности населения лидерами по их количеству являются Алматы и Астана, а также Атырауская и Мангистауская области. Крестьянских хозяйств больше всего в Южно-Казахстанской и Алматинской областях. В общей сложности численность занятых в МСБ на данный момент превышает 1,9 млн человек.
Количество активных
субъектов малого предпринимательства
в единицах
Всего
В том числе
Предприятия МП
ИП
Крестьянские (фермерские) хозяйства
2008
Республика Казахстан
703 802
58 480
475 841
169 481
Акмолинская
33 012
1 977
27 426
3 609
Актюбинская
27 715
2 716
21 298
3 701
Алматинская
90 637
3 121
40 172
47 344
Атырауская
33 273
2 214
29 429
1 630
Западно-Казахстанская
24 076
1 639
18 960
3 477
Жамбылская
36 050
1 717
19 431
14 902
Карагандинская
40 691
4 173
30 700
5 818
Костанайская
43 345
2 168
36 216
4 961
Кызылординская
19 722
1 677
16 856
1 189
Мангистауская
24 766
3 223
20 902
641
Южно-Казахстанская
111 470
3 465
47 886
60 119
Павлодарская
28 600
2 239
23 528
2 833
Северо-Казахстанская
22 792
1 547
18 020
3 225
Восточно-Казахстанская
68 386
4 748
47 619
16 019
г. Астана
32 034
5 748
26 283
3
г. Алматы
67 233
16 108
51 115
10246
Однако, по оценкам Независимой ассоциации предпринимателей (НАП), кризис, ударивший по МСБ, уже привел к сокращению числа экономически активных предприятий. Так, только за последние несколько месяцев их количество уменьшилось на 25–50% в зависимости от сектора экономики, на 25–35% снизились и обороты компаний. И это вполне объяснимо – малый бизнес первым ощущает все негативные воздействия. Он чутко реагирует на все изменения в экономике, готов расти или сжиматься, отражая текущую ситуацию на рынке.
По мнению экспертов, до конца 2008 года возможно сокращение числа активных предприятий в секторе МСБ еще на 25%, а по некоторым отраслям даже до 50%. Конечно, в регионах эти цифры значительно меньше. Причина – в неравномерном распределении экономической активности по различным областям. [4]
Состояние развития СМП с 2001 по 2006 г.
По данным Агентства РК по статистике, за период с 2001 по 2007 год в стране наблюдается почти четырехкратный рост числа зарегистрированных СМП – с 221 до 846 тыс. ед. Однако доля численности действующих СМП за этот период осталась практически неизменной – на уровне 76-77%. Численность действующих СМП достигла 639 тыс. ед., увеличившись почти в 4 раза, и составила чуть более 91% от общей численности всех хозяйствующих субъектов в стране.
При этом динамика структуры действующих СМП по формам собственности показывает: почти 2-кратное увеличение числа
индивидуальных предпринимателей (далее – ИП) и крестьянских фермерских хозяйств (далее-КФХ): – ИП – со 160 тыс. ед. в 2002 г. до 363 тыс. ед. в 2006 г.; КФХ – с 93 тыс. ед. в 2001 г. до 161 тыс. ед. в 2006 г.; полуторное увеличение числа предприятий малого бизнеса (ПМБ – с 77 тыс. ед. в 2001 г. до 115 тыс. ед. в 2006 г.). В то же время необходимо отметить, что за последние три года доля активных ПМБ снизилась с 35% до 28% (с 51 до 48 тыс. ед.).
Изменение структуры малого и среднего предпринимательства приведено ниже в таблице. В ней же можно проследить динамику изменения структуры с 2006 года.
Структура сектора малого и среднего предпринимательства на 1 апреля 2010 года
в процентах
Количество активных субъектов
Численность занятых
Выпуск продукции
удельный вес
на 1 апреля 2010г.
удельный вес
удельный вес
на 1 апреля 2010г.
удельный вес
Всего
100,0
103,0
100,0
102,7
100,0
102,1
юридические лица малого предпринимательства
9,4
98,2
25,5
105,6
57,2
99,2
юридические лица среднего предпринимательства
0,4
99,7
11,8
97,7
21,7
115,4
индивидуальные предприниматели
64,6
104,9
41,1
103,2
18,8
98,0
крестьянские (фермерские) хозяйства
25,6
100,2
21,6
101,4
2,3
98,9
продолжение
–PAGE_BREAK–
Отраслевая структура малого предпринимательства в стране за рассматриваемый период практически не изменилась: до 40% она представлена торговлей и ремонтом автомобилей, бытовых изделий;
26,3% в сельском хозяйстве; почти 20% в производстве и оказании услуг; и только по 3-4% в строительстве и промышленности.
