Задачи и статус адвоката в Конституционном суде

1. Правовоеположение адвоката в Конституционном Суде
Ч. 1 ст. 46 Конституции РФ гарантируетсудебную защиту прав и свобод[1]. Каждыйимеет право защищать принадлежащие ему права и свободы, в том числе посредствомобращения в Конституционный Суд РФ с жалобой на нарушение конституционных прави свобод.
Адвокат даст определенныерекомендации по работе с Конституционным Судом РФ.
Право граждан и организаций наобращение в Конституционный Суд РФ связано только с рассмотрением жалоб нанарушение конституционных прав и свобод граждан и их объединений законом,примененным или подлежащим применению в конкретном деле. Поэтомурассматриваться будут вопросы деятельности адвоката, касающиеся порядкаобращения в Конституционный Суд РФ и участия в рассмотрении дел в этом суде.Адвокаты объяснят, что основное значение имеет составление обращения вКонституционный Суд РФ.
При составлении обращений вКонституционный Суд РФ важно знать:
— когда можно обращаться вКонституционный Суд РФ;
— кто вправе подать жалобу нанарушение конституционных прав и свобод;
— что понимается под нарушениемконституционных прав и свобод;
— имеет ли место нарушениеконституционных прав и свобод;
— каким нормативным правовым актомони были нарушены;
— был ли этот нормативный актприменен или подлежит применению в конкретном деле;
— какие формальные требованияпредъявляются к жалобе на нарушение конституционных прав и свобод.
Конституционный Суд РФ по жалобам нанарушение конституционных прав и свобод граждан и по запросам судов проверяетконституционность закона, примененного или подлежащего применению в конкретномделе, в порядке, установленном федеральным законом.
На основании ФКЗ «О КонституционномСуде РФ»[2]гражданин обязан приложить к жалобе копию официального документа,подтверждающего применение либо возможность применения оспариваемого закона приразрешении его конкретного дела.
Положения ФКЗ «О КонституционномСуде РФ» применяются Конституционным Судом РФ как на стадии принятияжалобы к рассмотрению, так и на стадии рассмотрения конституционной жалобы посуществу, которая завершается итоговым решением Конституционного Суда РФ вформе постановления.
В силу ст. 125 Конституции РФКонституционный Суд РФ при рассмотрении жалобы гражданина или объединенияграждан в рамках конституционного судопроизводства решает вопросы исключительноправа и не может исследовать фактические обстоятельства дела, относящиеся кконкретному делу. То обстоятельство, что закон применен или подлежит применениюв конкретном деле, должно быть подтверждено документально. В КонституционныйСуд РФ должны быть представлены либо судебные постановления, в том числе и невступившие в законную силу, либо акты иного правоприменительного органа(постановление по делу об административном правонарушении, постановление фондасоциального страхования или налоговой инспекции о привлечении к налоговойответственности).
В силу ч. 2 ст. 96 ФКЗ «ОКонституционном Суде РФ» орган или должностное лицо, рассмотревшие дело,обязаны по просьбе гражданина выдать ему копию документа, подтверждающегоприменение или возможность применения оспариваемого закона в конкретном деле[3].Прилагаемый к конституционной жалобе судебный акт или решениеправоприменительного органа должны быть надлежащим образом заверены.
В некоторых ситуациях КонституционныйСуд РФ может признать, что наличие именно судебного акта является обязательнымусловием для обращения с конституционной жалобой. При определенныхобстоятельствах Конституционный Суд РФ может установить, что конституционнаяжалоба подана заявителем преждевременно.
Конституционное судопроизводствоприменяется только тогда, когда отсутствуют иные механизмы защиты правчеловека.
Адвокат при подготовке обращения вКонституционный Суд РФ имеет в виду, что в отличие от судов общей юрисдикции иарбитражных судов Конституционный Суд РФ не осуществляет проверкуконституционности примененного закона вне связи с конкретным делом, котороерассматривается или уже рассмотрено в суде или ином органе.
Конституционный Суд РФ«работает» только с Конституцией РФ. Проверяет закон на соответствиеименно Конституции РФ. В конституционной жалобе должен быть поставлен вопрос онесоответствии положений закона именно Конституции РФ.
На практике может возникнуть такаяситуация, когда действующий закон противоречит положениям не Конституции РФ, амеждународного договора. Подобная ситуация может появиться как в результатеотсутствия в Конституции РФ какого-либо положения, которое включено вмеждународный договор, так и в результате противоречия самой Конституции РФположениям международного договора. Конституционному Суду РФ неподведомственныжалобы, в которых заявители ссылаются на нарушение их прав в связи снесоответствием национального закона положениям международного договора.
Конституционный Суд РФ не можетлишить закон его юридической силы на том основании, что он противоречитмеждународному договору. В этом случае адвокаты дадут подробную юридическуюконсультацию о том, что делать в данном случае. Для защиты нарушенных прав исвобод у гражданина есть право обратиться непосредственно в международныеконтрольные органы (Комитет по правам человека, действующий в соответствии сМеждународным пактом о гражданских и политических правах, или в Европейский судпо правам человека, действующий на основании Европейской конвенции о защитеправ человека и основных свобод).
Адвокат, при подготовке к обращению вКонституционный Суд РФ, учитывает что этот механизм используется в случаях,когда конституционное судопроизводство является единственным способом защиты ивосстановления нарушенных прав. Без признания закона или его отдельныхположений не соответствующими Конституции РФ нарушение прав и свобод будетпродолжаться, поскольку другие механизмы защиты не могут быть задействованы всилу положений законодательства.
Предназначение Конституционного СудаРФ как судебного органа конституционного контроля в рамках его компетенции порассмотрению жалоб граждан на нарушение их конституционных прав и свободпредполагает необходимость конституционного судопроизводства в случаях, когдабез проверки конституционности оспариваемого закона нарушенные права и свободыне могут быть восстановлены. Если же права заявителя могут быть защищены внезависимости от признания оспариваемого закона не соответствующим КонституцииРФ, поставленный им вопрос не подлежит разрешению в заседании КонституционногоСуда РФ.
Адвокат имеет в виду, что обращение вКонституционный Суд РФ возможно и в тех случаях, когда конституционные права исвободы нарушены не федеральным нормативным правовым актом, а законом субъектаРФ, противоречащим федеральному закону. Конституционный Суд имеет право принятьрешение о необходимости применения конституционного судопроизводства в целяхпроверки закона субъекта РФ на соответствие Конституции РФ.
Для того чтобы защитить законныеправа и интересы своего доверителя, адвокат не всегда готовит конституционнуюжалобу непосредственно от своего имени. В соответствии с Конституцией РФ судыобщей юрисдикции и арбитражные суды наделены полномочиями обращаться вКонституционный Суд РФ с запросами о конституционности закона, примененного илиподлежащего применению в конкретном деле. Физические и юридические лица, ихадвокаты, являющиеся участниками судебного (гражданского, административного,уголовного и т.д.) процесса, вправе заявить перед судом ходатайство онаправлении запроса в Конституционный Суд РФ. Ходатайство может быть заявленосторонами на стадии судебного разбирательства. При этом Закон о КонституционномСуде РФ не содержит нормы, запрещающей заявителю в случае направления судомобщей юрисдикции или арбитражным судом запроса в Конституционный Суд РФобратиться самостоятельно с конституционной жалобой.
В Постановлении по делу о толкованииотдельных положений ст. 125, 126 и 127 Конституции РФ Конституционный Суд РФсформулировал обязанность судов общей юрисдикции и арбитражных судов обращатьсяс запросом в Конституционный Суд, если в процессе рассмотрения конкретного делавозникнут сомнения относительно конституционности закона, в соответствии скоторым должно быть разрешено дело[4].Готовясь к составлению конституционной жалобы, адвокат получает сведения о том,что в деле его доверителя (уголовном, гражданском, об административномправонарушении) применен или подлежит применению закон, соответствие которогоКонституции РФ вызывает сомнение. При этом адвокат обдумывает вопрос о том,будет ли заявлено ходатайство суду, рассматривающему это дело, об обращении ссоответствующим запросом в Конституционный Суд РФ, а от имени доверителяконституционная жалоба направляться не будет, либо одновременно будут изаявляться соответствующее ходатайство в суд, рассматривающий дело, инаправляться в Конституционный Суд РФ конституционная жалоба.
Адвокаты по опыту работы знают, чтоотносится к конституционным правам и свободам.
При этом:
— фактическое содержаниеконституционных прав и свобод намного шире, чем при буквальном толкованиисоответствующей статьи Конституции РФ;
— фактическое содержаниеконституционных прав и свобод наполняется дополнительным смыслом благодаряобщепризнанным принципам и нормам международного права и международнымдоговорам РФ.
При рассмотрении дел поконституционным жалобам граждан или их объединений Конституционный Суд РФ вцелях выявления конституционно-правового смысла оспариваемых положений законадает толкование нормам Конституции РФ, закрепляющим права и свободы. Поэтомуадвокат систематически знакомиться с решениями Конституционного Суда РФ и имеетпредставление о том, как Конституционный Суд РФ раскрывает содержание тех илииных конституционных прав и свобод.
Конституционное право на свободуобъединения не распространяется на такие публичные образования, какнотариальные палаты, адвокатура и т.п.
В силу ч. 4 ст. 15 Конституции РФобщепризнанные принципы и нормы международного права и международные договорыРФ являются составной частью ее правовой системы. Если международным договоромРФ установлены иные правила, чем предусмотренные законом, то применяютсяправила международного договора. Поэтому при толковании прав и свобод человекапринимаются во внимание не только правовые позиции Конституционного Суда РФ, нои смысл, придаваемый правам и свободам международными юрисдикционными органами(Европейский суд по правам человека, Комитет по правам человека, Комитет экспертов,Административный совет и Комитет по свободе объединения Международнойорганизации труда).
При написании конституционной жалобынет необходимости в большом объеме цитировать правовые позиции КонституционногоСуда РФ, включать выдержки из постановлений и определений Конституционного СудаРФ, а также цитировать решения Европейского суда по правам человека. Достаточнопросто указать полные реквизиты и наименования этих решений, если необходимоусилить аргументацию жалобы.
В конституционной жалобе адвокатычетко и доступно изложат, в чем именно выражается нарушение гарантированногоконституционного права или свободы. Помощь в этом оказывают каксформулированные ранее Конституционным Судом правовые позиции при рассмотренииконкретных дел, так и прецеденты Европейского суда по правам человека, а такжедругих международных контрольных органов.
Только Конституционный Суд РФ,рассмотрев конституционную жалобу, может признать, что закон нарушает права исвободы, гарантированные Конституцией РФ. Предварительный же анализ наличия илиотсутствия нарушения должен быть проведен непосредственно заявителем или егоадвокатом.
Конституционные права и свободынарушены, если:
— в результате применения положенийзакона человек или организация вообще не могут воспользоваться предоставленнымправом или свободой;
— для реализации права установленытакие условия, которые умаляют саму сущность права или свободы.
При этом нарушение прав и свободможет быть, как заложено в содержании самой нормы, так и вытекать изправоприменительной практики. Право Конституционного Суда РФ проверять нетолько буквальный смысл оспариваемой нормы, но и смысл, придаваемый ейофициальным толкованием или сложившейся правоприменительной практикой, вытекаетиз ч. 2 ст. 74 ФКЗ «О Конституционном Суде РФ»[5].При решении вопроса о необходимости обращения в Конституционный Суд РФ сжалобой, адвокат проводит собственную предварительную оценку конституционностисодержания нормативного акта или правоприменительной практики, исходя изследующих критериев:
— ограничения должны быть установленызаконом, который был официально опубликован, является доступным и понятным дляграждан и их объединений;
— ограничения могут быть установленытолько в законных целях, т.е. перечень целей, которые преследует государство,устанавливая соответствующие ограничения, также должен быть предусмотрен взаконе. При этом перечень законных целей должен быть таким, чтобы исключатьпроизвольное и расширительное толкование со стороны правоприменительныхорганов;
— установленные ограничения должныбыть соразмерными преследуемым законным целям, должен соблюдаться баланс междумерой ограничения и важностью, значимостью преследуемой цели. В любом случаеустановленные ограничения не могут приводить к отрицанию самого права.
В силу ч. 1 ст. 56 Конституции РФотдельные ограничения прав человека с указанием пределов и срока их действиядопускаются в период чрезвычайного положения. Правомерность установления такихограничений в особых условиях чрезвычайного положения подтверждается имеждународными договорами о правах человека, например Европейской конвенцией поправам человека (ст. 15)[6].
Часть 4 ст. 125 Конституции РФ и ст.96 ФКЗ «О Конституционном Суде РФ» устанавливают, что конституционныеправа и свободы должны быть нарушены законом.
Конституционность нормативныхправовых актов адвокаты проверяют по следующим критериям:
1) по содержанию норм;
2) по форме нормативного акта;
3) по порядку подписания, заключения,принятия, опубликования или введения в действие;
4) с точки зрения установленногоКонституцией РФ разделения государственной власти на законодательную,исполнительную и судебную;
5) с точки зрения установленногоКонституцией РФ разграничения компетенции между федеральными органамигосударственной власти;
6) с точки зрения разграниченияпредметов ведения и полномочий между органами государственной власти РФ иорганами государственной власти субъектов РФ, установленного Конституцией РФ,Федеративным и иными договорами о разграничении предметов ведения и полномочий.