Сравнивая отраслевую структуру малого предпринимательства со структурой малого и среднего предпринимательства (далее – МСП) таких стран, как страны ОЭСР, Великобритания, Чехия, можно отметить, что там:
до 36% МСП производят услуги; на промышленность и строительство
приходится от 10% до 20%; в пределах 5% занято в сельском хозяйстве;
и только 15-25% МСП занимаются торговлей.
За период с 1999 по 2007 год доля промышленных предприятий ПМБ в общем количестве ПМБ снизилась с 13% до 10%, доля промышленных предприятий ПМБ среди активных ПМБ снизилась с 6% до 3%.
Хотя данный факт часто объясняют преимуществами ведения бизнеса в форме индивидуального предпринимательства (в первую очередь – упрощенное налогообложение), однако правда заключается в высоких рисках производственного бизнеса: необходимость большего стартового капитала, чем в других видах бизнеса, долгая окупаемость, недоступность долгосрочного дешевого финансирования, уязвимость производственного бизнеса из-за административных барьеров, отсутствие со стороны государства специальных стимулирующих мер по поддержке малого производственного бизнеса и др.
Уровень развития промышленного малого бизнеса Казахстана наглядно характеризует также численность занятых в этом секторе. На начало 2007 г. в общей численности занятых в промышленности Казахстана доля СМП равна
10,9%.
В то же время доля занятых в малых производственных предприятиях (где менее 50% занятых) в производственном секторе стран ОЭСР составляет от 30% до 60%.
По данным статистики, вклад малого бизнеса в ВВП страны за 2001-2006 гг. вырос более чем в 3 раза (с 0,4 до 1,5 трлн. тенге), составив 15,7% от ВВП страны.
По итогам 2006 г. в малом бизнесе занято около 1,7 млн. чел., что составляет почти 21% от всего экономически активного населения страны.
На 1 января 2007 г. показатель числа действующих СМП на 1000 жителей в
целом по стране составил 41 ед.
Несмотря на то, что кредитование банками второго уровня (далее – БВУ) малого бизнеса за период с 2001 по 2006 г. увеличилось в 7 раз – до 861 млрд. тенге, его доля в общем объеме выданных БВУ кредитов снизилась с 25% до 18,4%.
Отраслевая структура кредитов БВУ для СМП по итогам 2006 г. показывает, что: до 40% кредитов направляется на развитие торговли и ремонта автомобилей, бытовых изделий; до 16% – в строительство;
не более 10% – в сельское хозяйство и промышленность.
Отношение всех кредитов БВУ к ВВП Казахстана составляет всего 48,6%, в то время как в таких странах, как США, этот показатель составляет 65%, в странах ЕС – 100%, в Японии – 110%. Отношение кредитов БВУдля малого бизнеса к ВВП в Казахстане составляет 8,8%, в США такой показатель достигает 20%, в странах ЕС – 30%, в Японии – 35%.
Общий объем кредитов, выданных БВУ экономике Казахстана с начала 2000 г., увеличился почти в 32 раза, но за тот же период доля кредитов БВУ малому предпринимательству в общем объеме кредитов БВУ снизилась на треть – от 26,8% до 18,2%.
Процентные ставки коммерческих банков по кредитам СМП остаются высокими и в среднем составляют 15-18%, по малым кредитам процентные ставки возрастают до 22-24%.
Сравнение кредитов БВУ, выданных запериод с текущим кредитным портфелем банков на конец периода, показывает, что доля краткосрочных кредитов на оборотные средства (срок которых меньше 1 года) в кредитном портфеле БВУ остается высоким, т.е. на обновление основных средств, на расширение производства кредиты БВУ выдаются СМП в меньшем объеме.
В последние годы очень четко прослеживаются следующие тенденции в развитии структуры кредитного портфеля банков второго уровня: очень быстро растет доля ипотечных кредитов: с начала 2003 г. Их доля выросла в 9 раз, сегодня почти десятая часть всех кредитов БВУ направлена на ипотечное кредитование населения; отношение объемов кредитов физи-
ческих лиц к кредитам юридических лиц выросло с 9,5% в начале 2003 г.
до 48,2% на начало 2007 г.