Проверка конституционностинормативных актов производится Конституционным Судом РФ только по содержаниюнорм. По своему содержанию нормативный правовой акт не должен содержатьзапреты, умаляющие или отменяющие конституционные права и свободы, либоустанавливать непропорциональные ограничения прав человека, не преследующиезаконные цели. При анализе необходимо обращать внимание на определенностьсодержащихся в нем норм права. По общему правилу (ч. 2 ст. 43 ФКЗ «О КонституционномСуде РФ») Конституционный Суд РФ не проверяет конституционность акта, еслион был отменен или утратил силу до начала или в период рассмотрения делаКонституционным Судом РФ. Производство по конституционной жалобе прекращается.Исключением из данного правила является ситуация, когда Конституционный Суд РФпризнает необходимость рассмотрения дела, поскольку действием правового актабыли нарушены конституционные права и свободы граждан. Если же акт утрачиваетюридическую силу после принятия конституционной жалобы к рассмотрению, тоКонституционный Суд РФ вправе принять решение о продолжении конституционногосудопроизводства по данной жалобе.
При подготовке конституционной жалобыадвокат анализирует закон, конституционность которого предлагается проверитьКонституционному Суду РФ.
Из содержания ст. 36 ФКЗ «ОКонституционном Суде РФ» следует, что существует две составляющие длярассмотрения дела в Конституционном Суде РФ — повод и основание.
Общие требования к конституционнойжалобе указаны в ст. 37 — 38 ФКЗ «О Конституционном Суде РФ»[7].
В обращении адвокат указывает:
— Конституционный Суд РФ в качествеоргана, в который направляется обращение;
— наименование заявителя (в жалобегражданина — фамилия, имя, отчество, в жалобе организации — наименованиеюридического лица и должность лица, подписывающего жалобу);
— адрес и иные данные о заявителе(телефон, электронная почта);
Необходимо указывать контактнуюинформацию, по которой с заявителем можно оперативно связаться.
— необходимые данные об адвокате иего полномочия;
— наименование и адресгосударственного органа, издавшего акт, который подлежит проверке, либоучаствующего в споре о компетенции;
— нормы Конституции РФ и ФКЗ «ОКонституционном Суде РФ», дающие право на обращение в Конституционный СудРФ;
— точное название, номер, датапринятия, источник опубликования и иные данные о подлежащем проверке акте;
— конкретные, указанные в ФКЗ «ОКонституционном Суде РФ» основания к рассмотрению обращенияКонституционным Судом РФ;
— позиция адвоката по поставленномувопросу и правовое обоснование со ссылкой на соответствующие нормы КонституцииРФ (требуется четкое изложение позиции заявителя, из которой следует, в чемзаключается нарушение или ограничение конституционных прав и свобод, а такжеконкретные статьи Конституции РФ, закрепляющие права и свободы, на нарушениекоторых ссылается заявитель. При этом рекомендуется указать одну или две статьиКонституции РФ, которым противоречит, по мнению заявителя, оспариваемый акт илиего отдельные положения);
— требование, обращенное в связи сжалобой к Конституционному Суду РФ (какую конкретную статью закона, частьстатьи, пункт статьи закона или отдельное положение в пункте статьи заявительпросит признать не соответствующими Конституции РФ и нарушающими его права исвободы);
— перечень прилагаемых к обращениюдокументов.
Согласно ст. 38 ФКЗ «ОКонституционном Суде РФ» к направляемому в Конституционный Суд РФобращению прилагаются (для граждан в количестве трех экземпляров):
— текст акта, подлежащего проверке,или положения Конституции РФ, подлежащего толкованию;
— доверенность или иной документ,подтверждающий полномочия адвоката, за исключением случаев, когдапредставительство осуществляется по должности, а также копии документов,подтверждающих право лица выступать в
Конституционном Суде РФ в качествепредставителя (из ч. 2 ст. 53 ФКЗ «О Конституционном Суде РФ»следует, что представителями сторон могут быть адвокаты или лица, имеющиеученую степень по юридической специальности, полномочия которых подтверждаютсясоответствующими документами);
— документ об уплате государственнойпошлины.
Конституционный Суд РФ по ходатайствузаинтересованной стороны может своим решением освободить гражданина, с учетомего материального положения, от уплаты государственной пошлины. К жалобеадвокат приложит документы, подтверждающие уровень материального обеспечениязаявителя, не позволяющий ему заплатить государственную пошлину. Госпошлинавозвращается заявителю, если жалоба не была принята к рассмотрению.
Основанием для возвращения будетявляться либо ответ Секретариата о недопустимости жалобы, либо определениеКонституционного Суда РФ об отказе в принятии жалобы к рассмотрению;
— перевод на русский язык всехдокументов и иных материалов, изложенных на другом языке.
К жалобе могут быть приложены спискисвидетелей и экспертов, которых предлагается вызвать в заседание, а такжедругие документы и материалы.
В Определении Конституционного СудаРФ от 27 мая 2004 г. сформулирована правовая позиция о том, что заявительвправе указать в конституционной жалобе ходатайство об истребовании техдокументов, которые обязательно должны быть приложены к жалобе, но не могутбыть приложены самим заявителем по уважительным причинам[8].
Первоначально предварительнойпроверкой соответствия конституционной жалобы требованиям закона занимаютсяспециалисты Секретариата. Если жалоба не соответствует требованиям закона,Секретариат принимает решение о возвращении жалобы гражданину. Возвращениежалобы не лишает заявителя права на повторное обращение с конституционнойжалобой. Условием будет устранение тех недостатков, которые указаныСекретариатом. В силу ч. 3 ст. 40 ФКЗ «О Конституционном Суде РФ»Секретариат вправе по собственной инициативе направить поступившую жалобузаявителя в соответствующий государственный орган или организацию, компетентныеразрешить поставленный в жалобе вопрос.
Первоначально жалоба на нарушениеконституционных прав и свобод поступает в Секретариат Конституционного Суда РФ.В соответствии со ст. 40 ФКЗ «О Конституционном Суде РФ» Секретариатвправе уведомить заявителя о несоответствии его жалобы требованиям закона.
Основания отказа для Секретариата(ст. 40 ФКЗ «О Конституционном Суде РФ»):
1) Жалоба неподведомственнаКонституционному суду РФ;
2) По форме не отвечает требованиямФКЗ «О Конституционном Суде РФ»;
3) Исходит от ненадлежащего органаили лица;
4) Не оплачена государственнаяпошлина.
Далее жалоба передаетсянепосредственно Конституционному Суду РФ, который также может принять решениеоб отказе в принятии жалобы к рассмотрению (ст. 43 ФКЗ «О КонституционномСуде РФ»).
1) Жалоба неподведомственнаКонституционному Суду РФ;
2) Жалоба не соответствует критериямдопустимости, указанным в ст. 97 ФКЗ «О Конституционном Суде РФ»;
3) По предмету обращенияКонституционным Судом РФ ранее было вынесено постановление, сохраняющее своюсилу.
В соответствии со ст. 40 ФКЗ «ОКонституционном Суде РФ», Секретариат вправе уведомить заявителя онесоответствии его обращения требованиям закона только по определеннымоснованиям, перечень которых является исчерпывающим. На практике встречаютсяслучаи, когда Секретариат сообщает заявителю, что жалоба не может быть принятак рассмотрению Конституционного Суда РФ, т. к. по предмету обращенияКонституционный Суд РФ ранее вынес Постановление, сохраняющее свою силу. Поэтому основанию решение об отказе в приеме конституционной жалобы принимаетсянепосредственно судьями Конституционного Суда РФ.
Из опыта работы юридическойконсультации известно, что у заявителя всегда остается право проситьнепосредственно Конституционный Суд РФ решить вопрос о принятии жалобы к егорассмотрению (ч. 2 ст. 43 ФКЗ «О Конституционном Суде РФ»).
Если решение в форме определения оботказе в принятии жалобы к рассмотрению принято Конституционным Судом РФ оноявляется окончательным и обжалованию не подлежит (ст. 79 ФКЗ «ОКонституционном Суде РФ»).
К категории неподведомственныхКонституционному Суду РФ жалоб граждан и их объединений относятся жалобы, вкоторых ставится вопрос о нарушении конституционных прав и свобод в связи снедостатками действующего законодательства.
Вне пределов компетенцииКонституционного Суда РФ находится рассмотрение жалоб, когда заявитель вусловиях существования двух или более законов, различным образомрегламентирующих определенный круг общественных отношений, по сути проситКонституционный Суд РФ проверить, насколько нормы одного федерального законасоответствуют нормам другого федерального закона, либо указать судам общейюрисдикции, каким законом они должны руководствоваться при разрешении споровопределенного характера.
К неподведомственным КонституционномуСуду РФ жалобам можно отнести и те жалобы, в которых содержится просьбаразъяснить, какой закон подлежит применению в деле заявителя, рассматриваемом всуде.
Адвокаты, которые работают снормативной базой, иногда сталкиваются с тем, что норма какого-то законанарушает конституционные права и свободы человека, однако, конституционнаяжалоба не будет принята к рассмотрению без заявителя.
Наиболее сложным для адвоката (длядальнейшей защиты прав и свобод) основанием для отказа в принятии жалобы нанарушение конституционных прав и свобод является ситуация, когда отказмотивирован тем, что «по предмету обращения Конституционным Судом РФ ранеебыло вынесено постановление, сохраняющее свою силу» (п. 3 ч. 1 ст. 43 ФКЗ«О Конституционном Суде РФ»). В таких случаях Секретариат вуведомлении заявителю о невозможности принятия жалобы к рассмотрениюКонституционным Судом РФ зачастую использует иную формулировку, а именно — «по данному вопросу Конституционный Суд РФ уже сформулировал правовуюпозицию…». Поэтому перед составлением конституционной жалобы адвокаттщательно изучает практику Конституционного Суда РФ. Наиболее эффективно, когдаадвокат присутствовал уже на стадии подготовки дела в суд общей юрисдикции(арбитражный суд) или в процессе рассмотрения дела по существу в целяхиспользования правовых позиций Конституционного Суда РФ как одного изаргументов обоснованности или необоснованности заявленных требований. Суд общейюрисдикции или арбитражный суд может принять уже сформулированные КонституционнымСудом РФ правовые позиции и тогда не будет необходимости обращаться сконституционной жалобой. Как показывает практика, несмотря на обязательностьвсех решений Конституционного Суда РФ, другие суды не всегда обращают на этовнимание. Адвокату остается возможность обратиться в Конституционный Суд РФ,указав при этом в жалобе, что все попытки обратить внимание суда общейюрисдикции или арбитражного суда на уже имеющиеся по данному вопросу правовыепозиции не увенчались успехом.
При наличии по конкретному вопросуправовой позиции Конституционного Суда РФ конституционная жалоба будет иметьшанс на принятие и рассмотрение только в том случае, если из самой жалобы иприлагаемых к ней документов будет явно следовать: для защиты конституционныхправ и свобод требуется именно решение Конституционного Суда РФ, а инымспособом защитить конституционные права не представляется возможным.
Каких-либо специальных сроков, втечение которых Секретариат должен рассмотреть жалобу на предмет соответствиятребованиям ФКЗ «О Конституционном Суде РФ», не установлено. Обычно,заявитель получает уведомление Секретариата о наличии препятствий для принятияжалобы к рассмотрению Конституционным Судом РФ. Если конституционная жалобапрошла предварительную проверку в Секретариате, Председатель КонституционногоСуда РФ передает жалобу для предварительного изучения одному или несколькимсудьям.
На этом этапе судья или судьи неболее чем в двухмесячный срок с момента регистрации жалобы в Секретариатепроверяют возможность принятия жалобы к рассмотрению Конституционного Суда РФ.Вновь разрешается вопрос о допустимости жалобы и подведомственности спораКонституционному суду РФ. В результате предварительного рассмотрения жалобысудья или судьи дают заключение, которое рассылается всем судьям и вносится нарассмотрение в пленарное заседание Конституционного Суда РФ. Пленарноезаседание завершается принятием одного из следующих решений, о которомуведомляется заявитель: либо о принятии жалобы к рассмотрению, либо об отказе впринятии жалобы к рассмотрению. Секретариат Конституционного Суда РФ направляетзаявителю уведомление о принятом решении.
До момента рассмотрения дела взаседании Конституционного Суда РФ у заявителя сохраняется право отозватьконституционную жалобу, что влечет за собой прекращение производства по делу.
После того как жалоба была принята крассмотрению, принимается решение не позднее чем через месяц о назначении делак слушанию. Рассмотрение конституционных жалоб на нарушение конституционныхправ и свобод законом, примененным или подлежащим применению в конкретном делеотнесено к вопросам, рассматриваемым в заседаниях палат Конституционного СудаРФ.