Таким образом, БВУ все больше предпочитают кредитование физических лиц и ипотеку. В этой ситуации предлагаемые АФН меры по ограничению объемов заимствований, осуществляемых казахстанскими банками на внешних рынках, могут также сократить долю кредитов
малому бизнесу.
В течение рассматриваемого периода производительность труда СМП (среднегодовая выработка на 1 занятого) выросла более чем в 2 раза, с 425 до 927 тыс. тенге на человека. При этом наблюдается значительный рост производительности труда на ПМБ и у ИП – почти в 3 раза, а у КФХ производительность труда почти не изменилась.
Проводя сравнение по качественным показателям уровня развития малого бизнеса с промышленно развитыми странами мира (данные за 2003-2004 гг.), можно выделить следующие различия:
1. Субъекты МСП за рубежом составляют почти 99% от всех субъектов
экономики, тогда как в Казахстане (по итогам 2006 г.) субъекты малого
бизнеса составляют только 92% от всей экономики.
2. Доля МСП в ВВП страны в развитых странах мира колеблется в пределах 45-55%, в Казахстане доля малого бизнеса всего 15,7% от ВВП страны.
3. Уровень занятости в МСП там составляет 50-70% экономически активного населения, а в Казахстане этот показатель не превышает 21%.
4. Количество МСП на 1000 человек в странах ОЭСР составляет 50-80
предприятий, тогда как в Казахстане оно составляет 41 предприятие.
2.2. Анализ проблем связанных с предпринимательской деятельностью
Наиболее острая фаза кризиса в секторе малого и среднего бизнеса (МСБ) миновала, но ситуация по-прежнему остается непростой. Главные проблемы, которые отмечают предприниматели, — нехватка финансирования и административные барьеры.
Для решения этих проблем за последние годы государством была выделена значительная поддержка, сектору начиная с 2007 года – более 276 млрд. тенге. «Мы, пожалуй, единственная страна в мире, которая в условиях кризиса пошла на такую масштабную поддержку МСБ», — отметил как-то глава правительства Карим Масимов. Только в 2009 году в рамках антикризисной программы было выделено 117 млрд. тенге, и они работают. По данным правительства, 98% выделенных средств дошли до адресатов.
После падения в 2008 году и по выпуску продукции, и по численности занятости в прошлом году сектор начал восстановление. Выпуск продукции субъектами малого предпринимательства за январь-декабрь 2009 года составил 2,2 трлн. тенге. При этом примерно 27% выпуска было сгенерировано в сфере торговли. На втором месте сельское хозяйство (20%) за счет крестьянско-фермерских хозяйств. Количество зарегистрированных субъектов малого предпринимательства на 1 января 2010 года – более миллиона, из них активно действующих – примерно 75%. Более 40% активных субъектов малого предпринимательства зарегистрированы в торговле. В этой сфере работает 36% занятых в секторе людей. Всего численность активно занятых в малом предпринимательстве – 1,8 млн.человек (примерно четверть трудоспособного населения страны).
Удельный вес МСБ в экономике по-прежнему на низких уровнях. Кризис тоже способствует этому. Доля малого и среднего предпринимательства в ВВП стабильно снижалась в последние годы. С 40,5% в 2005 году, согласно данным Агентства по статистике, она упала примерно до 31% в 2009-м. В 2010-м долю в ВВП планируется увеличить до 31,3%, в 2011-м – до 31,5%, что не позволит достичь даже уровня 2007 года. В развитых странах с рыночной экономикой на долю малого и среднего бизнеса приходится 40 – 80% ВВП.
Доля малого и среднего предпринимательства в ВВП
2005
2006
2007
2008
Доля МСП в ВВП, %
40,5
35,8
34,6
31,2
Доля малого бизнеса в ВВП, %
36,4
31,8
30,8
28,0
Доля среднего бизнеса в ВВП, %
4,1
4,0
3,8
3,2
По заказу фонда «ДАМУ» BISAMCENTRALASIAпровел исследование МСБ, которое включало в себя опрос 10 тыс. респондентов во всех административных районах Казахстана.
Исследование позволило установить, что казахстанское массовое предпринимательство далеко от некоторых сложившихся представлений о положении малого и среднего бизнеса в Казахстане. В частности, исследование в значительной степени опровергло широко распространенные в научных, политических и общественных кругах утверждения о господстве упаднических настроений в среде малого и среднего бизнеса. Несмотря на сильное, подчас болезненное ощущение трудностей и проблем, казахстанские предприниматели настроены в основном позитивно, стремясь найти возможности и перспективы для развития своего бизнеса.