Для подготовки дела к слушаниюназначается один или несколько судей-докладчиков. Судья-докладчик имеетследующие полномочия:
— истребовать необходимые документы ииные материалы;
— поручить провести проверку,исследование, экспертизу;
— воспользоваться консультациямиспециалистов;
— направлять запросы;
— определяет круг лиц, подлежащихприглашению и вызову в судебное заседание;
— отдает распоряжение об уведомлениио месте и времени заседания, о направлении участникам процесса необходимыхматериалов.
Судья-докладчик составляет проектитогового решения, в зависимости от характера и сложности дела — переченьвопросов, подлежащих обсуждению и разрешению в процессе совещания судей попринятию итогового решения. При этом судья-докладчик имеет право предложитьмотивированные ответы на эти вопросы.
На стадии подготовки дела к слушаниюКонституционный Суд РФ вправе предложить соответствующим органам властиприостановить действие оспариваемого акта до завершения рассмотрения дела. Поданному вопросу Конституционный Суд РФ принимает определение.
Участники процесса уведомляются одате заседания, на котором будет рассмотрена жалоба, не позднее чем за 10 днейдо судебного заседания. Одновременно с уведомлением участникам процессанаправляются копии всех обращений, отзывов на них, копии проверяемых актов,заключения экспертов.
Согласно ст. 52 ФКЗ «ОКонституционном Суде РФ» участниками процесса являются стороны, ихпредставители, свидетели, эксперты, переводчики[9].
В Конституционном Суде РФ в качествесторон по делу выступают:
— заявители;
— органы или должностные лица,издавшие либо подписавшие акт, конституционность которого подлежит проверке.
Стороны и их представители вправезнакомиться с материалами дела, излагать свою позицию по делу, задавать вопросыдругим участникам процесса, заявлять ходатайства, в том числе об отводе судьи.Сторона может предоставлять на обращение письменные отзывы, подлежащиеприобщению к материалам дела, знакомиться с отзывами другой стороны.
В судебном заседании первым выступаетсудья-докладчик, который оглашает суть жалобы, с которой обратился гражданин(объединение граждан, адвокат). После этого слово предоставляется сторонам.Выступление гражданина сводится к оглашению доводов, подтверждающихнеконституционность закона, факт нарушения конституционных прав и свобод.
Выступление представителя органа,принявшего оспариваемый закон, сводится к опровержению доводов заявителей.После заслушивания пояснения одной стороны судья Конституционного Суда РФ ивторая сторона вправе задать вопросы. Исследование каких-либо документов взаседании Конституционного Суда РФ возможно по инициативе суда или походатайству сторон.
В случае если к участию врассмотрении жалобы гражданина были приглашены эксперты и свидетели, то онивыступают в заседании после выступления сторон. Затем сторонам предоставляетсяправо выступить с заключительной речью по рассматриваемой жалобе.
Статья 68 ФКЗ «О КонституционномСуде РФ» предоставляет Конституционному Суду РФ право на этой стадиипринять решение о прекращении производства по делу, которое являетсяокончательным и обжалованию не подлежит.
Основаниями прекращения являются:
— выявление оснований к отказу впринятии обращения к рассмотрению Конституционного Суда РФ;
— установление факта, что вопрос,разрешаемый законом, конституционность которого предполагается проверить, неполучил разрешения в Конституции РФ или по своему характеру и значению неотносится к числу конституционных.
Конституционный Суд РФ объявляет обокончании слушания дела, если придет к выводу, что все вопросы по жалобе былиполно и всесторонне исследованы.
Решение Конституционного Суда РФ,принимаемое по жалобам на нарушение конституционных прав и свобод, называетсяпостановлением. Решения Конституционного Суда РФ в форме постановления подлежатобязательному опубликованию в официальном издании того государственного органа,который принял оспариваемый. Также постановления Конституционного Суда РФпубликуются в «Вестнике Конституционного Суда РФ».
На основании ст. 79 ФКЗ «ОКонституционном Суде РФ» акты или их отдельные положения, признанныеКонституционным Судом не соответствующими Конституции РФ, утрачивают силу.Обратную силу решение Конституционного Суда РФ имеет только в отношении лиц,подавших конституционную жалобу, при рассмотрении которой была установленанеконституционность правового акта.
Обратной силой постановлениеКонституционного Суда Российской Федерации обладает в отношении делобратившихся в Конституционный Суд Российской Федерации граждан или объединенийграждан, а также в отношении неисполненных решений, вынесенных до принятияэтого постановления. Дела, которые послужили для заявителей поводом дляобращения в Конституционный Суд Российской Федерации, во всяком случае,подлежат пересмотру компетентными органами.
Если акт или его отдельные положенияпризнаны неконституционными по жалобе заявителя, то его дело, в котором былприменен закон, признанный неконституционным, должно быть пересмотренокомпетентными органами без каких-либо дополнительных условий. При этом не имеетправового значения факт истечения процессуальных и давностных сроков дляобжалования и пересмотра дела заявителя. Решение Конституционного Суда РФ опризнании нормы неконституционной является достаточным основанием для новогорассмотрения дела заявителя.
Если Конституционный Суд РФ призналзакон, примененный в конкретном деле, не соответствующим Конституции РФ, данноедело подлежит пересмотру компетентным органом в обычном порядке.
Инициатором выступает сам заявитель,который подает заявление о пересмотре судебного акта в порядке надзора или повновь открывшимся обстоятельствам в точном соответствии с требованиямипроцессуального закона и с соблюдением правил подсудности.
Для граждан, не являвшихсязаявителями по конституционной жалобе, действует общий порядок пересмотрасудебных решений, либо они могут воспользоваться институтом обжалования в суддействий и решений органов власти и должностных лиц, если речь идет опересмотре решений иных, кроме судов, правоприменительных органов. В этомслучае право граждан на пересмотр судебных и иных правоприменительных решенийограничено нормами о сроках исковой давности, о процессуальных сроках,установленных для пересмотра дела в порядке надзора или по вновь открывшимсяобстоятельствам.
Постановления Конституционного Суда РФ,принятые в связи с рассмотрением жалобы на нарушение конституционных прав исвобод, не всегда принимают решение о неконституционности закона или егоотдельных положений. Нередко Конституционный Суд РФ приходит к выводу о том,что оспариваемый закон соответствует Конституции РФ. При этом КонституционныйСуд РФ дает официальное толкование нормы закона, выявляя ееконституционно-правовой смысл. И это толкование становится обязательным как длязаконодателя, так и для правоприменителя и не может быть отвергнуто илипреодолено в законодательной и правоприменительной практике. Адвокат помогаетсоставить ходатайство о разъяснении решения Конституционного Суда РФ. В текстходатайства рекомендуется включать описание правоприменительной практики,которая сложилась после принятия решения Конституционным Судом РФ, если ейпридается истолкование, расходящееся с конституционно-правовым смыслом.
С таким ходатайством может обращатьсятолько заявитель (все лица, кому разослано решение суда). Процедурарассмотрения таких ходатайств аналогична процедуре принятия обычногопостановления.
Другим средством защиты являетсяпросьба о распространении ранее выраженной правовой позиции КонституционногоСуда РФ на новые дела. Заявителя имеет право просить об этом суд в своемобращении. В этом случае Конституционный Суд РФ принимает определение об отказев принятии дела.
В практике Конституционного Суда РФвстречаются определения, получившие название «определений с положительнымсодержанием». Конституционный Суд РФ в результате рассмотренияконституционной жалобы может прийти к выводу, что для разрешения поставленногозаявителем в жалобе вопроса не требуется вынесение предусмотренного ст. 71 ФКЗ«О Конституционном Суде РФ» итогового решения в виде постановления. Ктакому выводу Конституционный Суд РФ приходит тогда, когда в жалобеоспариваются такие же нормативные положения, какие ранее им уже были признаныне соответствующими Конституции РФ. В резолютивной части определения сположительным содержанием Конституционный Суд РФ отдельным пунктом указывает,что дело заявителя должно быть пересмотрено.
Адвокат при подготовкеконституционной жалобы:
— проводит тщательный анализдокументов, представленных заявителем с целью определения надлежащего заявителяпо конституционной жалобе, конкретной нормы закона, которая была применена вделе заявителя, а также в целях проверки, что именно данная норма законауказана в судебном решении или акте иного органа;
— проверяет, является ли примененныйв деле заявителя закон действующим, не отменен ли он, не признан линеконституционным;
— рассматривает иные варианты защитынарушенного права заявителя, кроме обращения в Конституционный Суд РФ;
— определяет конституционное правоили свободу, которые были нарушены;
— изучает практику КонституционногоСуда РФ;
— при получении уведомленияСекретариата Конституционного Суда РФ анализирует перечисленные аргументы, покоторым жалоба не может быть принята к рассмотрению Конституционным Судом РФ.
В юридической консультации опытныеадвокаты дадут рекомендации о том, как лучше составить конституционную жалобу иустранить имеющиеся недостатки.
2. Теоретико-правовые основы учредительных документовадвокатских палат
Как известно, сформированы предусмотренные Федеральнымзаконом «Об адвокатской деятельности и адвокатуре в РоссийскойФедерации» адвокатские палаты субъектов Российской Федерации[10].
Согласно пункту 2 статьи 29 названного Федерального законаадвокатская палата, являясь негосударственной некоммерческой организацией,основанной на обязательном членстве адвокатов одного субъекта РоссийскойФедерации, действует «на основании общих положений для организаций данноговида, предусмотренных настоящим Федеральным законом».
Это значит, что профессиональное сообщество адвокатов каждогорегиона структурируется (исходя из принципа самоуправления и корпоративности) вкачестве юридического лица в организационно-правовой форме негосударственнойнекоммерческой организации, которая должна действовать на основании общихположений для организаций данного вида, предусмотренных указанным Федеральнымзаконом. В связи с этим возникает вопрос: что же это за «общие положениядля организаций данного вида» и каким образом эти общие положенияреализуются на практике?
Из 55 адвокатских палат:
— 43 адвокатские палаты в качестве учредительного документаутвердили устав;
— 7 адвокатских палат в качестве учредительного документаутвердили положение (адвокатские палаты Республики Алтай, МордовскойРеспублики, Республики Татарстан, Чувашской Республики, Кировской области,Нижегородской области, Ульяновской области);
— 5 адвокатских палат ответили, что не имеют учредительныхдокументов, а регистрация их в качестве юридических лиц была произведена наосновании решения общего собрания (конференции) адвокатов. Это адвокатскиепалаты Республики Калмыкия, Приморского края, Хабаровского края, Липецкойобласти, Орловской области.
Мнения ученых по этому вопросу расходятся.
Так, в комментариях к ст. 29 Федерального закона «Обадвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации» подредакцией Д.Н. Козака указано: «Следует признать противоречащей законупрактику принятия некоторыми адвокатскими палатами уставов в качествеучредительных документов юридического лица, создаваемого в соответствии скомментируемым Законом, так как в соответствии с пунктом 2 ст. 29 адвокатскиепалаты действуют не на основании устава, а на основании предусмотренныхкомментируемым Законом общих положений для адвокатских палат (организацийданного вида)»[11].
Такого же мнения придерживается кандидат юридических наукЮ.А. Костанов, отмечающий, что «представление учредительных документов,под которыми понимаются учредительный договор и устав юридического лица, длярегистрации адвокатской палаты не требуется, поскольку адвокатская палатасоздается не в соответствии с договором учредивших ее адвокатов, а в силупредписаний Закона и действует не на основании устава, а в соответствии сположениями Закона»[12].
Однако данная точка зрения не соответствует п. 5 ст. 29Федерального закона, которая закрепляет, что «адвокатская палатаобразуется учредительным собранием (конференцией) адвокатов» и согласно п.7 ст. 29 подлежит государственной регистрации, которая «осуществляется наосновании решения учредительного собрания (конференции) адвокатов и в порядке,установленном Федеральным законом о государственной регистрации юридическихлиц».
В комментариях к ст. 29 Федерального закона «Обадвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации» подредакцией доктора юридических наук, профессора А.П. Гуляева и кандидатаюридических наук С.М. Юдушкина по данному вопросу: «В данном случае отсутствуетпотребность в индивидуальных учредительных документах, так как все организации,осуществляющие этот вид деятельности, выполняют одинаковые функции и не имеютсущественных отличий в правовом положении. Особенностью используемойзаконодательной конструкции является то, что для изложения „общихположений“ не предусматривается принятия специального отдельногонормативного документа. Правовой статус адвокатской палаты выводится изположений Федерального закона в целом. Для создания адвокатской палаты нетребуется заключения учредительного договора или принятия устава.Государственная регистрация осуществляется на основании решения учредительногособрания (конференции) адвокатов»[13].
В комментариях к Федеральному закону «Об адвокатскойдеятельности и адвокатуре в Российской Федерации» под редакцией доктораюридических наук И.Л. Трунова, под редакцией доктора юридических наук Ю.Ф.Лубшева и других вышеуказанные нормы ст. 29 Закона не исследуются[14].
Возникает вопрос: почему все-таки подавляющее большинствоадвокатских палат приняли в качестве учредительного документа устав, несмотряна нормы Закона о том, что адвокатские палаты действуют на основании«общих положений»?