Две трети опрошенных из тех, кто прервал или намерен прервать предпринимательскую деятельность, в качестве причины указывают, что не пошел бизнес (нет спроса, не выдержали конкуренции и т.д.). Произвол, давление, вымогательство со стороны контролирующих и регулирующих органов тоже указывались, но чаще всего предприниматели прекращают бизнес по причинам экономического характера. Именно проблемы финансового свойства предприниматели сегодня отмечают в первую очередь. Банки заметно снизили кредитование сектора из-за того, что МСБ имеет слишком высокую долговую нагрузку и неясные перспективы в условиях кризисной экономики. В совокупности с проблемами самих банков эти факторы отрезали предприятия от кредитных ресурсов. Возникают проблемы с финансированием оборотных средств, которые усиливаются отсутствием спроса на готовую продукцию.
Вся финансовая инфраструктура Казахстана имеет проблемы. У нас есть институты по долговому финансированию, но и их мало. При этом у нас вообще нет институтов, которые могли бы входить в капитал компаний. А для нормального функционирования бизнес-структуры этот компонент необходим. Это очень сильно ощущается во время финансового кризиса. До кризиса компании, следую призывам правительства, стали учавствовать в индустиально-инновационном развитии: строили новые предприятия, новые цеха, применяли инновации и т.д. Эти инновации предприятия могли финансировать только за счет долгового финансирования, но с начала кризиса выдача новых кредитов была обрезана.
Сумма господдержки в 2009 году составляет примерно 6% от суммы выпуска продукции субъектами малого предпринимательства. Эта помощь имела позитивный эффект, но в условиях общей сложности экономической конъюктуры проблема финансирования сохраняется.
Несмотря на то, что государство предпринимало ряд шагов по снижению административных барьеров, проблемы сохраняются. По результатам исследования можно отметить что предприниматели видят усилия государства по поддержке бизнеса, одобряют их но при этом говорят что на местном уровне политика государственной поддержки искажается и зачастую игнорируется. Если между бизнес-сообществом и центральной властью существует диалог и взаимопонимание, то на уровне контролирующих и регулирующих органов на местах, особенно в отдаленных районах, возникают проблемы.
Но не только чиновники мешают проведению эффективной государственной политики. С господдержкой проблемы появились в связи с быстро разросшейся банковской коррупции. Борьба за государственные ресурсы создала почву для коррупционных действий финансовых институтов. В банках коррупция знасительно сильнее, чем в госорганах. Банки отказываются соблюдать принципы госпрограмм. Пытаются скрывать информацию о возможностях, которые предоставляют госпрограммы поддержки. В связи с этим встает аопрос об ограничении влияния банков на дальнейшие меры господдержки.
Споры вокруг госпрограмм создают опасность того, что в стране здоровая конкуренция сменится на борьбу за льготы и другие преференции от государства.
Среди факторов, негативно влияющих на бизнес, лидируют практико-правовые. А факторы, связанные собственно с процессом ведения бизнеса, находятся на втором плане. Это говорит о том, что вкупе с картиной мнений и настроений, о казахстанском предпринимательстве этот штрих не должен затушевывать свидетельства неблагополучия в окружающей среде бизнеса. Но он заставляет задуматься о пределах и функциях господдержки.
Важно, чтобы бизнес-сообщество не обвиняло во всем внешнеэкономическую ситуацию, бездействие властей, а чуть-чуть критично посмотрело на себя, чтобы каждый проанализировал – может ли он перестроиться и повысить эффективность работы.[6]
3. ОСНОВНЫЕ ПУТИ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ КОММЕРЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В КАЗАХСТАНЕ
3.1. Меры, предпринимаемые государством по поддержке малого и среднего бизнеса в Казахстане
Среди мер поддержки и развития предпринимательства – «Дорожная карта бизнеса-2020», максимальное снижение административных барьеров, увеличение казахстанского содержания в закупках товаров и услуг. Но есть немало острых вопросов, решить которые можно не «в стойке друг против друга», как выразилась исполнительный директор ассоциации предпринимателей Карагандинской области Гульнара Курбанбаева, а только при взаимном сотрудничестве и встречном движении с государством и институтами развития ФНБ «Самрук-Казына». Стабильность – главное условие для устойчивого роста бизнеса.
На форуме отмечалось, что сегодня малое и среднее предпринимательство сумело занять ниши в реальном секторе экономики. Качественно изменилась структура видов деятельности, бизнесмены начали шире осваивать производственную сферу. В регионе более 41 тыс. субъектов МСБ, где занято свыше 173 тыс. человек, или более 20% экономически активного населения области. Это благодаря реализации государственных программ поддержки, в том числе и финансовой.