В п. 1 ст. 52 Гражданского кодекса Российской Федерациизакреплено[15], чтоюридическое лицо действует на основании устава, либо учредительного договора иустава, либо только учредительного договора; в случаях, предусмотренных законом,юридическое лицо, не являющееся коммерческой организацией, может действовать наосновании общего положения об организациях данного вида. Таким образом, именнозакон должен предусматривать случаи, когда некоммерческая организация можетдействовать на основании общего положения об организациях данного вида.
Согласно ст. 14 Федерального закона «О некоммерческихорганизациях»[16]учредительными документами некоммерческой организации являются: устав;учредительный договор и устав; решение собственника о создании учреждения иустав, утвержденный собственником для учреждения. В случаях, предусмотренныхзаконом, некоммерческая организация может действовать на основании общегоположения об организациях данного вида.
Рассуждая о применении «общего положения» какправоустанавливающего документа, доктор юридических наук, профессор О.Н.Садиков пишет, что «здесь отпадает необходимость в индивидуальныхучредительных документах, поскольку все организации, относящиеся к такому виду,осуществляют идентичные функции некоммерческого характера и не имеютсущественных особенностей в правовом положении»[17].
В подтверждение сказанному О.Н. Садиков привел пример такойорганизации — высшее учебное заведение, которое функционирует на основанииТипового положения об образовательном учреждении высшего профессиональногообразования (высшем учебном заведении) Российской Федерации, утвержденногоПостановлением Правительства РФ[18]. Этозначит, что все учебные заведения этого типа в Российской Федерации должныфункционировать, руководствуясь вышеназванным Типовым положением.
Однако в ст. 10 названного Типового положения указано, чтовысшее учебное заведение руководствуется в своей деятельности федеральнымизаконами, актами Президента Российской Федерации, Правительства РоссийскойФедерации, федерального органа управления образованием, органов государственнойвласти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления,настоящим Типовым положением и своим уставом. Это значит, что каждое высшееучебное заведение должно принять свой устав, соответствующий Типовомуположению.
Если обратиться к ст. 25 Гражданского кодекса РСФСР 1964 года[19],она предусматривала, что юридическое лицо действует на основании устава(положения); учреждения и иные государственные организации, состоящие нагосударственном бюджете, а в случаях, предусмотренных законодательством СоюзаССР и РСФСР, также и другие организации могут действовать на основании общегоположения об организациях данного вида. Там же содержится и норма о том, что«правоспособность юридического лица возникает с момента утверждения егоустава или положения, а в случаях, когда оно должно действовать на основанииобщего положения об организациях данного вида, — с момента издания компетентныморганом постановления о его образовании. Порядок назначения или избрания органовюридического лица определяется уставом (положением)».
Таким образом, категория «общее положение»трактуется как документ, разновидность нормативно-правового акта.
Однако в ст. 29 Федерального закона «Об адвокатскойдеятельности и адвокатуре в Российской Федерации» речь идет об «общихположениях, на основании которых действуют адвокатские палаты», чтопонимается как нормы данного Закона. В результате того, что указанныйФедеральный закон не повторил дословно норму ст. 52 Гражданского кодексаРоссийской Федерации, он нарушил ч. 2 п. 2 ст. 3 Гражданского кодексаРоссийской Федерации, согласно которой «нормы гражданского права,содержащиеся в других законах, должны соответствовать настоящему Кодексу».
Представляется, что должно существовать Общее положение обадвокатских палатах. Подтверждением тому служит п. 1.5 Устава адвокатскойпалаты Воронежской области, который гласит: «Настоящий Устав действует доутверждения в установленном порядке общего положения об организациях данноговида».
Таким образом, адвокатская палата как орган адвокатскогосамоуправления в каждом субъекте Российской Федерации до принятия общегоположения обязательно должна иметь учредительные документы, а именно устав,нормы которого не могут противоречить Федеральному закону «Об адвокатскойдеятельности и адвокатуре в Российской Федерации».

 
3. Тесты
 
1. В каком году был принят закон «Об адвокатской деятельностии адвокатуре в Российской Федерации»:
А) 2001 год;
Б) 2002 год; — Федеральный закон от 31.05.2002 N 63-ФЗ (ред. от 23.07.2008)«Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации»(принят ГД ФС РФ 26.04.2002)
В) 2003 год.
2. С какого момента адвокат начинает осуществлять адвокатскуюдеятельность:
А) когда ему присваивается статус адвоката;
Б) с момента сдачи квалификационного экзамена;
В) с момента присвоения ему статуса адвоката, принятия имприсяги и когда он становится членом адвокатской палаты. — Ст.13 п.2 Федеральный закон от31.05.2002 N 63-ФЗ(ред. от 23.07.2008)«Об адвокатскойдеятельности и адвокатуре в Российской Федерации»(принят ГД ФС РФ26.04.2002)
3. В чём заключается предварительная подготовка адвоката кучастию в отдельных видах дел:
А) адвокат стремится сделать прогноз по конкретному делу,ссылаясь на свой опыт;
Б) стремится заранее максимально тщательно продумыватьосновные моменты работы с клиентом;
В) сообщает клиенту, что дело проигрышное и нужно отказатьсяот иска.

4. Задача
 
Члены — учредители адвокатского бюро «Лекс», оказавшись не всостоянии оплачивать арендные платежи за снимаемый ими офис, решилиреорганизовать свою организацию в юридическую фирму коммерческой направленности(общество с ограниченной ответственностью), чтобы иметь возможностьзарабатывать средства иной, чем адвокатская, юридической деятельностью.Правильное ли решение возникло у адвокатов? Как им предстоит решить своюпроблему, чтобы выйти из затруднительного финансового положения?
При реорганизации адвокатского бюро применяются как общиеправила ГК РФ (ст. 57 — 65), так и специальные нормы. Реорганизация означаеторганизовать на новых началах, преобразовать; она представляет собойпрекращение юридического лица с переходом прав и обязанностей; прекращаетсяодно юридическое лицо, появляется новое юридическое лицо[20].Согласно ст.23 п.11 Федерального закона «Об адвокатской деятельности иадвокатуре в Российской Федерации» бюро не может быть преобразовано вкоммерческую организацию или иную некоммерческую организацию. Из этого следует,что решение у адвокатов возникло не правильное. Они могут реорганизоватьадвокатское бюро в юридическую консультацию, созданную в форме учреждения(ст.24 п.2). После согласования с органом исполнительной власти субъектаРоссийской Федерации условий, совет адвокатской палаты принимает решение обучреждении юридической консультации, утверждает кандидатуры адвокатов,направляемых для работы в юридической консультации, и направляет заказнымписьмом уведомление об учреждении юридической консультации в органисполнительной власти субъекта Российской Федерации (ст.24 п.4).
Совет адвокатской палаты утверждает порядок, в соответствии скоторым адвокаты направляются для работы в юридических консультациях. При этомсоветом адвокатской палаты может быть предусмотрена выплата адвокатам,осуществляющим профессиональную деятельность в юридических консультациях,дополнительного вознаграждения за счет средств адвокатской палаты (ст.24 п.5).Из этого следует, что при реорганизации адвокатского бюро в некоммерческуюорганизацию (юридическую консультацию) адвокаты имеют право на финансовуюпомощь со стороны адвокатской палаты.
 
5. Задача
 
Трое адвокатов учредили коллегию адвокатов, в которуювпоследствии приняли еще десять адвокатов в качестве членов коллегии. Согласнопринятому еще в ходе учреждения коллегии уставу прием других членов в коллегиюосуществляется по решению Президиума коллегии, т.е. исполнительного органаколлегии. Имеются ли нарушения принципов адвокатской деятельности в данномуставе? Каков порядок принятия иного учредительного документа в коллегииадвокатов? Можно ли в данном случае обойтись без судебного обжалования, неустраивающего адвокатов устава коллегии?
 

 
6. Составьте схему «Условия прекращения статуса адвоката»
/>Условия прекращение статуса адвоката
/>Ст.17
/>Статус адвоката прекращается советом адвокатской палаты субъекта Российской Федерации
/>подача адвокатом заявления о прекращении статуса адвоката в совет адвокатской палаты
/>
/>вступление в законную силу решения суда о признании адвоката недееспособным или ограниченно дееспособным
/>
/>смерть адвоката или вступление в законную силу решения суда об объявлении его умершим
/>
/>вступление в законную силу приговора суда о признании адвоката виновным в совершении умышленного преступления
/>/>
выявление обстоятельств,
/>1) признанные недееспособными или ограниченно дееспособными в установленном законодательством Российской Федерации порядке;
2) имеющие непогашенную или неснятую судимость за совершение умышленного преступления.
/>/>Лицо, статус адвоката которого приостановлен, не вправе осуществлять адвокатскую деятельность, а также занимать выборные должности в органах адвокатской палаты или Федеральной палаты адвокатов. Нарушение положений настоящего пункта влечет за собой прекращение статуса адвоката. Статус адвоката может быть прекращен по решению совета адвокатской палаты субъекта Российской Федерации на основании заключения квалификационной комиссии
/>
неисполнении или ненадлежащем исполнении адвокатом своих профессиональных обязанностей перед доверителем
/>/>
нарушении адвокатом норм кодекса профессиональной этики адвоката;

Список использованных источников
1 Основнаялитература
1.1. Конвенцияо защите прав человека и основных свобод и реализация ее требований в УИСРоссийской Федерации через решения Европейского Суда по правам человека (утв.ФСИН РФ)
1.2. КонституцияРоссийской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетомпоправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 N6-ФКЗ, от 30.12.2008 N 7-ФКЗ)
1.3. Федеральныйконституционный закон от 21.07.1994 N 1-ФКЗ (ред. от 02.06.2009) «ОКонституционном Суде Российской Федерации» (одобрен СФ ФС РФ 12.07.1994)
1.4. Федеральныйзакон от 31.05.2002 N 63-ФЗ (ред. от 23.07.2008) «Об адвокатскойдеятельности и адвокатуре в Российской Федерации» (принят ГД ФС РФ26.04.2002)
1.5. Гражданскийкодекс Российской Федерации (часть первая) от 30.11.1994 N 51-ФЗ (принят ГД ФСРФ 21.10.1994) (ред. от 27.12.2009)
1.6. Федеральныйзакон от 12.01.1996 N 7-ФЗ (ред. от 05.04.2010) «О некоммерческихорганизациях» (принят ГД ФС РФ 08.12.1995)
1.7. Гражданскийкодекс РСФСР (утв. ВС РСФСР 11.06.1964) (ред. от 26.11.2001)
2 Дополнительнаялитература
2.1. Научно-практическийкомментарий к Федеральному закону «Об адвокатской деятельности иадвокатуре в Российской Федерации» / Под ред. Д.Н. Козака. М., 2003. С.160.
2.2. Комментарийк Федеральному закону «Об адвокатской деятельности и адвокатуре вРоссийской Федерации» (постатейный) / Под ред. А.В. Гриненко. М., 2003. С.216.
2.3. Комментарийк Федеральному закону «Об адвокатской деятельности и адвокатуре» (сприложениями): научно-практическое издание / А.П. Гуляев, К.Е. Ривкин, О.В.Сарайкина, С.М. Юдушкин. М., 2004. С. 177.
2.4. Комментарийк Федеральному закону «Об адвокатской деятельности и адвокатуре вРоссийской Федерации» (постатейный) / Ю.Ф. Лубшев. М., 2002. С. 150 — 151;
2.5. Комментарийк Федеральному закону «Об адвокатской деятельности и адвокатуре вРоссийской Федерации» / Отв. ред. И.Л. Трунов. М., 2003. С. 119 — 120.
2.6. Комментарийк Гражданскому кодексу Российской Федерации (части первой) (под ред. О.Н.Садикова) включен в информационный банк согласно публикации — М.: — Юридическаяфирма «КОНТРАКТ», Издательский Дом ИНФРА-М, 1997.
2.7. Комментарийк Гражданскому кодексу Российской Федерации, части первой / Отв. ред. О.Н.Садиков. М., 1996. С. 86.
2.8. В.В.Пиляева. Гражданское право в вопросах и ответах: учебное пособие. — 4-е изд.,перераб. и доп. – М.: КНОРУС, 2008. – с.35
2.9. Адвокатскаядеятельность и адвокатура в России в двух частях / Под ред. И. Л. Трунова. –М.: Эксмо, 2007.
3 Периодическаялитература
3.1. ОпределениеКонституционного Суда РФ от 27 мая 2004 г. N 179-О «Об отказе в принятии крассмотрению жалобы гражданина Сметанина Игоря Викторовича на нарушение егоконституционных прав положениями пункта 6 части второй статьи 37 и пункта 1части первой статьи 38 Федерального конституционного закона „ОКонституционном Суде Российской Федерации“
3.2. ПостановлениеПравительства РФ от 05.04.2001 N 264 (ред. от 17.01.2006) „Об утвержденииТипового положения об образовательном учреждении высшего профессиональногообразования (высшем учебном заведении) Российской Федерации“/ Адвокатскаяпрактика, N 4, 2004