В Карагандинской области по обусловленному размещению средств в банках второго уровня в 2007–2009 годах на сумму свыше 30 млрд. тенге прокредитовано почти 800 заемщиков. Создано около 600 рабочих мест. По программам «Даму-Регионы», «Даму-Өндіріс», «Даму-Қолдау» на реализацию проектов привлечено еще около 6 млрд. тенге. Появилось 300 рабочих мест.
На развитие малого и среднего бизнеса направлен и первый этап Госпрограммы форсированного индустриально-инновационного развития, одним из главных инструментов которой стала Карта индустриализации Казахстана до 2015 года. От Карагандинской области в нее вошли 18 инвестиционных проектов на сумму более 76 млрд. тенге. Из них шесть – республиканского уровня на 62 млрд. тенге и 12 – регионального на 14 млрд. тенге.[7]
Результаты государственной финансовой поддержки малого и среднего предпринимательства по состоянию на 1 ноября 2009 года
Начиная с конца 2007 г. финансовая поддержка субъектов малого и среднего предпринимательства (далее-СМСП) осуществляется путем реализации Стабилизационной Программы — I, II, IIIтранша и Программы «Даму-Регионы».
По информации АОФНБ «Самрук-Казына»:
1. В рамках I-го транша Стабилизационной Программы (далее -Программа — 1) в банках второго уровня (далее — БВУ) были размещены средства в размере 48,8 млрд. тенге.
По состоянию на 1 ноябрятекущего года фактическое финансирование МСП по Программе-1 cучетом перераспределения и выдачи на револьверной основе, составило 66,0
млрд. тенге, на данную сумму было профинансировано 2 6
5
5
проектов, при этом средняя сумма кредита составляет 25млн. тенге, средневзвешенная ставка – 17,21%, а эффективная ставка 19,21%. Было создано и поддержано 3 107
рабочихмест.
2. В рамках II-го транша Стабилизационной Программы (далее-Программа-2) в банках второго уровня были размещены средства в размере 54,7 млрд. тенге. С учетом софинансирования со стороны Банков-партнеров общая сумма освоения в региональном разрезе по Программе-2 составила 109,7 млрд. тенге. По состоянию на 1 ноября 2009 года общая сумма, фактически выданная банкамина револьверной основе, субъектам МСБ составила 120
,
4
млрд. тенге, при этом было профинансировано и рефинансировано 2 711
проектов. Создано и поддержано 3 694
рабочих мест.
3. В рамках Программы «Даму-Регионы» в БВУ были размещены средства в размере 34,8млрд. тенге. По состоянию на 1 ноября т.г. согласно данным Банков-партнеров размещенная сумма полностью освоена, было прокредитовано 1 298
проектов. Всего в результате реализации программы создано и поддержано 2 064
рабочих мест.
4. В рамках III-го транша стабилизационной программы БВУ было выделено 127 млрд. тенге, где 10 млрд. тенге составили дополнительные средства АО «АТФ Банк».
По состоянию на 1 ноября 2009 года банками второго уровня освоено… cучетом выдачи на револьверной основе, составило 128
,
8
млрд.тенге, на данную сумму было профинансировано 2 602
проектов, при этом средняя сумма кредита составляет 48млн. тенге, средневзвешенная ставка – 11,33%, а эффективная ставка 12,2%. Было создано и поддержано 3 203
рабочихмест.
В региональном разрезе наибольшие суммы быди выданы в городах Алматы – 42,8 млрд. тенге (461 заемщик) иАстана – 21,3 млрд. тенге (313 заемщиков). Наименьшие суммы выдачи наблюдаются в Жамбылской – 2,0 млрд. тенге (37 заемщиков) и в Кызылординской областях – 1,8 млрд. тенге (92 заемщика).
В отраслевой разбивке более 70% средств направлены в сферу торговли и услуг, что обусловлено, в свою очередь, сложившейся отраслевой структурой малого и среднего предпринимательства в стране.
Вместе с тем, антикризисные меры по поддержке малого и среднего предпринимательства были своевременными, оказали благоприятное воздействие на бизнес-климат страны, дали возможность продержаться на плаву действующему бизнесу, и что немаловажно показали в целом действенность механизма государственно-частного партнерства. [8]
3.2. Опыт развития коммерческой деятельности в зарубежных странах
продолжение
–PAGE_BREAK–